Размеры зил 131 кунг размеры: Габариты ЗИЛ 131 с кунгом

технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, расход топлива на 100 км, военный автомобиль с КУНГом

Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.

Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.

Содержание статьи

История создания

Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.

Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130. Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.

Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.

Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.

Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.

Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами. Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.

Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.

С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.

Описание конструкции

Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

Двигатель

На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.

Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

Гидравлика и рулевое управление

Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.

Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

Трансмиссия

Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.

От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

Электрическая система

Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

Тормозная система

На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

Варианты надстроек

Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.

По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

Технические характеристики

ЗиЛ-157КЗиЛ-131Урал-375Д
Масса пустого, кг554063758400
Масса с полной нагрузкой, кг101901042512900
Скорость, км/ч658075
Расход топлива, л/100 км424050
Колея, мм1755/175018202000
Длина, мм668470407350
Ширина, мм231525002690
Высота (бортовой вариант), мм236024802680
База, мм312033503525

Применение

Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.

Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.

Модернизации

Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.

Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.

Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.

Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.

Технические характеристики ЗИЛ (ZIL) 131 кунг 2 дв. фургон 5МКПП


Характеристики | ЗИЛ (ZIL) | 131 | 131 кунг – г. | 131 кунг 2 дв. фургон 5МКПП – г.
ЗИЛ (ZIL) 131 кунг 2 дв. фургон 5МКПП – г.
Автомобиль ЗИЛ (ZIL) 131 в кузове 2 дв. фургон. Тип двигателя 131 кунг 131 кунг V8, которая использует топливо бензин. Объем двигателя автомобиля 131 кунг составляет 6000 кубических сантиметров или 6.0 литра. Мощность двигателя 131 кунг составляет 150 лошадиных сил. Максимальная скорость, которую 131 кунг 131 кунг может развить 80 км/час. коробка передач 5-ступенчатыйМКПП.





Таблица характеристик ЗИЛ (ZIL) 131 131 кунг – г.
Начало производства: неизвестно
Окончание производства:
в производстве
Кузов: 2 дв. фургон
Тип двигателя: V8
Марка топлива: бензин
Объем двигателя, куб. см.: 6000
Объем двигателя, л.: 6.0
Клапанов на цилиндр:
Мощность, л.с.: 150
Достигается при об.
в мин.:
Крутящий момент, Нм/об. в мин.:
Максимальная скорость, км/ч: 80
Время разгона до 100 км/ч, сек.:
Расход топлива (смешанный цикл), л. на 100 км.:
Расход топлива (в городе), л. на 100 км.:
Расход топлива (за городом), л. на 100 км.:
Компоновка двигателя:
Система питания:
Система газораспределения:
Диaметр цилиндра, мм:
Ход поршня, мм:
Выхлоп CO2, г/км:
Коэффициент сжатия:
Тип привода:
Коробка передач: МКПП
Количество ступеней: 5
Передняя подвеска:
Задняя подвеска:
Передние тормоза:
Задние тормоза:
Длина, мм: 7040
Ширина, мм: 2500
Высота, мм: 2975
Колесная база, мм:
Колея колес спереди, мм:
Колея колес сзади, мм:
Количество мест:
Размер шин:
Снаряженная масса, кг:
Допустимая масса, кг:
Объем багажника, л:
Объем топливного бака, л:
Диаметр разворота, м:
Гарантия от коррозии, лет:
Другие модели
131 кунг
150 л. с. 6.0 л. 5 МКПП

Trumpeter 01003 Набор советских военных грузовиков ЗИЛ-157К в масштабе 1/35 Первый взгляд

СПОНСОР:

ПРИМЕЧАНИЕ:

Изображения или искусство обороны или НАСА не являются одобрением, и Cybermodeler Online не связан с этими организациями.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС:

Дата проверки август 2004 г. Производитель Трубач
Субъект Советский военный грузовик ЗИЛ-157К Весы 1/35
Номер комплекта 1003 Основной носитель 355 деталей (334 из оливково-серого стирола, 11 из прозрачного стирола, 7 из черного винила, 1 отрезок хлопчатобумажной нити, 1 отрезок проволоки, 1 отрезок тонкой латунной цепочки)
Плюсы Первый комплект в этом масштабе для этой машины; очень красиво сделано с полным двигателем и интерьером; толщина шкалы для деталей Минусы Толщина накипи на деталях может затруднить их снятие и установку
Уровень мастерства Промежуточный уровень Рекомендуемая производителем розничная цена (долл. США) 36,95 $

Первый взгляд

Советы были очень смущены, когда началась Вторая мировая война, и они поняли, насколько плачевной была их автомобильная промышленность по сравнению с остальным миром. Лучшие грузовики того времени — ГАЗ-АА/ААА и ЗиС-5 — были копиями иностранных грузовиков начала 1930-х годов и не отличались особой сложностью. У большинства были тормоза только на задних колесах, и единственная причина, по которой они находились в производстве, заключалась в том, что они не были технически требовательными.

Когда Советы стали официальным союзником США и было подписано знаменитое соглашение «Ленд-лиз», они были ошеломлены, увидев качество автомобилей, предоставленных им США. Легкий «джип» Willys MB превосходил неуклюжие переделанные автомобили, такие как ГАЗ М-1 и шестиколесные грузовики — GMC CCKW, Studebaker US6 и International M-5-6 — все они имели три ведущих оси, раздаточные коробки. , и тормоза на всех шести колесах. Они также были очень надежными и прочными.

Хотя советская промышленность не выпускала во время войны действительно равноценных грузовиков, по окончании войны они занялись созданием собственных версий этого класса грузовиков. Используя две наиболее распространенные модели GMC и Studebaker, они создали синтезированную и «советизированную» версию грузовиков на «Сталинском автомобильном заводе» (ЗиС), которая изначально имела только две оси, как и все предыдущие советские средние грузовые автомобили (ЗиС). -150). Но это было сочтено недостаточным, и поэтому трехосная версия ЗиС-151 была запущена в производство 19 апреля.48, остававшийся на конвейере до 1958 года (когда в 1950-х Сталин попал в немилость, завод ЗиС был переименован в честь И. А. Лихачева в ЗИЛ). При этом использовалось десятиколесное трехосное шасси с закрытой стальной кабиной и открытым грузовым кузовом со складывающимися десантными сиденьями. Он был рассчитан как 2,5-тонный грузовик, но его можно было загрузить до 4,5 тонны для движения по дорогам. Он был оснащен 5,5-литровым рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 95 л.с. в исходном виде. Машины с лебедкой получили название ЗиС-151А.

По мере того, как время шло, и ЗиЛ-151 считался морально устаревшим, была создана и запущена в производство новая обновленная версия в 1958 как ЗиЛ-157. В нем использовались детали и компоненты от близкородственной серии бронетранспортеров БТР-152, основанной на ЗиС-151 (и, конечно же, которая была преобразована обратно в общее шасси как для ЗИЛ-157, так и для БТР-152!) Основное отличие заключалось в том, что на ЗИЛ-157 использовались большие одинарные колеса и шины от БТР с функцией регулировки давления в шинах для лучшего сцепления с мягким грунтом.

Позднее, в 1961 году, грузовик получил новую трансмиссию и был переименован в ЗИЛ-157К. Затем последовали другие варианты: ЗИЛ-157КГ с электронными глушителями для использования со средствами связи; ЗИЛ-157КЭ, с двумя топливными баками; ЗИЛ-157КЭх, экспортная модель для стран с влажным климатом; ЗИЛ-157КЮ, экспортная модель для стран с тропическим климатом; ЗИЛ-157ГТ, грузовик с электронным подавлением, приспособленный для тропического климата; и ЗИЛ157КВ, тягач для использования с полуприцепами (например, транспортеры СА-2 и СКАД Б). На грузовиках использовался тот же двигатель с модернизацией до 109.HP. Последними выпущенными моделями стал ЗИЛ-157КД, который позже был заменен на производственных линиях более компактной и современной серией ЗИЛ-131.

Китайская копия ЗИЛ-157, СА-30, была запущена в производство в середине 1960-х годов.

Больше, чем какой-либо другой грузовик, ЗИЛ-157В олицетворял собой Советский Союз в разгар «холодной войны» и очень часто появлялся на экранах американских телевизоров во всех частях мира. Таким образом, он также использовался во множестве вариантов кузова, от версий радиофургона (КУНГ по-русски) до мобильных кранов и вспомогательного оборудования. В течение многих лет НАТО выпускала книгу под названием «Руководство по идентификации транспортных средств с коробчатым кузовом», в которой были показаны чертежи всех известных версий советских грузовиков; более половины тех, кто указан в Руководстве в 1980-е были вариантами ЗИЛ-157.

В прошлом году компания Trumpeter выпустила серию из четырех комплектов на базе ЗИЛ-157 и его китайского клона, грузового варианта СА-30 и транспортера СА-2 каждого из них. Это советский грузовой вариант ЗИЛ-157В, и это удивительный набор, когда понимаешь, сколько деталей было втиснуто в коробку.

Модель поставляется с открытым грузовым кузовом и очень аккуратно сделанным тентовым чехлом, состоящим из трех частей (с люверсами в комплекте, так что их можно просверлить для установки креплений, приятное прикосновение). Двери и секции капота можно расположить так же, как и заднюю дверь, а часть цепи также включена для использования в качестве опускаемых опор для этой платформы. Модель имеет очень детализированный двигатель, а также очень детализированное шасси и трансмиссию. Даже монтажные площадки для грузового кузова (детали G20 и G21) входят в комплект как отдельные детали.

Передний мост можно сделать управляемым. В инструкции это не указано, но, как и у большинства советских автомобилей (скопированных с американских конструкций), передние секции лобового стекла открываются, но скобы и замки в комплект не входят. Сиденья также позиционируются. Предлагается множество деталей, но не указано, как их улучшить, например, масляный радиатор на радиаторе (деталь B10) или система воздушного ресивера. (Для этой модели действительно требуется много проводки и обшивки, и я предлагаю, если вы найдете экземпляр выпуска «Русские моторбуки» на ЗиС/ЗИЛ-151/157, взять его, если вы действительно хотите сделать эту модель популярной. !)

В комплект входит неплохой, хотя и базовый лист с декалями, но он содержит только основные знаки советской эпохи (двухзначные/двухцифровые/двухбуквенные номерные знаки) и пару гвардейских значков. Это своего рода позор, так как это действительно отличный комплект, и поскольку его использовали почти все, кто не покупал американские грузовики в 1960-х годах, его действительно можно красиво раскрасить в схему третьего мира.

В целом, это отличный набор, который может стоять отдельно или оживлять диораму.

Военные, инженеры и ходовые: богатое портфолио «Урала»


[center]Тягач “Урал-44201” активный прицеп “Урал-862” с кузовом-фургоном К-862. Фото: kolesa.ru


Что такое КУНГ?

Утепленные будки «Урал» стали одним из самых узнаваемых образов в истории отечественного автомобилестроения и современности. Однако все же разные варианты трактовки аббревиатуры КУНГ. Мы можем немного отойти от основной темы цикла и разобраться в истории этого объекта, которая уходит корнями в послевоенное время.

“Урал” с Кунг К-4320. Фото: gruzovikpress.ru

В конце 40-х годов в СССР появился спрос на кузова автомобилей, адаптированные к европейским железным дорогам. Как известно, в то время половина Европы находилась под советским контролем и вопрос безопасного передвижения на железнодорожных платформах стоял первостепенно. Российская, а позже и советская железнодорожная сеть основана на ширине 1520 мм, что для остального мира является широким. Напомним, «стефенсоновская» колея 1435 мм была более распространена на Западе. Отечественный конверт в колею 1520 мм во всех системах составляет 1Т, поэтому необходимых обозначений для новой европейской узкой колеи не было. Вышел только ноль. Вот почему КУНГ расшифровывается как «универсальное тело нулевой размерности». Но… Это не верное определение! Упомянутая «Стефенсоновская» европейская трасса еще в довоенный период носила название нормальной трассы. То есть верно и второе прочтение аббревиатуры КУНГ «универсальный кузов нормального размера».

Первые советские военные грузовики появились в СССР после 1953 года, когда Совет Министров поручил бумажной и лесной промышленности создать специальное подразделение как раз для разработки и производства новой серии кузовов нулевого (нормального) конверта. До 1968 года спецпредприятие создало универсальное семейство вариантов кузова: КУНГ 1 для автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164, КУНГ-1М — для ЗИС-151 и ЗИЛ-157, КУНГ-1ММ — для ЗИЛ-131, КУНГ 2 — для автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157. ГАЗ-63, КУНГ-2М — для ГАЗ-66, КУНГ-П6М — тяжелый МАЗ — 5207В и наконец, КУНГ-П10 для МАЗ-5224В. Первым производителем серии Шелтеров стала Шумерлинская мебельная фабрика, рассчитанная на сборку до 5 тысяч универсальных корпусов в год.

Трактор “Урал-44201” с прицепом активным “Урал-862” с кузовом-фургоном К-862. Фото: russianarms.ru

Если говорить об истории автомобилей «Урал-4320», то самым распространенным обитаемым универсальным кузовом стал К-4320. Это был герметичный (отголосок возможной ядерной войны) отсек, установленный на специальном шасси 43203, обшитый снаружи алюминием или сталью, а внутри фанерой или пластиком. Шасси «Урал-43203» отличалось от базовой конструкции удлиненным задним свесом рамы, на конце которой крепилось запасное колесо. Было три модификации фургонов, отличающихся расположением окон и дверей. Масса 1460 килограммов кузова позволяла грузить около 4,5 тонн и этого хватало для большей части ремонтной техники и мобильного персонала. Позднее, в начале 1980-х годов появилась каркасно-металлическая конструкция КМ-4320, главным достоинством которой была возможность монтажа на крыше тяжелого оборудования. На этих кузовах монтировались различные электронные средства связи, разведки и управления.

Появившийся уже в 90-х годах двухосный «Урал-43206», о котором шла речь в , оказался прекрасной базой для перевода на универсальный кузов со спецшасси ЗИЛ-131. Например, на эти машины перебралась радиостанция Р161, ранее работавшая на шасси Московского автозавода имени Лихачева.

«Урал-44201» — основа для активных и полуприцепов. Фото: koleso.ru

Особое место среди обитаемых кузовов автомобилей семейства «Урал-4320» занимает активная автопоезда, состоящая из седельного тягача и полуприцепа 44201 «Урал-862А», на который был смонтирован кузов-фургон КМ- 862. Эта многосекционная конструкция выпускалась на Челябинском машиностроительном заводе автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП) малыми объемами с 1975 по 1990 год. Основной кузов полуприцепа имел внутреннюю длину 9метров, оборудован 12 светлыми окнами, двумя фильтровальными установками ФВУА-100Н и двумя калориферами ОВ-65. Фургон был спроектирован во Всесоюзном конструкторско-технологическом институте мебели, а сборка производилась на Шумерлинском заводе фургонов в Чувашии. В таких машинах размещаются, например, пункты служебной радиосвязи Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и комплектом антенн. Кроме того, активная комбинация была использована в качестве базы для авиатранспортабельной цистерны передвижного реанимационно-операционного комплекса модульной конструкции. Четыре таких медавтобуса образовывали единый медпункт с 22 медработниками и пропускной способностью 100 человек в сутки.

Инженеры

Конечно, серия «Урал-4320» далека от машин Кременчугского завода в плане востребованности у Королевских инженеров, но и здесь грузовики из Миасса прочно заняли место в своей весовой категории.

Эвакуатор КТ-Л. Фото: harz110.com

Масса и тяговые возможности позволили разработать буксирную технику легкого класса массой до 12 тонн. Это был СТ-Л или ТК6А-04 производства Ленинградского авторемонтного завода № 57. Автомобиль практически не отличается от обычного борта 4320, но задний свес к раме крепится на тягово-сцепном устройстве, позволяющем ход по методике Полиповского.

КАТ-Л. Фото: Егор Лавников

Следующим в табеле о рангах спасателей из Миасса идет КАТ-Л – колесный автомобиль аварийно-спасательного типа, полуторатонный, оснащенный крановой стрелой и тяговым усилием 15 куб. Эти машины входят в состав аварийных групп и уже успели немало повоевать. В Грозном в ходе контртеррористической операции за три месяца группой из одного БРАМ, БПС и двух КАТН-Л удалось эвакуировать 98 единиц поврежденной бронетехники.

МП-А2.1. Фото: fototruck.ru

МП-А2.1. Фото: russianarms.ru

Более современной является ремонтно-эвакуационная машина МТП-А2.1 с краном (грузоподъемностью до 4 тонн), а также транспортировка поврежденной техники методом полярографии и буксировкой. МТЗ-А2.1 машиностроение очень универсальная машина, в своей комплектации имеет устройство для запуска автомобильных двигателей, баки для перевозки нефтепродуктов, кувалду и даже суппорт ШЦ-11-250-0,05. Кстати, полное название этой армейской тягачи соткано из лучших традиций отечественного автопрома – «Урал-4320-1060-31». МТП-А2.1 может базироваться не только на обычных внедорожниках от Миасса, но и на Кумаси, и на бескапотных «Уралах».

Кран КС-3573. Фото: techstory.ru

Многие виды дизельной инженерной техники пришли на «Урал» с прежним шасси 375-й карбюраторной серии. Таким образом, военный кран КС-2573 в начале 80-х годов был несколько переработан и установлен на шасси «Урал-43202». Позже появился знаменитый «Ивановец» в армейском варианте КС-3574, способный поднимать двухсекционную телескопическую стрелу до 12,5 тонн. Служит в армии и великан с Мотовилихинского завода КС-5579.3 способный поднимать до 22,5 тонн. Для такой машины пришлось предусмотреть удлиненное шасси «Урал-4320-30». Несмотря на то, что «Урал» уступал по грузоподъемности самосвалу, он также получил отягощение на участках тяжелого механизированного моста ТММ-3. И вариант с установкой мостовых пролетов на двухосном полуприцепе «Урал-44202».

Славное прошлое отечественного грузовика-триала

Если спортивной гордостью КАМАЗа, управляющей всем заводом, является команда «КАМАЗ-Мастер», ставшая мировым лидером среди грузовиков в ралли-рейдах, то «УралАЗ» в то время также была своя спортивная икона.

Это исполнение представляет собой триал или гонку полноприводных грузовиков по очень пересеченной местности. Главная задача экипажа в этом состязании — не просто пройти все этапы, оставив нетронутыми все остановки на трассе, а уложиться в отведенное время. Остановка более чем на 3 секунды, повторный старт, уход с трассы наказываются штрафными баллами. Первые подобные соревнования были организованы во Франции тридцать лет назад в городке Стэнбери. До этого испытания делались на велосипедах, мотоциклах, джипах, но мысль спустить в овраги и грязевые ванны есть только в 1990 в Европе.

“Урал” на Трак-триал. Фото: carakoom.com

Так как в Старом Свете с разной периодичностью проходят зрелищные соревнования, собирающие десятки тщательно переработанных полноприводных грузовиков. При чем тут военная тема, спросите вы? Дело в том, что в 1996 году в Россию приехал Трак-А, один из идейных вдохновителей и организаторов 21-го НИИ ГАБТУ Минобороны. На самом деле конкурс изначально проходил на площадке института в Бронницах.

В начале 1996 было 17 автомобилей, основательно доработанных в заводских мастерских или просто энтузиастами. Были прототипы – например, ГАЗ-3937 и ЗИЛ-390610, а также машинная группа 6х6 из числа армейских семейств ЗИЛ, «Урал», КАМАЗ и МАЗ. Группа 4х4 была представлена ​​ГАЗ-66, «Садко» и КАМАЗ-4326. В соревнованиях приняли участие экипажи Вооруженных сил Российской Федерации из Рязанского автомобильного института и 21-го НИИ – это была отличная школа и для профессиональных военных водителей, и для армейских инженеров. Рассказать долгую и тернистую историю Трак-триала не позволяет формат статьи, поэтому остановимся только на успехах автомобилей «Урал» в этом непростом виде спорта.
Работы в этом направлении велись в Экспериментально-исследовательском производстве НТЦ с 1990 года. Основной рабочей лошадкой в ​​грузовике-испытании стал двухосный «Урал-43206» с хот-родом ЯМЗ-236БЕ мощностью 250 л.с. В классе 8х8 были и тяжелые «Урал-53232». Шестиколесный полноприводный представлял собой бескапотный «Урал-6361».