Раума репола – Rauma-Repola — FleetPhoto

Rauma-Repola — FleetPhoto

DesignYard NrBuiltNameReg.NrPort
Пограничные кораблиMerikarhuHelsinki
Class Финский лихтер, design Фин-10001947Авам064548Igarka
Class Финский лихтер, design Фин-10001947Имбак064844Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-10001947Дудыпта064556Podtyosovo
Class МРТ финской постройки551949MZT-90 Kolyma (МРТ-90 Колыма, Колыма, МРТ-90)Клайпеда (Klaipeda)
Class Финский лихтер, design Фин-100019501048130344Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-100019501051130683Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-100019501049130329Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-100019501052130640Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-100019501054064030Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-100019501047130331Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-100019501050130349Podtyosovo
Class Дрогобыч (1-я серия), проект (Финляндия)7504.04.1955ДрогобычVladivostok
Class Дрогобыч (1-я серия), проект (Финляндия)7608.1955НефтегорскOdessa
Class Певек (2-я серия т/х Дрогобыч), проект 927805.1956 ЛокбатанМ-16926Kaliningrad
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9063Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9045143207Подтёсово (Podtyosovo)
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9050143213Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9075143263Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9043143204Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9065Podtyosovo
Class Финский лихтер, design Фин-10001957№9058143220Подтёсово (Podtyosovo)
Class Rihtiniemi20.05.1957Suurop (Rymattyla)Таллинн (ВМС Эстонии, Finnish Navy)
Class Финский лихтер, design Фин-100027.05.1957№9042143203Подтёсово (Podtyosovo)
Class Финский лихтер, design Фин-100030.07.1957№9076143264Подтёсово (Podtyosovo)
Class Rihtiniemi8721.02.1957Ristna (Rihtiniemi)ВМС Эстонии (Finnish Navy)
Class Певек (2-я серия т/х Дрогобыч), проект 929307.1958ВилюйскVladivostok
Class Певек (2-я серия т/х Дрогобыч), проект 92941959МозырьМ-17059Vladivostok
Class Певек (2-я серия т/х Дрогобыч), проект 929811.1959Shiraz (Fair Fox, Вентспилс)Valletta (Odessa, Riga)
Class Певек (2-я серия т/х Дрогобыч), проект 9210118.09.1960Fortune (Amorex, Фират, Золотой Рог)Лагос ((Malta), Belize City, ВМФ России, ВМФ СССР)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1161961АксайМ-17068Batumi
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1171961АлагирМ-17069Tuapse
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1181961АлейскМ-17071Nakhodka (Vladivostok)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1191962АбагурМ-17072Nakhodka (Vladivostok)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай12004.1962АлексинМ-17074Tuapse
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1211962Cuba (Арциз)М-17075Havana (La Habana) (Izmail)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1221962ЛюберцыМ-17076Kaliningrad
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1231962АнапаМ-17079Batumi (Tuapse)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай12427.04.1962СинегорскМ-17082Vladivostok
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай12501.12.1962Ocina (Nooreen, Batman S., Asfalt S., Алуксне)Panama (Стамбул, Riga)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1261963АраксМ-17084Находка (Nakhodka, Vladivostok)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай12705.1963АпшеронскМ-17085Saint Petersburg (Leningrad, Riga)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1281963ЭвенскМ-17088Vladivostok
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1291963АргонМ-17089Kaliningrad
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай1301963АниваМ-17090Nakhodka (Vladivostok)
Design 6404 (Финляндия), тип Аксай13101.1964АнапкаМ-17139Nakhodka (Vladivostok)
Design 6404 (Финлянди

fleetphoto.ru

Мир (глубоководные аппараты) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Мир.
Мир
Подводные аппараты «Мир»
История аппарата
Флаг государстваСССР СССР→Россия Россия
Основные характеристики
Запас энергообеспечения100 кВт·ч
Запас плавучести290 кг
Скорость (подводная)5 узлов
Рабочая глубина погружения6000 м
Предельная глубина погружения6500 м
Экипаж2+1 чел.
Запас жизнеобеспечения246 чел⋅час
Стоимостьв 1987 году 100 млн. финских марок (17 млн. евро каждый)
[1]
Размеры
Сухой вес18,6 т
Длина наибольшая (по КВЛ)7,8 м
Ширина корпуса наиб.3,8 м
Высота3 м,
Внутренний диаметр сферы экипажа = 2,1 м

«Мир» — два советских и российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Аппараты имеют глубину погружения до 6 километров.

В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

ru.wikipedia.org

Мир (глубоководные аппараты) – это… Что такое Мир (глубоководные аппараты)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Мир.
Мир
Подводные аппараты «Мир»
История аппарата
Флаг государства СССР Россия
Основные характеристики
Запас энергообеспечения100 кВт·ч
Запас плавучести290 кг
Скорость (подводная)5 узлов
Рабочая глубина погружения6000 м
Предельная глубина погружения6500 м
Экипаж2+1 чел.
Запас жизнеобеспечения246 чел.-час
Стоимостьв 1987 г. 100 млн.фин. марок (17 млн.евро)(каждый)[1]
Размеры
Сухой вес18,6 т
Длина наибольшая (по КВЛ)7,8 м
Ширина корпуса наиб.3,8 м
Высота3 м,
Внутренний диаметр сферы экипажа =2,1 м

«Мир» — два российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Общее

Идея аппаратов и начальный дизайн были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит»[источник не указан 559 дней

]. Глубоководные аппараты изготовлены в 1987 году финской компанией Rauma Repola. Базовый корабль, судно «Академик Мстислав Келдыш» построено в 1981 году на финской верфи Hollming в городе Раума.В 1987 году ГОА «Мир-1» и «Мир-2» были установлены на базовом судне и введены в строй. Так был создан уникальный исследовательский комплекс, оснащённый современным прецизионным научным и навигационным оборудованием и приборами для проведения широкого комплекса океанологических исследований. Как судно «Академик Мстислав Келдыш», так и подводные аппараты принадлежат Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН.

«Миры» дали начало новому направлению в научном изучении океана. Исследовательский комплекс, объединяющий судно и ГОА «Мир», не имеет мировых аналогов. Интегрированная система сбора данных, объединяющая разнообразное измерительное оборудование и вычислительные средства 15 лабораторий, дает возможность осуществлять автоматический сбор, обработку и регистрацию данных об атмосфере, водной среде и донном грунте. Огромное значение для научных исследований имеет уникальная рабочая глубина «Миров» — 6000 метров.

История

История «Миров» начинается в начале 1980-х, когда академия наук СССР решила получить в своё распоряжение аппараты для глубоководных исследований. Первые попытки заказать подводные аппараты были неудачны: совместная работа с канадской фирмой в 1980 столкнулась с рядом технических проблем — не удалось создать камеру для экипажа, выдерживающую 600 бар из титана, и прежде всего политических препятствий: США видели в подобном заказе нарушение КОКОМ договора о запрете экспорта в СССР передовых технологий. В 1982 Академия наук СССР предложила заказ трём другим возможным изготовителям. Когда шведские и французские предприятия отказались от предложения, осталась фирма Раума-Репола со своим дочерним предприятием Oceanics — Финляндия не подписывала договор о запрете экспорта в СССР передовых технологий. Мирный договор запрещал владение подводными лодками и их строительство, но этот параграф касался только военной техники, а заказанные аппараты были научно-исследовательскими. По свидетельству Пекка Лакселла, тогдашнего руководителя финской компании, разрешение на экспорт в СССР было получено лишь потому, что чиновники КОКОМ не верили, что из подобной затеи что-либо получится. Когда же стало ясно, что инженерные проблемы решены, то поднялся шум по поводу того, как такие технологии могут быть проданы в СССР и Лакселлу пришлось несколько раз посещать Пентагон.[2]

Дипломатический кризис с США

Генеральное посольство США в Хельсинки знало о ходе работ над глубоководными камерами на Раума-Репола с самого начала. «У них была всё-таки технически безграмотная группа, которая не смогла оценить проект правильно. Проект дали продолжить — американцы были абсолютно уверены, что отливка сферы из стали не удастся. Все предыдущие сферы сваривали из титана» , — сказал в 2003 году бывший генеральный директор Раума-Репола Тауно Матомяки. «Мы создали предприятие Rauma-Repola Oceanics Oy заявил тогда же Тауно Матомяки, — только затем, чтобы пожертвовать этим дочерним предприятием, и не ставить под удар всю компанию, если дело пойдёт плохо». Так и произошло. Дочернее предприятие было создано в 1983, и распущено вскоре после создания Миров в 1987. Получив широкую известность, фирма Раума-Репола не получила ожидаемых заказов. Входной билет в новую область оказался слишком дорогим — ЦРУ и Пентагон настояли на том, что все предприятия, которые не придерживаются американских рекомендаций, подлежат банкротству без исключения.[1]

Соединённые Штаты пытались тайно препятствовать экспорту уже готовых аппаратов в СССР. ЦРУ подозревало, что аппараты могут использоваться в территориальных водах США для разведки.[1]

Президент Мауно Койвисто в воспоминаниях рассказывает, что посольство США заявило угрожающе, что финские фирмы могут не получить разрешения на десятки лицензий, если Советский Союз получит аппараты. Тогдашний вице-президент Джордж Буш написал Койвисто письмо, в котором он подозревал деятельность Раума-Репола в создании угрозы мировой безопасности. В своём ответе Койвисто заявил, что в соответствии с законами страны, у него нет возможности вмешиваться в дела частной компании, если она не нарушает законов. Дополнительно он подчеркнул, что торговля с СССР отслеживается особенно тщательно.

Под давлением ЦРУ и Пентагона Раума-Репола была вынуждена отказаться от создания глубоководных аппаратов и многообещающего развития морских технологий. Подобные устройства нужны при строительстве и обслуживании нефтяных платформ. Одним из заброшенных проектов была разработка топливных элементов. Фирма Раума-Репола отказалась от изготовления нефтяных платформ и сейчас занимается в основном деревопереработкой. Раума-Репола была тогда шестым по величине концерном Финляндии и в ней работало 18 000 человек. Сейчас её дело в области металлообработки продолжает концерн Метсо.[1][3]

Проектирование и изготовление

Изготовление сфер аппаратов, выдерживающих высокое давление, было заслугой инженеров фирмы Репола и применения новой технологии. Это удалось благодаря упорной работе всей конструкторской группы и высокому уровню металлургии. Фирма подписала договор до того, как стала известна окончательная технология, и взяла на себя риск как с технической, так и с торговой точки зрения. На технологию обработки был заявлен, но ещё не утверждён немецкий патент.[1][4]

Двухметровые сферы экипажа для глубоководных аппаратов должны быть максимально лёгкими, чтобы плотность всего аппарата была близка к единице — плотности воды. Тогда аппаратом можно управлять автономно на любой глубине. На практике это означает, что сфера должна быть сделана из особенно прочного и лёгкого металла. Титан хорош своей низкой плотностью, но его прочность на излом всё же меньше, чем у стали. Поэтому титановые стенки должны быть в два раза толще стальных. Титан также нельзя отлить такими крупными частями, чтобы собрать сферу без применения сварки.[1]

Раума-Репола сразу пошла по пути создания стальной сферы, — у фирмы было подходящие литейное оборудование на предприятии Локомо. В качестве материала была выбрана марагеновая сталь (мараген), разработанная в 1960-х на флоте США, чьё соотношение прочность/плотность на 10 % лучше, чем у титана. Сплав содержит почти треть кобальта, добавки никеля, хрома и титана. Доля титана оказывает решающее значение на ударную вязкость. Подобная сталь обычно используется для создания валов транспортных средств.[1]

Мартенситовая, высоколегированная сталь плохо подходит для отливания, но при правильном соотношении компонентов и применении вакуумного конвертера фирме Локомо удалось отлить полусферы.

При отливании болванок-полусфер в них всё же остаются пузырьки с внутренней стороны, снижающие прочность. Внутренняя поверхность — самое слабое место в сфере, подверженной внешнему сжатию — отсюда начинается трещина. Для плановых глубин критическая величина пузырька, с которого может развиться трещина в стали, всего пара миллиметров. Конструкторская группа в Раума-Репола Океаник решила эту проблему следующим образом: полусферу отлили значительно толще и лишний материал с внутренней стороны удалили механически. Отливка имела толщину стенки 200 мм, которую уменьшили до 40 мм, болванка потеряла 70 % веса. При этом поверхность, оставшаяся после обработки, состояла из самой прочной и плотной части отливки.[1]

Соединив две полусферы болтами, полностью избежали сварки и связанных с ней проблем воздействия нагрева на прочность. Американский запрет на экспорт не смог препятствовать изготовлению аппаратов, но различные препятствия и лишние расходы проекту он нанёс. Например, электроника аппаратов была разработана и создана фирмой Hollming, хотя её можно было купить в готовом виде за рубежом.[1] Синтетическая пена для компенсации веса аккумуляторов была произведена в Финляндии на Exel Oyj, так как 3M, ведущий производитель, отказался поставлять свою продукцию, прямо ссылаясь на эмбарго. В отличие от поплавков батискафов, например, заполненного бензином поплавка «Триеста», пена меньше сжимается, и отсутствует риск утечки. Выдерживающая давление на глубине 6 километров пена состоит из полых стеклянных шариков диаметром 0,3 мм, связанных эпоксидной смолой. На сферу “Мира” ушло 8 кубометров пены.[1]

Сделка

Проект «Миров» в 200 миллионов марок был выгодной сделкой как для изготовителя, так и для заказчика и удался более, чем могли предположить. Проект не привлекал внимания средств массовой информации и практически оставался в тайне до сдачи готовых аппаратов заказчику. Только после этого Раума-Репола обнародовала технические данные. Репутация фирмы, как изготовителя «Миров», и сейчас на высоте. По сведениям Тауно Матомяки международные концерны заинтересованы в глубоководных аппаратах, способных погружаться на 12 000 метров и это технически возможно. Такой аппарат технически возможен, политически — нет. Его можно купить, но проблематично продать — США после прокола с Мирами тщательно следят за этой областью, и все американские глубоководные аппараты принадлежат военному ведомству.[1]

Конструкция

Корпус

Сферическая гондола аппаратов изготовлена из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля[источник не указан 545 дней]. Сплав имеет предел текучести — 150 кг на мм²[источник не указан 545 дней] (у титана — около 79 кг/мм²). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола».

Силовая установка

Никель-кадмиевые аккумуляторы 100 кВт·ч.

Размещение экипажа

Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек: пилота, инженера и ученого-наблюдателя. Наблюдатель и инженер лежат на боковых банкетках, пилот сидит или стоит на коленях в нише перед приборной доской.

Система спасения

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

Сравнительная оценка

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существовало ещё два аналогичных аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

Применение в кино

Аппараты использовались при съёмках фильмов Джеймса Камерона «Титаник», «Призраки бездны: Титаник» в 1997 году и Экспедиция Бисмарк в 2002 году. Участие в съемках фильма режиссера Джеймса Кэмерона «Титаник», премьера которого состоялась в 1997 году, принесло «Мирам» широкую известность. Впоследствии с помощью глубоководных аппаратов «Мир» было создано еще несколько художественных и научно-популярных фильмов, благодаря которым люди увидели жизнь океанических глубин.

Погружение к затонувшим подлодкам

«Мирами» обследовалась затонувшая подводная лодка «Комсомолец». В районе гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах[5], в ходе которых «Миры» совершили 70 погружений на глубину 1700 м. Ежегодные работы позволили оценить общую ситуацию и принять решение о консервации носовой части лодки «Комсомолец» с использованием новейших глубоководных технологий, никогда не применявшихся ранее.

В конце сентября 2000 года аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск».[5][6] В результате погружений «Миров» была установлена причина гибели атомного подводного крейсера, разработан комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварии и принято решение о подъёме судна.

Исследование океана

В декабре 1987 года были проведены заводские глубоководные испытания аппаратов в Атлантическом океане. Глубина погружения составила 6170 м у «МИР-1» и 6120 м «МИР-2». С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в период 1987 по 1991 год проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта. На этих аппаратах 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер.

Исследование Байкала

С июля 2008 оба аппарата два года работали на озере Байкал. На этом озере они провели свои первые глубоководные погружения в пресной воде.[7]

30 июля 2008 года аппарат «Мир-2» столкнулся с плавучей платформой и получил повреждения левого гребного винта.[8] В 2008 году было осуществлено 53 погружения в средней и южной котловинах озера, в которых приняли участие 72 гидронавта.[9] Были исследованы природа появления на поверхности озера нефтяных пятен, а также животный мир Байкала.[9] Открыто четыре уровня древних «пляжей», означающие что Байкал заполнялся постепенно.[9] На глубине 800 метров были найдены три ящика с патронами времён гражданской войны, 7 патронов были подняты.[9] Премьер-министр России Владимир Путин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном аппарате «Мир» 1 августа 2009 года.

Современное состояние

После экспедиции на Штокмановское месторождение в 2011 году, судно-обеспечения аппаратов «Мир» НИС «Академик Мстислав Келдыш» было сдано во фрахт. Это стало одной из причин невозможности участия комплекса «Мир» в работах по случаю столетней годовщины аварии «Титаника» – аппараты «Мир» остались без судна обеспечения.

Летом 2011 года аппараты «Мир» работали в Швейцарии, исследовали подводный мир Женевского озера. Вскоре после этого задания глубоководные аппараты, созданные специально для Института океанологии РАН, передали под контроль Госкомимущества, их юридическая судьба пока не определена.

Известные командиры

Вручение Евгению Черняеву звезды Героя, 2008

См. также

Примечания

Литература

  • А. М. Сагалевич «Глубина». — М.:Научный мир, 2002. −320 с. ISBN 5-89176-174-2
  • «Мир Байкала» Периодический научно-популярный журнал, № 3(19)(специальный выпуск),2008. Улан-Удэ: Домино, август 2008.

Ссылки

dic.academic.ru

Судно Академик Мстислав Келдыш. Тот, кто видел Титаник: padonak39 — LiveJournal

Всем привет. Некоторое время назад команде Konig diggers посчастливилось попасть на борт знаменитейшего судна Академик Мстислав Келдыш. А знаменито оно в первую очередь тем (для широкой аудитории), что с помощью него (и на его борту) снимали оскороносный фильм Титаник. Под кадом будет прогулка по совершенно живому судну, рассказ о корабле, фильме и не только.

Фото 2. Судно во время съёмок фильма. Именно для фильма на носовой части судна сделали вертолетную площадку, куда приземлился вертолет с главной героиней. (кадр из фильма)

«Академик Мстислав Келдыш» — российское научно-исследовательское судно. Личный состав состоит из членов команды, пилотов глубоководных аппаратов «Мир», инженеров и технический персонал, 10—12 учёных. Также судно может разместить в своих каютах около 12 пассажиров. На судне имеется 17 лабораторий и библиотека. Названо в честь академика АН СССР Мстислава Келдыша.

Фото 3. съёмка эпизода (фото из судового архива)

Фото 4. И схема судна

Фото 5. Очень спорное “фото”. На флифото и прочик тематических сайтах не смогли сказать, что это, фото, фотосбока из многих кусочков или картина. Поиск по картинке результатов так же не принес. Очевидно одно, это Титаник.

Фото 6. И оригинальные кадры из фильма. На переднем плане Миры, но о них позже

Фото 7. Судовые коридоры. На стенах много очень интересных фото (в тч те которые представлены в обзоре)

Фото 8. И каюта, где жил Жора Камеронов во время съёмок фильма. Ссори за кривой програмный “ширик”

Фото 9. Все каюты относительно похожи

Фото 10. Вид на нос. Именно здесь и была установлена вертолетная площадка

Фото 11. Судовой “черный ящик”. Установлен на крыше надстройки. При крушении крайне легко демонтируется.

Фото 12. И святая святых – мостик

Фото 13. Оборудование, в большинстве которого я не силен. Попробую своими словами написать то что понял, да простят (и поправят) меня мореманы

Фото 14. Контроллер аварийных ситуаций

Фото 15.

Фото 16. Штурвал и компас

Фото 17. Корабельный телеграф. Именно с него идет сигнал в машину, и уже механики ускоряют и замедляют двигатели

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20. Радиорубка

Фото 21.

Фото 22. Приборы для различной связи

Фото 23. Кренометр. В одном наглухо сгоревшем и засранном бомбаре, никак не относящемуся к флоту был их склад. Как оказалась крайне ликвидная весч. Если найдете, спасайте 😉

Фото 24.

Фото 25. Позывной сигнал Келдыша – UFJI
“…1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции – уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спут
никовой связи…”


Фото 26. Русская семафорная азбука
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом «запятая».
Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.
Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30×35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный).
При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.
Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.
Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря 1869 года приказом по флоту № 161.
С 1 декабря 2011 года «флажное сигналопроизводство» исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Фото 27. На приборах связи цифра 16 выпаливает экстренную частоту

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31. А теперь велком в лаборатории

Судно построено в 1980 году в Рауме (Финляндия) фирмой Hollming, имеет водоизмещение 6 300 тонн, длину 122 метра. С 1982 года использовалось как судно обеспечения подводных обитаемых аппаратов «Пайсис-VII» и «Пайсис-XI». В 1987 году было переоборудовано в судно обеспечения для двух обитаемых подводных аппаратов «Мир» с глубиной погружения до 6 км.

Фото 32. Судно получило широкую известность благодаря фильму Джеймса Кэмерона «Титаник»: оба аппарата, «Мир-1» и «Мир-2», использовались для документальных съёмок под водой. Также на судне была смонтирована вертолётная площадка, которую можно увидеть, когда престарелая Роуз сходит с вертолёта на корабль. Кроме того, с помощью подводных аппаратов «Мир» и «Rodjer» корабля AREIS были сняты четыре других фильма: «Призраки бездны: Титаник», «Последние тайны Титаника» (англ. Last Mysteries of the Titanic), «Бисмарк» и «Чужие из бездны».

Фото 33. Судно участвовало в поиске советской атомной подлодки K-278 «Комсомолец», затонувшей у юго-восточного побережья Норвегии 7 апреля 1989 года после пожара на борту. Спустя два месяца поисков «Академик Мстислав Келдыш» определил местонахождение K-278 (в июне 1989 года).
Судно принадлежит Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН.
В 2012 году судно не смогло принять участие в работах по случаю столетней годовщины катастрофы «Титаника», поскольку из-за недостаточного финансирования руководство Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН сдало «Академик Келдыш» во фрахт. Аппараты «Мир» остались без судна обеспечения.

Фото 34. А теперь плавно спускаемся в машину

Фото 34. Центральный пульт управления машиной. Вот это лютое засилье пимпочек и показометров

Фото 35. Пульты управления крупным планом

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41. И собственно машина

Фото 42.

Фото 43. Вот что то мне Звонок вспомнился

Фото 44. И герма в коллекцию

Фото 45.

Фото 46. Собственно ход судна обеспечивают 4 дизеля 824TS 1070 кВт каждый

Фото 47. Номер ИМО — уникальный идентификатор судна. Он был введён Международной морской организацией в 1987 году для повышения безопасности, предотвращения загрязнения окружающей среды и морского мошенничества. Номер ИМО остаётся связанным с корпусом судна на протяжении всего времени его существования, независимо от изменения названия, флага или владельца судна.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50. А на этой платформе и снимали видео про распил сейфа, поднятого ститаника и выкидывание алмаза выжиевшей из ума старушкой. К слову, в фильме Титаник был критический ляп. По морскому праву нельзя хабарить на Титанике

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53. Прощаемся с Келдышем и переносимся к месту хранения одного из 2-х аппаратов Мир, в Музей мирового океана

Фото 54. «Мир» — два российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км.
В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Фото 55. Злые языки поговаривают, что данный аппарат неисправен, и есть договоренность, что он хранится в музее до особого распоряжения, и должен быть предоставлен институту в течении 12 часов

Техническое задание на создание аппаратов было подготовлено заведующим Отделом глубоководных обитаемых аппаратов Института Океанологии АН СССР, руководителем проекта И. Е. Михальцевым. Основные идеи по конструкции аппарата, устройству его отдельных систем, узлов, элементов, по комплектованию научного и навигационного оборудования принадлежат И. Е. Михальцеву, его заместителю А. М. Сагалевичу и главному инженеру проекта от финской судостроительной компании Саули Руохонену, возглавлявшему группу финских инженеров и техников, принимавших участие в строительстве аппаратов. Базовый корабль, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» построено в 1981 году на финской верфи (фин. ) Hollming в городе Раума. С 1982 года использовалось как судно обеспечения подводных обитаемых аппаратов «Пайсис-VII» и «Пайсис-XI». В августе-октябре1987 года было переоборудовано в судно обеспечения для двух обитаемых подводных аппаратов «Мир». Глубоководные аппараты изготовлены в 1987 году финской компанией (фин. ) Rauma-Repola Oceanics, причём контракт на создание аппаратов был подписан 16 мая 1985 года, а приёмо-сдаточный акт — 17 декабря 1987 г., после успешных испытательных погружений в Ботническом заливе и в Атлантическом океане на максимальную глубину 6170 метров («Мир-1») и на глубину 6120 метров («Мир-2»)[2][4]. Так был создан уникальный глубоководный исследовательский комплекс, объединяющий судно и два ГОА «Мир», оснащённый навигационным оборудованием и научными приборами для проведения широкого комплекса океанологических исследований. Как НИС «Академик Мстислав Келдыш», так и подводные аппараты находятся под управлением Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН. Огромное значение для научных исследований имеет рабочая глубина погружения «Миров» — 6000 метров, благодаря чему эти аппараты могут достигать глубин, на которых расположено 98,5% дна Мирового океана.

Фото 56. Макет, подаренный Жорой Камероновым

История «Миров» берет начало в 1970 г., когда доктор технических наук И. Е. Михальцев сформулировал концепцию незаменимости в новой незнакомой обстановке человека-исследователя, по сравнению с оператором любых программируемых роботов-аппаратов. Работая в должности заведующего Отделом глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии АН СССР, он являлся автором технических заданий и руководителем работ по созданию и испытаниям обитаемых исследовательских аппаратов «Пайсис» с глубиной погружения до 2000 м (1970-1976) и обитаемых аппаратов «Мир» – до 6000 м (1979-1987), убедив руководство Академии наук в необходимости выделения средств на постройку одного глубоководного аппарата.
Первые попытки заказать подводные аппараты были неудачны: совместная работа с канадской фирмой в 1980 столкнулась с рядом технических проблем — не удалось создать камеру для экипажа, выдерживающую 600 бар из титана, и прежде всего политических препятствий: США видели в подобном заказе нарушение КОКОМ договора о запрете экспорта в СССР передовых технологий. В 1982 Академия наук СССР предложила заказ трём другим возможным изготовителям. Когда шведские и французские предприятия отказались от предложения, осталась фирма Раума-Репола со своим дочерним предприятием Oceanics — Финляндия не подписывала договор о запрете экспорта в СССР передовых технологий. Мирный договор запрещал владение подводными лодками и их строительство, но этот параграф касался только военной техники, а заказанные аппараты были научно-исследовательскими. По свидетельству Пекки Лакселлы, тогдашнего руководителя финской компании, разрешение на экспорт в СССР было получено лишь потому, что чиновники КОКОМ не верили, что из подобной затеи что-либо получится. Когда же стало ясно, что инженерные проблемы решены, то поднялся шум по поводу того, как такие технологии могут быть проданы в СССР и Лакселле пришлось несколько раз посещать Пентагон.

Фото 57. Внутри аппарата. Фото из соцсетей

Генеральное посольство США в Хельсинки знало о ходе работ над глубоководными камерами на Раума-Репола с самого начала. «У них была всё-таки технически безграмотная группа, которая не смогла оценить проект правильно. Проект дали продолжить — американцы были абсолютно уверены, что отливка сферы из стали не удастся. Все предыдущие сферы сваривали из титана» , — сказал в 2003 году бывший генеральный директор Раума-Репола Тауно Матомяки. «Мы создали предприятие Rauma-Repola Oceanics Oy, — заявил тогда же Тауно Матомяки, — только затем, чтобы пожертвовать этим дочерним предприятием, и не ставить под удар всю компанию, если дело пойдёт плохо». Так и произошло. Дочернее предприятие было создано в 1983, и распущено вскоре после создания Миров в 1987 году. Получив широкую известность, фирма Раума-Репола не получила ожидаемых заказов. Входной билет в новую область оказался слишком дорогим — ЦРУ и Пентагон настояли на том, что все предприятия, которые не придерживаются американских рекомендаций, подлежат банкротству без исключения.
Соединённые Штаты пытались тайно препятствовать экспорту уже готовых аппаратов в СССР. ЦРУ подозревало, что аппараты могут использоваться в территориальных водах США для разведки.
Президент Финляндии Мауно Койвисто в воспоминаниях рассказывает, что посольство США заявило угрожающе, что финские фирмы могут не получить разрешения на десятки лицензий, если Советский Союз получит аппараты. Тогдашний вице-президент Джордж Буш написал Койвисто письмо, в котором он сообщил о подозрениях в том, что деятельность Раума-Репола создаёт угрозу мировой безопасности. В своём ответе Койвисто заявил, что в соответствии с законами страны, у него нет возможности вмешиваться в дела частной компании, если она не нарушает законов. Дополнительно он подчеркнул, что торговля с СССР отслеживается особенно тщательно.
Под давлением ЦРУ и Пентагона Раума-Репола, которая являлась тогда шестым по величине концерном Финляндии с 18 000 человек штата, была вынуждена отказаться от создания глубоководных аппаратов и многообещающего развития морских технологий. Например, одним из заброшенных проектов была разработка топливных элементов. Фирма Раума-Репола также отказалась от изготовления нефтяных платформ и сейчас занимается в основном тем же, чем занималась при своём образовании в начале 1950-х годов – деревопереработкой. Сейчас её дело в области металлообработки продолжает концерн Metso.

Фото 58. и кадр из фильма Титаник

Фото 59. Тоже какое то чудо техники, но никто не знает, какое именно

Фото 60. Аппарат Мир и скелет кашалота

Изготовление сфер аппаратов, выдерживающих высокое давление, было заслугой инженеров фирмы Репола и применения новой технологии. Это удалось благодаря упорной работе всей конструкторской группы и высокому уровню металлургии. Фирма подписала договор до того, как стала известна окончательная технология, и взяла на себя риск как с технической, так и с торговой точки зрения. На технологию обработки был заявлен, но ещё не утверждён немецкий патент.
Двухметровые сферы экипажа для глубоководных аппаратов должны быть максимально лёгкими, чтобы плотность всего аппарата была близка к единице — плотности воды. Тогда аппаратом можно управлять автономно на любой глубине. На практике это означает, что сфера должна быть сделана из особенно прочного и лёгкого металла. Титан хорош своей низкой плотностью, но его прочность на излом всё же меньше, чем у стали. Поэтому титановые стенки должны быть в два раза толще стальных. Титан также нельзя отлить такими крупными частями, чтобы собрать сферу без применения сварки.
Раума-Репола сразу пошла по пути создания стальной сферы, — у фирмы было подходящие литейное оборудование на предприятии Локомо. В качестве материала была выбрана марагеновая сталь (мараген), разработанная в 1960-х на флоте США, чьё соотношение прочность/плотность на 10 % лучше, чем у титана. Сплав содержит почти треть кобальта, добавки никеля, хрома и титана. Доля титана оказывает решающее значение на ударную вязкость. Подобная сталь обычно используется для создания валов транспортных средств.
Высоколегированная сталь плохо подходит для отливания, но, подбирая соотношение компонентов и примененив вакуумный конвертер, фирме Локомо удалось отлить полусферы.

Фото 61. Костюм гидронавтов

При отливании болванок-полусфер в них всё же остаются пузырьки с внутренней стороны, снижающие прочность. Внутренняя поверхность — самое слабое место в сфере, подверженной внешнему сжатию — отсюда начинается трещина. Для плановых глубин (6000 м), критическая величина пузырька, с которого может развиться трещина в стали — всего пара миллиметров. Конструкторская группа в Раума-Репола Океаник решила эту проблему следующим образом: полусферу отлили значительно толще и лишний материал с внутренней стороны удалили механически. Отливка имела толщину стенки 200 мм, которую уменьшили до 40 мм, болванка потеряла 70 % массы. При этом поверхность, оставшаяся после обработки, состояла из самой прочной и плотной части отливки.
Соединив две полусферы болтами, полностью избежали сварки и связанных с ней проблем воздействия нагрева на прочность. Американский запрет на экспорт не смог препятствовать изготовлению аппаратов, но различные препятствия и лишние расходы проекту он нанёс. Например, электроника аппаратов была разработана и создана фирмой Hollming, хотя её можно было купить в готовом виде за рубежом. Синтетическая пена для компенсации массы аккумуляторов была произведена в Финляндии на Exel Oyj, так как 3M, ведущий производитель, отказался поставлять свою продукцию, прямо ссылаясь на эмбарго. В отличие от поплавков батискафов, например, заполненного бензином поплавка «Триеста», пена меньше сжимается, и отсутствует риск утечки. Выдерживающая давление на глубине 6 километров синтактическая пена состоит из полых стеклянных шариков диаметром 0,3 мм, связанных эпоксидной смолой. На аппарат «Мир» ушло 8 кубических метров пены.
В 2004 году оба аппарата прошли полную переборку и испытания глубокой сферы (основной части «Миров»).

Проект «Миров» стоимостью в 200 миллионов финских марок был выгодной сделкой как для изготовителя, так и для заказчика и удался более, чем могли предположить. Проект не привлекал внимания средств массовой информации и практически сохранялся в тайне вплоть до сдачи готовых аппаратов заказчику. Только после этого Раума-Репола обнародовала технические данные. Репутация фирмы, как изготовителя «Миров», и сейчас на высоте. По сведениям Тауно Матомяки, международные концерны заинтересованы в глубоководных аппаратах, способных погружаться на 12 000 метров. Такой аппарат построить технически возможно, политически — нет. Его можно купить, но проблематично продать — США после прокола с «Мирами» тщательно следят за этой областью, и все американские глубоководные аппараты принадлежат военному ведомству.

Фото 62. ТТХ

Сферическая гондола аппаратов изготовлена из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести — 150 кг на мм² (у титана — около 79 кг/мм²). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола».

Силовая установка
Никель-кадмиевые аккумуляторы 100 кВт·ч.

Размещение экипажа
Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек: пилота, инженера и ученого-наблюдателя. Наблюдатель и инженер лежат на боковых банкетках, пилот сидит или стоит на коленях в нише перед приборной доской.

Система спасения
Уникальная система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7 000 м, по которому опускают половину сцепки (примерно такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе[2], длиной 6 500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

Сравнительная оценка
По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существовало ещё два аналогичных аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотиль» (фр. Nautile (sous-marin de poche)), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Синкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров. В отчёте (англ. ) Research Submersibles And Undersea Technologies (“Исследовательские подводные аппараты и подводные технологии”) американского (англ. ) World Technology Evaluation Center (Центра Оценки Всемирных Технологий) за 1994 год, подводные аппараты “Мир” и их судно обеспечения, НИС “Келдыш”, составляют наилучшим образом оснащенный и наиболее работоспособный исследовательский инструмент для глубоководных исследований”

Фото 63. И скрин из Титаника. Всё по настоящему

Фото 64. И при посещении корабля дают даже такие вот свидетельства и…

Фото 65. билетики(что бы никто не подумал, что мы были неафторизованно)
Если понравился обзор, настоятельно советую посмотреть фильм Титаник и Призраки бездны (англ. Ghosts of the Abyss), который рассказывает о Мирах, Келдыще и вообще крутой фильм.

Фото 66. Съёмочная группа фильма Титаник и

Фото 66. Koenig diggers желают вам 7 футов под килем

padonak39.livejournal.com

Как финские корабли меняли на советскую нефть | Экономика | ИноСМИ

Не будет преувеличением сказать, что торговые отношения Финляндии с СССР строились на обмене нефти на суда, пишут Инкери Хирвенсало (Inkeri Hirvensalo) и Пекка Сутела (Pekka Sutela) в книге «Вытрясти деньги из большевиков. Финско-советские торговые отношения» (Rahat pois bolshevikeilta — Suomen kauppa Neuvostoliiton kanssa).


После окончания Второй мировой войны в среднем 15% внешнеторгового оборота Финляндии составляла торговля с СССР. Восточное направление было крайне важным по политическим причинам и причинам безопасности.


Горный советник находящейся в городе Раума компании Hollming Рейно Сало (Reino Salo) рассказывает в своей книге, что часто встречался с Никитой Хрущевым и другими высокопоставленными лицами СССР.


Горный советник судостроительной компании Rauma-Repola Йоуко Сере (Jouko Sere) вспоминает, что однажды провел в Советском Союзе практически полгода. По нескольку раз он побывал на операх и балетах, но время все равно тянулось очень медленно.


В 1980-х Rauma-Repola была крупнейшим экспортером финской продукции в Россию. В лучшие годы представители компании совершали по 1,2 тысячи поездок в Советский Союз. В компании подсчитали, что еженедельно «30-40 парней были где-нибудь в СССР».


Занимавшийся вопросами восточной торговли исполнительный директор Hollming Аарно Маннонен (Aarno Mannonen) сообщил, что вести бизнес было нелегко, хотя рамочные договоры заключались на высоком политическом уровне. Среди судостроительных компаний была конкуренция за право получения заказов. Однажды компанию Rautaruukki лишили квот на производство судов.


«Представители западного побережья были очень возмущены, но господам из Хельсинки уже хорошенько промыли мозги касательно того, что нужно делать», — говорит Маннонен.


Обильное употребление алкоголя тогда было частью советской культуры. Маннонен вздохнул с облегчением, когда Михаил Горбачев начал антиалкогольные кампании.


По словам Маннонена, беседы сводились к нескольким темам.

Ilta-Sanomat
Yle
Helsingin Sanomat


«Анекдоты, спорт и погода. У них словно была какая-то академия анекдотов, которая собрала тысячи смешных историй».


Двусторонняя торговля достигла пика в начале 1980-х. В 1982 году 27% экспорта Финляндии было направлено на Советский Союз. Объяснением был рост импорта нефти и рост цен на нефть. Помимо судов и изделий металлопромышленности в СССР вывозили большое количество продукции деревообрабатывающей промышленности и потребительских товаров, например, одежду и обувь.


Падение товарооборота в конце 1980-х было стремительным. В 1992 году доля СССР в экспорте Финляндии составляла всего 3%.


В книге также рассказывается популярная история о батискафе компании Rauma-Repola (имеются в виду два глубоководных аппарата «Мир-1» и «Мир-2» — прим. пер.). Компания сделала запрос в ЦРУ, не возникнут ли у нее проблемы с продажей этих аппаратов в СССР. Согласно ответу, никаких проблем не предвиделось. Очевидно, что в США просто не верили, что финны смогут создать такую глубоководную технику, потому что у них самих это не получилось.


Когда Repola все же смогла поставить два батискафа соседям, в США заволновались. Ведь подобные научно-исследовательские устройства можно было бы использовать для того, чтобы, например, отключить трансатлантический телеграфный кабель. США и Финляндия заставили компанию Repola расторгнуть договор с Советским Союзом.


Компания Hollming, в свою очередь, получила много новой информации в области электроники, когда строила в 1980 году в Рауме исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». Например, раньше многолучевые эхолоты делали только в США, пока подобная конструкция не была разработана компанией Rauma. Из-за ограничений в экспорте в Финляндии пришлось разработать также систему динамического позиционирования судна.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

“Мир-1” и “Мир-2” – Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Я вчера вам рассказывал о том, что ВМФ РФ закупает канадские батискафы и это вызвало неоднозначную реакцию. Звучали такие выражения, как «… а вот раньше наши батискафы к Титанику опускались». Оказывается мало кто знал, что «Миры» были построены в Финляндии по заказу СССР.

«Мир» — серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Давайте узнаем про них подробнее …

 

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1″ и «Мир-2″ были построены в Финляндии фирмой Rauma‑Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова.

Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир-1″) и 6120 метров («Мир-2″). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

ГОА «Мир 1″ и «Мир 2″ идентичны по конструкции и рассчитаны на рабочую глубину погружения 6000 м. Общая емкость аккумуляторных батарей одного аппарата составляет 100 кВт/ч, что позволяет выполнять подводные операции в течение 17 20 часов непрерывного подводного цикла. Кроме того, это позволяет устанавливать на оба аппарата большой комплекс научного и навигационного оборудования.

Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для балластировки у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта емкостью 1,5 куб. м, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путем приема воды в три прочные сферы и откачки ее из сфер насосом высокого давления.

 

 

 

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести — 150 кг на квадратный мм (у титана — около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек — пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Длина аппарата «Мир»   7,8 м, ширина (с боковыми двигателями)   3,8 м, высота   3 м. Обзор из обитаемой сферы аппаратов «Мир» обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов дает широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата «Мир» на дне равен 290 кг. Сухой вес   18,6 т. Запас жизнеобеспечения   246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото  и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

 

 

С применением ГОА «Мир-1″ и «Мир-2″ проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах.

В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск». Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

 

 

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди которых — Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

А ВОТ ТУТ можно почитать очень необычные и интересные воспоминания от Сергея Викторовича Смолицкого. Он сотрудник Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН, инженер, водолаз, последние 15 лет — старший механик глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Участник многих экспедиций, в том числе 2007 года, когда аппараты “Мир” погружались под лед в точке географического Северного полюса. В течение ряда экспедиций аппараты «Мир» совершали погружения к останкам легендарного «Титаника». Некоторые эпизоды экспедиции 1995 года описаны С.В.Смолицким в предлагаемом вниманию читателей очерке.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

 

 

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007″ был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Арктическое погружение вызвало большой общественный резонанс, поскольку некоторые российские комментаторы высказали мнение, что Россия «застолбила» свои права на участок океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом, хотя с точки зрения международного права это действие являлось юридически ничтожным.

Погружение глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1″ и «Мир-2″ в точке Северного полюса — первое в истории. Эта экспедиция позволит впервые детально изучить строение дна в приполюсном районе и уточнить границы российского шельфа в районе, простирающемся от Новосибирских островов до полюса.

На самом деле одна из целей экспедиции — установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологическим продолжением российского континентального шельфа.

Также члены экспедиции выполнили ряд научных экспериментов, взяли пробы грунта и фауны. Кроме того, в рамках погружения на дне океана был установлен российский триколор и оставлена капсула с посланием россиян, «Сердцем Мира» — талисманом молодежной команды «Небесная Одиссея» и флагом «Единой России».

Отвечая на вопрос о задачах нынешней экспедиции российских исследователей на Северный Полюс, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал: «Цель этой экспедиции — не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Министр выразил надежду на то, что нынешняя экспедиция и погружение батискафа в районе Северного полюса «позволят получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться».

 

 

В 2008 году оба российских глубоководных аппарата закончили погружение на дно озера Байкал и благополучно поднялись на поверхность.  Для первого погружения была выбрана точка недалеко от острова Ольхон, примерно в 10 км к востоку от берега Байкала между мысами Ижимей и Хара-Хушун, где озеро достигает максимальной глубины. Экспедиции повезло с погодой: если в понедельник на Байкале были шторм, двухметровые волны и непрерывный дождь, то с утра во вторник установился полный штиль и светит яркое солнце.  «Мир-1» пилотирует начальник экспедиции, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, профессор Анатолий Сагалевич.

С ним на борту находятся президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В составе второго экипажа — пилот Евгений Черняев, депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования РАН Арнольд Тулохонов.

Напомним, Байкал — самый глубокий на Земле внутренний водоем и самый большой резервуар пресной воды. В июне 2008 года по результатам Интернет-опроса озеро было признано одним из семи чудес России.

В августе-сентябре батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили 60 погружений в различных точках Байкала. Затем экспедиция прервалась на зиму. На 2009 год было выполнено 100 погружений.

Ученые вели  визуальные наблюдения, брали пробы воды на разных глубинах, изучали фауну озера и геологическую структуру дна. Кроме того, они надеялись найти в глубинах озера археологические артефакты.

 

 

По словам депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова, также участвующего в экспедиции, главное для ее участников — не рекордные погружения, а забота об экологии Байкала.

«Любое погружение — это страница в истории. Никаких рекордов мы не собираемся ставить. Мы хотим обратить внимание и рассказать, что нужно предпринять российскому государству, чтобы сохранить это озеро», — заявил ранее Чилингаров.

Премьер министр России Владимир Путин совершил погружение на дно озера 1 августа 2009 года. В общей сложности «экскурсия» на аппарате «Мир 1″ по дну Байкала заняла около 4 часов. Во время погружения Путин выходил на связь с журналистами. В тот момент «Мир 1″ находился в самой глубокой точке южной части озера   1395 метров. Путин признался журналистам, что был несколько удивлен непрозрачностью воды, назвав ее «супом из планктона».

 

 

Джеймс Кэмерон совершил погружение на дно Байкала 16 августа 2010 года в день своего рождения и провел под водой четыре с половиной часа. Максимальная глубина, на которой он оказался, составила 1380 метров.

 

В 2011 году  российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» провели первое погружение на дно Женевского озера — одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы. Полномасштабная программа его исследования стартовала накануне и будет продолжаться все лето. В Швейцарии и Франции хотели узнать, что скрывается под этой живописной водной гладью, и жаждут открытий.
Первыми на глубину ушли герои России Анатолий Сагалевич (он руководит экспедицией), американец Дон Волш (он был на дне Марианской впадины) и швейцарец Бертран Пикар. Для него, правда, привычнее другая стихия. Пикар — воздухоплаватель и создатель первого в мире самолета на солнечных батареях.

Батискафы достигли отметки почти в 300 метров — это максимальное значение для Женевского озера. Как сообщил Анатолий Сагалевич, на дне разглядели обломки парохода «Рона» (его крушение вековой давности унесло 15 жизней) и нескольких рыбок. Впереди было еще  около сотни погружений с забором грунта и проб воды.

 

 
В течение 20 лет ГОА «Мир» совершили более 800 погружений, около 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3000 до 6000 метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Несомненно, в этом заслуга профессиональной группы подводников Института океанологии, которые полностью обеспечивают работы ГОА «Мир» — от разработки нового оборудования, модернизации систем ГОА, проведения ремонтных и регламентных работ до пилотирования аппаратов под водой.

Характеристики глубоководных аппаратов «Мир» Рабочая глубина погружения – 6000 метров Нахождение под водой – до 80 часов Запас энергообеспечения – 100 кВт‑час Запас жизнеобеспечения – 246 чел.‑час Максимальная скорость – 5 узлов Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов Сухой вес – 18,6 тонны Длина – 7,8 метра Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра Высота – 3 метра Диаметр – 2,1 м Экипаж – 3 человека Выход в верхней части Принцип работы Погружение – балластные цистерны заполняются водой Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.

 

 

 

[источники]

источники

http://sea-transport.ru/glubokovodnie-apparati/247-mir.html

http://www.ntv.ru/novosti/231185

http://ria.ru/science/20070802/70224087.html

http://for-ua.com/world/2008/07/29/165500.html

http://www.oceanology.ru/submersible-mir/

 

Давайте вспомним еще Сюркуф — человек и корабль или например как выглядит Немецкая подлодка времен Первой Мировой в деталях. А вот необычная Советская подлодка проекта 661: «Золотая рыбка». Вспомним еще историю изучения Марианской впадины — НА ДНЕ МИРА Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – http://infoglaz.ru/?p=42078

masterok.livejournal.com

Rauma Repola Uusikaupunki Nystad — FleetPhoto

DesignYard NrBuiltNameReg.NrPort
Class Финский лихтер, design Фин-100005.10.1951ЛС-8702Петрозаводск
Class Мирный (3-я серия т/х Котласлес), проект (Финляндия)1970Helena (Кузьминки)Phnom Penh (Leningrad)
Class Мирный (3-я серия т/х Котласлес), проект (Финляндия)25131.03.1970Julia Star (Шушенское)690411Phnom Penh (Петропавловск-Камчатский, Petropavlovsk-Kamchatskiy)
Class Мирный (3-я серия т/х Котласлес), проект (Финляндия)25328.09.1970КунцевоМ-17273Klaipeda
Морские круизные и пассажирские2611970Ocus (Hocus Pocus, Sextant, Kumlinge)Freetown (Helsinki, Belize City, Mariehamn)
Class Мирный (3-я серия т/х Котласлес), проект (Финляндия)26429.05.1971Kupiskis (Купишкис)Valletta ((unknown port), Arkhangelsk, Klaipeda)
Design 71428123.06.1977МБ-15ВМФ России (ВМФ СССР)
Плавучие буровые платформы06.1978Деде Горгуд (Каспморнефть)(Azerbaijan) ((USSR))
Design 71428301.1978МБ-105ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71428420.03.1978Яков Гребельский (МБ-119)ВМФ России (ВМФ СССР)
Class Ладога, design 28528519.05.1978Солидат (Сайменский канал, Ладога-10)770283Astrakhan (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28528630.06.1978Ладога-11772010Arkhangelsk (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28528722.09.1978Volkhov (Ладога-12)С-17415Kingstown (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28528822.11.1978Adamar (Izborsk, Ладога-13)С-17417Аватиу (Belize City, Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28528902.1979St. Georgiy (Sandra-1, Ладога-14)С-17420Морони (Чарлстаун, Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28529005.1979Ugra (Ладога-15)С-17424Kingstown (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28529109.1979Aras 6 (Ладога-16)781682Freetown (Batumi, Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28529212.12.1979Andromeda (Лотта, Глори, Glory, Ладога-17)С-17442Zanzibar (Matadi, Apia, Giurgiulesti, Saint Petersburg, Kingstown, Leningrad)
Class Ладога, design 28529307.05.1980Kuban (Ладога-18)781663Kingstown (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 28529404.01.1980Laba (Ладога-19)781659Kingstown (Saint Petersburg, Leningrad)
Design L-304, тип Юрий Клементьев29930.06.1980Кангалассы (Kangalassy, Lemo, Delta B, Eemnorge, Westgard, Laura, Lavola)Saint Petersburg (Kingstown, Valletta, Роттердам, Mariehamn, (other port), Helsinki)
Design L-304, тип Юрий Клементьев30001.10.1980Asteropa (Marvita, Mariana, Stemo, Markes, Stella Arctic, Vik, Alkes, Miniland, Mustola)795064Belize City (Valletta, Клайпеда, Kingstown, Роттердам, Шерхамн, Истад, (other port), Uusikaupunki)
Design L-304, тип Юрий Клементьев30101.12.1980Taigeta (Eastern Star, Baltic Sky, Marlen, Bolero, Borre, Borre Af Simrishamn, Svarte, Ann-Mari, Ann Ragne, Ann Mari, Repola)3013Портсмут (St. John’s, Виллемстад, Роттердам, Осло, Симрисхамн, Истад, Mariehamn, Gothenburg, Uusikaupunki)
Design L-304, тип Юрий Клементьев30203.04.1981Poline (Полайн, Marjola, Eembothnia, Stella Baltic, Baske, Aldib, Britt-Mari, Brita Ragne, Pohjola)Phnom Penh (Восточный, Ванино, Belize City, Клайпеда, St. John’s, Роттердам, Шерхамн, Симрисхамн, Истад, Mariehamn, Gothenburg, Uusikaupunki)
Design L-304, тип Юрий Клементьев30410.07.1981Meropa (Vivita, Konga, Kapten Konga, Юрий Клементьев)800099Портсмут (Valletta, Таллинн, Tallin)
Design L-304, тип Юрий Клементьев30522.10.1981Elektra (Cailin, Kapten Voolens, Капитан Вооленс)Kingstown (Таллинн, Tallin)
Design L-304, тип Юрий Клементьев30617.12.1981Alkiona (Dorothea, Mehaanik Krull, Механик Круль)811303Kingstown (Таллинн, Tallin)
Design 71430824.06.1982МБ-32ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71430917.09.1982Евгений Хоров (МБ-35)ВМФ России (Калининград, Kaliningrad)
Design 71431031.10.1982СБ-36 (МБ-36)813934ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71431306.05.1983СБ-522 (МБ-62)ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71431430.06.1983СБ-523 (МБ-64)ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71431530.09.1983Кременець (СБ-524, МБ-108)The Ukrainian Navy (ВМФ России, ВМФ СССР)
Design 71231620.02.1984СБ-406ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71231705.06.1984СБ-408 (SB-408, Tsavliris Hulk, Hulk)ВМФ России (Valletta, ВМФ СССР)
Design 71232105.07.1985СБ-921ВМФ России (ВМФ СССР)
Design 71232220.12.1985Шахтёр (СБ-922)843111ВМФ России (Novorossiysk, Sevastopol, ВМФ СССР)
Пограничные корабли1986Tursas(Finland)
Class Ладога, design 78732627.05.1988Етим Эмин (Helena, Ладога-101)Astrakhan (Phnom Penh, Бастер, Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 78732728.07.1988Cabrana (Yeya 1, Ладога-102)С-17606Belize City (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 78732809.1988Sagitta (Yeya 2, Ладога-103)С-17607Belize City (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 78732931.10.1988Ольга (Ладога-104, Olga)С-17608Astrakhan (Чарлстаун, Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 78733012.1988Laila I (Laila 5, Ладога-105)881522Gdansk (Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 78733107.04.1989Сона (Ладога-106, Sona)882987Astrakhan (Чарлстаун, Saint Petersburg, Leningrad)
Class Ладога, design 78733305.1989Laila II (Lechia, Ладога-108)107235Gdansk (Astrakhan, Saint Petersburg, Leningrad)
Пограничные корабли30.11.1990KBV181Береговая охрана Швеции

fleetphoto.ru