Транспортировка нефтепродуктов: Транспортировка нефтепродуктов: правила перевозки, способы

Транспортировка нефтепродуктов: правила перевозки, способы

Просмотров: 10 815

18.09.2020 13:08

Несмотря на активное развитие альтернативной энергетики, нефть и продукты ее переработки продолжают оставаться основным мировым энергоносителем. Россия обладает одними из крупнейших запасов данного сырья, поэтому вопрос его быстрой, безопасной и экономически эффективной перевозки является очень актуальным для нашей страны.

Нефтепродукты — это достаточно большая группа материалов, произведенных из сырой нефти. К ним относятся различные виды топлива (бензин, керосин, ДТ), масла, технологические консистентные смазки, твердые продукты (битум, парафин). Главная сложность при организации транспортировки нефтепродуктов заключается в том, что они считаются грузами повышенной опасности. Большинство из них соответствует 3-му классу по европейской классификации ADR (ДОПОГ). К этому классу относятся легковоспламеняющиеся жидкости, а также их смеси, температура вспышки которых не превышает +61 оС. Данные вещества обладают свойством давать пары, образующие с воздухом горючую смесь.

Кроме того, многие продукты переработки нефти являются токсичными для человека и окружающей среды. Поэтому при транспортировке нефтепродуктов необходимо максимально снизить риск их разлива, чтобы исключить нанесение серьезного ущерба экологии и здоровью людей. В связи с этим при перевозках используется специализированный транспорт, а также действуют очень жесткие правила безопасности.

Способы транспортировки нефтепродуктов

Чаще всего для доставки нефти и ее продуктов используются следующие виды транспорта:

  • автомобильный. Отлично подходит для перевозки небольших партий нефтепродуктов на малые и средние расстояния. Важным преимуществом автотранспорта является возможность доставки материалов практически в любой населенный пункт;
  • железнодорожный. Позволяет доставлять жидкие углеводороды по суше на большие расстояния очень крупными партиями. Также он подходит для перевозки в удаленные населенные пункты Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири, с которыми отсутствует нормальное автомобильное сообщение, но куда проложены железнодорожные магистрали;
  • водный. Для транспортировки очень больших объемов нефтепродуктов на дальние расстояния очень часто применяются морские и речные танкеры. Именно в них нефть обычно доставляется при ведении международной торговли;
  • трубопроводный. Самый дешевый и простой вариант доставки практически любых объемов нефти на дальние расстояния. Главным ограничением является слабая разветвленность трубопроводных сетей.

Правила транспортировки нефтепродуктов в автомобильных цистернах и специальной таре

Автотранспорт практически всегда является обязательной составляющей логистической цепочки при доставке жидких углеводородов. Именно он в большинстве случаев используется при перевозках грузов конечным потребителям. Поскольку транспортировка нефтепродуктов в этом случае осуществляется по дорогам общего пользования, она должна соответствовать целому ряду правил и требований, направленных на обеспечение безопасности.

Автоперевозки могут выполняться бестарным и тарным методом. В первом случае применяются универсальные или специализированные автоцистерны, в том числе:

  • бензовозы. Наиболее распространенный подвижной состав, который позволяет перевозить топливо, жидкие масла, растворители и прочие вещества со схожими физико-химическими параметрами;
  • топливозаправщики. Разновидность бензовозов, оснащенная насосным оборудованием, которое позволяет выполнять дозированную заправку топливом;
  • битумовозы. Подвижной состав для транспортировки нефтепродуктов оснащается горелкой, предназначенной для подогрева перевозимого битума;
  • газовозы. Представляют собой специализированные цистерны, позволяющие доставлять сжиженные газы под высоким давлением. Они комплектуются насосами для перекачки продукта в стационарные резервуары.

Цистерны, применяемые для транспортировки нефтепродуктов, обладают корпусом овальной формы, оптимальным с точки зрения аэродинамики и правильного распределения давления жидкости по внутренней поверхности. Они оборудуются задвижкой для слива продукта, указателем уровня, дыхательным клапаном, съемными волнорезами, которые минимизируют влияние ударной волны, возникающей при торможении или ускорении автомобиля. Также автоцистерны в обязательном порядке комплектуются огнетушителями и заземляющими устройствами, обеспечивающими отвод статического электричества в землю.

Транспортировка отдельных видов нефтепродуктов может осуществляться автомобилями общего назначения, которые оснащены дополнительными устройствами и приспособлениями, обеспечивающими соблюдение правил безопасных перевозок. Топливо, жидкие углеводороды и вязкие масла могут доставляться в канистрах и бочках различного объема.

Водители, выполняющие транспортировку нефтепродуктов, обязаны проходить специальный курс обучения, по итогам которого им выдаются соответствующие удостоверения. Помимо общего инструктажа по технике безопасности, они должны перед каждым рейсом проходить дополнительный инструктаж, разъясняющий правила и специфику перевозки конкретного вида жидких углеводородов. Это позволит водителям оперативно и правильно реагировать на возможные внештатные ситуации, возникающие в ходе доставки. Водители должны иметь стаж вождения грузового транспорта не менее 2 лет и обязательно проходить медицинское освидетельствование перед выездом на маршрут.

Документы, необходимые для транспортировки нефтепродуктов автотранспортом

Основным документом, который регламентирует конкретную перевозку нефти и ее продуктов, является договор, заключенный между грузовладельцем и перевозчиком. Он дополняется товарно-транспортной накладной российского или международного образца. Также перечень может включать следующую документацию:

  • путевой лист с маркировкой опасного груза;
  • свидетельство соответствия транспортного средства требованиям ДОПОГ;
  • документ, подтверждающий право водителя управлять автомобилем с опасным грузом;
  • инструкцию о действиях персонала при возникновении непредвиденной ситуации.

Кроме того, при транспортировке нефтепродуктов могут потребоваться сертификаты на весь ассортимент доставляемых грузов, паспорта качества и другие документы, запрашиваемые органами таможенного, карантинного, санитарного контроля.

Смотрите также: Продажа нефтепродуктов

Способы транспортировки нефти – Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить. 

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов.  

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период. 

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы. 

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км. 

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта. 

Смешанные транспортировки

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками. 

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

видов транспорта – Нефтегазовая промышленность: исследовательское руководство

Причал Standard Oil Company с изображением загружаемого танкера, гавань Лос-Анджелеса, Калифорния. 1919 9 июня. [ЛОТ 10166]. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса.

Сырая нефть перемещается из устья скважины на нефтеперерабатывающий завод с использованием барж, танкеров, по суше, трубопроводам, грузовикам и железным дорогам. Транспортировка природного газа осуществляется по трубопроводам и танкерами для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).

Нефтяные танкеры

Береговая охрана США определяет танкер как судно, построенное или приспособленное для перевозки нефти или опасных материалов наливом в виде груза или остатков груза. Существуют различные типы танкеров: нефтяные танкеры, танкеры для перевозки грузов (химовозы), комбинированные танкеры (предназначенные для перевозки нефти или твердых грузов наливом) и баржи. Международные кодексы химических веществ регулируют безопасную транспортировку химических грузов и обеспечивают различные уровни защиты от неконтролируемого выброса веществ. Танкеры классифицируются по видам торговли, в которых они обычно работают в течение определенного периода времени. Тремя наиболее распространенными категориями являются перевозчики сырой нефти, перевозчики продуктов: которые могут перевозить чистые (например, бензин, топливо для реактивных двигателей) и грязные (например, мазут): и перевозчики посылок (химикаты). Танкеры, как правило, остаются в одном направлении, но рыночные условия могут диктовать изменения, даже если процесс изменения направления судна требует большой работы.

Нефтяные перевозчики классифицируются как VLCC (очень большие перевозчики сырой нефти) или ULCC (сверхкрупные перевозчики сырой нефти) и предназначены для перевозки больших объемов сырой нефти по многим длинным и интенсивным морским маршрутам. Кроме того, используется «лихтер», то есть разгрузка или перекачка нефти с больших танкеров на более мелкие, чтобы меньшие суда могли заходить в меньшие порты, в которые не могут заходить более крупные суда.

Одной из основных проблем при безопасной перевозке наливных грузов танкерами является нагрузка на корпус. Изгиб в виде провисания (концентрация веса в средней части судна, в результате чего палуба подвергается сжимающим усилиям, в то время как киль находится под напряжением), коробление (концентрация веса на обоих концах судна). заставляя палубу испытывать силы растяжения, когда киль находится под сжатием), и поперечную силу, которая возникает, когда две силы действуют в противоположных направлениях параллельно друг другу, например, на переборке между пустым балластным танком и полным грузовым танком. Вес или гравитационное и плавучее воздействие, испытываемое по обе стороны от переборки, вызывает явление поперечной силы. 1 Танкеры, которые перевозят нефть внутри страны из одного порта США в другой, должны соответствовать закону Джонса, согласно которому судно должно быть построено в США, иметь большую часть экипажа в США и большую часть собственности в США. Эти требования значительно сокращают количество судов, доступных для внутренней транспортировки нефти, хотя в экстренных случаях были предоставлены исключения. 2

Танкеры для СПГ

Высокое давление и взрывы затрудняют транспортировку сжатого природного газа на танкерах. Благодаря научным достижениям в середине 20 -го -го века природный газ можно превратить в жидкость при экстремально низких температурах и транспортировать в виде сжиженного природного газа (СПГ). Танкеры для сжиженного природного газа специально спроектированы с двойным корпусом, что позволяет использовать дополнительный водяной балласт, поскольку сжиженный природный газ легче бензина, а также дополнительные меры безопасности. 3 Из-за ограничений Закона Джонса в настоящее время нет одобренных судов для перевозки СПГ внутри страны танкерами. 4

Трубопроводы

Трубопроводы могут относиться к системам сбора (от устья скважины до перерабатывающих предприятий), линиям электропередачи (районы поставок на рынки) или распределительным трубопроводам (чаще всего для транспортировки природного газа к средним или малым потребителям). 5 Трубопроводы играют очень важную роль в процессе транспортировки, поскольку большая часть нефти перемещается по трубопроводам, по крайней мере, на части маршрута. После отделения сырой нефти от природного газа по трубопроводам нефть транспортируется к другому перевозчику или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод. Затем нефтепродукты доставляются с нефтеперерабатывающего завода на рынок цистернами, грузовиками, железнодорожными цистернами или по трубопроводу. 6 По мере роста добычи природного газа в Соединенных Штатах растет спрос на строительство новых трубопроводов. 7 В Соединенных Штатах проложено около 300 000 миль газопроводов. 8

Стратегическое планирование включает в себя определение кратчайших и наиболее экономичных маршрутов прокладки трубопроводов, количества насосных и газокомпрессорных станций на линии, терминальных хранилищ, чтобы нефть практически с любого месторождения можно было отгружать в любой НПЗ по требованию. 9 Морские трубопроводы несут больший риск утечек и воздействия на окружающую среду, чем наземные трубопроводы, но технологические достижения в материалах трубопроводов и системах мониторинга повысили безопасность и эффективность трубопроводов. 10 Существуют стандарты безопасности при проектировании и строительстве трубопроводов, которые публикуются такими организациями, как Международная организация по стандартизации (ISO) и Американский институт нефти (API). 11 Федеральная комиссия по регулированию энергетики (FERC) регулирует транспортировку природного газа и нефти между штатами, а также утверждает терминалы СПГ и трубопроводы природного газа. 12 До создания FERC в 1977 году Межгосударственная торговая комиссия отвечала за регулирование транспортировки нефти и газа. 13

Баржи

Баржи в основном используются на реках и каналах. Для них требуется меньше инфраструктуры, чем для трубопроводов, но они дороже, транспортируют гораздо меньший объем и требуют больше времени для загрузки. 14

Железная дорога / Автоцистерны

Исторически железные дороги были основным средством транспортировки нефти. Сегодня железные дороги конкурируют с трубопроводами: хотя обычно они дороже трубопроводов, уже существующая железнодорожная инфраструктура создает более гибкий альтернативный маршрут, когда трубопроводы загружены. 15 Многие нефтепродукты доставляются с нефтеперерабатывающих заводов на рынки в автоцистернах или железнодорожных цистернах. Автоцистерны доставляют бензин на АЗС и мазут в дома.

Буксиры

Растущий спрос на нефть привел к более глубокому бурению с более крупными буровыми установками, расположенными дальше от берега, что оправдывает строительство более крупных и мощных буксиров и более крупных барж.

Транспортировка нефти – Энергетическое образование

Энергетическое образование

Меню навигации

ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ИНДЕКС

Поиск

Рис. 1. Трубопроводы — один из способов транспортировки нефти после очистки. [1]

Транспортировка нефти является последним этапом, который предпринимает нефть перед ее распределением потребителям. Транспортировка нефти является частью мидстрим индустрии. После того, как нефть извлечена из-под земли, ее необходимо транспортировать и распределять по нефтеперерабатывающим заводам и предприятиям по обогащению, которые превращают нефть в полезные компоненты. После очистки и повышения качества пригодные к использованию нефтепродукты затем снова транспортируются в пункты сбыта по всему миру.

[2] Таким образом, нефть транспортируется как в исходном сыром виде, так и в виде конечного продукта.

Существует несколько различных способов транспортировки, и все они становятся все более важными. Достижения в области методов разведки и добычи (например, морское бурение) означают, что нефть находят и добывают во все более удаленных местах по всему миру. Это в сочетании с растущим спросом на нефтепродукты привело к добыче и переработке нефти, а также к удалению от мест, где люди используют бензин, дизельное топливо и керосин. [2] Такое разделение спроса и предложения делает транспорт жизненно важным в нефтяной промышленности.

Виды транспорта

Существует несколько различных способов транспортировки нефти по всему миру в больших количествах, и каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки. Ниже описаны несколько различных способов транспортировки нефти.

Нефтяные танкеры

Танкеры для сырой нефти — это большие суда, используемые для перевозки сырой нефти с Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру. Танкеры, перевозящие нефтепродукты, известны как танкеры-продуктовозы и перевозят нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов к местам распределения. [3]

Нефтяные танкеры могут быть очень большими, хотя суда меньшего размера обычно используются для перевозки очищенных нефтепродуктов, тогда как танкеры большего размера используются для перевозки сырой нефти. Эти более крупные суда, как правило, больше используются для перевозки сырой нефти, поскольку они снижают стоимость транспортировки барреля нефти. Размеры танкеров выражаются в тоннах груза — или сколько груза они могут перевозить. [3] Большие танкеры для перевозки сырой нефти перевозят значительно больше и обычно используются в международной торговле сырой нефтью.

Рисунок 2. Коммерческий нефтяной танкер. [4] Важно отметить, что нефтяные танкеры очень большие: маленькие имеют длину около 200 метров, а большие — до четырех 400 метров в длину.

Трубопроводы

на главную

Трубопроводы представляют собой системы крупных транспортных труб, обычно подземных, которые служат для транспортировки нефти и природного газа в рамках обширных распределительных сетей. Эти линии различаются по диаметру в зависимости от их использования и обычно проходят под землей. В Канаде насчитывается около 825 000 километров линий, которые служат для транспортировки природного газа, продуктов сжиженного природного газа, сырой нефти и других продуктов нефтепереработки.

[2] Для получения дополнительной информации о различных типах трубопроводов и их использовании щелкните здесь.

Железнодорожный транспорт

Рис. 3. Цистерна, перевозимая по железной дороге. [5]

Нефть также можно перевозить в длинных грузовых поездах, оборудованных специальными вагонами-цистернами, а железнодорожный транспорт чаще всего используется в районах, где нет трубопроводов. В отличие от нефтяных танкеров, которые могут вмещать значительное количество сырой нефти в небольшое количество сборных цистерн, железнодорожные вагоны могут перевозить необходимое большое количество нефти только в нескольких вагонах. [6] После добычи нефть загружается в эти вагоны и перемещается по уже существующим путям на нефтеперерабатывающий завод. Хотя для перевозки значительного количества нефти требуется больше автомобилей, железнодорожный транспорт является довольно экономичным методом транспортировки нефти.

Подобно трубопроводам и нефтяным цистернам, железная дорога также может использоваться для транспортировки очищенных нефтепродуктов к местам распределения.

Грузовики

Рис. 4. Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов. [7]

Автоцистерны также являются одним из способов транспортировки нефти, однако функционально они аналогичны железнодорожным перевозкам, поскольку для перевозки значительных объемов нефти требуется несколько больших грузовиков с оборудованными резервуарами для хранения нефти. Как правило, грузовики используются для перевозки небольших объемов нефти на короткие расстояния и редко для перевозки сырой нефти. Вместо этого грузовики чаще используются для перевозки очищенной нефти, такой как бензин, в места распределения, такие как заправочные станции. Однако вместо того, чтобы полагаться на установленные железные дороги, грузовики могут работать более свободно, поскольку для движения им требуются только дороги. [6]

Ссылки

  1. ↑ Wikimedia Commons. (8 ноября 2015 г.). British Steel Pipeline [онлайн]. Доступно: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e4/British_Steel_pipeline,_Caldicot_Level_-_geograph.org.uk_-_689097.jpg
  2. 2.0 2.1 2.2 Американский нефтяной институт. (29 ноября 2015 г.). Транспортировка нефти и природного газа [Онлайн]. Доступно: http://www.api.org/oil-and-natural-gas-overview/transporting-oil-and-natural-gas Ошибка цитирования: Invalid тег; имя “RE1” определено несколько раз с разным содержимым
  3. 3.0 3.1 Петро Стратегии. (29 ноября 2015 г.). Транспортировка нефти [Онлайн]. Доступно: http://www.petrostrategies.org/Learning_Center/oil_transportation.htm#Водный транспорт
  4. ↑ Wikimedia Commons [в сети], доступно: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/75/Supertanker_AbQaiq.jpg
  5. ↑ Викисклад.