Ярославский завод топливной аппаратуры: Топливная аппаратура Ярославского завода дизельной аппаратуры — ДТА оптом

Ярославский завод топливной аппаратуры – Основные средства

В.Мамедов

Что в дизеле главное? От его механизмов зависит немало: срок службы, расход масла… Однако мощность и экономичность определяются в первую очередь топливной аппаратурой. Именно в ней заложен ключ к успеху. Не случайно в последнее время главные новости дизелестроения – это системы топливоподачи.

В 256 км от Москвы, в старинном русском городе Ярославле находится лидер по разработке и выпуску отечественных топливоподающих систем для дизельных двигателей – Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА). В прошлом году ему, как машиностроительному предприятию, исполнилось 70 лет.

До 1929 года на том месте, где ныне высятся цеха одного из подразделений ЯЗТА (всего у завода в городе четыре производственных площади), находилась спичечная фабрика предпринимателя Дунаева, хорошо известная в дореволюционной России своей продукцией.

Первые пятилетки охватили и промышленность тихого в то время Ярославля. На фабрике Дунаева и построенных рядом с ней сооружениях советская власть решила наладить выпуск швейных машин. За год была проведена ее солидная реконструкция, и в 1930 году она возродилась уже в качестве Ярославского механического завода треста «Госшвеймашина». Однако через год предприятие передали Наркомату тяжелой промышленности и оно снова сменило название, став теперь «Государственным механическим заводом № 62».

В предвоенное десятилетие завод выпускал оборонную продукцию, на нем сформировался коллектив специалистов. В 1941-м предприятие эвакуировали в Челябинск. А на его месте приказом Наркома боеприпасов СССР был вновь организован механический завод, которому присвоили номер 522. Переход на мирные рельсы в 1945 году потребовал от него наряду с оборонной освоить и мирную продукцию – картофелекопалки, окучники, запчасти к тракторам. А затем, в 1955-м, наладить выпуск велосипедных втулок и электромоторов для стиральных машин.


В 1960 году вновь переименованному заводу (теперь он стал п/я № 99) поручается заняться незнакомым делом – изготовлением топливной аппаратуры, что вскоре отражается и в его названии. Предприятие превращается в Ярославский завод топливной аппаратуры и становится одним из основных поставщиков ЯАЗа, окончательно распрощавшегося с изготовлением тяжелых грузовиков и осваивающего новое семейство дизелей ЯМЗ-236/238/240, а потому переименованного в «Ярославский моторный завод». Резкое увеличение потребности в топливных насосах высокого давления привело к серьезной реконструкции ЯЗТА. В результате с 1965 года выпуск ТНВД ведется конвейерным способом.

Конструкторы предприятия не только совершенствуют выпускаемую продукцию, но и разрабатывают новые модели. Именно здесь родилась на свет топливоподающая аппаратура для дизелей Камского автозавода, и здесь же была изготовлена в 1972 – 1976 годах первая тысяча комплектов. Время не стоит на месте, и вот уже в 1975 году появляются новые задачи.

Необходимо было впервые в мире освоить выпуск топливной аппаратуры для восьми- и двенадцатицилиндровых дизелей с размерностью 140 х 140 мм и максимальным давлением впрыска 800 атм. Постоянно велась работа над повышением долговечности серийных ТНВД. В 1976 году был получен ощутимый результат: аппаратура обрела ресурс 10 тыс. ч.

Гидравлические узлы для газораспределительных механизмов: гидронатяжитель

В 1980-м ЯЗТА за заслуги в развитии отечественного дизелестроения был награжден орденом Трудового Красного Знамени, что по времени совпало с началом организации отраслевого Научно-технического центра по топливной аппаратуре с уникальной исследовательской базой. В конце 80-х в нем был создан типоразмерный ряд устройств топливоподачи для широкой гаммы дизелей с рабочим объемом цилиндра 0,8 – 3,5 л.

Параллельно с выпуском топливных систем на ЯЗТА в те годы успешно занимались станкостроением, в частности, изготавливали гидрораспределительную и контрольно-регулирующую аппаратуру по лицензии фирмы Rexroth.

Были доведены до совершенства конструкции насосов-регуляторов для газотурбинных двигателей, используемых в военных целях, собирались стенды для испытания форсунок, насосы для перекачки бензина, выпускались товары народного потребления.

Переход на рыночные отношения на рубеже 90-х оказался для завода серьезным испытанием: пятикратное снижение спроса на продукцию, ранее выпускавшуюся по госзаказу и для Минобороны, поставило его в тяжелейшее финансовое положение. Для выхода из кризиса руководство предприятия, превратившегося в соответствии с веяниями времени в Акционерное общество открытого типа «Завод топливной аппаратуры», определило следующие основные стратегические задачи:

– сохранить позицию лидера в области разработки и производства новых видов топливной аппаратуры для дизелей;

– освоить выпуск новых, перспективных, конкурентоспособных и пользующихся спросом комплектующих для производства легковых автомобилей;

– организовать выпуск новых видов товаров народного потребления и увеличить объем услуг населению за счет освобождения не используемых производственных площадей.

Совместно со специалистами Ярославского моторного завода разработали модельный ряд топливной аппаратуры «Компакт-40», позволивший ЯМЗ, первому в России, в 1997 году сертифицировать 8 моделей перспективных дизелей на соответствие нормам Euro-2. Освоили производство топливной аппаратуры к жидкостным подогревателям типа Webasto, переданное позднее дочернему предприятию «ИНТА-Центр».

Так, была разработана и выпущена опытная партия узлов топливоподачи для одноцилиндровых многоцелевых дизелей с цилиндровой мощностью 6 – 10 л.с. при 3 600 об/мин. Ведутся работы по созданию топливных систем, отвечающих требованиям Euro-3, в том числе аккумуляторной системы топливоподачи с электронным управлением для дизелей ЯМЗ и ТМЗ, топливных насосов высокого давления без собственного кулачкового вала для дизелей с объемом цилиндра 0,45; 1,0; 2,0 и 3,3 л и цилиндровой мощностью 6 – 100 л.с.

Гидравлические узлы для газораспределительных механизмов: гидроопора рычага клапана

Разрабатываются форсунки для впрыска газа, форсунки для впрыска смесевого (газового и дизельного) топлива, изготовлены опытные образцы топливной аппаратуры с максимальным давлением впрыска до 1 500 атм. Освоено производство гидронатяжителей цепей газораспределения для легковых автомобилей ВАЗ. В конце 1999 года организован выпуск свечей зажигания (совместно с французской фирмой «САЖЕМ») для легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства.

Активная работа по изучению потребностей рынка – как основной продукции, так и товаров народного потребления – позволяет управлению маркетинга не только вести работу по созданию дилерской сети, но и формировать заводские планы производства и продаж. При участии службы маркетинга организованы Торговые дома – «Беларусь» и «Ярославия». На высвобожденных производственных площадях расположили автосалон, службу сервиса, выставочный комплекс для проведения ярмарок высокого уровня.

Созданное на заводе в марте 1999 года Инвестиционное управление в кратчайшие сроки разработало и представило на инвестиционные конкурсы 10 проектов по различным направлениям деятельности. В настоящее время приняты решения о государственной поддержке проектов «Техническое перевооружение завода с организацией производства аппаратуры с повышенной энергией впрыска для комплектации дизельных двигателей автомобильной техники современного технического уровня» и «Организация производства свечей зажигания».

У завода, имеющего славное прошлое, есть и постоянно пополняющийся портфель заказов, т.е. все шансы закрепить свое лидирующее положение даже в изменившихся условиях перехода к рыночной экономике.

Топливная аппаратура рядного типа для серийных V-образных дизельных двигателей ЯМЗ

Топливная аппаратура с рядным ТНВД типа «компакт-40» для перспективных дизельных двигателей различной размерности

Топливная аппаратура с индивидуальным ТНВД без собственного кулачкового вала

Сергей Поляков: «ЯЗДА — уникальное предприятие»

Ярославль, 28 апреля, 2017, 11:58 — ИА Регнум. В 2017 году Ярославскому заводу дизельной аппаратуры (ЯЗДА) исполнилось 45 лет. С момента основания на нем было выпущено свыше 7,5 млн насосов для дизельных двигателей различных модификаций. «Спутник КамАЗа», как называли завод почти полвека назад, сейчас является крупнейшим производителем топливной аппаратуры для коммерческого и грузового транспорта. ЯЗДА — единственное на постсоветском пространстве предприятие, чья топливная аппаратура способна конкурировать с импортными аналогами. О современных разработках, планах на будущее, стандартах производства и о том, как можно выдерживать конкуренцию с зарубежными производителями, в интервью ИА REGNUM рассказал Сергей Поляков.

Сергей Поляков, управляющий директор Ярославского завода дизельной аппаратуры (ЯЗДА) «Группы ГАЗ»

ИА REGNUM: Сергей Валерьевич, 5 февраля 1972 года был заложен первый камень в фундамент ЯЗДА, стройка была объявлена ударной комсомольской. С чего начиналось производство?

Завод действительно возводила молодежь. Даже его первому директору, Виктору Литвиненко, было всего 35 лет. Впервые в Ярославской области при строительстве были применены конвейерные методы сборки каркасов производственных корпусов и монтаж блоков перекрытий. Во время строительства внедрялась и осваивалась новая техника. Это позволило уже в первой половине 1975 года построить и оборудовать первые цеха завода и приступить к выпуску опытных образцов топливной аппаратуры. А в январе 1977-го завод начал серийное производство топливных насосов высокого давления.

ИА REGNUM: После распада СССР в 90-е годы в России закрылись многие производства. Как пережил этот непростой период ЯЗДА?

Настоящей проверкой на прочность стал пожар на моторном производстве КамАЗа в 1993 году — ЯЗДА в одночасье потерял 70% заказа! И хотя еще теплились поставки для «Уралов», «ЗИЛов» и львовских автобусов, стало ясно — нужно срочно перестраиваться: команда начала расширять потребителей, разрабатывать новые модификации топливной аппаратуры, осваивать другую продукцию, например, компоненты для грузовиков МАЗ и минских тракторов МТЗ. В этот период заводом руководил Лев Петрович Кузнецов.

В начале нулевых ЯЗДА вошел в состав «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски и объединился с Ярославским моторным заводом. Это логичное решение позволило усилить компетенции от слияния двух инженерных школ. Была принята долгосрочная инвестиционная программа, началась работа над новыми продуктами, была внедрена уникальная система бережливого производства. Отсюда начинает свой счет общая история.

ИА REGNUM: Что представляет собой ЯЗДА сегодня?

Наш завод — традиционный поставщик топливных насосов высокого давления, топливоподкачивающих насосов для двигателей грузовых автомобилей, прецизионных изделий (форсунки, распылители, плунжерные пары) для топливной аппаратуры, пружин. Предприятие включает в себя производственные мощности, а также современный инженерно-конструкторский центр. Ярославский завод дизельной аппаратуры обладает многолетними наработками по созданию уникальных топливных насосов высокого давления (ТНВД) для двигателей, которые устанавливались на гоночные машины команды «КамАЗ-Мастер», многократного победителя трансконтинентального ралли-марафона «Париж-Дакар».

ИА REGNUM: Кто еще является потребителями вашей продукции?

Мы обеспечиваем продукцией практически всех производителей дизельных двигателей в России и СНГ: заводы «Автодизель», КАМАЗ, «Алтайдизель», Минский и Тутаевский моторные заводы. Топливной аппаратурой ЯЗДА оснащаются двигатели грузовых автомобилей «Урал», КамАЗ, МАЗ, МЗКТ, БАЗ, автобусов ЛиАЗ, НЕФАЗ, комбайнов «Ростсельмаш», «Гомсельмаш», тракторов ПТЗ, «Четра» и множества другой техники.

ИА REGNUM: В последние годы в связи с санкционной политикой стран Запада в России делается ставка на импортозамещение. ЯЗДА способен выдерживать конкуренцию с зарубежными производителями?

ЯЗДА — единственное предприятие на постсоветском пространстве, чья топливная аппаратура способна составить конкуренцию импортным аналогам. На заводе разработаны ТНВД системы Common Rail, обеспечивающие требования экологического класса «Евро-5». Разработка была признана значимым проектом для отрасли и получила поддержку Фонда развития промышленности РФ. ЯЗДА активно локализует компонентную базу для двигателей семейства ЯМЗ-530: завод выпускает несколько десятков наименований различных деталей и узлов.

ИА REGNUM: Зачем для ЯМЗ-530 нужно было разрабатывать отечественный насос?

Бизнес потребовал применения отечественной аппаратуры взамен импортной в связи с тем, что цена зарубежного аналога составляет приличную долю в стоимости двигателя, и рост цен на него из-за падения курса рубля допустить никак нельзя.

ИА REGNUM: А планируется расширение линейки выпускаемой продукции?

Мы ведем разработки топливной аппаратуры и для других типов двигателей, в том числе тяжелых — для тепловозов, кораблей и мощных дизельных генераторов.

ИА REGNUM: Чем ЯЗДА привлекателен для персонала и в том числе молодежи?

Забота о персонале — очень важное направление работы на предприятии. Мы постоянно повышаем культуру производства, развиваем и реализуем социальные программы, поддерживаем комфортные условия труда сотрудников, заботимся об организации качественного, здорового питания на льготных условиях. На предприятии стабильно выплачивается заработная плата, и ее размер — выше среднерегиональных показателей.

У нас создан уникальный для региона современный молодежный центр — этот подарок был сделан руководством для молодых рабочих и специалистов в честь 40-летия завода. Здесь для молодежи оборудован конференц-кабинет, спортивный зал с силовыми и легкоатлетическими тренажерами, а также теннисными столами. Тренировки абсолютно бесплатные. При этом двери молодежного центра открыты абсолютно для всех заводчан. На ЯЗДА работает прекрасно оборудованный и оформленный заводской музей, в котором представлена история объединенных ЯЗТА и ЯЗДА, настоящее и будущее ярославского производства аппаратуры для силовых дизельных агрегатов. Я уверен, основа достижений предприятия — в «человеческом факторе». На предприятии выражение «Люди — главный актив» — не пустые слова.

Волжский машиностроительный завод / Акционерное общество «Сатурн-Газовые турбины»

 Сатурн-Газовые турбины АО
Волжский машиностроительный завод
Волжский машиностроительный завод
Волжский машиностроительный завод [ВМЗ]
Машиностроительный завод №1
Россия, 152914, Ярославская область,
Рыбинск, ул. Толбухина, 16
Телефон: +7 (4855) 205-365
Факс: +7 (4855) 205-365
 

Акционерное общество “Сатурн-Газовые турбины” является дочерним обществом “НПО Сатурн”. Расположен на базе бывшего ОАО “Волжский машиностроительный завод”, г. Рыбинск. В июне 2000 года годовое собрание акционеров «Рыбинских моторов» сменило руководство компании. Исполнительным директором «Рыбинских моторов» стал Вениамин Межибовский, бывший директор Волжского машиностроительного завода. Представителем государства в совете директоров «Рыбинских моторов» стал руководитель управления Росавиакосмоса Юрий Дмитриев. Акционерное общество “Сатурн – газовые турбины” – дочернее общество НПО “Сатурн”, создано в ноябре 2006 года.

Компания является интегратором и комплексным поставщиком высокоэффективного наземного энергетического оборудования для нужд акционерного общества. компания «Газпром».

Волжский машиностроительный завод — это не Волжский трубный завод (г. Волжский Волгоградской области), который является крупнейшим производителем труб в России. Волжский (также пишется Волжский) — второй по величине город Волгоградской области России, важный промышленный центр региона. Город расположен на левом берегу реки Ахтуба, примерно в 20 км к северо-востоку от центральной части Волгограда. Население Волжского составляет около 306 000 человек (2009 г.) на площади 150 кв. км. Волжский — крупный промышленный центр Нижнего Поволжья. Основные отрасли промышленности: химическая; черная металлургия; энергетика; машиностроение и пищевая промышленность.

Волжский машиностроительный завод — один из машиностроительных, металлургических и трубных заводов, производящих оборудование для нужд «Газпрома». В настоящее время перед российским машиностроением стоит задача выпуска высокотехнологичного оборудования для газовой промышленности. При этом качество выпускаемой продукции должно соответствовать самым высоким стандартам и позволять российским фирмам заключать конкурентные контракты и поставлять свою продукцию как в «Газпром», так и за границу. Ответственность за решение этой многогранной задачи лежит в первую очередь на наших машиностроителях.

Для малой энергетики освоен выпуск газотурбинных энергетических установок на базе турбин мощностью 2, 5, 6 и 8МВт. Суммарная мощность газотурбинных электростанций может достигать 80МВт. Энергетические объекты работают в простом, парогазовом “ПГУ” и центральном отопительном “ГТЭЦ” циклах. Суммарный КПД при производстве тепловой и электрической энергии достигает 85%. Себестоимость произведенной энергии в 2-3 раза дешевле, чем у традиционных поставщиков тепла и электроэнергии. Данные предложения в настоящее время востребованы на рынке для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, энергоемкими промышленными предприятиями, а также на рынке ЖКХ с большим сезонным потреблением тепловой энергии.

Являясь удаленными источниками тепло- и электроэнергии, современные электростанции «Сатурн», интегрированные в электрические и тепловые сети, позволяют снизить зависимость ЖКХ от влияния энергопоставщика-монополиста, повысить качество оказываемых услуг, а также снизить затраты на снабжение районных и городских предприятий ЖКХ тепло- и электроэнергией.

Стоит отметить, что энергообъекты ОАО «Сатурн – газовые турбины» отличаются компактностью, короткими сроками изготовления и монтажа (от 9до 15 месяцев), сравнительно низкая удельная стоимость и короткий срок окупаемости капитальных вложений. Блок-контейнерное исполнение ГТЭС позволяет максимально приблизить производство тепловой и электрической энергии непосредственно к месту потребления, избежав при этом потерь энергии на этапе транспортировки.

По заказу предприятий Федерального агентства по атомной энергии РФ ОАО “Сатурн – газовые турбины” налажено производство огромного нормативного количества трубопроводной арматуры для АЭС. Поставки трубопроводной арматуры и нестандартного оборудования осуществляются в C.P.R. (Китайская Народная Республика) и Индии к построенным атомным электростанциям. В прошлом году, кроме традиционного стального каркаса, освоен выпуск титановых изделий для АЭС, для охлаждения которых используется морская вода.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Для завода на Волге, какая цена прибыль?

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Кредит… The New York Times Archives

См. статью в ее первоначальном контексте от
31 декабря 1987 г., раздел A, стр. 1Купить репринты

Посмотреть на timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых подписчиков.

Об архиве

Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

В то время как тысячи советских промышленных менеджеров готовятся войти в плохо обозначенные воды экономической программы Михаила С. Горбачева, Ярославский моторный завод является одним из многих предупреждающих маркеров, указывающих на опасность впереди.

В этом месяце руководители крупного завода по производству дизельных двигателей впервые столкнулись с открытыми рабочими волнениями, когда рабочие, вдохновленные обещанием г-на Горбачева о местной автономии в советской промышленности, прошли маршем к административному зданию, чтобы объявить, что они устали от работы так часто по субботам. .

Удивленные руководители заводов, которые вынуждены выжимать больше прибыли из скрипучих сборочных линий, не могут позволить себе изменить графики. Но впервые в своей карьере и они не смогли отказаться от решения Москвы.

Ярославский завод год назад перешел на новую систему местного управления – хозрасчет, которая с 1 января распространится на предприятия, производящие 60 процентов советской промышленной продукции.

Ярославский завод после шумного шквала решил конфликт между осмелевшими рабочими и новыми ответственными руководителями компромиссом: рабочих суббот стало меньше в 1989.

Но гул недовольства в этом древнем городе на Волге усилил нарастающее чувство предчувствия, поскольку огромная советская экономика готовится к своему самому большому шагу в кампании г-на Горбачева по экономическому возрождению.

Грядущее распространение хозрасчета предваряется пропагандистским крещендо, направленным на рассеивание смятения и страха. Трудно включить телевизор или радио или открыть газету, не встретив экономиста, терпеливо излагающего теорию, лежащую в основе новой системы, или комиссию, отвечающую на вопросы по таким неприятным темам, как безработица и инфляция.

За последний месяц даже советские экономисты, которые когда-то, казалось, надеялись на грядущие перемены, стали более откровенно беспокоиться о недостаточности новых законов, о том, что психологическая база не заложена.

«Мы читали лекции, проводили переговоры, но наше послание до сих пор не дошло до народа, — сокрушался на прошлой неделе в новом ночном телешоу Леонид И. Абалкан, старший экономический советник Горбачева, — «На пути к радикальным реформам», представленная в этом месяце, чтобы продать хозрасчет настороженным массам. Политика «Подотчетности»

Заявленная цель хозрасчета, сокращение, означающее экономическую подотчетность, — это мучительное изменение того, как советские рабочие и менеджеры выполняют свою работу.

Из поколения в поколение советские менеджеры учились работать по рецепту, написанному в Москве.

В Ярославле, например, менеджеры ежегодно получали от Министерства автомобильной промышленности ассигнования на материалы, топливо и оборудование, а также план работ по производству определенного количества дизельных двигателей. Зарплата пришла из Москвы, с премией за выполнение плана. Затем министерство собирало двигатели и отправляло их на автотракторные заводы.

Если менеджеры хотели новый конвейер или если рабочие хотели новый детский сад, они спрашивали Москву. Пока они выполняли план, менеджерам не приходилось сильно беспокоиться об износе оборудования, отходах, ленивых рабочих, неудовлетворенности клиентов или ценах на сталь и каучук. Полная программа к 1990 г.

«Хозращот», который стал общенациональным экономическим евангелием на встрече лидеров Коммунистической партии в июне, означает, что огромное количество трудных решений, которые были решены — или отложены — в Москве, теперь должны решаться на местах. К 1990, вся советская промышленность должна принять новый строй.

Теоретически директор завода должен покупать свои материалы и топливо по договорной цене, конкурировать с другими компаниями за бизнес и решать, после уплаты налога в Москву, вкладывать ли свою прибыль в новое оборудование или распределять ее среди рабочих. Теоретически лишние рабочие будут исключены из фонда заработной платы, а работники, производящие больше, будут больше зарабатывать.

На самом деле, говорят советские и западные экономисты, правила, разработанные после утверждения генерального плана в июне, лишь часть пути к местной независимости.

Многие инструменты получения прибыли недоступны для менеджеров, в то время как основные препятствия остаются на месте. Цены должны оставаться под контролем

Возможно, наиболее важно то, что руководители фабрик будут пытаться получать прибыль, но до 1990 года цены на то, что они покупают и продают, останутся под жестким контролем правительства. Обещанный откат государственного контроля над ценами был отложен до тех пор, пока государство не сможет решить взрывоопасный вопрос о субсидиях на продукты питания, жилье и другие потребительские товары и услуги.

Это серьезная проблема для таких заводов, как Ярославский завод, который не зарабатывает достаточно денег, чтобы самостоятельно оплатить столь необходимую модернизацию. Моторный завод превратился в хозрасчет, потому что правительство решило досрочно перевести все Министерство автомобильной промышленности на новую систему. В первый год Ярославль нуждался в крупных денежных вливаниях из Москвы для установки нового оборудования, и без права повышать цены ему может потребоваться дальнейшая помощь.

«Такому объекту очень сложно работать с контролем цен», — сказал Леонид А. Гламаздин, главный инженер моторного завода.

Советские экономисты подсчитали, что 13 процентов советских предприятий сейчас работают в убыток, а еще 12 процентов получают такую ​​скудную прибыль, что не могут позволить себе обновлять свое оборудование самостоятельно. Большая часть бизнеса с государством

В начале большинство отраслей по-прежнему будут вести большую часть своего бизнеса с государством в форме государственных контрактов, которые имеют приоритет над другим бизнесом. Эти заказы идут с гарантированным госпайком сырья, поэтому они особенно желательны.

Экономисты говорят, что один важный вопрос, оставшийся без ответа, заключается в том, будет ли государство использовать свои контракты с умом, чтобы вызвать реальную конкуренцию, или они станут просто новым типом централизованного планирования.

Хотя предполагается, что хозрасчет привнесет в экономику рыночную конкуренцию, большая часть советской промышленности организована в форме огромных региональных монополий. Моторный завод здесь, например, является единственным советским производителем некоторых дизелей.

«С точки зрения экономиста я понимаю, что это нехорошо, — говорит Владимир Николаевич Сухоруков, заместитель директора по экономике Ярославского завода. «Конкуренция стимулирует более высокие темпы производства».

Вместо того, чтобы разбивать эти государственные конгломераты на более компактные и конкурентоспособные компании, государство решило объединить их в еще более крупные агломерации. Советские экономисты говорят, что это делается для того, чтобы предотвратить банкротство, давая слабым компаниям более сильных партнеров, на которых они могут опереться. Обнаружены новые центры силы

По словам Валерия Макарова, директора Центрального экономико-математического института в Москве, эти слияния также создадут новые промышленные центры силы, которые смогут отбиваться от вмешивающихся бюрократов в Москве, к которым стремятся как советские, так и западные экономисты. видеть в них потенциальных саботажников всей программы.

Эти бюрократические структуры должны быть упразднены и наделены меньшими полномочиями, но в то же время они несут полную ответственность за производительность в своих отраслях – сильный соблазн заняться повседневным управлением.

Но за проблемой системы скрывается лежащий в ее основе менталитет, взращенный 70 годами управления сверху. Старшие советские экономисты говорят, что советские менеджеры не знают, как продавать свою продукцию, не умеют договариваться о ценах и еще не умеют идти на простые компромиссы в таких вопросах, как трудовые отношения.

«Наша экономическая система воспроизводит людей, которые не являются инициаторами, людей, которые привыкли выполнять команды из центральных органов», — сказал в интервью г-н Макаров.

Многие советские рабочие, выросшие в системе, при которой оплата труда не имеет ничего общего с производительностью труда, восстают против мысли, что некоторые рабочие вдруг станут зарабатывать гораздо больше денег. «Догматический социализм» ошибочен

Г-н Макаров, один из первых сторонников горбачевских перемен, называет такое отношение «догматическим социализмом» и предсказывает, что оно станет огромным препятствием.

«Мое личное мнение, что если работник талантлив, он может получать в 10 раз больше зарплаты, чем его сосед», — сказал он. «Но в нашей системе это абсолютно невозможно».

Тот же самый страх перед неравенством также означает, что инженеры и ученые, занимающиеся программным обеспечением, не имеют законных прав на получение прибыли от своих изобретений. Г-н Макаров считает это серьезным препятствием для крайне необходимых технических инноваций.

Само понятие более высокой оплаты как стимула к более усердной работе чуждо многим советским рабочим, особенно когда опыт учит их, что в этом обществе больше денег не обязательно даст им большую квартиру, лучшую еду или больше потребительских товаров. Эти вещи нормируются правительством.

«Значительная часть нашей молодежи, с небольшими семьями и работающими родителями, чувствует себя нормально», — сказал Андрей П. Солейников, ведущий новости промышленности для ярославской газеты «Северный рабочий». «Они не очень заинтересованы в более высокой заработной плате. Трудность состоит в том, чтобы заставить их работать». Надежды, которые некоторые приведут

Г-н Макаров сказал, что он надеется, что некоторые регионы страны и некоторые отрасли промышленности, особенно военная промышленность, с большей готовностью воспримут экономические изменения и в конечном итоге показать остальной стране путь.

«Для одной части нашего общества трех лет будет достаточно, чтобы добиться хороших результатов», — сказал он. «В других регионах, других отраслях промышленности это займет до конца века». , сказал, что новая система оставила слишком много власти в руках центральных министерств, которые стремятся защитить статус-кво.

«Проверкой станет то, что произойдет в 1988 и 1989 годах, когда бюрократы попытаются распотрошить реформу, делая вид, что осуществляют ее», — сказал г-н Хьюитт. «Единственная надежда состоит в том, что образование Горбачева продолжается, и что в неудачах следующих нескольких лет он увидит необходимость реальных реформ в 1990-х».