Технические характеристики зил 4331 – ЗИЛ-4331: технические характеристики

Самосвал ЗИЛ-4331 технические характеристики и устройство, двигатель и расход топлива, размеры и схема, отзывы

Современная замена для легендарного грузовика «ЗИЛ-130». Разработанные по специальному заказу модели «4331» обладают широкими возможностями, но и не без минусов, которые есть у всех. Завод имели Лихачева в данной версии представил первый дизельный грузовик, производимый Россией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Начиная с 1962 года «Завод имени Лихачева» в Москве выпускал для народного хозяйства грузовой автомобиль под маркой «ЗИЛ-130». Грузовик был крайне популярен и практичен, но уступал своим собратьям по классу из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов на заводе началась разработка более экономичной модели с дизельным мотором. А именно, в 70-е годы конструкторы завода имени Лихачева получили задание на разработку двух передовых грузовиков, имеющих различную грузоподъемность.

Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛ, но после создания конструкции документацию передали в Набережные челны. В 1986 году с конвейера начали сходить первые «ЗИЛ-4331». Именно эта модель была призвана заменить «ЗИЛ-130». Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия данной модели со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.

Назначение

Основной областью применения ЗИЛ-4331 стали региональные перевозки на небольшие расстояния. Автомобиль отличает надежность, простота обслуживания и ремонта, а также низкие эксплуатационные расходы. Его можно с уверенностью назвать «рабочей лошадкой» для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, лесозаготовительной отрасли и жилищно-коммунальных хозяйств. Машина уверенно чувствует себя на вязких грунтах и крутых подъемах. Автомобиль отлично показал себя не только в различных климатических зонах России, но и условиях субтропического и тропического климата. ЗИЛ-4331 одинаково надежен как на равнинной местности, так и высокогорных районах. В России и странах ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируется около полутора миллионов единиц ЗИЛ-4331.

Технические характеристики

ДвигательЗИЛ-645ЗИЛ-508.10ЗИЛ-508.300
Количество цилиндров888
Количество клапанов161616
Расположение цилиндровПродольно V-образно  под углом 90оПродольно V-образно под углом 90оПродольно V-образно под углом 90о
Объем8,74 литра6 литров6 литров
Мощность185 л. с.150 л. с.135 л. с.
Максимальная скорость оборотов2 800 об./мин.2 800 об./мин.2 000 об./мин.
Максимальный крутящий момент510 Ньютон метров402 Ньютон метров377 Ньютон метров
Габариты
Длина6 370 мм
Ширина2 500 мм
Высота2 655 мм
Колесная база4 500 мм
Передняя колея1 930 мм
Задняя колея1 850 мм
Клиренс330 мм
Габаритные размеры колес7.0-20
Тип колес9.00R20; И-Н142Б-1
Весовые характеристики
Масса грузовика4 820 кг
Максимальная грузоподъемность6 тонн
Вес в полном снаряжении и максимальной загрузке11 700 кг
Вес одного полностью укомплектованного колеса93 кг
Вес двигателя720 кг
Вес двигателя со всем оборудованием960 кг
Вес всей конструкции кабины550 кг
Максимальная нагрузкаНа передний мост3 735 кг
На задний мост8 005 кг
При использовании автопоезда на всю подвеску23 000 кг
Трансмиссия
ТипМеханика
Количество ступеней КПП5

Двигатель

Именно «ЗИЛ-4331» считается родоначальником первой российской линейки грузовиков с дизельными силовыми установками. Расход топлива ЗИЛ 4331 составляет от 18 л/100 километров пробега. Если же говорить об автопоезде, то его расход уже начинается от 25 литров на сотню. Крайне редко, но все-таки, можно встретить бензиновые моторы на грузовиках модели «4331». При эксплуатации автомобиля с бензиновыми двигателями расход составляет приблизительно 30-36 л на каждые 100 км при скорости 90-95 км/ч и может варьироваться в зависимости от нагрузки.

Трансмиссия

Грузовик оснащен приводом на заднюю ось. На нем установлено однодисковое сцепление с периферийными пружинами. Отметим также, что привод выключения сцепления оснащен пневмогидравлическим усилителем.

Колесная формула

Грузоподъемность

Ходовая

В передней части ЗИЛ 4331 установлена пара полуэллиптических рессор с двумя амортизаторами и скользящими задними концами. А вот сзади используются по две главных и дополнительных рессоры аналогичного типа.

Габаритные и весовые характеристики

Автомобиль относительно компактен, его габариты на сегодняшний день позволяют использовать его в условиях города – большинство дорожных сооружений не станут препятствием на пути этого грузовика:

  • общая длина от переднего до заднего бампера – 6 370 мм;
  • ширина кузова от оси левого зеркала заднего вида до правого – 2 500 мм;
  • высота от протектора до габаритных фонарей на крыше – 2 655 мм.

Колесная база также довольно невелика для автомобиля такого формата:

  • расстояние между передними колесами – 1 930 мм;
  • между задними – 1 850 мм.

Клиренс может порадовать даже самых требовательных водителей и тех, кто совершает перевозки по крайне неблагоустроенным дорогам: его величина составляет целых 330 мм. Ширина колеи в среднем составляет 1 930 мм.

Масса самого автомобиля – 4 820 кг (без учета заправочных жидкостей). Максимальный груз, который может перевозить ЗИЛ-4331, составляет 6 000 кг.

Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делает рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным.

Суммарная масса ЗИЛа с полной нагрузкой и заправочными жидкостями приблизительно составляет 11 700 кг. Такой вес вполне сможет выдержать большинство различных мостов и иных подобных инженерных коммуникаций на дорогах.

Кабина и кузов

В первую очередь, изменился внешний вид кабины. Она приобрела угловатые, четко обозначенные, без плавных переходов очертания. Корпус полностью выполнен из металла, имеет общую основу. Однако, компоновка его не совсем стандартна. Главное отличие заключается в том, что крылья, капот и передняя решетка изготовлены единой жесткой деталью. Доступ к двигателю обеспечивается подъемом этой конструкции вверх и вперед на шарнирах, которые закреплены за передним бампером на силовой раме автомобиля. При этом ремонтировать двигатель стало очень удобно, доступ открывается ко всем системам двигателя. Со временем такой способ был упразднён из-за некоторых неудобств в эксплуатации.

В последующих версиях модели капот открывается обычным «аллигаторным» способом. На фронтовой части грузовика «ЗИЛ-4331» установлен новый передний бампер, в который вмонтированы передние фары и поворотники. Причем, конструктивно они расположены таким образом, чтобы была наименьшая опасность их повреждения при случайном столкновении. Внутри салон стал более комфортабельным. Удобное сиденье водителя подрессорено и имеет регулировки во всех направлениях. Рядом могут располагаться два пассажира. Среднее сиденье поднимается, и образуется столик. Большая площадь остекления кабины и боковые зеркала позволяют полностью контролировать дорожную обстановку. Кабина ЗИЛ модели «4331» оснащается отличной тепло- и звукоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, а также не испытывать неудобств из-за холодной погоды. Имеется три посадочных места, одно из них – водительское. Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов.

Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331, в сравнении с иностранными аналогами, выделялся значительно меньшей стоимостью. Помимо кабины, рассчитанной на трех человек, производилась и версии с 2-рядным вариантом кабины с 7 посадочными местами. Кузов ЗИЛ-4331 бортовой представляет собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. В конструкции кузова предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента с каркасом.

Модификации

  • ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
  • ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
  • АЦ-3-40(433104) и АЦ-40(433362)-63Б.01 – пожарные автоцистерны;
  • ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
  • ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
  • ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
  • ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433362 — короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.300»;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).

Для всех версий модели была характерна заднеприводная переднемоторная компоновка.

Самая популярная модификация

Речь идет о «ЗИЛ-4333». Укороченная база выпускалась в виде грузовика и комплектовалась тремя различными двигателями: ЗИЛ-645; ЗИЛ-508.10 и ЗИЛ-508.300. Определенные изменения добавляли префикс к основному индексу.

Внешний вид и устройство было аналогично базовой вариации, только длина была не 6 370 мм, а 3 800 мм. Данные модели обрели свою популярность за счет практичности размеров. Маневрировать в городском трафике удобнее на более короткой машине, а груз доставлять быстрее. Благодаря этому дизельные вариации 433302, 433360, 433362 выпускаются до сих пор.

Особенности и эксплуатация

Популярности ЗИЛ-4331 во многом способствует высокая надежность и простота конструкции. Еще в первых моделях автомобиль получил просторную подрессоренную кабину с хорошим обзором. Изначально радиаторная решетка, крылья и капот поднимались одновременно, обеспечивая доступ к узлам и системам двигателя. Однако в случае перекоса рамы или аварии открыть капот становилось не возможным. Это вынудило конструкторов поменять расположение навесного оборудования двигателя, и вернутся к более привычной схеме так называемого «аллигаторного» открытия капота.

Отличительной чертой ЗИЛ-4331 смонтированные в бампере фары, габаритные огни и указатели поворотов. Фронтальная часть кабины получила радиаторную решетку, изготовленную из пластика, что для грузовых автомобилей ЗИЛ было новым решением. Отделка кабины далеко не выдающаяся, однако в целом при движении внутри создается невысокий уровень шума, позволяющий водителю и пассажиру общаться, не повышая голоса.

Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в отечественных условиях, поэтому проблем с ГСМ и расходными материалами не возникает. Кроме того, можно использовать как отечественную резину, так и шины иностранного производства соответствующих размеров.

Плюсы и минусы

  1. Основными преимущества автомобиля «ЗИЛ-4331» называют великолепную проходимость, впечатляющую грузоподъемность.
  2. Уменьшенное количество точек смазки шасси и автоматическая регулировка тормозов способствуют сокращению временных и денежных затрат на сервисные работы.
  3. На сегодняшний день моторы «ЗИЛ-645» уже не производятся, но приобрести запчасти для ремонта двигателя вполне реально по довольно сносным ценам.
  4. Оперение первых экземпляров «ЗИЛ-4331» было интегральным. По этой причине в случае возникновения перекоса рамы грузовика появлялись проблемы с закрытием капота.
  5. Хорошая герметичность салона.
  6. Наличие ремней безопасности на всех сидениях.

Несмотря на отличные отзывы и массу положительных сторон, данная модель не пользуется популярностью на территории России. Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делают рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным в некоторых сферах промышленности.

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{{{ review.rating_title }}} Показать еще Оставить отзыв

spectekhnika.info

ЗИЛ-4331 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
ЗИЛ-4331
Производитель ЗИЛ
Годы производства 1987—2016
Сборка ЗИЛ (Москва, СССР)
ЗИЛ (Москва, Россия)
Класс Грузовой
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
ЗИЛ-508.10
Производитель ЗИЛ
Марка ЗИЛ-508.10
Тип карбюраторный, бензиновый К-90, 2-камерный, с падающим потоком, имеет ускорительный насос и экономайзер, систему автоматического управления экономайзера принудительного холостого хода
Объём 6000 см3
Максимальная мощность 110 кВт (150 л. с.), при 3200  об/мин
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин
Конфигурация V8

ru.wikipedia.org

Технические характеристики ЗиЛ-4331

1985–2011 2009
основные
расположение руля слева
количество дверей 2 4
количество мест
всего 7
конструкция рамная
геометрия
габариты
длина 7 555 мм 7 780 мм
ширина 2 500 мм
высота 2 656 мм 3 450 мм
высота, с учётом рейлингов 3 400 мм
колёсная база 4 500 мм
колея
передняя 1 930 мм
задняя
1 850 мм
дорожный просвет
стандарт 250 мм
масса
снаряженная 5 500 кг 8 750 кг
полная 11 725 кг
двигатель
название ЗиЛ-645 ММЗ Д-260.5Е3
тип Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания карбюратор
материал блока сталь
цилиндры/клапаны V8/2 l4
объем 8 740 см³ 7 012 см³
мощность
мощность 185 л.с.
230 л.с.
в диапазоне от 2 800 об/мин 2 100 об/мин
в диапазоне до 2 100 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 510 Нм 899 Нм
в диапазоне от 1 400 об/мин
в диапазоне до 1 600 об/мин 1 500 об/мин
степень сжатия 18,5 17
топливо дизель
турбонаддув нет
есть
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод задний
коробка передач МКПП 9 МКПП 6 (ЯМЗ-336-01)
сцепление Однодисковое, с периферийными пружинами, с пневмогидравлическим усилителем ЯМЗ-182, однодисковое, сухое
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
наличие да
регулируемость нет
задняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
тип рулевого управления Винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, гидроусилитель
тип передней подвески (уст.) Зависимая
тип задней подвески (уст.) Зависимая
электрика
напряжение бортовой сети 12 V 24 V
динамические характеристики
максимальная скорость 95 км/ч 104 км/ч
ограничитель скорости нет
эксплуатационные характеристики
угол въезда 36 °
угол съезда 23 ° 15 °
объем топливного бака 170 л 125+125 л
расход топлива
Неустановленный метод
смешанный режим 22 л/100км
Система “старт-стоп” нет
грузоподъемность 6 000 кг
масса буксируемого прицепа 11 500 кг
разворот
диаметр 16 м
тормозная система
ABS нет
передние тормоза
описание Двухконтурный пневматический привод
тип барабанные
диаметр 420 мм
материал металл
перфорированные нет
задние тормоза
тип барабанные
диаметр 420 мм
материал металл
перфорированные нет
норма выбросов Euro 3
колёса и диски
материал дисков сталь
передние 7J × 20
260/100 R20

задние 7J × 20
260/100 R20

место производства Производство Оригинальных и Специальных Автомобилей, ОАО АМО-ЗиЛ, г.Москва, Россия

www.autowp.ru

Бортовой грузовик ЗИЛ-433180

Раздумья под капотом ЗИЛа

Вячеслав Вальданов, фото Дмитрия Нестерова

Вот уже полтора десятилетия АМО ЗИЛ переживает трудные времена, которые никак не закончатся, несмотря на многочисленные планы модернизаций и реструктуризаций, а недавно окончательно решено вывести за пределы столичной территории значительную часть производственных мощностей. Но, несмотря на это, АМО ЗИЛ продолжает работать над созданием новых моделей автомобилей, одним из которых стал ЗИЛ-433180.

Необходимая прелюдия

Этот грузовик, выпускаемый с 2004 года, интересен двумя моментами – увеличенной до 8 т грузоподъемностью и шестицилиндровым дизелем ММЗ Д-260.11 Е2 мощностью 178 л.с. с солидным значением крутящего момента, равным 708 Н·м. Ставка на импортный (хотя и ближнезарубежной страны) дизель сделана не от хорошей жизни – просто в настоящее время у АМО ЗИЛ нет собственного дизельного двигателя, несмотря на многолетние усилия по его созданию и освоению в производстве.

Примерно тридцать лет назад на фоне резкого подорожания нефти на мировом рынке в СССР была принята широкомасштабная программа тотальной дизелизации автомобильного транспорта. Она подразумевала помимо модернизации двигателей ЯМЗ, пуска мощностей по выпуску дизелей КамАЗ и разработку ряда новых семейств дизелей, включая даже малолитражные дизели для легковых автомобилей. В условиях впадавшей во все больший паралич командно-административной системы хозяйствования успели создать дизели и для ВАЗа (малолитражный), и для ГАЗа (с воздушным охлаждением), а для УралАЗа закупили лицензию на мотор Deutz (тоже «воздушник»), а ЗИЛу была поручена разработка собственного семейства дизелей ЗИЛ-645. В отличие от предыдущих проектов этот безнаддувный мотор с водяным охлаждением мощностью порядка 180 л.с. дошел до серийного производства и в 1986–2003 годах устанавливался на серийную продукцию. Под производство порядка 150 000 дизелей в год специально был построен огромный завод в городе Ярцево, Смоленской области, но выйти на крупносерийное производство двигателей он уже не успел. Грянули рыночные реформы.

Очевидно, что Госплан и Минавтопром совершили просчет, приведший к распылению средств. Вместо создания оптимальной номенклатуры дизельных двигателей (хотя бы и на основе лицензий передовых мировых производителей) и их централизованного производства на базе ЯМЗ и/или КамАЗа каждому заводу был задан план по освоению собственных силовых агрегатов.

Переход к новой рыночной политике в 1992 году послужил точкой отсчета в новой судьбе отечественной автопромышленности. Крупномасштабные проекты производства дизелей стали закрываться один за другим как убыточные и бесперспективные. Проект развития дизеля ЗИЛ-645 замер на этапе оснащения его системой наддува, было создано всего несколько десятков таких двигателей. Оставшись без руководящего и надзирающего государева ока, предприятия автомобилестроительной отрасли начали выплывать в бурных водах экономики периода первоначального накопления каждый сам по себе, уже не имея и толики тех средств, что централизованно выделялись на дизелизацию, к тому же растеряв рынки сбыта не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье, где, кроме того, остались и многие прежние смежники.

Дизельные химеры

В России и по сей день не существует массовых серийных дизелей, предназначенных для коммерческого транспорта полной массой 3,5–5 т и мощностью до 220 л.с. (минимальный порог для продукции камских и ярославских дизелей). Ярославская серия 530, включающая рядные четырех- и шестицилиндровые двигатели, превратилась в мифический образ, а отсутствие даже опытных образцов на прошедшем ММАС-2006, как говорится, оптимизма не прибавляет. Поэтому неудивительно, что ОАО «КАМАЗ», например, сделало ставку на двигатели Cummins, создав СП с американцами по их сборке. Белорусский ГУП «МАЗ» проявляет заметный интерес к двигателям Deutz. Российских производителей пока выручают братья-славяне с Минского моторного завода. АМО ЗИЛ первым еще в 1994 году начал устанавливать на своего «Бычка» (ЗИЛ-5301) дизель ММЗ Д-245.12 мощностью 109 л.с.

За последнее время Минский завод осуществил дальнейшую модернизацию двигателя, сделав его более автомобильным: была увеличена степень сжатия, изменены впускная и выпускная системы, при этом существенно возросли крутящий момент и мощность, а в сочетании с охладителем наддувочного воздуха дизель стал соответствовать экологическим нормам Euro 2. Появились модификации Д-245.7 мощностью 122 л.с и Д-245.9 мощностью 136 л.с. Нам доводилось испытывать и бортовой, и пассажирский «Бычки» (ЗИЛ-5301ЕЕ и 3250ВО соответственно), оснащенные Д-245.9 Е2. Основным их достоинством оказался уникально низкий расход топлива, правда, только на скоростях до 60–70 км/ч. Модификации модернизированного Д-245.7 Е2 также с успехом используются на автобусах ПАЗ, КАвЗ и новом нижегородском среднетоннажнике «Валдай». На свою пятитонку 4370 «Зубрёнок» МАЗ устанавливает двигатель ММЗ Д-245.30 мощностью 155 л.с.

Для более тяжелых моделей, как МАЗ-4371, КамАЗ-4308 и тем более ЗИЛ-433180, требуется значительно большая мощность двигателя, составляющая уже порядка 180 л.с., как на зарубежных аналогах. Интересно, что двигатель ММЗ Д-260.11 Е2 применяется Минским автозаводом только для оснащения автобусов большого класса, а вот в сегменте среднетоннажных грузовиков предприятие все больше ориентируется на использование (пока в заказной комплектации) двигателя Deutz мощностью 170 л.с. В свою очередь КАМАЗ свою пятитонную модель 4308 изначально создавал под шестицилиндровый Cummins старой серии «В» мощностью 178 л.с., причем если до недавних пор эти двигатели импортировали из Бразилии, то с 2007-го намереваются оснащать данный грузовик моторами уже собственной сборки.

Двигатель прогресса

Конструкция шестицилиндрового мотора Д-260.11 Е2 и его компоновка в моторном отсеке оставалась для нас «терра инкогнито». Когда же был откинут интегральный капот , первый взгляд разрешил все загадки – двигатель создан путем продольной «стыковки» двух трехцилиндровых блоков Д-243 (этот двигатель применяется на дорожно-строительной технике), о чем свидетельствовали две раздельные крышки головок блоков цилиндров. Таким образом, рабочий объем Д-260 в полтора раза больше, чем у четырехцилиндрового Д-245 (4,75 л), и составляет 7,12 л. Совершенно очевидно, что такой модульный принцип создания дизелей большей мощности из двигателей меньшей мощности (да еще морально устаревших) решает проблему лишь частично. Мы испытали разочарование. Действительно, современный мирового уровня двигатель таким путем не создашь. Из-за увеличения длины двигатель не подходит для автомобилей МАЗ по компоновочным параметрам, а вот под удлиненным «зиловским» капотом выглядит вполне естественно. К сожалению, не представилось возможности более детально познакомиться с конструкцией двигателя, но можно смело утверждать, что принципиальной разницы в конструкции с Д-245.7 Е2 он не имеет.

Таким образом, отсутствие прогресса в области создания собственного российского дизеля средней мощности, отвечающего мировому уровню, в условиях ужесточения экологического законодательства во всем мире вообще и в нашей стране, в частности, уже превращается в национальную проблему. Компания Cummins за это время создала новую серию ISBe уровня Euro 4 и такую мощность получает уже с четырех цилиндров при сохранении отличительной особенности серии «В» – один литр объема на один цилиндр. Топливные системы с не зависящим от оборотов двигателя давлением многоступенчатого впрыска топлива, его электронное управление и дозирование становятся необходимыми условиями обеспечения современных параметров двигателей. Но пока не станем заглядывать в будущее. До середины 2007 года в России действуют нормы Euro 2, двигатель Д-260.11 Е2 им соответствует и вполне гармонирует с автомобилем ЗИЛ-433180, к тому же есть практические наработки по обеспечению двигателем норм Euro 3.

Относительно грузоподъемности 8 т надо отметить, что в данном сегменте российского рынка грузовики отечественных марок представлены весьма скудно. Единственным аналогом ЗИЛ-433180 можно считать лишь КамАЗ-43253 (4х2) полной массой 14 740 кг и грузоподъемностью в бортовом варианте 7,5 т. В последние годы КАМАЗ успешно расширил диапазон грузоподъемности своей продукции, преимущественно в сторону больших и особо больших значений, но и среднему классу стал уделять значительное внимание. Новые семейства камских грузовиков с колесной формулой 4х2 разрабатываются уже изначально с использованием качественных и надежных, но и более дорогих комплектующих европейского уровня, например, одноступенчатых гипоидных мостов «Мадара» и коробок передач ZF. Впрочем, КАМАЗ предпринимает усилия по локализации производства ряда комплектующих (для выпуска современных коробок передач создано СП с фирмой ZF).

Новое на фоне старого

На этом фоне грузовик ЗИЛ-433180, созданный с минимальными усилиями, можно сказать, из подручных средств, отличается лучшими удельными показателями, например, коэффициентом тары (отношение полной массы к грузоподъемности) и ценой за одну тонну номинальной грузоподъемности. Опыт продаж показывает, что ЗИЛ-433180 пользуется повышенным спросом, другое дело, что объем производства сравнительно невелик. В семейство пока включены две основные версии: бортовой грузовик 433180 и шасси 433182 под комплектацию разнообразными надстройками, например, изотермическими фургонами, мусоровозными кузовами. Разработана версия шасси 494582 под самосвальный кузов.

Сам автомобиль получился внешне довольно привлекательным благодаря удлиненной в процессе компоновки нового двигателя передней маске капота с новой облицовкой радиатора округлой формы. Но мягкий голубой тон внешней окраски кабины контрастирует с убогим интерьером. Попадаешь в другой мрачный мир, с черным дерматином сидений, черным пластиком передней панели, черной обивкой и черной эмалью окраски металлических деталей. Только лампочки и стрелочки панели приборов выделяются на этом «ровном» фоне разноцветной мишурой. К сожалению, показанный на ММАС-2006 рестайлинговый проект «Тапир» с вполне симпатичным вариантом оперения кабины пока остается только прототипом с неясными перспективами серийного производства.

Порадовала работа передней подвески – она сохранила традиционную мягкость и хорошую энергоемкость. В задней подвеске, правда, только в качестве опции, предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости, рассчитанный на осевую нагрузку 10 т. Предусмотрена и заказная блокировка дифференциала. Девятиступенчатая КП с автоматически управляемым демультипликатором оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Включение демультипликатора осуществляется пневмоприводом с управлением от рычага КП (простым покачиванием рычага в стороны).

Техническая характеристика ЗИЛ-433180
Снаряженная масса, кг6200
Полная масса, кг14 500
Грузоподъемность, кг8000
Двигатель:
рабочий объем, см3
  • мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н·м
  • минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч
  • ТНВД
ММЗ Д-260.11 Е2, турбодизель I-6, OHV
7120
178 при 2100 мин–1
708 при 1400 мин–1
206
РР6М10Рli
Коробка передач
  • количество передач (вперед/ назад)
СААЗ-5423А3, механическая с демультипликатором
9/ 1
Главная передача5,29
ШиныКама И-А185 10.00R20
Вместимость топливного бака, л170
Максимальная скорость, км/ч95

Наиболее благоприятное впечатление произвела работа АБС. На скользкой зимней дороге даже при движении по прямой задняя часть автомобиля постоянно стремилась к заносу, но при торможении в этих же условиях автомобиль четко сохранял направление движения и позволял его корректировку. В различных источниках мы обнаружили разночтение относительно контрольного расхода топлива при скорости 60 км/ч, в одном случае 22 л/100 км, в другом – 20,4 л/100 км, а в третьем – 19 л/100 км. На наших же испытаниях мы получили значение всего в 16,3 л/100 км, что только подтверждает привлекательность дизеля с точки зрения расходов на эксплуатацию. К сожалению, сравнить эти данные с расходами топлива аналогов мы пока не можем из-за отсутствия у нас собственной базы данных по автомобилям такого класса.

Пример ЗИЛ-433180 показывает, что нынешний вектор развития АМО ЗИЛ направлен в сторону улучшения потребительских свойств и качеств продукции, но хочется видеть более уверенное и быстрое движение в этом направлении. Несомненно, в перспективе дизельный двигатель нового технического уровня с использованием электронных систем управления топливоподачей, турбокомпрессором и системой нейтрализации уровня Euro 3 и Euro 4 позволит традиционной линейке грузовых моделей ЗИЛ оставаться в строю еще достаточно долго.

Результаты испытаний по топливной экономичности
Масса автомобиля при испытаниях, кг14 500
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:

13,8
14,6
16,3
18,8
22,2
26,4
Максимальная скорость, км/ч96,1
Расход топлива в ИГД*, л/100 км (при средней скорости движения, км/ч)23,9
(39,3)
Время разгона с места, с:
  1. на пути 400 м
  2. на пути 1000 м

35,2
63,0
Время разгона до 60 км/ч, с29,9
Время разгона до 80 км/ч, с51,7
Выбег со скорости 50 км/ч, м966
Погодные условия при проведении испытаний
Температура, °С+18
Скорость ветра, м/с1…3
Давление, гПа978
Относительная влажность, %45

Особое мнение

Дизельная тема на ЗИЛе поднимается достаточно давно. Первые трехтонки ЗИС-5, оснащенные дизелями иностранного производства, участвовали еще в испытательном дизельном пробеге 1935 года. В 1950–1960-е годы велась разработка дизельных двигателей на базе серийных карбюраторных моторов, но перспективную бескапотную модель ЗИЛ-170 отдали по указанию сверху на КАМАЗ. Всерьез к разработке собственного дизеля в производственном объединении «АвтоЗИЛ» приступили только в 1980-х в связи с проектом капотного 6-тонного грузовика ЗИЛ-169Э, ставшего в дальнейшем моделью ЗИЛ-4331.

В 1983 году было принято соответствующее постановление Совета Министров СССР об организации производства дизельных грузовиков на ГАЗе и ЗИЛе. Выбранный для производства мотор ЗИЛ-645 с объемно-пленочным смесеобразованием должен был укладываться в контрольный расход 18–23 л/100 км для одиночного грузовика и 26–31 л/ 100 км – для автопоезда с прицепом. Однако запустить в серию автомобиль удалось лишь в 1986 году, да и то только в опытно-промышленных сериях. Развертывание производства дизелей отставало. В 1992 году с переходом на рыночные рельсы преобразованный в акционерное общество АМО ЗИЛ озаботился поиском альтернативы карбюраторным «восьмеркам», перестающим пользоваться спросом. На ЗИЛ-4331 пытались устанавливать дизели ЯМЗ-236М, КамАЗ-740 и Caterpillar 3116, но по ряду причин ни один из этих проектов тогда не получил серьезного развития. Предприятие продолжило установку на среднетоннажники и тяжелые трехоски двигателей семейства ЗИЛ-645, которые одно время поставлялись с УЗАМа, а позже собирались на мощностях опытного цеха самого ЗИЛа. В 1999 году АМО ЗИЛ освоил задний мост грузоподъемностью 10 т и выпустил семейство 8-тонных грузовиков 5334 с дизелями ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. В семейство входил седельный тягач 541720 (541740) с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 8,1 т. Очевидно, что ЗИЛ-433180, оснащенный двигателем Д-260 меньшей, чем у «ярославца» мощности, в качестве тягача эксплуатировать уже не предполагается. Капотное шасси большой грузоподъемности (4х2) предпочтительнее под комплектацию различными спецнадстройками, например, автокранами, коммунальным оборудованием. Учитывая явную склонность АМО ЗИЛ в последние годы ориентироваться на сегменты специализированных и специальных автомобилей, модель 433180 вполне удачно и органично завершает собой модельную гамму этой известной, но переживающей в последние годы перманентный кризис столичной марки.

www.gruzovikpress.ru

Характеристики и достоинства автомобиля ЗиЛ 4331

ЗиЛ-4331 – грузовой автомобиль, имеющий дизельный двигатель. В 70-е годы двадцатого века в Советском Союзе правительством было принято решение выпускать грузовики, работающие на дизельном топливе.

Два завода – ЗиЛ и КАМАЗ – были намечены для выполнения этой программы.

В 1981 году на основе автомобиля ЗиЛ-169 была построена новая модель машины с индексом ЗиЛ 4331.

В новом изделии применяют бампер оригинальной формы, в него вмонтированы фары и подфарники. Выполнили объемную облицовку радиатора, который занял всю ширину оперения, а само оперение укоротили. Материалом для облицовки был взят легкий пластик АВС. Уменьшился вес переда автомобиля. В 1985 году начался серийный выпуск этого автомобиля модели ЗиЛ 4331.

Дизель оснащен синхронизированной коробкой передач, которая имеет девять скоростей переключения. Крылья, капот, облицовка радиатора собраны в один узел для удобного обслуживания силового агрегата, он откидывается на шарнирах. Сидение в комфортабельной кабине перемещается на рессорах в трех направлениях. Кузов выполнен из металла и имеет цельную конструкцию. Грузоподъемность машины – 6 тонн, развиваемая скорость – до 95 км/час, на 100 км расходуется от 18 до 23 литров топлива для грузовика без прицепа и от 16 до 31 литров с прицепом.

В 1992 году появилась наиболее заметная модель автомобиля с отдельным модулем для сна двух человек. На крыше есть драгфойлер (обзорное стекло), под бампером установлены боковые обтекатели и «юбка». Двигатель с рабочим объемом 9,55 л, мощностью 200 лошадиных сил.

Последующие модернизации были связаны с перестановкой кабин новых моделей машин на шасси старых.

ЗиЛ 4331 – технические характеристики:

– Длина машины – 7700 мм.

– Ширина кузова – 2500 мм.

– Высота – 2656 мм.

– Двигатель – дизельный.

– Мощность двигателя – 185 л.с.

– Масса машины – 11145 кг.

– Грузоподъемность – 6000 кг.

– Коробка имеет 9 ступеней передач.

– Тормоза – передние и задние.

– Развиваемая скорость – до 95 км/час.

– Расход топлива на 100 км пути – 18-23 литра.

Достоинства ЗиЛ 4331. Описание

Имея сравнительно небольшую грузоподъемность, ЗиЛ 4331 не может конкурировать с импортными «дальнобойщиками». Машины этого класса выполняют перевозки груза на небольшие расстояния и в городах. Достоинством автомобиля является его низкая цена.

Не отличаются дороговизной и запасные части на это авто, а разнообразный выбор их имеется в свободной продаже.

Те, кто приобрел грузовик данной модели, отмечают одним из его достоинств возможность возникшие неполадки исправлять в любых условиях. Даже при самой низкой температуре воздуха, двигатель быстро прогревается. Хранить автомобиль можно на улице.

Универсальность грузовика ЗиЛ 4331, характеристики, которые он имеет, допускает использовать его в самых разных областях промышленности. Если на него смонтировать бортовой манипулятор МКС-4531, то его можно использовать в качестве подъемного средства при перевозке пакетных грузов и контейнеров, для разгрузки на строительной площадке, складах. При этом не нужно применять дополнительные краны. А всеми операциями по погрузке и разгрузке управляет водитель. Установка подъемника позволяет использовать машину для работы человека на высоте. При некотором дополнительном оснащении, его можно использовать как пожарную машину.

Существенным недостатком является довольно большой расход горючего.

fb.ru

Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331: характеристики

В 70-х годах XX века СССР в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) должна была создать, по крайней мере, два совершенно новых семейства грузовых автомобилей разной грузоподъемности. Кроме того, решениями “Партии и Правительства” (как тогда говорили) в стране был “взят курс на дизелизацию”, и оба семейства надлежало оснастить именно такими моторами. Одно семейство должен был изготавливать ЗиЛ, второе будущий КАМАЗ. Первоначальная разработка обоих семейств велась в стенах все того же ЗиЛа.

Затем, по мере приближения КАМАЗа к реальному выпуску автомобилей, техническую документацию трехосной машины грузоподъемностью 10 тонн передали в Набережные Челны. В 1980 году коллектив дизайнеров и конструкторов получил задание в кратчайшие сроки создать автомобиль на шасси ЗиЛ-130, близкий по внешнему виду к новому семейству и оснащенный дизелем ЗиЛ-130ГМД. Работу выполнили в 1981-м году, но дальше опытного образца дело не пошло. Все силы были брошены на окончательную доводку ЗиЛ-169, к этому времени в соответствии с отраслевой нормалью получившему индекс ЗиЛ-4331.

Фары и подфарники нашли свое окончательное место в расширенном бампере оригинальной формы, оперение укоротили, облицовку радиатора из легкого пластика АВС сделали объемной, во всю ширину оперения. Передняя часть автомобиля сильно сбавила в весе. Этот вариант покинул завод в 1985 г. и с незначительными доделками встал на конвейер. В целом разработка этого грузового автомобиля заняла чуть более 10 лет. Для новой машины был спроектирован V-образный 8-ми цилиндровый дизель ЗИЛ-645 с объемно-пленочным смесеобразованием. Его мощность – 185 лошадей. Начиная с 1977 года он экспонировался на многих выставках внутри страны как очередное достижение научно-технического прогресса.

Дизель сблокирован с 9-ти ступенчатой, полностью синхронизированной коробкой передач. Капот, крылья, облицовка радиатора интегрированы в один общий узел, который, чтобы облегчить обслуживание силового агрегата, откидывался на шарнирах вперед. Комфортабельная кабина снабжена подрессоренным сиденьем с регулировками в трех направлениях. Грузовая платформа – цельнометаллическая. Эта машина грузоподъемностью 6 тонн развивает скорость до 95 км/ч, а расход топлива равен 18-23 литров на 100 км для одиночного грузовика или 26-31 литров на 100 км для грузовика с прицепом. Производство грузовиков нового семейства ЗИЛ-4331 начато в 1986 году.

Появилась версия со сдвоенной кабиной – шасси для спец-транспорта. В 1989 г. был изготовлен специальный вариант для кольцевых гонок грузовиков. Правда, кроме кабины с оперением, зиловского в нем почти не осталось. Двигатель – Caterpillar, задний мост RABA, шины меньшего размера на хромированных колесах. И пожалуй самая заметная версия автомобиля появилась в 1992 г. Это седельный тягач с отдельным спальным модулем для двух человек, “драгфойлером” на крыше, боковыми обтекателями и “юбкой” под бампером. На него предполагалось устанавливать двигатель ЗиЛ-6454 с увеличенным до 9,55 л. рабочим объемом и мощностью 200 л.с. (с турбонаддувом 250 л.с.). Следующие модернизации касались лишь перестановок кабин нового поколения на шасси старого. Этой процедуре подверглись ЗиЛ-130, 131, 133, и даже трехосный автомобиль для МЧС (правда, в комплекте с расширенными крыльями).

Эту же кабину ухитрились поставить однажды и на автомобиль вагонной компоновки, встала она и на малотоннажный “Бычок”, но оба эти автомобиля уже очень далеки от ЗиЛ-4331. Многообразие двигателей и недовольство военных интегральным оперением – на бездорожье, при перекошенной раме, практически невозможно “закрыть капот” – заставило создать на базе уже отработанного до мелочей грузовика версию с капотом “аллигаторного” типа (ЗиЛ-4331А). На ней слегка поменяли места компрессора, генератора, воздухозаборника и других навесных агрегатов двигателя, благодаря чему переднюю кромку оперения удалось опустить почти на 200 мм., что для реального автомобиля очень много.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Автомобиль ЗИЛ 4331. . Россия.

“Дитя перестройки” или несколько слов о ЗиЛ 4331

Одним из первых автомобилей с дизельным двигателем, выпуск которого был налажен в Советском Союзе, является грузовик ЗиЛ 4331. История рождения этой машины, которая дала начало целому семейству грузовых автомобилей, началась в 70-х годах прошлого столетия в стенах конструкторского бюро “Завода им. Лихачева”. Автомобилестроителям пришлось разрабатывать одновременно два совершенно разных автомобиля, один из которых, трехосная модель грузоподъемностью 10 тонн – стал родоначальником известного КАМАЗа. Несмотря на то, что пришлось работать на “два фронта”, в 1975-м году был создан первый образец, который на заводе имел название ЗиЛ-169, а в соответствии с отраслевой классификацией – ЗиЛ 4331. 

Технические задания, поставленные перед конструкторами, требовали, чтобы автомобиль ЗиЛ 4331 избавился от недостатков “стотридцатого”. Необходимо было усовершенствовать переднюю стойку, которая представляла большую опасность для жизни водителя при аварии, изменить конструкцию лобового стекла, так как применяемый для ЗиЛ-130 панорамный “сталинит” плохо переносил транспортировку. Доработать следовало и ходовую часть, и интерьер машины. Кроме того, требовалось, чтобы создаваемый ЗиЛ имел интегральное оперение – для облегчения доступа к агрегатам необходимо было обеспечить возможность открыть капот вместе с крыльями. 

Первые же испытания на полигоне выявили ряд недостатков новой модели. Внешний вид кабины был непривлекательным, два стеклоочистителя на большом ветровом стекле не справлялись с нагрузкой, а зеркала, укрепленные точечно, вибрировали и мешали шоферу. Крепление интегрального оперения оказалось слабым и не выдерживало вибрации. Проверка на полигоне, однако, выявила надежность ходовой части и подвески ЗиЛ 4331.  

Автомобиль ЗиЛ 4331 стал сходить с заводского конвейера в 1985 году. Этот вариант уже был оснащен V-образным дизелем (ЗиЛ-645), мощностью 185 лошадок. Были установлены 3 стеклоочистителя, боковой повторитель сигнала поворота установлен на переходной панели между кабиной и оперением, который, в свою очередь, был значительно облегчен, благодаря использованию облицовки радиатора из пластика АВС. 

Эксплуатация новой модели, особенно в условиях бездорожья либо для военных нужд, выявила очевидный недостаток интегрального оперения ЗиЛ 4331 – при перекошенной раме невозможно было закрыть капот. Именно поэтому грузовик Зил 4331 был оснащен капотом “аллигаторного” типа (ЗиЛ 4331А). Для этого пришлось изменить расположение компрессора, воздухозаборника, генератора и иных навесных агрегатов дизеля.

В народное хозяйство и для нужд обороны поставлялся грузовик со следующими техническими характеристиками:

  • масса снаряженного авто – 5300 кг;
  • перевозимый груз – 6700 кг;
  • максимальная скорость грузовика – 95 км в час;
  • максимально возможная скорость автопоезда – 85 км в час;
  • расход топлива для машины – 18 литров на 100 км;
  • расход для автопоезда – 27 литров на 100 км;
  • колесная база (в зависимости от модификации) – от 3800 до 4500 мм 
  • колесная формула/тип привода – 4 х 2.

За период с 1986 года по 2005 с конвейера завода сошло 39734 шт. Зил 4331. Кроме нового V-образного двигателя (8 цилиндров) автомобиль ЗиЛ 4331 был оснащен сцеплением увеличенного диаметра, картером маховика и картером сцепления разъемной конструкции, пневмогидроусилителем сцепления, 9-ти ступенчатой механической КПП (имеющей планетарный редуктор-демультипликатор), удлиненными рессорами, усиленной передней балкой с поворотными кулаками. Кроме того, используемая кабина имела три модификации – 3-х местная; 2-х рядная семиместная и удлиненная (имеющая спальное место).

В 92 – 93 гг на машины устанавливались двигатели: 

  • КАМАЗ-740 (на 210 лошадок),
  • ЯМЗ-236А (180 лошадиных сил),
  • ММЗ-260 (на 185 л.с.),
  • САТ-3116 (200 лошадей).

На основе базовой модели ЗиЛ 4331 выпускались:

  • седельный тягач с колесной базой 3800 мм и двумя спальниками в удлиненной кабине (ЗиЛ 442300) с 645-м зиловским дизелем ;
  • седельный тягач ЗиЛ 442100 с родным 645-м двигателем;
  • шасси под комплектацию с колесной базой 4500 мм (ЗиЛ 433102), оснащенные дизельным двигателем ЗиЛ-645;
  • бортовой грузовик с колесной базой 4500 мм (ЗиЛ 534330) с ЯМЗ-236А;
  • шасси под комплектацию с базой 4500 мм и ЯМЗ-236А – ЗиЛ 534332;
  • седельный тягач с ЯМЗ-236А и колесной базой 3800 мм – ЗиЛ 541760;
  • шасси под комплектацию с ЯМЗ-236А и колесной базой 3800 мм – Зил 452632;
  • седельный тягач с ЯМЗ-236А, с 2-мя спальниками и колесной базой 4500 мм – ЗиЛ 541730;
  • шасси самосвала с базой 3800 мм и зиловским 645-м дизелем – ЗиЛ 494500;
  • шасси под пожарное авто с колесной базой 4500 мм – Зил 433104.

Кабина, разработанная для ЗиЛ 4331, применялась и в иных моделях – “Бычок”, ЗиЛ 433430. Причиной столь короткой жизни данного грузовика стало изменение ситуации в стране, как политический, так и экономической системы. Хотя, по мнению многих специалистов – автомобиль был неплохим, уверенно заняв место предшественника – “стотридцатого”.

specam.ru