Т 80 расход топлива на 100 км: Самый прожорливый танк Советского Союза

Сколько топлива потребляют Т-80, Т-72, Т-90, Леопард, Абрамс, Армата

Posted by: owner Categories: Армия

Большинство претензий к современным танкам обычно связаныо с большим расходом топлива. Большой расход горючего существенно снижает один из важнейших критериев любой боевой машины – запас хода.

Существуют танки с дизельными и ГТД. двигателями. Кто же в мире современных танков главный пожиратель горючего?.
Давайте сравним. Ниже данные по расходу на 100 км при движении по грунтовым дорогам. Щелкните мышкой по любой ► панели ниже, чтобы скрыть или показать содержание раздела.

Открыть/Скрыть все разделы содержания статьи

Т-64 (РФ) — 450 л.

Танк Т-64 «съедает» 300–450 л топлива на 100 км.,
В тяжёлых дорожных условиях на Т-64 расход около 4,5 л на километр пути

Т-72 (РФ) — 450 л.

Двигатель дизельный В-46.
Мощность 780 л.с.
В техническом описании по эксплуатации этой машины сказано, что расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 260 – 450
По шоссе 240

Т-90 (РФ) — 460 л.

Двигатель дизельный В-84.
Мощность 840 л.с.
По грунтовым дорогам 280 – 460
По шоссе 260

Леопард 2 (ФРГ) — 500 л.

Двигатель дизельный MTU MB 873.
Мощность 1500 л.с.
Расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 500
По шоссе 300

Т-80 (РФ) — 460 л.

Двигатель ГТД-1000ТФ.
Мощность 1100 л.с.
Наиболее оптимальным топливом является авиационный керосин.


Расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 460 литров. По некоторым данным — 790 литров.
По шоссе 430 -500

В тяжёлых дорожных условиях на Т-80 расход доходит до 12-13 л на километр.

Абрамс М1 (США) — 500 л.

Двигатель ГТД AGT-1500.
Мощность 1500 л.с.
Наиболее оптимальным топливом является керосин.
Расход топлива на 100 км составляет от 500 литров.

Армата (РФ) — 425 л.

Двигатель 12Н360.
Тип двигателя — ГТД.
Максимальная мощность в форсированном режиме — до 1800-2000-2200 л.с.
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) — 217,9 (160)
Расход топлива по шоссе — от 300 л/100км и выше!
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода по пересечённой местности, км 350
Ёмкость топливных баков, л 2100

Challenger 2 (UK) — 600 л.

Челленджер 2 оснащен 12-ти цилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом. Двигатель развивает мощность 1200 л.с. Емкость баков составляет 1592 литра топлива, что позволяет преодолевать 450 км по шоссе или 250 км по бездорожью. Расход топлива танка Challenger 2 — 600 литров на 100 км.

Мы видим, что по расходу топлива танки, имеющие дизельные двигатели, значительно выигрывают у машин оснащенных ГТД. Поршневые двигатели более экономичны так-как потери энергии в газовых уплотнениях меньшие чем у ГТД. Четырёхтактные двигатели самые экономичные при правильной эксплуатации.


Tags: Абрамс Армата Леопард Т-72 Т-90

« Двигатель 12h460 технические характеристики

4 млрд лет за 4 минуты: посмотрите видео эволюции Земли »

 ▤  Архыз-87
 ▤  Потери СССР и Германии во Второй мировой
 ▤  У далекой звезды
 ▤  Легче Воздуха: «Небо с Русским Акцентом»

80 – основной танк, история разработки и боевое применение, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, модификации, страны-эксплуатанты

Танк Т-80 на параде

Советский основной боевой танк Т-80 имеет очень мало общего с лёгким танком под тем же индексом, разработанным в 1942 году в КБ Горьковского автозавода и выпущенном лишь в незначительном количестве. Современный Т-80 стал первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой. Его появление на четыре года опередило аналогичный в плане двигателя американский танк «Абрамс», но достаточно долгое время Т-80 был намного быстрее и манёвренней всех своих западных конкурентов, одновременно опережая их как по ударной мощи, так и по степени защищённости.

Содержание

История создания

Главной предпосылкой создания советского танка Т-80 считается принятое ещё в 1967 году решение о разработке газотурбинного двигателя для танка Т-64. Подобная силовая установка должна была развивать мощность в 1000 лошадиных сил, иметь стандартный гарантированный моторесурс в 500 часов и обеспечивать приемлемый расход топлива для запаса хода танка не менее, чем на 450 километров. Основной причиной такого решения являлась ненадёжность работы танкового дизеля, применяемого для Т-64.

Первые разработки по применению газотурбинного двигателя в качестве силовой установки танка в Советском Союзе проводились ещё в конце 1940-х годов. Активным сторонником ГТД проявил себя известный танковый конструктор Ж.Я. Котин, но работы под его руководством в ленинградском Особом конструкторском бюро танков Кировского завода (впоследствии — КБ-3, ОАО «Спецмаш») долгое время показывали несовершенство подобных моторов, хотя и воплотились в создании первого прототипа танка с ГТД — «Объекта 278».

Кроме того, сами конструкции танков тяжёлого класса, под которые они разрабатывались, на тот период не находили поддержки у высшего советского руководства, прежде всего у Н.С. Хрущева, особо склонного к ставке на ракетное оружие. В этой связи в 1960-х годах разработчики КБ-3 в области создания танкового ГТД наладили сотрудничество с конструкторами ленинградского авиамоторного Завода имени Климова, создавшими на основе вертолётного двигателя перспективный мотор ГТД-350Т. Разработанный на его основе опытный ракетный танк («Объект 288») помог решению ряда вопросов адаптации авиационных ГТД к наземной технике, но применялся в спаренной схеме, которая очень скоро показала свою дальнейшую бесперспективность.

В целом именно наработки, полученные от «Объекта 288», послужили основой для создания достаточно эффективного газотурбинного варианта нового танка на базе Т-64А. К этому времени на Заводе имени Климова был разработан удачный двигатель ГТД-1000Т требуемой мощностью в 1000 л.с. С этим двигателем КБ-3 уже в 1970 году построили в металле первый прототип основного боевого танка под названием «Объект 219».

Главной задачей танкостроителей стала адаптация повышенных энергетических возможностей нового типа двигателя к танковой конструкции, что в конечном итоге привело к существенным доработкам ходовой части. После ряда усовершенствований конструкции опытные танки КБ-3 Кировского завода успешно прошли испытания, в том числе в условиях войсковой эксплуатации отдельных танковых подразделений в Приволжском и Туркестанском военных округах.

Эти испытания подтвердили существенный рост боеготовности при низких температурах у «Объекта 219» по сравнению с танками, оснащёнными традиционными дизельными двигателями. В то же время проблемы с высоким расходом топлива и необходимостью надёжной защиты газотурбинной установки от пыли сохранялись и были достаточно успешно решены лишь в последующие годы.

Основные цели и задания

Применение ГТД в танках позволило существенно поднять их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и энерговооружённость танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал разогрева перед запуском, его применение должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время на его подготовку к выходу.

Разработчикам удалось в значительной степени решить проблему защищённости газотурбинной установки от воздействия пыли, создав воздухоочистительные устройства, улавливавшие 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 оказался способен эффективно применяться в самых различных географических районах и погодно-климатических условиях.

Реальный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далёк от когда-то запланированного стремительного броска самых скоростных советских танков по Западной Европе к Ла-Маншу. После не особо продолжительного и массового участия этих довольно дорогостоящих в производстве и эксплуатации танков в ряде локальных конфликтов они в своём большинстве были поставлены на длительную консервацию, за исключением вооружения ими немногих «парадных» частей.

Танки Т-80 обладают преимуществом высокой боеготовности в условиях низких температур

Особенности конструкции

Основной танк Т-80 обладал классической схемой компоновки. Использование ГПД позволило серьезно повысить технические характеристики нового танка, у которого заметно возросли скорость и манёвренность. Важной положительной особенностью машин с ГТД стала их многотопливность: для заправки Т-80 можно было использовать бензин, авиационный керосин, дизель и другие виды топлива. Внутреннее устройство танка и условия работы для экипажа были тщательно продуманы и значительно подняли в этом плане уровень советского танкостроения.

Имеется комплекс защиты от оружия массового поражения («антинейтронный» подбой, система герметизации и очистки воздуха).

Завод-разработчик

Заводом-разработчиком Т-80 считается Кировский завод в Ленинграде, поскольку разработанные в КБ при этом заводе опытные образцы стали основой для серийной модели. В то же время работы над танком с газотурбинной силовой установкой активно проводились на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ). Разработки этого предприятия в большей мере были направлены на модификацию танка Т-64, но с середины 1970-х годов переориентировались на отдельные аспекты совершенствования конструкции Т-80. В дальнейшем, уже после распада СССР, это выразилось в самостоятельной «украинской» ветви развития танка Т-80.

Принят на вооружение

Базовая модель Т-80 была принята на вооружение Министерством обороны СССР 6 июля 1976 года в качестве основного боевого танка. В дальнейшем этот танк и его модификации утверждались как основное вооружение армий бывших советских союзных республик (России, Украины, Беларуси, Казахстана, Азербайджана).

Произведённые в России модификации на основе Т-80У экспортировались не столь значительно: двумя партиями по 41 машине для греческой части Кипра и около 80 машин (в счёт погашения советского внешнего долга) для Южной Кореи. Собственные версии Т-80, произведённые Украиной, поступили на вооружение армий Анголы (50 машин) и Пакистана (320 машин).

Основной боевой танк СССР Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Технические характеристики

В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.

Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость — до 1 километра.

Габариты и вес

ПараметрыХарактеристики для основных модификаций
Т-80Т-80БТ-80УТ-80УД
Боевая масса42 т42,5 т46 т46 т
Длина с пушкой вперёд9656 мм9651 мм9556 мм9664 мм
Длина корпуса6780 мм6982 мм7012 мм7020 мм
Ширина35253582 мм3603 мм3755 мм
Высота по крышу башни2300 мм2219 мм2215 мм2215 мм
Клиренс451 мм
451 мм
451 мм529 мм

Тип бронирования

В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины — сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.

Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.

Силовая установка и трансмиссия

Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ — до 1250 л.с.

Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).

Запас и расход топлива

Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.

С учётом этих показателей максимальный запас хода на основных топливных баках составлял 335 км, а с дополнительными бочками возрастал до 410 км. Расчётное значение запаса хода в 562 км для танка Т-80У относится к его движению по шоссе.

Тип подвески

Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.

Прицельное оборудование танка Т-80БВ

Вооружение

Основным вооружением всех версий танка Т-80 является 125-миллиметровая гладкоствольная пушка. В качестве вспомогательного вооружения выступают спаренный с орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ и зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ «Утёс».

Пушка

125-мм пушка типа Д-81 (2А46М-1) имела раздельно-гильзовое автоматическое заряжание с возможностью выбора типа снарядов. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Орудие впоследствии было адаптировано под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Танковая пушка Т-80 унифицирована с вооружением других типов основных танков СССР (Т-64, Т-72).

В качестве личного оружия самообороны экипажа танк комплектовался автоматом АКМС с 300 патронами, 10 ручными гранатами Ф-1, а также сигнальным пистолетом с 12 зарядами.

Дальность стрельбы

Дальность прямого выстрела танковой пушки составляет 2100 метров. Применение противотанковых ракет «Кобра» и «Рефлекс» увеличивало максимальную дальность стрельбы соответственно до 4 и 5 км, а также повышало вероятность гарантированного поражения противника.

Боекомплект

Боекомплект Т-80 насчитывал 40 снарядов, у поздних модификаций танка он стал составлять 38 или 45 выстрелов, как подкалиберных, так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Боекомплекты пулемётов включают в себя 1250-1500 патронов для ПКТ и 300 (иногда 450) патронов для «Утёса».

Экипаж

Экипаж стандартного танка Т-80 составляет 3 человека: механик-водитель, наводчик, командир танка.

Модификации

НаименованиеГод начала выпускаОсновные особенности
Т-80Б1978КУВ «Кобра», пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни.
Т-80БВ1985Серийный вариант Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт».
Т-80У1985КУВ «Рефлекс», комплекс управления оружием «Иртыш», (включая комбинированный ночной прицел ТПН-4), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча». Комбинированная броня со встроенной динамической защитой.
Т-80УД «Берёза»1987Дизельный двигатель 6ТД (1000 л.с.), зенитная пулёметная установка с дистанционным управлением, навесная динамическая защита с 1988 г. заменена встроенной. К 1995 г. все Т-80УД Российской армии выведены из эксплуатации, их производство продолжилось на Украине.
Т-80У-М1 «Барс»1992КУВ «Рефлекс-М» (ПТУР «Инвар»), тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У.
Т-80БВМ2018Многоканальный прицел «Сосна-У», 125-мм пушка 2А46М-4, доработанный двигатель ГТД-1250, прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук». Комплекс активной защиты «Арена-М».
Т-80У-М1 «Барс» с КАЗ «Арена»

Т-80У-М1 «Барс»

Основная работа по углублённой модернизации Т-80У была проделана специалистами Омского ПО «Завод транспортного машиностроения» а её завершение пришлось уже на период после развала СССР. Тем не менее, боевая машина получила наиболее совершенную к тому времени систему управления огнём. Боевые возможности Т-80У-М1 расширились за счёт применения тепловизионного прицела, дающего возможность стрельбы новой ПТУР «Инвар» как днём, так и ночью.

Т-80 «Барс» представлял собой танк, наиболее защищённый на то время в мире от современных противотанковых средств, при этом он весил совсем не намного больше своих предшественников (47 тонн). Это было достигнуто за счёт применения:

  • комбинированной многослойной защиты верхней лобовой детали корпуса и комбинированного наполнителя в башне;
  • комплекса встроенной динамической защиты (ВДЗ) корпуса и башни, а также бронированных фальшбортов с элементами ВДЗ;
  • системы постановки завес комплекса оптико-электронного противодействия «Штора-1».

Изначально Т-80У-М1 должен был получить в оснащение комплекс активной защиты «Арена», но работы по этой исключительно эффективной системе в начале 1990-х были свёрнуты и возобновлены только после значительных потерь танков российской армии в ходе первой кампании в Чечне. Первые Т-80 с комплексом «Арена», обнаруживающим и поражающим цели, летящие на скорости до700 м/с, были продемонстрированы в 1997 году. Но в силу финансовых соображений Т-80У-М1 «Барс» на вооружение прият так и не был.

Как и все основные советские боевые танки (в том числе модернизированные Т-64 и Т-72), Т-80 имеет на вооружении мощную пушку, эффективно поражающую любые современные танки НАТО, он малозаметен на любой местности, способен совершать марши на большие расстояния и перевозиться всеми видами транспорта. Особые достоинства Т-80 связывают с наличием газотурбинного двигателя, обеспечивающего большую энерговооружённость, быстроходность и впечатляющие динамические характеристики.

В числе важнейших недостатков Т-80 называется, прежде всего, его высокая стоимость в производстве: по отношению к Т-64А она увеличилась в 3,5 раза. Кроме того, высокие скоростные показатели ГТД достигаются существенно повышенным расходом топлива. Серьёзным недостатком Т-80 считается слабая защищённость его систем прицеливания.

Один из танков Т-80, подбитых в Чечне

Применение в боевых условиях

Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.

Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.

В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.

Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.

Танки Т-80 в современном Йемене

В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.

Основной боевой танк Т-80 | Military-Today.com

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1976
Экипаж
3 мужчины
Размеры и вес
Вес 42 т
Длина (пистолет вперед) 9,47 м
Длина корпуса 6,78 м
Ширина 3,53 м
Высота 2,3 м
Вооружение
Основное орудие 125 мм гладкоствольный
Пулеметы 1 х 7,62 мм, 1 х 12,7 мм
Диапазон высот – от 5 до + 14 градусов
Диапазон перемещения 360 градусов
Боеприпасы
Основное орудие 40 патронов
Пулеметы 2 000 х 7,62 мм, 300 х 12,7 мм
Мобильность
Двигатель ГТД-1000Т ГТД
Мощность двигателя 1 000 л. с.
Максимальная скорость по дороге 70 км/ч
Диапазон 335 км
Маневренность
Градиент 60%
Боковой откос 40%
Вертикальная ступенька 1 м
Траншея 2,85 м
Фординг 1,2 м
Фординг (с подготовкой) 5 м

 

Т-80 основной боевой танк является дальнейшим развитием Т-64, имевший ряд существенных недостатков. Он также был более способным альтернатива Т-72. Наиболее существенные черты Т-80 по сравнению с Т-72 являются его газотурбинный двигатель и способность стрелять противотанковыми управляемыми ракетами (Т-80Б и более поздние варианты) в том же образом, как обычные раунды. Т-80 был принят на вооружение Советской Армии в 1976 однако оригинал версия не строилась в большом количестве. С введением Т-80 Советский Союз эксплуатировал 3 разных основных боевых танка, Т-64, Т-72 и Т-80. Все эти танки имели схожую конструкцию и в целом схожие возможности, хотя Т-80 был самым мощным. Однако основные компоненты этих трех танков не были взаимозаменяемыми. Советской Армии было нелегко поддерживать все эти 3 разные типы танков вообще. В настоящее время в России действует всего 4 500 основных боевых танков Т-80 всех модификаций. Из-за дорогих техническое обслуживание большинства этих резервуаров в резерве. Некоторые официальные источники сообщалось, что все ОБТ серии Т-80 должны быть сняты с вооружения. к 2015 году. Однако недавно МО РФ подписало контракт на ремонтировать и модернизировать эти танки, чтобы держать их в оперативная служба. В настоящее время Российская Армия действует Т-90 ОБТ и капитально отремонтированные или модернизированные версии Т-72. Основная причина что эти танки с обычными дизелями дешевле в эксплуатации и обслуживать, чем Т-80. Другие операторы Т-80 и его варианты. Беларусь (92), Китай (200), Кипр (41), Казахстан, Южная Корея (80), Сирия (320) и Украина (271).

У Т-80 есть композитная броня на передней дуге. Танки Т-80 изначально окрашены в оливково-серый цвет.

Танк вооружен полностью стабилизированной 125-мм гладкоствольной пушкой. Он оснащен автозагрузчик карусельного типа. Автозагрузчик аналогичен Т-64, но отличается от такового на Т-72. Использование автозагрузчика позволило уменьшить внутренний объем, а также внешний габарит танка, как члена экипажа, заряжавшего боезапас, уже не было необходимый. Если автозагрузчик выйдет из строя, ружье можно будет зарядить вручную. Команда. Хотя при ручном заряжании скорострельность около 1-2 выстрела в минуту.

Усовершенствованный Т-80Б, который поступил на вооружение в 1978 году, а также более поздние варианты Т-80, может запускать противотанковые управляемые ракеты «Кобра» так же, как и обычные боеприпасы.

Среднее Вооружение состоит из 7,62-мм спаренного пулемета и 12,7-мм зенитный пулемет.

У Т-80 есть экипаж из трех человек, включая командира, наводчика и водителя.

Этот танк оснащен газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, развивающим 1 000 Лошадиные силы. В основном это модифицированная силовая установка вертолета. Достоинствами такого двигателя являются его компактные размеры, высокая выходная мощность и возможность запуска при температуре низко как -40С. В результате Т-80 оказался намного быстрее Т-72 и Т-64, и имел превосходные характеристики проходимости. Однако его газовая турбина двигатель имеет ряд недостатков. Наиболее заметным является высокий расход топлива. Он может потреблять до 750 литров топлива на 100 км пробега. Другой недостатки – хлопотное обслуживание и высокий агрегат цена. На Т-80 также устанавливается вспомогательная силовая установка, питающая всех систем при выключенном основном двигателе. Приостановление Т-80 был улучшен по сравнению с Т-64.

Варианты

Т-80Б, первый вариант оригинального Т-80, выпускавшийся в больших количествах. Он вошел службу в 1978 году. Этот танк способны запускать противотанковые управляемые ракеты «Кобра» (западные отчетное имя AT-8 Songster) в так же, как обычные раунды. Ракеты имеют радиоуправление и радиус действия до 4 км. Эти ракеты увеличивают дальность поражения танка, так как его пушка не особенно точен на дальних дистанциях. Более поздние варианты Т-80 также имели эту возможность. для запуска управляемых ракет.

Т-80БК, командирский вариант Т-80Б, с дополнительными радиостанциями, навигацией оборудование и некоторое другое специализированное оборудование. Для того, чтобы освободить место для этого специализированного оборудования этот вариант потерял способность стрелять противотанковыми управляемыми ракетами. Также количество патронов, предназначенных для основное орудие было уменьшено. Производство Т-80БК началось в 1984 году. и прекращен в 1990 году. Всего было построено 256 танков этого типа.

Т-80БВ, Т-80Б оснащен фугасной защитой «Контакт-1». уровень защиты. Эта дополнительная броня увеличивает защиту от ТЕПЛОВЫЕ патроны. Всего в 2011 г. отремонтировано 66 белорусских Т-80БВ. танки были проданы в Йемен. Позднее эти танки участвовали в боевых действиях.

Т-80БВК, командирский вариант Т-80БВ, с дополнительной связью оборудование.

Т-80У, улучшенный и лучше защищенный вариант. Он был оснащен новым ВЗД «Контакт-5». Предполагается, что броня защита Т-80У составляет 900 мм от кумулятивных снарядов и 1 100 мм против снарядов. ОБТ Т-80У изначально производился с газотурбинным двигателем ГТД-1000ТФ, развивающим 1 100 л. с. Танки произведен в начале 1990-х были оснащены более мощным Газотурбинный двигатель ГТД-1250, развивающий 1 250 л.с. Этот танк был принят на вооружение Советской Армии в 1985 году. Эта версия выпускалась до 1992.

Т-80УК, командирский вариант Т-80У.

Т-80УД, газотурбинный двигатель заменен на обычный дизельный двигатель, развивающий 1 000 л.с. В остальном он аналогичен Т-80У. Этот танк был введен в 1985 году и принят на вооружение Советской Армии в 1987 году. планировалось стать основным ОБТ Советской Армии. Однако его производство было прекращено в 1991 с распадом СССР. Эти танки в настоящее время находятся на вооружении России и Украина. Некоторое количество украинских Т-80УД было экспортировано в Пакистан в конец 1990-х.

Т-90 использует комплектная башня со всеми системами вооружения Т-80У, установленная на хорошо зарекомендовавшее себя шасси танка Т-72 с дизельным двигателем, которое более экономичный по топливу. Т-90 был разработан после распада СССР и официально принят на вооружение Российской Армии в 1993. Это мелкосерийное производство началось в 1994 году. В настоящее время Т-90 является самый современный основной боевой танк, стоящий на вооружении Российской Армии. Также это входит в десятку лучших основных боевых танков мира.

Т-80УМ1 «Барс» имеет систему противодействия «Штора-1», которая значительно снижает шанс быть пораженным противотанковыми средствами противника управляемое вооружение с полуавтоматическим наведением и многое другое мощный двигатель. Он предназначался для экспортных заказчиков, но получил нет производственных заказов.

Т-80УМ2, еще одна улучшенная версия Т-80У. Как и с Т-80У-М1 было также нацелены в основном на экспортных клиентов. Однако у него был новый состав башню и использовал Комплекс активной защиты «Дрозд-2» вместо Арена. Был построен всего один танк, и он так и не был запущен в производство.

Т-80УЭ1 это модернизированная версия Т-80У, оснащенная тепловизионным прицелом. Этот версия была официально принята на вооружение Российской Армии в 2005 году.

Т-80БВМ — это последняя модернизированная версия Т-80БВ, оснащенная взрывчаткой Реликт реактивная броня и некоторые другие улучшения. Эта обновленная версия впервые был обнародован в 2017 году.

Танковый архив: Самый голодный танк СССР

Сравнительные испытания четырех советских танков были проведены летом и осенью 1976 года по приказу министра обороны СССР Д.Ф. Устинова под названием «О войсковых испытаниях танков» от 20.07.19 г.76. В сентябре была составлена ​​сводка под названием «Протоколы результатов судебных разбирательств». В этой статье будет рассмотрено содержание этих документов.

Т-80 — поляризационный танк. Число его сторонников растет день ото дня, но большинство из них видели его только на экране, в лучшем случае в музее или на демонстрации. Меньше людей считают Т-80 ненужной и вредной машиной, но это, как правило, профессионалы с более глубоким пониманием.

Танк Т-80.

Даже те, у кого есть опыт, попадают по обе стороны пропасти. Рядовые и младшие офицеры обычно в восторге от танка. Действительно, с ним легко обращаться и обслуживать, и он довольно щадящий водителя. Двигатель легко заводится даже зимой, не нужно надевать промасленный комбинезон и возиться в моторном отсеке. Тем, кто служит в этих танках, нравится считать себя элитой танковых войск. Мнение старших командиров, которым нужно думать о боеготовности своих частей и головной боли снабжения, обычно разное.

Всем известно, что газотурбинный двигатель Т-80 — пожиратель топлива. Одни громко озвучивают это мнение, другие по каким-либо причинам скрывают или обходят этот вопрос. Это часто вызывает дискуссии: конечно, Т-80 нужно много топлива, но сколько? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к подлинным документам: отчетам об испытаниях танков Т-80, Т-62, Т-72, ​​Т-64А, проведенных в середине 1976 года. Эти испытания были заказаны министром обороны Д.Ф. Устинова на следующий день после принятия Т-80 на вооружение.


Танк Т-80 обр.1976 г. Фото М. Павлова.

Трудно сказать, что результаты этих испытаний неизвестны. Они часто описывались в литературе, посвященной созданию второго поколения послевоенных танков. На ум приходят четыре вполне современные и серьезные книги, не говоря уже о бесчисленных статьях в периодических изданиях. Их авторы, танкостроители из Ленинграда и Нижнего Тагила, зачастую являются настоящими патриотами своих конструкторских бюро и творений, поэтому нельзя доверять их объективности. Однако время идет, и архивные документы рассекречены, и мы наконец-то можем сами посмотреть первичные документы.

Главкому Сухопутных войск поручено провести испытания на территории Белорусского, Киевского и Прикарпатского военных округов в период с 20 августа по 30 сентября 1976 года для сравнения боевых, технических и эксплуатационных характеристик танков. танки Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 в одинаковых условиях, чтобы использовать эту информацию для дальнейшего улучшения танков.


Танки Т-80 на Кировском заводе в Ленинграде.

Для проведения испытаний в Киевском военном округе был сформирован специальный батальон в составе четырех рот по десять танков. Перед испытаниями были запланированы упражнения по укреплению сплоченности, включающие не менее 300 км вождения.

На испытаниях оценивались тактические возможности каждой роты, их способность вести боевые и походные порядки днем ​​и ночью, время подготовки к бою после длительного марша. Также фиксировались комфорт экипажа, расход смазочных материалов и топлива, время на дозаправку, дальность плавания с использованием основных и ПТБ, время, затрачиваемое на техническое обслуживание. Отдельно измерялась сложность подготовки танков к форсированию рек.

Испытания протяженностью 2500-3000 км прошли в Белорусском, Прикарпатском и Киевском военных округах. Испытания включали в себя ежедневные марш-броски протяженностью не менее 300 км, тактические учения ротного состава с боевой подготовкой и без нее, стрельбу всеми доступными видами боеприпасов с места и с ходу, форсирование реки, занятия с курсов подготовки водителей танков.


Танковая рота Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова.

Для экипажей танков Т-80 привлекались офицеры и расчеты 213-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа. Экипажи танков Т-64А и Т-64Б, прибывших с завода имени Малышева (в том числе три с ракетами «Кобра»), прибыли из Киевского военного округа. Танки Т-72 из Нижнего Тагила были укомплектованы войсками Белорусского военного округа. Наконец, танки Т-62 поступили с 969-й Центральной резервной базы в Уречье (под Минском), их экипажи были из Киевского военного округа. Батальон прошел учения по сплочению с 10 по 19 августа.й. Каждый танк проезжал по 240-280 км.

Результаты испытаний были объединены в окончательный отчет. В отчете говорилось, что войсковые испытания подтвердили, что советские танки обладают высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками и отвечают современным требованиям. Т-80 превосходил в целом (эффективность вооружения, подвижность, боеготовность, удобство экипажа, связь, обслуживание), но уступал Т-72, ​​Т-62 и Т-64А по дальности плавания и экономии топлива. .

Т-64Б с автоматической системой управления огнем и управляемыми боеприпасами превосходил танки других типов при стрельбе на дальность 4000 метров.


Фото сделано на испытаниях в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото из музея Уралвагонзавода.

Принято решение сохранить нынешнее направление советского танкостроения и продолжить развитие:

  • Внедрение высокоточной автоматической системы управления огнем.
  • Внедрение управляемых боеприпасов.
  • Повышение точности стрельбы и огневой мощи.
  • Увеличение боезапаса.
  • Улучшение обзора и целеуказания, особенно для командира.
  • Повышение эффективности защиты, в том числе разработка новых видов.
  • Дальнейшее увеличение удельной мощности танка в сочетании с повышением эффективности трансмиссии, ходовой части и органов управления.
  • Увеличение топливной экономичности и запаса хода танков.
  • Сокращение разрыва между текущим уровнем связи и современными требованиями к управлению танковыми подразделениями.

Требовалось разработать единый танк с газотурбинным или дизельным двигателем, сочетающий в себе лучшие технические решения Т-80, Т-64Б и Т-72.


На полигоне в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото из музея Уралвагонзавода.

Испытания выявили необходимость продолжения работ по улучшению некоторых характеристик и максимальной унификации Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 и их оборудования. Испытания также подтвердили необходимость модернизации Т-62, в том числе для повышения эффективности его вооружения, путем установки системы управления огнем «Волна» с квантовым дальномером и баллистическим вычислителем.

Т-64Б, оснащенный танковым дальномером, баллистическим вычислителем и высокоточным стабилизатором, показал превосходящие результаты по сравнению с Т-80 и Т-72: ускорение поражения цели в 1,33 и 1,76 раза соответственно, расход боеприпасов в 1,2 и 1,8 раза меньше соответственно .

Помимо Т-64Б, Т-80 показал самые высокие результаты практически во всех огневых испытаниях. Превосходство Т-80 над Т-72 при том же вооружении могло быть следствием лучшей подвески, более плавного изменения скорости, меньшей вибрации при работе двигателя.

Несмотря на разные системы прицеливания (ТПД-К1 и ТПД-2-49), Т-72 и Т-64А были примерно равны по скорострельности, расходу боеприпасов и времени поражения цели. Это произошло потому, что Т-64А провел значительное количество испытаний вместе с Т-64Б, оснащенным квантовым дальномером, и, таким образом, мог корректировать их огонь, используя данные, полученные от танков Т-64Б. Падение характеристик Т-72 могло быть вызвано отсутствием опыта использования квантового дальномера ТПД-К1.

Худшие результаты показал Т-62, что объясняется худшей баллистикой 115-мм пушки У5-ТС, высокой чувствительностью кумулятивных боеприпасов к боковому ветру и несовершенными системами управления огнем.

Максимальная эффективная дистанция поражения танков со 125-мм орудиями составляла 2300-2500 метров с БОПС с места или 1700-1900 метров с ходу, 1600-1800 метров с кумулятивными снарядами с места или 1400-1600 метров с ходу. Дальность стрельбы Т-62 была меньше, чем у Т-80, Т_64А и Т-72 на 200-300 метров.

Стрельба Т-64Б выстрелом 9М112 на дальность 2900-3800 метров показала, что танки с комплексом “Кобра” имеют большую дальность и могут надежно поражать цель как в движении, так и с места. Из 29выстрелов 21 попадание, 4 промаха и 4 осечки. Наличие осечек свидетельствовало о том, что работы по повышению надежности боеприпасов все же необходимы.

Стрельба ОФ на большое расстояние показала, что танки могут бороться с малоразмерными целями, в том числе с ПТРК, на дальностях 3500-4000 метров. В среднем взводы, стреляющие по целям с большой дальности, затрачивали следующее количество времени и боеприпасов:

  • Т-80: 5,4 выстрела за 1,20 минуты
  • Танки Т-64А: 6,3 выстрела за 1,50 минуты
  • Т-72: 7,6 выстрела за 1,75 мин
  • Т-62: 6,0 выстрела за 2,60 мин цель №12 с APFSDS измерялась следующим образом:

    • Бездействие:
      • Танки Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72: 95%
      • Танки Т-62: 100% На ходу:
        • Танки Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72: 87-93%
        • Танки Т-62: 73%

      В ходе учебных стрельб были зафиксированы следующие показатели попаданий:

      • Т-80: 54%
      • Т-64А: 48%
      • Т-72: 494% 904%
      • Т-62: 34%

      Время подготовки первого выстрела было следующим:

      • Т-80: 20-27 сек
      • Т-64А: 20-35 сек 29 секунд
      • Т-62: 18-28 секунд

      Время на поражение цели:

      • Т-80: 42 секунды
      • Т-64А: 51 секунда
      • Т-72: 54 секунды
      • Т-62: 75 секунд

      Артиллерийские испытания показали, что оружие и боеприпасы достаточно надежны для проведения всех испытаний. Орудия не нужно было перекалибровывать или обслуживать после длительных маршей. На подготовку к бою после длительного марша уходило 10-15 минут, в основном на внешний осмотр и протирание пыли от оружия, прицелов и приборов наблюдения.

      Танк Т-80 идет по разрушенной дороге во время испытаний.

      Испытания показали, что Т-80, Т-64А и Т-72 обладают высокими тактическими характеристиками и способны выдвигаться, строиться в предбоевые и боевые порядки, атаковать, маневрировать, флангировать и поражать укрытые цели на высоких скоростях. . Тактические учения на уровне роты с боевыми тренировками дали следующую среднюю скорость продвижения:

    Несмотря на несколько более высокую скорость наступления, Т-72 показал худшие результаты стрельбы, чем Т-64А. У Т-62 была самая низкая скорость продвижения и процент поражения целей. Показатель попаданий был следующим:

    • T-80: 63.6%
    • T-64A: 37.3%
    • T-72: 36.1%
    • T-62: 19. 6%

    And the average amount of defeated targets:

    • T- 80: 81,5%
    • Т-64А: 60,0%
    • Т-72: 66,7%
    • Т-62: 66,1%

    Колонна танков Т-80 движется по дорогам Украины. Фото ООО “Спецмаш”

    При движении днем ​​по грунтовым дорогам поддерживались следующие скорости:

    • Т-80: 32,1-40 км/ч
    • Т-64А: 26,0-29,8 км/ч
    • Т-72: 28,8-35,6 км/ч
    • Т-62: 20,8-25,7 км/ч

    Средняя тактическая скорость мало отличалась от средней технической скорости. Лучшую скорость при движении показала рота Т-80, и это не было пределом. Подсчитано, что при улучшении органов управления и приборов наблюдения для командира и механика-водителя эта скорость может значительно возрасти.

    Средняя скорость в колонне, зафиксированная на тренировке, составила (походный/боевой строй):

    • T-80: 28,2/25,5 км/ч
    • Т-64a: 23,7/19,9 км/ч
    • Т-72: 26,2/23,0 кф.
    • Т-62: 20,0/16,8 KPH
    • 79079079079079079079079079079. 907 907907907907907907907907 9079079079. 907907 90707
    • . заняло следующее количество времени:

      • Т-80: 10,5-11 часов
      • Т-64А: 13,5-14 часов
      • Т-72: 12,0-12,5 часов
      • Т-62: 16,5-18 часов
          0
        0

        С учетом времени, необходимого для службы и отдыха, каждая рота может ежедневно преодолевать следующие расстояния:

        • Т-80: 400-450 км
        • Т-64А: 300-330 км
        • Т-72: 350-400 км
        • Т-62: до 270 км

        В среднем по курсу

        • Т-80: 22 820 л топлива и 0 л масла
        • Т-64А: 13 544 л топлива и 304 л масла
        • Т-72: 12 337 л топлива и 157 л масла
        • Т-62: 9782 л топлива и 134 л масла

        На 100 км средний расход топлива составил:

        • Т-80: 642 л
        • Т-64А: 404 л
        • Т-72: 357 л
        • Т-62: 308 л

        Танк Т-80 форсирует реку. Фото ООО “Спецмаш”

        Испытания показали, что средний запас хода каждого танка составил (основные баки/десантные баки/при сохранении 20% резерва):

        • Т-80: 278/338/270 км
        • Т-80 64А: 305/400/320 км
        • Т-72: 322/430/344 км
        • Т-62: 301/427/341 км

        Диапазон среднего запаса хода в различных дорожных условиях составил (основной танки/десантные баки):

        • Т-80: 255-340/310-413 км
        • Т-64А: 263-366/348-490 км
        • Т-72: 273-400/366-535 км
        • Т-62: 25 -358/363-506 км

        В Т-64А, Т-72 и Т-62 было достаточно масла, чтобы проехать два дня без дозаправки. Запас масла у Т-80 был фактически безграничным.


        Обсуждение результатов испытаний, 1976 год. Музей Уралвагонзавода.

        Время на заправку одного танка составило:

        • Т-80: 18 минут
        • Т-64А: 30 минут
        • Т-72: 27 минут
        • Т-62: 26 минут

        Трем бензовозам потребовалось следующее количество времени для заправки танковой роты:

        • Т-80: 40-44 минуты
        • Т-64А : 64-68 минут
        • Т-72: 60-64 минуты
        • Т-62: 56-60 минут

        защищает топливо от грязи и пыли.

        900:05 Состояние экипажа оценивается как удовлетворительное. Экипажи танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 были способны выполнять дальнейшие задачи даже после совершения дальних маршей. Медицинское обследование экипажей показало, что наименее истощенными были экипажи Т-80, несколько более истощены экипажи Т-72 и Т-64А, а наиболее истощены экипажи Т-62.

        Исследование учений по боевой подготовке, проведенное в ходе испытаний, показало, что части с танками Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 способны быстро выходить в бой. Время выхода из базы в теплую погоду составило: 9 ч.0192

        • Т-80: 5,5 мин.
        • Т-64А: 10 мин.
        • Т-72: 10 мин.
        • Т-62: 12 мин. время после длительного марша составляло до 4,5 часов у частей, оснащенных танками Т-80, Т-64А, Т-72, ​​и до 6,5 часов у частей с танками Т-62.

          Время подготовки танка к форсированию реки составило:

          • Т-80: 84 минуты
          • Т-64А: 27,9 мин
          • Т-72: 21,3 мин
          • Т-62: 25,4 мин

          Средняя скорость движения танков Т-80, Т-64А, Т-72, ​​Т-62 при преодоление препятствий составляло 9-13 км/ч. На дороге с препятствиями были зафиксированы следующие средние скорости: до Т-62, Т-80, Т-64А и Т-72 было намного проще и быстрее обслуживать из-за более коротких задач обслуживания, которые выполнялись чаще. Самым быстрым в обслуживании был Т-80, самым медленным – Т-64А. Общее время обслуживания одного танка на 1000 км пробега составило:

          • Т-80: 8,16 ч
          • Т-64А: 11,06 ч
          • Т-72: 13,03 ч
          • Т-62: 22,12 ч бригады заменяют силовой агрегат всего за 4-5 часов, а опорное колесо – за 0,5 часа.

            Ни на одном из протестированных танков не было системы устранения неполадок, что делало поиск и устранение проблем трудоемкими. Только у Т-64Б была функция устранения неполадок в системе управления огнем «Кобра». Танки на испытаниях работали надежно, за исключением пяти двигателей ГТД-1000Т, вышедших из строя из-за производственного брака.

             


            Главный конструктор КБ СКБ «Спецмаш» Н.С. Попов дает указания экипажам танков Т-80. Фото ООО “Спецмаш”

            По итогам испытаний Т-80 занял первое место. Впрочем, выводы читатели могут сделать сами. Важно знать контекст испытаний. Комиссии необходимо было обосновать принятие третьего ОБТ на вооружение, так как интересы КБ «Трансмаш» и Кировского завода представлял Д.Ф. Устинова лично. Главный конструктор Н.С. Попов также вошел в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1919 г.76 и ЦК КПСС в 1982 году.

            Были получены различные уловки для получения необходимых результатов. Например, наводчики Т-72 никогда раньше не работали с лазерными дальномерами, а танкам Т-64А помогали танки Т-64Б, которые изначально не должны были быть на испытаниях. Эти факторы указаны в отчете и не имеют прямого отношения к Т-80. Однако участники напоминают, что колонны танков Т-80 во время маршей рассредоточиваются на несколько километров для получения более высоких показателей скорости и экономии топлива. По сути, это была уже не колонна, а ряд отдельных танков, каждый из которых двигался в том режиме, который был наиболее подходящим. Даже не зная этих нюансов, нетрудно заметить, что Т-80 не так уж сильно превосходил своих конкурентов, особенно Т-72. В реальном бою польза от этих преимуществ была бы ничтожной.

            Расход топлива у танка Т-80 действительно был катастрофически велик. Чтобы проехать 100 км, требовалось 642 л топлива по сравнению с 357 л у Т-72. Средний расход топлива на один Т-80 составлял 22 820 л, но только 12 337 л на Т-72. Конечно, Т-80 “летал” на 1000-сильной турбине, а Т-72 – на 780-сильном дизеле, но, как видите, преимущества в подвижности, обеспечиваемые газовой турбиной, были невелики. Разница при движении танковыми колоннами составляла 2-2,5 км/ч, техническая скорость отдельного танка была выше на 5 км/ч, а в наступлении разница составляла всего 1 км/ч! В дальнейших комментариях нет необходимости.