Star грузовик: Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней: mexanizm — LiveJournal

Содержание

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней: mexanizm — LiveJournal

Вчера мимо меня проехал  довольно необычный в наши дни автомобиль. Издалека он был похож на  «Колхиду» с квадратной кабиной, в народе именуемой «Сервант», и я  подумал – ого, какая редкость, последний раз живую «Колхиду» я видел лет  так 15 назад. Достал камеру из рюкзака, в надежде  сделать пару кадров  очень редкой ныне машины, но увы, аккумуляторы оказались безнадёжно  разряжены. Надо чаще проверять технику.  

Тем временем, пока пытался уже телефоном хоть что-то снять, грузовик проехал мимо, и уже с близи я увидел – никакая это не «Колхида»  а польский Star, хоть на нем уже и не было названия. Машина была  известна в СССР, а теперь позабыта. Каково моё удивление, я впервые  вообще видел Star – 200 в наших краях. Заодно вспомнил, что под одним из  постов подписчик интересовался судьбой этой марки, существует ли она до  сих пор или нет, вот и подумал, что написать об этих польских  грузовиках  велел сам, его величество, случай.

Забегая наперед, скажу,  что завод работает  до сих пор, но обо всем по порядку.  

Завод  Star берет своё  начало в 1948 году, производство машин было налажено в городе  Стараховице  на бывшем металлургическом заводе. Отсюда же появилось и  название «Star».  

Поначалу завод выпускал  неказистого вида грузовик Star – 20, с бензиновым шестицилиндровым  мотором. На основа базовой модели появился ряд модификаций таких как  седельный тягач и различая строительная техника, краны, самосвалы, и  даже автобусы.  

Настоящий успех заводу  принес Star – 25, увидевший свет в 1958 году. Он так же был бензиновым,  мощность двигателя S42-2 составляла 95 л.с.  Машина выпускалась во  множестве модификаций. До наших дней уцелели как обычные бортовые  грузовики, так и пожарные машины, в основном сохранились они в Польше. 

Поставлялась Star – 25  и в СССР, в основном это были седельные тягачи, в которых советские автохозяйства остро нуждались.

 

Продолжением линейки  грузовиков стал Star – 27, вышедший в 1962 году. Внешне машины были  похожи, различия были в двигателях и трансмиссии. 

В 1958 году завод  начинает выпускать полноприводную милитарную модификацию Star – 66.  Машина имела 6 цилиндровый бензиновый мотор мощностью 105 л.с. и хорошие  внедорожные характеристики, вот только кабина была очень простенькой,  со складной брезентовой крышей. Грузоподъемность составляла 2.5 тонны. 

В 1965 году выходит Star – 660,  полноприводный грузовик двойного назначения.   

Часть этих машина  поставляется в СССР, в основном это были мобильные мастерские,  оборудованные всем необходимым для ремонта техники в полевых условиях,  помимо токарного, сверлильного станков, пескоструйки и генератора для  электросварки имелся даже небольшой съемный кран, монтируемый на  передний бампер. При помощи этого крана и штатной лебедки можно было  снимать и ставить двигатели на грузовики, или поднимать грузы весом до  тонны.

 

В 1968 году выходит  совершенно новые модели – Star – 28 и Star – 29. Внешне машины  одинаковы, Star – 28 имел дизельный двигатель мощностью в 100 л.с., а 29  – бензиновый мощностью в 105 л.с.  

Новая кабина положит  начало самой известной серии 200 этих польских грузовиков. Дизельный  Star – 28 производился до 1989 года, как и предшественники – в огромном  количестве модификаций.  

В 1975 году выходит Star – 200, продержался он на конвейере до 1994 года. 

Машина имела дизельный  двигатель объемом 6.8 литра и мощностью 150 л.с., 5 – скоростную КПП с  синхронизаторами, гидроусилитель руля и двухконтурную тормозную систему.   

Именно такой мне и  повстречался на дороге, в виде автовышки. Был ли он изначально  автовышкой, или это уже местная переделка, мне не известно. 

Одна из модификаций двухсотой серии, Star  – 244 была полноприводной, с двумя ведущими мостами, выпускалась до 2000 года. 

До 2000 года выпускался и  Star – 266, этот полноприводный трёхмостовый грузовик пришел на смену  Star – 660 в 1973 году. Машина эта была как милитарного назначения так и  гражданского, на его базе выпускалась строительная техника.  

В 1988 году Star – 266 участвовали в знаменитом ралли Дакар.  Проходимость у машины – впечатляющая. 

В конце 80-х на заводе разрабатывают новый среднетоннажный грузовик Star – 742, грузоподъемностью 3.5 тонны.  

Это был грузовик для  городских и коротких междугородных перевозок.  Производство машины  начинается в 1990 году и продолжается 10 лет.  

Полноприводный (4Х4) Star  – 744 появился пару лет спустя, в 1992 году, выпуск прекратился в 2000-м. 

Параллельно с  малотоннажниками с 1986 по 2000 год производятся Star – 1142  грузоподъемностью 6.5 тонн. По сути они стали продолжением прекрасно  себя зарекомендовавшего Star – 200, производство которых уже  сворачивалось. 

С середины 90-х дела у  завода стали идти неважно. Еще в 1994 году объем производства был около  3000 грузовиков в год, а к концу 90-х упал, выпускали менее 2000 машин в  год, сократился и персонал завода. Выбор у компании был невелик, или  прекратить своё существование, вслед за многими предприятиями стран  соцлагеря, после его распада, либо работать совместно с европейскими  автогигантами. Руководство выбрало второй вариант, тем самым спасло  производство.  

В 1998 году Star  подписал партнерское соглашение с немецким концерном МАN, в 2000 году  вошел в его состав. С началом совместной работы появляются две новые  модели, Star – 8.125 и Star – 12.155.   

Star – 8.125  представляет собой шасси польской разработки, на которое устанавливался  125-сильный дизельный двигатель MAN, от MAN была и кабина, серии L2000.  

Star – 12.155 оснащался 155 сильным дизелем MAN, 6 скоростной коробкой ZF и дисковыми тормозами всех колёс.  

В 2000 году стартовал  выпуск  новой серии – Star S2000, производство в Польше продолжалось до  2004 года, после чего было перенесено в Австрию, где продолжалось до  2007 года. 

Завод в Стараховице был перепрофилирован под производство комплектующих, в том числе и для сторонних заказчиков.  

История автомобильной компании Star

Главная » Star » История марки Star


История автомобильного завода Star началась сразу же с создания первого автомобиля 1946 году в мае месяце, в конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot), эвакуированном в Лодзь. Руководителем проекта был известный польский инженер Ян Вернер (Jan Werner), выбравший за основу довоенный опытный грузовик “Пэ-Зэт-Инж-713” (PZInz). Прототип нового 3,5-тонного грузовика “А20” с 6-ти цилиндровым карбюраторным мотором. “S40” мощностью 85 л.с. и 4-х ступенчатой коробкой передач был собран весной 1948 в Варшаве, а его производство решили развернуть в цехах бывшего металлургического завода, основанного еще в 1875 году в городке Стараховице близ Кельце, по названию которого автомобили получили марку “Стар”.

Пятнадцатого декабря 1948 г. там началось изготовление грузовиков “Стар-20”, получивших модернизированный двигатель “542”, выпускавшийся также на “Старе”. В 1951 г. завод, которому присвоили имя Ф. Э.Дзержинского, собрал около 2600 машин. На базе первенца предлагали седельный тягач “С60”, самосвал “W14” и различные специальные исполнения. С 1954г. выпускался 4-х тонный вариант “Стар-21” с 5-ти ступенчатой коробкой передач и тремя размерами колесной базы. Через четыре года его заменил более совершенный “Стар-25”, ставший одним из наиболее удачных и популярных польских автомобилей. Его комплектовали двигателем “S42-2” (95 л.с.) и обновленной кабиной.

В варианте седельного тягача “С25” с полуприцепом “D40” для перевозки мебели он поступал в СССР. Кроме того, на его основе предлагали длинно-базовое исполнение “25L”, самосвалы “W25” с задней и “3W25” с 3-х сторонней разгрузкой, различные фургоны, цистерны, пожарные машины, краны. С 1963 г. выпускался “Стар-27” с дизелем “553”(5,6 л., 100 л.с.), на основе которого разработали 8-ми тонные машины “А83” (6×4) и “А88” (6×2). С конца 40-х гг. на заводе проводились работы по созданию полноприводных грузовиков двойного назначения. После долгих испытаний в 1958 г.

началось производство 2,5-тонного автомобиля “Стар-66” (6×6) со 105-сильным бензиновым мотором.

При оснащении системой регулирования давления воздуха в шинах он получил обозначение “Стар-660”, а последующие дизельные варианты имели индексы “660М1” и “660М2”. В 1968 г. увидели свет 5-ти тонные 2-х осные грузовики – дизельный “Стар-28” (100 л.с.) и бензиновый “Стар-29” (105 л.с.), на которых впервые появилась новая кабина, ставшая основой для самой известной серии “200”. С 1975 г. ее открывал 6-ти тонный бортовой автомобиль “Стар-200” с колесной базой 3400 мм., новым польским 6-ти цилиндровым дизелем “S359” (6842 см3, 150 л.с.), синхронизированной 5-ти ступенчатой коробкой передач, рулевым механизмом с гидроусилителем, 2-х контурной пневматической тормозной системой и более вместительной кабиной модели “642”.

На его шасси предлагались удлиненный вариант “200L” (база 3910 мм.), полноприводная модель “244” (4×4), седельный тягач “С200”, два строительных самосвала “200S” и “3W244” и сельскохозяйственный “244RS” с высокими бортами.

С середины 70-х гг. на смену серии “660” пришел грузовик “Стар-266” (6×6). К этому времени автомобильный завод “Стар” превратился в своеобразный концерн местного значения, включавший пять предприятий, на которых трудилось 25 тыс. человек, выпускавших все комплектующие изделия для своих автомобилей. В 70-е гг., во времена увлечения закупкой иностранных лицензий, “Стар” не воспользовался ни одной из них.

Когда же в Польше началась приватизация, завод стал в 1991 г. акционерным обществом, но его единственным акционером было государство. Подготовка к производству нового поколения грузовиков собственной конструкции началась в середине 80-х гг., а их изготовление продолжалось до конца 90-х гг. Принципиально новый 3,5-тонный “Стар-742” для городских и коротких местных перевозок появился на Будапештской ярмарке в 1986 г., а его производство началось три года спустя. На автомобиле был установлен польский 4-х цилиндровый дизель “Андория” (Andoria) с турбонаддувом мощностью 105 л.с., позволявший автомобилю полной массой около 7 тонн развивать скорость 98 км/ч.

Развитием этой серии стал полноприводный 3,3-тонный “Стар-744” (4×4). Наследником серии “200” являлось 6,5-тонное семейство “1142”, выпускавшееся с 1986 г. На этих машинах использовался прежний 150-сильный дизель. Его вариант с турбонаддувом устанавливался на бортовой модели “Стар-1142Т” и седельном тягаче “С1142Т” для автопоезда полной массой 27 т., развивавшего скорость 93 км/ч. Кабина этих машин оснащалась воздушными обтекателями и массивным бампером. Стремление “Стара” сохранить независимость привело к выпуску устаревшей продукции, по техническому уровню и качеству давно не соответствовавшей новым требованиям. Модели находили спрос только на внутреннем рынке, где их начали быстро теснить машины иностранного производства.

До середины 90-х гг. объем выпуска составлял 2700-3200 грузовиков ежегодно, но в 1999 г. он сократился до 1750 машин, а персонал – до 900 человек. Все это заставило завод “Стар” пойти, наконец, на сотрудничество с немецкой фирмой МАН (MAN), подписав с нею в 1998 соглашение о кооперации. Через год в программе появилась легкая серия “Стар-8.125”, представляющая собой прежнее шасси “Стар”, оснащенное кабиной и 125-сильным дизелем от серии MAN L2000. В начале 2000 г. “Стар” был присоединен к концерну МАН. В результате в Стараховицах началась сборка грузовика “Стар-12.157” со 155-сильным дизелем MAN, 6-ти ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), гипоидной главной передачей, всеми дисковыми тормозами и 8 размерами базы.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

  • Автор: Евгений Смольников