Тигр танк в разрезе: Танк “Тигр” – Описание

Танк “Тигр” – Описание

Танк “Тигр” – Описание
Содержание
Танк “Тигр”
Описание
Танк Тигр в бою

Описание тяжелого танка “Тигр”

Компоновка танка Pz.Kpfw.VI “Тигр” представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего.

В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка – гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня – катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса – под углом 77°, нижний – под углом 27°. Бортовые листы – вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Компоновка танка “Тигр”.
Нажмите, чтобы увеличить.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние – для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

Panzerkampfwagen VI “Tiger I”

В СССР танк “Тигр” обозначали, как T-VI (T-6).

Башня подковообразной формы – сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами. После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455-мм, а высота – 2885-мм.

Танк “Tiger I”

Первые работы по созданию танка “Тигр” начались еще до начала Второй мировой войны – в 1937 году.

Вооружение.
Основное вооружение “Тигра” – пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88-мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров – 4928-мм; вместе с дульным тормозом – 5316-мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка – в пределах от – 6,5° до +17°. Предельная длина отката – 580-мм. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов – из 5100 патронов.

Тип снаряда PzGp
(бронебойный)
РzGr 40
(подкалиберный)
HiGr
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 810 930 600
Бронепробиваемость, мм при угле встречи 0° на дистанции, м:
500 111 156 90
1000
100
140 90
1500 92 125 90
2000 84 110 90

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG-34.

Справочно: Номенклатура орудий

Во время Второй мировой войны немцы пользовались для обозначении калибра стрелкового оружия – пистолетов, винтовок и пулеметов – миллиметровой шкалой: например, 9-мм или 7,92-мм. К оружию более крупного калибра – пушки и минометы – применялась сантиметровая система обозначения – 7,5 см или, например, 8,8 см, тогда как в других странах – американская 75-мм М3 или русские 76,2-мм пушки – использовались миллиметры. Однако у британцев в том, что касается танковых и противотанковых орудий (как и некоторых артиллерийских стволов), за основу бралась масса отправляемого к цели снаряда в фунтах.

Так, были, скажем, 2-, 6-и и 17-фунтовки, вместе с тем позднее возникла тенденция к маркировка по диаметру канала ствола в дюймах или же в миллиметрах.

Термин “калибр” относится к стволу обычно (но не всегда и не везде) за минусом нарезки. Так, мы обозначаем средний пулемет калибра 7,92-мм МG-34 или пистолет Браунинга GР35 с 9-мм калибром “парабеллум”. (Боеприпасы для стрелкового оружия обычно определяются не только калибром, но и длиной патрона – например, 7,92-мм х 57; или за счет дополнительного обозначения путем применения имени собственного, как те же “парабеллум” или АСР; существует много вариаций в рамках одного и того же калибра).

В том, что касается стрелкового оружия, термин “калибр” однозначен и не имеет другого значения. В области же артиллерии – включая танковые и даже морские орудия – калибр служит еще и для измерения длины ствола пушки или гаубицы. (Американцы измеряют длину от тыльной части зарядной каморы до выхода из дула; немцы – от тыльной части затвора и до края ствола. В случае применения дульного тормоза таковой не учитывается в длине и в том, и в другом варианте.) Таким образом, пушка в 56 калибров (часто обозначаемая просто L/56) имеет ствол в 56 раз длиннее номинального значения его ширины. Применительно к 8,8-см пушке КwК 36L/56 это означает, что общая длина ствола (включая затвор) равна: 56 х 8,8-см, или 4,93 м.

Боеприпасы винтовочного и пулеметного калибра существовали и существуют во многих видах, включая зажигательные и разрывные, хотя наиболее привычны пули в оболочке с твердым наконечником (JНР), в оболочке с мягким наконечником трассирующие и бронебойные (АР). Боеприпасы для противотанковых пушек и для собственно главного вооружения боевых бронированных машин представлены более широким ассортиментом. 8,8-см орудия “Тигров” стреляли боеприпасами следующих типов: бронебойными (АР), фугасными (НЕ) и кумулятивно-противотанковыми (НЕАТ). Самым распространенным из вариантов АР выступал Pzgr.39, представлявший собой 10,2-кг бронебойный снаряд с защитным и баллистическим колпачками и с взрывчатым веществом внутри, покидавший ствол КwK36 со скоростью 773 м/с.

Выстрелы и снаряды АР обычно составляли до 50 процентов боеукладки “Тигра”, остальная часть приходилась на фугасы, применявшиеся против небронированной техники и скоплений живой силы. Кумулятивный снаряд Gr.39HL, менее эффективный на малых расстояниях, но сохранявший высокие характеристики бронепробиваемости на больших дистанциях в виду его независимости от кинетической энергии, иногда вытеснял из боезапаса некоторый процент фугасов, хотя огонь им отличался меньшей меткостью, Pzgr.39 АРСВС обладал способностью пробить 120-мм броневой лист при угле встречи в 30 градусов на расстоянии 1000 м.

Вероятность поражения цели 88-мм пушкой KwK 36

Дистанция, м
PzGr 39
PzGr 40 HiGr
500 100 100 100
1000 100 99 94
1500 98 89 72
2000 87 71 52
2500 71 55  
3000 53    

Танки “Тигр” первоначально оснащались бинокулярным телескопическим-ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.

Боеукладка.
“Тигр” обеспечивал возможность для хранения в нем 92 артиллерийских выстрелов калибра 88-мм, уложенных в 10 ящиках-держателях, или “чемоданах”, в каждом из которых, в зависимости от места нахождения, помещалось 16, 6 или 4 выстрела. Во всех держателях выстрелы лежали горизонтально по оси. Готовый боезапас – 64 выстрела – хранился в четырех держателях по бортам корпуса; еще 16 находились в четырех ящиках на полу корпуса, куда также имелся доступ у заряжающего, но значительно более затрудненный, чем в случае с боеприпасами на бортах корпуса. И наконец, 12 выстрелов, которые преимущественно использовались для пополнения опустевших “чемоданов”, лежали – шесть за местом механика-водителя и шесть под поворотной платформой башни. Последние оставались вне досягаемости, когда танк действовал в бою, но те шесть выстрелов, что хранились около сиденья механика-водителя, были доступны в случае, если пушка смотрела строго прямо вперед. При полных “чемоданах” боеприпасов в распоряжении заряжающего находилось не более 20 выстрелов, независимо от положения башни по отношению к корпусу. Само по себе заряжение представляло довольно нехитрое занятие, однако оно становилось все более трудным по мере того, как таяли боеприпасы, и заряжающему приходилось тянуться все дальше за новыми выстрелами; процесс еще осложнялся конструкцией лотков, в которых лежали выстрелы. Необходимо помнить, что целиком Рzgr.39 весил несколько больше 16 кг. В среднем на заряжание пушки уходило 6,4 секунды.

Боеукладка танка Тигр

Боекомплект пушки танка Тигр – 92-94 (~120 с 1945 года).

В полевых условиях “Тигры” снабжались также двумя, а иногда и четырьмя дополнительными ящиками, каждый из которых содержал семь выстрелов, что увеличивало емкость боеукладки до 106 или 120 выстрелов. Точно не установлено, производилась ли эта модернизация на батальонном уровне по собственной инициативе экипажей или же на то поступали какие-то распоряжения из Германии. Предпочтительным считалось распределение 50 X 50 – половина бронебойных выстрелов и половина фугасов. Рzgr.40 с вольфрамовым сердечником выдавались очень ограниченно из расчета от четырех до шести единиц на танк, и когда это делалось, подразумевалось резервирование их для особо трудных целей.

Двигатель и трансмиссия.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL210P30 или Maybach HL230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров – 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125-мм и 130-мм. Ход поршня 145-мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка “Пантера”. Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую “туннельную” конструкцию.

Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе – 270 л, по бездорожью – 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов – четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения – жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.

Немецкий танк “Тигр”

С августа 1943 года внешние вертикальные поверхности корпуса и башни “Тигров” покрывали керамическим составом циммерит, затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От покрытия Zimmerit отказались только на “Тиграх” самого позднего выпуска.

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене – безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен – струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный – 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи – двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

Танк Германии “Тигр”

Подвеска “Тигра” – индивидуальная торсионная, “шахматное” расположение катков в четыре ряда, восемь на борт.

Ходовая часть
танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95-мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих – внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп – активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Подвеска – индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725-мм, шаг трака 130-мм.

Электрооборудование.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD6/24 мощностью 4,4 кВт,система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации,аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

Средства связи.
Все танки “Тигр” оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Специальное оборудование.
Система пожаротушения – автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Специально для танков “Тигр” была создана новая тактическая единица – тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung – sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Танки Pz. Kpfw. VI “Тигр” поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии. По состоянию на 1 марта 1945 года фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка Pz. Kpfw. VI Ausf. E (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 – учебные.

Танк “Тигр” в наши дни

Высокая степень броневой защиты танка “Тигр-I” обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою.


<< Назад – Вперед >>


Вперед >

Танк «Тигр»: характеристики, стоимость, история

За годы, прошедшие после Второй мировой, многие мифы испортили историю различными, часто невероятными утверждениями об эффективности определённых видов оружия. И ни одна страна не имеет более запутанного военного послужного списка, чем Германия, чьё вооружение и армия привлекли легионы преданных фанатов. Немецкое оружие — от линкора «Бисмарк» до ракеты Фау-2 — имеет почти мифическое влияние на историю, как немногие другие. Насколько эффективным был, например, известнейший танк «Тигр» и как можно оценить действия на поле боя?

Wikipedia

«Тигр» был очень дорогим, как с точки зрения денег, так и с точки зрения ресурсов.

Классификация: Тяжелый танк.
Боевая масса: 57 (Ausf H-E).
Компоновочная схема: Классическая.
Экипаж: 5 человек.
Длина корпуса: 6 316 мм.
Длина с пушкой: 8 430 мм.
Ширина: 3 705 мм.
Высота: 3 000 мм.
Тип брони: Хромомолибденовая, катаная гомогенная.
Калибр и марка пушки: 8,8 cm KwK 36.
Тип пушки: Нарезная.
Боекомплект пушки: 92 снаряда.
Дальность стрельбы:

  • 4 км из пушки;
  • 1,2 км из спаренного пулемёта по бинокулярным телескопическим прицелам TZF 9а;
  • 5 км из пушки по TZF 9b.


Тип двигателя: первые 250 единиц «Майбах» HL 210 P30. На остальных же — «Майбах» HL 230 P45 V-образный, 12-цилиндровый.
Мощность двигателя: 650 л. с.
Скорость по шоссе: 45,4 км/ч (с ограничителем оборотов в 2 600 — 38).
Запас хода по шоссе: 100 км.

Танк Panzerkampfwagen VI Tiger был немецким тяжёлым танком, который служил на Восточном фронте, Западном фронте и в Северной Африке во время Второй мировой. Окончательная версия танка весила 54 тонны, вмещала экипаж из пяти человек и была оснащена мобильной версией знаменитой 88-миллиметровой противотанковой пушки. Впервые вставший на вооружение в 1942 году, «Тигр» предназначался для прорыва на поле боя, уничтожения вражеских танков на большом расстоянии и отражения попаданий меньших противотанковых орудий союзников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тигр» — один из самых почитаемых танков того времени, если не всей танковой истории. И, на самом деле, он был эффективным танком, хотя, возможно, и не таким великим, как его изображает история. В отличие от других танков, «Тигры» в основном входили в состав отдельных батальонов тяжёлых танков по 45 штук в каждом, которые высшее командование выделяло для помощи в особо трудных боях.

Напомним, что в 2020 году армия России получила готовый Т-90М «Прорыв» — улучшенный по всем показателям и глубоко модернизированный основной боевой танк. В нашей статье мы рассказываем об этой машине.

Вердикт? Если сравнить танки «Тигр» с количеством танков противника, заявленных как уничтоженных танками «Тигр», то получается, что «немцы» соотношение выглядит так: 11,52 танка на каждый свой собственный, уничтоженный в бою. Однако «Тигры» понесли большое количество небоевых потерь, поскольку хаос военного времени и механическая привередливость этого танка сокращали количество развёртываемых боевых машин. Если считать небоевые потери, такие как разбитая и брошенная техника, то это число резко падает до 5,25 уничтоженных вражеских танков на каждый потерянный «Тигр».

Другой способ измерить эффективность состоит в том, чтобы изучить, насколько серьёзной угрозой союзники считали батальоны «Тигров». Союзники относились к немецким боевым машинам очень серьёзно, уделяя значительное время отслеживанию их перемещений. «Тигр» мог пробить броню любого союзного танка на поле боя, поэтому американские и британские войска часто пытались объединить авиационную и артиллерийскую поддержку вместе с наземными войсками, чтобы увеличить шансы в свою пользу.

В одном из материалов мы рассказывали о танке Т-90, где ответили на вопрос: способна ли эта тяжеловесная машина передвигаться по морскому дну?

Но была у «Тигра» и одна небольшая проблемка: он был очень дорогим, как с точки зрения финансовых затрат, так и с точки зрения ресурсов. Поскольку военные действия затянулись, а у Германии становилось всё меньше и того, и другого, немцы решили по максимуму использовать военное производство. Они могли построить гораздо больше танков и более дешёвых истребителей танков по цене одного «Тигра». На одну эту машину тратилось столько стали, что из нее можно было построить 21 105-миллиметровую гаубицу.

Был ли хорош танк «Тигр»? Да. Но какой ценой?

Tank Archives: Tiger, Tiger, Burning Bright

Британцы впервые столкнулись с танком Tiger на поле боя в конце 1942 года в Тунисе. Применение «Тигров» в начале 1943 г. привело к ряду потерь. Немцы довольно усердно уничтожали танки, которые невозможно было восстановить, но вскоре для изучения был найден неповрежденный образец. Эту и многие другие машины тщательно изучили британские специалисты, чтобы составить полное представление о первом немецком тяжелом танке.

Человек внутри

Как и в случае с «Пантерой», захваченный танк «Тигр» использовался для испытаний комфорта экипажа. Предварительная информация о комфорте экипажа, полученная в ходе краткой проверки в Тунисе, подтвердилась.

Сначала было протестировано рабочее место командира. Массивная казенная часть орудия делала его рабочее место довольно тесным. Справа противооткатный упор сковывал его движения в любом положении, слева его пространство ограничивалось либо механизмом поворота башни (в нижнем и стоячем положениях), либо стенкой башни (в верхнем положении). У его сиденья не было спинки, и удары во время движения отбрасывали его на стойку жесткого противогаза. Командир имел вспомогательный маховик поворота башни, но он был расположен неудачно, и для его использования приходилось выкручивать запястье. Его запястье также терлось о замок хода башни, когда маховик вращался. Британские специалисты охарактеризовали положение командира как «тесное и неудобное».

Тигр 131 в начале испытаний комфорта экипажа. Установлены узкие транспортные пути. Британцы захватили полный комплект как транспортных, так и боевых гусениц.

Командирская башенка отсутствовала и заслуживает отдельной критики. По словам британских испытателей, оказалось, что конструкторы не считали важным зрение вблизи. Командирская башенка располагалась не по центру, в отличие от танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, что давало плохой обзор справа и справа сзади. Оглядываться назад было особенно сложно, так как командиру было тяжело развернуться в своем тесном рабочем пространстве. Блоки обзора теоретически давали командиру полный обзор на 360 градусов, но было невозможно увидеть весь диапазон одного блока одновременно. Узкие фиксированные апертуры означали, что командир должен был перемещать голову по отношению к блоку обзора, чтобы получить полное поле зрения. Также требовалось движение головы, чтобы увидеть весь вертикальный диапазон.

Пост командира. Маховик позволял командиру самостоятельно поворачивать башню. На практике это было очень сложно использовать.

Пост наводчика тоже был тесным. Ему пришлось подтянуть колени, чтобы сесть. Пользоваться прицельными маховиками или прицелом было невозможно без наклона вперед, что делало его положение еще менее удобным. Испытателям зрелище не понравилось. Его резиновая прокладка была слишком жесткой, чтобы защитить лоб стрелка, а такое расположение затрудняло использование в наушниках.

Обзорная схема командирской башенки с слепыми зонами. Командир с большим трудом видел направо и сзади себя.

Рукоятка вертикального маховика была слишком мала для правильного захвата. Поворотный маховик был не намного лучше. Если наводчик поворачивал его правой рукой, то он рисковал порезаться о клинометр, если он использовал левую руку, то запястье натирало кольцо башни. В любом случае, ему пришлось бы много раз поворачивать его, так как требовалось два полных оборота, чтобы повернуть башню всего на один градус. Британцы описали этот процесс как «медленный и утомительный». Командир мог повернуть свой маховик на помощь, но тогда маховик наводчика начинал крутиться с такой скоростью, что удержаться было невозможно. Когда маховик выскользнул из рук наводчика, он снял предохранитель, который заблокировал и его маховик, и маховик командира.

Другие члены экипажа могли компенсировать недостатки обзора командира, но, за исключением водителя, их приборы наблюдения были труднодоступны.

Механическая траверса активировалась педалями, но пользоваться ею было непросто. Педали были расположены неудачно, и наводчик быстро уставал при их использовании. Они часто заклинивали, и башня продолжала вращаться даже после того, как наводчик отпускал педаль. Также было легко случайно нажать на педаль, например, при стрельбе из спаренного пулемета (который также приводился в действие педалью). Быстро и точно повернуть башню с помощью педального управления было невозможно. Британские испытатели сочли положение наводчика наименее удобным из всех членов экипажа «Тигра».

Возможности обзора наводчика также были ограничены. Помимо прицела, он также мог смотреть налево через смотровое окно сбоку башни. Подобно блокам обзора командира, требовалось значительное движение головы, чтобы получить полный обзор.

Пост наводчика с прицелом T.Z.F.9(b). Это положение было наименее удобным в танке.

Положение грузчика показалось более удобным. Его сиденье было хорошим и могло складываться под ружьем, чтобы он мог работать стоя. Однако перезарядить основное орудие было сложно. Пулемет также было трудно заряжать, так как он располагался слишком близко к основному орудию. Из-за отсутствия освещения заряжающий не мог видеть боеприпасы в стеллажах, если был пасмурный день. Также было легко поранить пальцы о боеукладки. Каждый британский тестер был несколько раз «укушен» при загрузке.

Со стороны заряжающего башни, передняя часть. Заряжающий не мог в полной мере использовать обзорный блок из-за вещевого ящика перед ним.

Уравновешивающие пружины люка заряжающего съедали пространство в и без того низком боевом отделении, поэтому заряжающему приходилось пригибаться во время работы. Ему также приходилось обнажать все свое тело, если он хотел закрыть люк. Англичане пытались использовать эвакуационный люк в борту башни для выброса гильз, но он для этой цели не годился. Он был слишком тяжел для того, чтобы один человек мог закрыть его изнутри башни, а оставление ее открытым мешало повороту башни.

Хранение боеприпасов в кофрах. Боеприпас был плохо сбалансирован, что затрудняло обращение с ним.

На зарядку орудия из готовых стеллажей уходило 7-8 секунд. По мере расходования боезапаса на извлечение снаряда могло уйти до 24 секунд, так как доступ заряжающего к другим стеллажам был заблокирован различными предметами, в том числе и его собственным сиденьем. Извлечение стреляной гильзы после выстрела занимало 2,4 секунды. Британцы посчитали процесс заряжания орудия «чрезмерно долгим».

У заряжающего, как и у наводчика, сбоку башни был блок обзора, но расположение укладки рядом с ним не позволяло ему использовать полный обзор, так как он не мог расположить голову под нужным углом. Положение заряжающего было описано как «неудобно слепое».

Сторона заряжающего башни, задняя часть, видна эвакуационный люк. Этот люк был непригоден для сброса стреляных гильз.

По сравнению с экипажем башни экипаж корпуса работал относительно комфортно. Британцы жаловались, что водителю не хватало места для ног и что его сиденье нельзя было зафиксировать в походном положении, чтобы во время вождения можно было смотреть в люк. Несмотря на это, водитель был единственным, кто имел «хорошее и адекватное зрение» благодаря своему смотровому окну в передней части корпуса.

Место водителя. По словам британских испытателей, это был единственный член экипажа с адекватным зрением.

У радиста/пулемётчика было больше места для ног, чем у стрелка, хотя его сиденье было менее удобным. Однако его пулемет был очень сложен в обращении (автор доклада даже подчеркнул слово «очень»). Он был плохо сбалансирован, и даже балансировочная пружина не сильно помогала. Британцы также задались вопросом, почему перископ радиста был расположен под углом, а не прямо.

И у механика-водителя, и у радиста в постах были фиксированные перископы, но из-за того, что призмы вышли из строя, их дальность обзора не могла быть нанесена на карту.

Тигр в действии

Орудие было, пожалуй, одной из самых интересных особенностей танка, поэтому его очень тщательно тестировали. Разборка затворного механизма считалась очень простой. Все движущиеся части можно было снять без использования инструментов.

Внутренности боевого отделения Тигра.

Артиллерийские испытания показали, что точность орудия отличная. На 1200 ярдах (1097 м) группа из пяти выстрелов попала в прямоугольник размером 16 на 18 дюймов (41 на 46 см). Танк также поразил движущуюся цель с 1500 ярдов (1371 м). Цель на расстоянии 1800 ярдов (1645 м) была поражена четвертым выстрелом с использованием клинометра. Хотя наводчик не мог видеть цель из-за дыма, командир мог навести его на нее. Командир также мог использовать свой вспомогательный поворотный маховик для наведения танка на цели, которые наводчик не мог видеть через прицел, по крайней мере, теоретически. Это была полезная функция, поскольку при выстреле из орудия образовывалось большое облако дыма, и наводчик не мог наблюдать за ударами на дальности менее 1600 ярдов (1463 м) из-за того, что дыму требовалось много времени, чтобы рассеяться. Командир мог наблюдать за вершиной облака дыма с помощью бинокулярного перископа. Испытатели отметили, что этот метод аналогичен тому, который использовался в британских танках, за исключением того, что немецкие бинокли имели худшее светопропускание, чем британские. Еще одним недостатком ружья была большая вспышка и флешбэк, возникавшие при стрельбе. Нормальная скорострельность замерялась на уровне 5-8 выстрелов в минуту, при максимально достигнутой скорострельности 4 выстрела за 39 выстрелов. секунд (отсчет времени начался с одного уже загруженного патрона). Боеприпасы описывались как несбалансированные, тяжелые снаряды, что усложняло обращение с ними и снижало скорострельность. При выключенном двигателе и работающем вентиляторе концентрация угарного газа в боевом отделении была опасно высокой.

Длина отдачи составила 520 мм при стрельбе ОФ и 530 мм при стрельбе БТР в среднем, до 580 мм. Механизмы отдачи работали хорошо, испытатели отмечали плавность отдачи и возврата орудия. Легкий электрический спусковой крючок также получил высокую оценку.

Устойчивость танка при стрельбе хорошая, за исключением подъема орудия после стрельбы на первые 2-3 выстрела после смены позиции танка. По словам испытателей, это, вероятно, было вызвано оседанием подвески.

Танк «Тигр» был популярным аттракционом для VIP-гостей. Уайтхолл, Лондон, 1944 г.

Подвижность танка также подвергалась испытанию. Испытания на подвижность в мягком грунте были проведены 19 декабря.44. Проехав всего 30 ярдов по взбитым суглинкам, песку и глине, пропитанной талыми морозами, танк нырнул носом вниз и застрял. Тигр не мог двигаться ни назад, ни вперед своим ходом, и его пришлось вытаскивать. Это были худшие характеристики среди всех автомобилей, участвовавших в испытаниях, даже хуже, чем у стандартного Sherman без удлиненных концевых соединителей. Во второй серии испытаний Тигр показал себя немного лучше. В испытаниях на склонах танк начал буксовать на сырой глине под углом всего 13 градусов, снова показав худшие характеристики из всех протестированных машин. В результате этих испытаний подвижность «Тигра» в грязи была оценена только как «9».0183 очень плохой ». В этом нет ничего удивительного, поскольку, согласно послевоенным проверкам немецких документов, у Henschel не было официальной программы подвижности на мягком грунте, и она советовала пользователям своих танков просто избегать грязи.

Чертеж танка Тигр в разрезе.

Дальнейшие испытания показали, что и в сухих условиях Tiger не отличился. Воздушный фильтр, испытанный отдельно от самого бака, показал себя на «9».0183 значительно ниже требований этого Департамента [конструкции резервуаров] ” как по эффективности обеспыливания, так и по пылеёмкости. Плохая фильтрация была лишь частью проблемы. Судя по захваченным немецким документам, проблемы с воздухоочистителями им были знакомы, так как у них были серьезные проблемы с обеспечением герметичности соединения воздуховыпускного отверстия воздухоочистителя и двигателя.

Максимальная скорость в обычных условиях составила 18 миль/ч (29 км/ч).

Толстая шкура тигра

Поскольку у британцев был только один неповрежденный танк Tiger, они не стремились проводить испытания на пробитие, тем более что уже были доступны данные об испытаниях, проведенных в Северной Африке. Разработка нового противотанкового оружия потребовала еще одной серии испытаний, и поэтому в марте 1945 года танк «Тигр», захваченный в Нормандии, был подбит в Шуберинессе. Этот танк находился не в идеальном состоянии: на нем отсутствовали прибор обзора механика-водителя, смотровые приборы башни и перископы командирской башенки, заглушка пистолетного порта и один опорный каток. Тем не менее его броня была цела и готова к испытаниям.

Танк Тигр выбран для испытаний на пробивание.

Попытки заклинить шаровую установку пулемета огнем из винтовки .303 оказались безрезультатными. Пробил лишь небольшой всплеск, и пулемет остался работоспособным, хотя бронебойные пули успешно заклинили шаровую установку. В первый раз его расшатывали вручную, но во второй раз пулемет был эффективно выведен из строя. Козырек водителя оказался более легкой мишенью. Брызги от обычных пуль пробивали закрытый визор, его могли заклинить и бронебойные пули.

Толщина брони танка Тигр.

Пули не могли повредить или заклинить погон башни. Люк командирской башенки также оказался устойчивым к винтовочным пулям, хотя пули успешно пробивали резиновую облицовку на люке механика-водителя, щель между маской орудия и башней и щели вокруг эвакуационного люка башни. Все эти попадания могли ранить экипаж внутри танка. При стрельбе под углом 30 градусов ружейный огонь также мог попасть в радиатор через моторный отсек. Осколки 25-фунтового снаряда повредили радиатор до такой степени, что потеря воды привела бы к перегреву танка в течение пяти минут. Второй выстрел дал те же результаты.

 Место разрывов 25-фунтовых снарядов, пробивших радиатор.

20-мм бронебойные снаряды, имитирующие штурмовик, также нанесли смертельные повреждения радиатору и разрушили вентилятор системы охлаждения. Один снаряд пробил топливный бак, хотя газ не воспламенился. Снаряды AP-I могли поджечь танк, хотя зажигательные снаряды, выпущенные в этом испытании, не попали в топливный бак. Эти типы снарядов также пробили моторный отсек и разрушили радиатор.

Стрельба по передней части корпуса из 6-фунтового APDS показала, что можно ожидать пробития примерно с 1000 ярдов (914 м). Запасные гусеницы эффективно работали как разнесенная броня, и APDS мог пробить корпус позади них только в упор. Тот же эффект наблюдался и с броней башни: борт башни можно было пробить под углом 40 градусов с дальности 1200 метров, но при стрельбе через гусеницу «Пантеры» пробить можно было только с близкого расстояния. Попадание в пределах 2,5 дюйма (63,5 мм) от смотровой щели разрушило сварочный шов. Это вывело бы из строя прибор наблюдения, если бы он присутствовал. Стрельба по маске орудия под углом 30 градусов показала, что пробития можно было ожидать на дальности 1200 ярдов (1097 метров).

Британская испытательная группа тушит пожар, возникший после попадания в танк 6-фунтового снаряда.

Выстрел из 6-фунтовой БТР, выпущенный со скоростью 2595 фт/с (что эквивалентно дальности около 300 ярдов или 274 м), пробил борт башни под углом 20 градусов и уничтожил тормоз отката орудия. Другой выстрел попал вплотную к крыше и оторвал от нее патрон. Под этим же углом снаряд со скоростью 2575 футов в секунду пробил борт корпуса. Еще один выстрел со скоростью 2534 фута в секунду пробил нижнюю часть корпуса и вызвал возгорание. Автор отчета сомневается, что такая попытка могла бы быть успешной, если бы все опорные катки были на месте.

Один выстрел попал в нижнюю часть маски орудия со скоростью 2398 футов в секунду (чуть менее 1000 ярдов или 914 м), срикошетил вниз, выбил кусок крыши размером 7,5 на 4 дюйма (190 на 100 мм), разрушил коробку передач и разбил манекен, изображающий водителя. Вполне вероятно, что другие члены экипажа также были бы убиты или ранены в результате таких повреждений.

Тяжелое повреждение боеукладки в результате выстрела в бок. Это повреждение уничтожило бы танк, если бы присутствовали боевые патроны.

Выстрел из 17-фунтового APDS пробил борт башни под углом 40 градусов с расстояния 1300 ярдов (1189 м). Эта броня также была пробита на больших дистанциях и под большим углом (50 градусов). При 41 градусе выстрел из APDS мог пробить козырек водителя на 800 ярдов (732 метра). Пробитие маски орудия, вероятно, составляло 40 градусов на дальности до 1500 ярдов (1372 м).

Бронебойный снаряд пробил бортовую броню со скоростью 2900 фт/с (в упор). В 2983 кадра в секунду броню не пробили, но сварные швы, удерживающие пластину, лопнули. Попадание в лобовую плиту гарантировало пробитие. Выстрелы со скоростью до 1923 кадров в секунду (2000 ярдов или 1828 метров) приводили к растрескиванию швов, вырыванию кусков брони и, вероятно, вывели бы из строя как танк, так и экипаж. Броня с трудом пробивалась под углом 50 градусов, но при попадании вплотную к крыше от нее оторвался кусок. Место попадания означало, что боеприпасы, хранящиеся в кофре, должны были сдетонировать. В отличие от меньшего 6-фунтового выстрела, 17-фунтовые боеприпасы беспрепятственно пробивали гусеницы и колеса, успешно разрушая ходовую часть и бортовые редукторы.

Пол кофра пробило 75-мм осколочно-фугасным снарядом. Если бы танк был наполнен настоящими боеприпасами, он бы сгорел.

75-мм снаряд М61, выпущенный из 75-мм орудия «Шермана», не пробил верхнюю бортовую броню, но пробил нижнюю часть корпуса и выбил большой кусок брони, в результате чего погибли механик-водитель и радист. Осколочно-фугасный снаряд, попавший в маску орудия, расширил существующие трещины в крыше и вызвал появление новой. Другой осколочно-фугасный снаряд, попавший под кофр, вызвал больший эффект: был выбит пол кофра и разрушены гусеницы. Если бы на борту находились какие-либо боеприпасы, они бы взорвались, и танк был бы уничтожен.

Противотанковый гранатомет PIAT мог пробить борт корпуса и башни под углом 30 градусов, но не мог пробить корпус за двумя опорными катками. Также был пробит фронт толщиной 102 мм. В результате удара погиб бы водитель и вышла из строя главная передача.

Гусеница Тигра оказалась крепким орешком. Одной мины или противотанковой гранаты будет недостаточно. Только пара мин, взорвавшихся под центром гусеницы, могла его разрушить.

Результат подрыва 15 гранат Хокинса под танком. Опорные катки №№ 5, 6 и 7 были оторваны взрывом, при этом колесо №7 сместилось на значительное расстояние.

Металлургический анализ показал, что броня оказалась мягче, чем ожидалось. Автор отчета предположил, что это было сделано для того, чтобы уменьшить количество растрескивания и выкрашивания. Как и у «Пантеры», у танка были многочисленные мелкие трещины вокруг сварных швов, которые были замазаны циммеритом. Слой циммерита имел толщину 3/16 дюйма (4,67 мм). Испытания показали, что по своим функциям оно эквивалентно британским антимагнитным покрытиям. Он легко откалывался при попадании пуль в корпус, а осколочно-фугасный снаряд мог пробить большую секцию.

Эти испытания показали, что, хотя Тигр и был впечатляющей боевой машиной, он не лишен недостатков. Тщательный осмотр выявил проблемы с боевым отделением, которые ограничивали эффективность его высокоскоростной 88-мм пушки, а испытания на пробитие показали, что броня была уязвима не только для новых противотанковых средств, но и для тех, которые уже использовались, когда Тигр впервые увидел боевой. Испытания, проведенные в конце войны в Европе, показали, что фронтовики уже знали: немецкий тяжелый танк далеко не несокрушим.

Источники:

  • Бронетанковый отдел Отчет о стрельбе по немецкому тигру Pz.Kw.VI. Отчет о военно-оперативных исследованиях № 61 Исследование № 11 Исследования движения немецких танков.
  • Tactical & Technical Trends №№ 18, 20, 24, 30, 34.
  • Отчет FVPE № F.T.1553 Сравнительные испытания различных ББМ в условиях мягкого грунта
  • Отдел военной разведки W. D.G.S. Отчет № R99-45 PZ.KPFW TIGER MODEL H – ВООРУЖЕНИЕ, ПРИБОРЫ ОБЗОРА, СТРЕЛОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ХРАНЕНИЕ
  • Канадский военный штаб, Лондон (1939–1947) RG 24 C 2;

Эта статья была первоначально опубликована на Warspot.ru 1 ) Модель (Руководство по ремонту владельца)» Дэвида Флетчера, Дэвида Уайли и Майка Хейдена и опубликовано Zenith Press. Танковый музей в Южном Дорсете в Соединенном Королевстве (Великобритания) имел уникальную возможность написать новую главу в истории танков своими собственными открытиями по восстановлению и эксплуатации Tiger 131, который является центральным элементом руководства.

«Руководство по танку Тигр» уникально, поскольку мы следим за историей Тигра 131 с апреля 1943 года в Тунисе в Северной Африке до его прибытия в Великобританию в октябре 1943 года, его ремонта и переоборудования благодаря национальной лотерее. Это короткая работа, всего 164 страницы. “Tiger Tank Manual” дает удивительную информацию и взгляд изнутри на покупку, владение и даже эксплуатацию одной из самых выдающихся инженерных подвигов и боевых машин в мире.

Использование личных воспоминаний о том, каково было управлять такой машиной в военное время, дает вам ощущение «вы были там». Воспоминания о том, каково было оказаться под 88-мм пушкой Тигра, которыми поделился лейтенант Гундгин в предисловии, действительно помогают задать тон книге.

Картинки, иллюстрации, чертежи, статика потрясающие. «Руководство по танку Тигр» дает необходимую информацию об истории и развитии танка. Вы узнаете историю Tiger 131, включая судебно-медицинскую экспертизу и анализ места преступления повреждения танка на поле боя, включая боеприпасы, использованные против танка!

Вам дан зеркальный разрез танка из Школы Танковых Технологий. Примечание: я бывший офицер Артиллерийского корпуса армии США, чья военная специальность заключалась в техническом обслуживании. Я поддержал старый танк армии США M60A2. Подробности в «Руководстве по танку Тигр» не уступают любому техническому руководству. Я не могу переоценить качество и разнообразие изображений. Они оставили меня с ощущением, что я ползал по всей машине, а также осматривал каждую деталь внутри танка. Они удивительны.

Вы получаете представление о том, почему музей реставрировал Тигр 131. Опять же, подробные фотографии и описание помогут вам в процессе. Такие детали, как выбор краски и точки зрения волонтеров, работающих над проектом, позволяют почувствовать себя частью проекта.

В «Руководстве по танку Тигр» есть глава по эксплуатации танка. Подробности процедуры запуска и разборки бака вызывают у меня желание сесть за руль и совершить тест-драйв.

Некоторым может показаться, что детали, описанные в «Майском двигателе», могут показаться излишними, но любители танков или автомобильные инженеры получат удовольствие от изучения двигателя и его вспомогательных устройств. Закрыто все, от вентиляции до коробки передач и трансмиссии, а также рулевого и приводного валов (конечная передача).

Поддерживая ежегодные танковые стрельбы в течение нескольких лет, мое любопытство достигло пика в главе, посвященной огневой мощи.