Угол опережения впрыска топлива ямз 236: Как выставить зажигание на ямз 236 самостоятельно

Содержание

Как выставить зажигание на ямз 236 самостоятельно

Установка зажигания – процесс регулировки и контроля впрыскивания топлива. Выставить зажигание ЯМЗ 236 м2 можно самостоятельно или с помощью специалистов СТО.

Регулировку нужно производить следующим образом:

  • найти отметку на муфте у топливного насоса и зафиксировать деталь этой отметкой вверх;
  • развернуть двигатель, чтобы получить значение в 20 градусов на шкале;
  • ослабить болтовое соединение, зафиксированное на муфте, развернуть её на позицию позднего зажигания;
  • отвернуть трубку, подающую топливо к цилиндру No1;
  • протереть детали и очистить от грязи;
  • медленно вращать муфту, пока топливо не будет заметно в выемке, расположенной на первичном цилиндре;
  • закрутить болтовые крепежи на муфте.

Для проведения регулировки в конструкции картера маховика есть два специальных люка. На корпусе детали обозначены значения углов. При этом нижняя графа выражает значения в цифрах, а боковая графа – буквами.

Вращение коленчатого вала производится только по направлению часовой стрелки. Взгляд направлен со стороны вентилятора. Вращение можно производить с помощью ключа, зацепленного за болтовое соединение. Крышка картерного люка должна быть демонтирована.

Во время процесса совмещения меток буква «А», нанесенная на торцевой части муфты, должна совместиться с меткой «Б» на нижнем указателе. Если соединения не произошло, то необходимо осуществить точную настройку деталей.

Искомая величина опережения находится рядом с особой отметкой. Муфта опережения впрыска топлива ЯМЗ 236 является местом нанесения этой риски. Нормальное значение равняется 20 или 18 пунктам. Сам угол топливной массы определяется по первичному цилиндру.

Контроль осуществляется с помощью обычного насоса. Так, им прорабатывают систему питания автомобильного двигателя, в обязательном порядке предварительно приоткрыв клапаны, сквозь которые из двигателя уходит воздух.

После того, как воздушные массы вышли без остатка, пробки заворачивают. Далее следует подсоединить прибор моментоскоп к штуцерам специальной секции от топливного насоса. Перед проведением процедуры необходимо снять ТНВД цилиндра ямз 236.

Регулирование опережения производится таким образом:

  • скобу от рабочего силового аппарата переводят в рабочее состояние;
  • сливают из стеклянного сосуда все топливо до момента, когда объем жидкости будет достигать отметки в средней части трубки;
  • осторожно поворачивают коленвал.

Все движения нужно совершать строго по направлению кручения. Текущее расположение мениска в трубке необходимо постоянно наблюдать и контролировать. Резкий его подъем сигнализирует о начале пуска топлива определенной секцией. Линия, нанесенная на шкив, должна быть противоположной линии с числовыми метками. Процедура постановки угла требует особой точности до 1 значения.

Моментоскоп лучше всего сделать своими руками, чтобы прибор идеально подошел к двигателю. Создать устройство можно из нескольких трубок. При работе необходимо следить за плотностью постановки трубок и не допускать протечек.

Еще один важный момент – процесс накачивания солярки до момента появления в зоне видимости трубки. Накачивание производится путем вращения вала. Подъем топливной массы будет заметен во время прокручивания вала перед непосредственным подходом к элементам первого поршня. Вращение вала важно производить плавно и очень медленно.

При скользких креплениях ТНВД ЯМЗ 236 м2 важно поворачивать таким образом, чтобы впрыск топливной массы соответствовал обозначению впрыска на маховике.

Связанные материалы: зажигание ЯМЗ 236

Дата публикации: 12 декабря 2018

Регулируем зажигание на ЯМЗ 236

Содержание

Установить зажигание означает отрегулировать и проконтролировать впрыск топлива. Сделать это можно самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов со станции технического обслуживания.

Каким образом можно проводить регулировку?

Придерживайтесь следующей последовательности действий:

  • найдите нужную отметку, которая размещена на муфте у топливного насоса, зафиксируйте деталь отметкой вверх;
  • поверните двигатель таким образом, чтобы на шкале оказалось значение 20 градусов;
  • ослабьте соединение болтов, которое предварительно было зафиксировано на муфте, после чего поверните ее так, чтобы положение соответствовало позиции позднего зажигания;
  • трубку, которая подает топливо к цилиндру номер 1, отверните в сторону;
  • сделать так, чтобы все детали были чистыми, без грязи;
  • начинайте вращать муфту таким образом, чтобы в выемке, которая размещена на первичном цилиндре, стали заметны следы топлива;
  • после этого можно закрутить болтовые крепежи на муфте.

Как отрегулировать зажигание?

Для того, чтобы проводить регулировку зажигания самостоятельно, в картере маховика предусмотрены специальные люки в количестве двух единиц. На корпусе самой детали Вы найдете две цифры – таким образом обозначаются значения углов.

Обратите внимание: нижняя графа состоит из цифр, а боковая – из букв.

Вращать коленчатый вал следует по направлению часовой стрелки, то есть взгляд должен быть направлен со стороны вентилятора. Зацепите ключ за болтовое соединение, после чего начинайте вращение. В результате будет демонтирована крышка картерного люка.

Когда Вы будете вращать ключ, обратите внимание, что у Вас должны совместиться буквы «А» с торцевой части муфты и «Б», которая расположена на нижнем указателе. Если такое совмещение не произошло, постарайтесь провести более точную настройку деталей.

Как установить угол опережения?

Особая отметка, которая определяет величину опережения, находится рядом с муфтой. Нормальное значение, которого следует достичь, — 20 или 18 пунктов. Для определения угла топливной массы воспользуйтесь данными первичного цилиндра.

Для того, чтобы контролировать ситуацию, используйте обычный насос. С его помощью можно проработать систему питания двигателя авто, однако для этого нужно предварительно приоткрыть клапаны, пропускающие воздух. Сначала следует полностью выпустить воздух и только потом завернуть пробки. Следующим шагом необходимо присоединить прибор моментоскоп к штуцерам, которые находятся на специальной секции от топливного насоса. Для того, чтобы процедура была проведена без каких-либо проблем, необходимо обязательно демонтировать ТНВД цилиндра.

Как происходит регулирование опережения? Последовательность действий следующая:

  1. переведите скобу, которая находится внутри конструкции рабочего силового аппарата, в состояние работы;
  2. освободите стеклянный сосуд от топлива до уровня, когда жидкости будет по отметку в средней части трубки;
  3. после этого можно аккуратно и не спеша поворачивать коленвал.

Помните, что все действия совершаются исключительно по направлению кручения. При этом обязательно контролировать состояние мениска в трубке.

Регулировка топливного насоса высокого давления (ТНВД). Жизнь великих имен

Ключевым конструктивным элементом системы впрыска двигателя, работающего на дизельном топливе, является топливный насос высокого давления (ТНВД).

Основные элементы и схема ТНВД

ТНВД выполняет задачу подачи в определенный момент и под определенным давлением четко отмеренных объемов автомобильного топлива в цилиндры дизеля.

Другими словами, это устройство отвечает за правильную циркуляцию топлива в топливной системе.

По варианту подачи топлива ТНВД подразделяются на агрегаты с аккумуляторным впрыском и прямого действия. Во втором случае процессы впрыска и прокачки протекают одновременно, а необходимое давление распыления топлива обеспечивается движением плунжера.

Основным элементом ТНВД является плунжерная пара. Представляет собой длинный поршень небольшого диаметра (как правило, диаметр устройства в несколько раз меньше его длины), который максимально плотно прилегает к рабочему цилиндру. Зазор между ними (его называют прецизионным сопряжением) никогда не превышает 1-3 мкм. Рабочий цилиндр содержит впускные клапаны (два или один), через которые подается топливо. Затем он через выпускной клапан выталкивается плунжером.

Насосы конструктивно делятся на три типа:

  • распределительные: в нем устанавливаются 1 или 2 плунжера, которые впрыскивают топливо и распределяют его по имеющимся цилиндрам;
  • рядный: имеет отдельную плунжерную пару;
  • багажник: отвечают за перекачку топлива в гидроаккумулятор.

Регулировка и ремонт ТНВД – особенности процесса

Необходимость ремонта ТНВД может быть вызвана несколькими причинами. Наиболее распространенными из них считаются следующие:

  • Износ насоса. Его легко определить по таким явлениям, как громкая и неравномерная работа двигателя, затрудненный горячий пуск, потеря мощности.
  • Применение низкого качества. Топливо используется для движущихся частей ТНВД в качестве смазки. Если в его состав входят определенные примеси (частицы грязи, капли бензина или воды), его смазывающие возможности снижаются, что приводит к выходу насоса из строя.
  • Некорректная работа электронных устройств, установленных на транспортном средстве.

При ремонте ТНВД чаще всего требуется замена изношенных деталей, а это можно сделать только разобрав устройство. В принципе, выполнить ремонтные работы не так уж и сложно самостоятельно, если вооружиться знаниями устройства топливного насоса, а также набором специального инструмента (тиски, газовый ключ, пинцет, набор шестигранников и головок, штангенциркуль, отвертка). Но специалисты всегда рекомендуют доверять их мастерам СТО и автосервисов.

Как регулируется ТНВД?

Периодическая регулировка насосов высокого давления является обязательной процедурой, без которой обеспечивается нормальная и надежная работа Всего дизеля. .. Проводится на специальных стендах (например, на СДТА-1). С устройства демонтируется муфта опережения впрыска (работает в автоматическом режиме), соединяется распределительный вал с приводом стенда.

После этого проводятся необходимые проверки, в ходе которых регулируются равномерность и объем подачи топлива, а также начало подачи. Для этих целей предусмотрен специальный механизм привода затвора. Последняя вводится между дозирующими цилиндрами и эталонными форсунками в момент отключения подачи, что предотвращает попадание топлива в цилиндры.

Для регулирования начала подачи используется моментоскоп (небольшой кусок топливопровода, к которому подсоединяется стеклянная трубка). А для того, чтобы отрегулировать момент начала подачи, используют регулировочные болты, которые вкручиваются в толкатели плунжера.

Первый этап ремонта ТНВД, регулировка ТНВД ЯМЗ 238, должна выполняться на специальном оборудовании. Здесь важно выявить возможные причины поломки, определить степень износа деталей.

Регулировка качества влияет на экономичность и эффективность дизельных двигателей. Влияет на работу топливной системы.

Особенности регулировки ТНВД ЯМЗ 7511

Регулировку начните с проверки настроек. Диагностировать состояние клапанов и давление в них.

Топливо подается к головке насоса. Если топливо заметно подтекает в первые минуты теста, замените нагнетательный клапан. Если течи из фитингов нет, давление повышают. Внимательно следите за тем, в какой момент открывается клапан.

При несоответствии давления норме при поступлении топлива в трубу заменить пружины нагнетательных клапанов.

Также при регулировке ТНВД ЯМЗ 7511 проверьте угол начала впрыска топлива. Используйте моментоскоп. Измеренное значение угла должно соответствовать значениям из таблицы производителя.

Рабочие регулировки привода ТНВД ЯМЗ 236

Минимальная и максимальная скорость регулируются соответствующими болтами. Преднатяг пружины регулируется винтом.

Номинальная подача регулируется болтом. Обороты начала работы регулируются корпусом корректора. Болт ограничивает максимальную скорость.

В процессе регулировки привода ТНВД ЯМЗ 236 определяют момент окончания выдвижения рейки. При отклонениях винтами двуплечего рычага устанавливается необходимое число оборотов.

Регулировка ТНВД грузовиков ЯМЗ осуществляется на стенде с прецизионной точностью. Выполнить:

  • Проверить номинальное значение подачи топлива;
  • Регулировка хода рельса;
  • Устанавливается значение запаса топлива при перегрузках и при пуске.

После полной регулировки насоса выполняется проверка и обкатка. Измеряется количество топлива, просочившегося через зазоры. Допускаются только небольшие потеки. Если есть заметная утечка топлива, проверьте герметичность элементов.

В ходе испытаний в соответствии с видео регулировки ТНВД ЯМЗ 238 установлены возможные отклонения в работе ТНВД. Устраняется шум, заедание деталей, протечки в местах уплотнений.

В процессе эксплуатации нарушаются момент и количество подачи топлива. Угол опережения впрыска меняется.

Для поддержания насоса в рабочем состоянии рекомендуется каждые 800 часов работы снимать элемент, проверять и регулировать ТНВД ЯМЗ 238, а также другие элементы механизма.



Регулировка ТНВД

Регулировка ТНВД должна производиться на специальных стендах высококвалифицированными специалистами. При регулировке насоса используйте стендовые форсунки или форсунки, с которыми насос был установлен на двигатель, отмечая номер каждой форсунки, соответствующий цилиндру.
Перед проверкой и регулировкой ТНВД все форсунки (если используются форсунки от двигателя) должны быть тщательно проверены и отрегулированы на специальном стенде в соответствии с техническими условиями на данный тип и модель форсунок.
После регулировки насоса каждую форсунку необходимо установить на цилиндр, соответствующий той секции насоса, которая регулировалась совместно с этой форсункой.

Работоспособность плунжерных пар насоса можно оценить с помощью стендовых форсунок, отрегулированных на давление начала впрыска выше номинального 1,8…2 раз. Если в этом случае насос обеспечивает подачу, то плунжерные пары исправны.

Регулировка цикловой подачи

Основной регулировкой топливного насоса является регулировка количества и равномерности цикловой подачи на номинальном режиме. Для этого рейка ТНВД (или дозатор для однопоршневого насоса) устанавливается специальным винтом в положение номинальной подачи. При номинальной частоте вращения измеряют цикловую подачу всех секций, контролируя уровень топлива в измерительных трубках каждой секции насоса.

Для контроля величины цикловой подачи через секции насоса используют стеклянные градуированные пробирки, закрепленные на испытательном стенде и подсоединенные к выходу секции, или (в современных стендах) на дисплее, визуально отображающем циклическая подача через секции испытуемого ТНВД. Циклическая подача должна соответствовать техническим характеристикам насоса и подгоняться под конкретную модель двигателя.

Отклонение по сечениям (неравномерность подачи) допускается не более 3…5% … В противном случае насосы серии 33 (КамАЗ) и 60 (ЗИЛ) ослабьте крепление кузова секции и проверните его, переставив стопорную шайбу кузова на один или два зубца. Для некоторых насосов (4УТНМ, ЯЗДА, ЧТЗ) для крепления секций предусмотрены специальные хомуты, которые при необходимости ослабляют и регулируют подачу цикла поворотом корпуса секции.



Регулировка угла опережения начала подачи

Этот угол проверяется и регулируется на стенде.
В рядных насосах на первой секции и в В-насосах серии 33 – на восьмой секции установлен моментоскоп – стеклянная трубка, соединенная через резиновую трубку с топливной магистралью высокого давления ( см. рис. ). Рейка устанавливается в положение номинальной подачи и ручным вращением вала насоса (за муфтой опережения впрыска) трубка моментоскопа заполняется топливом.
Откручивая вал с обратной стороны, а затем медленно вращая его вперед, определяют момент, когда поверхность топлива (мениск) в трубке моментоскопа дрожит.
Вращение остановлено.
В этом случае шкала стенда покажет угол к оси симметрии кулачка привода плунжера. Этот угол должен соответствовать спецификациям для данного конкретного насоса.
Итак, для восьмой секции насоса серии 33 (КамАЗ) этот угол должен быть 42…43 ˚, а для первой секции насосов 4УТНМ – 56 ˚.

После проверки первой (или восьмой) секции моментоскоп устанавливается на остальные секции в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Отклонение углов опережения впрыска по секциям не должно превышать 9°.0004 20 “.

Для регулировки угла опережения начала подачи в насосах серии 33 (КамАЗ) замена пяты толкателя, которая выпущена 18 ремонтные размеры.
В насосах типа УТНМ, ТН, ЯЗДА для этих целей перемещается винт толкателя плунжера. После регулировки сечения этот винт стопорится контргайкой.



Топливный насос высокого давления или, как часто можно встретить в специальной литературе и Интернете, топливный насос высокого давления, является одним из важных и достаточно сложных узлов как всех дизельных двигателей, так и еще небольшой части бензиновых двигателей – те из них, в которых топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания.

Устройство, принцип действия и виды.

Из названия этого узла можно понять, что его основная задача подача топлива в двигатель под высоким давлением (если представить работу, то топливо через форсунку этим давлением подается непосредственно в камеру сгорания, где в данный момент находится сжатый воздух) …

Типы ТНВД.

В связи с этой задачей ТНВД представляет собой достаточно сложный механизм. При этом конструктивное исполнение ТНВД делится на сколько типов:

  • рядного типа,
  • тип распределения,
  • Тип ствола
  • .

В чем их отличия?

Первые два типа очень похожи по конструкции.

Рядный топливный насос высокого давления (фото).

ТНВД распределительного типа (фото).

В их основе лежит плунжерная пара (цилиндр и шток), совместная работа которых, приводимая в движение коленчатым валом через кулачковый механизм (вал), создает необходимое давление топлива. Разница лишь в том, что в ТНВД рядного типа количество плунжеров равно количеству цилиндров двигателя, соответственно каждый плунжер обслуживает свой цилиндр. А в ТНВД распределительного типа – нет. Например, на обычном 4-цилиндровом двигателе с распределительным типом ТНВД чаще всего можно встретить 1-плунжерный механизм, обслуживающий все цилиндры. Система работает таким образом, что в определенный момент времени плунжер подает необходимую порцию топлива под давлением в соответствующий цилиндр.

ТНВД рядного типа.

  1. соединение напорной линии
  2. седло клапана
  3. пружина клапана
  4. Корпус секции насоса
  5. выпускной клапан
  6. вход и выход
  7. наклон ползуна
  8. плунжер
  9. втулка
  10. Рычаг управления плунжером
  11. возвратная пружина плунжера
  12. пружина толкателя
  13. роликовый толкатель
  14. кулачок
  15. стойка

Устройство ТНВД распределительного типа.

  1. Шестерня привода топливного регулятора
  2. топливозаборник
  3. топливный патрубок
  4. регулировочный винт
  5. электромагнитный запорный клапан
  6. распределительный блок
  7. фитинги напорной трубы
  8. плунжер-распределитель
  9. Кулачковая шайба
  10. ролик
  11. лопастной топливный насос
  12. фланец

Какой из них лучше? – сложно сказать, так как насосы как рядного, так и распределительного типа имеют свои уникальные преимущества: рядный ТНВД за счет меньшей нагрузки на каждый плунжер имеет более длительный срок службы, а вот система распределительного типа создает более равномерная подача топлива.

ТНВД магистральный (фото).

Теперь перейдем к ТНВД основного типа. Этот тип топливного насоса, а точнее всей системы подачи топлива, иногда встречается под названием «Common rail». Основное его отличие от ранее рассмотренных видов в том, что топливо под давлением подается насосом не в камеру сгорания, а в топливную рампу (аккумулятор). Оттуда топливо распределяется по цилиндрам. При этом момент впрыска контролируется электромагнитной форсункой, которая открывается по команде бортового компьютера. Сам же ТНВД, используемый в такой системе, может иметь одну или несколько плунжерных пар и приводиться от коленчатого вала.

ТНВД магистрального типа.

  1. привод распредвала
  2. ролик
  3. пружина плунжера
  4. плунжер
  5. Штуцер напорной трубы (к топливной рампе)
  6. выпускной клапан
  7. впускной клапан
  8. Электромагнитный клапан дозирования топлива
  9. фильтр тонкой очистки топлива
  10. перепускной клапан
  11. штуцер возвратного топливопровода
  12. штуцер подачи топлива

Завершая обзорное описание типов топливных насосов, можно также отметить тот факт, что оба первых типа топливных насосов по своей сути являются чисто механическими агрегатами. Их работа основана на применении законов механики и может работать без использования электронных компонентов вообще. Система с ТНВД основного типа относится к более новому поколению, где во всем начинает доминировать электроника.

Ремонт и регулировка топливного насоса высокого давления.

Ремонт и регулировка топливной аппаратуры высокого давления достаточно сложная задача, требующая как теоретической, так и практической подготовки. Мало кто из автомобилистов пытается самостоятельно лезть в его настройки, а тем более ремонтировать. Чаще всего дизельными топливными насосами занимаются специализированные ремонтно-диагностические станции, которые обеспечены необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

Единственная задача, на которую вы можете решиться самостоятельно, это регулировка холостого хода (ее описание часто можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля) – советую прочитать статью. Как правило, это означает подтяжку троса акселератора до достижения требуемых параметров. Однако даже такая простая процедура не всегда доступна рядовым автолюбителям на двигателях с электронным управлением впрыском. Ведь здесь, помимо самой механической регулировки, чаще всего необходимо выполнить электронную настройку системы, которую без специального оборудования не произвести.

Ну и в завершение хотелось бы отметить тот факт, что ТНВД является довольно дорогой деталью двигателя, поломка которой очень часто довольно сильно бьет по карману автовладельца.

Основными причинами, которые приводят к поломкам топливного насоса, являются некачественное топливо и несоблюдение процедуры диагностики. Так что совет:

1.старайтесь заправляться только на проверенных АЗС;

2. Как только пробег автомобиля потребует обслуживания, не медлите загляните на станцию ​​диагностики.

Page 1

Регулировка топливного насоса на равномерность подачи топлива заключается в регулировке подачи секций насоса изменением положения (поворота) отдельных плунжеров относительно рейки. Изменение подачи всех секций топливного насоса одновременно достигается увеличением или уменьшением рабочего хода рейки, а, следовательно, и угла поворота всех плунжеров.

Топливный насос отрегулирован на равномерность подачи с отрегулированными форсунками, соединенными с насосом топливопроводами одинаковой длины.

Регулировка топливного насоса в соответствии с инструкцией по использованию стенда требует специальной подготовки и опыта. Водитель второго класса не выполняет эту работу.

Регулировку топливных насосов при работающем двигателе можно производить только в тех случаях, когда конструкция насосов позволяет провести ее безопасно и без резкого изменения подачи.

Регулировать топливный насос на равномерность подачи топлива между отдельными секциями через 5000 – 6000 часов работы дизеля (желательно в условиях мастерской) только в случае обнаружения отклонений в работе дизеля из-за неудовлетворительной работы топливного насоса или при неравномерная подача топлива более 3 г. разделы.

Сборка и регулировка топливного насоса выполняются в такой последовательности.

Проверка и регулировка топливного насоса и регулятора осуществляется на специальном стенде.

Проверка и регулировка топливных насосов высокого давления, Эти операции выполняются только на специальных стендах. ТНВД проверяют и регулируют в момент начала подачи топлива, равномерность подачи топлива отдельными секциями насоса, производительность.

С. Моментоскоп.

Проверка и регулировка ТНВД осуществляется на специальном стенде типа СДТА или любом другом. На стенде фиксируются и регулируются начало подачи топлива секциями топливного насоса, а также величина и равномерность подачи. На двигатель устанавливается проверенный и отрегулированный насос, после чего регулируются угол опережения подачи топлива (впрыска) и обороты холостого хода.

После завершения регулировки топливного насоса и регулятора проверить и при необходимости отрегулировать положение стопорного штифта 35 и болта 3 жесткого упора вилки регулятора. Для этого штифт выворачивают в такое положение, при котором рычаг 28, упираясь в штифт, отключит подачу топлива. Чтобы правильно установить болт жесткого упора вилки, его до упора вкручивают в вилку, затем выворачивают на один оборот и встречно. Болт стоит на 930 об/мин для вала насоса и положения рычага регулятора для максимальной подачи топлива. Для уменьшения числа оборотов и полного отключения подачи топлива уменьшают количество прокладок 4 (рис. 25), для увеличения – увеличивают. На отрегулированном топливном насосе при положении рычага внешнего регулятора, соответствующем максимальной подаче топлива, и при 950 – 980 об/мин вала насоса подача топлива должна быть полностью отключена.

В бескомпрессорных двигателях регулировка топливных насосов также должна обеспечивать одинаковое время начала подачи топлива для всех цилиндров.

Заодно отрегулировать топливные насосы на их подачу; проверить работу системы отключения 15 ТНВД при работе на холостом ходу, а также свободу перемещения рейки ТНВД. Для дизелей типа Д100 тщательно проверить правильность разбивки насосов на группы, не допуская установки насосов разных групп на один дизель.

Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

В продуктовой линейке ЯМЗ много силовых агрегатов. Один из них ЯМЗ-236. Ими укомплектовано огромное количество самой разной строительной и дорожной техники. Этот двигатель устанавливается на МАЗы, «Уралы», дизель-генераторы, а также некоторые модели автобусов. ЯМЗ-236 — разработка 55-летней давности, но на сегодняшний день альтернативы ему практически нет, как и сверстников по характеристикам. Естественно, надежная работа двигателя требует регулярного обслуживания. Рассмотрим особенности этого мотора и выясним, как осуществляется регулировка клапанов ЯМЗ-236.

Универсальный и конкурентоспособный

Пожалуй, единственное предприятие в России, которое на сегодняшний день может производить конкурентоспособные дизельные силовые агрегаты для грузовых автомобилей, а также для строительной техники – это Ярославский моторный завод.

Любой двигатель из линейки олицетворяет собой брутальность, надежность, неприхотливость в обслуживании и простоту. И чаще всего эти моторы показывают отличные возможности для интеграции в технику нового века.

Как создать мотор

В 50-е годы Ярославский завод получил специальный заказ от государства на разработку и дальнейший запуск производства мощных дизельных силовых агрегатов, которые должны были заменить уже устаревший на тот период ЯАЗ. Эти двигатели должны были стать не только мощнее, но и экономичнее ЯАЗа. В СССР хотели получить универсальный дизельный двигатель внутреннего сгорания, который можно было бы устанавливать на самые разные автомобили.

Инженеры работали под руководством известного талантливого конструктора Чернышева Г.Д. Под его чутким руководством не только 236-й мотор, но и другие механизмы из этого семейства. Так родился двигатель, которому по сей день нет равных. Он устанавливается на «Урал». Машина от этого очень сильно выиграла в технических характеристиках. Это также лучший двигатель для тракторной и строительной техники.

ЯМЗ-236: сейчас выпускается

Сейчас ОАО “Автодизель” по-прежнему выпускает этот агрегат, но также собирает его преемника – этот ЯМЗ-530.

Продажи двигателей не падают, хотя сейчас они не поставляются в Украину. Но производство стабильно растет.

Устройство и технические характеристики

Двигатель имеет шесть цилиндров, расположенных в два ряда под прямым углом. Такое V-образное расположение используется для уменьшения габаритов агрегата и его веса. Это также сделано для снижения веса автомобиля в целом. Одним из главных отличий этих моторов от всех остальных является рациональное размещение каждого агрегата. Все это прекрасно сочетается с высокой простотой конструкции. К каждому узлу имеется хорошая доступность для обслуживания или ремонта. Детали двигателя требуют регулярного обслуживания. В частности, регулировку клапанов ЯМЗ-236 необходимо проводить каждые 40 тысяч километров. Все те элементы, которые требуют регулярного обслуживания, находятся в передней части двигателя, а также между цилиндрами.

На передней части расположен топливный фильтр, компрессор тормозной системы и электрогенератор. Эти элементы крепятся к верхней крышке агрегата. И компрессор, и генератор используют в качестве привода ремень. Слева на передней части агрегата расположены масляные фильтры грубой и тонкой очистки. С правой стороны находится стартер. Картер двигателя надежно защищен поддоном. Кстати, поддон одновременно играет роль емкости для масла. На соседних плоскостях каждого ряда цилиндров расположены головки цилиндров. Там можно найти клапаны системы газораспределения и дизельные форсунки. Клапанный механизм скрыт под стальными кожухами. В одном из них есть патрубок — через него заливают масло.

Блок двигателя

Блок двигателя ЯМЗ-236 изготовлен из малококсованного серого чугуна. Затем литье обрабатывается с использованием технологии искусственного старения. Это делается для того, чтобы снять термические напряжения и сохранить точную геометрию в процессе эксплуатации. Гильза цилиндра имеет толстые стенки. Они центрируются по двум отверстиям в нижней и верхней части блока. Правый ряд камер сгорания немного смещен относительно левого на 35 см. Это необходимо для размещения шатунов.

Головка блока цилиндров

Головка базового двигателя от ОАО «Автодизель» представляет собой цельную чугунную отливку. Он крепится к блоку специальными штифтами. Последние изготовлены из сплава хромоникелевой стали и прошли термообработку.

Для отвода тепла при работе двигателя головка снабжена рубашкой для охлаждающей жидкости и остальной частью агрегата. Внутри ГБЦ запрессованы в нее клапаны. Они оснащены пружиной и застежками. Там же находятся форсунки и коромысла. Клапан седельный вставной из специальных жаропрочных чугунных сплавов. Он вдавливается в гнездо. Между головкой и блоком находится одна сэндвич-прокладка на каждые три цилиндра.

Механизм ГРМ

Механизм газораспределительный на ЯМЗ-236Верхний клапан. Распределительный вал расположен внизу. Клапан приводится в действие с помощью системы толкателей, коромысла и тяг. Распределительный вал изготовлен методом ковки из углеродистой стали 45. Толкатели также стальные, изготовлены по штамповочной технологии. Клапаны, как впускные, так и выпускные, изготовлены из жаропрочных сталей. Периодически дизельный двигатель требует обслуживания. Нужна регулировка клапанов ЯМЗ-236 и некоторые другие стандартные операции.

Как отрегулировать клапана?

Этот механизм газораспределения должен иметь тепловой зазор.

Это делается для герметизации седла клапана в седле, а также для компенсации теплового расширения. Размеры зазоров в выпускном и впускном клапанах должны быть равны друг другу. Этот параметр составляет от 0,25 до 0,3 миллиметра. Если двигатель эксплуатируется достаточно долго, то зазор можно увеличить до 0,4 миллиметра. Клапана ЯМЗ-236 регулируются только на холодном двигателе. Процесс выглядит следующим образом. Сначала отключите подачу топлива. Затем отверните гайки, удерживающие крышку ГБЦ. Снимается крышка и динамометрическим ключом проверяется момент затяжки болтов на коромыслах. Затем коленчатый вал проворачивается по часовой стрелке. Затем наблюдайте за движением впускного клапана на первом цилиндре и ждите, пока он закроется.

После этого коленчатый вал проворачивается еще на четыре оборота. Затем с помощью щупа проверьте зазор. При необходимости параметр корректируется поворотом контргайки на регулировочном винте коромысла. Болт фиксируется отверткой. Порядок регулировки клапанов ЯМЗ-236 ничем не отличается от такой же процедуры на других моделях двигателей. После окончания процесса необходимо проверить состояние прокладок и при необходимости заменить их.

Современный ЯМЗ-236

Чугун в качестве основного материала на заводе использовался до 2010 года.