Т 80 расход топлива на 100 км: Самый прожорливый танк Советского Союза

На что способен танк Т-80У: газотурбинный монстр

Редко какой танк или другой вид российского оружия вызывает столько споров и противоречивых мнений, как Т-80. В 2017 году мы провели тест-драйв Т-80У и обсудили с экспертом технические особенности этого семейства танков.

Александр Грек

Т-80 – первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели. Быстро выяснилось, что они неспособны нормально работать в наземных условиях – вибрация и облака пыли быстро выводили ГТД из строя. Пришлось разрабатывать двигатель с самого нуля. Но откуда вообще возникла идея устанавливать газотурбинный двигатель на танк? «Во-первых, таким образом хотели решить проблему повышения боеготовности машины в условиях нашего сурового климата, – говорит Сергей Суворов, военный эксперт, кандидат военных наук, в прошлом – офицер-танкист.

– Для того чтобы танк с дизельным двигателем мог начать движение при температурах от 0 до –20°С, необходимо для начала разогреть двигатель с помощью специального устройства – подогревателя – в течение 20–30 минут, затем запустить силовой агрегат и еще прогревать его около 10 минут на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не поднимется примерно до 40°C. Таким образом, зимой требуется в общей сложности 30–40 минут для выхода танка по тревоге из парка, что в боевых условиях немало. Газотурбинный танк может трогаться с места уже через 45 секунд после нажатия на кнопку пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха.

Второе преимущество ГТД – так называемый коэффициент приспособляемости двигателя. Чем выше его значение, тем проще может быть конструкция коробки передач. Коробка передач Т-80 схожа с той, что установлена на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд – в результате вместо семи передач их всего четыре. А упрощение всегда означает повышение надежности и удешевление конструкции, снижение утомляемости механика-водителя.

Впрочем, сам по себе газотурбинный двигатель заметно дороже дизельного».

Не задохнуться в пыли

Еще одним толчком для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков стали интересоваться в США. В условиях холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло пропустить такую информацию мимо ушей. Нашей оборонке пришлось срочно приступить к работе, и в результате Т-80 появился на свет раньше своего газотурбинного собрата-конкурента – танка M1A1 Abrams – на несколько лет.

Одной из главных задач, которую предстояло решить конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Та система очистки воздуха, которую в результате удалось сделать, уникальна, и аналогов в мире ей нет. Газотурбинный Abrams тоже имеет систему очистки, однако в ходе американской операции в Ираке «Буря в пустыне» выяснилось, что в условиях песчаной бури американский танк мог двигаться или стоять на месте с работающим двигателем не более 15 минут.

Затем приходилось останавливаться и вытряхивать песок из бумажных фильтров. В Т-80 с пылью боролись прямоточные циклоны – вихревые газоочистители. Кроме того, пневмовибратор стряхивал песок с наиболее подверженного загрязнению соплового аппарата. После остановки двигателя пыль также стряхивалась с лопаток турбины, и на них не происходило запекания песка в виде стекловидной массы.

Комфорт и чистота

«Когда Т-80 движется на тебя, на расстоянии до 30 м машины совсем не слышно, – рассказывает Сергей Суворов. – Первое, что доносится до слуха, – это лязг зубьев ведущих колес. Танк не дымит, выпуская практически чистый горячий воздух. Я служил на Т-80 и думаю, что в плане комфорта среди отечественных танков ему не было равных до появления Т-90АМ. Сказки о комфорте в танках западного производства так и остались сказками. Уровень эргономики во всех «абрамсах», «леопардах», «меркавах» и прочих «челленджерах» примерно на уровне Т-55 или Т-62.

В «восьмидесятках» при –35°С механик-водитель раздевался да нательного белья, я сидел в башне на командирском месте в хромовых сапогах. Никаких рукавиц – тонкие кожаные перчатки. На других машинах в холод без нескольких слоев одежды, меховых варежек, шерстяной маски на лицо и валенок в башне не поездишь».

Т-80У – наиболее совершенная на сегодня машина из всего семейства Т-80. В этой модификации, появившейся в 1985 году, был применен новый комплекс вооружения. Несколько лет спустя тот же комплекс поставили на танк Т-72Б, после этого и ряда доработок танк получил наименование Т-90. Он располагает более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. у предшествующих модификаций).

В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка танков Т-80БВ, включающего несколько тысяч машин, и хотя официально параметры программы не объявлены, можно предположить, что итогом станет боевая машина, не уступающая по боевым свойствам Т-80У (а по некоторым показателям превосходящая его). Вероятно, будет произведена замена двигателя на ГТД-1250, танк оборудуют системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Также машина получит современную динамическую защиту.

На пути к гибриду

Одна из главных претензий, предъявляемых танку Т-80, – прожорливость его газотурбинного двигателя. С этим трудно поспорить – ГТД действительно потребляет больше топлива, чем дизель. «Основной вид горючего для этого танка – дизельное топливо, – говорит Сергей Суворов, – но Т-80 может ездить и на керосине, и на смесях бензина. Как-то во время службы на Урале я столкнулся с ситуацией, когда мои танки ездили практически на воде. Баки нам заправили какой-то белой, похожей на молоко жидкостью, в которой воды было, наверно, не меньше 50%. Я тогда задавал себе вопрос – сколько бы на этой адской смеси проехал Abrams? А Т-80 ездили как ни в чем не бывало. При этом температура воздуха в тот день была ниже –10°С. Но проверку батальон сдал. Правда, потом от влаги начались проблемы в работе топливной системы двигателя».

Как считает Сергей Суворов, относительно низкая экономичность Т-80 связана не только и не столько с применением ГТД, сколько с конструкцией именно танковых газотурбинных двигателей. В отличие от дизеля, мотор Т-80 имеет более низкую приемистость. Чтобы набрать максимальные обороты, а следовательно, и мощность, дизелю надо полсекунды, а ГТД-1000/1250 – секунды три-четыре. Если на пути танка яма, механик-водитель должен бросить педаль газа, то есть сократить подачу топлива. Двигатель резко сбрасывает обороты, и танк фактически останавливается. Потом механик снова нажимает педаль подачи топлива, но требуется еще несколько секунд, пока турбина раскрутится снова. Чтобы не стоять в ямах, танкистов обучали раскручивать турбину до максимальных оборотов, а затем в яме замедляться с помощью системы торможения.

Танк при этом не глохнет – так как нет жесткой связи между турбиной двигателя и трансмиссией, между ними связь только газодинамическая, однако топливо продолжает литься рекой. «В танковом газотурбинном двигателе была изначально применена не совсем правильная идеология подачи топлива, – объясняет Сергей Суворов. – Например, в ряде авиационных газотурбинных двигателей после запуска автоматически поддерживается заданное значение постоянных оборотов, а регулирование мощности на валу осуществляется за счет изменения подачи топлива, без изменения частоты вращения турбины. Если бы в танковом двигателе существовала такая же система, тогда и расход топлива был бы почти таким же, как на дизеле». Впрочем, конструкторская мысль не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, который по экономичности не уступает дизелям.

Пока страшно не станет


Т-80 устроен совсем иначе, чем обычные дизельные танки, но управляется гораздо проще, инструктирует меня командир танка сержант Степанов. В нем всего две педали, и он никогда не глохнет. Правая педаль газа отвечает за подачу топлива, а левая – за работу регулируемого соплового аппарата, РСА. Правой педалью газа ты раскручиваешь основную турбину, а левой меняешь положение лопаток силовой турбины. Сержант Степанов рекомендует мне держать правую педаль на максимуме, а работать только левой. Отпустил – несешься вперед, нужно подтормозить – слегка нажал, лопатки поменяли угол, скорость замедлилась. Нажал сильнее – они приняли отрицательный угол, и Т-80 тормозит турбиной. Нажал еще сильнее – и только тогда в дело вступают гидравлические тормоза. «Выжал РСА, включил передачу и движешься, – я внимаю каждому слову Степанова, – мощный двигатель Т-80 никогда не заглохнет, если не кончится горючее. Не связанную валом с компрессором силовую турбину раскручивает поток горячего газа из газогенератора. Даже если турбина застопорится, ничто не помешает газогенератору продолжать работу. Если на подъеме мощности не хватает, танк просто останавливается, но турбина не глохнет.

Переключаешься на пониженную и вперед. А на Т-72 идет нагрузка на дизель. Так как у него прямое сцепление с двигателем, при подъеме в гору надо нажать сцепление, включить передачу, и в этот момент можно скатиться назад».

46-тонная машина стоит как вкопанная, и не верится, что эту массу железа что-то может сдвинуть с места. Выполняю все рекомендации Степанова, и Т-80 резво начинает движение по полигону. Левый рычаг на себя, газ не сбрасываем, и танк легко, почти на месте делает полицейский разворот! И это 46-тонная машина! Летим к небольшой полигонной горке. Переключаемся на передачу ниже, и танк без надрыва взлетает на самый верх, турбина монотонно свистит за спиной. Уже через десять минут езды я чувствую себя заправским механиком-водителем и жалею, что в армии попал не в танковые войска.

«Я управлял и Т-72, и Т-90, но для меня самый лучший танк – Т-80, – говорит сержант Степанов. – Т-80 ускоряется очень быстро, быстро набирает скорость и движется намного быстрее, чем Т-72. Если Т-72 пойдет по ровной дороге 70 км/ч, то Т-80 можно разогнать, пока страшно не станет». И это тот случай, когда я готов подписаться под каждым словом.

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА \ КонсультантПлюс

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Приложение N 5

(в примерах приводятся условные цифры)

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.

Нормативный расход топлива составляет:

л

2. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-111840 Калина, работавший в горной местности на высоте 850 – 1500 м над уровнем моря, совершил пробег 220 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет = 8,0 л/100 км;

надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10% (среднегорье).

Нормативный расход топлива составляет:

л

3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет = 11,0 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D = 25%, за работу в зимнее время D = 15%.

Нормативный расход топлива составляет:

л

4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D = 7%.

Нормативный расход топлива составляет:

л

5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS500 составляет = 14,8 л/100 км;

время вынужденного простоя с работающим двигателем T = 2,0 часа;

надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D = 25%; за работу в зимнее время D = 10%; при использовании установки климат-контроль при движении автомобиля D = 10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя – 10% от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль – 10% от значения базовой нормы.

Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:

л

Нормативный расход топлива составляет:

л

6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет = 39,0 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D = 20%; за работу в зимнее время составляет D = 8%;

норма расхода топлива на работу отопителя составляет = 2,5 л/ч.

Нормативный расход топлива составляет:

л

7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-43253-15 составляет = 24,2 л/100 км;

норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т·км.

Нормативный расход топлива составляет:

л

8. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-65117-62 с прицепом выполнил транспортную работу в объеме 8400 т·км в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 – 2000 м и совершил общий пробег 470 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-65117-62 составляет = 26,0 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т·км;

норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляет = 1,3 л/100 т·км;

надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%; за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;

масса снаряженного прицепа = 4,2 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-65117-62 с прицепом составляет:

л/100 км.

Нормативный расход топлива составляет:

л

9. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-5440-А8 с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 т·км при пробеге 600 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного МАЗ-5440-А8 составляет = 18,7 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т·км;

норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа = 1,3 л/100 т·км;

масса снаряженного полуприцепа = 8,0 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5440-А8 с полуприцепом без груза составляет:

л/100 км

Нормативный расход топлива составляет:

л

10. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-65115, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 185 км, выполнив при этом m = 20 ездок с грузом. Работа осуществлялась в карьере.

Исходные данные:

транспортная норма расхода топлива на пробег для автомобиля-самосвала КамАЗ-65115 (с коэффициентом загрузки 0,5) составляет = 36,8 л/100 км;

норма расхода топлива на каждую ездку с грузом составляет = 0,25 л;

надбавки при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта, D = 10%; на работу в карьере D = 25%.

Нормативный расход топлива составляет:

л

11. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25,0 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс базового бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет = 27,7 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т · км;

масса снаряженного самосвального прицепа = 4,5 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет:

л/100 км

Нормативный расход топлива составляет:

л

12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс. человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2. 3TDI составляет = 10,8 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%; надбавка за работу с частыми технологическими остановками – D = 10%; надбавка за работу без учета веса перевозимого груза – D = 10%.

Нормативный расход топлива составляет:

л

Основной боевой танк Т-80 | Military-Today.com

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1976
Экипаж 3 мужчины
Размеры и вес
Вес 42 т
Длина (пистолет вперед) 9,47 м
Длина корпуса 6,78 м
Ширина 3,53 м
Высота 2,3 м
Вооружение
Основное орудие 125 мм гладкоствольный
Пулеметы 1 х 7,62 мм, 1 х 12,7 мм
Диапазон высот – от 5 до + 14 градусов
Диапазон перемещения 360 градусов
Боеприпасы
Основное орудие 40 патронов
Пулеметы 2 000 х 7,62 мм, 300 х 12,7 мм
Мобильность
Двигатель ГТД-1000Т ГТД
Мощность двигателя 1 000 л. с.
Максимальная скорость по дороге 70 км/ч
Диапазон 335 км
Маневренность
Градиент 60%
Боковой откос 40%
Вертикальная ступенька 1 м
Траншея 2,85 м
Фординг 1,2 м
Фординг (с подготовкой) 5 м

 

Т-80 основной боевой танк является дальнейшим развитием Т-64, имевший ряд существенных недостатков. Он также был более способным альтернатива Т-72. Наиболее существенные черты Т-80 по сравнению с Т-72 являются его газотурбинный двигатель и способность стрелять противотанковыми управляемыми ракетами (Т-80Б и более поздние варианты) в том же образом, как обычные раунды. Т-80 был принят на вооружение Советской Армии в 1976 однако оригинал версия не строилась в большом количестве. С введением Т-80 Советский Союз эксплуатировал 3 разных основных боевых танка, Т-64, Т-72 и Т-80. Все эти танки имели схожую конструкцию и в целом схожие возможности, хотя Т-80 был самым мощным. Однако основные компоненты этих трех танков не были взаимозаменяемыми. Советской Армии было нелегко поддерживать все эти 3 разные типы танков вообще. В настоящее время в России действует всего 4 500 основных боевых танков Т-80 всех модификаций. Из-за дорогих техническое обслуживание большинства этих резервуаров в резерве. Некоторые официальные источники сообщалось, что все ОБТ серии Т-80 должны быть сняты с вооружения. к 2015 году. Однако недавно МО РФ подписало контракт на ремонтировать и модернизировать эти танки, чтобы держать их в оперативная служба. В настоящее время Российская Армия действует Т-90 ОБТ и капитально отремонтированные или модернизированные версии Т-72. Основная причина что эти танки с обычными дизелями дешевле в эксплуатации и обслуживать, чем Т-80. Другие операторы Т-80 и его варианты. Беларусь (92), Китай (200), Кипр (41), Казахстан, Южная Корея (80), Сирия (320) и Украина (271).

У Т-80 есть композитная броня на передней дуге. Танки Т-80 изначально окрашены в оливково-серый цвет.

Танк вооружен полностью стабилизированной 125-мм гладкоствольной пушкой. Он оснащен автозагрузчик карусельного типа. Автозагрузчик аналогичен Т-64, но отличается от такового на Т-72. Использование автозагрузчика позволило уменьшить внутренний объем, а также внешний габарит танка, как члена экипажа, заряжавшего боезапас, уже не было обязательный. Если автозагрузчик выйдет из строя, ружье можно будет зарядить вручную. Команда. Хотя при ручном заряжании скорострельность около 1-2 выстрела в минуту.

Усовершенствованный Т-80Б, который поступил на вооружение в 1978 году, а также более поздние варианты Т-80, может запускать противотанковые управляемые ракеты «Кобра» так же, как и обычные боеприпасы.

Среднее Вооружение состоит из 7,62-мм спаренного пулемета и 12,7-мм зенитный пулемет.

У Т-80 есть экипаж из трех человек, включая командира, наводчика и водителя.

Этот танк оснащен газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, развивающим 1 000 Лошадиные силы. В основном это модифицированная силовая установка вертолета. Достоинствами такого двигателя являются его компактные размеры, высокая выходная мощность и возможность запуска при температуре низко как -40С. В результате Т-80 оказался намного быстрее Т-72 и Т-64, и имел превосходные характеристики проходимости. Однако его газовая турбина двигатель имеет ряд недостатков. Наиболее заметным является высокий расход топлива. Он может потреблять до 750 литров топлива на 100 км пробега. Другой недостатки – хлопотное обслуживание и высокий агрегат цена. На Т-80 также устанавливается вспомогательная силовая установка, питающая всех систем при выключенном основном двигателе. Приостановление Т-80 был улучшен по сравнению с Т-64.

Варианты

Т-80Б, первый вариант оригинального Т-80, выпускавшийся в больших количествах. Он вошел службу в 1978 году. Этот танк способны запускать противотанковые управляемые ракеты «Кобра» (западные отчетное имя AT-8 Songster) в так же, как обычные раунды. Ракеты имеют радиоуправление и радиус действия до 4 км. Эти ракеты увеличивают дальность поражения танка, так как его пушка не особенно точен на дальних дистанциях. Более поздние варианты Т-80 также имели эту возможность. для запуска управляемых ракет.

Т-80БК, командирский вариант Т-80Б, с дополнительными радиостанциями, навигацией оборудование и некоторое другое специализированное оборудование. Для того, чтобы освободить место для этого специализированного оборудования этот вариант потерял способность стрелять противотанковыми управляемыми ракетами. Также количество патронов, предназначенных для основное орудие было уменьшено. Производство Т-80БК началось в 1984 году. и прекращен в 1990 году. Всего было построено 256 танков этого типа.

Т-80БВ, Т-80Б оснащен фугасной защитой «Контакт-1». уровень защиты. Эта дополнительная броня увеличивает защиту от ТЕПЛОВЫЕ патроны. Всего в 2011 г. отремонтировано 66 белорусских Т-80БВ. танки были проданы в Йемен. Позднее эти танки участвовали в боевых действиях.

Т-80БВК, командирский вариант Т-80БВ, с дополнительной связью оборудование.

Т-80У, улучшенный и лучше защищенный вариант. Он был оснащен новым ВЗД «Контакт-5». Предполагается, что броня защита Т-80У составляет 900 мм от кумулятивных снарядов и 1 100 мм против снарядов. ОБТ Т-80У изначально производился с газотурбинным двигателем ГТД-1000ТФ, развивающим 1 100 л. с. Танки произведен в начале 1990-х были оснащены более мощным Газотурбинный двигатель ГТД-1250, развивающий 1 250 л.с. Этот танк был принят на вооружение Советской Армии в 1985 году. Эта версия выпускалась до 1992.

Т-80УК, командирский вариант Т-80У.

Т-80УД, газотурбинный двигатель заменен на обычный дизельный двигатель, развивающий 1 000 л.с. В остальном он аналогичен Т-80У. Этот танк был введен в 1985 году и принят на вооружение Советской Армии в 1987 году. планировалось стать основным ОБТ Советской Армии. Однако его производство было прекращено в 1991 с распадом Советского Союза. Эти танки в настоящее время находятся на вооружении России и Украина. Некоторое количество украинских Т-80УД было экспортировано в Пакистан в конец 1990-х.

Т-90 использует комплектная башня со всеми системами вооружения Т-80У, установленная на хорошо зарекомендовавшее себя шасси танка Т-72 с дизельным двигателем, которое более экономичный по топливу. Т-90 был разработан после распада СССР и официально принят на вооружение Российской Армии в 1993. Это мелкосерийное производство началось в 1994 году. В настоящее время Т-90 является самый современный основной боевой танк, стоящий на вооружении Российской Армии. Также это входит в десятку лучших основных боевых танков мира.

Т-80УМ1 «Барс» имеет систему противодействия «Штора-1», которая значительно снижает шанс быть пораженным противотанковыми средствами противника управляемое вооружение с полуавтоматическим наведением и многое другое мощный двигатель. Он предназначался для экспортных заказчиков, но получил нет производственных заказов.

Т-80УМ2, еще одна улучшенная версия Т-80У. Как и с Т-80У-М1 было также нацелены в основном на экспортных клиентов. Однако у него был новый состав башню и использовал Комплекс активной защиты «Дрозд-2» вместо Арена. Был построен всего один танк, и он так и не был запущен в производство.

Т-80УЭ1 это модернизированная версия Т-80У, оснащенная тепловизионным прицелом. Этот версия была официально принята на вооружение Российской Армии в 2005 году.

Т-80БВМ — это последняя модернизированная версия Т-80БВ, оснащенная взрывчаткой Реликт реактивная броня и некоторые другие улучшения. Эта обновленная версия впервые был обнародован в 2017 году.

Танковый архив: Самый голодный танк СССР

Сравнительные испытания четырех советских танков были проведены летом и осенью 1976 года по приказу министра обороны СССР Д.Ф. Устинова под названием «О войсковых испытаниях танков» от 20.07.19 г.76. В сентябре была составлена ​​сводка под названием «Протоколы результатов судебных разбирательств». В этой статье будет рассмотрено содержание этих документов.

Т-80 — поляризационный танк. Число его сторонников растет день ото дня, но большинство из них видели его только на экране, в лучшем случае в музее или на демонстрации. Меньше людей считают Т-80 ненужной и вредной машиной, но это, как правило, профессионалы с более глубоким пониманием.

Танк Т-80.

Даже те, у кого есть опыт, попадают по обе стороны пропасти. Рядовые и младшие офицеры обычно в восторге от танка. Действительно, с ним легко обращаться и обслуживать, и он довольно щадящий водителя. Двигатель легко заводится даже зимой, не нужно надевать промасленный комбинезон и возиться в моторном отсеке. Тем, кто служит в этих танках, нравится считать себя элитой танковых войск. Мнение старших командиров, которым нужно думать о боеготовности своих частей и головной боли снабжения, обычно разное.

Всем известно, что газотурбинный двигатель Т-80 — пожиратель топлива. Одни громко озвучивают это мнение, другие по каким-либо причинам скрывают или обходят этот вопрос. Это часто вызывает дискуссии: конечно, Т-80 нужно много топлива, но сколько? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к подлинным документам: отчетам об испытаниях танков Т-80, Т-62, Т-72, ​​Т-64А, проведенных в середине 1976 года. Эти испытания были заказаны министром обороны Д.Ф. Устинова на следующий день после принятия Т-80 на вооружение.


Танк Т-80 обр.1976 г. Фото М. Павлова.

Трудно сказать, что результаты этих испытаний неизвестны. Они часто описывались в литературе, посвященной созданию второго поколения послевоенных танков. На ум приходят четыре вполне современные и серьезные книги, не говоря уже о бесчисленных статьях в периодических изданиях. Их авторы, танкостроители из Ленинграда и Нижнего Тагила, зачастую являются настоящими патриотами своих конструкторских бюро и творений, поэтому нельзя доверять их объективности. Однако время идет, и архивные документы рассекречены, и мы наконец-то можем сами посмотреть первичные документы.

Главкому Сухопутных войск поручено провести испытания на территории Белорусского, Киевского и Прикарпатского военных округов в период с 20 августа по 30 сентября 1976 года для сравнения боевых, технических и эксплуатационных характеристик танков. танки Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 в одинаковых условиях, чтобы использовать эту информацию для дальнейшего улучшения танков.


Танки Т-80 на Кировском заводе в Ленинграде.

Для проведения испытаний в Киевском военном округе был сформирован специальный батальон в составе четырех рот по десять танков. Перед испытаниями были запланированы упражнения по укреплению сплоченности, включающие не менее 300 км вождения.

На испытаниях оценивались тактические возможности каждой роты, их способность вести боевые и походные порядки днем ​​и ночью, время подготовки к бою после длительного марша. Также фиксировались комфорт экипажа, расход смазочных материалов и топлива, время на дозаправку, дальность плавания с использованием основных и ПТБ, время, затраченное на техническое обслуживание. Отдельно измерялась сложность подготовки танков к форсированию рек.

Испытания протяженностью 2500-3000 км прошли в Белорусском, Прикарпатском и Киевском военных округах. Испытания включали в себя ежедневные марш-броски протяженностью не менее 300 км, тактические учения ротного состава с боевой подготовкой и без нее, стрельбу всеми доступными видами боеприпасов с места и с ходу, форсирование реки, занятия с курсов подготовки водителей танков.


Танковая рота Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова.

Для экипажей танков Т-80 привлекались офицеры и расчеты 213-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа. Экипажи танков Т-64А и Т-64Б, прибывших с завода имени Малышева (в том числе три с ракетами «Кобра»), прибыли из Киевского военного округа. Танки Т-72 из Нижнего Тагила были укомплектованы войсками Белорусского военного округа. Наконец, танки Т-62 поступили с 969-й Центральной резервной базы в Уречье (под Минском), их экипажи были из Киевского военного округа. Батальон прошел учения по сплочению с 10 по 19 августа.й. Каждый танк проезжал по 240-280 км.

Результаты испытаний были объединены в окончательный отчет. В отчете говорилось, что войсковые испытания подтвердили, что советские танки обладают высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками и отвечают современным требованиям. Т-80 превосходил в целом (эффективность вооружения, подвижность, боеготовность, удобство экипажа, связь, обслуживание), но уступал Т-72, ​​Т-62 и Т-64А по дальности плавания и экономии топлива. .

Т-64Б с автоматической системой управления огнем и управляемыми боеприпасами превосходил танки других типов при стрельбе на дальность 4000 метров.


Фото сделано на испытаниях в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото из музея Уралвагонзавода.

Принято решение сохранить нынешнее направление советского танкостроения и продолжить развитие:

  • Внедрение высокоточной автоматической системы управления огнем.
  • Внедрение управляемых боеприпасов.
  • Повышение точности стрельбы и огневой мощи.
  • Увеличение боезапаса.
  • Улучшение обзора и целеуказания, особенно для командира.
  • Повышение эффективности защиты, в том числе разработка новых видов.
  • Дальнейшее увеличение удельной мощности танка в сочетании с повышением эффективности трансмиссии, ходовой части и органов управления.
  • Увеличение топливной экономичности и запаса хода танков.
  • Сокращение разрыва между текущим уровнем связи и современными требованиями к управлению танковыми подразделениями.

Требовалось разработать единый танк с газотурбинным или дизельным двигателем, сочетающий в себе лучшие технические решения Т-80, Т-64Б и Т-72.


На полигоне в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото из музея Уралвагонзавода.

Испытания выявили необходимость продолжения работ по улучшению некоторых характеристик и максимальной унификации Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 и их оборудования. Испытания также подтвердили необходимость модернизации Т-62, в том числе для повышения эффективности его вооружения, путем установки системы управления огнем «Волна» с квантовым дальномером и баллистическим вычислителем.

Т-64Б, оснащенный танковым дальномером, баллистическим вычислителем и высокоточным стабилизатором, показал превосходящие результаты по сравнению с Т-80 и Т-72: ускорение поражения целей в 1,33 и 1,76 раза соответственно, расход боеприпасов в 1,2 и 1,8 раза меньше соответственно .

Помимо Т-64Б, Т-80 показал самые высокие результаты практически во всех огневых испытаниях. Превосходство Т-80 над Т-72 при том же вооружении могло быть следствием лучшей подвески, более плавного изменения скорости, меньшей вибрации при работе двигателя.

Несмотря на разные системы прицеливания (ТПД-К1 и ТПД-2-49), Т-72 и Т-64А были примерно равны по скорострельности, расходу боеприпасов и времени поражения цели. Это произошло потому, что Т-64А провел значительное количество испытаний вместе с Т-64Б, оснащенным квантовым дальномером, и, таким образом, мог корректировать свой огонь, используя данные, полученные от танков Т-64Б. Падение характеристик Т-72 могло быть вызвано отсутствием опыта использования квантового дальномера ТПД-К1.

Худшие результаты показал Т-62, что объясняется худшей баллистикой 115-мм пушки У5-ТС, высокой чувствительностью кумулятивных боеприпасов к боковому ветру и несовершенными системами управления огнем.

Максимальная эффективная дистанция поражения танков со 125-мм орудиями составляла 2300-2500 метров с БОПС с места или 1700-1900 метров с ходу, 1600-1800 метров с кумулятивными снарядами с места или 1400-1600 метров с ходу. Дальность стрельбы Т-62 была меньше, чем у Т-80, Т_64А и Т-72 на 200-300 метров.

Стрельба Т-64Б выстрелом 9М112 на дальность 2900-3800 метров показала, что танки с комплексом “Кобра” имеют большую дальность и могут надежно поражать цель как в движении, так и с места. Из 29выстрелов 21 попадание, 4 промаха и 4 осечки. Наличие осечек свидетельствовало о том, что работы по повышению надежности боеприпасов все же необходимы.

Стрельба ОФ на большое расстояние показала, что танки могут бороться с малоразмерными целями, в том числе с ПТРК, на дальностях 3500-4000 метров. В среднем взводы, стреляющие по целям с большой дальности, затрачивали следующее количество времени и боеприпасов:

  • Т-80: 5,4 выстрела за 1,20 минуты
  • Танки Т-64А: 6,3 выстрела за 1,50 минуты
  • Т-72: 7,6 выстрела за 1,75 мин
  • Т-62: 6,0 выстрела за 2,60 мин цель №12 с APFSDS измерялась следующим образом:

    • Бездействие:
      • Танки Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72: 95%
      • Танки Т-62: 100% На ходу:
        • Танки Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72: 87-93%
        • Танки Т-62: 73%

      В ходе учебных стрельб были зафиксированы следующие показатели попаданий:

      • Т-80: 54%
      • Т-64А: 48%
      • Т-72: 490% 904%
      • Т-62: 34%

      Время подготовки первого выстрела составило:

      • Т-80: 20-27 сек
      • Т-64А: 20-35 сек 29 секунд
      • Т-62: 18-28 секунд

      Время на поражение цели:

      • Т-80: 42 секунды
      • Т-64А: 51 секунда
      • Т-72: 54 секунды
      • Т-62: 75 секунд

      Артиллерийские испытания показали, что оружие и боеприпасы достаточно надежны для проведения всех испытаний. Орудия не нужно было перекалибровывать или обслуживать после длительных маршей. На подготовку к бою после длительного марша уходило 10-15 минут, в основном на внешний осмотр и протирание пыли от оружия, прицелов и приборов наблюдения.

      Танк Т-80 идет по разрушенной дороге во время испытаний.

      Испытания показали, что Т-80, Т-64А и Т-72 обладают высокими тактическими характеристиками и способны выдвигаться, строиться в предбоевые и боевые порядки, атаковать, маневрировать, флангировать и поражать укрытые цели на высоких скоростях. . Тактические учения ротного уровня с боевой учебой дали следующую среднюю скорость продвижения:

    Несмотря на несколько более высокую скорость наступления, Т-72 показал худшие результаты стрельбы, чем Т-64А. У Т-62 была самая низкая скорость продвижения и процент поражения целей. Показатель попаданий был следующим:

    • T-80: 63.6%
    • T-64A: 37.3%
    • T-72: 36.1%
    • T-62: 19. 6%

    And the average amount of defeated targets:

    • T- 80: 81,5%
    • Т-64А: 60,0%
    • Т-72: 66,7%
    • Т-62: 66,1%

    Колонна танков Т-80 движется по дорогам Украины. Фото ООО “Спецмаш”

    При движении днем ​​по грунтовым дорогам поддерживались следующие скорости:

    • Т-80: 32,1-40 км/ч
    • Т-64А: 26,0-29,8 км/ч
    • Т-72: 28,8-35,6 км/ч
    • Т-62: 20,8-25,7 км/ч

    Средняя тактическая скорость мало отличалась от средней технической скорости. Лучшую скорость при движении показала рота Т-80, и это не было пределом. Подсчитано, что при улучшении органов управления и приборов наблюдения для командира и механика-водителя эта скорость может значительно возрасти.

    Средняя скорость в колонне, зафиксированная на тренировке, составила (походный/боевой строй):

    • T-80: 28,2/25,5 км/ч
    • T-64A: 23,7/19,9 км/ч
    • T-72: 26,2/23,0 кф.
    • T-62: 20,0/16,8 KPH
    • 79079079. 9079079079079079.9079079079.9079079079079079079079079079079079079079079079079079079079.
    • . заняло следующее количество времени:

      • Т-80: 10,5-11 часов
      • Т-64А: 13,5-14 часов
      • Т-72: 12,0-12,5 часов
      • Т-62: 16,5-18 часов
          0
        0

        С учетом времени, необходимого для службы и отдыха, каждая рота может ежедневно преодолевать следующие расстояния:

        • Т-80: 400-450 км
        • Т-64А: 300-330 км
        • Т-72: 350-400 км
        • Т-62: до 270 км

        В среднем по курсу

        • Т-80: 22 820 л топлива и 0 л масла
        • Т-64А: 13 544 л топлива и 304 л масла
        • Т-72: 12 337 л топлива и 157 л масла
        • Т-62: 9782 л топлива и 134 л масла

        На 100 км средний расход топлива составил:

        • Т-80: 642 л
        • Т-64А: 404 л
        • Т-72: 357 л
        • Т-62: 308 л

        Танк Т-80 форсирует реку. Фото ООО “Спецмаш”

        Испытания показали, что средний запас хода каждого танка составил (основные баки/десантные баки/при сохранении 20% резерва):

        • Т-80: 278/338/270 км
        • Т-80 64А: 305/400/320 км
        • Т-72: 322/430/344 км
        • Т-62: 301/427/341 км

        Диапазон среднего запаса хода в различных дорожных условиях был следующим (основной танки/десантные баки):

        • Т-80: 255-340/310-413 км
        • Т-64А: 263-366/348-490 км
        • Т-72: 273-400/366-535 км
        • Т-62: 25 -358/363-506 км

        В Т-64А, Т-72 и Т-62 было достаточно масла, чтобы проехать два дня без дозаправки. Запас масла у Т-80 был фактически безграничным.


        Обсуждение результатов испытаний, 1976 год. Музей Уралвагонзавода.

        Время на заправку одного танка составило:

        • Т-80: 18 минут
        • Т-64А: 30 минут
        • Т-72: 27 минут
        • Т-62: 26 минут

        Трем бензовозам потребовалось следующее время для заправки танковой роты:

        • Т-80: 40-44 минуты
        • Т-64А : 64-68 минут
        • Т-72: 60-64 минуты
        • Т-62: 56-60 минут

        защищает топливо от грязи и пыли.

        900:05 Состояние экипажа оценивается как удовлетворительное. Экипажи танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 были способны выполнять дальнейшие задачи даже после совершения дальних маршей. Медицинское освидетельствование экипажей показало, что наименее истощенными были экипажи Т-80, несколько более истощены экипажи Т-72 и Т-64А, а наиболее истощены экипажи Т-62.

        Исследование учений по боевой подготовке, проведенное в ходе испытаний, показало, что части с танками Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 способны быстро выходить в бой. Время выхода из базы в теплую погоду составило: 9 ч.0192

        • Т-80: 5,5 мин.
        • Т-64А: 10 мин.
        • Т-72: 10 мин.
        • Т-62: 12 мин. время после длительного марша составляло до 4,5 часов у частей, оснащенных танками Т-80, Т-64А, Т-72, ​​и до 6,5 часов у частей с танками Т-62.

          Время подготовки танка к форсированию реки составило:

          • Т-80: 84 минуты
          • Т-64А: 27,9 мин.
          • Т-72: 21,3 мин.
          • Т-62: 25,4 мин.

          преодоление препятствий составляло 9-13 км/ч. На дороге с препятствиями были зафиксированы следующие средние скорости: до Т-62, Т-80, Т-64А и Т-72 было намного проще и быстрее обслуживать из-за более коротких задач обслуживания, которые выполнялись чаще. Самым быстрым в обслуживании был Т-80, самым медленным – Т-64А. Общее время обслуживания одного танка на 1000 км пробега составило:

          • Т-80: 8,16 ч
          • Т-64А: 11,06 ч
          • Т-72: 13,03 ч
          • Т-62: 22,12 ч бригады заменяют силовой агрегат всего за 4-5 часов, а опорное колесо – за 0,5 часа.

            Ни на одном из протестированных танков не было системы устранения неполадок, что делало поиск и устранение проблем трудоемкими. Только у Т-64Б была функция устранения неполадок в системе управления огнем «Кобра». Танки на испытаниях работали надежно, за исключением пяти двигателей ГТД-1000Т, вышедших из строя из-за производственного брака.

             


            Главный конструктор КБ СКБ «Спецмаш» Н.С. Попов дает указания экипажам танков Т-80. Фото ООО “Спецмаш”

            По итогам испытаний Т-80 занял первое место. Впрочем, выводы читатели могут сделать сами. Важно знать контекст испытаний. Комиссии необходимо было обосновать принятие третьего ОБТ на вооружение, так как интересы КБ «Трансмаш» и Кировского завода представлял Д.Ф. Устинова лично. Главный конструктор Н.С. Попов также вошел в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1919 г.76 и ЦК КПСС в 1982 году.

            Были получены различные уловки для получения необходимых результатов. Например, наводчики Т-72 никогда раньше не работали с лазерными дальномерами, а танкам Т-64А помогали танки Т-64Б, которых изначально не должно было быть на испытаниях. Эти факторы указаны в отчете и не имеют прямого отношения к Т-80. Однако участники напоминают, что колонны танков Т-80 во время маршей рассредоточиваются на несколько километров для получения более высоких показателей скорости и экономии топлива. По сути, это была уже не колонна, а ряд отдельных танков, каждый из которых двигался в том режиме, который был наиболее подходящим. Даже не зная этих нюансов, нетрудно заметить, что Т-80 не так уж сильно превосходил своих конкурентов, особенно Т-72. В реальном бою польза от этих преимуществ была бы ничтожной.

            Расход топлива у танка Т-80 действительно был катастрофически велик. Чтобы проехать 100 км, требовалось 642 л топлива по сравнению с 357 л у Т-72. Средний расход топлива на один Т-80 составлял 22 820 л, но только 12 337 л на Т-72. Конечно, Т-80 “летал” на 1000-сильной турбине, а Т-72 – на 780-сильном дизеле, но, как видите, преимущества в подвижности, обеспечиваемые газовой турбиной, были невелики. Разница при движении танковыми колоннами составляла 2-2,5 км/ч, техническая скорость отдельного танка была выше на 5 км/ч, а в наступлении разница составляла всего 1 км/ч! В дальнейших комментариях нет необходимости.