Утилизация автомобильных шин покрышек: методы переработки, куда сдать покрышки

Содержание

методы переработки, куда сдать покрышки

Утилизация покрышек и шин – крайне важный процесс для защиты экологии и здоровья населения. Важно, чтобы каждый человек нашей страны понимал необходимость переработки резиновых изделий. О том, как утилизировать шины и куда утилизировать резину, наша статья.

Содержание

  1. Почему нужно утилизировать покрышки
  2. Закон об утилизации шин
  3. Класс отходов
  4. Способы утилизации покрышек
  5. Как утилизировать в домашних условиях
  6. Утилизация других резиновых изделий
  7. Куда сдать шины на утилизацию за деньги

Почему нужно утилизировать покрышки

Для того чтобы понять, почему необходима утилизация шин, нужно рассмотреть их состав.

При производстве современных автомобильных шин используют синтетический и натуральный каучуки, технический углерод, примеси в виде смол. Установлено, что при износе этих резиновых изделий их мельчайшие частицы способны проникать в человеческий организм, вызывая заболевания:

  • бронхиальную астму;
  • аллергию;
  • онкологию и др.

Обратите внимание! Помимо негативного влияния на организм человека, автомобильные шины и покрышки оказывают отрицательное воздействие на природную среду.

Для разложения автопокрышек и других резиновых изделий нужно около 100 лет, так как биологическим путем они практически не разлагаются. При этом они выделяют большое количество вредных веществ в окружающую среду.  Кроме того, шины и покрышки при возгорании становятся источниками токсичных соединений, опасных для здоровья человека и жизни живых существ. На земельном участке, на котором происходило горение резины, не вырастет ни одна травинка в течение 10 лет. Также отслужившие резиновые изделия – это «рай» для грызунов и насекомых, разносящих разные инфекции.

Однако, несмотря на потенциальную опасность, масштабы свалок старых шин и резиновых покрышек только увеличиваются в нашей стране и уже составляют тысячи квадратных километров. Хотя многие знают, что автошины за счет своего химического состава могут применяться в качестве вторсырья при производстве новых изделий и материалов.

Важно! Обеспечить защиту среды от негативного влияния резиновых изделий и сохранность природных ресурсов поможет правильная утилизация. Именно поэтому нужно утилизировать шины и автопокрышки.

Закон об утилизации шин

Информация по данному вопросу содержится в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В 2015 году в закон об утилизации шин были внесены изменения, согласно которым производители и импортеры этих резиновых изделий должны осуществлять в обязательном порядке утилизацию отслуживших автошин. При этом их годовой объем устанавливается государством за счет введения нормативных показателей утилизации. Такие нормативы рассчитываются в виде % от всего количества произведенных изделий в год. Так, производители шин в 2016 и 2017 гг. должны были и должны будут произвести утилизацию изделий согласно установленным нормативам: 15% и 20% соответственно.

Класс отходов

Выработавшие свой ресурс резиновые изделия, в том числе автошины и автопокрышки – это IV класс опасности отходов, установленный в соответствии с Российским законодательством. Хоть данного рода отходы и принадлежат к категории малоопасных, их все равно необходимо правильно утилизировать по описанным ранее весомым причинам. Однако в России автомобильные резиновые изделия обычно подвергаются выбросу на свалки, захоронению и сжиганию.

Способы утилизации покрышек

Утилизация автомобильных покрышек и других резиновых изделий – процесс, для осуществления которого наиболее рациональными на сегодняшний день являются методы механической переработки в крошку и криогенной переработки.

В первом случае осуществляются:

  1. Подготовка к дроблению: отделение металлокорда, разрезание изделия на части.
  2. Дробление в крошку (обычно происходит в 2 этапа).
  3. Сортировка фракций.

В процессе используется такое основное оборудование для утилизации шин, как гильотина, шредер или дробилка.

Во втором методе первый этап такой же, как в методе механического измельчения в крошку. Далее следуют такие этапы:

  1. Загрузка подготовленных резиновых материалов в криогенную камеру с жидким азотом.
  2. Затвердевание материала (температура -110оС).
  3. Измельчение застывшей резины пневматическим или паровоздушным молотом.
  4. Сортировка измельченных металлических, текстильных и резиновых компонентов, дополнительное дробление резины на крошку.

Также при любом способе переработки в обязательном порядке осуществляется мойка шин перед утилизацией.

Как утилизировать в домашних условиях

Утилизация автошин своими руками – это процесс крайне сложный, требующий значительной затраты сил. Самостоятельно можно лишь измельчить предварительно подготовленную резину на более мелкую фракцию с помощью определенного инструмента. Дальнейшая же переработка крошки в домашних условиях вряд ли возможна. А использование ее в качестве топлива для обогрева помещений крайне нежелательно с экологической точки зрения.

Избавиться от б/у шин можно посредством их применения в качестве, например, декора для дачного участка: «резиновые» клумбы и другие поделки из отработанной резины. Однако данный способ избавления от старых автошин не решает вопрос правильной и экологически безопасной утилизации изделий из резины.

Утилизация других резиновых изделий

Утилизация резины, помимо автошин и автопокрышек, включает в себя переработку целого ряда других резиносодержащих изделий и материалов. Прием резины на утилизацию предполагает прием шлангов, приводных ремней, транспортных конвейерных лент, старой спецодежды, обуви и т.д. Такой прием резины осуществляют специализированные компании, которые могут как самостоятельно перерабатывать резиновые изделия (по описанным ранее методам), так и отправлять их на завод с целью использования в качестве вторсырья.

Куда сдать шины на утилизацию за деньги

Реально ли сдать шины на утилизацию за деньги? Некоторые компании осуществляют прием покрышек и прием шин, выплачивая их владельцам определенную (небольшую) сумму денег. Однако в большинстве случаев в наших городах за сдачу старых покрышек на утилизацию заплатить деньги придется именно хозяину изделий. Куда сдать шины? Сдать резинотехнические отходы можно в специальные пункты приема, также можно принести их непосредственно в саму перерабатывающую компанию. Как правило, в таких компаниях осуществляется утилизация грузовых шин, автошин, покрышек и других резиносодержащих изделий.

Об опасности автопокрышек, важности их переработки, о способах утилизации и существующих при этом проблемах рассказывают в следующем коротком видео

Утилизация покрышек и автошин – отрасль плохо развитая в России. Однако ее развитие необходимо сегодня. Ведь это не только деятельность, позволяющая защитить экологию и наше здоровье, но и перспективный бизнес, который помогает сохранять природные ресурсы, создавая полезное для промышленности вторичное сырье.

Зачем нужно утилизировать автомобильные шины и как делать это правильно

Шины – один из основных и самых очевидных «расходников» любого автомобиля. Вместе с тем, только легковых автомобилей в России – более 42 миллионов. С грузовиками и спецтехникой – около 59.7 млн. А это значит, что ежегодно на свалки выбрасываются не менее миллиона тонн изношенных автомобильных шин. В этом контексте – уже не средств обеспечения контакта с поверхностью, а просто опасных отходов.

Формально, автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности, то есть малоопасным отходам. Но не стоит недооценивать их опасность – неправильно утилизированные шины наносят значительный ущерб окружающей среде.

В естественных условиях, для разложения выброшенной на свалку или закопанной шины требуются сотни лет. При контакте с влагой из них вымываются токсичные органические соединения. Частично наполненные водой шины становятся рассадниками крыс и кровососущих насекомых. Миллионы выброшенных на свалки шин – это экологическая катастрофа сама по себе, даже без учета занимаемой площади, поэтому за добрую сотню лет человечество разработало несколько способов утилизации данного типа отходов.

Использование целых шин

Первый способ подразумевает использование целых автомобильных шин – например, для защиты склонов от эрозии, создания звукоизолирующих ограждений вдоль автотрасс, а также барьеров безопасности для автогоночных треков. В семидесятых годах прошлого века из отработавших свое шин даже устраивали… искусственные рифы! Так, в 1972 году группой BARINC (Broward Artificial Reef) при поддержке компании Goodyear у берегов Флориды был создан так называемый риф Осборна. Было утоплено более двух миллионов покрышек – чтобы создать условия для размножения рыб и устриц. Эффект, к сожалению, получился обратный – стальные ремешки, фиксирующие шины, быстро сгнили. Шины начало выбрасывать на пляжи, они начали разрушать соседние коралловые рифы. Последние полтора десятка лет шины достают обратно – в том числе, с использованием армейских водолазов.

Сжигание шин

Второй популярный способ утилизации шин – сжигание (в том числе, с целью получения энергии). В большинстве случаев именно такая утилизация наносит максимальный ущерб природе и здоровью человека. Дело в том, что при горении в атмосферу выбрасываются не только цинки, окислы серы, но и диоксины, которые относятся к суперэкотоксикантам 1-го класса опасности. Эти вещества обладают мутагенными, канцерогенными и кумулятивными свойствами. По уровню токсичности диоксины превосходят практически любой известный яд, и, к тому же, не разлагаются десятки лет, накапливаясь в верхнем слое почвы, а также всех объектах окружающей среды, включая растения и животных.

Сжигание шин в высокотемпературных (1200-2800 градусов Цельсия) печах современных цементных или целлюлозно-бумажных заводов тоже не является панацеей – по мнению многих экспертов, при таком методе утилизации выбросы диоксинов в атмосферу также присутствуют, пусть и в меньшем объеме. Установка высокоэффективных очистительных систем для улавливания вредных газов делает сжигание шин для получения энергии малорентабельным.

Пиролиз шин

Еще один метод утилизации отработавших свое шин – пиролиз. Шины загружаются в специальные реакторы, где при высокой температуре в отсутствие кислорода продукт разлагается на составляющие (технический углерод, пиролизный газ, а также жидкие фракции, пригодные для использования в качестве печного топлива). Выделяемый в процессе газ также может быть использован для получения топлива. Данная технология требовательна к оборудованию, и до недавнего времени считалась недостаточно эффективной. Однако, современные пиролизные установки уже лишены подобных недостатков.

Дробление (измельчение) изношенных шин

Наиболее экономически эффективным является механическое измельчение шин. При использовании данного метода на выходе в виде дисперсных материалов получается каучук и другие полимеры, из которых состоит шина. Полученная резиновая крошка обретает новую жизнь в виде различных резинотехнических изделий, таких как автомобильные коврики, лежачие полицейские, покрытие для детских площадок и так далее. Наиболее мелкодисперсная резиновая крошка используется в качестве добавки (от 5 до 20%) в резиновой смеси при производстве новых шин. Существует несколько способов механического измельчения шин, основанных на разных физических принципах – например, применение высоких скоростей соударения, низких температур, или высокого давления.

Проблемы утилизации

Несмотря на то, что в России на сегодняшний день существует как минимум несколько крупных и большое количество небольших заводов по утилизации автомобильных шин одним из перечисленных промышленных методов, до полной загрузки этих производств далеко. Причина проста – большинство шин утилизируется простым и нелегальным путем – выбрасывание на свалку или сжигание.

Вот почему правильная утилизация и переработка шин – один из важнейших приоритетов в области охраны здоровья человека и окружающей среды. Именно этой цели служит новый проект от Nokian Tyres – Nokian Eco Challenge. В рамках проекта компания берет на себя обязательства по ликвидации нелегальных шинных свалок.

Механика проста – заявку на ликвидацию свалки может подать любой желающий, от себя лично или от организации. В рамках проекта ликвидируются свалки шин объемом не менее 10 тонн, что в пересчете на покрышки составляет порядка 250 грузовых или 1 000 легковых шин. Все собранные шины будут переработаны для повторного использования.

К слову, почти одновременно с похожей инициативой выступили и ярославские власти. Так, на мусорном полигоне «Скоково» под Ярославлем уже в этом году должен быть построен завод по дроблению отходов и переработке старых шин. Мы считаем, что это правильный подход – без грамотной сортировки и переработки отходов, речи о защите окружающей среды и нашего с вам здоровья говорить не приходится!

 

Источник изображения: Phoenix Industries

 

Как утилизировать шины — Earth911

Перейти к содержимому

Шины

— один из самых крутых продуктов для переработки, потому что из них можно сделать самые разные продукты. Ваша спущенная шина может быть сожжена в качестве топлива, превращена в игровое оборудование или даже использована для создания искусственного газона.

При поддержке Institute of Scrap Recycling Industries, Inc.



Подготовка шин к переработке

  1. Перед утилизацией шин узнайте в автомастерской, можно ли восстановить или отремонтировать старые шины. Любой вариант продлевает срок службы ваших шин и обходится дешевле, чем покупка новых шин.
  2. Если вам заменяют шины в автомастерской, спросите, будет ли мастерская перерабатывать для вас старые шины. В зависимости от того, где вы живете, в стоимость новых шин может входить налог, который финансирует утилизацию ваших старых шин, или утилизация может быть включена в плату за обслуживание.
  3. Если вы самостоятельно утилизируете шины, вам необходимо сначала снять обод и грузы с колес. К счастью, обод сделан из алюминия, а гири из стали — оба ценных металла можно переработать в металлолом. Предупреждение: У вас должен быть опыт работы с электроинструментом, если вы собираетесь самостоятельно отрезать шину от обода. Пожалуйста, соблюдайте осторожность.
  4. Прежде чем перерабатывать шины, рассмотрите возможность их повторного использования. Помимо очевидного варианта изготовления качелей из шин, из них получаются отличные кашпо в вашем саду или компостные баки.

Зачем перерабатывать шины

  • В США ежегодно утилизируется 300 миллионов шин — почти по одной шине на человека.
  • Шины на свалке собирают воду, привлекающую грызунов и комаров. Они также занимают много места, улавливают выбросы метана и создают риск возгорания, а возгорание шин трудно потушить.
  • Одним из основных видов использования переработанных шин является топливо, полученное из шин (TDF). TDF является альтернативой ископаемому топливу и производит на 25 процентов больше энергии, чем уголь.

Найдите ближайший к вам пункт приема шин с помощью службы Recycling Locator.

Найдите руководства по переработке других материалов

Часто задаваемые вопросы о переработке шин

Могу ли я переработать шины в рамках моей программы утилизации?

В обычных условиях не оставляйте шины на обочине. Большинство программ сбора на обочине не забирают шины вместе с вашей обычной утилизацией. Если вы хотите, чтобы ваши шины забрали, позвоните в свой муниципалитет и узнайте, можете ли вы запланировать специальный пикап.

Могу ли я заработать на переработке шин?

Нет, и в большинстве случаев вам придется заплатить за их переработку. Однако вы можете заработать деньги, перерабатывая алюминиевые диски у торговца металлоломом.

Большинство муниципалитетов запретили вывоз шин на свалки, а это означает, что вам придется стиснуть зубы и заплатить за переработку вместо того, чтобы выбрасывать их.

Предлагают ли продавцы шин переработку?

Если вы устанавливаете новые шины, продавцы шин должны автоматически утилизировать для вас старые. Если вы привозите шины, но не покупаете новые, есть шанс, что они будут приняты, но, скорее всего, за определенную плату. Звоните и уточняйте сначала.

Что такое вес колесных шин?

Когда шины устанавливаются на ваш автомобиль, мастерская использует стальные или цинковые грузы для балансировки шин, чтобы колеса вращались плавно. Если вы наткнетесь на бордюр, грузы могут слететь, что приведет к тому, что ваш автомобиль выйдет из строя.

Во время переработки шин эти грузы необходимо снять и утилизировать отдельно. Раньше их делали из свинца, более тяжелого и токсичного металла, но сталь — самый перерабатываемый материал на земле.

Нужно ли снимать обод перед переработкой?

Да, большинство переработчиков шин требуют снять обод. К сожалению, это не простой процесс. Если вы найдете переработчик, который принимает шины с ободами, будьте готовы заплатить больше за переработку, даже несмотря на то, что обод является наиболее ценной частью шины, потому что удаление обода очень сложно.

Как перерабатываются шины?

После снятия ободов и грузов для раздельной переработки шины обычно измельчают или измельчают с помощью измельчителя шин. Эти шредеры используют мощные ножи, чтобы разорвать шину на мелкие кусочки. Некоторые побочные продукты производства шин, такие как волокно и сталь, отделяются и продаются в качестве сырья для других отраслей промышленности.

Остаток измельченной шины можно использовать для различных целей. Если он предназначен для TDF, материал отправляется в мусоросжигательную печь, котел или цементную печь, в зависимости от предприятия, которое будет использовать шину для получения энергии. Другие виды использования измельченных и измельченных шин включают прорезиненный асфальт, мульчу для детских площадок, дорожные насыпи или даже в качестве материала для новых шин.

Если бывшие в употреблении шины превращаются в топливо, почему возгорание шин так опасно?

Шины, используемые для TDF, преобразуются в энергию в контролируемом процессе; мусоросжигательная печь или котел соответствуют строгим правилам, требуемым EPA.

Когда стопка шин загорается, это неконтролируемый процесс. Эти пожары чрезвычайно трудно потушить, они производят много дыма и выделяют в воздух токсичные химические вещества. Пожары шин представляют собой серьезную проблему, если использованные шины не перерабатываются.

В каких штатах требуется переработка шин?

По состоянию на 2017 год 36 штатов запретили вывоз шин на свалки, включая Калифорнию, Колорадо, Флориду, Иллинойс, Массачусетс, Мичиган, Нью-Йорк, Северную Каролину, Огайо, Пенсильванию и Техас. К счастью, эти законы означают, что в этих штатах гораздо проще найти варианты утилизации шин.

Дополнительная литература

  • RecycledRubberFacts.org: узнайте больше о том, что происходит с переработанными шинами.
  • Тайна переработки: шины: дополнительная информация о переработке шин в США
  • Воспользуйтесь этими 8 творческими способами перепрофилирования шин: ознакомьтесь с некоторыми творческими альтернативами утилизации шин.
  • Подержанные шины получат новую жизнь с помощью Quest Recycling: узнайте, как крупнейший в мире ритейлер Walmart объединился для переработки своих шин.

Новый метод переработки превращает старые шины в материалы для повторного использования

Только в 2019 году во всем мире было произведено около трех миллиардов автомобильных шин. Автомобильные шины являются классическим примером крупносерийного продукта, полученного из невозобновляемых нефтяных ресурсов и предназначенного для одноразового использования; они не соответствуют желаемой парадигме сокращения, повторного использования, переработки.

Некоторые старые шины используются в качестве топлива в цементной промышленности или перемалываются в резиновую крошку и используются в качестве армирующего материала — родители знакомы с резиновыми ковриками, используемыми на детских игровых площадках.

Это неэффективные способы использования невозобновляемых ресурсов. Проблема заключается в том, что многие шины попадают на свалки, где они рискуют загрязнить местную окружающую среду из-за фильтрата (жидкости, которая просачивается через свалки в землю) или, что еще хуже, из-за пожаров, которые выделяют токсичные газы и твердые частицы в атмосферу.

Пожары в шинах

20 декабря 2019 г. на заводе по переработке шин TRACC в Минто, штат Нью-Брансуик, вспыхнул трудноконтролируемый пожар, где хранилось около миллиона шин. На тушение пожара ушла неделя. Такие пожары не редкость: еще один заметный пожар произошел 30 лет назад, когда 14 миллионов шин в Хагерсвилле, Онтарио, горели более двух недель.

В 1840-х годах Чарльз Гудиер открыл процесс, называемый вулканизацией, который превращает мягкий натуральный каучук в износостойкий каучук. Вулканизация использует цепи серы для связывания больших органических молекул в сеть и до сих пор широко используется для производства автомобильных шин.

До достижений в области автомобильного дизайна, в частности, появления 50 лет назад стальных брекерных и радиальных профилей, шины необходимо было заменять через 20 000–40 000 километров пробега. Теперь мы ожидаем, что шины прослужат 100 000 километров. Эта надежность на дороге делает шины чрезвычайно сложными для переработки.

Новые способы разрушения шин

В моей лаборатории Brook Research Group в Университете МакМастера мы обнаружили эффективный и мягкий процесс, в котором используется силиконовая химия для разрушения связей между серой, удерживающих шины вместе. Силиконы избирательно разрезают связи сера-сера, оставляя только органические цепи, которые можно легко выделить и повторно использовать для создания новых продуктов. Этот процесс, первоначально предназначенный для производства новых силиконов с использованием очень малых количеств катализатора, был перепрофилирован для обеспечения устойчивости шин на нефтяной основе.

Диаграмма, показывающая этапы этого нового процесса разрушения резиновых шин. Автор предоставил

Химический процесс сначала включает резку шин на секции, а затем формирование из них порошкообразной крошки, этапы, которые в настоящее время используются на коммерческих заводах по восстановлению шин. Затем мягкая, быстрая реакция, вызванная нагреванием этого материала со специальными силиконами при 100°С в течение 45 минут, превращает около 90 процентов доступных органических материалов в легко перерабатываемое бледно-желтое масло.