Высота седла у тягачей – как мерить высоту седла на тягаче

Содержание

как мерить высоту седла на тягаче

как мерить высоту седла на тягаче

Не менее важной характеристикой седельного тягача является сцепная высота. Сцепной высотой называют вертикальный размер от горизонтальной проезжей части до плоскости седельно-сцепного устройства тягача, расположенного в горизонтальном положении в сцепленном состоянии с порожним полуприцепом. Эта характеристика является главной с точки зрения соблюдения вертикальных габаритных размеров автопоезда. С развитием конструкций автопоездов увеличивалась внутренняя высота полуприцепов и соответственно их объем. Это потребовало уменьшения сцепной высоты.

Варьирование сцепной высоты ограничено и имеет комплексное конструкционное решение. Достигается за счет:
— размерности колес,
-конструкции подвески и ее настройки в том числе и передней,
— конструкции ведущего моста, главной передачи и передаточных чисел КПП,
-конструкциии рамы,
-конструкциии седельно-сцепного устройства и его крепления к раме. Значительное изменение сцепной высоты, произведенное не в комплексе мер, отражается на эксплуатационные качества автомобиля (расходы), изменение нагрузок и как следствие повышенный износ большинства агрегатов. Для эффективной работы полуприцеп и седельный тягач должны соответствовать друг другу. При излишней высоте ССУ будет превышение габарита по высоте в передней части полуприцепа.

При низком ССУ и высокой сцепной высоте полуприцепа будет нарушение высоты в задней части полуприцепа. Чем больше высота полуприцепа, тем сложнее выдерживать размерность высоты. Любое незначительное отклонение может вести к нарушению параметров сразу в нескольких местах. — высокое со сцепной высотой — 130-135см,
-нормальное — 118-123 см,
— низкое (Low, UltraLow (тягачи прозвали Lowliner ) — до 100 см
Разницы в высотах между группами достигаются за счет незначительных комбинаций мер. Каждая из групп имеет свои особенности. Первая применяется при эксплуатации с тралами и иной специальной техникой.

Между рамой и ССУ имеет надрамник, в основном тягачи с колесной формулой 6Х4. Вторая — в основном для тягачей, эксплуатирующихся с п/прицепами не скованными габаритами по высоте : открытые/бортовые платформы, цистерны, самосвалы. Отличительные особенности: самая простая геометрия рамы, ССУ высотой от 150 мм и выше с рельефной плитой от 40мм, колеса 315/80R22,5 или уходящие в историю 295/80R22,5. На передней оси возможны батоны — 385/65R22,5, комфортная регулировка пневмоподвески, возможность установки относительно высокого числа главной передачи ведущего моста.

Medium уже может иметь иную геометрию рамы, ССУ — максимум 150мм, установленное без плиты, либо на плиту с максимальной толщиной 22мм, колеса 315/70R22,5 или батоны на переднюю ось 385/55R22,5, минимальный уровень высоты пневмоподвески ведущего моста
Одним из самых сложных, специфических и дорогих изначально вариантов является LowLiner. Отличается рамой с меньшим швеллером и аркой над ведущим мостом. У большинства производителей имеет пневмоподвеску всех мостов, т. К. Из-за очень малого клиренса сложно преодолевать многие неровности дорог при маневрировании.

Колеса с индексом высоты 60% 315/60R22,5, 295/60R22,5 или батоны впереди 355/50R22,5. Чулок ведущего моста иной формы. Конструкция верхнего крепления ведущего моста выполнена по другому. Для оптимизации оборотов двигателя с меньшими колесами применяется минимальное число главной передачи. Уменьшенные по высоте топливные баки. Минимальное по высоте ССУ — 135мм или иное крепление ССУ.

Для унификации возможностей седельного тягача в комлектации UltraLow применяют конструкцию с изменяющейся высотой ССУ. Подъем седла с 96-100 см до 115-120 см может осуществляться
механически,
и гидравлически. Последнее решение менее популярно из-за значительного увеличения собственной массы тягача. Для эффективного использования седельного тягача в низкой комплектации работа со стандартным полуприцепом должна быть сведена к минимуму или осуществляться по расценкам близким к большеобъемным перевозкам. Отклонения вверх и особенно вниз от нормального размера сцепной высоты примерно в 120 см ведет к дополнительным затратам при покупке седельного тягача и повышенным эксплуатационным расходам. .

avtoladagood.ru

ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

ГОСТ 12105-74

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРЕЦЕПЫ

Присоединительные размеры

Truk tractors and semi-trailers. Connecting dimensions

ГОСТ
12105-74

Взамен
ГОСТ 12105-66

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 марта 1974 г. № 561 срок введения установлен

с 01.01.75

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельно-сцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81 .

Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3. (Исключен, Изм. №4).

4. Размеры, определяющие положение седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном (α и β) и поперечном (δ), направлениях, должны соответствовать указанным на черт. 1, 2 и в табл. 1.

Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

l 1 - расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; b - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; r - радиус шин в незагруженном состоянии; r 1 - радиус шин под нагрузкой

Черт. 1

Свободное пространство тягачей и полуприцепов

Черт. 2

Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом ( R 1 +80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке

х) в коническую поверхность с образующей под углом α1 к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом ( R2-100) мм.

Таблица 1
Размеры, мм

Наименование показателей

Число задних осей тягача

Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)

от 19,6(2) до 39,2(4)

св. 39,2(4) до 63,7(6,5)

св. 63,7(6,5) до 83,3(8,5)

св. 83,3 (8,5)

Радиус габарита перед ней части полуприцепа R 1 не более

1

1150

1400

1670

1670

2040

2 или 3

Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) R 2 , не менее

1

1340

1500

1900

1900

1900

2300

(2150)

2 или 3

Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги h :

под номинальной нагрузкой

-

1100-1130

1130-1200

1150-1300

1150-1300

без полуприцепа, не более

1250

1320

1400

1400

Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа α, не менее

Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача α 1

Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа β, не менее

Примечания:

1. Размер h не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.

Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79 , с полуприцепом и пустым контейнером размер h не должен превышать 1250 мм.

Размер h для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле

h ≥0,137 l1+0,095 b+ r+ r1-143,5,

где l 1 , b , r и r 1 c м. Черт. 1.

2. Размер R2, указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.

3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).

5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт. 4* и в табл. 2.

________

* Черт. 3 ( Исключен, Изм. № 2)

Таблица 2
Размеры в мм

Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс)

R 2 (по табл. 1)

S

ε, не более

не менее

От 19,6 (2) до 39,2 (4)

1340

500

Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5)

1500

1900

750

7° 30'

Св. 63,7 (6,5)

1900

2300

4° (7 °30')

Примечание. Угол ε, указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих R 2 равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.

Черт 4

(Измененная редакция, Изм. №2, 4).

6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа α и β уменьшаются на соответствующую величину отклонения.

Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки,

8. (Исключен, Изм. № 2).

9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол α и β от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол φ равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол δ равным 3°.

При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол φ до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на углы α и β, значения которых указаны в табл. 1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей спепени свободы у седла.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

О.И. Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д. Рудаков, Н.М. Варыпаев, Б.В. Кисуленко к.т.н., И.И. Малашков к.т.н.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 № 561

3. Срок первой проверки - 1996

4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12017-81

ГОСТ 18477-79

ГОСТ 28247-89

1

1

4

7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 № 3473

8.ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утверждеными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)

Еще документы скачать бесплатно

www.gosthelp.ru

Как мерить высоту седла на тягаче

Главная » Новости

Опубликовано: 28.08.2018

daf xf 510 Super Space Cab Даф Хф ЮТС 495-786-44-88

Не менее важной характеристикой седельного тягача является сцепная высота. Сцепной высотой называют вертикальный размер от горизонтальной проезжей части до плоскости седельно-сцепного устройства тягача, расположенного в горизонтальном положении в сцепленном состоянии с порожним полуприцепом. Эта характеристика является главной с точки зрения соблюдения вертикальных габаритных размеров автопоезда. С развитием конструкций автопоездов увеличивалась внутренняя высота полуприцепов и соответственно их объем. Это потребовало уменьшения сцепной высоты.


Регулировка седла / Правильная настройка велосипеда

Варьирование сцепной высоты ограничено и имеет комплексное конструкционное решение. Достигается за счет:

- размерности колес, -конструкции подвески и ее настройки в том числе и передней, - конструкции ведущего моста, главной передачи и передаточных чисел КПП,

Подвеска полуприцепа. Часть 1. BPW
-конструкциии рамы, -конструкциии седельно-сцепного устройства и его крепления к раме. Значительное изменение сцепной высоты, произведенное не в комплексе мер, отражается на эксплуатационные качества автомобиля (расходы), изменение нагрузок и как следствие повышенный износ большинства агрегатов. Для эффективной работы полуприцеп и седельный тягач должны соответствовать друг другу. При излишней высоте ССУ будет превышение габарита по высоте в передней части полуприцепа.

При низком ССУ и высокой сцепной высоте полуприцепа будет нарушение высоты в задней части полуприцепа. Чем больше высота полуприцепа, тем сложнее выдерживать размерность высоты. Любое незначительное отклонение может вести к нарушению параметров сразу в нескольких местах. - высокое со сцепной высотой - 130-135см,

-нормальное - 118-123 см, - низкое (Low, UltraLow (тягачи прозвали Lowliner ) - до 100 см Разницы в высотах между группами достигаются за счет незначительных комбинаций мер. Каждая из групп имеет свои особенности. Первая применяется при эксплуатации с тралами и иной специальной техникой.

Между рамой и ССУ имеет надрамник, в основном тягачи с колесной формулой 6Х4. Вторая - в основном для тягачей, эксплуатирующихся с п/прицепами не скованными габаритами по высоте : открытые/бортовые платформы, цистерны, самосвалы. Отличительные особенности: самая простая геометрия рамы, ССУ высотой от 150 мм и выше с рельефной плитой от 40мм, колеса 315/80R22,5 или уходящие в историю 295/80R22,5. На передней оси возможны батоны - 385/65R22,5, комфортная регулировка пневмоподвески, возможность установки относительно высокого числа главной передачи ведущего моста.

Medium уже может иметь иную геометрию рамы, ССУ - максимум 150мм, установленное без плиты, либо на плиту с максимальной толщиной 22мм, колеса 315/70R22,5 или батоны на переднюю ось 385/55R22,5, минимальный уровень высоты пневмоподвески ведущего моста

Одним из самых сложных, специфических и дорогих изначально вариантов является LowLiner. Отличается рамой с меньшим швеллером и аркой над ведущим мостом. У большинства производителей имеет пневмоподвеску всех мостов, т. К. Из-за очень малого клиренса сложно преодолевать многие неровности дорог при маневрировании.

Колеса с индексом высоты 60% 315/60R22,5, 295/60R22,5 или батоны впереди 355/50R22,5. Чулок ведущего моста иной формы. Конструкция верхнего крепления ведущего моста выполнена по другому. Для оптимизации оборотов двигателя с меньшими колесами применяется минимальное число главной передачи. Уменьшенные по высоте топливные баки. Минимальное по высоте ССУ - 135мм или иное крепление ССУ.

Для унификации возможностей седельного тягача в комлектации UltraLow применяют конструкцию с изменяющейся высотой ССУ. Подъем седла с 96-100 см до 115-120 см может осуществляться

механически, и гидравлически. Последнее решение менее популярно из-за значительного увеличения собственной массы тягача. Для эффективного использования седельного тягача в низкой комплектации работа со стандартным полуприцепом должна быть сведена к минимуму или осуществляться по расценкам близким к большеобъемным перевозкам. Отклонения вверх и особенно вниз от нормального размера сцепной высоты примерно в 120 см ведет к дополнительным затратам при покупке седельного тягача и повышенным эксплуатационным расходам. .

bmwpmr.com

ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры (с Изменениями N 1, 2, 3, 4 ), ГОСТ от 07 марта 1974 года №12105-74


ГОСТ 12105-74

Группа Д22


Дата введения 1975-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ:

О.И.Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д.Рудаков, Н.М.Варыпаев, Б.В.Кисуленко к.т.н., И.И.Малашков к.т.н.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 N 561

3. Срок первой проверки - 1996

4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 N 3473

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)

ВЗАМЕН ГОСТ 12105-66


Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельносцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.

Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. (Исключен, Изм. N 4).

4. Размеры, определяющие положение седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном ( и ) и поперечном () направлениях, должны соответствовать указанным на черт.1, 2 и в табл.1.

Черт.1. Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

- расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; - радиус шин в ненагруженном состоянии; - радиус шин под нагрузкой


Черт.1

Черт.2. Свободное пространство тягачей и полуприцепов


Свободное пространство тягачей и полуприцепов


Черт.2

Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (+80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке ) в коническую поверхность с образующей под углом к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом (-100) мм.

Таблица 1


Размеры, мм

Наименование показателей

Число задних осей тягача

Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)

от 19,6 (2) до 39,2 (4)

св. 39,2(4) до 63,7 (6,5)

св. 63,7 (6,5)
до 83,3 (8,5)

св. 83,3 (8,5)

Радиус габарита передней части полуприцепа , не более

1
2 или 3

1150

1400

1670

1670
2040

Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) , не менее

1
2 или 3

1340

1500
1900

1900

1900
2300
(2150)

Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги :

под номинальной нагрузкой

-

1100-1130

1130-1200

1150-1300

1150-1300

без полуприцепа, не более

1250

1320

1400

1400

Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее

Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача

Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее


Примечания:

1. Размер не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.

Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер не должен превышать 1250 мм.

Размер для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле

,

где , , и - см. черт.1.

2. Размер , указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.

3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.


(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).

5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт.4* и в табл.2.
______________
* Черт.3 (Исключен, Изм. N 2).


Таблица 2


Размеры в мм

Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс)


(по табл.1)

,
не более

не менее

От 19,6 (2) до 39,2 (4)

1340

500

Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5)

1500
1900

750

7°30'

Св. 63,7 (6,5)

1900
2300

4°(7°30')

Примечание. Угол , указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.

Черт.4. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа


Черт.4



(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).

6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа и уменьшаются на соответствующую величину отклонения.

Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки.

8. (Исключен, Изм. N 2).

9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол и от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол равным 3°.

При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на уголы и , значения которых указаны в табл.1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей степени свободы у седла.

(Измененная редакция, Изм. N 2).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996

docs.cntd.ru

ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры


ГОСТ 12105-74

Группа Д22


Дата введения 1975-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ:

О.И.Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д.Рудаков, Н.М.Варыпаев, Б.В.Кисуленко к.т.н., И.И.Малашков к.т.н.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 N 561

3. Срок первой проверки - 1996

4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 N 3473

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)

ВЗАМЕН ГОСТ 12105-66


Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельносцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.

Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. (Исключен, Изм. N 4).

4. Размеры, определяющие положение седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном ( и ) и поперечном () направлениях, должны соответствовать указанным на черт.1, 2 и в табл.1.

Черт.1. Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

- расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; - радиус шин в ненагруженном состоянии; - радиус шин под нагрузкой


Черт.1

Черт.2. Свободное пространство тягачей и полуприцепов


Свободное пространство тягачей и полуприцепов


Черт.2

Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (+80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке ) в коническую поверхность с образующей под углом к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом (-100) мм.

Таблица 1


Размеры, мм

Наименование показателей

Число задних осей тягача

Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)

от 19,6 (2) до 39,2 (4)

св. 39,2(4) до 63,7 (6,5)

св. 63,7 (6,5)
до 83,3 (8,5)

св. 83,3 (8,5)

Радиус габарита передней части полуприцепа , не более

1
2 или 3

1150

1400

1670

1670
2040

Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) , не менее

1
2 или 3

1340

1500
1900

1900

1900
2300
(2150)

Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги :

под номинальной нагрузкой

-

1100-1130

1130-1200

1150-1300

1150-1300

без полуприцепа, не более

1250

1320

1400

1400

Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее

Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача

Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее


Примечания:

1. Размер не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.

Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер не должен превышать 1250 мм.

Размер для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле

,

где , , и - см. черт.1.

2. Размер , указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.

3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.


(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).

5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт.4* и в табл.2.
______________
* Черт.3 (Исключен, Изм. N 2).


Таблица 2


Размеры в мм

Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс)


(по табл.1)

,
не более

не менее

От 19,6 (2) до 39,2 (4)

1340

500

Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5)

1500
1900

750

7°30'

Св. 63,7 (6,5)

1900
2300

4°(7°30')

Примечание. Угол , указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.

Черт.4. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа


Черт.4



(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).

6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа и уменьшаются на соответствующую величину отклонения.

Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки.

8. (Исключен, Изм. N 2).

9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол и от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол равным 3°.

При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на уголы и , значения которых указаны в табл.1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей степени свободы у седла.

(Измененная редакция, Изм. N 2).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996

docs.cntd.ru

Мощный тягач для средних расстояний – Основные средства

К. Ушанов, фото автора и Д. Нестерова

Несмотря на то, что на бампере тестируемого седельного тягача гордо красуется бренд «Daewoo», правильней было бы называть его TataDaewoo, поскольку создала эту машину компания TataDaewoo Commercial Vehicle Co., Ltd., капитал которой в определенных долях принадлежит южнокорейской и индийской сторонам. Но, как показал тест, в этом «замесе» нет ничего технического, только деньги, поскольку предоставленный нам трехосный седельный тягач полностью собран в Южной Корее. Причем, по самым достоверным слухам, такого тягача больше нет ни в Москве, ни в Московской области, т. е. нам достался автомобиль единственный, а значит, эксклюзивный.

Тяжелый тягач из Юго-Восточной Азии TataDaewoo V3TVF оказался скромным автомобилем. Дизайн не броский, можно даже сказать, аскетичный. Салон кабины вполне уютный: панель приборов изготовлена из современных полимерных материалов, комбинация приборов хорошо скомпонована и отлично читается. Удобный «спальник», много вещевых ящичков и различных емкостей для утвари. Нареканий не было по шумоизоляции кабины – мы спокойно разговаривали, несмотря на высокие обороты двигателя при испытаниях. В общем, вполне современная кабина. Однако сиденья и водителя, и пассажира без пневмоподвески. Как показали лабораторные измерения, педальный блок не соответствует европейским требованиям – педали «газа» и тормоза расположены очень близко. Расстояние между педалью тормоза и кожухом рулевой колонки тоже слишком мало.

В условиях российской зимы, когда водителю приходится управлять автомобилем в теплой обуви, ширина подошвы которой, как правило, больше, чем летней обуви, такая «сгруппированность» педалей создаст неудобство. Тем не менее сиденье водителя регулируется в горизонтальной плоскости, по высоте и по углу наклона спинки, даже рулевая колонка регулируется по углу наклона, поэтому рабочее место водителя вполне комфортное. Обзорность как по ветровому стеклу, так и по зеркалам мы посчитали удовлетворительной. Благодаря большому проему двери, удачно расположенным ступенькам и поручням посадка в кабину удобная.

Двигатель-силач и шумоизоляция кабины

Понравились увеличенные книзу окна в дверях – они помогают водителю парковаться и видеть соседние автомобили, находящиеся рядом с тягачом в потоке. У наружных зеркал мы обнаружили так называемую «мертвую» зону обзора, а нижние дверные окна позволяют избежать аварии с попавшим в эту зону автомобилем. Хороший элемент безопасности, только жаль, что он не встречается на машинах европейского производства и на дверях кабин российских грузовиков. Блок-фары тягача – ксеноновые.

Механизм откидывания кабины находится за крылом переднего правого колеса и хорошо защищен от грязи. Система гидравлическая и приводится в действие, как и многие европейские механизмы подъема кабин, рычагом. На тестируемом автомобиле мы обнаружили еще и электрический привод. Очень удобно: нажал на кнопку, и кабина откинулась без каких-либо физических усилий со стороны водителя. Такое понравится всякому.

При откинутой кабине к мотору и всем агрегатам под ней доступ для обслуживания свободный. Подвеска кабины самая простая – пружина и амортизатор. Замок механический, как на наших КамАЗах. Рама южнокорейского тягача одношвеллерная лестничного типа, холодной клепки. За кабиной она расширяется до 850 мм. Передняя подвеска и задняя тележка – рессорные на полуэллиптических листовых рессорах. У запасного колеса стандартное крепление с механической лебедкой для замены. В целом конструкция и основные механизмы рамы, шасси и трансмиссии практически идентичны нашим отечественным седельным тягачам.

Задняя тележка с высоким седлом

Седельное устройство на тестируемом тягаче такое же, как на большинстве российских и импортных машин, – фирмы Jost, однако высота седельного замка не стандартная – 1400 мм (высокое седло изготовлено под заказ для данного прицепа). Наибольшая высота применяемого стандартно замка – это 1200 мм. Конструкция полуприцепа позволяет коммутировать его с тягачами, имеющими еще более высокое седло.

Полуприцеп-тяжеловоз 99425С о четырех осях сам по себе оказался интересен по конструкции – вместо обычных упоров в отстегнутом состоянии он оснащен гидроцилиндром с упором. Для управления гидросистемой полуприцепа специалисты компании «Амкодор-Оптим» установили на тягач Daewoo бак для жидкости и сконструировали гидросистему для полуприцепа, поскольку на южнокорейском грузовике ее не было. Полуприцеп можно отсоединить от его собственного сцепного устройства. Загрузка происходит через переднюю часть трейлера, однако это в нормальных эксплуатационных условиях. В нашем случае при испытаниях во время загрузки отсоединять прицеп не пришлось.

Автопоезд TataDaewoo V3TVF предназначен в первую очередь для перевозки строительной техники – гусеничных экскаваторов, скреперов, грейдеров, асфальтовых катков и т. д., поэтому испытания автопоезда мы решили проводить при его полной массе. Забалластировались мы списанным бульдозером и бетонными кубами. Полная масса автопоезда оказалась почти номинальной – 50 000 кг, т. е. вполне достаточно для контрольных замеров.

Испытания АБС автопоезда на мокром асфальте

Первый цикл испытаний – определение показателей топливной экономичности и скоростных свойств автопоезда. Как правило, расход топлива на постоянной скорости мы начинаем замерять со скорости максимальной, постепенно снижая ее до приемлемой для данного транспортного средства. Естественно, тяжелый автопоезд должен выйти на постоянную максимальную скорость на последнем километре 5-километровой динамометрической дороги. Как мы ни старались, максимальную скорость автопоезд так и не набирал. Пришлось довольствоваться скоростью, приближенной к максимальной.

Разгон груженого автопоезда с места также был тяжелым и длительным, никак не укладывающимся в нормативы автопоезда массой 50 т. Это нас озадачило, однако сравнивать результаты испытаний не с чем, ведь V3TVF – единственный автомобиль TataDaewoo этого класса в регионе. Ранее мы испытывали тяжелый тягач, это был МЗКТ-692374 с полуприцепом 9939LH. Полная масса этого автопоезда составляла почти 70 т.

Электрогидравлический подъемник кабины

Минский тягач оснащен более мощным двигателем (ЯМЗ-7513.10 мощностью 311 кВт), чем южнокорейский (DV15TIS мощностью 308 кВт), поэтому сравнивать эти автопоезда некорректно, даже если оба мотора 8-цилиндровые и V-образные. Есть еще одна существенная разница: колесная формула МЗКТ-692374 – 8х4, а TataDaewoo V3TVF – 6х4. В общем, мы так и не сумели понять причину медлительности южнокорейско-российского автопоезда. А ведь это однозначно влечет за собой увеличение расхода топлива.

Любой водитель пытается инстинктивно разогнать машину побыстрей, а значит, он сильнее жмет на педаль акселератора, что вольно или невольно приводит к увеличению оборотов двигателя с резким сбросом в тот момент, когда стрелка тахометра достигает предела «зеленой зоны». Резкий сброс, затем резкое нажатие на педаль, отсюда и перерасход топлива.

Когда автопоезд достигал своей крейсерской скорости на ровной асфальтовой магистрали, проблемы с расходом топлива исчезали. Как только появлялся подъем – проблемы возникали вновь. Такое поведение южнокорейского тягача с мощным мотором можно соотнести с неправильно подобранным передаточным числом главной передачи (4,4) или пакета шестерен в коробке передач. Но возможно и то, и другое. Получалось, что тягач TataDaewoo V3TVF рассчитан на эксплуатацию в холмистой местности с дорогами, где преобладают длинные подъемы и спуски («тягуны»), как в Якутии, на Колыме или на Урале. То есть упор в конструкции автомобиля сделан на тяговое усилие, нежели на скоростные свойства, которые должны быть присущи грузовикам, работающим в равнинной европейской части России.

Система воздушного фильтра почти европейская

Еще один неприятный момент – очень большое усилие рулевого механизма при возврате управляемых колес в положение прямолинейного движения. При затяжном повороте руки устают держать руль, который все время стремится вернуть колеса на курс.

Тормозные характеристики автопоезда почти полностью соответствуют необходимым предписаниям, во всяком случае у тягача. Обнаружились небольшие отклонения от предписанных правил у полуприцепа. Так, у него нет стояночной тормозной системы, и поэтому на уклоне 12% груженый автопоезд удерживает только стояночная система тягача. По Правилам ЕЭК ООН такие устройства являются обязательными.

Нельзя пожаловаться и на антиблокировочную систему – она отлично работает даже на льду. Непосредственно управляемые колеса не блокируются, и это радует.

После проведения комплекса испытаний автопоезда в составе седельного тягача TataDaewoo V3TVF и полуприцепа-тяжеловоза 99425С мы пришли к следующим выводам. Если не принимать во внимание отклонения в конструкции педального узла и большое возвратное усилие рулевого механизма, все проблемы южнокорейского тягача сводятся к соответствию условий его эксплуатации подбору определенной характеристики трансмиссии. Если сбалансировать эти две составляющие, то эффективность эксплуатации TataDaewoo V3TVF возрастет независимо от того, с каким полуприцепом южнокорейский тягач будет работать в составе автопоезда.

Зеркало со стороны водителя одно, а со стороны пассажира – три

Сейчас он перевозит строительную технику из Санкт-Петербурга в Москву, но у него не очень большое плечо для дальних рейсов – всего 700 км с небольшим, а такие пробеги, как, например, Москва–Ростов-на-Дону или Москва–Уфа, на автопоезде TataDaewoo V3TVF будут нерентабельными.

В процессе тестирования мы сошлись на том, что седельный тягач TataDaewoo V3TVF – это простой по конструкции автомобиль, удобный в обслуживании, не перегружен электроникой, комфортный для работы водителя и привлекательный снаружи. Если на шасси КамАЗ установить хороший, мощный двигатель и поставить комфортабельную кабину, получится то же самое. Специалисты скажут, что сравнение некорректно. Согласны, но наши личные ощущения и данные испытаний говорят именно об этом.

Испытания проведены на дорогах испытательного комплекса ФГУП НИЦИАМТ

Редакция журнала благодарит компанию «Амкодор-оптим» за предоставленную возможность провести тест



os1.ru