Проверка герметичности впускного тракта камаз: Проверка герметичности впускного тракта на КАМАЗах

Способ контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателей и устройство для его осуществления

Авторы патента:

Русаков Валерий Федорович

Фомин Михаил Стефанович


B60K13/02 – связанные с забором воздуха


 

Использование: в области автомобилестроения. Сущность изобретения: в корпусе воздушного фильтра установлены контактные датчики, позволяющие судить о моменте разгерметизации последнего по загоранию сигнальной лампы на приборной панели в кабине водителя. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в автомобилестроении.

Для предотвращения эксплуатации автомобилей с подсосом неочищенного воздуха через неплотности во впускном воздушном тракте на участке от корпуса воздушного фильтра до двигателя производится проверка герметичности соединений и воздухопроводов специальным устройством (В.Н.Браун “Автомобили КамАЗ”, “Транспорт”, 1984 г., с. 29).

Контроль герметичности впускного воздушного тракта проводится периодически при проведении технического обслуживания N 2 (ТО-2), при этом автомобиль, например, КАмАЗ, проходит 12000 км.

Предполагается, что за этот период пробега впускной воздушный тракт герметичен.

Наиболее близким техническим решением является способ проверки герметичности впускного воздушного тракта двигателей, при котором в корпус крепления воздушного фильтра устанавливается устройство, при помощи которого через систему подачи воздуха в двигатель пропускают аэрозоли, образующиеся в процессе сжигания материала, например, ваты. Аэрозоли (дым), проходя через неплотности, визуально сигнализируют о месте разрегметизации (В. Н. Браун “Автомобили КамАЗ”, М., Транспорт, 1984, с. 29).

Однако имеют место следующие недостатки: проверка герметичности касается только части впускного воздушного, тракта (от воздушного фильтра до двигателя) и не учитывает разгерметизацию, которая возникает непосредственно в корпусе крепления картонного фильтрующего элемента (КФЭ).

К этой группе дефектов относятся: 1. Обрыв кронштейна крепления картонного фильтрующего элемента.

2. Срыв резьбы гайки-барашка, самоконтрящейся гайки.

3. Неплотная фиксация гайки, обеспечивающей крепление КФЭ.

Вышеуказанные виды дефектов можно выявить только при проведении ТО-2, когда диагностируется герметичность впускного воздушного тракта двигателя.

Задачей изобретения является получение информации о герметичности непосредственно корпуса крепления КФЭ.

Для решения этой задачи в предлагаемом способе дополнительно устанавливают датчики в корпусе воздушного фильтра и судят о моменте разгерметизации фильтра по загоранию сигнальной лампочки в кабине водителя.

В предлагаемом устройстве симметрично между воздушным фильтром и держателем КФЭ с одной стороны, и кронштейном крепления КФЭ и держателем КФЭ с другой стороны устанавливаются контактные датчики находящиеся в замкнутом состоянии. При возникновении дефекта образуется цепь любого из датчиков, и далее обрывается цепь питания обмотки реле. Реле замыкает свои контакты и включает светодиод, который сигнализирует о разгерметизации в корпусе крепления воздушного фильтра. На приборной панели в кабине водителя загорается светодиод.

Заявляемый способ и устройство отличается тем, что: – проверка герметичности в корпусе воздушного фильтра (как дополнение к существующей системе проверки от воздушного фильтра до клапанов двигателя) позволяет проверять герметичность системы впускного воздушного тракта в полном объеме; – позволяет практически мгновенно определить момент разгерметизации по каждому или сумме дефектов, возникающих в корпусе крепления воздушного фильтра, что способствует своевременному устранению дефекта; – отпадает необходимость периодически, в процессе ТО-2, проверять впускной воздушный тракт по дефектам, расположенным в корпусе воздушного фильтра.

На фиг. 1 изображен корпус крепления воздушного фильтра 1, в который устанавливается картонный фильтрующий элемент 2. На корпусе КФЭ устанавливается планка 3, на которой крепится контактный датчик 4, который при закреплении КФЭ находится в замкнутом состоянии. Аналогичные датчики 5 устанавливаются между кронштейном крепления КФЭ 6 и держателем КФЭ 7, которые при закрепленном КФЭ и приваренном кронштейне крепления КФЭ находятся в замкнутом состоянии. Могут быть применены датчики любого типа, основанные на различных физических принципах.

Электрическая схема (фиг. 2) включает: контакты реле (K1) 1, 2, 3, светодиод (YD) – 4, резисторы R1 5, резистор R2 – 7, аккумуляторная батарея 6, контактные датчики (KD1..KD4 8, 11, обмотка реле K1 12.

Принцип работы схемы заключается в следующем: при закрепленном фильтрующем элементе контактные датчики находятся в замкнутом состоянии и реле K1 замыкает контакты 1, 3. В случае возникновения вышеуказанных дефектов обрывается цепь любого из датчиков и обрывается цепь питания обмотки реле, реле замыкает свои контакты 1, 2 и включает светодиод YD – 1, который сигнализирует о моменте разгерметизации.

Формула изобретения

1. Способ контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателей, заключающийся в установке сигнальных устройств в контролируемых частях воздушного тракта и визуальном определении мест разгерметизации по появлению сигнала в этих местах, отличающийся тем, что в местах крепления фильтрующего элемента к корпусу воздушного фильтра устанавливают датчики, действие которых основано на различных физических принципах, например контактные датчики, и дополнительно судят о моменте разгерметизации корпуса воздушного фильтра по срабатыванию сигнального устройства на приборной панели в кабине водителя.

2. Устройство для контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателей, содержащее воздушный фильтр, включающий в себя картонный фильтрующий элемент, закрепленный посредством кронштейна и держателя в корпусе воздушного фильтра, отличающееся тем, что воздушный фильтр снабжен датчиками, действие которых основано на различных физических принципах, например контактными датчиками, выполненными замкнутыми в рабочем положении и установленными симметрично между корпусом воздушного фильтра и кронштейном с одной его стороны и между держателем картонного фильтрующего элемента и кронштейном с другой его стороны с обеспечением сигнализации о разгерметизации корпуса воздушного фильтра путем загорания светодиода на приборной панели в кабине водителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

 

Похожие патенты:

Транспортное средство // 2059475

Изобретение относится к устройствам для забора воздуха из окружающей среды для образования рабочей смеси транспортного средства в его преобразователе двигателе

Система воздухоподвода в двигатель внутреннего сгорания // 2055754

Изобретение относится к автомобильному двигателестроению

Система воздухоподачи в двигатель внутреннего сгорания транспортного средства // 1763248

Транспортное средство // 1703505

Изобретение относится к автомобилестроению

Транспортное средство // 1698097

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к легковым автомобилям, в частности к устройствам воздухоснабжэния двигателя

Система воздухоподачи в двигатель внутреннего сгорания транспортного средства // 1687467

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к размещению агрегатов и систем двигателя в пространстве моторного отсека

Решетка радиатора транспортного средства // 1664605

Изобретение относится к вентиляции воздуха и может быть использовано для раздачи приточного воздуха в транспортных средствах и в установках кондиционирования воздуха

Транспортное средство // 1659246

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности кразмещению агрегатов и систем двигателя в пространстве моторного отсека, и может найти применение при создании легковых автомобилей с низким шумовым излучением в окружающую среду

Силовая установка транспортного средства // 1500517

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, сельскохозяйственному, и касается охлаждения воздуха, подаваемого из турбокомпрессора в дизель самоходных уборочных сельхозмашин

Транспортное средство // 1493497

Изобретение относится к транспортным средствам ,в частности, к легковым автомобилям с низкочастотным шумовым излучением в окружающую среду

Транспортное средство // 2123438

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к легковым автомобилям, в частности к устройствам воздухоснабжения двигателя преимущественно легковых автомобилей

Система питания двигателя воздухом // 2223412

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Автомобиль и крышка задней части автомобиля // 2435691

Изобретение относится к автомобилю (2) и крышке (17) задней части автомобиля

Автотранспортное средство // 2487020

Изобретение относится к автотранспортным средствам (АТС) и представляет собой устройство, предназначенное для снижения аэрогазодинамического шума, генерируемого и распространяющегося в системе впуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Система впуска воздуха для контролирования испускания звука // 2514807

Изобретение может быть использовано в устройствах контролирования звука для систем впуска воздуха двигателей внутреннего сгорания транспортных средств. Система впуска воздуха для транспортного средства, содержащего двигатель внутреннего сгорания, включает в себя первый впуск (234) для воздуха, второй впуск (246) для воздуха и выпуск (220) для воздуха, сообщающиеся по текучей среде с устройством (130) управления впуском двигателя. Система впуска воздуха включает в себя также и первый канал (230), который пропускает воздух, принятый во впуск для воздуха системы впуска воздуха, к выпуску для воздуха системы впуска воздуха. Воздух проходит внутри системы впуска воздуха через внутренность первого канала и по существу в противоположном направлении вдоль наружной стороны первого канала при его прохождении от впуска для воздуха системы впуска воздуха к выпуску для воздуха системы впуска воздуха. Воздух от первого впуска для воздуха и от второго впуска для воздуха проходит вдоль наружной стороны первого канала. Технический результат заключается в снижении уровня шума, испускаемого системой впуска воздуха. Раскрыты варианты выполнения системы впуска воздуха, транспортное средство, имеющее двигатель с системой впуска воздуха, и способ контролирования звука, испускаемого системой впуска воздуха.

6 н. и 23 з.п. ф-лы, 19 ил.

Впускное устройство для транспортного средства // 2620312

Изобретение может быть использовано во впускном устройстве двигателя внутреннего сгорания транспортного средства. Во впускном устройстве (2) поверхность стенки впускного канала заряжается положительным зарядом. Впускное устройство (2) содержит саморазряжающийся нейтрализатор (10) статического электричества, установленный на поверхности стенки впускного канала. Саморазряжающийся нейтрализатор (10) статического электричества снижает величину накопленного электрического заряда на той части поверхности стенки впускного канала, которая расположена внутри ограниченной зоны вблизи места установки саморазряжающегося нейтрализатора (10) статического электричества, посредством установки саморазряжающегося нейтрализатора (10) статического электричества на поверхности стенки впускного канала. Саморазряжающийся нейтрализатор (10) статического электричества расположен на внешней поверхности стенки впускного канала. Стенка впускного канала сделана из неэлектропроводного материала на основе синтетических смол. Саморазряжающийся нейтрализатор (10) статического электричества представляет собой металлическую фольгу, присоединенную к внешней поверхности стенки впускного канала с использованием проводящего клея, или проводящую пленку, полностью интегрированную в поверхность стенки впускного канала. Саморазряжающийся нейтрализатор (10) статического электричества включает в себя угловой участок для провоцирования саморазряда. Технический результат заключается в устранении статического заряда. 6 з.п. ф-лы, 17 ил.

Внедорожное транспортное средство с посадкой бок о бок // 2637139

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Транспортное средство содержит раму, четыре колеса, подвеску колес, соединяющую колеса с рамой, сиденье, двигатель, систему забора воздуха и топливный бак. Сиденье соединено с рамой и содержит основание сиденья. Сиденье в продольном направлении расположено сзади от передней подвески. Двигатель соединен с одним из колес. Система забора воздуха сообщается по текучей среде с двигателем и включает в себя воздушную коробку. Топливный бак сообщается по текучей среде с двигателем. Двигатель, воздушная коробка и топливный бак в продольном направлении расположены спереди от задней подвески и сзади от основания сиденья. Достигается увеличение вместимости транспортного средства без увеличения его габаритов. 30 з.п. ф-лы, 61 ил.

Проверка герметичности впускного тракта двигателя дым-машиной -Статьи

Естественным желанием каждого автовладельца является исправность его автомобиля. Но транспортные средства имеют свойства выходить со строя. Чаще всего – в самый неожиданный момент. Каждая неисправность, даже самая мелкая, способна нарушить работу единой целостной системы.

Левый воздух

Это выражение используют водители, обнаружив, что во впускную систему попал «посторонний» воздух. Проник этот «непрошенный гость» через микротрещины прокладок впускного коллектора, дроссельной заслонки, уплотнителей форсунок.

Отсюда вывод – впускной тракт разгерметизирован. В камеру сгорания попадает «левый» воздух. Это приводит к обеднению топливной смеси, неправильному ее образованию. Как результат – запуск двигателя с перебоями, трудности в разгоне, плохое развитие мощности, стук клапанов. Наблюдаются и другие неприятные моменты – плохое торможение, большой расход топлива. В завершение этой картины, еще и все загрязнения из воздушной массы поступают в камеру сгорания помимо фильтра.

Когда тракт негерметичен

Данная проблема актуальна для обоих типов моторов – и бензиновых, и дизельных. Они одинаково чувствительны к наличию «лишнего» воздуха. Поэтому проверка герметичности впуска необходима, если обнаружились определенные симптомы. Это проявляется ошибкой электроники, увеличением расхода топлива, постоянным перегревом двигателя, троением, неустойчивой работой на холостом ходу.

Для начала нужно проверить наиболее уязвимые места – трубки и шланги, прокладку впускного коллектора, регулятор холостого хода, прокладку дросселя, усилитель тормозов, адсорбер. Ведь герметичность систем неразрывно связана с понятием «хорошо работающий мотор». Поэтому появление признаков неисправностей в одном узле нарушит слаженную работу всей машины.

Способы проверки

Для выяснения причины выполняется диагностика системы впуска. Даже при обычном осмотре можно выявить дефекты, если знать самые слабые места своего автомобиля. Визуально возможно определить неисправность, если чувствуется запах антифриза, на моторе и под машиной образуются подтеки, в масле появляется охлаждающая жидкость. Но некоторые типы поломок невозможно выявить при простом осмотре. Тут потребуется специальное оборудование и определенные навыки.

Диагностировать впускной режим можно с помощью дымогенератора. Устройство подключают к испытуемому комплексу. Струя дыма под давлением впускается в тракт, просачиваясь в области разгерметизации. Таким образом, проверка впуска на герметичность дымом, поможет выявить даже малейшие места утечки.

Для определения отклонений в работе впускного тракта применяют специальные приборы-измерители. Однако специалисты не всегда согласны с точностью показания этих устройств, поэтому автомеханики предлагают применять комплексную оценку сложившейся ситуации.

Опытные водители определяют разгерметизацию участков на слух. Для этого на предполагаемые зоны утечки распыляют бензин. Если жидкость попадает на поврежденную область, она подсасывается вместо воздуха, издавая характерный звук. Место подсоса и определяется этим шипением. Опытные водители отмечают, что именно этот способ является самым точным и надежным.

Последствия разгерметизации

Автомобиль – единый целостный организм. И если неграмотно проведена проверка герметичности впускного тракта, то дефект может значительно ухудшить общее «состояние» машины. По мере того, как загрязняется наружная поверхность радиатора, происходит перегрев мотора, возникают трещины и подгорание прокладки, деформируется головка блока цилиндра.

«Страдает» от негерметичного состояния впускного тракта и топливная система. Появляется риск безопасного использования транспорта. Наблюдается повышение расхода ГСМ, затрудняется запуск мотора, уменьшается его мощность, появляется запах топлива.

Разгерметизация впускного тракта напрямую влияет на работу гидравлического привода. В этом случае происходит утечка рабочей смеси, что вызывает неполное выключение сцепления. Как результат – рывки при движении, шум, вибрация, затрудненное переключение скоростей.

Наиболее опасным последствием является повреждение рулевого управления. В этом узле происходит подтекание рабочей жидкости, что нарушает его функционирование, и приводит к созданию рисковой ситуации.

Не допускается к управлению автомобиль, у которого выявлена утечка тормозной жидкости в главном цилиндре. Тормозной привод в этом случае работает некорректно. А это может привести к плачевным последствиям при эксплуатации транспортного средства.

Появление зон потенциальной утечки во впускном тракте вызваны чаще всего агрессивной средой, в которой функционируют эти элементы. Именно этот факт приводит к разгерметизации и механическим повреждениям.

Сегодня на автфорумах водителям рекомендуют самостоятельно выполнять манипуляции по обнаружению негерметичных мест, используя недорогие либо самодельные дымогенераторы. Однако эксперты считают, что эту работу лучше доверить автомеханикам.

Только опытный специалист сможет не только сделает выводы о причинах дефектов, но заметит и сопутствующие проблемы. А еще – комплексно оценит автомобиль и проведет необходимые ремонтные работы. Специалисты автосервиса «ВАО» на Востоке Москвы с удовольствием помогут Вам в этом.

Конструкция воздухоснабжения двигателя КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320

Система газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха за счет использования части энергии отработавших газов обеспечивает предварительную -подача сжатого и охлажденного воздуха в цилиндры двигателя

Наддув позволяет увеличить плотность заряда воздуха, поступающего в цилиндры, и при том же рабочем объеме сжечь больше топлива и увеличить литровую мощность двигателя.

Применение двигателей с наддувом расширяет эксплуатационные возможности при движении на дальние подъемы, по пересеченной местности и в горных условиях.

 

Система наддува ГТД (рис. 1) состоит из двух взаимозаменяемых турбокомпрессоров, выпускного и впускного коллекторов и сопел, воздухоохладителя наддувочного воздуха, подводящего и отводящего трубопроводов.

Воздух в центробежный компрессор турбокомпрессора поступает из воздухоочистителя, сжимается и под давлением подается в ОНВ, после чего охлажденный воздух поступает в двигатель.

Турбокомпрессоры устанавливаются на выхлопные трубы по одному на каждый ряд цилиндров.

Выпускные коллекторы и трубы изготовлены из высокопрочного чугуна.

Газовые стыки между фланцами крепления турбин турбокомпрессоров, выхлопными трубами и коллекторами уплотнены прокладками из жаропрочной стали.

Прокладки являются одноразовыми деталями и подлежат замене при переборке системы.

Газовый стык выпускного коллектора с головкой блока цилиндров уплотнен прокладкой из асбестового листа, окантованного металлизированной лентой.

Выпускные коллекторы выполнены сплошными и крепятся к головкам цилиндров болтами и подпружинены стопорными шайбами.

Для компенсации угловых смещений, возникающих при нагреве, под головки болтов крепления выпускного коллектора устанавливаются специальные сферические шайбы.

Система турбонаддува и охлаждения наддувочного воздуха двигателя должна быть герметизирована. Негерметичность системы приводит к увеличению тепловых нагрузок деталей, снижению мощности и ресурса двигателя.

Кроме того, негерметичность впускного тракта приводит к «пылевому» износу цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.

Смазка подшипников турбокомпрессора осуществляется от системы смазки двигателя через фторопластовые трубки с металлической оплеткой.

Слив масла из турбокомпрессоров осуществляется по стальным трубкам в картер двигателя.

На двигатель установлены два турбокомпрессора ТКР 7С-6. Вместо турбокомпрессоров TKR7C-6 могут быть установлены турбокомпрессоры S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы Schwitzer.

Технические характеристики турбокомпрессоров приведены в таблице

 

Турбокомпрессор ТКР 7С-6 состоит из центростремительной турбины и центробежного компрессора, соединенных подшипниковым узлом.

Турбина с двусторонним корпусом 7 (рисунок 2) из ​​высокопрочного чугуна преобразует энергию выхлопных газов в кинетическую энергию вращения ротора турбокомпрессора, которая затем превращается в работу сжатия воздуха в компрессорной ступени .

Ротор турбокомпрессора состоит из турбинного колеса 9 с валом 10, компрессорного колеса 20, маслоотражателя 16 и втулки 15, закрепленной на валу гайкой 19.

Турбинное колесо отливается из жаропрочного сплава по выплавляемым моделям и приваривается к валу трением.

Колесо компрессора с лопатками, загнутыми назад по направлению вращения, изготовлено из алюминиевого сплава и после механической обработки динамически сбалансировано до величины (0,4 г мм).

Цапфы подшипников вала ротора закалены полиэтиленом высокой плотности на глубину 1-1,5 мм. После обработки ротор динамически балансируется до значения (0,5 гмм).

Втулка, маслоотражатель, колесо компрессора устанавливаются на вал ротора и затягиваются гайкой с моментом 7,8-9,8 Нм (0,8-1,0 кгс·м).

После сборки ротор дополнительно не балансируется, проверяется только радиальное биение цапф вала.

При величине радиального биения не более 0,03 мм на детали ротора наносятся метки в одной плоскости и ротор допускается к сборке турбокомпрессора.

При установке ротора в корпус подшипника необходимо совместить метки на деталях ротора.

Ротор вращается в подшипниках 5, представляющих собой плавающие вращающиеся втулки.

Осевые перемещения ротора ограничены упорным подшипником 4, зажатым между корпусом подшипника 3 и крышкой 2. Подшипники изготовлены из бронзы.

Для уменьшения теплопередачи от турбины к компрессору корпус подшипника турбокомпрессора выполнен из композитного чугунного корпуса и крышки из алюминиевого сплава.

Для уменьшения теплоотдачи между корпусом турбины и корпусом подшипника установлен экран из жаростойкой стали 11.

В корпусе подшипника установлен маслоотводящий экран 14, который вместе с упругими разрезными кольцами 8 предотвращает утечку масла из полости корпуса.

Для устранения подсоса воздуха в соединение «корпус компрессора – корпус подшипника» установлено резиновое уплотнительное кольцо 21.

Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников с помощью болтов 13, 18 и планок 12, 17. Такая конструкция позволяет устанавливать кожухи под любым углом друг к другу, что в свою очередь облегчает установку ТКР на двигатель.

Техническое обслуживание газовой турбины Система наддува и охлаждения наддувочного воздуха при работе двигателя проверяется внешним осмотром герметичность трассы выпускных газов, подвода воздуха к двигателю.

Периодически проверяют надежность крепления деталей и узлов этих систем, при необходимости подтягивают болты, гайки крепления и хомуты.

Работа турбокомпрессора оказывает существенное влияние на параметры и характеристики двигателя. Неисправность турбокомпрессора может привести к отказу двигателя.

Несмотря на то, что турбокомпрессоры в эксплуатации не требуют регулировок, необходимо систематически соблюдать установленные заводом-изготовителем правила обслуживания двигателей и периодически контролировать работу турбокомпрессоров на слух.

На ТО-2 необходимо проверить легкость вращения роторов турбокомпрессора. Для этого снимаем впускной патрубок выхлопной системы.

Затем проверьте рукой, как вращается ротор в крайних осевом и радиальном положениях.

Ротор должен вращаться легко, без заеданий и соприкосновения с неподвижными частями турбокомпрессора.

Подшипники турбокомпрессора очень чувствительны к количеству и чистоте масла, поэтому необходимыми условиями нормальной работы подшипникового узла являются своевременная замена масла и фильтрующих элементов масляного фильтра двигателя, а также использование марок масла рекомендуется производителем.

При сезонном обслуживании рекомендуется раз в два года снимать турбокомпрессоры с двигателя для очистки центробежного компрессора. Желательно снять блок вместе с выпускным коллектором.

Очистку центробежного компрессора необходимо проводить в следующей последовательности:

  • – нанести комбинированные риски на торцевые поверхности корпуса компрессора и крышки.
  • Отвернуть болты крепления корпуса компрессора.
  • Легкими ударами молотка по бобышкам снимите корпус компрессора.
  • Осмотрите резиновое уплотнительное кольцо в прорези крышки.
  • При обнаружении дефектов (надрезы, потеря эластичности) заменить уплотнительное кольцо;
  • – осмотрите лопатки рабочего колеса компрессора. При обнаружении следов контакта с корпусом компрессора, деформации лопаток или их разрушения турбокомпрессор необходимо отремонтировать на специализированном предприятии или заменить;
  • – промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, поверхность крышки ветошью, смоченной в дизельном топливе.
  • При очистке колеса компрессора межлопастные поверхности рекомендуется очищать волосяной щеткой с использованием дизельного топлива;
  • – проверить легкость вращения ротора, заклинивание ротора не допускается;
  • – перед сборкой необходимо смазать уплотнительное кольцо моторным маслом, совместить риски, установить корпус компрессора на диск крышки, затянуть болты динамометрическим ключом.

Еще раз проверьте легкость вращения ротора. В крайних осевом и радиальном положениях колеса ротора не должны соприкасаться с деталями корпуса.

В связи с тем, что ротор турбокомпрессора отбалансирован с высокой точностью, полная разборка, ремонт и техническое обслуживание агрегатов наддува должны производиться на специализированных предприятиях, имеющих необходимое оборудование, инструмент, приспособления, приспособления и квалифицированный персонал.

При сезонном техническом обслуживании необходим слив конденсата, скопившегося в ОНВ

Воздухоснабжение дизеля Камаз-740.30-260

Система воздухоснабжения двигателя состоит из фильтра, уплотнения, воздухозаборника, патрубков и патрубков соединение воздухозаборника и воздухоочистителя с турбонагнетателями

Его конструкция определяется конфигурацией автомобиля.

Фильтр воздушный (рис. 1) сухого типа, двухступенчатый, предназначен для очистки воздуха, поступающего в двигатель, от пыли.

Состоит из корпуса 3 с завихрителем 4, крышки 8, фильтра предварительной очистки 1, фильтрующего элемента 2. Герметичность соединения крышки с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 5.

Крышка крепится к корпусу четырьмя пружинными зажимами 6. Основные детали фильтра изготовлены из листовой стали

толщиной 1,2 мм. Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, на фильтрующий элемент надевается предочиститель 1 – оболочка из нетканого фильтровального полотна.

Очистка воздуха в фильтре двухступенчатая.

Первая ступень очистки – моноциклон, содержащий завихритель 4, установленный за входным патрубком и обеспечивающий винтовое движение воздушного потока в кольцевом зазоре между корпусом фильтра и элементом 2.

За счет действия центробежных сил, частицы пыли отбрасываются к стенке корпуса и загоняются в бункер. Пылесборник образован крышкой 8, перегородкой 7 и съемной заглушкой 9.

Вторым этапом очистки является фильтрующий элемент 2, который имеет внешний и внутренний корпуса.

Изготавливаются из перфорированного стального листа и гофрированной фильтровальной бумаги, соединенных на концах металлическими колпачками, приклеенными специальным клеем.

Фильтрующий элемент плотно прижимается к днищу корпуса 3 и уплотняется торцевым резиновым кольцом. Фильтрующий элемент фиксируется в корпусе самоконтрящейся гайкой 10.

Предварительно очищенный на первой ступени воздух поступает на вторую ступень со сменным картонным фильтрующим элементом для более тонкой очистки, где, проникая через поры картона , он оставляет на своей поверхности мелкие частицы пыли.

Очищенный воздух поступает через тройник к двум центробежным компрессорам и под избыточным давлением через патрубок охладителя наддувочного воздуха в цилиндры двигателя.

Система подачи воздуха двигателя предусматривает установку индикатора засорения фильтрующего элемента.

Если индикатор засорения работает, то элемент воздушного фильтра нуждается в обслуживании или замене.

Система наддува и охлаждения наддувочного воздуха газотурбинного двигателя за счет использования части энергии отработавших газов обеспечивает подачу предварительно сжатого и охлажденного воздуха в цилиндры двигателя.

Наддув позволяет увеличить плотность заряда воздуха, поступающего в цилиндры, и при том же рабочем объеме сжигать больше топлива и увеличить литровую мощность двигателей.

Применение двигателей с наддувом расширяет эксплуатационные возможности при движении по длинным подъемам, по пересеченной местности и в горных условиях.

Система наддува газотурбинного двигателя (рисунок 2) состоит из двух сменных турбокомпрессоров (ТКР), выпускного и впускного коллекторов и сопел, воздухоохладителя наддувочного воздуха (ОВВ), впускного и выпускного трубопроводов.

Воздух в центробежный компрессор турбокомпрессора поступает из воздухоочистителя, сжимается и наддувается в ЦАС, после чего охлажденный воздух поступает в двигатель.

Турбокомпрессоры устанавливаются на выхлопных трубах, по одному на каждый ряд цилиндров. Выпускные коллекторы и трубы изготовлены из ковкого чугуна.

Герметизация газовых стыков между монтажными фланцами турбины турбокомпрессоров, выхлопными трубами и коллекторами осуществляется прокладками из жаропрочной стали.

Прокладки являются одноразовыми деталями и должны заменяться при капитальном ремонте системы.

Газовый стык выпускного коллектора с головкой блока цилиндров уплотнен прокладкой из асбестового листа, окантованной металлизированной лентой.

Выпускные коллекторы изготовлены из одной детали и крепятся болтами к головкам цилиндров и фиксируются стопорными шайбами.

Под головки болтов крепления выпускного коллектора устанавливаются специальные сферические шайбы для компенсации угловых смещений, возникающих при нагреве.

Система турбонаддува двигателей и система охлаждения наддувочного воздуха должны быть герметизированы. Негерметичность системы приводит к увеличению термических напряжений деталей, снижению мощности и ресурса двигателя.

Кроме того, негерметичность впускного тракта приводит к «пылевому» износу цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.

Смазка подшипников турбокомпрессора осуществляется от системы смазки двигателя через фторопластовые трубки с металлической оплеткой. Масло из турбонагнетателей сливается по стальным трубкам в картер.

Двигатель оснащен двумя турбокомпрессорами ТКР 7С-6. Вместо турбокомпрессора ТКР7С-6 могут быть установлены турбокомпрессоры Schwitzer S2B/7624TAE/0,76D9.

Технические характеристики турбокомпрессоров приведены в таблице 2.

Турбокомпрессор ТКР 7С-6 состоит из центростремительной турбины и центробежного компрессора, соединенных между собой подшипниковым узлом.

Турбина с двусторонним корпусом 7 (рисунок 3) из ковкого чугуна преобразует энергию выхлопных газов в кинетическую энергию вращения ротора турбокомпрессора, которая затем преобразуется в работу сжатия воздуха в компрессорной ступени.

Ротор турбокомпрессора состоит из турбинного колеса 9 с валом 10, компрессорного колеса 20, маслоотражателя 16 и втулки 15, закрепленной на валу гайкой 19.

Турбинное колесо отлито из термопласта прочный инвестиционный сплав и приварен к валу трением.

Компрессорное колесо с загнутыми назад лопатками изготовлено из алюминиевого сплава и после механической обработки динамически сбалансировано до величины (0,4 г мм).

Опорные шейки вала ротора закалены ТВЧ на глубину 1…1,5 мм. После механической обработки ротор динамически балансируется до значения (0,5 г мм).

Втулка, маслоотражатель, колесо компрессора устанавливаются на вал ротора и затягиваются гайкой с моментом 7,8…9,8 Нм (0,8…1,0 кгсм).

После сборки ротор дополнительно не балансируется, проверяется только радиальное биение цапф вала.

При величине радиального биения не более 0,03 мм на детали ротора наносят метки в одной плоскости, и ротор допускается к сборке турбокомпрессора.

При установке ротора в корпус подшипника необходимо совместить метки на деталях ротора. Ротор вращается в 5 подшипниках, представляющих собой плавающие вращающиеся втулки.

Осевое перемещение ротора ограничено упорным подшипником 4, зажатым между корпусом подшипника 3 и крышкой 2. Подшипники изготовлены из бронзы.

Корпус подшипника турбокомпрессора для уменьшения теплопередачи от турбины к компрессору выполнен из чугунного корпуса и крышки из алюминиевого сплава.

Для уменьшения теплоотдачи между корпусом турбины и корпусом подшипника установлен экран 11 из жаропрочной стали.

В корпусе подшипника установлен маслоотводящий экран 14, который вместе с упругими разрезными кольцами 8 предотвращает утечку масла из полости корпуса.

Для устранения подсоса воздуха в соединение «корпус компрессора – корпус подшипника» установлено резиновое уплотнительное кольцо 21.

Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипника с помощью болтов 13, 18 и планок 12, 17. Такая конструкция позволяет устанавливать корпуса под любым углом друг к другу, что в свою очередь облегчает установку ТКР на двигатель .

Техническое обслуживание системы наддува газовой турбины и охладителя наддувочного воздуха

При эксплуатации двигателя внешним осмотром проверяется герметичность трассы трубопровода отработавших газов, подвода воздуха к двигателю.

Периодически проверяют надежность крепления деталей и узлов этих систем, при необходимости подтягивают болты, гайки крепления и хомуты.

Работа турбокомпрессора оказывает существенное влияние на параметры и характеристики двигателя. Неисправный турбокомпрессор может привести к повреждению двигателя.

Несмотря на то, что турбокомпрессоры в эксплуатации не требуют регулировок, необходимо систематически соблюдать установленные заводом-изготовителем правила обслуживания двигателя и периодически контролировать работу турбокомпрессоров на слух.

Для ТО-2 необходимо проверить легкость вращения роторов турбокомпрессора.

Для этого необходимо снять патрубок выхлопной системы.

Затем проверьте рукой, как вращается ротор в крайних осевом и радиальном положениях.

Ротор должен вращаться легко, без заеданий и соприкосновения с неподвижными частями турбокомпрессора.

Подшипники турбокомпрессора очень чувствительны к количеству и чистоте масла, поэтому необходимыми условиями нормальной работы подшипникового узла являются своевременная замена масла и фильтрующих элементов масляного фильтра двигателя, а также использование масел рекомендуется производителем.

При сезонном обслуживании рекомендуется раз в два года снимать турбокомпрессоры с двигателя для очистки центробежного компрессора. Желательно снять блок вместе с выпускным коллектором.

Очистку центробежного компрессора производить в следующей последовательности:

– нанести комбинированные риски на торцевые поверхности корпуса компрессора и крышки.

Снимите болты крепления корпуса компрессора. Снять корпус компрессора легкими ударами деревянного молотка по бобышкам.

Осмотрите резиновое уплотнительное кольцо в канавке крышки.

При обнаружении дефектов (надрезы, потеря эластичности) заменить уплотнительное кольцо на новое;

  • – осмотрите лопатки рабочего колеса компрессора. При обнаружении следов контакта с корпусом компрессора, деформации лопаток или их разрушения турбокомпрессор необходимо отремонтировать на специализированной фирме или заменить;
  • – промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, поверхность крышки ветошью, смоченной дизельным топливом.

При очистке колеса компрессора межлопастные поверхности рекомендуется очищать волосяной щеткой с использованием дизельного топлива;

  • – проверить легкость вращения ротора, заклинивание ротора не допускается;
  • – перед сборкой необходимо смазать уплотнительное кольцо моторным маслом, совместить риски, установить корпус компрессора на диск крышки, затянуть болты динамометрическим ключом.