Тигр танк внутри: Как устроен немецкий танк “Тигр”

Содержание

Как устроен немецкий танк “Тигр”

Пожалуй, нет более одиозной машиной Второй мировой, чем Pz.Kpfw VI Ausf. H (а позже – Ausf. E). Этот танк стал символом немецкой инженерной мысли, и – в отличии от своего последователя – смог оказать влияние на ход боевых действий. Что говорить, если само имя «Тигр» было нарицательным для союзных танкистов!


Схема расположения узлов и механизмов Pz.Kpfw VI

Многие неоднократно писали об этом танке в разном контексте, но сегодня я решил остановиться на его внутренностях. В данном материале мы заглянем внутрь «Тигра», и увидим те условия, в которых приходилось служить пятерым немецким танкистам.

Экипаж немецкой машины состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира.

Наводчик
Перед глазами наводчика располагался визир бинокулярного прицела TZF-9. Ниже – органы наведения орудия

Оператор 88-мм орудия KwK 36, разработанного на основе одной из лучших зениток Второй мировой – FlaK 36 располагался слева от казенной части орудия. В его распоряжении были эффективные приборы наблюдения TZF-9b и TZF-9c. Последний имел переменную кратность от 2,5 – до 5, с полем зрения в 23 градуса. Вкупе с отличной настильностью, это позволяло вести огонь с больших дистанций.
Справа от наводчика за щитком находилась казенная часть орудия, а сзади – сидение командира

Заряжающий

Внутри немецкого танка «Тигр» История, Вторая мировая война, Танкостроение, Механика, Длиннопост
“Вид сверху на место заряжающего”

Справа от орудия расположился заряжающий орудия. Рядом с ним находится казенная часть пушки и спаренный пулемет. Правда, огонь с него может вести только наводчик – посредством ножной педали. Вес снарядов к основному орудию превышал 10 килограмм для бронебойных, и 7 – кумулятивных.
Заряжающий сидел спиной к спаренному пулемету MG-34. Для лучшей осведомленности, у него была своя смотровая амбразура для наблюдения за полем боя (как, впрочем, и у наводчика)

Вид на казенную часть, в которую заряжающий отправлял 10-килограммовые снаряды

Механик-водитель
Общий вид на место механика-водителя. Необычным был “классический” руль вместо рычагов, привычных для гусеничной техники. Снизу над педалями – кожух трансмиссии

Этот член экипажа располагался в передней части корпуса, за трансмиссией. Под педалью этого человека было управление 700-сильным мотором Maybach HL230, объемом в 23 литра. Элементы управления практически «автомобильные»: классическое рулевое колесо, и ключ зажигания. Помимо стандартных датчиков, есть сигнализатор систем пожаротушения, которая автоматически включалась при температуре в МТО свыше 120 градусов. Полуавтоматическая коробка передач была тоже от Maybach – 8 передач вперед, и 4 – назад.
Несмотря на то, что водитель был ближе расположен к фронту, его защищала 10-сантиметровая лобовая деталь

Вид на места водителя и радиста. Отсюда можно понять, что срез на руле сделан из-за стесненных объемов. К слову, такое же решение используется на болидах “Формулы-1

Стрелок-радист. Место стрелка-радиста. Перед ним – пулемет MG-34 в шаровой установке

Основным инструментом радиста был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в 100-мм лобовой плите, и радиостанций FuG-5. Она позволяла вести прием и передачу на расстоянии в 9,4 километра в режиме азбуки «Морзе», и до 7 – в режиме телефона.

Вид на командира, предположительно, с места заряжающего

Лидер экипажа располагался практически над наводчиком, в задней части башни. При закрытом люке наблюдение за полем боя производилось через перископическую панораму командира, окошки которой располагались в командирской башенке. На первых машинах была прямая комбашенка с откидным люком. Такая конструкция демаскировала машину, и увеличивала вероятность рикошета снаряда в люк командира. Позже от этого отказались. Новый люк получил толщину стенок в 10 сантиметров, и форму, способствующую рикошету вражеских снарядов. Кроме того, решили проблему люка, который теперь приподнимался и сдвигался.

На фото – командирская башенка поздних выпусков – без кожуха. Приборы наблюдения командира позволяли иметь максимальную осведомленность.

Источник

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex. ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене

и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на “Как это сделано”!

Tags: оружие, техника

Тигр 1 и 2, Panzerkampfwagen VI

Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной, не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.

Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной — все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. h2 Tiger — немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.

Содержание

История создания танка «Тигр»

Танк «Тигр-1»

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV. Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины — их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.

Тигр 1

Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы — «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. h2 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.

Тигр 2

«Королевский тигр»

Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34, а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.

Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.

Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.

Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.

Устройство и конструкция боевого агрегата

Устройство танка

«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему — управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел. Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета — от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.

Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний — под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Технические характеристики

Изображение внутренней компоновки

У танка «Тигр» технические характеристики рассматриваются по первым моделям. «Королевский тигр», несмотря на возросшую мощь и броню, оказался неудачной разработкой ввиду низкой мощности двигателя, слишком большого веса и слабых ходовых качеств. Многие экипажи отмечали общую ненадежность данной разработки и частые поломки.

Подвеска и двигатель

Двигатель «Тигра» двенадцатицилиндровый, карбюраторный, бензиновый, от Maybach. Первые 250 танков имели моторы HL210 с мощностью 650 л. с. Последующие — HL230 на 700 л. с. Подвеска независимая, торсионная.

Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.

Ходовая часть и гусеницы

В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр — 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.

«Тигры» использовали два типа гусениц. Первый вариант применялся для транспортирования, ширина — 0,52 м, траки K.gs-63/520/l30. Второй вариант гусениц боевой, из траков Kgs-63/725/130, ширина — 0,725 м.

Коробка передач

Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.

Расход топлива

В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.

Максимальная скорость

Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе — 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера — 0,8 м, ширина рва — 2,3 м, брод — 1,2 м.

Экипаж

Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек — механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.

Габариты и вес

По габаритам «Тигр» имел следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,316 м, с повернутой вперед пушкой — 8,45 м;
  • ширина — 3,705 м;
  • высота — 2,93 м;
  • клиренс — 0,47 м.

Вопрос о том, сколько весит танк, решается просто — боевая масса составляла 57 тонн. При данном весе удельное давление на грунт составило 1,03 килограмма на квадратный сантиметр.

Вооружение

Сохранившийся экземпляр на выставке

Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов — курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.

Пушка

Основное орудие танка — нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации — 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного — наводчиком. Дальность поражения — до 1200 м, общий боекомплект — 4500 патронов.

Дымовые гранатометы

В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.

Броневая защита

Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:

  • верхняя лобовая плита корпуса — 100 мм, 8 градусов наклона;
  • средняя лобовая — 63 мм, 10 градусов;
  • нижняя лобовая — от 100 мм при 21 градусе наклона с переходом в 80 мм при скосе в 66 градусов;
  • борта корпуса — 80 и 63 мм вверху и внизу при нулевом наклоне;
  • задняя часть — 80 мм при наклоне в 8 градусов вверху и 48 внизу.

Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни — 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.

Среди преимуществ «Тигров» отмечают:

  • мощное орудие, позволявшее поражать в лоб практически все САУ и танки до 1944 года;
  • бронирование, обеспечивавшее надежную защиту танка до 1943;
  • хорошую эргономику, обеспечивавшую изнутри простоту управления;
  • качественные приборы наблюдения и связи.

В большинстве случаев именно последний фактор оказывался решающим для исхода боя. По некоторым оценкам преимущества «Тигра» сделали его в 1942-43 годах сильнейшим танком в мире.

Однако у машины были и недостатки:

  • техническая сложность производства, замедлявшее массовое изготовление;
  • высокая стоимость — «Тигры» обходились в два раза дороже многих танков других стран;
  • низкая ремонтопригодность ходовой части и некоторых других агрегатов ввиду недостатка деталей;
  • сложность транспортировки, особенно через мосты.

Данные факторы в значительной степени осложняли применение «Тигров». Для буксировки подбитых машин на ремонт требовалась специальная техника, что не всегда было удобно во фронтовой обстановке. А железнодорожная перевозка таких танков требовала по одному пустому вагону спереди и сзади для облегчения нагрузки.

Применение танка «Тигр» во Второй мировой войне

«Тигр» со своим экипажем

Концепция применения танков «Тигр» допускала их использование и в наступлении, и в обороне. Основная задача — борьба с танками, обеспечивая прорыв своих сил через линии укреплений или снижая способность к прорыву у противника.

Первое применение в бою относят к 23 августа 1942 под Ленинградом. Сразу после выгрузки появились проблемы с коробкой передач и двигателем, в результате чего танки были отправлены на ремонт. В сентябре ситуация повторилась, из-за бездорожья и технических проблем «Тигры» не смогли реализовать свой потенциал.

Полноценное участие в боевых действиях относят к боям под Харьковом в феврале-марте 1943. Позже «Тигры» принимали участие в Курской битве, на африканском и итальянском фронтах. В 1944-45 годах танки активно использовались на восточном и западном фронте.

Первый исправный «Тигр» советские войска смогли захватить 27 декабря 1943 под Ленинградом. Вместе с машиной была захвачена и техническая документация, приборы, оружие. 5-7 января танк использовался советскими войсками для обороны захваченных позиций.

В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили — отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.

Tiger Tank Inside|TikTok Search

TikTok

Загрузить

famthetankman

Fam

Это видео, которое вы все просили! Ваш собственный тур по знаменитому Tiger 131! #thetankmuseum #famthetankman

#tiger131 #militaryhistory

54,8 тыс. лайков, 717 комментариев. Видео TikTok от Fam (@famthetankman): «Это видео, которое вы все просили! Ваш собственный тур по знаменитому Tiger 131! #thetankmuseum #famthetankman #tiger131 #militaryhistory». ТИГР 131 POV TOUR Я действительно хочу остаться в вашем доме (из Cyberpunk 2077) – Роза Уолтон и Халли Коггинс.

Militarymachinecom

Military Machine

Этот танк-тигр был брошен на обочине дороги в Нормандии в августе 1944 года #ww2 #tank #wot #warthunder

#tigertank #тонк #normandy #worldwar

604 лайка, видео в TikTok от Military Machine (@militarymachinecom): «Этот танк-тигр был брошен на обочине дороги в Нормандии в августе 1944 года #ww2 #tank #wot #warthunder # тигртанк #тонк #нормандия #мировая война”. ЗАБРОШЕННЫЙ ТАНК «ТИГР» 🤯 | Вимутье 🇫🇷 | Осталось всего 7 в мире 🌍 | … Зонне – Rammstein.

famthetankman

Fam

Наконец-то! Взгляд изнутри на одну из наших больших кошек! У нас все еще впереди, так что следите за обновлениями!
#thetankmuseum #famthetankman

#militaryhistory #heritagefund #learnontiktok #ww2 # kingtiger

56,6 тыс. лайков, 1 тыс. комментариев. Видео TikTok от Fam (@famthetankman): «Наконец-то! Взгляд изнутри на одного из наших больших котов! У нас есть еще кое-что, так что следите за обновлениями! ТИГР II (H) POV TOUR Надежды и мечты – Тоби Фокс.

henzzz2609

Henzzz94

Как это выглядит внутри немецкого танка Тигр 0013 #military #tiger #tigertank

#militarytiktok

50 лайков, видео TikTok от Henzzz94 (@henzzz2609): «Как это выглядит внутри немецкого танка Тигр #ww2 #worldwar #worldwar2 #tank #military #tiger #tigertank #militarytiktok». Как это выглядит внутри немецкого танка «Тигр» | Давайте посмотрим | Это место водителя | … оригинальный звук4.

knowthatww2history

⚠️ Все изменения сделаны мной ⚠️

#ww2history #ww2photos #ww2soldier 90 013 #ww2ticktok #ww2edit #ww2germany #ww2footage #ww2originalfootage #educationalusingonly

#неполитический #fakesituation #movie #fakeguns #foreduaction #historytime #edit

267 лайков, 41 комментарий. Видео в TikTok от ⚠️ All Edits By Me ⚠️ (@knowthatww2history): “#ww2history #ww2photos #ww2soldier #ww2ticktok #ww2edit #ww2germany #ww2footage #ww2originalfootage #educationalboursonly #nonpolitic #fakesituation #movie #fakeguns #foreduaction #historytime # редактировать”. оригинальный звук – ⚠️ All Edits By Me ⚠️.

tiger_dos

Tiger_dos

Внутренности тигра 2 #fortbenning #warthunder 9#8 #8 8 мм

11,8 тыс. лайков, 194 комментария. Видео TikTok от Tiger_dos (@tiger_dos): “Внутренности тигра 2 #fortbenning #warthunder #tank #cavalry #army #tiger #история #военный #kingtiger #88mm”. оригинал сонидо – Хосе Мигель.

jack.the.mechanic

jack.mechanic

#tanktok #танк #fyp #worldwar2 #история #тигр #механик

3K лайков, 20 комментариев.

Видео в TikTok от Механика Джека (@jack.the.mechanic): “#tanktok #tank #fyp #worldwar2 #history #tiger #mechanic”. ЗАПЯТАЯ $ – Кертис Роуч.

wakefull728

Axl_556

Танк Тигр #tanks #ww2 #history

4.1K Likes, 21 Комментарии. Видео в TikTok от Axl_556 (@wakefull728): “The Tiger Tank #tanks #ww2 #история”. оригинальный звук – Axl_556.

adameditz_07

AdamEditz☪️

Танк Тигр💀🇩🇪 #ww2history #fyp #warishell

#a #germany #ww2 #history #tigertank #panzer #unitedstates

175 лайков, видео в TikTok от AdamEditz☪️ (@adameditz_07): “Tiger tank💀🇩🇪#ww2history #fyp #warishell #american #germany #ww2 #history #tigertank #panzer#unitedstates”. оригинальный звук – AdamEditz☭ – AdamEditz☪️.

    Все зубы и ни одного укуса? Насколько опасным был немецкий тигр? | История

    Командиры!

    VII Тигр I был одним из самых свирепых и страшных танков Второй мировой войны. Его

    смертоносная 88-мм пушка, кажущаяся непробиваемой 120-мм броня в сочетании с рассказами о привидениях, которые он несет, путешествовал от солдата к солдату и оказался душераздирающей комбинацией. Он производил впечатление внушительной фигуры на поле боя, и поначалу танки союзников уступали ему по вооружению и званию.

    Но был ли Тигр настоящим великаном или всего лишь плодом нацистской пропаганды? С онлайн-трансляцией Tiger Day Online 23 апреля мы решили перевернуть страницы истории и изучить, как экипажи союзников смогли вывести из строя этого устрашающего немецкого охотника. Нырнуть в!

    Тигр I: грозный враг

    Экипаж немецкого танка Тигр I готовится к бою.

    Экипаж немецкого танка “Тигр I” направляется в бой.

    Изображение слева: Экипаж немецкого танка «Тигр I» готовится к бою. Изображение справа: Tiger I в движении.

    Сентябрь 1942 г. Первые «Тигры» выкатываются навстречу Красной Армии на Восточном фронте под Ленинградом. Менее чем через три месяца они выступают против союзников в тунисской пустыне. За это время Тигр быстро завоевал устрашающую репутацию. Его толстая броня поразила экипажи, которые в отчаянии видели, как их снаряды отскакивают от корпуса и башни «Тигра». В одном из первых столкновений в Тунисе восемь пуль, выпущенных из 75-мм артиллерийского орудия, отскочили от борта танка с расстояния всего 45 метров.

    В отличие от этого, большинство танков союзников были уязвимы для Тигра на расстоянии 2000 м, но большинству приходилось приближаться на несколько сотен метров, чтобы иметь хоть какой-то шанс вывести Тигр из строя. Даже с быстрой модернизацией 75-мм пушки до скорострельной 76-мм пушки оригинальный «Шерман» был способен победить «Тигр» только с близкого расстояния или с фланга. В первые пару лет боевых действий механические неисправности оказались для «Тигров» более опасными, чем боевые действия.

    Экипаж немецкого танка “Тигр I” готовится к бою.

    Тигр I в движении.

    Изображение слева: Экипаж немецкого танка «Тигр I» готовится к бою. Изображение справа: Tiger I в движении.

    1347 танков «Тигр I» покинули завод с августа 1942 года до конца войны. Хотя производство значительно отставало от 40 000 американских M4 Shermans и 50 000 советских Т-34, находящихся в обращении, Tiger I заявил о феноменальных 9 850 уничтожениях при потере всего 1 715 машин (включая восстановленные и возвращенные в строй танки). Экипажи Шермана, напротив, потеряли 580 процентов.

    «Важнейшими достоинствами Тигра I были 88-мм пушка, оптика и броня. Он мог противостоять Т-34 и уничтожать вражеские танки с дистанции, о которой мы раньше не могли и мечтать. Мы никогда не стреляли на 2000 или 3000 метров. Это была пустая трата боеприпасов! Я всегда стрелял по всем танкам противника на дистанции 700–800 метров, чтобы гарантировать уничтожение всех подбитых танков с одного выстрела… и потому что на 700–800 метрах нельзя было промахнуться!»

    — Отто Кариус, немецкий командир танка 9.0005

    Фактор страха: оправданная или усиленная пропаганда?

    Неумолимая пропагандистская машина Геббельса сыграла важную роль в прославлении Тигра. Отъявленные танковые асы, такие как Михаэль Виттманн, оказались в центре внимания и были щедро награждены за свои боевые успехи. В полном противопоставлении союзные и американские солдаты изображались как парализованные комбатанты, которым нечего было противопоставить броне и огневой мощи Тигра I.

    Тигр I, погруженный в спецвагон на заводе Henschel, 1942. Фото: Bundesarchiv, Bild 146-1972-064-61 / CC)

    Тигр I в Италии.

    Изображение слева: Tiger I, загруженный в специальный вагон на заводе Henschel, 1942 год. Изображение справа: Tiger I в Италии.

    Естественно, это не совсем так, и не стоит верить всему, что вам говорят. Многие Тигры столкнулись с ограничивающими техническими проблемами. Союзники захватили несколько из них и на протяжении всей войны проводили обширные испытания характеристик и проникновения. Они определили слабые места Tiger I — информация была распространена среди конструкторов, инженеров и танкистов, которые приступили к разработке новых модификаций танков и тактики.

    “Нам нечего бояться танков “Тигр” и “Пантера”. Нам не составило труда справиться с немецкой бронетехникой.”

    — Бернард Монтгомери, британский фельдмаршал, в ответ на «тигровый террор» в Нормандии.

    Реагирование союзников: Борьба с угрозой тигра

    Сгоревшие тигры возле Кори, Италия.

    Американский солдат осматривает пробитие снаряда Tiger I.

    Изображение слева: Сгоревшие тигры возле Кори, Италия. Изображение справа: американский солдат осматривает пробитие снаряда Tiger I.

    Свежая тактика требовала стальных нервов, в то время как другие требовали твердой руки и высочайшей точности. Конечно, нужно было учитывать множество соображений — рельеф местности, погодные условия, характер обороны или нападения и т. д. — но вот некоторые из ключевых принципов и действий союзников по преодолению угрозы Тигра:

    Исчезновение -Gun and Out-Perform
    Вскоре «Тигру» пришлось столкнуться с мощными ИС-2 и ИСУ-152, вооруженными мощными 122-мм и 152-мм орудиями соответственно. Они были очень эффективны при уничтожении вражеских тигров. В Советском Союзе также была разработана 85-мм противотанковая пушка, которую устанавливали на серийно выпускаемые Т-34, в результате чего получился Т-34-85. Позже появились СУ-85, которые могли эффективно поражать Тигры с большего расстояния.

    17-фунтовая пушка, установленная на Sherman Firefly и некоторых истребителях танков M10, была британским ответом на проблему Tiger и могла эффективно пробить их броню. Было произведено более 2000 единиц, а 90-мм орудия американского истребителя танков M36 — позже M26 Pershing — также продемонстрировали способную контругрозу.

    Интерактивное изображение. Скользите между двумя изображениями, чтобы сравнить значения бронепробиваемости 75-мм орудия и 17-фунтовой пушки, причем последняя значительно эффективнее проникает в танк «Тигр».

    Подойти ближе и лично
    Либо зайди с фланга и вступи в бой сбоку и сзади, либо позволь Тигру приблизиться к тебе. Сохраняйте самообладание и подождите, пока они не окажутся в пределах досягаемости. Такой совет давали танкистам. Выманить Тигра из укрытия, заставить его обнажить боковую и заднюю броню, а затем вывести его из строя с расстояния около 450 м, казалось, было правильным решением. Им просто нужно было засчитать свой первый выстрел!

    Целевые крошечные слабые места
    Тигр был усыпан небольшими уязвимыми местами. Например, командирская башенка была выставлена ​​в виде высокого и хлипкого люка и просто приварена к башне. В результате было легко прицелиться и обездвижить командира. Экипажам предлагалось целиться в орудие, пулемётный порт, гусеницы, командирскую башенку и топливные баки. Этот пример советской директивы был основан на ранних столкновениях с «Тиграми» на Восточном фронте и был быстро передан союзникам, чтобы помочь нейтрализовать угрозу.

    Экипаж немецкого танка осматривает непробитие танка Tiger I. Фото: Bundesarchiv, Bild 101I-022-2935-24 / CC.

    Проникновение снаряда внутрь Tiger I.

    Изображение слева: Экипаж немецкого танка осматривает непроникающее попадание в Tiger I. Изображение справа: Пробитие снаряда внутрь Tiger I.

    Охота стаями скоординированные усилия оказались весьма успешными. Ослепление своей команды и наведение на них под разными углами означало, что они изо всех сил пытались определить основную угрозу, выбрать несколько целей, прицелиться и эффективно вести ответный огонь.

    Американские танковые части также полагались на непосредственную поддержку с воздуха, артиллерии и истребителей танков. Взводам по пять танков было приказано разделиться на две группы: одна для привлечения немецкого огня, другая для маневра во фланг и поражения танков сбоку или сзади.

    “Даже массированные стрельбы из всех орудий могут снизить боевую мощь “Тигра”, так как даже при непробитии прочной брони происходит повреждение чувствительных частей – гусениц и ходовой части, вооружения, погона башни, оптики.”

    – Немецкое высшее командование, учебная дивизия, примечание

    .

    Тигр 131: Самый известный Тигр

    Король Георг VI осматривает захваченный немецкий Тигр I (позже Тигр 131) с британской армией в Тунисе, июнь 1943 г.

    Захваченный немецкий танк Тигр I — позже Тигр 131— 6 мая 1943 г.

    Изображение слева: Король Георг VI осматривает захваченный немецкий Tiger I с британской армией в Тунисе, июнь 1943 г.
    Изображение справа: Захваченный танк 6 мая 1943.

    Каждый настоящий танкист слышал о культовом VI Тигр 131 — легенда, захваченная во время немецкого наступления в Северной Африке, которая в конечном итоге попала в Танковый музей в Бовингтоне .