Советские гусеничные вездеходы: Вездеходы СССР, которые способны были проехать где угодно

Вездеходы СССР, которые способны были проехать где угодно

Внедорожники являются одними из самых распространенных транспортных средств для езды по плохим дорогам и пересеченной местности. Во времена СССР из представителей данных транспортных средств был только автомобиль «Нива». Однако при этом в стране было достаточно уникальных высоко проходимых транспортных средств, которые были способны преодолеть любые преграды.

Артиллерийский тягач АТ-Т

Первый быстроходный тяжелый гусеничный тягач, созданные в годы после окончания Великой Отечественной войны был спроектирован специалистами Харьковского машиностроительного заводе им. Малышева. Руководил разработкой данного транспортного средства А.А. Морозов. Первая модель данного тягача сошла с конвейера в 1950 году.

Главной целью тягача АТ-Т было перемещение ракетных и артиллерийских систем, а также различного рода прицепов с грузами, масса которых не превышала бы 25 тыс. кг. При этом транспортное средство разрабатывалось с тем учетом, что тягач бы работал не только в условиях умеренного климата, но также жары и экстремально низких температур севера.

Сердцем транспортного средства являлся дизельный силовой агрегат V12, который также устанавливали на советские танки. Объем двигателя составлял 38,8 литра. Мощность же мотора была равна 450 лошадиным силам. На гусеничном ходу тягач мог развивать скорость в 35 км/ч и это при условии, что к нему был прикреплен прицеп или специализированная установка массой 25 тонн. Транспортное средство АТ-Т собиралось вплоть до 1979 года.

Гусеничный снегоболотоход Урал-5920

Советский снегоболотоход Урал-5920 являлся своего рода более продвинутой моделью транспортного средства НАМИ-0157М. Еще в 1974 году правительство СССР приняло решение о массовом производстве данной модели. Однако первые машины начали сходить с конвейера только в 1985 году.

Изначально планировалось, что Урал-5920 будет производиться крупной серией – порядка 8 тыс. единиц техники в год. Однако впоследствии на заводе в Миассе производилось не более 150 снегоболотоходов.

Транспортное средство планировали использовать по всей территории страны. Поэтому оно работало как при температуре +40, так и -50°C. При этом оно могло свободно передвигаться там, где даже не существовало такого понятия как дорога. Грузоподъёмность Урал-5920 составляла 8 тонн.

Под капотом снегоболотохода скрывался двигатель КамАЗ-740.  Он обладал мощностью 210 лошадиных сил и вместе трансмиссией позволял транспортному средству развивать скорость до 30 км/ч. Благодаря своим техническим характеристикам и особенностям конструкции Урал-5920 мог преодолевать подъемы в 58 градусов.

Гусеничный транспортёр-снегоболотоход ГТ-С

Разработка проекта транспортного средства с аббревиатурой ГТ-С была начата в 19504 году. Руководителем дано проекта является С. Б. Михайлов. Его цель было создание вездеходного транспортного средства, которое бы могло работать практически в любых климатических условиях и могло не только перевозить грузы, но и выступать своего родя тягачом.

После окончания разработки гусеничного транспортёра-снегоболотохода, модель получила на заводе обозначение ГАЗ-47. Ее массовое производство началось в 1954 году.

Несмотря на то, что ГАЗ-47 являлся транспортером, на нем был установлен скромный бензиновый двигатель с объемом всего 3,5 литра. Он обладал мощностью в 70 лошадиных сил. транспортёр-снегоболотоход несмотря на свои внушительные габаритные размеры способен был перевозить грузы массой не более одной тонны.

Транспортное средство производилось на протяжении 10 лет. Последний ГТ-С сошел с конвейера Горьковского автозавода в 1964 году. Однако несмотря на это, гусеничный снегоболотоход успел принять участие в Антарктическом внутриконтинентальном пробеге. Тем самым продемонстрировав свою надежность работы в условиях экстремально низких температур.

Сочленённый болотоход БТ361А-01 «Тюмень»

В 1970 годах активно велась работа по осваиванию новых удаленных месторождений природных ископаемых. Вполне естественно, что как-то развитой транспортной инфраструктуры в те времена не было. Поэтому было принято решение о разработке машины высокой проходимости, которая бы обладала высокой грузоподъемность. Так появился болотоход БТ361А-01 «Тюмень».

Проектированием машины высокой проходимости, которая бы передвигалась на гусеничном ходу, занималось Специальное конструкторское бюро «Газстроймашина» из Тюмени. Именно поэтому в аббревиатуре медали транспортного средства и присутствует название города Тюмень.

В результате разработки нового транспортного средства его решили оснастить дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-240БМ, обладающим мощностью 300 лошадиных сил. Работал данный мотор совместно четырехрежимной шестнадцатиступенчатой коробкой передач.

Транспортное средство изначально разрабатывалось для перевозки грузов, поэтому оно было оснащено прямоугольной площадкой рамной конструкции. Благодаря особенностям конструкции и техническим характеристикам машины болотоход БТ361А-01 «Тюмень» мог перевозить грузы массой до 36 тонн.

Двухзвенный вездеход на гусеничном ходу ДТ-10 «Витязь»

Покорение северных регионов, а также добыча на территории Сибири и Дальнего Востока различных природных ресурсов всегда было одним из приоритетов правительства СССР. Однако для транспортировки различного рода грузов в условиях бездорожья, болотистой местности и снега необходимо было высоко проходимое транспортное средство. Впоследствии подобного рода машиной стал ДТ-10 «Витязь»

Массовое производство двухзвенного вездехода началось в 1982 году. Машина представляла собой гусеничный сочлененный транспортер. Ведущее звено ДТ-10 «Витязь» являлась кабиной, в которой могли разместиться 4 человека. Там же располагался двигатель транспортного средства.

Ведомое звено было своего рода прицепом, на котором могло располагаться технологическое оборудование, либо же перевозится различного рода грузы. Благодаря работе инженеров ДТ-10 «Витязь» мог без каких-либо проблем перевозить грузы массой до 10 тонн.

Довольно интересно была реализована силовая установка высоко проходимого транспортного средства. Сердцем машины служил Многотопливный мотор V12. Он обладал мощностью 710 лошадиных сил. В столь внушительных показателях мотора нет ничего удивительного, ведь вес транспортного средства был 21 тыс. кг. Запуск двигателя при помощи специальной пневматической системы. Для этого использовался сжатый воздух, хранящийся в баллонах.

гусеничные, не знающие преград, тест-драйвы

Автор Просто Seryoga На чтение 6 мин.

Содержание

  1. Популярные модели
  2. ГТ-С ГАЗ-47
  3. Урал-5920
  4. КрАЗ-255Б
  5. БТ361А-01 «Тюмень»
  6. СВГ701 «Ямал»
  7. АТ-Т и «Харьковчанка»
  8. Другие
  9. «Синяя птица»
  10. ДТ-10-30 «Витязь»
  11. ШСГ-401

Колесные и гусеничные вездеходы СССР разрабатывались для армейской и гражданской эксплуатации. Помимо крупносерийных изделий, существовали машины, построенные в единичных экземплярах. Многие из них стали героями передачи «Колеса страны советов», научно-популярного фильма «Не знающие преград» или тест-драйвов, проведенных журналистом Иваном Зенкевичем.

Популярные модели

К наиболее популярным вездеходам эпохи СССР относят:

  • ГТ-С:
  • Урал-5920;
  • КрАЗ-255Б;
  • БТ361А;
  • СВГ701;
  • АТ-Т.

ГТ-С ГАЗ-47

Гусеничная машина ГАЗ-47 была разработана в начале 50-х гг. прошлого века. Вездеход использовался для доставки людей и грузов в сложных климатических условиях, а также для буксировки прицепов и как база для установки различного оборудования. В конструкции использовались карбюраторный нижнеклапанный двигатель от грузового автомобиля ГАЗ-51 и 4-ступенчатая трансмиссия с дополнительными бортовыми передачами. При собственной массе 3550 кг вездеход мог перевозить до 1000 кг груза или 11 человек.

Урал-5920

Болотоход Урал-5920 оснащается рамным шасси, на котором установлены 2 гусеничные тележки с опорными катками, имеющими резиновые шины с губчатым наполнителем. Силовая установка включает в себя атмосферный дизель КамАЗ-740; максимальная скорость достигает 30 км/час. Гусеничные тележки могут поворачиваться относительно центральной оси и отклоняться в разные стороны, обеспечивая высокую проходимость. В раздаточном редукторе предусмотрен дифференциал симметричного типа. Грузоподъемность машины составляет 8000 кг, полная масса вездехода — 22500 кг.

КрАЗ-255Б

Грузовой автомобиль КрАЗ-255Б был создан на базе предшественника — 214Б, который представлял собой развитие ЯАЗ-210. На машине установили V-образный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-240, который развивал мощность 240 л.с. (на ранних машинах использовалась 210-сильная версия). Крутящий момент распределяется 5-ступенчатой коробкой и 2-скоростным редуктором (оснащен дифференциалом для мостов задней тележки).

Грузовик оснащается рессорной подвеской мостов; водитель и 2 пассажира сидят в кабине, изготовленной из листового металла, который закреплен на деревянном каркасе. Автомобиль КрАЗ-255Б выпускался и после развала Советского Союза — последние машины передали заказчикам в 1993 г. Грузовик широко использовался в армии (в продаже появляются экземпляры, списанные с хранения) и на гражданской службе. Машина несколько раз модернизировалась, что позволило повысить надежность узлов и ресурс до капитального ремонта.

БТ361А-01 «Тюмень»

Болотоход «Тюмень» начал разрабатываться в 1978 г.; в конструкции машины использованы кабина и оперение от колесных тракторов «Кировец». Вездеход оснащался дизелем ЯМЗ-240БМ с системой наддува, который развивал мощность 300 л.с. Для передачи крутящего момента без разрывов потока использовалась 16-ступенчатая трансмиссия. Грузовая платформа располагалась позади кабины; в состав ходовой части входили 2 гусеничные тележки. Максимальная грузоподъемность составляла 36000 кг, допустимая масса вездехода достигала 82000 кг.

СВГ701 «Ямал»

Вездеход «Ямал» отличался увеличенной максимальной массой, достигающей 100 т. Машина предназначалась для доставки грузов в условиях вечной мерзлоты; проект разрабатывался совместно с канадской компанией Foremost. В конструкции применены дизельный двигатель Detroit Diesel мощностью 715 л.с. и автономный генератор. В состав ходовой части входили 2 гусеничные тележки с опорными катками с внешней шиной (заполнена губчатым материалом). Всего было собрано 2 опытных экземпляра, которые проходили испытания до начала 90-х гг. прошлого столетия.

АТ-Т и «Харьковчанка»

Гусеничный тягач АТ-Т был разработан для армии, которой требовалась машина для буксировки артиллерийских систем. В конструкции использованы элементы от среднего танка Т-54, что упрощало снабжение воинских частей запасными деталями. Водитель и пассажиры располагались в металлической кабине, позаимствованной у грузовика ЗИЛ-157. Для увеличения вместимости до 4 человек кабину расширили. Вездеход имеет собственную массу 20000 кг, грузоподъемность не превышает 5000 кг (предусмотрены скамьи для перевозки 16 солдат с личным оружием и экипировкой).

В 1958 г. в конструкторском бюро Харьковского завода был разработан вездеход для работы в условиях Арктики, получивший прозвище «Харьковчанка». Машина базировалась на удлиненном шасси АТ-Т, на котором устанавливалась цельнометаллическая кабина вагонного типа. ТС имело снаряженный вес 35000 кг, а атмосферный дизель мощностью 520 л. с. (модификация танкового мотора В-2) позволял буксировать прицепы весом до 70000 кг. Позднее были построены модернизированные варианты машины «Харьковчанка-2» с улучшенными условиями для водителя и пассажиров.

Другие

К другим популярным вездеходам СССР и России относят:

  • «Синяя птица»;
  • ДТ-10-30 «Витязь»;
  • ШСГ-401.

«Синяя птица»

Под обозначением «Синяя птица» подразумевается колесный вездеход ЗиЛ-49061, который был разработан в 1971-75 гг.

Машина создавалась для эвакуации членов экипажей космических кораблей, приземлившихся в необитаемых районах страны.

В конструкции машины сохранен традиционный бензиновый V-образный двигатель ЗИЛ-508.10 мощностью до 185 л.с., работающий совместно с 10-скоростной механической коробкой передач. Герметичный кузов позволяет передвигаться по поверхности воды со скоростью до 10 км/час, на суше вездеход разгоняется до 75 км/час.

Машина оснащалась специальным оборудованием для поиска и вывоза космических кораблей, пассажирская кабина герметизирована, предусмотрена установка кондиционера воздуха. Ходовая часть состоит из 3 ведущих мостов, оснащенных шинами с развитым протектором; имеется система регулировки давления в камерах. В снаряженном состоянии грузовик весит 8400 кг, допустимая полная масса достигает 11400 кг. Для повышения проходимости использована торсионная подвеска; дорожный просвет составляет 590 мм.

ДТ-10-30 «Витязь»

Вездеходы «Витязь» на гусеничном шасси способны перевозить груз весом до 30 т и 5 пассажиров. В конструкции используется модификация танкового дизеля В-46-5 мощностью 781 л.с. и гидромеханическая трансмиссия. Предусмотрена возможность передвижения по воде со скоростью до 4 км/час за счет вращения гусениц. Армейская версия используется для перевозки ракет зенитного комплекса «Тор». Существует гражданский вариант с дизельным двигателем ЯМЗ 8401-10-09 и грузовой платформой открытого типа.

ШСГ-401

Гусеничные вездеходы ШСГ-401, созданные в России на основе сохранившихся со времен СССР наработок, состоят из 2 секций. Машины предназначены для перевозки крупногабаритных грузов, имеющих вес до 40 т; эксплуатационная масса ТС составляет 54000 кг.

Для привода гусениц использован 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2, способный разогнать снегоболотоход до 15,8 км/час. Секции соединены шарниром, повышающим маневренность машины. В конструкции предусмотрена лебедка с силовым приводом, развивающая тяговое усилие до 20000 кг.

Читайте также:

Оцените автора

GT-T Гусеничный грузовой автомобиль | Military-Today.com

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1962 (?)
Конфигурация Отслеживается
Сиденья в кабине 1 + 3 мужчины
Размеры и вес
Масса (снаряженная)
8,2 т
Грузоподъемность 2 т
Длина 6,34 м
Ширина 3. 14 м
Высота 2,16 м
Мобильность
Двигатель В-6А дизель
Мощность двигателя
200 л.с.
Максимальная скорость по дороге 45 км/ч
Амфибийная скорость на воде 6 км/ч
Диапазон 500 км
Маневренность
Градиент 70%
Боковой откос 50%
Вертикальная ступенька
~ 0,5 м
Траншея ~ 1,2 м
Фординг Амфибия

 

GT-T это гусеничная транспортная машина. Он был разработан в конце 1950-х годов как вездеход. артиллерийский тягач для северных районов СССР. Может перевозить войска, оружие, боеприпасы и другие военные грузы через труднопроходимой местности в отдаленных районах. Его также можно использовать в качестве фасада. линейный грузовой транспортер для всего, от боеприпасов до топлива. Первый автомобили были выпущены в 1962. Начато полномасштабное производство в 1963 году. GT-T производился в больших количествах. Он широко использовался Советской Армией, а также гражданскими операторами.

У GT-T есть отличная проходимость по пересеченной местности. Этот автомобиль может передвигаться по болотам, песку и снег. Его также можно использовать в гористой местности.

Это отслеживается Грузовик может перевозить грузы с максимальным весом 2 т. Может перевозите 21 солдата в грузовом отсеке или различные припасы. грузовой отсек закрыт дугами и чехлом из специального материала.

GT-T может буксировать специальные прицепы или артиллерийские орудия максимальной массой 4 т.

Такси вмещает водителя и 3 пассажиров. Кабина напрямую связана с грузовым отсеком.

Это отслеживается На авианосце установлен дизельный двигатель В-6А, развивающий 200 л.с. Двигатель расположен спереди. Этот автомобиль жаждет топлива. Расход топлива составляет порядка 100-110 литров на 100 км пути. GT-T имеет водонепроницаемую корпус и является полностью амфибией. На воде он приводится в движение своим треки.

Это отслеживается Носитель может работать при экстремальных температурах от -45С до +45С.

Варианты

Скорая помощь.

Команда средство передвижения.

Поле кухня.

ГТ-ТС пятый колесный трактор.

МТО-С эвакуационная машина.

ГТ-ТБ улучшенная версия, оснащенная более мощным двигателем ЯМЗ-238М2 с турбонаддувом дизельный двигатель, развивающий 240 л.с. Этот автомобиль имеет полезную нагрузку грузоподъемностью 2 500 кг и максимальной скоростью по шоссе 55 км/ч.

ГТ-ТБУ а последняя версия. Его производство началось в 2007 году. Этот гусеничный грузовой перевозчик имеет более длинный грузовой отсек. Также было добавлено дополнительное опорное колесо. с каждой стороны корпуса. Он может нести большую полезную нагрузку (4 000 кг).

ГТ-ТМ – это более новая улучшенная и переработанная версия.

ГТ-ТР Марал является последней версией, в основном предназначенной для гражданских клиентов.

ГАЗ-3344 Гусеничный вездеход с шарнирно-сочлененной рамой

Страна происхождения Россия
Поступил на службу 2019
Конфигурация
Отслеживается
Сиденья в кабине 1 + 19 мужчин
Размеры и вес
Масса (снаряженная) 8,7 т
Грузоподъемность 3 т
Длина 9,93 м
Ширина 2,38 м
Высота 2,63 м
Мобильность
Двигатель ЯМЗ-53402-10 дизель
Мощность двигателя 182 л. с.
Максимальная скорость по дороге 60 км/ч
Амфибийная скорость на воде 5 км/ч
Диапазон 800 км
Маневренность
Градиент 70%
Боковой откос 50%
Вертикальная ступенька ~ 1 м
Траншея ~ 2 м
Фординг Амфибия

 

ГАЗ-3344 «Алеут» — российский сочлененный вездеход на гусеничном ходу. Первоначально это разрабатывался как коммерческий автомобиль. Сообщалось, что в 2014 г. что российские вооруженные силы получат большое количество ГАЗ-3344-20 вездеходы. В итоге было заказано 123 единицы. Поставки начались в 2019 году. Эти сочлененные гусеничные транспортеры используются отдельными соединениями ВМФ России. Арктическая бригада. В 2022 году были поставлены и эти гусеничные транспортеры. в российские железнодорожные войска.

В концепции а по характеристикам ГАЗ-3344 похож на шведскую Бв 206 или финский Сису НА-110. Он может перевозить пассажиров, грузы и различное оборудование в труднодоступные районы Сибири и северных регионов России. Этот автомобиль имеет хорошую проходимость по пересеченной местности и может идти по грязи, песку, снегу и болота. Также он полностью амфибийный. Обычно сочлененный гусеничные транспортеры обладают улучшенной проходимостью по пересеченной местности по сравнению с несочлененный гусеничный грузовой транспорт. российские военные тоже работает ДТ-30П и Сочлененные гусеничные вездеходы ДТ-10П типа «Витязь» семья.

Однако это гораздо более крупные автомобили.

ГАЗ-3344 состоит из переднего приводного блока и заднего боевого блока. Двигатель установлен в передней части. Он ведет гусеницы обоих агрегатов. Треки задней части приводятся в движение шарнирно-сочлененной муфтой.

Форвард вмещает водителя и четырех пассажиров. Передний блок имеет грузоподъемность 750 кг. Задняя часть может перевозить 12 военнослужащих. Скамьи заднего грузового отсека трансформируются в спальное место спальные места на 6 человек. Задняя часть имеет грузоподъемность 2 250 кг. Это устройство может быть адаптировано под различные нужды. Он может нести различные взаимозаменяемые миссионерские модули. Планируется, что Российская армия будет эксплуатировать эту машину с 5 различными тыловыми задачами. модули.

Военный версия ГАЗ-3344 имеет защищенные топливные баки и оснащена Система защиты пассажиров от ОМП. Также он имеет возможность для оснащения дистанционно управляемым боевым модулем.

ГАЗ-3344 не бронирован.

Гражданский ГАЗ-3344 оснащен 4,5-литровым двигателем Cummins ISB4.5E3 с турбонаддувом. дизельный двигатель, развивающий 185 л.с. Он соединен с автоматом Allison. коробка передач. Однако военная версия оснащена русским двигателем. 4,4-литровый дизельный двигатель ЯМЗ-53402-10 с турбонаддувом, развивающий 182 л.с. Некоторые источники сообщают, что этот двигатель развивает мощность 240 л.с. При движении по дорогам с твердым покрытием этот автомобиль потребляет 50 литров. топлива на 100 км пути. Установлены как передние, так и задние блоки с автономными отопителями Webasto. Лебедка самовытаскивания грузоподъемностью 5 т. предлагается как вариант. Этот вездеход на гусеничном ходу может работать при температуре диапазоне от -50С до +40С. Он также может работать в горных районах. до 4 650 метров над уровнем моря.

Этот гусеничный транспортер повышенной проходимости имеет водонепроницаемый корпус и полностью амфибия. По воде он приводится в движение гусеницами. Нет специального Перед входом в воду требуется подготовка.