Учет гсм в рк: Ошибка выполнения
Работа бухгалтером по учету ГСМ в Казахстане
от
250 000
KZT
Откликнуться
200 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
от
400 000
KZT
Откликнуться
250 000 – 425 000
KZT
Откликнуться
от
220 000
KZT
Откликнуться
от
250 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
от
350 000
KZT
Откликнуться
200 000 – 250 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
300 000 – 350 000
KZT
Откликнуться
300 000 – 350 000
KZT
Откликнуться
300 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
от
260 000
KZT
Откликнуться
200 000 – 250 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
200 000 – 230 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
200 000 – 300 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
200 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
Откликнуться
180 000 – 200 000
KZT
Откликнуться
320 000 – 400 000
KZT
Откликнуться
Будьте первыми
Откликнуться
от
400 000
KZT
Откликнуться
от
250 000
KZT
Откликнуться
от
180 000
KZT
Откликнуться
250 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
Сейчас просматривает 1 человек
до
225 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
от
270 000
KZT
Откликнуться
Откликнуться
200 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
Откликнуться
300 000 – 350 000
KZT
Откликнуться
до
300 000
KZT
Откликнуться
Откликнуться
250 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
Откликнуться
300 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
200 000 – 250 000
KZT
Откликнуться
250 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
от
140 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
130 000 – 170 000
KZT
Будьте первыми
Работодатель сейчас онлайн
Откликнуться
150 000 – 150 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
Откликнуться
200 000 – 250 000
KZT
Откликнуться
до
350 000
KZT
Откликнуться
315 000 – 315 000
KZT
Откликнуться
350 000 – 400 000
KZT
Откликнуться
150 000 – 150 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
200 000 – 300 000
KZT
Откликнуться
145 000 – 195 000
KZT
Откликнуться
Сейчас просматривает 1 человек
184 000 – 205 000
KZT
Будьте первыми
Откликнуться
220 000 – 220 000
KZT
Откликнуться
Списание ГСМ : Налоговый и бухгалтерский учет
Вопрос о талонах на бензин
Леона » 03 мар 2009, 11:18
Как вести учет в 1С. версия 7.7
Леона- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован: 02 мар 2009, 11:17
- Блог имени Леона
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
Гость » 03 мар 2009, 12:22
Есть 1С для нефтепродуктов от фирмы Рейтинг, если у Вас розничная продажа самое то. Или Вы для себя покупаете?
- Гость
- Блог имени Гость
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
gyha » 03 мар 2009, 12:29
я делаю так :сначала приходую на поступление материалы на сч.1310 а в конце месяца списываю согласно путевых листов то кол-во которое они взяли (актом на списание)
- gyha
- ——-
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: 02 мар 2009, 16:48
- Блог имени gyha
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
Леона » 03 мар 2009, 13:19
Я всегда надеюсь получить исчерпывающий ответ и всегда не получается,просматриваю форумы вроде бы столько мастеров разного рода искусства,а в ответах такая . ….простота.
И думаешь ведь люди у себя там что-то же как то же мудро мудрят.А мне все жалко!
Но я буду все надеяться,а по сему начну все о том же.
Хорошо приходую на материалы,я знаю,что их в другом месте чужие не примут,но и свои могут отвергнуть,так им там в материалах на каких позициях приткнуться,чтоб удобно было и другим не мешать?
И потом ими (талонами)надо чуть ли не каждый день пользоваться разным водилам от фирмы и на разных машинах,да и потом отчитываться,а как это должно отслеживаться в течение месяца просто на одном счете,отсюда прошу поподробнее.
Леона- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован: 02 мар 2009, 11:17
- Блог имени Леона
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
daur » 03 мар 2009, 13:48
Талоны по видам топлива приходуете на счет материалов- 1310( открываете субсчет ГСМ или на аналитическом-ГСМ) в подотчет того лица, кот. фактически занимается выдачей талонов.
Этот м.о.л. в течение месяца выдает водителям по заборной ведомости, открытой на каждого потребителя отдельно. В конце декады,м-ца, как вам будет удобнее, закрываете ведомости и проводите внутреннее перемещение материалов. Затем в конце м-ца проводите списание ГСМ по нормам согласно путевых листов, за мото/часы и т.д. И на каждое 1-е число у вас будет наглядная картина, сколько и каких остались талонов, у кого пережёг, у кого экономия..
- daur
- ——-
- Сообщения: 484
- Зарегистрирован: 26 июл 2008, 22:11
- Блог имени daur
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
Леона » 03 мар 2009, 18:43
Хорошо,попробую поумничать!
Фирма приобрела 50талонов на бензин марки АИ-93 -один талон по 20л.-всего 1000л.
Приходуются на счет группа “ГСМ по талонам”-подгруппа АИ93-1000л цепляется склад- Мат отв. лицо.Дальше оно это лицо отдало талон водителю при этом сделало перемещение от себя(место хранения,то бишь склад)на склад -то бишь марка машины,потому как на одной машине могут ездить разные водители,а списывается по норме с этой машины,но кто что взял и когда ,отслеживается по произвольной ведомости,разработанной в ЕХеле..А потом уже в конце месяца по ведом.списывается с конкретной машины конкретное кол-во литров.
Ну как оно Вам?
Леона- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован: 02 мар 2009, 11:17
- Блог имени Леона
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
Elena_7779 » 04 мар 2009, 00:59
Я у себя делаю так: приходую на склад – матер-отв. лица (кладовщика), перемещаю на склад – марка автомобиля (далее для удобства ЗИЛ) в момент выдачи талонов на руки водителям. Таким образом, на складе, обозначающем единицу транспорта (ЗИЛ) к концу месяца накапливается общий объем заправок. Далее собираем путевые листы, предположим, что на одном автомобиле работают три водителя-сменщика, у каждого водителя своя путевка. В каждой путевке есть или должны быть отметки о заправке или выданных талонах с подписью кладовщика. Суммируем заправки (талоны) по трем путевкам, сверяем с количеством топлива на складе. Если не сошлось, учиняем разборки. Если сошлось, рассчитываем по трем путевкам нормативный расход топлива, затем делаем акт списания топлива со склада ЗИЛ. Сверяем остаток, получившийся в учете, с остатком по путевому листу водителя, отработавшего последнюю смену в месяце. Остаток будет включать не только талоны на руках у водителя, но и остаток топлива в баке машины. По-хорошему, на руках у водителя не должно быть лишних талонов, выдается количество, необходимое, чтобы отработать смену. Кроме того, должен быть налажен учет замера топлива в баке при передаче машины сменщику. Для того, чтобы облегчить себе жизнь и не расшифровывать каракули водителей, я ввела в обиход приложение к путевому листу, где ежедневно записываются заправки и замеры остатков с подписями отв.
лиц, пройденный километраж и нормативный расход. Т. е. сразу видно есть пережог или экономия – смотрим графу “остаток по норме” и “остаток по результатам замера”.
- Elena_7779
- ——-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 18 янв 2009, 15:48
- Блог имени Elena_7779
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
daur » 04 мар 2009, 08:24
На мой взгляд списание должны делать не с машины, а с водителя
- daur
- ——-
- Сообщения: 484
- Зарегистрирован: 26 июл 2008, 22:11
- Блог имени daur
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Вопрос о талонах на бензин
Lada » 04 мар 2009, 08:33
А мне мой програмист сделал вот такое чудо в 1С и я не парюсь ни в ехселе ни со сравнениями. Знай себе разношу по факту выдачи талонов и все в шоколаде. Программа сама подсчитает и сама реестр списания ГСМ за месяц по всем машинам сделает и остатки по водителям как на ладошке (всегда знаешь то ли дать, то ли не дать пусть остаток использует) и сколько талонов у завсклада тоже вижу (покупать пора или не пора)
- Lada
- Сообщения: 5475
- Зарегистрирован: 24 мар 2008, 00:21
- Профессия: Другое
- Блог имени Lada
- Активность участника
Вернуться к началу
Списание ГСМ
ilyusha » 15 апр 2009, 13:39
Здравствуйте, подскажите пожалуйста как лучше списывать ГСМ. Ситуация такова фирма покупает ГСМ на карточки, а с сотрудниками заключен договор об аренде транспортных средств. у меня возникает два вопроса от сюда:
1)Какой максимальный размер одноразовой выплаты может быть и может ли она считаться одноразовой???
2)Какие нужны документы для списания ГСМ???
- ilyusha
- ——-
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 11 фев 2009, 12:48
- Откуда: г.
Алмата
- Блог имени ilyusha
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
Клео » 16 апр 2009, 12:02
договор аренды, путевые листы (однозначно!). тех.характеристика транспортного средства, где будет указан расход летний и зимний ГСМ (можно в каком-нибудь СТО взять или найти тех.паспорт по инету). на основании пробега, покупки ГСМ и нормы списания вы сможете списать своё ГСМ. кстати, должна быть заборная карта, в которой водитель будет расписываться за взятый бензин по датам за месяц. а ещё к путевым листам можно придумать форму, в которой водитель будет расписывать только тот маршрут, по которому бутет ездить по поручению фирмы. и тогда вы будете списывать ГСМ фактически, а не теоретически.
Клео- ——-
- Сообщения: 1104
- Зарегистрирован: 25 мар 2009, 22:54
- Откуда: Костанай
- Блог имени Клео
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
Мабуба » 16 апр 2009, 12:10
ilyusha писал(а):Здравствуйте, подскажите пожалуйста как лучше списывать ГСМ.
Ситуация такова фирма покупает ГСМ на карточки, а с сотрудниками заключен договор об аренде транспортных средств. у меня возникает два вопроса от сюда:
1)Какой максимальный размер одноразовой выплаты может быть и может ли она считаться одноразовой???
2)Какие нужны документы для списания ГСМ???
ilyusha, что означает “покупает ГСМ на карточки”? Это карточки от поставщика ГСМ, на которые ваша фирма перечисляет денежные средства? Или это карточки сотрудников?
Мабуба- ——-
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 27 фев 2009, 14:13
- Откуда: Алматы
- Профессия: Бухгалтер
- Блог имени Мабуба
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
ilyusha » 16 апр 2009, 14:20
Да карточки от поставщика ГСМ. Дело в том, что у нас всего две машины одна у директора, другая у зама. Меня интересует как можно этот процесс упростить.
- ilyusha
- ——-
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 11 фев 2009, 12:48
- Откуда: г. Алмата
- Блог имени ilyusha
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
Мабуба » 16 апр 2009, 14:44
ilyusha писал(а):Да карточки от поставщика ГСМ. Дело в том, что у нас всего две машины одна у директора, другая у зама. Меня интересует как можно этот процесс упростить.
У нас тоже карточки только у руководства, а простым смертным в виде водил, талоны полагаются.
Не знаю, важно это или нет, но у нас карточки “теньговые”, то есть я могу купить любой товар на заправке по карточке. Бывают еще карточки на какой-нибудь один вид ГСМ.
Так вот, отправляю в начале месяца деньги на карточки (авансы выданные) примерно месячную потребность. Потом в конце месяца при получении счет-фактуры “Гелиос” дает к ней детализацию по карточкам, там указано когда, что, сколько, почем и кто брал у них на АЗС.
Естественно, я предупредила сразу шефов – только бензин и “царицами не соблазняться!”
В приложении указано – сколько на литров были заправки. Приходую по счет-фактуре. Делаю зачет аванса. У меня шефы катаются на своих машинах (по договору аренды АТС для нужд предприятия), поэтому считаю, что сколько заправили, столько и потратили (без остатка в баке), машины же арендованные и предполагается, что по личным делам они ездят на “своем” бензине. Имея кол-во литров, считаю пробег за месяц, в одном путевом листе с разбивкой по дням (куда, адрес, километраж) все это фиксирую. Потом актом списания сажаю на расходы по ГСМ.
На конец месяца:
Сальдо счета по авансам = остаткам по карточкам.
Сальдо счета по материалам = “0”
Расходы по ГСМ = сумме израсходованных литров по норме расхода при километраже согласно путевых листов
Мабуба- ——-
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 27 фев 2009, 14:13
- Откуда: Алматы
- Профессия: Бухгалтер
- Блог имени Мабуба
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
ilyusha » 16 апр 2009, 15:04
Спасибо большое за ответ, я в принципе и предполагал так сделать. А вот на первый вопрос ответ не подскажите?? У нас установлена выплата 80 000 с нее удерживается ИПН, а остальное выплачивается сотруднику ежемесячно, на сколько это правильно???
- ilyusha
- ——-
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 11 фев 2009, 12:48
- Откуда: г. Алмата
- Блог имени ilyusha
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
Мабуба » 16 апр 2009, 15:13
ilyusha писал(а):Спасибо большое за ответ, я в принципе и предполагал так сделать. А вот на первый вопрос ответ не подскажите?? У нас установлена выплата 80 000 с нее удерживается ИПН, а остальное выплачивается сотруднику ежемесячно, на сколько это правильно???
ilyusha, 80 000 – это что за выплата, за аренду АТС? А почему она одноразовая?
Мабуба- ——-
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 27 фев 2009, 14:13
- Откуда: Алматы
- Профессия: Бухгалтер
- Блог имени Мабуба
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
ilyusha » 16 апр 2009, 16:29
Да это выплата за аренду АТС, не знаю, просто бухгалтер поставила как доход от разовых выплат и поэтому так и написал. Вот и с этим вопросом хотел бы разобраться!
- ilyusha
- ——-
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 11 фев 2009, 12:48
- Откуда: г. Алмата
- Блог имени ilyusha
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
Мабуба » 16 апр 2009, 16:34
ilyusha писал(а):Да это выплата за аренду АТС, не знаю, просто бухгалтер поставила как доход от разовых выплат и поэтому так и написал. Вот и с этим вопросом хотел бы разобраться!
За аренду автотранспорта – это обыкновенная доплата к основной зар плате. Облагается также, как и любой доход. Правда, там есть ньюанс: если она выше чего-то (не помню чего!), то ваш работник должен зарегистрироваться как ИП. Поэтому я составила договора на аренду АТС со своими работниками на бездвоздмезной основе. А аренду “спрятала” в оклад.
Мабуба- ——-
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 27 фев 2009, 14:13
- Откуда: Алматы
- Профессия: Бухгалтер
- Блог имени Мабуба
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
ilyusha » 16 апр 2009, 16:47
Но опять же если как разовые выплаты, то там только ИПН уплачивается,а если в зарплату там еще пенсионка и соц налог. То есть лишние расходы компании, поэтому я думаю что бухгалтер сделал именно так.
- ilyusha
- ——-
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 11 фев 2009, 12:48
- Откуда: г. Алмата
- Блог имени ilyusha
- Активность участника
Вернуться к началу
Re: Списание ГСМ
Lada » 16 апр 2009, 17:25
Если использование АТС происходит ежемесячно, но как ни ставь что это разовая выплата все равно при проведении проверки укажут что это не обосновано и обложат по полной программе да еще и штрафики и пенюшки дополнят картину Репина “Маслом по учету”.
- Lada
- Сообщения: 5475
- Зарегистрирован: 24 мар 2008, 00:21
- Профессия: Другое
- Блог имени Lada
- Активность участника
Вернуться к началу
Энергетический профиль Казахстана – Анализ
МЭА (2020 г.), Энергетический профиль Казахстана , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/kazakhstan-energy-profile, Лицензия: CC BY 4.0
- Поделиться в Твиттере Твиттер
- Поделиться на Facebook Facebook
- Поделиться в LinkedIn LinkedIn
- Поделиться по электронной почте Электронная почта
- Выложить в печать Распечатать
Скачать
Это выдержка, полный отчет доступен для скачивания в формате PDF
Скачать полный отчет
Обзор страны
Республика Казахстан (Казахстан) расположена в северной части Средней Азии и граничит с Российской Федерацией (Россией) на севере, Китаем на востоке, Кыргызстаном и Узбекистаном на юге и омывается Каспийским морем и Туркменистаном на западе.
До 2015 года Казахстан входил в десятку самых быстрорастущих экономик мира, в основном благодаря освоению своих богатых ресурсов нефти, газа и угля и политике, ориентированной на экспорт. Страна является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии, занимая 12-е место в мире по доказанным запасам сырой нефти. Его валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения вырос в шесть раз с 2002 г. (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3), а в 2019 г.его реальный ВВП вырос на 4,5% в результате роста потребительских расходов и инвестиций, связанных с добычей полезных ископаемых (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3). Однако из-за глобальной пандемии COVID‑19 ВВП Казахстана может сократиться на 3% в 2020 году, согласно оценкам Всемирного банка (https://www.
Казахстан добыл 91,9 млн тонн (Мт) сырой нефти в 2018 году (включая газовый конденсат) при увеличении добычи на Кашаганском месторождении (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19)._ru.pdf). Ожидается, что Кашаган, пятое по величине месторождение в мире, сыграет важную роль в будущей добыче нефти в Казахстане с прогнозируемой добычей в 450 тысяч баррелей в сутки к 2025 году и 955 тысяч баррелей в сутки к 2040 году.
Достигнут прогресс в развитии газовой сети Казахстана: в 2016 году завершено строительство трех ниток транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, увеличив объемы транзита газа с 30 млрд куб. м в год (млрд. м3/год) до 55 млрд м3/год. , а в 2016 году также был введен в эксплуатацию трубопровод Бейнеу-Бозой-Шымкент, соединяющий западный район добычи с густонаселенным югом (http://energo.gov.kz/index.php?id=49).).
Ключевые энергетические данные
- Казахстан является крупным производителем всех ископаемых видов топлива (уголь, сырая нефть и природный газ).
- В 2018 году Казахстан занимал 9-е место в мире по добыче угля (108 млн тонн [Мт]). Он занимает 17-е место в мире по добыче сырой нефти (91,9 млн тонн) и 24-е место по добыче природного газа (38,7 млрд куб. м).
- Является первым производителем энергии среди стран фокуса EU4Energy (16-е место в мире в 2018 году). Он производит более чем в два раза больше сырой нефти, чем Азербайджан, но примерно половину природного газа, добываемого в Туркменистане.
- Общий объем производства энергии в Казахстане (178 миллионов тонн нефтяного эквивалента [Мтнэ] в 2018 году) более чем в два раза покрывает потребность в энергии.
Поставка
- Казахстан также является крупным экспортером энергии. В 2018 году он был 9-м по величине экспортером угля в мире, 9-м – сырой нефти и 12-м – природного газа.
Экспорт
- В 2018 году потребление энергии в Казахстане (измеряемое по общему предложению первичной энергии) составило 76 Мтнэ, что сопоставимо с потреблением в Нидерландах (73 Мтнэ).
Среди стран, в которых фокусируется EU4Energy, Казахстан является вторым по величине потребителем энергии после Украины.
- Уголь составляет около половины энергетического баланса Казахстана (50% в 2018 году), за ним следуют нефть и природный газ (оба с долей 25%).
- Уголь в основном преобразуется в электроэнергию и тепло перед поступлением к конечному потребителю. Уголь обеспечивает около 70% выработки электроэнергии (в 2018 г.), за ним следует природный газ (20% в 2018 г.).
- Общее конечное потребление (ОКП; без учета процессов трансформации) составляет около 40 млн т н.э. (42 млн т н.э. в 2018 г.).
- Промышленность является основным конечным потребителем энергии (16 млн т н.э. в 2018 г.), за ней следует жилищный сектор (11 млн т н.э.).
- Нефть и уголь вместе составляют более 50% конечного потребления. Доля природного газа относительно невелика (13% доли ТФК в 2018 г.).
Спрос
- В 2018 году доля возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления (ОППЭ) составила всего 1,4%.
Доля производства электроэнергии в 2018 году составила 10,4%, большая часть которой приходится на гидроэлектроэнергию. Генерация ветряных электростанций увеличилась на 18,3% с 2017 по 2018 год (https://www.korem.kz/rus/o_kompanii/godovye_otchety/).
Возобновляемые источники энергии
Управление энергетическим сектором
Согласно Конституции, президент определяет стратегические направления внутренней и внешней политики, а исполнительная власть по закону уполномочена соответствующим образом формулировать свою экономическую, социальную и иную политику.
Вновь созданное Министерство энергетики является ключевым директивным органом, регулирующим добычу нефти и газа, нефтепереработку, транспортировку углеводородов, переработку и распределение газа, производство электроэнергии, добычу угля и ядерную энергию.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития отвечает за развитие отрасли промышленности: промышленно-инновационные разработки; научно-технические разработки; развитие горно-металлургического комплекса; и местное содержание, развитие машиностроения, угольной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности.
Вновь созданный Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (2019 г.) отвечает за политику в области охраны окружающей среды, развитие «зеленой экономики», управление отходами (за исключением коммунальных, медицинских и радиоактивных отходов) и др.
Министерство национальной экономики отвечает за разработку скоординированной макроэкономической политики посредством стратегического и бюджетного планирования.
Ключевой задачей Министерства финансов является разработка и реализация бюджетной политики.
Исполнительный
Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом в составе сената (верхней палаты) в составе 47 депутатов и Мажилиса (или Мажилиса ) (нижняя палата) из 107 депутатов. Парламент Казахстана вносит поправки в Конституцию, утверждает бюджет, программы и отчеты правительства, принимает законы, решает, находится ли страна в состоянии войны или мира, инициирует референдумы и ратифицирует международные договоры, среди прочих обязанностей.
В начале 2017 года Президент Казахстана принял решение о передаче части президентских полномочий (в регулировании социально-экономических процессов) парламенту и правительству. Однако эта передача власти носит лишь технический характер: за президентом сохраняется статус верховного арбитра, способного регулировать отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, решать вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны (http ://khabar.kz/ru/archiv-zheti-kn/item/73940-жети-кн-29-января-2017).
Законодательный
В Казахстане действуют Верховный суд, местные (областные, городские и районные) суды и специализированные (военные, ювенальные и хозяйственные) суды; могут создаваться и другие специализированные суды. Верховный суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подведомственным нижестоящим судам, – осуществляет процессуальные формы судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В 2016 году система правосудия Казахстана была преобразована в трехуровневую систему (первой, апелляционной и кассационной) и вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс. Для повышения своей привлекательности для иностранных инвесторов Казахстан планирует обобщить судебную практику по инвестиционным спорам. В вопросах административно-уголовной гуманизации законодательства планируется применение штрафных санкций и разумных сроков их уплаты (http://www.kazpravda.kz/articles/view/sudebnaya-sistema–vazhnoe-zveno-uspeshnoi-realizatsii-poslaniya1 /).
Судебная власть
Управление социально-экономического мониторинга Администрации Президента контролирует реализацию стратегических направлений, поставленных Президентом. Министерство энергетики выполняет большинство регулирующих и контрольных функций в энергетическом секторе, а Министерство по инвестициям и развитию обладает полномочиями по регулированию промышленной безопасности, а также лицензированию экспорта и импорта, в том числе энергетических товаров. Проекты контрактов на недропользование и технико-экономические обоснования для проектов разведки и добычи рассматриваются на предмет их потенциального экономического эффекта Министерством национальной экономики, а общие регулирующие функции Министерства финансов включают мониторинг активов, признанных государством стратегическими. Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство образования и науки контролируют энергетические проекты, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям для найма местного казахстанского персонала (Закон о недропользовании 2010 г. требует, чтобы производители нефти и газа поставляли установленные проценты товаров, услуг персонал на месте) (http://kazenergy.
Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – государственный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках; за контролем и регулированием деятельности, связанной с государственной монополией, в пределах, предусмотренных законодательством; и для межотраслевой координации, регулирования и контроля естественных монополий и регулируемых рынков. Он отвечает за контроль и регулирование деятельности энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций в соответствии с Законом об электроэнергетике (http://www.kremzk.gov.kz/eng/).
Нормативно-правовая база
Ключевые политики
В 2012 году правительство запустило Стратегию «Казахстан 2050», определяющую курс на долгосрочное развитие экономики. В нем определены социальные, экономические и политические реформы, направленные на вхождение Казахстана в число 30 крупнейших экономик мира к 2050 году. Экономический рост должен быть достигнут за счет выхода на новые экспортные рынки, улучшения инвестиционного климата и дальнейшего развития частного сектора и государственно-частного партнерства. Стратегия предусматривает, что к 2050 году альтернативные и «зеленые» энергетические технологии должны генерировать до 50% всей потребляемой энергии. В ней также декларируется переход всех горнодобывающих компаний только на экологически чистое производство.
В мае 2013 г. была принята Концепция «зеленой» экономики, в которой поставлена амбициозная цель: к 2050 г. производство электроэнергии на 50% из источников, отличных от угля или нефти, включая газ, ядерную энергию и возобновляемые источники энергии. стареющая инфраструктура, увеличение использования этих альтернативных видов топлива, внедрение эффективных энергетических технологий и соблюдение высоких экологических стандартов.
Программа «100 конкретных шагов», введенная в 2015 году, направлена на повышение прозрачности и подотчетности посредством структурных реформ, которые: 1) создадут профессиональный государственный аппарат; 2) обеспечивать законность; и 3) улучшить политику индустриализации и способствовать росту. Шаги включают приватизацию сельскохозяйственных земель для поощрения их эффективного использования; оптимизация налоговой и таможенной политики и процедур; внедрение принципа «единого окна» для таможенных процедур для экспортеров и импортеров; интеграция таможенной и налоговой систем; упрощение процедуры легализации имущества и денег; приватизация государственной монополизированной экспертизы предпроектной и проектной документации; и замена устаревших строительных норм и правил системой еврокодов. В рамках программы в 2018 году был открыт Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), одним из инструментов привлечения инвесторов которого является инвестиционное резидентство. Правительство также провело реформы для поддержки благоприятного инвестиционного климата: в феврале 2015 г. были приняты правила создания единого окна для инвесторов, а в декабре 2014 г. были внесены поправки в Закон об инвестициях, подкрепленные либерализацией визового режима.
Энергетическая статистика
Официальная энергетическая статистика в Казахстане находится в ведении Комитета по статистике при Министерстве национальной экономики.
В 2016 году система сбора энергетических данных была изменена в рамках модернизации Комитета по статистике. В 2018 году Комитет по статистике провел обследование потребления топлива и энергии домохозяйствами, охватив 21 000 домохозяйств. Это было первое в Казахстане обследование домохозяйств, специально посвященное потреблению энергии. Опрос включал различные вопросы о расходе топлива на отопление, приготовление пищи, нагрев воды и т. д., а результаты доступны на веб-сайте Комитета по статистике.
Основным изданием по энергетике является ежегодный Топливно-энергетический баланс Республики Казахстан. Он содержит годовые данные о спросе и предложении энергии в физических и энергетических единицах с отраслевой разбивкой, а также показатели энергоемкости. Публикация доступна онлайн в электронном формате, а макет соответствует тому, что был разработан во времена Советского Союза.
Официальные ежегодные данные передаются Статистическому отделу Организации Объединенных Наций (СОООН) и Международному энергетическому агентству (МЭА) посредством пяти совместных вопросников МЭА/Евростата/ЕЭК ООН. Ежемесячные данные по нефти и газу также собираются и передаются в СОООН для публикации через Совместную инициативу организаций по данным (СИОД), а также в Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (СНГ).
Комитет по статистике поддерживает национальную рабочую группу по статистике энергетики, объединяющую поставщиков данных и пользователей данных (энергетические компании, исследователи и представители министерств) для улучшения качества и использования данных об энергетике. Официальная энергетическая статистика активно используется для моделирования электроэнергетического сектора Казахским научно-исследовательским институтом энергетики. Региональные показатели энергоемкости используются в политике регионального развития.
В последние годы Комитет по статистике проделал большую работу по консолидации статистики энергетики при некоторой технической и финансовой поддержке программ Казстата и INOGATE, финансируемых на международном уровне. Также планируется опубликовать энергетический баланс в формате Международных рекомендаций по статистике энергетики (IRES) в дополнение к стандартному формату, чтобы расширить использование национальных энергетических данных как внутри страны, так и за рубежом.
Политика и действия | Climate Action Tracker
Экономика Казахстана в значительной степени зависит от ископаемого топлива: в 2019 году около 14% ВВП Казахстана приходилось на доходы от нефти, а около 67% товарного экспорта приходилось на топливо (Всемирный банк, 2022a, 2022b). Казахстан входит в число 14 стран, обладающих большими запасами природного газа (Центральное разведывательное управление, 2019 г.). С 2010 года валовая добыча природного газа ежегодно увеличивается на 4% (IEA, 2022a). В 2019 году 90% электроэнергии было произведено из ископаемого топлива; уголь составляет 70 %, а природный газ — 20 % (МЭА, 2021 г.).
В дополнение к усилиям по преобразованию своего энергетического баланса Казахстан осознает необходимость повышения энергоэффективности. Казахстан включил цели, связанные с энергоэффективностью, в свою «Концепцию перехода Казахстана к «зеленой» экономике» 2013 года, чтобы снизить энергоемкость ВВП на 25% к 2020 году, 30% к 2030 году и 50% к 2050 году по сравнению с уровнями 2008 года (Республика Казахстан, 2015 г.). , 2019). Эти задачи носят межсекторальный характер и варьируются от инициатив в области централизованного теплоснабжения до тепловой реконструкции домов, энергетических стандартов и категорий энергоэффективности для зданий и бытовых приборов (Республика Казахстан, 2015 г.). Хотя Казахстан не достиг своей цели на 2020 год, он находится на пути к достижению цели по интенсивности выбросов на 2030 год на основе пост-COVID-19.прогнозы ВВП и выбросов.
Ископаемое топливо
Хотя добычу угля планируется сократить в соответствии с климатическими целями, планы по увеличению добычи нефти увеличивают зависимость Казахстана от ископаемого топлива. В 2020 году добыча угля снизилась на 6,8% по сравнению с уровнем 2010 года. В то время как добыча угля, как ожидается, будет постепенно сокращаться в течение следующих двух десятилетий, правительство планирует довести добычу нефти к 2025 году до более чем 100 миллионов тонн, что на 15,8% больше, чем в 2020 году (IEA, 2022b).
Правительство также планирует расширить энергетический сектор, включив в него разведку и добычу метана из угольных пластов в Карагандинской области (казинформ, 2018 г.), а в июле 2019 г. подписало продление на 15 лет соглашения о разделе продукции месторождений Дунга с 2024 по 2039 г. , что позволит добыть дополнительно девять миллионов тонн нефти (The Astana Times, 2019b).
Эти шаги, направленные на дальнейшую эксплуатацию ископаемых ресурсов, не учитывают краткосрочные шаги, необходимые для того, чтобы оставить окно открытым для стабильной траектории выбросов парниковых газов с температурой 1,5°C. В странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза производство электроэнергии на угле должно быть прекращено к 2030 году, а во всем мире — не позднее 2040 года (Climate Analytics, 2019). ).
В соответствии с планом климатической нейтральности Казахстана, президент Токаев заявил, что правительство рассматривает возможность полного отказа от всех угольных электростанций не ранее 2050 года. Отдавать приоритет модернизации существующих угольных электростанций, а также планам по замене угля природным газом недальновидно, учитывая, что газ не является долгосрочным решением для необходимой глубокой декарбонизации (Climate Action Tracker, 2017).
В январе 2022 года по всей стране вспыхнули протесты, первоначально из-за резкого повышения цен на сжиженный нефтяной газ (СНГ). Из-за нехватки сжиженного нефтяного газа правительство Казахстана постепенно переходило к рыночной модели, отменяя субсидии, которые прекратились в первый день нового года и вызвали скачок цен там, где был высокий спрос (Kumenov & Lillis, 2022). В ответ на беспорядки были установлены максимальные цены на моторное топливо, а розничная торговля сжиженным газом стабилизировалась (IEA, 2022b). Инцидент подчеркивает риски, связанные с зависимостью Казахстана от ископаемых видов топлива и волатильностью цен на них.
Эта проблема была дополнительно подчеркнута влиянием российского вторжения на Украину на экспорт энергоносителей Казахстана. Экспорт сырой нефти составляет 14% ВВП Казахстана и 57% всего экспорта (O’Byrne, 2022). Большая часть этого экспорта проходит через Россию в Украину, откуда нефть обычно поступает в европейскую трубопроводную сеть. Помимо закрытия экспортных маршрутов, понесенная страховая премия от военных рисков привела к высоким ценам, которые отпугнули покупателей (O’Byrne, 2022).
В июле 2022 года российский суд постановил временно закрыть Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в связи с предполагаемыми экологическими нарушениями. Продолжаются дискуссии об увеличении экспорта казахстанской нефти для смягчения влияния санкций на потоки российской нефти (Сарымбетова, 2022).
Возобновляемые источники энергии
Несмотря на большой потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане, который оценивается в более чем 1000 ТВтч в год (МЭА, 2015 г. ), на них приходится незначительная доля энергии и производства электроэнергии, менее 2% и 10,9% соответственно. (МЭА, 2022b). Ископаемое топливо в основном дополняется гидроэнергетикой, на долю которой в 2019 году приходилось примерно 9% производства электроэнергии (МЭА, 2021).
Другие возобновляемые источники энергии, в основном ветровая и солнечная, в последние годы начали вносить свой вклад в энергетический баланс Казахстана. В 2019 годудоля возобновляемых источников в первичном энергоснабжении составила почти 1,5% – преимущественно за счет гидроисточников с 1,2% от общего энергоснабжения (IEA, 2022a). Несмотря на недавнее увеличение выработки электроэнергии из возобновляемых источников, количество электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, и доля возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии снизились в 2019 году впервые с 2011 года, в основном из-за сокращения выработки гидроэлектроэнергии.
В сентябре 2019 года Правительство Казахстана объявило, что в стране 900 МВт установленной мощности в области возобновляемых источников энергии и подтвердил цель 50% доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в электроэнергии к 2050 году (The Astana Times, 2019a). В том же месяце итальянская нефтегазовая компания Eni выиграла третий аукцион по возобновляемой энергии, проводимый в Казахстане (после первых двух аукционов, проведенных в 2018 году), на строительство ветряной электростанции мощностью 48 МВт в Северной зоне, строительство которой, как ожидается, будет завершено. к 2022 г. (Эни, 2019 г.).
В 2020 году было запущено 25 проектов по возобновляемым источникам энергии, что позволило увеличить мощность на 600 МВт (The Astana Times, 2021). В ноябре 2020 года был подписан контракт на строительство ветряной электростанции «Жанатас» мощностью 100 МВт на юге Казахстана (Константов, 2020). Также внедряются и развиваются другие проекты в области возобновляемых источников энергии, контракты на которые составляют до 3000 МВт дополнительных мощностей возобновляемых источников энергии (PrimeMinister.kz, 2019 г.).).
При поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций Казахстан также разработал программу развития ветроэнергетики до 2030 года с запланированной мощностью ветра 2000 МВт (Международная торговая администрация, 2022).
Потоки государственного финансирования для возобновляемых источников энергии значительно увеличились в последние годы, увеличившись с 1,33 млн долларов США в 2010 году до 145,93 млн долларов США в 2018 году (IRENA, 2019), и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) недавно утвердил Расширение Казахстанской программы возобновляемой энергетики на 300 млн евро для поддержки проектов в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики, биогаза, распределения и передачи. На первом этапе было поддержано создание 262 МВт мощностей по выработке возобновляемой энергии по всей стране (ЕБРР, 2019 г.).).
Казахстанская «Концепция зеленой экономики» выдвинула сценарий производства 30% электроэнергии за счет альтернативных и возобновляемых источников энергии (включая атомную) к 2030 году и 50% к 2050 году, а также снижения текущих выбросов CO 2 при производстве электроэнергии на 40% к 2050 г., а также увеличить долю газовых электростанций до 30% к 2050 г. (Республика Казахстан, 2015 г.).
Правительство объявило целевые индикаторы развития сектора возобновляемой энергетики в ноябре 2016 года. Эти целевые показатели включают долю возобновляемых источников энергии в 3% от общего объема производства электроэнергии к 2020 году; всего 1700 МВт установленной возобновляемой мощности от ветра (933 МВт), солнечные фотоэлектрические (467 МВт), гидроэнергетические (290 МВт) и биогазовые (10 МВт) (Республика Казахстан, 2016b).
Казахстан выполнил свой целевой показатель по возобновляемым источникам энергии к 2020 году и в ответ увеличил свой целевой показатель к 2030 году с 10% до 15% (Сатубалдина, 2021a). Тем не менее, в стране, богатой ископаемыми видами топлива, в прошлом переход был медленным, и для достижения Казахстаном своих целей в области климата и возобновляемых источников энергии необходимы еще более решительные усилия.
Для достижения своих долгосрочных целей Казахстану необходимо стать привлекательным вариантом для частных инвесторов. С этой целью Казахстан реформировал свои тарифы на электроэнергию, которые считаются одной из основных причин недостаточного инвестирования (International Crisis Group, 2011). В январе 2019 г.Правительство запустило рынок мощности с зеленым тарифом, разделенным на две части, включая тариф на электроэнергию (переменный) и тариф на мощность (фиксированный) (Mondaq, 2019).
Казахстан также ввел систему аукционов по возобновляемым источникам энергии вместо фиксированных тарифов (Международная торговая администрация, 2022). Казахстан также столкнулся с трудностями при наращивании гибких мощностей, необходимых для систем возобновляемой энергетики, и недавно объявил аукционы для инвестиций в новые гибкие генерирующие мощности, включая крупные газовые и гидроэнергетические проекты (IEA, 2022b).
Несмотря на эти изменения в политике, большинство инвестиций осуществляется через финансовые институты развития. Около 70% финансирования проектов в области возобновляемой инфраструктуры поступает от международных банков развития. Восприятие низкой доходности, вероятно, привело к отсутствию крупных иностранных инвесторов, а также к небольшому рынку возобновляемой энергии по сравнению с такими соседями, как Узбекистан (Куменов, 2021a).
Из-за резкого роста тарифов на электроэнергию Казахстану грозит дефицит электроэнергии в ближайшие два года. Для устранения рисков нехватки мощностей в электроэнергетическом секторе Министерство энергетики заявило, что дополнительно 19Требуются ГВт генерирующих мощностей, из которых 10 ГВт должны приходиться на возобновляемые источники энергии (Ишекенова, 2022).
Официальные лица Казахстана все чаще настаивают на включении атомной энергии в энергетический баланс. В Казахстане находятся одни из крупнейших в мире месторождений урана, и он является крупнейшим в мире производителем урана (International Trade Administration, 2022). Ссылаясь на потенциальную нехватку электроэнергии к 2030 году, президент Токаев поручил правительству всесторонне оценить возможность создания атомной энергетики в Казахстане (Аббасова, 2021).
Добавить комментарий