Система смазки ямз 238: Система смазки двигателя ЯМЗ-238H

Система смазки двигателя ЯМЗ-238H

Система смазки двигателя – смешанная, с «мокрым» картером (рис. 16).

Масляный насос через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный масляный фильтр (рис. 17). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давления до и после фильтра достигает 200-250кПа (2,0-2,5кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Рис. 16. Схема системы смазки:

А-высокое давление; В – засасывание масла; С – слив и смазка разбрызгиванием; D – масляные каналы коленчатого вала; 1 – фильтр центробежной очистки масла; 2 – маслоналивная горловина; 3-топливный насос высокого давле-ния;4-маслянный фильтр турбокомпрессора; 5-турбокомпрессор; 6-каналы для подвода масла к форсункам охлаждения поршней; 7-центральный масляный канал; 8-форсунка масляного охлаждения поршней; 9-дифференциаль-ный клапан; 10-к масляному радиатору; 11-из радиатора в картер; 12-предохранительный клапан радиаторной секции; 13-редукционный клапан; 14-масляный насос; 15-запорный клапан; 16-перепускной клапан масляного фильтра; 17 – масляный фильтр.

К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора: (сигнализатор устанавливается не на все двигатели) в этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорены элементы фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Рис. 17. Масляный фильтр:

1-корпус фильтра; 2-про-кладка колпака; 3 – замковая крышка; 4-колпак фильтра; 5 – фильтрующий элемент; 6 – головка колпака; 7-про-кладка фильтрующего элемента; 8-плунжер клапана; 9-пружина клапана; 10-пружина сигнализатора; 11-подаижный контакт сигнализатора; 12-неподвижный контакт; 13 – клемма

Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из латунной сетки, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал 7 (рис. 16), а оттуда через систему каналов в блоке – к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе – к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Из центрального масляного канала по наружной трубе масло поступает к подшипникам турбокомпрессора. В зависимости от конструкции турбокомпрессора в систему смазки может быть включен дополнительный фильтр тонкой очистки; в этом случае масляный фильтр комплектуется фильтрующим элементом из латунной сетки. Под давление смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

Фильтр центробежной очистки масла (рис. 18) включен параллельно после фильтра грубой очистки и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится в полостях шатунных шеек коленчатого вала

Радиаторная секция насоса подает масло к установленному на машине радиатору. Охлажденное в радиаторе масло сливается в картер.

Основная секция насоса снабжена редукционным клапаном, перепускающим масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700-800 кПа (7,0-8,0 кгс/см2). Предохранительный клапан радиаторной секции открывается при давлении на выходе из насоса свыше 100-130кПа (1,0-1,3 кгс/см2). Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 520-560 кПа(5,2-5,6 кгс/см2).

Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней через форсунки 8, масло к которым подводится через систему каналов и трубопроводов 6. При давлении масла в системе смазки ниже 300-350 кПа (3,0-3,5 кгс/см2) подачи масла к форсункам прекращается с помощью запорного клапана 15.

Рис. 18. Фильтр центробежной очитки масла:

1-клапан фильтра; 2, 7-шайбы; 3-колпачковая гайка-; 4-гайка крепления ротора; 5-упорная шайба; 6-гайка ротора; 8, 14-втулки ротора, 9-колпакроторв, 10 – ротор; 11-отража-твль; 12-уплотнительное кольцо; 13-прокладка колпака; 15-ось ротора; 16-корпус фильтра; 17-сопло ротора; А – из системы под давлением; Б – слив масла в картер.

На машине МАЗ-6522 с двигателем ЯМЗ-238ФМ датчик давления масла установлен после масляного фильтра турбокомпрессора. При загрязнении фильтрующего элемента величина показываемого давления может быть значительно ниже действительной величины давления масла в системе смазки двигателя.

В случае сомнений правильность давления масла следует определить или сразу после установки в фильтр турбокомпрессора нового фильтрующего элемента, либо подсоединением контрольного манометра непосредственно к центральному масляному каналу двигателя, вывернув одну из пробок с левой стороны блока цилиндров.

На двигателях ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д контроль давления масла осуществляется только в центральном масляном канале.

Системы смазки

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ В-54П и ЯМЗ-238 СОСТОИТ:

1. масляного бака; 1.масляный насос, шестерёнчатый, 2. центробежный фильтр МЦ-1 двухсекционный;

3. маслозакачивающего насоса МЗН-2; 2.масляный фильтр грубой очистки с предохранительным клапаном;

4. масляного шестерённого насоса; 3.масляный фильтр тонкой очистки;

5. масляного фильтра (МАФ) 4.масляный радиатор;

6. масляного радиатора 5. заливная горловина;

7. перепускного клапана; 6. манометр с датчиком;

8. масляный манометр с датчиком 7. маслопроводы и каналы движения масла в блоках и механизмах двигателя;

9. масляный термометр с датчиком; 8.

перепускной и редукционный клапаны масляного насоса;

10. масломерный щуп; 9.сливной клапан.

11. маслопроводов и арматуры.

Схема системы смазки В-46-5

Работа системы смазки двигателя в-46-5.

Перед запуском двигателя масло маслозакачивающим насосом МЗН-3 подается из маслинного бака к крышке центрального подвода и далее в двигатель, минуя фильтр МАФ. При работающем двигателе нагнетательная секция маслонасоса забирает масло и подает его под давлением через масляный фильтр к крышке центрального провода двигателя, откуда оно поступает ко всем трущимся поверхностям. Стекающее с шеек коленвала масло разбрызгивается в картере, образуя масляный туман, которым смазываются стенки гильз цилиндров, верхние головки шатунов и поршневые пальцы. Затем масло стекает в нижнюю половину картера, где собирается в маслосборниках, расположенных в передней и задней частях картера. Из маслосборника картера масло подается двумя откачивающими секциями масляного насоса по трубопроводу к масляному радиатору и после охлаждения в масляный бак.

При низкой температуре масло из двигателя в масляный бак может проходить через перепускной клапан, минуя радиатор.Часть масла (около 20-30%) из откачивающих секций к маслоочистителю МЦ-1 (центрифуге), где очищается от механических примесей и затем сливается обратно нижнюю половину картера двигателя.

Схема системы смазки ЯМЗ-238

Работа системы смазки двигателя ямз-238

В передней части двигателя внутри картера закреплен двухсекционный шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие от шестерни колен­чатого вала через промежуточную шестерню 18 (рис. 111). Передняя сек­ция 17 насоса, снабженная редукционным клапаном

15, нагнетает масло в систему смазки двигателя, а задняя секция 16, имеющая перепускной кла­пан 14, — в масляный радиатор 24. Редукционный клапан отрегулирован на предельное давление 7,5—8,0 кГ/см2, а перепускной клапан — на давле­ние 0,8—1,2 кГ/см2. Обе секции насоса трубопроводом соединены с непод­вижным маслоприемником 13, снабженным сетчатым фильтром и располо­женным в поддоне картера.

Масляные фильтры 20 и 21 закреплены с левой стороны блока в перед­ней части.

При работе двигателя передняя основная секция 17 насоса засасывает масло через маслоприемник 13 из поддона картера и по каналу в блоке нагне­тает его в фильтр 20 грубой очистки, имеющий предохранительный клапан 19. Фильтр состоит из чугунного корпуса

1 (рис. 112, а), на центральном стержней которого гайкой закреплен на прокладке стальной колпак 3. Под колпаком установлен двойной фильтрующий элемент 4. Каждая секция элемента со­стоит из металлического гофрированного цилиндра с отверстиями, являю­щегося каркасом, на котором натянуты и закреплены внутренняя стальная и наружная латунная мелкая сетки. Масло через обе сетки проходит после­довательно. Фильтр включен в магистраль последовательно и оборудован предохранительным клапаном 5, перепускающим масло при загрязне­нии фильтра в случае перепада давлений в нем 2—2,5 кГ/см2. Часть масла от фильтра грубой очистки ответвляется и проходит через фильтр тонкой очистки, представляющий собой масляную центрифугу с реактивным приво­дом ротора 6 (рис. 112, б) и включенный в систему смазки параллельно. Работа центрифуги была рассмотрена ранее. Очищенное в центрифуге масло сливается обратно в картер.

Из фильтра 20 (см. рис. 111) грубой очистки масло проходит в главную магистраль 12, расположенную в блоке с левой стороны. Из главной маги­страли по каналам в перегородках блока масло проходит ко всем коренным подшипникам 11 коленчатого вала и опорам распределительного вала 7. Из коренных подшипников масло по каналам в коленчатом валу и через гря­зеуловители подается к шатунным подшипникам 9 и по каналам 6 в шату-нах — к поршневым пальцам.

У дизелей, работающих с турбонаддувом и имеющих более тяжелый на­грузочный режим, вместо заглушки в отверстии на верхней головке шатуна ставится специальный распылитель, через который на днище поршня выбрыз­гивается масло, охлаждающее его.

В канале средней перегородки блока установлен сливной клапан 10, который перепускает в неизношенном двигателе излишнее масло, подавае­мое насосом, имеющим большую производительность, обратно в картер. Клапан открывается при давлении 5—5,5 кГ/см2. При увеличении зазоров в подшипниках расход масла через них возрастает, вследствие чего давле­ние в магистрали падает. При этом перепуск масла клапаном прекращается, что обеспечивает хорошую смазку деталей двигателя даже при некотором его износе и повышенном расходе масла.

Из передней опоры распределительного вала масло через отверстия в шейке вала подается пульсирующей струей в полую ось 1 толкателей для смазки их втулок. Далее масло по каналам в толкателях 2 проходит к нижним наконечникам штанг и по штангам 5 — к верхним наконечникам и ко втул­кам коромысел 4, обеспечивая смазку клапанного механизма. Скапливаю­щееся в головках масло сливается обратно в картер по сливным каналам в блоке. Под давлением масло подается также к упорному фланцу распределительного вала и оси промежуточной шестерни 18 привода насоса.

Все остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым при вращении коленчатого вала или поступающим на детали самотеком.

Задняя секция 16 насоса подает масло по трубке 26 в масляный радиа­тор 24, устанавливаемый перед водяным радиатором автомобиля, откуда охлажденное масло сливается по другой трубке 27 в поддон картера. Вклю­чение радиатора осуществляется краном 25, расположенным на штуцере под­водящего шланга.

Масло заливают в картер через заливную горловину 3, расположенную на крышке клапанного механизма левой секции блока. Уровень масла прове­ряют стержнем, установленным в трубке с левой стороны блока.

Контроль

за работой системы смазки осуществляется по электрическому указателю 23, расположенному на щитке приборов. Датчик 22 указателя присоединен к магистрали блока.

Вентиляция картера проточная, закрытая. Воздух поступает в картер через неплотности соединений двигателя. Картерные газы отсасываются по вытяжной трубке 8, расположенной с левой стороны двигателя в задней его части и выведенной вниз. Верхний конец трубки соединен через маслоулови­тель с внутренней полостью камеры штанг двигателя.

Техническое обслуживание маслосистемы ЯМЗ-238

Срок службы двигателя зависит от своевременной и тщательной смазки, а также марки и качества применяемых масел и смазок

Во избежание проникновения грязи в механизмы , тщательно очистите точки смазки и промойте масленки.

Очистить заливную горловину от пыли и грязи. Снимите маслоизмерительный стержень 2 (рис. 1), протрите его ветошью и вставьте в трубку до упора.

Затем снова снимите стержень и определите уровень масла: он должен быть между метками «В» и «Н», ближе к метке «В».

При работающем двигателе уровень масла следует проверять через 3. ..5 минут после его остановки.

Если уровень близок к метке «Н», долейте свежее масло в заливную горловину 1, расположенную в передней части двигателя, за гидромуфтой привода вентилятора.

При проверке уровня масла обращайте внимание на его качество.

Если на щупе видны метки через масляную пленку, масло пригодно для дальнейшего использования.

Если метки плохо видны из-за темного цвета масла, его необходимо заменить.

Степень загрязнения масла можно также оценить по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге.

Если только середина пятна черная, то необходимо заменить элементы масляного фильтра и промыть крышку ротора центробежного фильтра, а если все пятно черное, заменить масло.

Замена масла и промывка системы смазки

Для удаления отложений из картера вместе с маслом сливайте масло с прогретого двигателя, соблюдая технику безопасности.

Для слива масла отверните сливную пробку на картере 3 и снимите крышку маслозаливной горловины, предварительно очистив ее от пыли и грязи.

После полного слива масла затяните пробку.

Залейте в двигатель промывочную смесь, состоящую из 10 литров дизельного топлива и 6 литров масла.

Запустите двигатель и дайте ему поработать 5 минут при минимальной частоте вращения коленчатого вала.

Остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.

Замените два сменных фильтрующих элемента и промойте крышки масляного фильтра и центробежный масляный фильтр дизельным топливом. Залейте в двигатель свежее масло.

Залить масло в двигатель через горловину на крышке головки блока цилиндров.

Перед заливкой очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки маслоотстойника: момент затяжки 140…160 Нм (14…16 кгс·м).

Заливать масло из маслораздаточных колонок с пистолетами-дозаторами, а при отсутствии раздаточных колонок – через воронку с сеткой чистой заправочной посуды.

Закройте крышку. В систему залито 32 литра масла.

Замена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра

1. Открутить крышку фильтра на 3-4 оборота и слить масло через канал корпуса в замененную емкость.

Вы можете использовать гаечный ключ, чтобы отвинтить крышку, как показано на рис. 2.

2. Полностью отвинтить и снять крышку 5 (рис. 2) фильтра.

  • 3. Нажмите на крышку замка 3 и, утопив ее в крышке 5 на 2-3 мм, поверните ее на 45º, после чего она выйдет из зацепления с фланцем крышки.

Снимите крышку замка и фильтрующий элемент 4 с крышки.

  • 4. Промойте внутреннюю часть крышки дизельным топливом. Не протирайте даже чистой тканью.
  • 5. Установите новый фильтрующий элемент в крышку резиновой прокладкой наружу.

Вставьте крышку замка в отверстие для прокладки, убедившись в правильном положении прокладки.

Надавив на крышку замка, утопить ее вместе с элементом в заглушку и повернуть на 45º.

Выступы фланца крышки войдут в пазы крышки, после чего пружина подтолкнет крышку в рабочее положение.

  • 6. Навернуть крышку с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20…40 Н·м (2…4 кгс·м).
  • 7. При работающем двигателе убедитесь в отсутствии утечек масла через уплотнение крышки.

После четырех замен фильтрующего элемента замените уплотнение 2.

Промывка центробежного масляного фильтра

1. Отверните гайку крышки фильтра (рис. 4) и снимите крышку.

2. Отвинтить гайку крепления ротора; снимите ротор с упорной шайбой 9(рис. 5).

  • 3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и крышку 6 ротора.
  • 4. Удалить отложения с крышки 6 и ротора 5 и промыть их дизельным топливом.
  • 5. Соберите фильтр в обратном порядке, проверив состояние прокладок 2 и 4, сопел ротора 3 и шайбы 12.

При необходимости заменить прокладки и очистить сопла ротора.

Техническое обслуживание клапанов системы смазки

Если редукционный клапан или дифференциальный клапан системы смазки могут заклинить, их необходимо снять, отвернув крепежные болты. Промойте клапана в дизельном топливе, не разбирая, и установите на место.

В случае неисправности (поломка пружины и т.п.) замените узел клапана.

Смазка подшипников натяжного ролика привода компрессора

Регулярно заполняйте смазкой полость подшипника натяжного ролика привода компрессора.

Нагнетать смазку механическим или ручным шприцем через масленку (рис. 7), расположенную на оси шкива со стороны блока цилиндров, до появления смазки через сальник на заднем конце шкива (4–5 ударов при наполнении ручным шприцем).

Интервал смазки 500 часов работы.

Промывать подшипники натяжителя рекомендуется раз в год в следующем порядке:

  • 1. Отвернуть гайку крепления оси ролика натяжителя и гайку болта натяжителя.
  • 2. Отверните болт натяжителя с оси шкива и снимите шкив с осью.
  • 3. Отверните три болта и снимите кожух шкива.
  • 4. Удалить старую смазку со шкива (не разбирая его) и промыть в керосине или солярке.