Строящиеся аэропорты россии: «Новые аэропорты России» – итоги круглого стола
«Новые аэропорты России» – итоги круглого стола
0 В рамках выставки АРХ Москва 2018 и Шестой Московской биеннале архитектуры издательство TATLIN, проект «Приметы городов» и коммуникационное агентство «Правила Общения» провели круглый стол «Новые аэропорты России».Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»
Проекты аэровокзалов Белгорода, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Ростова-на-Дону, Самары, Саранска, Саратова, Симферополя представили пять архитектурных бюро – Twelve architects (UK), UNK project (RU), Wowhaus, VOX Architects, Архитектурное бюро Асадова, а также холдинг «Аэропорты Регионов» и ВНИИ «Аэропроект».

Юлия Зинкевич, основатель и куратор проекта «Приметы городов» – инициатор дискуссии, выступившая модератором круглого стола, обозначила тот факт, что строительство новых аэропортов влечет за собой развитие прилегающих территорий, меняет логистические схемы, стимулирует экономику городов. Историк архитектуры Николай Васильев заметил, что «Новые аэропорты – это маркер качества современной архитектуры. Исполнение, материалы, навигация показывают в регионах возможности современного строительства, которые до этого жители возможно нигде больше не видели».
Открывал круглый стол Алексей Богатырев, директор мастер-планирования холдинга «Аэропорты Регионов». Компания работает с 2005 года и начала свою деятельность с аэропорта Кольцово в Екатеринбурге, сегодня в ведении холдинга – семь объектов авиационной инфраструктуры, которые обслуживают в год более 13,5 млн пассажиров.
«Все аэровокзалы, входящие в холдинг «Аэропорты Регионов» с точки зрения архитектуры и дизайна являются уникальными объектами, которые по достоинству становятся визитными карточками регионов. В Советском Союзе чаще всего возводились типовые проекты. Но сейчас, когда мы строим аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, руководство и жители региона хотят видеть нечто запоминающееся. Для каждого нового аэропорта или пассажирского терминала мы проводим открытые международные конкурсы по выбору архитектора или архитектурного бюро», – прокомментировал Алексей Богатырев.
Аэропорт Платов в Ростове-на-Дону
Архитектор Алекс Битус из лондонского бюро Twelve аrchitects, которому принадлежит авторство архитектурных проектов международного аэропорта Платов (Ростов-на-Дону) и Новый Уренгой, рассказал о разных подходах при создании аэропортов в разных климатических зонах – в казацкой степи и на крайнем Севере. Эти условия заставили изучить скандинавский и ближневосточный опыт.
Аэропорт Платов (Ростов-на-Дону). Twelve аrchitects. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»
При проектировании аэропорта в Ростове-на-Дону, по словам Алекса Битуса, отправной образной точкой была идея воздушного моста. «Как мост соединяет два берега реки, так и аэропорты соединяют города, то есть в какой-то степени это мост в небо, – пояснил Алекс. – Сами же жители увидели в проекте реку Дон, что, в общем-то, тоже является ассоциацией с городом. Внутри аэропорта мы постарались создать атмосферу тепла и уюта, потому как путешествия для некоторых людей связаны со стрессом. Также мы продумали, как дать больше тени вокруг аэропорта, чтобы в летнее время была возможность в ней укрыться».
Световой фонарь проходит через весь терминал и делит его на две части – на международный и внутренний вылет. То есть, он не только способствует проникновению дневного света в интерьер, но и помогает ориентации человека во внутреннем пространстве, выполняя навигационную функцию.
Борис Воскобойников – руководитель и главный архитектор студии VOX Architects, автор дизайна интерьеров терминала и бизнес-залов аэропорта Платов, в своем выступлении говорил о том, что интерьеры были изначально проработаны на уровне архитектурного проектирования и не требовали дополнительного вмешательства в плане зонирования. «Центром концепции стали высокие берега Дона и яркое южное солнце. Архитектурной формирующей доминантой зала повышенной комфортности является огромное окно, которое выходит на летное поле, – на него ориентируется весь интерьер, чтобы людям было удобно, сидя в комфортных креслах, наблюдать за взлетом и посадкой самолетов. Стойка ресепшена приобрела формы светящегося желтого шара, символизирующего солнце».
«Концепция второго бизнес-зала priority pass складывается вокруг горизонта, поскольку горизонт в ростовских степях – это особенное явление. В этом интерьере все подчинено одной горизонтальной линии, которая подсвечена голубым предрассветным лучом. Остальные элементы – солнце, прячущееся за горизонтом, или восходящая луна – поддерживают ее.
Олег Шапиро – архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, поделился подробностями концепции благоустройства территории международного аэропорта Платов.
Перед терминалом запланирована вымощенная брусчаткой плаза с каскадными водоемами. Каскады обусловлены перепадом высот на участке, их форма продиктована характером водопада. В связи с климатическими особенностями, из-за которых в степи довольно долго приживаются деревья, было принято решение первый этап озеленения территории сделать с помощью металлических конструкций и вьющихся растений. Они будут давать тень и защиту от ветра, а также создавать приятный вид.
Олег Шапиро рассказал и о том, какое будущее ждет аэровокзалы, по мнению современных исследователей. Оно лежит между аэрополисом и шоппинг-моллом. Сегодня функция перевозки стала частью сервиса, а аэропорты – сооружениями транспортной инфраструктуры с возможностью развития неавиационной коммерции.
«В России аэрополисом может стать аэропорт Курумоч, находящийся между Тольятти и Самарой, – предположил Олег Шапиро, – Два больших города с серьезным экономическим потенциалом создадут приток посетителей. Новый аэропорт Ростова-на-Дону Платов и проходящая через него трасса М-4 являются воротами на юг страны и обладают подобным торговым и сервисным потенциалом. Похожую историю можно бы было реализовать в Домодедово, как хаб между Москвой и Тулой, например. Все эти проекты пока не случились, но этот тот вектор, в котором предстоит работать».
Аэропорт в Новом Уренгое
На Севере, по словам Алекса Битуса (Twelve аrchitects), архитектурные вызовы – толстая снеговая шапка, экстремально низкие температуры и короткий световой день.
«В случае с Новым Уренгоем мы смотрели на Скандинавию и на их решения, но ориентировались на местный контекст. Архитектура аэропорта вдохновлена формой жилища кочевников – чума, который они берут с собой, уходя на пастбища. Зная, что снаружи практически постоянный холод, мы постарались создать внутри тепло – использовали в отделке дерево и теплый свет. При этом здесь минимизирована площадь остекления из-за низкой энергоэффективности стекла – она составляет всего 50% фасада. Принципиально новое конструктивное решение в том, что аэропорт одноэтажный – пассажиры смогут любоваться взлетным полем на уровне земли. Это большая редкость, потому что, как правило, на первом этаже расположено множество технологических помещений (сортировка багажа, комнаты перронных бригад) – здесь все они вынесены в отдельные здания».
Аэропорт Гагарин в Саратове
По словам архитектора Андрея Асадова («Архитектурного Бюро Асадова»), главной задачей, помимо технологических, архитектурных и функциональных, было найти уникальные для нового аэропорта Саратова образы, которые позволяли бы легко идентифицировать место.
Аэропорт Гагарин в Саратове. Архитектурного бюро Асадова. Изображение предоставлено агентством «Правила Общения»
«Саратов – это речной простор, двухкилометровая в ширину Волга со знаменитым мостом, с перекатами волн, а также известная саратовская гармошка, здесь было ее производство и большая ремесленная традиция. Мы постарались все эти идеи вложить в архитектуру – не буквально, а как аллегории, чтобы они прочитывались на фасаде главного терминала. Выбрали довольно лаконичную форму. Превратили фасад в огромную волну – это и ассоциация с Волгой, и раскат гармоники в этом считывается тоже, а парящий над ней дирижабль – это уже отсылка к космическому образу, связанному с Гагариным, который в апреле 1961 года приземлился тут недалеко в капсуле после своего космического полета. Именно этот факт и позволил дать такое звучное имя аэропорту».
При проектировании аэропорта был разработан единый дизайн-код для административных, обслуживающих корпусов и диспетчерской вышки, которая получила экспрессивную форму. Кроме того, разработана концепция станции с причалом, которая может служить альтернативным транспортным узлом в теплое время года благодаря близкому расположению аэропорта от Волги.
Борис Воскобойников из бюро VOX Architects, разработавшего дизайн интерьеров VIP-зоны аэропорта Гагарин, отметил, что, при работе над концепцией, архитекторы отталкивались от первого космического полета. Поэтому на стенах – цитаты Юрия Гагарина, а белые обтекаемые формы предметов передают ощущение космоса, полета и современности. Двухэтажное пространство VIP-зоны объединяет большой световой столб, внутри которого располагается лестница, а весь интерьер построен на сочетании белого со сложными оттенками синего, что символизирует небо.
Аэропорт Курумоч в Самаре
Самарский аэропорт продолжает космическую тему – в городе множество предприятий, возникших еще в 1960-е, во времена тотального увлечения космосом, работают на космическую промышленность.
Аэропорт Курумоч в Самаре. VOX Architects. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»
Стилистика интерьеров аэропорта, разработанная архитекторами из бюро VOX Architects, воплощает собой не только представления о будущем, каким его видели во второй половине прошлого века, но и современные футуристичные образы. Отсюда – стерильно-белое пространство, мотив иллюминаторов в организации потолочного света и проемов, округлые абрисы антресольных этажей и локальных объектов.
Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге
Продолжая разговор о поиске образов региональной идентичности, Борис Воскобойников (VOX Architects) рассказал о том, что центральной идеей реконструкции этого бизнес-зала стала тема самоцветов и природного богатства недр Уральского региона.
Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. VOX Architects. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»
Именно этот образ повторяется везде в интерьере – от перегородок и цветовой гаммы до наружного остекления и освещения объемов-кристаллов.

Аэропорт в Симферополе
Юлия Тряскина, соучредитель бюро UNK project, рассказала о работе над государственным стратегически важном проекте в столице Крыма, открытие которого состоялось 16 апреля. Для аэропорта был сделан не только интерьер и адаптация концепции, но и ландшафтное продолжение архитектуры. Концепция проекта – крымская волна, она раскрывается в движении, в материалах интерьера, в форме фасада, и связывает аэропорт с морем и крымским пейзажем.
Аэропорт в Симферополе. UNK project. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»
Эту же тему в интерьере подчеркивает подвесной потолок в виде парящих лент из металлической сетки, изготовление которого потребовало постройки нового производства.

Интерьер бизнес-зала, расположенного на четвертом этаже, отличается простыми формами, спокойными естественными оттенками и добротными материалами. На террасе бизнес-зала продолжается идея озеленения пространства: в интерьере рассредоточены стеклянные кубы с композициями из живых деревьев и растений, создающих островки ландшафтного дизайна.
«Прежде всего аэропорт – это жестко функциональное пространство, – рассказывает соучредитель UNK project Юлия Тряскина. – И здесь важно сделать не столько красиво, сколько технологично. Нам хотелось создать вневременной интерьер, не привязанный к сегодняшнему или завтрашнему дню, без лишних «украшательств». Интерьер, который мог бы существовать в любом городе, чтобы он всегда был актуален и функционален. Каждая деталь продумана и сделана на совесть. Ядром проекта являются 2 формы: «волна», фасадные линии которой продолжаются на потолке, и стена с зеленью, о которую они (волны) разбиваются.Это наш первый такой крупный опыт: работа на стыке технологий и дизайна. Выверенные решения, детали, при этом очень сжатые сроки на проектирование и строительство.Мы гордимся этим проектом. 75% материалов, которые мы использовали – российского производства».
В завершении круглого стола Борис Воскобойников (VOX Architects) высказал мысль о главной задаче, которую решает архитектура, в целом, и каждый архитектор, в частности: «Многие из моих коллег в рамках дискуссии говорили о том, что задача архитектора – уменьшить максимально бюджет проекта и сделать все функционально. Это такой старый спор или даже не спор, а просто разные взгляды на процесс. Я же считаю, что главная задача архитектора – это создание мечты в той или иной степени, и неважно, строите вы аэропорт или интерьер квартиры. Архитектура – это совершенно новый шаг, опережающий, задающий планку».
аэропорт Авиация России
Метка: аэропорт
Фото: © ysia.ru Власти Якутии внесли предложение федеральным ведомствам об увеличении продолжительности времени работы аэропортов. В случае задержки рейсов из-за метеоусловий это позволило бы осуществить вылеты в тот же день в более позднее время, и не переносить на другой день, […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © пресс-служба правительства Омской области Комитет Совета Федерации поддержал строительство нового аэропорта в Омске. Сенаторы приняли в расчёт плюсы существенного роста пассажиропотока и поддержали строительство международного аэропорта Фёдоровка, сообщает сетевое издание «БК55». На заседании Комитета по экономической политике в […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © Павел Богородов Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, выступая 21 сентября в Совете Федерации сообщил, что Министерство обороны РФ согласовало площадку для строительства нового аэропорта под Иркутском. Об этом пишет «Интерфакс». Перенос существующего аэропорта Иркутска, который находится в городской […]
Подробнее
Иркутск / Новости авиации
Фото: © пресс-служба аэропорта Новый Уренгой В строящемся пассажирском терминале аэропорта Новый Уренгой ведётся монтаж телескопических трапов, три телетрапа присоединены к новому терминалу. Подвижные части тоннеля присоединили к галереям здания и закрепили на металлических опорах. Далее предстоит работа по подключению […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © пресс-служба аэропорта Новокузнецк Аэропорт Новокузнецк имени Б.В. Волынова начал капитальный ремонт в здании аэровокзала. По проекту запланировано расширение мест пребывания пассажиров в различных зонах. Такое решение связано с ожидаемым кратным увеличением пассажиропотока в зимний период, сообщили в пресс-службе […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © пресс-службы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Завершена проходка всех тоннелей на будущем участке Солнцевской линии метро к аэропорту Внуково, сообщил в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин. «Последний щит закончил работу на перегоне от станции “Пыхтино” […]
Подробнее
Внуково / Новости авиации
Глава Удмуртии Александр Бречалов сообщил о начале строительства в Ижевске нового аэровокзального комплекса. Терминал будет обслуживать как внутренние, так и международные рейсы. Пассажиропоток нового аэровокзала составит 440 пассажиров в час, что больше чем в два раза пропускной способности аэропорта сегодня. […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © пресс-служба аэропорта Новокузнецк 70 лет назад ведомственные авиапредприятия объединились, и позже образовалось ООО «Аэрокузбасс». Международный аэропорт Новокузнецк имени Б.В. Волынова отпраздновал эту дату в семейном кругу сотрудников и угостил более 500 пассажиров и провожающих 70-килограммовым именинным тортом. Как […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © пресс-служба аэропорта Новый Уренгой В Новом Уренгое на строительстве нового пассажирского терминала завершено устройство кровли и смонтированы подсистемы наружного фасада здания, основные металлоконструкции обработаны огнезащитным составом, началась облицовка здания композитными панелями. Об этом рассказали в пресс-службе администрации города. […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Фото: © пресс-служба аэропорта Кемерово В аэропорту им. Алексея Леонова в Кемерове сдвинуты сроки ремонта взлётно-посадочной полосы, причиной переноса названо удорожание стройматериалов. Об этом сообщает ngs42.ru со ссылкой на министра транспорта Кузбасса Сергея Рубана. Как уточнил министр, около трёх лет […]
Подробнее
Аэропорты России / Новости авиации
Новый терминал Международного аэропорта им. Алексея Леонова, Кемерово, Россия
4 февраля 2022 г.
Project Type
New airport terminal complex
Location
Kemerovo, Russia
Operator
Novaport
Contractors
Spectrum, ASADOV Architectural Bureau, Limak Marash Group
Opened
May 2021
Terminal Area
11 635 м² (125 238 футов²)
Общая площадь здания
50 000 м² (538 195,52 футов²)
Пропускная способность по обработке пассажиров
460 человек в час
Пропускная способность терминала
273 000 пассажиров
Расширять
Новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова в городе Кемерово был открыт в мае 2021 года. Фото: Пенетрон.
Общая площадь нового внутреннего терминала составляет 11 635 м². Кредит: Спектр.
В новом терминале аэропорта есть три надземных этажа и цокольный этаж. Кредит: Спектр.
Новый терминальный комплекс в Международном аэропорту Кемерово в Кемерово, Россия, был открыт в мае 2021 года.
Ожидается, что новый внутренний терминал повысит спрос на авиаперевозки в Кемерово, а также повысит комфорт пассажиров в аэропорту. Инвестиции в этот проект оцениваются в 3 млрд рублей (38,72 млн долларов США) и являются частью программы модернизации аэропорта.
Аэропорт Кемерово имени бывшего летчика-космонавта СССР Алексея Архповича Леонова — один из двух крупных аэропортов Кемеровской области. Его оператором является Новапорт, российский оператор аэропортов.
Пассажиропоток аэропорта снизился на 42,06% с 512 916 пассажиров в 2019 году до 297 160 пассажиров в 2020 году. Новый терминал присоединился к двум существующим терминалам в аэровокзальном комплексе, один для внутренних рейсов, а другой для международных рейсов. Это повысит пропускную способность аэропорта, поскольку старые терминалы не в состоянии справиться с пиковым трафиком.
Детали нового терминала Международного аэропорта имени Алексея Леонова
Новый терминал аэропорта площадью 11 635 м² состоит из трех надземных этажей и цокольного этажа, где расположены насосные станции, тоннели и помещения для размещения технической инфраструктуры.
Просторный терминал из стекла и бетона оборудован двумя телескопическими проходами. Зоны прилета и вылета расположены на разных уровнях. Терминал также предлагает специальное обслуживание и залы ожидания бизнес-класса для повышения удобства пассажиров. Он способен обслуживать 460 пассажиров в час.
В зоне регистрации и залах вылета пассажирского терминала будут расположены торговые точки: продуктовые и сувенирные магазины, магазины игрушек и товаров для путешествий, аптека, кафе и рестораны.
Проект нового терминала
Внешняя оболочка терминала имеет витражи, выполненные по технологии структурного остекления. Окна частично закрыты декоративными горизонтальными ламелями. Пространство главного входа закрыто навесом, который является отличительной чертой фасада.
Г-образное треугольное отверстие в козырьке в сочетании с другими буквами образует слово «Леонов». Навес имеет фальцованную металлическую облицовку, контрастирующую со стеклянной оболочкой здания.
Отделочные материалы создают эффект бескрайнего межзвездного пространства по всему объекту. Интерьер терминала создает впечатление открытого пространства. Точечные светильники, установленные под потолком, напоминают звездные скопления. Между прожекторами расположены кольца света, парящие подобно небесным светилам.
В дизайне интерьера также представлена модель корабля «Восход-2», пилотируемого космического корабля, который в 1965 году доставил Алексея Леонова в открытый космос. Для защиты подземных бетонных конструкций расширенного аэропорта от сибирского холода при строительстве использовалась система защиты бетона ПЕНЕТРОН. Он использует кристаллическую технологию для обеспечения долговечности и гидроизоляции бетонных конструкций ниже уровня земли.
Система защиты включала PENECRETE MORTAR, кристаллический гидроизоляционный раствор, используемый для заполнения трещин, а также PENETRON, кристаллический гидроизоляционный материал для местного применения, наносимый в виде суспензии.
Решение обеспечивает бетонным конструкциям нового терминала низкую проницаемость и способность к самовосстановлению для герметизации микротрещин.
Привлеченные подрядчики
Российская многопрофильная компания «Спектрум» была выбрана для разработки концепции нового аэровокзального комплекса. Также предоставляла проектную документацию, сопровождала процесс выбора генерального подрядчика строительства и осуществляла надзор за строительством терминала.
Архитектурное бюро ASADOV также участвовало в разработке проекта. Генеральным подрядчиком проекта выступила российская строительная компания «Лимак Мараш».
Связанные проекты
Темы в этой статье :
Новый российский аэропорт взлетел с гидроизоляцией ПЕНЕТРОН АДМИКС
Пресс-релиз
Россия
Официально открытый в августе 2019 года Саратовский международный аэропорт имени Гагарина под Саратовом, Россия, является лишь третьим полностью новым аэропортом, построенным в России с 1989. Строительство аэровокзального комплекса было завершено в конце прошлого года; ПЕНЕТРОН АДМИКС использовался для гидроизоляции основных бетонных элементов комплекса.
Саратовский международный аэропорт имени Гагарина, названный в честь легендарного русского космонавта Юрия Гагарина, находится примерно в 20 км к северу от города Саратова (население около 2,5 миллионов человек). Этот проект стоимостью 10 миллиардов рублей (150 миллионов долларов США) заменил предыдущий Центральный аэропорт в качестве основного коммерческого аэропорта Саратовской области в Приволжском федеральном округе России. Новый аэропорт, спроектированный архитектурным бюро ASADOV, рассчитан на миллион пассажиров в год. Проект был номинирован на премию Союза архитекторов России.
«Около 15 лет назад становилось все более очевидным, что Саратовский центральный аэропорт, действующий с 1930-х годов, скоро будет слишком мал для прогнозируемого увеличения авиапассажиров», — добавляет Игорь Черноголов, президент «Пенетрон Россия». «Новый международный аэропорт Саратова имени Гагарина является последним в серии новых аэропортов и расширений аэропортов, которые происходят по всей России».
В поисках надежного решения по гидроизоляции
Вскоре после начала строительства в конце 2014 года «Пенетрон Россия» попросили предложить надежное решение по гидроизоляции фундамента диспетчерской вышки нового аэропорта, а также бетонные резервуары, обеспечивающие надежную питьевую воду. водоснабжение.
«Наша команда рекомендовала ПЕНЕТРОН АДМИКС, кристаллическую гидроизоляционную добавку, чтобы обеспечить бетонной смеси требуемые гидроизоляционные характеристики, а также столь необходимую устойчивость к довольно суровому местному климату», — добавляет Игорь Черноголов. «Благодаря опыту, полученному нами в прошлом при участии в других проектах аэропортов в России и соседних странах, наша команда была уверена, что это решение превзойдет их строгие требования».
Добавление долговечности и возможности самовосстановления
Легко вмешиваемый во время замеса и не подверженный влиянию климатических условий, ПЕНЕТРОН АДМИКС становится неотъемлемой частью бетонной матрицы, реагируя на влагу в свежем бетоне, что приводит к образованию нерастворимых кристаллов в порах и капиллярах бетона. Эти кристаллы надолго герметизируют микротрещины, поры и капилляры в бетоне от проникновения воды или жидкостей с любого направления.
«Благодаря низкой водопроницаемости и способности к самовосстановлению для герметизации новых трещин бетонные элементы, обработанные ПЕНЕТРОН АДМИКС, будут иметь увеличенный срок службы», — заключает Игорь Черноголов. «Благодаря ПЕНЕТРОН АДМИКС техническое обслуживание обработанной конструкции для Саратовского международного аэропорта имени Гагарина будет минимальным, что позволит сэкономить время и деньги».
Добавить комментарий