Система охлаждения мтз 82 – -82

Содержание

Система охлаждения МТЗ-80: Устройство, обслуживание, советы

Из каких элементов состоит система охлаждения на МТЗ-80, 82? Как правильно промыть и заправить систему?

В современных тракторах, работающих зачастую на пределе своих мощностей, эффективная и дееспособная система охлаждения имеет первостепенное значение. Именно она отвечает за своевременный отвод излишков тепла от агрегатов двигательной системы, обеспечивая их бесперебойное функционирование. Именно о данном элементе и его нюансах и пойдёт речь ниже.

Система охлаждения и её конструкция

На тракторах МТЗ используется закрытая система жидкостного охлаждения, основу которой составляют следующие элементы:

  • Водяной насос – являет собой конструкцию центробежного типа, снабжённую всеми необходимыми патрубками и обеспечивающую принудительное циркулирование охлаждающей жидкости внутри системы;
  • Пластинчатый радиатор – отвечает за теплоотдачу от охлаждающей жидкости в окружающую атмосферу;
  • Вентилятор – его вращение формирует воздушные потоки, идущие между радиаторными трубками и пластинами;
  • Охлаждающая рубашка – выполнена в виде двойных стенок, между которыми заливается охлаждающий состав;
  • Трубопроводы – обеспечивают передачу жидкости к теплообменнику от двигателя и обратно;
  • Термостат – отвечает за регулировку интенсивности проводимого охлаждения.

Принцип действия – всё просто и эффективно

Несмотря на довольно замысловатую конструкцию, охлаждающий комплекс трактора работает по очень простому принципу: двигательная помпа закачивает жидкость в охлаждающую рубашку, беря её из нижнего радиаторного бака и вытесняя отработавшую своё жидкость в бак верхний. Циркулируя по сердцевине радиатора жидкость, под воздействием воздуха из вентилятора, охлаждается до оптимальной рабочей температуры, после чего переходит в верхний резервуар, а на её смену помпа вновь закачивает новую охлаждающую жидкость из нижнего.

Если двигатель холодный, термостат отправляет охлаждающую жидкость напрямую в водяной насос, без её поступления в радиатор (имеет место так называемый малый круг циркулирования).

Промывка и заправка охлаждающей системы

Для заправки охлаждающего комплекса рекомендуется использовать тосол – он не содержит в своём составе никаких активных и вредных веществ, способных нанести вред системе или вывести её из строя. В редких, скорее даже крайних, случаях можно залить и воду – талую, дождевую или обычную колодезную, но с добавлением кальцинированной соды (примерно 1-1,2 г на 1 литр воды).

Что же касается объёмов заливки, то для верхнего бардачка уровень жидкости примерно на 5-6 см не должен доходить до уровня заливной горловины. Если жидкости будет налито больше, излишки её будут вытекать сквозь контрольный сливной выход, расположенный на радиаторе. Недолив жидкости негативно скажется на её циркуляции и вызовет скорый перегрев двигателя.

Для продления срока службы охлаждающей системы, примерно через каждые 2000 часов работы её следует промывать. Для этого используется особая смесь, приготовленная из содового раствора и керосина (около 2 литров). При такой промывке мотор должен работать не менее 12 часов кряду, а по её окончании радиатор дополнительно промывают чистой водой.

Возможен также и вариант, когда очистка проводится сжатым под высоким давлением воздухом – данный способ также достаточно эффективен, хотя и требует наличия специального оборудования.

Заключение

Охлаждающая система – один из тех элементов, которые требуют к себе постоянного и самого пристального внимания. При первых же признаках неисправности комплекса, следует провести его полную диагностику, отрегулировать работу проблемных деталей и компонентов, а при необходимости и заменить вышедшие из строя запчасти на новые. И не стоит откладывать данную процедуру на потом – промедление может стоить очень дорого.

mtz-80.ru

Система охлаждения трактора МТЗ-82 — курсовая работа

   Система охлаждения трактора МТЗ-82

   Введение

   На  тракторах МТЗ-82 установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизель номинальной мощностью 59 кВт (80 л. с.) Д-240.

   В дизеле применена неразделенная  камера сгорания с объемно-пленочным смесеобразование. Одна часть впрыснутого топлива распыливается в объеме камеры сгорания, а другая — растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает — происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется, нагреваясь от стенки камеры сгорания и потока сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия для экономичной и, как говорят, мягкой работы дизеля, которая характеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.

   Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из кривошипношатунного и газораспределительного механизмов и систем: смазочной, охлаждения, питания и пуска.

   Смазочная система служит для подвода смазочных материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частичного отбора тепла.

Назначение 

     Двигатель представляет собой источник механической энергии, преобразующий химическую энергию топлива, сгорающего в его цилиндрах, вначале в тепловую энергию, а затем в механическую. Система охлаждения представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих принудительный отвод теплоты от нагретых деталей двигателя и передающих ее окружающей среде с целью поддержания оптимального теплового состояния двигателя.

     К системе охлаждения предъявляют  следующие требования:

  • предупреждение перегрева или переохлаждения двигателя на всех режимах его работы в различных рельефных и климатических условиях работы мобильных машин;
  • сравнительно небольшие затраты мощности на охлаждение;
  • компактность и малая масса;
  • эксплуатационная надежность;
  • малая материалоемкость и себестоимость.

СИСТЕМА   ОХЛАЖДЕНИЯ

   Система охлаждения дизеля (рис. 1) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. В систему охлаждения входят следующие основные узлы и агрегаты: водяной радиатор 2, водяной насос 6, вентилятор 8, термостат 4, термометр 5,

шторка 9 и, кроме того, водоподводящий 3 и водоотводящий 7 патрубки, шланги, соединительная арматура, сливные краники и др.

   Радиатор 2 предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин. Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.

   К крайним пластинам на болтах прикреплены  верхний и нижний латунные бачки.

   Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора. К задней стенке верхнего бачка присоединен водоподводящий патрубок

3. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой 1 с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединены водоотводящий патрубок 7 и сливной краник 10.

   Крепление радиатора на тракторе эластичное: к переднему брусу при помощи опоры с резиновыми амортизаторами, а в верхней части — растяжками к головке блока цилиндров.

   Вентилятор 8 создает интенсивный воздушный поток, обдувающий сердцевины масляного и водяного радиаторов и охлаждающий наружные поверхности дизеля. Вентилятор смонтирован в одном узле с водяным насосом и расположен на его валу. Вентилятор присоединен шестью болтами к шкиву 5 (рис. 2) насоса, а весь узел (вентилятор —водяной насос) прикреплен болтами к верхней части передней стенки блока цилиндров. С задней стороны к стойкам водяного радиатора крепится кожух вентилятора. Кожух улучшает работу вентилятора, предохраняет лопасти вентилятора от попадания посторонних предметов и направляет поток воздуха на дизель.

Водяной насос (рис. 2) центробежного типа. Он предназначен для создания активной циркуляции воды в системе охлаждения и за счет этого более полного отвода тепла от нагретых деталей дизеля. Крыльчатка 9 насоса установлена на валик 4, зафиксирована от проворачивания лыской и закреплена на валике торцевым болтом. Валик вместе с крыльчаткой вращается на двух шариковых подшипниках. Пространство в корпусе между подшипниками заполняется смазкой через масленку. Водяная и масляная полости насоса разделены между собой дополнительным торцевым уплотнением, смонтированным в крыльчатке. Уплотнение состоит из текстолитовой шайбы, находящейся в контакте с тщательно обработанным торцом упорной втулки, которая запрессована в корпус насоса, а также резиновой манжеты 10, охватывающей валик, и поджимающей пружины

8. Для лучшего уплотнения на резиновую манжету надеты обоймы 11. 

   

 
Рис. 2. Водяной насос и вентилятор:

/ — вентилятор, 2 — ступица; 3 ~ шпонка; 4 – вал насоса; 5 — шкив; б – стопорное кольцо; 7 — масленка; 8-пружина; 9 – крыльчатка; 10 -манжета; II – обойма; 12 – уплотиительная шайба; 13 и 16-сальннки;  14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.

   Крыльчатка 9 помещается в профилированной полости  корпуса 14 насоса. При вращении крыльчатки на входе в эту полость создается разрежение, передаваемое в приемную камеру, которая патрубком соединена с нижним бачком радиатора. Благодаря разряжению вода попадает на лопатки крыльчатки и под давлением поступает в спиральный канал, так называемую улитку, образованную вокруг крыльчатки в корпусе насоса. Отсюда вода нагнетается в продольный канал системы охлаждения блока цилиндров.

   Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи клиновидного ремня 15, который также вращает и ротор генератора. При номинальной частоте вращения дизеля, равной 2200 об/мин, водяной насос и вентилятор развивают 2600 об/мин.

   Термостат автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев дизеля после пуска.

Рис. 3. Термостат

/ – корпус; 2 – вспомогательный клапан; 3 – окно для прохода воды; 4 – стержень датчика; 5 – основной клапан; 6 –датчик. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Он состоит  из корпуса (рис. 3), датчика термостата 6 с твердым наполнителем, верхнего основного 5 и нижнего вспомогательного 2 клапанов. Корпус термостата отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна 3. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана 5, а отбортовка нижнего — для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика 6 прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана.

   Термостат помещен в корпус и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. Термостат с твердым наполнителем имеет меньшую чувствительность к изменению давления в системе и большие перестановочные усилия в сравнении с сильфонным.

   Когда температура охлаждающей жидкости меньше 70°С, основной клапан 5 закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, жидкость не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается. Когда же температура охлаждающей жидкости больше 70°С, увеличивается объем смеси церизина с алюминиевой пудрой, выдвигается поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается проход охлаждающей жидкости в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.

   Шторка, установленная перед водяным радиатором, позволяет изменять количество проходящего через радиатор воздуха и тем самым регулировать в некоторых пределах температуру охлаждающей жидкости. Управляют шторкой с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, связанной тросом с передвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по показаниям дистанционного электрического термометра, датчик которого установлен в головке цилиндров, а указатель – на щитке приборов в кабине. 

  Вода  широко применяется в качестве охлаждающей  жидкости в тракторных двигателях, так как она имеет высокую теплоемкость, но расширяется при замерзании и содержит растворенные соли, наличие которых ведет к образованию накипи и шламов в системе охлаждения.

  Пригодность воды для охлаждения двигателей зависит  от содержания в ней растворенных солей кальция и магния, т. е. от ее жесткости. В зависимости от количества этих солей вода может быть мягкой (дождевая и снежная), средней жесткости (речная и озерная) и жесткой (морская и колодезная или ключевая).

  Для предотвращения накипи в системе охлаждения двигателя используют только мягкую воду (не содержащую солей). Жесткость воды уменьшают, добавляя в нее 3—10 г хромпика (двухромовокислого калия) на 1 л воды, соду (Na2CO3), фосфат натрия (гексаметафосфат и тринатрийфосфат) или активные смолы и полимеры, обладающие сильной адсорбционной способностью.

   При температуре окружающего воздуха  ниже—20° С систему охлаждения заполняют антифризами (водными растворами этиленгликоля различной концентрации с добавлением антикоррозионной присадки), замерзающими при низкой температуре.

  Антифриз  марки 40 — жидкость желтоватого  цвета с температурой застывания —40° С, а марки 65 — жидкость оранжевого цвета с температурой застывания —65° С. Антифризы пожаробезопасны; при нагревании сильно расширяются, поэтому холодный антифриз в систему охлаждения заливают на 5—8°/о меньше, чем воды.

  Во  время работы трактора вода из антрифриза испаряется, поэтому ежедневно проверяют уровень жидкости на прогретом двигателе и при его понижении (подтекание жидкости не допускается) доливают в радиатор чистую мягкую воду. При утечке антифриза в систему охлаждения доливают стандартный антифриз. Через 20—30 ч работы двигателя определяют гидрометром (денсиметром) плотность жидкости.

  В низкозамерзающую жидкость не должны попадать нефтепродукты, так как они вызывают сильное вспенивание ее.

  При переходе к летнему сезону антифриз сливают из системы охлаждения, собирают по сортам в тару и сдают на хранение на склад.

  Необходимо  помнить, что антифризы — сильные  яды, даже в небольших количествах. Поэтому категорически запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с жидкостью.

  В настоящее время рекомендуется  новая охлаждающая жидкость— полиэтилсилоксановая жидкость № 1. Это слабо-желтая, прозрачная жидкость, не имеющая запаха, хорошо растворимая в эфире и нерастворимая в воде. Она застывает при температуре — 60 С и наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к охлаждающим жидкостям.

  Применение  дизельного топлива в качестве охлаждающей жидкости не рекомендуется, так как во время работы двигателя под нагрузкой возможен перегрев деталей цилиндро-поршневой группы и головки блока. При низкой температуре окружающего воздуха вязкость топлива увеличивается и во время запуска холодного двигателя оно плохо прокачивается в системе охлаждения. Кроме того, топливо разъедает соединительные шланги, уплотнительные кольца и другие резиновые детали.

Техническое обслуживание системы  охлаждения 

      Техническое обслуживание системы охлаждения прежде всего предполагает контроль за состоянием соединений, исправностью всех сборочных единиц и агрегатов, уровнем и качеством заливаемой в систему охлаждающей жидкости.

      Заполнять систему охлаждения  нужно только чистой водой. Особое внимание следует обращать на жесткость воды. Жесткая (содержащая много минеральных солей) вода образует на стенках водяной рубашки накипь, которая является плохим проводником тепла, замедляет теплоотдачу от стенок и головки блока цилиндров, ухудшает циркуляцию, что приводит к перегреву дизеля. Для заполнения системы охлаждения лучше всего применять мягкую (дождевую или снеговую) воду. Если же такой воды нет, жесткую воду необходимо умягчить кипячением или добавкой 10… 12 г стиральной соды на 10 л воды с тщательным перемешиванием до полного растворения ее и последующим отстоем в течение 2…3 ч.

   Вода, слитая из системы охлаждения, по своему качеству близка  к кипяченой, поэтому ее рекомендуется собирать и хранить в закрытой чистой емкости и применять для заправки системы. Сливать воду из системы можно только после остановки и достаточного охлаждения дизеля.

turboreferat.ru

радиатор для мтз

Радиатор для трактора МТЗ 82
Во время движения трактора происходит сильный нагрев дизеля. Образуется очень высокая температура, от которой двигатель может сгореть. Чтобы не было перегрева, в тракторе устанавливается система охлаждения. Радиатор играет в ней главную роль.

Устройство и принцип действия радиатора МТЗ 82


Назначение радиатора в системе — охлаждение жидкости, которая нагревается при работе двигателя. Она содержится в ёмкости (рубашка), окружающей двигатель и поступает в патрубок, который соединяет рубашку двигателя с верхним бачком и затем в радиаторе разливается на множество струек и быстро охлаждается. Этому способствует устройство радиатора МТЗ 82. Он состоит из сердцевины, имеющей множество плоских вертикальных трубок и прикреплённых к ним горизонтальных пластинок. Внутри радиатора трубки расположены ступенчато. Такое строение позволяет воде разливаться на большей площади и быстрее охлаждаться.

Сверху и снизу прибора имеются два бачка. Они прикреплены болтами к основным пластинам. Между ними уложены резиновые прокладки. К задней стенке верхнего бачка подведён патрубок для подачи жидкости из рубашки дизеля, а вверху имеется отверстие для заливки воды. Оно закрывается пробкой, куда вмонтирован паровоздушный клапан. Сливается вода из нижнего бачка через сливной краник, сюда же подведен водоотводящий патрубок.

В верхний бачок заливается вода для системы охлаждения через горловину с встроенным в неё клапаном. Клапан необходим для выхода излишков пара, когда вода нагревается свыше 100 градусов, образуя пар, под его давлением клапан открывается и излишки пара выходят наружу. Все элементы радиатора изготовлены из латуни. Это помогает быстрее охладить воду.
Пройдя через радиатор МТЗ 82, жидкость дополнительно охлаждается воздушным потоком, вырабатываемым вентилятором. Он направлен на сердцевину радиатора и на наружную поверхность мотора. Вентилятор находится в комплекте с помпой и устанавливается на её валу. Он крепится болтами к шкиву насоса, а сам узел (вентилятор, помпа) — к передней части цилиндров. Чехол (кожух) вентилятора присоединён к задним стойкам радиатора, защищая вентилятор от попадания мусора и направляя поток воздуха на двигатель.

Уровень потока воздуха можно регулировать шторкой, которая расположена впереди радиатора. Шторка намотана на барабан и опускается с помощью пружины, находящейся в барабане. Чтобы зафиксировать шторку в нужном положении применяется стопорный механизм. Он фиксирует сам барабан. Манипуляция шторкой ведётся из кабины тракториста с помощью рукоятки.
При охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе происходит снижение тяги, тогда открывается воздушный клапан и поступает наружный воздух, который уравновешивает давление и клапан закрывается под действием пружины.

Для поддержания быстрого продвижения воды по системе охлаждения установлена центробежная помпа. Она также способствует более быстрому отводу тепла от нагретых элементов за счёт увеличения скорости продвижения жидкости.

Для поддержания температуры в заданном диапазоне установлен термостат. Он находится в корпусе и установлен на выходе из рубашки корпуса цилиндров. На корпусе термостата установлены верхний основной и нижний вспомогательные клапаны. При температуре охлаждающей жидкости менее 70 градусов основной клапан закрыт и жидкость, минуя радиатор, подаётся по патрубку в насос и далее в водяную рубашку. Минуя радиатор, она быстро нагревается. При нагревании жидкости более 70 градусов открывается доступ в радиатор. Этому способствует вспомогательный клапан, который блокирует движение жидкости в водяной насос минуя радиатор.
Радиатор МТЗ 82 устанавливается с помощью эластичного крепления. Он крепится к переднему брусу на стойках с резиновым амортизатором, а вверху – к головке группы цилиндров таким способом, чтобы не происходило смещения в одном направлении (растяжка).

Неисправности радиатора МТЗ 82 и его обслуживание


Во время эксплуатации устройства происходят различные неисправности элементов агрегата. Практика показывает, что среди наиболее распространённых поломок встречаются следующие:

— образование наростов в патрубке, которые засоряют двигатель;
— повреждение ключевых элементов, в том числе и сердцевины, из-за скопившегося мусора и грязной воды;
— перебои в работе системы из-за отложений на стенках из-за заливки неочищенной воды;
— протечки в пластинчатых трубах.

Незначительные дефекты деталей ещё можно отремонтировать. Радиатор с большими повреждениями следует заменить. Чтобы он дольше служил необходимо регулярно проводить осмотр и обслуживание, которое заключается в просмотре всех элементов и состоянии жидкости в системе.
Заливая воду в систему охлаждения необходимо пользоваться воронкой с сеткой, на которую укладывается ткань, чтобы её профильтровать. Вода должна быть чистой и не жёсткой. Смягчение воды можно добиться кипячением или добавкой специальных веществ, (каустическая сода). На 10 литров воды добавляют примерно 10 грамм вещества. В воду, содержащую сернокислые примеси, добавляют жидкое стекло. Во время холода используют антифриз с низкой температурой замерзания (-40 -65 градусов Цельсия).

В случае перегрева мотора жидкость надо вливать небольшими порциями при включённом двигателе, чтобы исключить появления трещин. Нельзя допускать перегрев воды в радиаторе более 95 градусов Цельсия. Слитая из системы вода по качеству не уступает кипяченой воде и её можно использовать повторно. Слив жидкости можно производить только при охлаждении неработающего двигателя.

Если вода в радиаторе нагрелась до недопустимой температуры, требуется проверка её уровня, натяжения ремня вентилятора, наличия протечек. Перед проверкой уровня охлаждающей жидкости, который должен быть не ниже 60-80 мм от верхней плоскости заливной горловины, необходимо открыть пробку так, чтобы не получить ожог от горячего пара, надо укрыть лицо и руки.
Важно не допускать попадания в радиатор МТЗ 82 пыли и грязи, которые могут повредить ключевые детали. Если же с радиатором вашего трактора возникла какая либо проблема или же он вышел из строя, то заменить вы его можете в компании «ТракторСервис», компания работает в Москве и Московской области, специалисты компании устранять любую неисправность в кратчайшие сроки, что является несомненным плюсов в современных экономических условиях.

Смотреть видео — Ремонт радиатора МТЗ. Часть 1

 

Смотреть видео — Ремонт радиатора МТЗ Часть 2

 

Поделиться ссылкой:

Похожее

traktorservice.ru

Дизельный двигатель МТЗ 80

Силовой агрегат МТЗ-80 служит двигателем на знаменитых универсально-пропашных тракторах «Белорус». За счет высокой мощности, тяги и производительности этого двигателя трактора «Белорус» способны обрабатывать длительное время земельные участки большой площадью. Далее в статье рассмотрим характеристики двигателя, основные преимущества и функции.

Характеристики двигателя

Силовым агрегатом является 4-х тактный двигатель с четырьмя цилиндрами, марки Д-240 и Д-243. В качестве топлива двигатель использует дизельное топливо. Устанавливаемые двигателя относятся к семейству 4Ч11/12,5. Производство моторов для «Белоруса» осуществлялось на Минском моторном заводе.

Рабочая поверхность двигателя составляла 4,75 литра. Силовой агрегата выдавал 82 единицы мощности при 2200 оборотах/минуту. Мотор весил 430 кг. На рассматриваемых двигателях устанавливалась полу разделённая камера сгорания, которая была выполнена в поршне. Запуск двигателя осуществлялся двумя способами.

  • За счет электростартера (для двигателей версии Д-240/243).

  • За счет карбюраторного двигателя, мощность которого составляла 10 л.с. Двигателем ПД-10 были снабжены версии силовых агрегатов 240-243 Л. Работа как пускового, так и основного двигателей контролировалась из кабины тракториста. Благодаря специальной блокировке, двигатель невозможно запустить на скорости.

Подогрев двигателя МТЗ-80

Подогреватели двигателя широко используются на тракторах, чтобы предварительно прогреть ДВС перед основным запуском силового агрегата. Это актуально в условиях минусовой температуры. Кроме двигателя, подогрев положительным образом влияет на кабину водителя, лобовое стекло. Основные преимущества использования подогревателей – быстрый и надежный запуск двигателя, сокращение пуска двигателя при минусовых температурах, который как правило оказывается холостым. Также с применением подогревателей срок эксплуатации двигателя значительно увеличивается. Прослеживается ощутимая экономия топлива.

Классификация подогревателей

  1. Подогреватели, которые срабатывают до запуска производительного элемента. Принцип их действия состоит в повешении температуры элементов мотора, моторного масла и электролита аккумулятора.

  2. Подогреватели, которые срабатывают параллельно с двигателем. Принцип действия заключается в улучшении воспламеняемости топлива.

Также подогреватели могут отличаться между собою, в зависимости от энергии, которая расходуется на их работу.

  • Электрические модели. Их суть заключается в повышении температуры охлаждающей жидкости. В большинстве случаев подогревается тосол электронагревательными элементами.

  • Жидкостные подогреватели, работа которых основана на использовании бензина или газа, дизеля.

  • Аккумуляторы тепла – помещают в себе нагретую охлаждающую жидкость в специальной емкости, которые держат необходимую температуру на протяжении 2-х суток.

Наиболее распространенными моделями подогревателей считаются электрические модели. Они непосредственно выполняют подогрев двигателя наиболее надежно, при этом обеспечивая запуск агрегата при минусовых температурах.

Электрические подогреватели, а точнее их элементы устанавливаются в систему охлаждения. Если быть точнее, в нижнюю ее часть. Благодаря температурной диффузии осуществляется циркуляция жидкости, которая подогревается. Подогреватели электронного типа состоят из таких элементов:

  1. Нагревательный элемент, который помещается в систему охлаждения. Сам элемент расположен в теплообменнике, который герметизирован.

  2. Элемент управления устройством, который дополнен таймером.

  3. Зарядка.

  4. Вентилятор, за счет которого теплый воздух подается в кабину тракториста.

Про установку подогревателя

Как правило, элемент обогрева монтируется взамен заглушки на цилиндре производительного элемента трактора. Этот вариант монтажа идеально подходит для стационарных моделей электрического типа подогревателей.

Система охлаждения двигателя МТЗ-80

Без системы охлаждения невозможно представить работу двигателя. Дизельный мотор трактора МТЗ-80 не является исключением. В противном случае, силовой агрегат от высокой температуры будет плохо работать.

Система охлаждения позволяет поддерживать необходимый температурный режим. В свою очередь это позволяет работать двигателю без сбоев, поломок. Нормальной температурой для агрегатов типа Д-240/243 принято считать 95 градусов по Цельсию. В рассматриваемых агрегатах используется жидкостная система закрытого типа. По охлаждающей системы происходит циркуляция жидкости, нагретые цилиндры и другие детали в завершении циркуляции жидкости отдают тепло в атмосферу.

Из чего состоит система охлаждения МТЗ-80

  • Водяной насос, который в принудительном порядке охлаждает жидкость. Насос дополнен центробежными патрубками.

  • Пластинчатый радиатор.

  • Вентилятор, который подает воздух на трубки системы, пластинчатый радиатор.

  • Рубашка блока охлаждения цилиндров.

  • Трубопроводы служащие транспортной системой для жидкости от производительного элемента к радиатору, от радиатора к силовому агрегату.

  • Термостат – выполняет регулировку частоты охлаждения.

Систему охлаждения на МТЗ-80 называют двухконтурной. Большой контур (круг) включает в себя рубашку, дизель, насос, пластинчатый радиатор и устройство регулировки частоты охлаждения – термостат. Малый круг состоит из охлаждающей рубашки, дизель, насос и термостат.

Что используют в качестве охлаждающей жидкости

В качестве проверенной временем охлаждающей жидкости заливают тосол – антифриз в совокупности с водой, куда добавляют специальные присадки. Присадки помогают обезопасить элементы охлаждения от коррозии. Антифриз используется с целью получения этиленгликоля.

Проверка системы охлаждения

В первую очередь следует обращать внимание на натяжения ремня водяного насоса. Для этого надавливают на ремень и измеряют величину прогиба, которая не должна составлять более 22 мм. В противном случае, мотор будет перегреваться из-за плохой работы помпы, результатом которой является проскальзывание ремня.

Время от времени нужно обращать внимание на пробку радиатора, куда заливается жидкость. В горловине находится клапан, задача которого закрывать герметично всю систему. Излишки давления выходят через этот клапан. Если он выйдет из строя, охлаждающая жидкость с легкостью может вытекать из сальников, тем самым ухудшая их работу.

Промывка системы

Замена жидкости, промывка всей системы необходима после 2 тыс. часов работы силового агрегата. Эта процедура обязательна в независимости от качества тосола и т.д. Ведь со временем охлаждающая жидкость может загрязняться и даже изменять свой состав. Используемый тосол сливается из системы, её промывают. В очищенную систему заливают новый тосол.

Видео

 

traktorspec.ru

Система охлаждения трактора МТЗ-82 — курсовая работа

     Температура воды в процессе  работы двигателя не должна  превышать 95°С.

    При недопустимом повышении температуры  воды нужно проверить уровень ее  в радиаторе и натяжение ремня вентилятора, а также убедиться в отсутствии течи.

Воду  в систему охлаждения перегретого  дизеля доливают постепенно и обязательно при работающем дизеле. От резкого охлаждения могут появиться трещины в головке цилиндров и водяной рубашке блока цилиндров. По этой причине нельзя заливать слишком горячую воду зимой в непрогретый дизель.

      Следует своевременно устранять  течь воды через шланговые  соединения и уплотнения водяного насоса. В случае появления течи из дренажного канала водяного насоса нужно заменить уплотнительную шайбу водяной полости крыльчатки.

Важно содержать в чистоте радиатор и резиновые шланги, периодически очищая от пыли и грязи, не допуская попадания на них масла и топлива.

Систему охлаждения очищают от накипи через 960 ч. работы дизеля, а также при сезонных обслуживаниях. Для удаления накипи применяют водный раствор кальцинированной соды (50-60г. на 1л. Воды). Сначала в систему заливают 2л. Керосина, а потом ее заполняют отфильтрованным раствором. Затем запускают дизель и дают ему проработать 10…12ч. После этого дизель останавливают, сливают из системы раствор и тщательно промывают ее чистой водой. 

Ремонт.

Возможные неисправности системы охлаждения в процессе работы приведены в таблице.

Таблица 6.1 Возможные неисправности системы охлаждения 

НеисправностьПричина возникновения
    Способ устранения
Двигатель сЗакрыты шторка или жа-Открыть шторку или жа-
жидкостнымлюзи радиатора 
 
люзи радиатора
охлаждениемМало жидкости в системеДолить охлаждающую
перегревается

ся

охлажденияжидкость в  радиатор до
  нормального уровня
 Слабо натянут  ремень вен-Отрегулировать  натяжение
 вентилятораремня вентилятора
 Замаслен ремень вентиля-Снять ремень, вытереть
 вентилятораего насухо и  протереть
  тальком
 Наличие накипи или  грязиОчистить и  промыть со-
 в системе охлаждениядовым раствором  систему
  охлаждения
 Перегрузка  двигателяУменьшить нагрузку дви-
  гателя, включив  понижен-
  ную передачу
   
 Не полностью  открыт клапан термостатаЗаменить термостат
Двигатель с воздушным охлаждением перегревается (температура моторного масла выше 120 °С)Закрыты жалюзи 

Слабо натянут  или оборван ремень вентилятора 

Замаслен ремень вентилятора 

Засорена защитная сетка вентилятора или в летнее время не снят дроссельный диск 

Засорено межреберное  пространство цилиндров и их головок 

Масляный радиатор в летнее время выключен 

Засорено оребрение  масляного радиатора или лопаток вентилятора 

Перегрузка двигателя

Открыть жалюзи 

Заменить или  отрегулировать ремень вентилятора 

Снять ремень, вытереть его насухо и протереть тальком 

Очистить защитную сетку или снять дроссельный диск 

Очистить межреберное  пространство цилиндров и их головок 

Включить масляный радиатор 

Очистить масляный радиатор и вентилятор 

Уменьшить нагрузку на двигатель, включив низкую передачу

Двигатель с жидкостным охлаждением переохлаждается (в зимний период)Отсутствует утеплительный  чехол

Открыта шторка радиатора

Надеть утеплительный  чехол

Закрыть шторку радиатора

 

  Характерные дефекты узлов системы охлаждения: износ и повреждения деталей водяного насоса и вентилятора, течь и повреждения радиатора.

  Наиболее  часто встречающиеся дефекты  водяного насоса и вентилятора: износ корпуса, втулок и валиков в местах их сопряжений, корпусов и валиков по посадочным местам под подшипники, валика в сопряжении с крыльчаткой, излом фланцев, трещины деталей, износ и повреждение резьбы.

  Износ валиков в сопряжении со втулками, подшипниками, крыльчаткой определяют измерением сопряженных деталей. Об износе можно также судить по качанию валика в сопряженной детали.

  Ремонт  водяного насоса и  вентилятора. Трещины в корпусе водяного насоса и вентилятора, а также в кронштейне и фланце кронштейна водяного насоса заваривают биметаллическим электродом. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

  В случаях заварки мест, образующих водяную рубашку, корпус водяного насоса проверяют на герметичность керосином.

Обломанные  части фланца корпуса водяного насоса и вентилятора приваривают чугунным прутком (при газовой сварке) или биметаллическим электродом. После сварка сопрягающиеся плоскости проверяют на плоскостность. При износе корпуса водяного насоса и вентилятора

в сопряжении со втулками валика в корпус запрессовывают втулки, увеличенные по наружному

диаметру, или запрессовывают втулки нормального размера с нанесением на сопрягаемые поверхности состава на основе эпоксидной смолы.

  При износе посадочных мест под подшипники ставят стальные кольца (втулки) или наваривают изношенное место (корпус водяного насоса и вентилятор) с последующей обработкой на нормальный размер. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

  Износ шкива вентилятора по ручьям для  ремня допускается до 1,0 мм на сторону. Износ проверяют щупом, вводя его между шаблоном, изготовленным по профилю ручья нового шкива, и стенкой ручья изношенного шкива. Резьбу восстанавливают обычным порядком.

  В изношенное отверстие под валик  в крыльчатке водяного насоса запрессовывают стальную втулку, предварительно расточив отверстие на 4—6 мм. При наличии валиков ремонтного размера или при наращивании шейка валика отверстие в крыльчатке развертывают на ремонтный размер.

  Изношенные  лопасти крыльчатки наваривают газовой  сваркой чугунными прутками. Торец крыльчатки обтачивают до нормального размера. Более рациональный способ — опрессовка крыльчатки термореактивными прессматериалами,  например волокнитом. После ремонта крыльчатку водяного насоса статически балансируют.

  У крестовины вентилятора (крыльчатки) наблюдаются следующие дефекты: ослабление крепления, погнутость крестовины и лопастей, трещины.

  При ослаблении крепления лопастей или  при их повреждении крыльчатку переклепывают. При замене лопастей разница в массе отдельных лопастей, приклепываемых па одну крестовину, не должна превышать 3—5 г. Лопасти прочно приклепывают к крестовине вентилятора, хорошо расклепывая головки заклепок.

  Разборка  радиатора на узлы и ремонт. Чтобы снять баки радиатора, имеющего трубки с гофрированной навивкой, предварительно вынимают все трубки. Для этого трубку передвигают в сторону верхнего бака до упора гофрированной ленты в резиновое уплотнительное кольцо, а когда другой конец трубки выйдет из уплотпительного кольца нижнего бака, его отводят в сторону и вытягивают трубку из верхнего бака. Допускается плавный изгиб трубки в средней части.

   Верхний и нижний баки радиатора (чугунные), водяные патрубки и стойки, с трещинами, ремонтируют электросваркой, биметаллическими или пучковыми электродами или малоуглеродистыми электродами методом отжигающих валиков. Трещины заделывают также составом на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

  Баки  радиатора с пробоинами ремонтируют  постановкой стальных заплат толщиной 1—2 мм. Заплату можно приваривать к баку электросваркой, крепить винтами, приклеивать клеем БФ-2 или составом на основе эпоксидной смолы.

  Штампованные  баки радиаторов ремонтируют газовой сваркой или паяют твердым припоем.

  После сварки на поверочной плите или поверочной линейкой проверяют плоскостность поверхности прилегания баков радиатора к опорным пластинам. Неплоскостность допускается не более 0,6 мм, у штампованных баков — 1,5 мм на всей длине.

  Сварочные швы баков и патрубков проверяют  на герметичность водой под давлением 2—3 кгс/см2в течение 3—5 мин или керосином.

  Сломанные стойки радиатора ремонтируют сваркой с наложением стальных накладок; предварительно с обеих частей стойки по кромке излома снимают фаску 4 X 45°. К стойке болтами крепят накладку толщиной 4—5 мм и длиной 200—300 мм. Накладку приваривают электросваркой по всему контуру, а затем сваривают стойки в месте излома.

  Ремонт  и испытание сердцевин  радиаторов. При ремонте радиаторов накипь из сердцевины удаляют средствами, указанными на странице 109. Рекомендуется делать это в установках, обеспечивающих циркуляцию раствора через радиатор и подогрев его до температуры 60—80° С. Чистоту трубок проверяют стержнем, изготовленным по размеру  и  профилю  трубок.

Для выявления  дефектных трубок или мест их припайки сердцевину испытывают на стенде КП-2002 или КИ-4369.

  Сердцевину радиатора можно также испытывать воздухом в приспособлении, состоящем из двух стальных плит, стягиваемых шпильками. Между плитами и опорными пластинами сердцевины устанавливают резиновые прокладки. Сердцевину, установленную в приспособление, укладывают в ванну с водой и накачивают в нее воздух насосом . У радиаторов со съемными трубками с гофрированной навивкой проверяют отдельные трубки.

  Если  соединение трубок с опорными пластинами негерметично, трубки припаивают. Место пайки зачищают специальной фрезой (рис.   4)  или шабером  (у трубок

Рис.   5.   Припаивание трубок  к опорной  пластине радиатора.

 

Рис. 4. Зачистка опорной    пластины    радиатора.

 

овальной  формы) и покрывают флюсом. Затем трубку припаивают к опорной пластине специальным паяльником, охватывающим выступающий конец трубки по ее контуру (рис. 5). Поврежденные и заглушённые трубки отпаивают от охлаждающих пластин и заменяют новыми. Если требуется удалить более пяти трубок, предварительно отпаивают и снимают опорную пластину, в сторону которой вытаскивают трубки.

  Для извлечения трубки из сердцевины в  нее вставляют нагретый до 800—850° С металлический стержень (шомпол). После отпаивания конец трубки вместе с шомполом захватывают специальными плоскогубцами и извлекают.

  Применяют также отпаивание трубок воздухом, нагретым до температуры 500—600° С, который пропускают через трубку. Шомпол можно нагревать электрическим током.

  Концы новых трубок перед постановкой  в сердцевину завальцовывают на конус, обжимают.

  Торцы новых трубок выравнивают деревянным молотком так, чтобы они лежали в одной плоскости с концами незамененных трубок. Чтобы припаять трубки к охлаждающим пластинам, их нагревают воздухом (или нагретым шомполом).

  Выступающие над опорной пластиной концы  трубок часто сминаются. Это уменьшает их пропускную способность.   Такие   трубки   выправляют.

  Смятые  охлаждающие пластины сердцевины радиатора  выправляют стальной гребенкой .

  После ремонта сердцевину радиатора снова  проверяют на герметичность при давлении 1—1,5 кгс/см2 в течение 3—5 мин.

  Сломанные трубки радиатора с гофрированной  навивкой ремонтируют постановкой муфты длиной не менее 30 мм. Каждую отремонтированную трубку испытывают на герметичность воздухом  (или водой). Перед постановкой в уплотнительные кольца концы трубок смазывают маслом. Верхний конец трубки, свободный от гофрировапной ленты на длине 35+5‘° мм, вставляют в уплотнительное кольцо верхнего бака до упора в гофрированную ленту. Нижний конец вводят в уплотнительное кольцо нижнего бака и затем всю трубку подают в эту же сторону, пока гофрированная лента ее нижнего конца не упрется в уплотнительное кольцо.

  При сборке радиатора двигателя СМД, а также автомобилей на сердцевину ставят верхний и нижний, коллекторы и припаивают их к опорным пластинам, нагревая коллектор паяльной лампой.

  После ремонта радиатор проверяют на герметичность.

  Термостат очищают от накипи. Поврежденную пружинную коробку запаивают мягким припоем, применяя в качестве флюса канифоль. При испытании термостата начало открытия клапана должно быть при температуре -68—72° С, а полное открытие (на выстоту 9 мм) — при температуре 80—86° С. 

Охрана  труда

    Не пользуйтесь вблизи рабочего  места открытым огнём, не курите  и не держите каких-либо сильно  разогретых предметов. Имеется  опасность несчастного случая! Держите наготове огнетушитель.

Следите за нормальной вентиляцией рабочего места. Топливные пары ядовиты.

Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы топливо  может под давлением вырваться. Соберите топливо тряпкой. Пользуйтесь защитными очками.

При работе с компонентами системы питания  дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особенной  степени это относится к форсункам. Имейте в виду, что давление топлива  на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер. Не допускайте попадания любых частей тела под струю топлива.

turboreferat.ru

Радиатор трактора МТЗ-80/82: устройство и ремонт

Работа сельскохозяйственных машин, технических устройств, применяемых на строительных объектах, и даже собственных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания зависит от исправности оборудования, правильной настройки и безопасности в соблюдении температурного регламента, который регулируется системой охлаждения. Одним из главных и значимых узлов в ней является радиатор.

Трактористы и механизаторы не понаслышке знают, что при работе трактора двигатель внутреннего сгорания нагревается до очень высоких температур. Если дизель не охлаждать, машине грозит возгорание. Поэтому, для безопасной работы мотора к нему монтируется система охлаждения.

В конструкцию системы охлаждения на МТЗ-80/82 входят:

  • термостат;
  • пластинчатый радиатор;
  • вентилятор;
  • водяной насос;
  • трубопроводы;
  • охлаждающая рубашка;
  • радиаторная решетка.

Данный узел отвечает за теплоотвод, охлаждая двигатель за счет циркуляции охлаждающей жидкости и ее теплообмена с окружающей средой.

Особенности конструкции

Радиатор трактора включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • вентилятор;
  • горловина с широким отверстием;
  • 4 ряда плоских труб;
  • набор пластин;
  • нижний и верхний бачки с кранами.

Детали для охлаждения воды изготавливаются из высококачественного латунного сплава.

Принцип работы

Тракторный радиатор служит для охлаждения жидкости, циркулирующей по водной рубашке дизеля. Вода, проходящая через трубки, охлаждается потоком воздушной массы, производящейся работой вентилятора. В средней части (сердцевина) находятся четыре ряда плоских вертикальных труб, пропущенных через несколько рядов горизонтально расположенных пластин, которые изготавливаются из латунного сплава. Концы трубок закреплены при помощи пайки к пластинкам, и их малая часть выходит за край. Для более эффективной теплоотдачи трубки пролегают внутри радиатора в виде коридора.

Латунные бачки прикреплены сверху и снизу к находящимся по краям пластинам крепежными болтами. Пластины и бачки закреплены между собой прокладками из резины. При помощи стоек, установленных сбоку сердцевины, верхний и нижний бачки соединяются между собой.

Емкость для воды (бачок), расположенный вверху, отвечает за постоянную циркуляцию воды в системе. Для прохождения жидкости по системе радиатора с тыльной стороны бачка, находящегося вверху, установлен краник для прохода воды. Сверху бачка сделана горловина, оснащенная крышкой с противовоздушным клапаном, в которую заливается охлаждающая жидкость. Такой же краник с водоотводящим патрубком вставлен и на бачке, установленном снизу.

На трактор радиатор прикрепляется при помощи эластичной основы, где верхняя его часть соединяется с головкой, расположенной на блоке цилиндров при помощи специального крепежного материала в форме растяжек. В нижней части крепление проводится резиновыми амортизаторами.

Неисправности агрегата и его обслуживание

В эксплуатационном периоде радиаторов тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 порой происходят непредвиденные ситуации, ведущие за собой поломку или износ деталей. Самые частые неисправности радиатора:

  • В патрубке обнаружены отложения, которые могут оказаться внутри двигателя или уже присутствуют там;
  • Повреждены ключевые элементы системы, в том числе сердцевина, из-за скопления мусора и грязной воды;
  • При заливке не очищенной воды появляются реагенты, пагубно влияющие на стабильную работу охлаждения;
  • Наблюдаются сбои в работе узла;
  • Протечки в пластинчатых трубах.

При незначительных поломках и на начальной стадии загрязнения системы радиатора вышедшие из строя узлы можно отремонтировать. Однако, в случае, когда проблема обретает глобальный характер, необходимо полностью заменять весь агрегат на новый. Чтобы этого не потребовалось, желательно систематически проводить ТО и профилактические осмотры машины.

traktoramtz.com

Система охлаждения трактора МТЗ-82 — курсовая работа

Шланговые соединения крепятся с помощью ленточных  или зажимных хомутов. Зажимные хомуты необходимо обязательно заменить на ленточные хомуты или хомуты последней  конструкции. Для установки ленточных хомутов имеется специальное приспособление, например HAZET 796-5.

Соединения  и прилегающие к ним места  перед вскрытием тщательно очистите. Снятые детали укладывайте на чистую подкладку и закрывайте. Применяйте для этого полиэтилен или бумагу. Не применяйте для этого волокнистую ткань!

Тщательно закрывайте открытые детали или ставьте  технологические заглушки, если ремонт продлится некоторое время.

Устанавливайте  на место только чистые детали. Запасные части вынимайте из упаковки только непосредственно перед установкой. Не применяйте деталей, которые хранились неупакованными (например, хранившиеся в инструментальном ящике).

При вскрытой топливной системе по возможности  не работайте со сжатым воздухом. По возможности не перемещайте при этом автомобиль.              Не применяйте содержащие силикон герметики. Попавшие в двигатель элементы силикона в двигателе не сгорают и повреждают лямбда-зонд.

Меры  безопасности при снятии топливного бака

Перед снятием бака слейте из него топливо или откачайте топливо специально предусмотренным для этого насосом.

Топливный бак снимается с нижней стороны  автомобиля. Перед отсоединением  хомутов крепления бака подведите  к нему снизу домкрат и подкладки. Пустой бак взрывоопасен и не может  быть в таком виде утилизирован. Перед утилизацией бак должен быть разрезан на части. Следите за тем, чтобы при этом не возникло искры. После установки бака на место запустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений.  

Заключение

     Ознакомился с устройством  системы жидкостного охлаждения трактора МТЗ-82 и его узлами: радиатором, водяным насосом и вентилятором, термостатом и др. Изучил охлаждающие жидкости.  Ознакомился с возможными неисправностями системы охлаждения и способами их устранения

Список литературы: 

1.  Грамолин  А. В., Кузнецов А. С. Топливо,  масла, смазки, жидкости и материалы  для эксплуатации и ремонта  автомобилей. – М.: Машиностроение,

1995. – 63 с. 

2.  Тракторы  МТЗ-80 и МТЗ-82 / И.П.Ксеневич, С.Л.Кустанович, П.Н.Степанюк и др.; Под общ.  ред. И.П.Ксеневича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1984. – 254 с., ил.

3. Гуськов  В.В., Велев Н.Н.Тракторы: Учебник  для студентов вузов по специальности   

     «Автомобили и тракторы» – М., 2000.

4. Родичев  В.А. Тракторы: Учебник для учреждений  начального профессионального образования. – 3-е изд., перераб. и доп.– М., 2001. – 256  
 

turboreferat.ru