Водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода: II. Рабочее время \ КонсультантПлюс

Содержание

II. Рабочее время \ КонсультантПлюс

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

(в ред. Приказа Минтранса России от 05.06.2017 N 212)

(см. текст в предыдущей редакции)

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

(п. 12 в ред. Приказа Минтранса России от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

(п. 13 в ред. Приказа Минтранса России от 13.10.2015 N 299)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1 Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

(п. 13.1 введен Приказом Минтранса России от 07.08.2019 N 262)

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

(пп. “г” в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд – 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

(в ред. Приказа Минтранса России от 03. 05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

(в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484, от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

При привлечении водителя, осуществляющего перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с производственной необходимостью к выполнению работ в период перерыва между частями рабочего дня с учетом максимальной продолжительности, данная работа (осуществляемая за пределами рабочего времени) является сверхурочной.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 07.08.2019 N 262)

Ст. 104 ТК РФ. Суммированный учет рабочего времени

Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

См. все связанные документы >>>

< Статья 103. Сменная работа

Статья 105. Разделение рабочего дня на части >

1. Суммированный учет рабочего времени применяется в случаях, когда соблюдение ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени для данной категории работников невозможно. Наиболее часто суммированный учет рабочего времени применяется в непрерывно действующих организациях. В то же время он может быть использован и при выполнении отдельных работ.

2. Работодатель обязан вести учет рабочего времени. Учет рабочего времени работников обеспечивает возможность не только проконтролировать соблюдение трудовой дисциплины, но и оплатить труд работников своевременно и правильно.

3. Законодатель различает поденный, понедельный и суммированный учет. Применяемый вид учета рабочего времени зависит от: характера производства, сферы деятельности, установленного режима труда, трудовой функции работника и других факторов.

4. Учетный период при поденном учете рабочего времени равен рабочему дню, и его продолжительность, установленная в соответствующем порядке, полностью отрабатывается в тот же рабочий день.

Недельный учет рабочего времени предполагает учетный период, равный неделе, в течение которой должна соблюдаться установленная трудовым законодательством продолжительность рабочей недели (ст. ст. 91 и 92 ТК).

При суммированном учете рабочего времени учетный период рабочего времени превышает неделю. Суммарная продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за этот период. Напомним, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а сокращенная – не более 24, 35 или 36 часов в неделю (ст. ст. 91 и 92 ТК).

При работе в режиме неполного рабочего времени в основе учетного периода лежит определенная сторонами трудового договора продолжительность рабочей недели.

Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю.

6. При суммированном учете рабочего времени установленная законодательством продолжительность рабочей недели обеспечивается графиком в среднем за учетный период. Ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная графиком, может в определенной степени отклоняться от установленной нормы рабочих часов. Появляющаяся недоработка (переработка) должна быть скорректирована в установленный учетный период. Количество рабочих часов по графику должно равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за этот период.

7. Учетными периодами могут быть месяц, квартал, полугодие и другие периоды. Максимальный учетный период – один год.

Так, рабочим растениеводства сельскохозяйственных организаций, включая трактористов-машинистов, может устанавливаться суммированный учет рабочего времени за годовой учетный период (календарный или расчетный год). Для рабочих, ремонтных мастерских, автотранспорта, складов и других подразделений, обслуживающих растениеводство, может устанавливаться суммированный учет рабочего времени на отдельные периоды напряженных полевых работ (Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 22.10.2008).

Основное требование: продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

В целях охраны здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Федеральным законом от 28. 12.2013 N 421-ФЗ установлен для них при суммированном учете рабочего времени максимальный учетный период – 3 месяца.

Отнесение условий труда к вредным (3 класс) и опасным (4 класс) определяется п. п. 4, 5 ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда.

8. Для некоторых категорий работников устанавливаются специальные учетные периоды. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, определено, что рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути: работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и АРВЭ, хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов – при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки, после его отдыха в пункте постоянной работы).

9. При суммированном учете рабочего времени работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период является сверхурочной работой (см. ст. 99 ТК и коммент. к ней).

10. Порядок введения суммированного рабочего времени устанавливается локальным нормативным актом – правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Регулирование суммированного учета рабочего времени правилами внутреннего трудового распорядка предполагает закрепление в них:

– категорий работников, в отношении которых применяется суммированный учет рабочего времени;

– продолжительности учетного периода;

– максимальной продолжительности рабочей смены и др. Максимальная продолжительность рабочей смены при суммированном учете рабочего времени трудовым законодательством не ограничена. На практике она составляет 10 – 12 часов.

11. Об установлении суммированного учета рабочего времени при работе вахтовым методом см. ст. 300 ТК.

12. Для некоторых категорий работников применение суммированного учета рабочего времени установлено подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Так, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта предусмотрено установление суммированного учета рабочего времени для работников плавсостава, при этом учетный период не должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает суммированный учет рабочего времени для членов экипажей судов с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, определено: в период эксплуатации рыбопромысловых судов и работы членов промысловых бригад (артелей) вводится суммированный учет рабочего времени.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, установлено: для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также для работников с разделенным на части рабочим днем устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по четырехсменным графикам работы с 12-часовой продолжительностью.

Продолжительность смен в ночное время не сокращается.

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена установлено: допускается введение суммированного учета рабочего времени за периоды от одного до трех месяцев; для работников личного состава восстановительных поездов (аварийно-восстановительное формирование) должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени; при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников, за исключением машинистов и помощников машинистов электропоездов, работающих на линии, не может превышать 12 часов; при суммированном учете рабочего времени сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 24 часов в месяц и 120 часов в год.

Что это такое по сравнению с вертикальным анализом

Что такое горизонтальный анализ?

Горизонтальный анализ используется в анализе финансовой отчетности для сравнения исторических данных, таких как коэффициенты или отдельные статьи, за несколько отчетных периодов. Горизонтальный анализ может использовать либо абсолютные сравнения, либо процентные сравнения, где числа в каждом последующем периоде выражаются в процентах от суммы в базовом году, при этом базовая сумма указана как 100%. Это также известно как анализ базового года.

Ключевые выводы

  • Горизонтальный анализ используется при анализе финансовой отчетности компании за несколько периодов.
  • Обычно выражается в виде процентного роста по сравнению с той же статьей в базовом году.
  • Горизонтальный анализ позволяет пользователям финансовой отчетности легко выявлять тенденции и закономерности роста.
  • Горизонтальный анализ показывает рост и финансовое положение компании по сравнению с конкурентами.
  • Можно манипулировать горизонтальным анализом, чтобы текущий период выглядел лучше, если для сравнения выбраны конкретные исторические периоды низкой производительности.
Горизонтальный анализ

Как работает горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ позволяет инвесторам и аналитикам увидеть, что движет финансовыми показателями компании на протяжении нескольких лет, а также определить тенденции и закономерности роста. Этот тип анализа позволяет аналитикам оценивать относительные изменения в различных статьях с течением времени и прогнозировать их на будущее. Анализ отчета о прибылях и убытках, баланса и отчета о движении денежных средств с течением времени дает полную картину результатов деятельности и показывает, что движет производительностью компании и работает ли она эффективно и прибыльно.

Анализ важнейших показателей эффективности бизнеса, таких как маржа прибыли, оборачиваемость запасов и рентабельность собственного капитала, может выявить возникающие проблемы и сильные стороны. Например, прибыль на акцию (EPS) могла расти из-за падения себестоимости проданных товаров (COGS) или из-за неуклонного роста продаж.

Коэффициенты покрытия, такие как отношение денежного потока к долгу и коэффициент покрытия процентов, могут показать, насколько хорошо компания может обслуживать свой долг за счет достаточной ликвидности, и увеличивается или уменьшается эта способность. Горизонтальный анализ также упрощает сравнение темпов роста и прибыльности нескольких компаний в одной отрасли.

Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) основаны на непротиворечивости и сопоставимости финансовой отчетности. Использование последовательных принципов бухгалтерского учета, таких как GAAP, обеспечивает согласованность и возможность точного анализа финансовой отчетности компании с течением времени. Сопоставимость — это возможность рассмотреть финансовые показатели двух или более разных компаний в качестве сравнительного анализа.

Как выполнить горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ выполняется в три основных этапа.

Шаг 1. Сбор финансовой информации

Чтобы выполнить горизонтальный анализ, вы должны сначала собрать финансовую информацию об одном предприятии за разные периоды времени. Большинство горизонтальных анализов предполагают извлечение квартальных или годовых финансовых отчетов, хотя можно получить определенные остатки на счетах, если вы ищете определенный тип анализа.

Помните, что разрывы между каждым финансовым отчетом постоянны. Вы можете выбрать любой интервал (месяц за месяцем, год за годом и т. д.), но каждый повторяющийся финансовый отчет должен быть на одинаковом расстоянии относительно того, когда он был выпущен, по сравнению с другими фрагментами финансовой информации.

Шаг 2: Определение методов сравнения

Имея на руках финансовую информацию, пришло время решить, как ее анализировать. Существует несколько основных методов сравнения.

Во-первых, сравнение направлений просто рассматривает результаты одного периода и сравнивает их с другим. Например, общий доход компании в прошлом квартале мог составить 75 миллионов долларов, а общий доход всей компании в этом квартале — 85 миллионов долларов. Этот тип сравнения чаще всего используется для выявления высокоуровневых, легко идентифицируемых различий.

Во-вторых, анализ отклонений определяет не только сумму в долларах, но и направление изменения для данной учетной записи главной бухгалтерской книги. В отличие от простого определения разницы между двумя числами, анализ отклонений стремится определить финансовое состояние компании, определяя изменения направления, частоту направлений или то, как каждый финансовый результат сравнивается с внутренней целью (например, бюджетом).

Наконец, горизонтальный анализ может включать расчет процентных изменений от одного периода к другому. По мере роста компании часто становится все труднее поддерживать одинаковые темпы роста, даже если компания растет в чистом выражении в долларах. Этот процентный метод наиболее полезен при выявлении изменений за более длительный период времени, когда могут быть значительные отклонения от базового периода по отношению к текущему периоду.

Шаг 3. Определение тенденций и закономерностей

Теперь, когда в финансовые отчеты встроены различные фрагменты расчетной информации, пришло время проанализировать результаты. Выявление тенденций и закономерностей осуществляется путем постановки конкретных управляемых вопросов. Например, высшее руководство может спросить: «Насколько хорошо каждый географический регион управлял себестоимостью продукции за последние четыре квартала?». Этот тип вопросов направлен на выбор определенных методов горизонтального анализа и определенных тенденций или закономерностей для поиска.

Сравнение горизонтального и вертикального анализа

Основное различие между вертикальным анализом и горизонтальным анализом заключается в том, что вертикальный анализ сосредоточен на взаимосвязях между числами за один отчетный период или в один момент времени. Вертикальный анализ также известен как анализ финансовой отчетности общего размера.

Например, вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках приводит к тому, что каждая сумма отчета о прибылях и убытках пересчитывается как процент от чистых продаж. Если чистые продажи компании составили 2 миллиона долларов, они будут представлены как 100% (2 миллиона долларов, разделенные на 2 миллиона долларов). Если стоимость проданных товаров составляет 1 миллион долларов, она будет представлена ​​как 50% (1 миллион долларов, разделенный на продажи в размере 2 миллионов долларов).

С другой стороны, горизонтальный анализ рассматривает суммы из финансовой отчетности за многолетний горизонт. Горизонтальный анализ также называется анализом тренда .

Предположим, что базовым годом для анализа является три года назад. Все суммы в балансовых отчетах и ​​отчетах о прибылях и убытках для анализа будут выражены в процентах от сумм за базовый год. Суммы за три года до этого представлены как 100% или просто 100. Суммы за самые последние годы будут разделены на суммы за базовый год.

Например, если сумма за последний год была в три раза больше, чем за базовый год, самый последний год будет представлен как 300. Этот тип анализа выявляет тенденции в таких статьях, как себестоимость проданных товаров.

Горизонтальный анализ

  • Используется для построчного просмотра изменений баланса счета за определенные отчетные периоды

  • Сравнивает результаты предыдущего отчетного периода с более актуальным набором результатов

  • Часто используется руководством для принятия стратегических решений.

Вертикальный анализ

  • Используется для оценки концентрации компании или отношения между определенными счетами

  • Пересчитывает остатки на счетах в пропорциональные проценты.

  • Часто используется инвесторами или кредиторами для оценки рисков и профилей корпоративных финансов.

Критика горизонтального анализа

В зависимости от того, с какого отчетного периода начинает аналитик и сколько учетных периодов выбрано, текущий период может выглядеть необычно хорошим или плохим. Например, прибыль за текущий период может показаться отличной только по сравнению с прибылью за предыдущий квартал, но на самом деле она довольно плохая по сравнению с результатами за тот же квартал предыдущего года.

Хотя изменение учетной политики или возникновение разового события могут повлиять на горизонтальный анализ, эти ситуации также должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности в соответствии с принципом последовательности.

Общая проблема с горизонтальным анализом заключается в том, что агрегирование информации в финансовых отчетах может меняться с течением времени, так что доходы, расходы, активы или обязательства могут перемещаться между разными счетами и, следовательно, могут вызывать отклонения при сравнении остатков по счетам с разных счетов. одного периода к другому. Действительно, иногда компании меняют способ разбивки своих бизнес-сегментов, чтобы затруднить определение горизонтального анализа тенденций роста и прибыльности. На точность анализа могут повлиять разовые события и расходы на бухгалтерский учет.

Пример горизонтального анализа

Горизонтальный анализ обычно показывает изменения по сравнению с базовым периодом в долларах и процентах. Например, заявление о том, что выручка увеличилась на 10% за последний квартал, основано на горизонтальном анализе. Процентное изменение рассчитывается путем деления изменения в долларах между годом сравнения и базовым годом на стоимость позиции в базовом году, а затем умножения частного на 100.

Например, предположим, что инвестор хочет инвестировать в компанию XYZ. Инвестор может пожелать определить, как компания выросла за последний год. Предположим, что в базовом году компания XYZ сообщила о чистой прибыли в размере 10 миллионов долларов и нераспределенной прибыли в размере 50 миллионов долларов.

В текущем году компания XYZ сообщила о чистой прибыли в размере 20 миллионов долларов США и нераспределенной прибыли в размере 52 миллионов долларов США. Следовательно, его чистая прибыль увеличилась на 10 миллионов долларов, а нераспределенная прибыль – на 2 миллиона долларов по сравнению с прошлым годом.

Таким образом, чистая прибыль компании ABC выросла на 100% ((20 млн долларов США – 10 млн долларов США) / 10 млн долларов США * 100) в годовом исчислении, в то время как ее нераспределенная прибыль выросла только на 4% ((52 млн долларов США – 50 млн долларов США) / 50 млн долларов США * 100). ).

  Период 1 (базовый) Период 2 (текущий период)  Изменить % Изменение
Чистая прибыль  10 миллионов долларов  20 миллионов долларов  + 10 млн долларов США  100%
Нераспределенная прибыль 50 миллионов долларов 52 миллиона долларов + 2 миллиона долларов   4%
Компания XYZ

Каковы преимущества горизонтального анализа?

Горизонтальный анализ ценен тем, что аналитики оценивают прошлые результаты наряду с текущим финансовым положением или ростом компании. Появляются тенденции, и их можно использовать для прогнозирования будущих результатов. Горизонтальный анализ также можно использовать для сравнения компании с конкурентами в той же отрасли.

Как инвестор может использовать горизонтальный анализ?

Инвесторы могут использовать горизонтальный анализ, чтобы определить тенденции в финансовом положении и производительности компании с течением времени, чтобы решить, хотят ли они инвестировать в эту компанию. Тем не менее, инвесторы должны сочетать горизонтальный анализ с вертикальным анализом и другими методами, чтобы получить реальную картину финансового состояния и траектории развития компании.

В чем разница между горизонтальным анализом и вертикальным анализом?

Основное различие между вертикальным анализом и горизонтальным анализом заключается в том, что вертикальный анализ фокусируется на отношениях между числами за один отчетный период или в один момент времени. Горизонтальный анализ рассматривает определенные позиции, коэффициенты или факторы за несколько периодов, чтобы определить степень изменений и их тенденции.

Когда можно использовать горизонтальный анализ?

Горизонтальный анализ наиболее полезен, когда объект был создан, обладает сильными возможностями ведения записей и имеет прослеживаемые биты исторической информации, которые можно копать для получения дополнительной информации по мере необходимости. Этот тип анализа более специфичен для анализа ценности, которую мы можем продать или приобрести.

Практический результат

Горизонтальный анализ — это метод финансового анализа, используемый для оценки эффективности компании с течением времени. Сравнивая финансовые результаты за предыдущий период с более текущими финансовыми результатами, компания может лучше определить направление изменения остатков на счетах и ​​величину, в которой произошло это изменение.

Источники статей

Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем редакционная политика.

  1. Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам Автоматизированные котировки. «Вертикальный анализ».

  2. Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам Автоматизированные котировки. «Горизонтальный анализ».

Расходы предоплаты: определение, примеры и процесс записи

Что такое расходы предоплаты?

Предоплаченные расходы — это будущие расходы, которые оплачиваются заранее, например, арендная плата или страховка. В балансе расходы будущих периодов сначала отражаются как актив. Поскольку выгоды от активов реализуются с течением времени, сумма затем отражается как расход.

Почему предоплаченные расходы являются активами?

Предоплаченные расходы считаются текущими активами, поскольку они представляют собой суммы, уплачиваемые предприятием авансом в обмен на товары или услуги, которые должны быть поставлены в будущем. Предоплаченные расходы обычно связаны с приобретением чего-то, например, арендной платы или страховки, которые приносят пользу бизнесу в течение нескольких отчетных периодов (часто шесть месяцев или год). Предприятие отражает предоплаченные расходы как актив в балансовом отчете, поскольку они представляют собой будущие выгоды, связанные с предприятием. По мере того, как выгоды от товара или услуги реализуются с течением времени, стоимость актива уменьшается, и эта сумма относится на расходы в отчете о прибылях и убытках.

Каковы преимущества предоплаты расходов?

Иногда предприятия оплачивают расходы заранее, потому что они могут получить скидку за предоплату. Предоплаченные расходы также могут принести пользу предприятию, сняв обязательство по оплате будущих отчетных периодов. Также могут быть налоговые льготы в отношении предоплаченных расходов, однако все организации должны соблюдать надлежащие правила, касающиеся налоговых вычетов.

Что такое амортизация предоплаченных расходов?

Амортизация расходов будущих периодов – это метод учета потребления расходов будущих периодов с течением времени. Это распределение представлено как предоплата на текущем счете в балансе компании.

При амортизации сумма обычных начислений, таких как предоплата за аренду, постепенно уменьшается до нуля в соответствии с так называемым графиком амортизации. Затем расход переносится в отчет о прибылях и убытках за период, в течение которого компания использует начисление.

Как регистрируются предоплаченные расходы?

Предоплаченные расходы отражаются в балансе первыми — в счете предоплаченных активов — поскольку они представляют собой будущие выгоды, связанные с бизнесом. Предоплаченные расходы считаются текущими активами, поскольку ожидается, что они будут потреблены, использованы или израсходованы в ходе стандартных бизнес-операций в течение одного года.

По мере реализации доходов от расходов будущих периодов они признаются в отчете о прибылях и убытках. Расходы будущих периодов первоначально не отражаются в отчете о прибылях и убытках, поскольку в соответствии с принципом соответствия Общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP) расходы не могут быть отражены в отчете о прибылях и убытках до их возникновения.

Где предоплаченные расходы появляются в балансе?

Расходы будущих периодов сначала отражаются на счете активов будущих периодов в балансе как текущие активы (за исключением случаев, когда расходы будущих периодов не будут понесены в течение 12 месяцев). После возникновения расходов счет предоплаченных активов уменьшается, и в отчете о прибылях и убытках делается запись по счету расходов.

Примеры расходов с предоплатой

Из-за того, как продаются определенные товары и услуги, большинство компаний имеют один или несколько расходов с предоплатой. Например, цель страхования – купить проактивную защиту на будущее. Ни одна страховая компания не будет продавать страховку, покрывающую прошлые события, поэтому расходы на страхование должны быть предварительно оплачены предприятиями.

Вот три распространенных примера расходов с предоплатой.

Предоплаченная страховка

Страховка является прекрасным примером предоплаченных расходов, поскольку они всегда оплачиваются заранее. Если компания платит 12 000 долларов за страховой полис, который покрывает следующие 12 месяцев, то она будет отражать оборотный актив в размере 12 000 долларов на момент платежа, чтобы представить эту сумму предоплаты. В каждом месяце 12-месячного полиса компания будет признавать расходы в размере 1000 долларов и использовать предоплаченные активы на эту же сумму.

Предоплата по аренде

Предоплата по аренде — арендный платеж, уплачиваемый за будущий период, — еще один распространенный пример расходов по предоплате. Организация производит платеж наличными лизинговой компании, но расходы по аренде еще не понесены, поэтому компания должна отразить предоплату арендной платы. Предоплата по аренде является активом, поскольку сумма предоплаты может быть использована в будущем для уменьшения расходов на аренду по мере их возникновения.

Сотрудник юридических услуг

Юридический гонорар часто требуется, прежде чем юрист или фирма начнут представительство. Когда компания выплачивает аванс, это отражается как расходы предоплаты в балансе. Это не относится к расходам немедленно, потому что компания еще не воспользовалась услугами. По мере поступления будущих счетов-фактур компания будет признавать расходы и использовать предварительно оплаченный актив на ту же сумму.

Предоплаченные расходы – это дебет или кредит?

При наличии платежа, представляющего собой предоплату расходов, счет предоплаты, такой как Предоплаченная страховка, дебетуется, а счет денежных средств кредитуется. Это записывает предоплату как актив на балансе компании. Также устанавливается график амортизации, соответствующий фактическим понесенным расходам предоплаты, или график потребления актива предоплаты.

В конце каждого отчетного периода в соответствии с графиком проводится запись в журнале о расходах, понесенных за этот период. Эта запись журнала кредитует счет предоплаченных активов в балансовом отчете, например Предоплаченное страхование, и дебетует счет расходов в отчете о прибылях и убытках, например Расходы на страхование.

При этом регистрируются понесенные расходы за период и уменьшается предварительно оплаченный актив на соответствующую сумму.

Решения BlackLine для предоплаты расходов

BlackLine создает решения, которые модернизируют финансовую и бухгалтерскую функции, повышая производительность и обнаруживая бухгалтерские ошибки до того, как они станут проблемой. Продукты BlackLine работают в унисон, чтобы исключить ручные процессы, зависящие от электронных таблиц, подверженные человеческим ошибкам.  

BlackLine Account Reconciliations, полное решение для выверки счетов, имеет шаблон предоплаченной амортизации для автоматизации процесса учета предоплаченных расходов.