Свалки москвы и московской области на карте 2018: Карта Московской области с мусорными полигонами и мусоросжигательными заводами. – читать статью на Novostroy-M.ru

Карта Московской области с мусорными полигонами и мусоросжигательными заводами. – читать статью на Novostroy-M.ru

Недавно власти Подмосковья опубликовали территориальную схему обращения с отходами до 2030 года, согласно которой часть мусорных полигонов в Подмосковье будут принимать больше мусора, чем раньше. Мощность некоторых свалок будет увеличена от 2 до 16 раз. Новострой-М разбирался, куда дует ветер и как не купить квартиру «с душком».

По Подмосковью и в Новой Москве прокатилась волна митингов против мусорных полигонов и строительства мусоросжигательных заводов. Жители Волоколамска, Балашихи, Троицка, Клина, Сергиево-Посада, Наро-Фоминска и Коломны вышли требовать закрытия мусорных полигонов.

Часть мусорных свалок действительно были закрыты (полную карту с полигонами и свалками смотрите внизу). Например, в первом полугодии 2016 г. прекратил прием отходов полигон «Солопово». С того же времени не работают полигоны «Часцы», «Аннино», «Съяново-1». В 2017 году были закрыты полигоны «Кучино», «Каурцево», «Кулаковский» и «Царево». Несмотря на то, что часть полигонов была закрыта – мусора от этого меньше не стало: просто выросла нагрузка на другие полигоны.

Однако вскоре Московскую область ждут большие мусорные перемены: часть действующих полигонов не только продолжит свою работу, но и серьезно увеличится в размерах. Власти планируют присоединить к ним дополнительные территории, а вблизи возвести мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы. (Постановление Правительства Московской области от 19.03.2018 № 162/9 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области»).

Модернизация полигонов: от 2 до 16 раз

Например, уже выросла способность приема мусора свалки «Непейно», которая находится рядом с Сергиевым Посадом. Если в 2016 году на полигон свозили 130 тысяч тонн отходов в год, то с этого года он принимает 260 тысяч тонн, то есть в 2 раза больше.

Полигон «Егорьевский» в 2016 году принимал всего 25 тысяч тонн отходов, в этом году туда свозят уже 54 тысячи тонн мусора.

Но, больше всего – в 3 раза – увеличится мощность полигона «Храброво»: с 30 до 90 тысяч тонн отходов (с 2016 года по 2018 год). А с 2019 года полигон будет принимать 500 тысяч тонн мусора в год! То есть его мощность возрастет в 16 раз.  

С 1150 тысяч тонн до 1500 (в этом году) вырастет мощность полигона «Тимохово», и, если часть свалок власти планируют закрыть, то этот полигон продолжит свою работу до 2030 года и будет принимать больше всего мусора (1500 тысяч тонн в год).

После закрытия «Кучино» нагрузка на полигон «Ядрово» в Волоколамске возросла. По некоторым данным туда стали свозить мусор 13 районов Подмосковья. Все это привело к тому, что в городе был введен режим ЧС: жители стали массово обращаться в больницы из-за плохого самочувствия.

Исследования специалистов Роспотребнадзора выявили превышение вредных веществ в 2,5 раза: в основном зашкаливали показатели хлора, сероводорода, диоксинов и меркаптанов. Несмотря на эту ситуацию, власти Московской области не планируют закрывать полигон – он будет принимать мусор до 2030 года.

Сейчас, по официальным данным, «Ядрово» принимает 420 тысяч тонн отходов в год, но уже в следующем году полигон ждет модернизация, после которой его мощность увеличится до 600 тысяч тонн в год, то есть в 1,5 раза.

«Вызывает значительное социальное напряжение»

Что такое модернизация мусорного полигона? Если опираться на данные, указанные в территориальной схеме обращения с отходами, то там фигурирует термин «прирезка». Что за ним кроется? Цитируем: «приоритет отдавался строительству новых полигонов на земельном участке существующего полигона или прирезанном к нему земельном участке, поскольку создание любого нового объекта обращения с отходами вызывает значительное социальное напряжение».

Другими словами, людям не нравится создание новых свалок, поэтому власти решили расширить уже существующие полигоны, чтобы компенсировать закрытые.

Итак, власти «прирежут» дополнительные территории к 5 полигонам:

1) полигон ТКО «Алексинского карьера» поблизости от Клина;

2) полигон ТКО «Храброво» поблизости от Можайска;

3) полигон ТКО «Воловичи» поблизости от Коломны;

4) полигон ТКО «Непейно» поблизости от Дмитрова;

5) полигон ТКО «Ядрово» поблизости от Волоколамска.

Вблизи всех полигонов, которые будут расширены, планируется строительство мусороперерабатывающих заводов, поскольку в Подмосковье введут 2-контейнерную систему сбора мусора. В первый контейнер люди будут выкидывать так называемый мокрый мусор (пищевые и растительные виды отходов), а во второй контейнер – сухой мусор. Это пластик, стекло, металл и бумага. После попадания в «сухой» контейнер этот мусор будет рассортирован и переработан, тогда как «мокрый» мусор  сразу будет захоронен и обезврежен.  

Однако в территориальной схеме сказано, что параллельно с модернизацией существующих мусорных полигонов власти собираются построить 3 новых.

1) в г.о Серебряные Пруды;

2) в Сергиево-Посадском районе;

3) в г.о. Кашира.

При этих трех полигонах будут построены новые мусоросжигательные заводы, т.к. только переработки мусора, по словам властей области, недостаточно.

Цитируем: «Вместе с тем, термическое обезвреживание твердых коммунальных отходов при высокой температуре обеспечивает лучший экологический эффект, чем размещение отходов на полигонах. При термическом обезвреживании отходов на современном заводе по термическому обезвреживанию выбросы вредных веществ в воздух находятся на уровне, характерном для обычных тепловых станций, производящих электрическую энергию. После термического обезвреживания отходов остается минимальное количество отходов, требующих захоронения, что позволит в дальнейшем отказаться от строительства новых полигонов», – говорится в территориальной схеме обращения с отходами до 2030 года.

Там же сказано, что «текущие и перспективные потребности в обезвреживании и размещении отходов Московской области и г. Москвы возможно обеспечить за счет строительства 4 заводов по термическому обезвреживанию мощностью 700 тыс. тонн каждый. Половина мощности заводов будет зарезервирована для термического обезвреживания твердых коммунальных отходов, поступающих из Москвы. Наилучшими земельными участками для их расположения, отвечающими требованиям природоохранного законодательства, использование которых позволит минимизировать расходы на транспортирование отходов, являются площадки в районе Наро-Фоминска, Солнечногорска, Ногинска и Воскресенска».

Роза ветров

И тут мы подходим к главному вопросу: как не купить квартиру в зоне влияния мусорного полигона или мусоросжигательного завода, чтобы потом не жить с закрытыми окнами круглые сутки и не митинговать на улицах с требованием закрыть полигон.

Прежде всего, посмотрите на карту, где отмечены самые крупные полигоны, а также на карту с будущими полигонами и мусоросжигательными заводами. Понятно, что в близлежащих локациях не надо селиться или строить дачу, не надо отдыхать там.

Что касается Москвы, то нужно знать, что роза ветров (т.е. преобладающее направление ветра) столицы, например, зимой северо-восточная, северная и восточная, а летом – юго-восточная, южная и восточная.

Получается, что восточной части Москвы плохо и зимой, и летом. Даже сейчас, когда ТБО «Кучино» закрыто, оно продолжает выделять свалочный газ. Периодически на неприятный запах жалуются жители Подмосковья – это Железнодорожный, Реутов, Балашиха, Люберцы и Котельники, а также столичные районы Новогиреево, Косино и Косино-Ухтомский.

Самыми крупными мусорными полигонами после модернизации до 2030 года станут: «Тимохово» (1500 тысяч тонн отходов в год), «Воскресенск», «Ногинск», «Солнечногорск» и «Наро-Фоминск» (каждый по 700 тысяч тонн отходов в год). По 600 тысяч тонн в год мусора будут принимать «Ядрово», новый полигон «Сергиев Посад», ТБО «Лесная», но до 2021 года. По 500 тысяч тонн в год «Храброво», «Воловичи», «Кашира».

Таким образом, глядя на карту можно увидеть, что Москва в кольце действующих и будущих полигонов и мусоросжигательных заводов.

Не лучшим образом на столице сказывается и загазованность крупных магистралей. Несмотря на то, что в центре города нет крупных заводов и фабрик, если вы посмотрите на экосервис Яндекса, то увидите, что самый загрязненный воздух отмечен в районах Якиманка, Арбат и Замоскворечье.

Не добавляют чистоты столице и некоторые предприятия, например, нефтеперерабатывающий завод в Капотне. В промзоне «Руднево» находится действующий и самый крупный московский мусоросжигательный завод – причина, по которой жители района Некрасовка не могут дышать. Причем, если летом какая-то часть выбросов поглощается Салтыковским лесопарком, то зимой жителям приходится ощущать всю «прелесть» соседства с заводом.

Читайте также: ЖК «Некрасовка»: типовые квартиры в экологически неблагополучном районе (расследование тайного покупателя с видео)

К сожалению, нужно признать, что действующая политика подмосковных властей относительно утилизации мусора устарела. Двуконтейнерная система, которую вскоре должны ввести – это первый шаг к цивилизованной переработке мусора, однако экологическая система Москвы и области уже нарушена.

Остается надеяться, что усилия властей по модернизации полигонов оправдают себя.

Чтобы проверить экологическую ситуацию района, в котором вы живете, сверьтесь с экологической картой Москвы и Новой Москвы.

Самыми экологически благоприятными районами в 2017 году компанией EcoStandard group были признаны:

ВАО: районы Ивановское, Измайлово и Сокольники
ЗАО: районы Крылатское и Проспект Вернадского
ЮАО: район Орехово-Борисово Северное
СЗАО: районы Митино, Северное Тушино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники СЗАО
СВАО: районы Марфино, Северный, Ярославский
ЮЗАО: районы Обручевский, Северное Бутово, Тёплый Стан и Ясенево.

 

Большая часть Новомосковского и Зеленоградского округов также были признаны экологически благоприятными. В Троицком округе самыми «зелеными» были признаны поселение Вороновское и Троицк.

 

Что касается неблагоприятных районов, то лидерами «антирейтинга» стали:

ВАО: Косино-Ухтомский, Преображенское и Соколиная Гора
ЗАО: Очаково-Матвеевское
САО: Восточное Дегунино, Головинский, Дмитровский и Западное Дегунино
ЮАО: Бирюлёво Западное, Даниловский, Нагатино-Садовники и Чертаново Центральное
СВАО: Алтуфьевский, Бабушкинский, Бутырский, Северное Медведково

 

Ирина Кис специально для Новострой-М

 

Читайте также:

«Москва совершенно спокойно, эгоистично заваливает Подмосковье мусором»

Панель, монолит, кирпич: выясняем, какие дома безопаснее

Опасный бетон: как стройматериал вредит здоровью новоселов

Подмосковье находится в десятке экологически самых неблагополучных регионов России

Дата публикации 07 мая 2018

В Подмосковье построят три новых мусорных полигона — РБК

В 2018 году в Подмосковье будет построено три новых мусорных полигона. Мощности еще пяти полигонов после реконструкции будут увеличены, следует из проекта территориальной схемы по обращению с отходами

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Министерство экологии и природопользования Московской области разработало проект территориальной схемы по обращению с отходами. Проект документа есть у РБК, его подлинность подтвердил источник в региональном министерстве, по словам которого, в ближайшее время схема будет утверждена на заседании областного правительства.

Территориальная схема — это базовый документ, учитывающий все источники образования твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории области, дислокацию объектов переработки и утилизации, рассказывал ранее РБК министр экологии Подмосковья Александр Коган.

Новая схема делит территорию Подмосковья на семь кластеров, в которых будут работать региональные операторы, с 1 января 2019 года они возьмут на себя ответственность за всю цепочку обращения с ТКО: от контейнерной площадки до полигона.

adv. rbc.ru

Выбираться операторы будут в ходе конкурса, он пройдет в первом квартале 2018 года, рассказал Александр Коган.

adv.rbc.ru

«Конкурс будет открытый. Очень много компаний обращаются сейчас к нам, идут консультации, потому что мы должны понимать, что терсхема и инвестиционная модель привлекательны», — рассказал он РБК.

Согласно проекту схемы до конца 2018 года будет закрыто еще четыре полигона — «Каргашино» (Мытищи), «Озеры» (Озерский район), «Малая Дубна» (Орехово-Зуевский район), «Сабурово» (Щелковский район), к началу 2021 года прекратят деятельность «Егорьевский» (Егорьевский район) и «Торбеево» (Люберецкий район), к 2022 году — «Шатурский» (Шатурский район), а к 2024-му — «Лесная» (Серпуховской район).

Еще пять полигонов будет модернизировано, при этом значительно увеличатся объемы захораниваемого мусора, — «Ядрово» (Волоколамский район), «Непейно» (Дмитровский район), «Воловичи» (Коломенский район), «Храброво» (Можайский район) и «Алексинский карьер» (Клинский район). Также запланировано строительство трех новых полигонов — в Серебряно-Прудском, Сергиево-Посадском и Каширском районах, они должны заработать к началу 2019 года.

На всех создаваемых и модернизируемых объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов, обеспечивающих сокращение массы захораниваемых отходов за счет извлечения вторсырья. Также запланировано создание перегрузочных станций, расположенных вблизи населенных пунктов, в том числе на месте полигонов, подлежащих закрытию и рекультивации.

Один из крупнейших операторов по обращению с отходами на территории Москвы, «МСК-НТ», планирует участвовать в конкурсе, рассказал РБК председатель совета директоров компании Вадим Бамбозов. Подать заявку намерена и связанная с «Ростехом» «РТ-Инвест», которая реализует в Подмосковье проект по строительству четырех мусоросжигательных заводов.

«По территориям, где будут заводы, мы будем обязательно участвовать в конкурсе», — рассказал РБК гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов.

Из 55–60 млн т всех ТКО, образующихся в России за год, пятая часть, 11,7 млн т, приходится на столичный регион (3,8 млн т — Московская область, 7,9 млн т — Москва). За МКАД из Москвы вывозится 6,6 млн т отходов. С 2013 года в Московской области закрыто 24 из 39 мусорных полигонов.

Московский мусор спровоцировал массовые протесты на Северо-Западе России

Около 25 000 человек приняли участие в крупнейшей волне протестов на севере России с 1990-х годов.

Строительство огромной свалки на Шиесе, в глубине леса у границы Архангельска с Республикой Коми, объединяет представителей разных партий, экологических групп и других общественных движений.

«Мусор из Москвы может разрушить не только экологию Шиеса, но и природу Архангельской области в целом», — сказал Barents Observer Александр Фельдт.

Уроженец Архангельска Фельдт объясняет возможность массового протеста тем, что «он не оппозиционен режиму».

«Здесь собрались люди из разных групп и партий, политические партии вроде коммунистов, сторонники Навального, экологи, СМИ и обычные граждане, ранее не занимавшиеся политикой».

По его оценке, количество людей в Северодвинске, принявших участие в демонстрациях в эти выходные, составляет 13 000 человек.

Фото: 7×7

Основные митинги прошли в городах Архангельске и Северодвинске, но местные митинги также прошли в 19 городах и поселках Архангельской области и еще в 27 населенных пунктах соседних республик Коми, Карелии и Санкт-Петербурга.

В Норвегии экологическая группа «Природа и молодость» провела выездную демонстрацию у посольства России в Осло.

Акция протеста у посольства России в Осло. Фото: Олав Ага / Природа и молодежь

«Мы хотим выразить поддержку и солидарность всем людям, протестующим против разрушительных свалок. Их протест замечает международное сообщество, и мы наблюдаем», — сказал Barents Observer Олав Ага из организации «Природа и молодежь».

Он призывает российские власти прислушаться к требованиям жителей Архангельска.

Посыл на северо-западе России ясен: Москва должна заняться своим бытовым мусором и начать его переработку.

Первый этап текущего строительства свалки в Шиесе включает участок площадью 300 га. Когда он будет готов, он сможет переработать около 6 процентов объема бытовых отходов российской столицы. Однако местные жители опасаются, что это только начало.

«Переработка дорого и сложно организовать. Легче делать все больше и больше свалок», — говорит Александр Фельдт.

Фото: vk.com/svalka29urdoma

Из Москвы отходы будут вывозить на север по железной дороге.

«Экологи говорят, что болота в Архангельске могли быть заражены загрязнениями со свалки и просачиваться в речную систему Северной Двины», — поясняет Фельдт.

Северная Двина – крупнейшая река на северо-западе России, впадающая на север в Белое море.

Природоохранная организация «Поморие – не свалка» опубликовала карту 42 мест, где в воскресенье прошли акции протеста.

Александр Фельдт считает, что есть надежда остановить план Москвы по свалке мусора в Архангельске.

«Протесты хорошо организованы, юристы и экологи занимаются юридическими документами. И сейчас, после митингов в воскресенье, о проблеме говорят более 200 СМИ, даже на центральных телеканалах».

«Протесты продолжатся. Так что да, мы надеемся на успех, перерабатывая мусор настоящими современными технологиями, чтобы сохранить природу», — с оптимизмом говорит Фельдт.

 

Переработка и утилизация отходов в России: политические и инфраструктурные вызовы

«Твердые бытовые отходы» или «ТБО» — это технический термин, обозначающий «мусор, состоящий из предметов повседневного пользования, используемых населением». Управление ТБО становится все более сложной задачей во всем мире; однако степень устойчивого управления отходами варьируется в зависимости от страны.

В последние месяцы тысячи жителей Подмосковья вышли на улицы, чтобы выразить протест против состояния местных свалок. В Волоколамске, например, десятки местных детей были госпитализированы с респираторными заболеваниями, сыпью и другими состояниями, которые, скорее всего, были вызваны загрязнением, которое местные жители винят на свалке, расположенной рядом с жилыми домами. Другие протесты также были сосредоточены на неудобствах и/или потенциальной опасности местных свалок.

Многие из текущих проблем, с которыми сталкиваются ТБО в России, возникли после решения Путина летом 2017 года о закрытии Кучинской свалки, одной из крупнейших в Московской области, из-за избыточных мощностей и растущей озабоченности по поводу загрязнения. В результате в столице, производящей наибольшее количество ТКО в стране, не хватило места для свалки мусора, и она начала вывозить отходы в другие пригороды. Протесты, подобные волоколамским, прокатились и по другим подмосковным городам, таким как Коломна, Клин, Тарусса, Тучково, Воскресенскому и Наро-Фоминскому районам.

Жители протестуют против все более опасных свалок вокруг Москвы. Плакат слева: «Уберите московский мусор из Волоколамска», а справа: «Москва, уберите свой мусор!» Фотография изначально была опубликована в Guardian.

Решения возможны, но потребуют политической воли и значительных инвестиций. В то время как ЕС в среднем перерабатывает около 40% своих отходов в виде повторно используемых материалов и 20% в виде энергии, Россия в настоящее время утилизирует только 4% от общего количества ТБО. Вместо этого 96% утилизируется без сортировки. По мере того, как свалки переполняются, качество воздуха ухудшается, а окружающая среда может стать токсичной. В этом документе будет более подробно рассмотрена действующая в России система обращения с отходами, а также проблемы и возможности для будущего устойчивого развития.

Определение проблемы

Советское правительство разработало крупномасштабные программы утилизации в 1970-х годах. В 1980-х годах почти 30% всей используемой бумаги было переработано. Кроме того, потребители регулярно посещали центры по переработке стекла, чтобы вернуть стеклянные бутылки. В течение 1990-х, когда распался СССР, рухнула и большая часть его социальных программ, в том числе по утилизации. С прекращением дотаций и официальной поддержки российская система сбора металлолома, макулатуры, вторичного текстиля и стекла была упразднена.

После многих лет жесткой рыночной реформы в советское время потребление, особенно среди городского населения России, увеличилось в тандеме с использованием пластмасс в производстве и продаже товаров народного потребления. Теперь этот пластик вместе с другими упаковочными материалами, которые когда-то были переработаны, собираются как мусор, без сортировки, и вывозятся прямо на свалки, являющиеся крупнейшим источником отходов в России.

В результате с 2000 по 2015 год вывоз на российские полигоны почти удвоился, со 151,2 млн до 282,3 млн куб. Цифры продолжают расти; По оценке Всемирного банка в 2012 году, нынешние российские свалки уже заполнены на 65-70%. Если образование отходов продолжит расти, к 2025 году России потребуется удвоить мощности по размещению отходов.

Изображения взяты из сводного отчета Всемирного банка об обращении с ТКО в России.

Кроме того, существующая инфраструктура на 50-70% устарела, а многие формальные коллекторские службы не распространяются на малые города и деревни в России. В результате все большее распространение получают несанкционированные свалки, при которых отходы в больших количествах незаконно сбрасываются на землю без лицензии. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в настоящее время в России существует 17 500 несанкционированных свалок.

Без экологического мониторинга такие объекты представляют опасность для здоровья местного населения. Пример можно увидеть в Порту Байкал в Иркутской области; когда в 2008 году во время бюджетного кризиса сбор мусора был остановлен, несанкционированные свалки в конечном итоге привели к эпидемиям брюшного тифа, поскольку твердые отходы сбрасывались рядом с источником воды, становясь рассадником патогенов и приводя к заражению.

Из 7153 разрешенных свалок в России 30% не соответствуют санитарным требованиям, а многие уже переполнены, но продолжают принимать новый мусор. К экологическим нарушениям часто относят отсутствие санитарно-защитных зон, дренажных систем и систем очистки дождевой воды, а также влагозащитных экранов для предотвращения стока и протечек. К краткосрочным воздействиям на окружающую среду относятся самовозгорания в результате выбросов биогаза (метана и двуокиси углерода), а также пожары на свалках и захламление окружающих земель. В долгосрочной перспективе риски включают снижение биоразнообразия и плодородия почвы, а также загрязнение водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, веществе, образующемся при разложении отходов и реакции дождевой воды с образующимися органическими и неорганическими химическими веществами, тяжелыми металлами и патогенами. На полигонах без фильтрации фильтрата жидкость попадает непосредственно в почву и может проникать в грунтовые воды, а также в открытые водоемы, что приводит к отравлению источников воды.

Самовольная свалка в заброшенном доме в г. Иркутске.

Проблемы и возможности

Управление ТКО в России необходимо улучшить в двух основных направлениях: 1) управление существующими полигонами и свалками и 2) оптимизация систем ТКО для будущих отходов, особенно на стадии сбора, для увеличения утилизации отходов.

При надлежащем управлении существующей инфраструктурой ТКО в России необходимо учитывать несколько дополнительных факторов. К ним относятся: равный доступ населения России к качественным услугам по обращению с отходами; экологически безопасные методы обращения с отходами; и сокращение сырья в производстве, чтобы уменьшить объемы утилизации. Таким образом, развитие устойчивого управления отходами потребует значительных ресурсов, а также политической и социальной воли.

Россия столкнулась с трудностями при разработке прочной и последовательной законодательной базы для реформирования своей стратегии обращения с отходами. Самая ранняя структура существовала между 1996 и 2000 годами как федеральная целевая программа; однако он мало направлял или поддерживал, и его цели не были достигнуты. Реформы 2004 г. пошли по другому пути, передав ответственность за управление твердыми отходами на муниципальный уровень. Это было частью общей реформы, направленной на то, чтобы побудить населенные пункты решать свои собственные проблемы. Однако в отношении ТБО и других вопросов у муниципалитетов, как правило, не было финансовых ресурсов, опыта и инвестиционных возможностей для создания инфраструктуры, необходимой для решения насущных проблем. Таким образом, реформы 2004 г. также во многом не увенчались успехом. В 2011 г. поручено органам исполнительной власти на региональном и местном уровнях подготовить долгосрочные целевые инвестиционные программы по обращению с отходами; однако не были определены механизмы привлечения частных инвестиций в сектор твердых отходов. Таким образом, Россия продолжает полагаться на захоронение отходов в качестве своей основной стратегии обращения с отходами.

Потенциал России для утилизации ТБО различается географически, поскольку технологические и экономические ресурсы различаются по стране. Источник: Сводный отчет Всемирного банка об обращении с ТБО в России.

В последние годы новые законодательные и экономические меры дают надежду на улучшение российской системы управления отходами. В 2013 году Министерством природных ресурсов утверждена Комплексная стратегия обращения с ТБО, рассчитанная на период с 2013 по 2030 годы. Стратегия будет направлена ​​на совершенствование нормативно-правовой базы обращения с ТКО и механизмов экономического регулирования, а также развитие материально-технической, методическая и информационная поддержка разработки новых систем ТБО.

Эти меры имеют экономический эффект. К ним относятся взимание платы с жителей за утилизацию отходов, предложение стимулов для развития эффективного управления отходами и взимание платы с региональных операторов отходов за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в 2014 г. в очередной раз произошло перераспределение ответственности за обращение с отходами, на этот раз за счет федеральных, региональных и местных властей. Такие изменения дают возможность добиться успеха, сочетая федеральную власть и ресурсы с местными и региональными знаниями.

Поставленные цели сталкиваются с трудностями – в первую очередь, с финансовыми ресурсами, необходимыми для их достижения. Однако необходимые цифры на удивление управляемы. По данным Международной финансовой корпорации (2012 г.), капитальные вложения, необходимые для улучшения существующей системы обращения с отходами, такие как системы контроля захоронения отходов, реабилитация и санитарные улучшения на существующих объектах, закрытие объектов захоронения, которые в настоящее время находятся в плохом состоянии, а также модернизация и расширение парка грузовых автомобилей и контейнеров составляет около 18,5 млрд евро (~ 22 млрд долларов США). Кроме того, капитал, необходимый для создания новой, полностью санитарной системы обработки и удаления отходов к 2025 году, потребует дополнительно 33,5 млрд евро. Для сравнения, текущая стоимость поддержания подхода, ориентированного на утилизацию, составляет около 30–35 миллиардов евро в год. Очевидно, что прогнозируемые объемы инвестиций не превышают астрономически текущие затраты на систему ТКО, что создает стимулы для поиска альтернативных вариантов экономии ресурсов и энергии.

Последний фактор, который необходимо учитывать в российских планах по улучшению ТКО, включает возможность единого подхода к реформе обращения с отходами. В то время как местные попытки реформировать управление отходами ранее терпели неудачу из-за отсутствия федеральных ресурсов и руководства, полностью единый подход также создает проблемы. Экономическое и географическое разнообразие муниципальных образований России требует альтернативных индивидуальных подходов к реформе обращения с отходами в зависимости от местных и региональных потребностей. Это подчеркивается тем фактом, что в настоящее время существует большое расхождение в уровне развития местных проектов ТКО по России; некоторые регионы, например Нижний Новгород, уже заявили об успешной разработке новых систем обращения с отходами, в то время как другие еще не начали подготовительные мероприятия. Таким образом, успешное межправительственное сотрудничество будет иметь решающее значение для обеспечения соответствия федеральных ресурсов местным потребностям.

Женщина протестует против опасных свалок в Подмосковье. Фотография изначально была опубликована в Guardian.

Заключение

Увеличение объемов образования отходов, наличие незаконных свалок, уменьшение вместимости полигонов, размещение свалок слишком близко к жилым районам и другие экологические опасности в настоящее время стимулируют стремление России к созданию устойчивой системы обращения с твердыми бытовыми отходами. В то время как с начала века российским муниципалитетам не хватало законодательной базы, методологий и финансовых ресурсов, недавняя реорганизация обязанностей по управлению ТКО и создание комплексной стратегии обращения с ТБО дает возможность для будущего успешного развития. Однако для того, чтобы реализовать такой потенциал, российские федеральные и местные органы власти, а также население должны быть готовы работать вместе, чтобы сделать необходимые финансовые инвестиции и социальные изменения.