Производство масла моторного: Завод моторных и технических масел

Содержание

Завод моторных и технических масел

Подобрать масло

Пришлите мне каталог по почте
  • Легковой и малотоннажный автотранспорт
  • Грузовой автотранспорт
  • Сельско- хозяйственная техника
  • Строительная и специальная техника
  • Суда и силовые установки
  • Мототехника и бензоинструмент
  • Промышленность
  • Железнодорожный транспорт

Подобрать масло

Пришлите мне каталог по почте

ЗМТМ — производитель моторных и технических масел. Завод находится в промышленной столице Республики Башкортостан — городе Уфе.

Предприятие основано на высвобожденной производственной базе нефтехимического гиганта «Уфахимпрома».

Используя научный потенциал специалистов региона и производственные мощности предприятия, нам удалось создать уникальное научно-производственное предприятие по разработке и производству масел.

Генеральный директор

Липатов
Михаил Павлович

1

Технические мощности завода

Основа качества продукции ЗМТМ – производственные и технические мощности завода. Оборудование предприятия, блендеры, емкости хранения сырья и готовой продукции, насосное оборудование и продуктопроводы, стандартизированная заводская лаборатория — всё это работает на удовлетворение высоких требований клиентов завода. Отлаженный технологический цикл и строгое соблюдение условий производства гарантируют результат — бескомпромиссные эксплуатационные качества продукции и кратчайшие сроки поставки.

Бесперебойную работу предприятия обеспечивают
  • Оборудование производственных цехов
  • Насосное и трубопроводное оснащение
  • Собственные железнодорожные и автомобильные подъездные пути
  • Складские мощности
  • Стандартизированная заводская лаборатория

Общий объём блендеров

Общий объём ёмкостей хранения

2 500

м³

Общая длина продуктопроводов

4 009

м

Производство продукции

24 000

тонн год

Еще интересные факты:

Одновременный слив из 2 вагонов

Одновременная погрузка автомобилей: 1 автоналив + 1 автофура (контейнер)

12 промышленных насосов

3 линии розлива для фасовки в мелкую тару

2 линии розлива для фасовки в бочки

1 линия розлива для ЖД цистерн

1 линия автоналива

Скорость налива бочек зависит от масла: от 1,5 до 4,5 мин

До 1000 паллетомест площади хранения на открытых площадках

До 300 паллетомест площади хранения на складе

Более 6000 кв. м Производственной площади

Общая площадь завода – 12 га

2

Масла и смазки для техники и оборудования

Завод производит более 150 наименований моторных и технических масел, смазывающих материалов и жидкостей для всех областей промышленности. Автотранспорт, промышленность, железная дорога и морская техника – это лишь неполный перечень сфер применения продукции завода.

Решение задач любой сложности

Готовое решение или уникальная разработка? Не имеет значения. Предприятием выполняются индивидуальные заказы — уникальная рецептура специальных масел и жидкостей позволяет удовлетворить самые высокие требования наших клиентов. После всестороннего изучения задач клиента и условий работы техники, специалисты завода предложат решение, позволяющее продлить срок эксплуатации техники и увеличить межсервисный интервал, а значит и сохранят время и деньги партнёра.

Воспользуйтесь возможностями завода для развития вашего дела

Необходима собственная линейка моторных масел, технических жидкостей или СОЖ? Доверьте работу профессионалам, и получите гарантированный результат без капитальных вложений. Быстро и надёжно. Под ключ. Специалисты завода разработают рецептуры, испытают образцы, сертифицируют и произведут необходимый ассортимент уникальной продукции под вашей товарной маркой.

3

Удобное расположение

Уфа — важный транспортный узел России. Через город проходят главные автомобильные и железнодорожные пути, связывающие города и регионы России, Казахстана, Грузии, Азербайджана, ближнего и дальнего зарубежья. Выгодное расположение позволяет не только сократить срок поставки продукции, но и существенно удешевить продукцию для конечного потребителя.

Наличие подъездных путей, собственной железнодорожной ветки, наливных эстакад и погрузочных терминалов позволяет отгружать продукцию в любой таре и необходимым способом: бочки или канистры, автоналив или погрузка в железнодорожные цистерны, автотранспорт или контейнеры.

Москва

1400 км

Челябинск

420 км

Екатеринбург

500 км

Казань

550 км

Астана

1200 км

Костанай

680 км

Оренбург

1400 км

Тюмень

848 км

4

Контроль качества на всех этапах производства

Качество выпускаемой продукции – приоритетная производственная задача завода. Контроль качества осуществляется стандартизированной заводской лабораторией. Специалисты-лаборанты и инженеры-технологи, вооружённые сертифицированным контрольным и испытательным оборудованием, ведут контроль всех этапов производства, начиная от поступления сырья, и заканчивая выпуском готовой продукции.

Только лучшее сырьё

Контроль качества базового сырья, присадок и компонентов обеспечивает соответствие готовых масел высоким Российским и международным стандартам. Высокое качество залог бесперебойной работы техники клиента. Не секрет, что в погоне за прибылью многие производители применяют отработанные и некондиционные масла. Недобросовестные производители не только подрывают доверие к отрасли, но и ставят потребителя под угрозу финансовых потерь из-за простоев из-за выхода техники из строя.

Используя продукцию ЗМТМ, вы можете быть уверены в качестве на 100%

Генеральный директор

Липатов
Михаил Павлович

5

Выгодные условия для наших клиентов

Эффективное управление, близость к производителям сырья и минимальные расходы на маркетинг, в сочетании с бескомпромиссным качеством обеспечивают гарантию лучшей цены. Вне зависимости от объёма поставок, мы найдём оптимальное решение именно для вашего дела. Несколько машин или автопарк, крупный завод или небольшое производство, сельхозпредприятие или фермерское хозяйство – любой заказ будет выполнен одинаково качественно и в срок.

Клиенты


6

Сотрудничество с проверенными партнерами

Сотрудничество с ведущими производителями базовых масел гарантирует лучшее качество базового сырья. Никаких компромиссов, только самое лучшее. Российские базовые масла, отечественные и импортные присадки и компоненты.

Партнеры

К

онтрактное производство

Используйте возможности современного предприятия

Генеральный директор

Михаил Липатов

Завод моторных и технических масел предлагает использовать научный и производственный потенциал современного предприятия на благо вашего дела. Выпускайте смазочные материалы под собственным брендом без необходимости нести капитальные расходы на производство и научно-исследовательскую работу. Высокая доступность, любой размер партий, различные модели сотрудничества, выпуск продукции под торговой маркой клиента, снижение расходов клиента, локализация производства для зарубежных партнёров.

Контрактное производство смазочных материалов «под ключ»
  • проектирование линейки смазочных материалов под вашим брендом;
  • индивидуальная серия масел для каждого заказчика;
  • усовершенствованные рецептуры масел и смазок;
  • проведение стендовых испытаний;
  • государственная сертификация и регистрация продукции;
  • разработка индивидуального дизайна и упаковки;
  • складские помещения и товарные запасы.
Индивидуальное производство

Завод моторных и технических масел способен разработать и изготовить уникальные масла и смазывающие материалы, соответствующие особым требованиям к смазке ваших машин и механизмов. Технологи завода, всесторонне изучат механизмы, условия работы, и другие факторы, влияющие на работу техники, и разработают технические условия на изготовление смазок.

КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?

Главная » Список новостей » КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?

КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?

Как делают моторное масло?


Если не вдаваться глубоко в детали, 

моторное масло – это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе, основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.

Присадки – это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых, необходимых для нормальной работы двигателя.

Присадки, добавляющиеся в моторное масло при производстве, выполняют разные задачи, от стабилизации вязкости при определенных температурах, и до очистки внутренних деталей двигателя. Фирмы-производители моторных масел не разглашают состав и свойства своих присадок – это их коммерческая тайна, собственно, обычному потребителю это и не нужно. Важно то, что сбалансированный набор этих присадок в конкретной марке масла должен соответствовать определенным стандартам, принятым во всем мире, а также дополнительным требованиям к составу моторного масла производителей автомобилей.

Таким образом, именно сбалансированный набор присадок, которые содержатся в отдельно взятом моторном масле и делают его пригодным для использования в каком-то конкретном двигателе. Тон в этих вопросах, разумеется, задают разработчики двигателей.

 

ВИДЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

На какие виды и группы делятся моторные масла?

В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:

1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло ).
2. По вязкости (классификация SAE ).
3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)
4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел ).

Следует сразу заметить, что все вышеперечисленные категории прямо не описывают, какое масло лучше, а какое хуже – все эти масла просто разные и подходят для разных двигателей. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля, нужно знать, какое масло подходит именно к Вашему двигателю. Исключением, пожалуй, является первая категория – химический состав основы, поскольку производители автомобилей редко настаивают на использовании какой-то конкретной из существующих. Собственно, с этой категории и начнем, но перед этим следует сказать несколько слов, что из себя представляет моторное масло в целом.
 

 

ПОЧЕМУ МНОГО РАЗНЫХ АВТОМАСЕЛ?

Почему существует так много разных моторных масел?

Потому, что существует множество разных по предназначению двигателей и их производителей. И у каждого из последних – свои технологии производства. 

К примеру, если один двигатель проектируется, как мощный, для спортивных автомобилей, то другой изначально конструкторами предназначается для экономных горожан. Третья же группа двигателей предназначена больше для буксирования прицепов и езды по гористой местности. 

Вариантов маркетингового позиционирования двигателей на самом деле очень много. И производитель автомобиля при этом изначально закладывает в техническое задание конструкторам вполне определенные условия будущей эксплуатации каждого мотора. Задача последних – максимально оптимизировать конструкцию двигателя именно под эти заданные условия.

Отсюда – великое множество разных по объему, конструкции, а также, что немаловажно, используемым в производстве внутренних деталей материалам двигателей. А все эти факторы, в свою очередь, предполагают необходимость ужесточения требований к моторному маслу, которое будет использоваться. При этом, некоторые параметры автомасла для разных двигателей являются взаимоисключающими.  

Например, все знают, что с ростом оборотов двигателя температура масла растет. Соответственно, с ростом температуры масла его вязкость снижается. А знаете ли Вы, что рабочее число оборотов двигателя у разных моторов разное? То есть, если, к примеру, на одной передаче и при частоте оборотов двигателя, скажем в 3000, один автомобиль едет со скоростью 110 км/ч, то скорость другого при тех же параметрах составляет 140, а третьего – 160.

Очевидно, что этим трем автомобилям для нормальной работы двигателя нужно масло с совершенно разными параметрами.

 

 

ЗАЧЕМ МНЕ ЗНАТЬ СТОЛЬКО ПРО АВТОМАСЛО?

Зачем нужно знать, какие бывают моторные масла?

Зайдя в любой магазин автозапчастей, можно легко убедиться в том, что различных моторных масел бывает очень много. Есть множество фирм-производителей моторного масла, но каждая из них предлагает еще целый набор марок своей продукции для разных двигателей, условий и даже сезонов. Как разобраться во всем этом и нужно ли вообще в этом разбираться обычному автолюбителю?

К сожалению, нужно. Дело в том, что на этикетке моторного масла Вы не найдете информацию о его совместимости именно с Вашим двигателем, как это часто бывает с другими запчастями. Так происходит в основном потому, что разные двигатели даже одной модели автомобиля одного производителя рассчитаны на разные по своим свойствам моторные масла, и перечисление всех совместимых двигателей на этикетке моторного масла просто невозможно. К тому же, часто для одного двигателя допускается использование сразу нескольких типов моторного масла, что еще больше усложняет задачу.

 

Производство нефтяного масла и масло по сравнению с синтетическим моторным маслом

Сравнение синтетического масла с обычным маслом

Если вы читали первые две части «Примечаний по смазочным материалам», вы, вероятно, поняли, что я постепенно вооружаю вас для оценки смазочных продуктов, включая сравнение между синтетическим маслом и обычным маслом. Я убежден, что понимание некоторых основных принципов смазывания может освободить нас от веры во все, что мы читаем или слышим. В этом выпуске я кратко объясню, как перерабатываются нефтяные масла, представлю синтетические базовые масла и объясню систему классификации моторных масел, используемую для присвоения уровней качества готовым базовым маслам.

Нефть Нефть

Сырая нефть, настоящее черное золото сегодняшнего дня, добывается природой как грязная смесь углеводородов и всевозможных загрязнителей. Задача нефтеперерабатывающего завода (см. рис. 1 (стр. 17) и 2 (стр. 18)) заключается в очистке этой смеси, а затем в ее расщеплении на различные фракции для конкретного использования. Сырая нефть обычно содержит кристаллы неорганических солей и воду, смешанную с нефтью. Необходимо удалить эту соль и воду. Это удаление достигается добавлением еще большего количества воды и последующим отстаиванием сырой смеси. Затем масло нагревают в большой печи до тех пор, пока оно не станет частично полужидким, а частично паром. Затем эта смесь поступает в атмосферную башню, сердце нефтеперерабатывающего завода. Полужидкости превращаются в асфальт и другие производные, в то время как пары конденсируются на различных уровнях в колонне в зависимости от молекулярной массы. Сразу отделяется часть паров с меньшей молекулярной массой, в том числе керосин и дизтопливо. В то время как дизельное топливо получают на первом этапе процесса очистки, сегодняшнее дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы требует дополнительной стадии удаления серы (эта стадия кажется предлогом для повышения цены). Пары с более высокой молекулярной массой должны пройти дополнительный процесс для дальнейшего расщепления или разделения масла на большее количество компонентов или фракций, как их называют. Смазочные масла — фракции, которые нас особенно интересуют, — производятся из этих последних, более тяжелых фракций сырой нефти, остающихся после удаления газойлей. (Следует отметить, что недавно нефтеперерабатывающие заводы разработали методы эффективного использования более тяжелых фракций смазочного масла для производства бензина. Эта конкуренция за часть сырой нефти, которая ранее использовалась только для смазочных масел, является одной из причин быстрого роста стоимости нефтяные смазочные масла.)

Сырая нефть из разных регионов мира может быть разной, некоторые из них могут быть нафтеновыми и парафиновыми. Парафиновые являются гораздо лучшим сырьем для смазочных масел. Нафтеновые масла не содержат воска и превосходно подходят для применения в условиях холодной текучести. Все сырые нефти содержат примерно одинаковую смесь водорода и углерода: от 83 до 87 процентов углерода и от 11 до 14 процентов водорода. Кислород, азот и сера дополняют элементы, а также различные металлические соединения, попавшие в масло. Когда речь идет о смазочных качествах, важно учитывать вариации молекулярной структуры – от одной молекулы к другой – в пределах одного и того же образца сырой нефти. Конечно, молекулы парафина состоят из различных комбинаций углерода и водорода, но чтобы понять почти бесконечное число молекулярных структур, рассмотрим типичную молекулу масла, состоящую из 25 атомов углерода и 52 атомов водорода: это соединение может встречаться в природе в любой из 37 000 000 различных молекулярных структур.

Переработка сырой нефти не является статичной отраслью, и усовершенствования, приводящие к производству более качественных смазочных масел, безусловно, имеют место. Нефтеперерабатывающие заводы используют усовершенствованные методы для разделения и удаления асфальта и парафина за счет более жесткого ограничения молекулярной массы. Наиболее значительным улучшением является инновация в области гидроочистки, которая позволяет получать чистые базовые масла с удалением всех загрязняющих веществ, что является шагом вперед к конечной цели производства чистого углеводородного продукта без примесей, обнаруженных в исходной нефти. ;

Путь сырой нефти через нефтеперерабатывающий завод. После обработки в атмосферной башне некоторые из оставшихся фракций требуют дальнейшего нагрева и дистилляции для производства смазочных масел.

Молекулярный состав нефтяного масла по сравнению с синтетическим маслом. Черные треугольники на нефтяном масле обозначают встречающиеся в природе загрязняющие вещества.

Повышенное трение является результатом распределения молекул углеводородов неправильной формы, которые входят в состав смазочных масел на нефтяной основе. Однородная природа синтетических молекул снижает трение по сравнению с молекулами нефтяного масла.

Классификация синтетических масел

Я сказал, что это будет краткое объяснение переработки сырой нефти, и сдержал свое слово. Теперь пришло время дать краткое описание синтетических базовых масел, а затем взглянуть на группы качества. Опять же, это очень краткое фундаментальное понимание различий между нефтяными и синтетическими маслами хорошо послужит вам в любых дискуссиях о готовых нефтепродуктах.

Синтетические масла исторически определялись как масла, которые синтезируют легкие молекулы с образованием тяжелых смазочных молекул. Это определение, безусловно, верно, но допускаются некоторые вариации, включающие модификацию исходной молекулярной структуры. Химики постоянно совершенствуют дизайн и производство различных синтетических молекул, но цель всегда состоит в том, чтобы создать наилучший дизайн для предполагаемого применения. Вы можете увидеть это в происхождении синтетических масел Standard Oil в 19 веке.30 с. Эти первые синтетические масла были предназначены специально для проблемных областей применения. Только во время Второй мировой войны, когда у немцев оказалось мало нефти, началось крупномасштабное производство синтетических смазочных масел. К концу войны появление реактивных двигателей потребовало первого действительно крупномасштабного практического применения синтетических масел. Для реактивных двигателей требуются масла, способные смазывать при температуре от минус 50ºF до 400ºF, что просто превосходит любые параметры нефтяного масла.

Синтетика состоит из нескольких различных химических соединений. Я буду обращаться только к тем, которые используются для автомобилей и грузовиков (есть несколько для промышленных и специальных приложений). Алкилированные ароматические соединения, сложные эфиры, полиальфаолефины (ПАО) и гидрокрекинговая нефть составляют подавляющее большинство синтетических материалов, используемых в автомобилях и грузовиках, поэтому давайте кратко рассмотрим каждый из них.

Алкилированные ароматические соединения

Это синтетические углеводороды, совместимые с минеральными маслами и используемые в промышленности, например, в компрессорных и гидравлических маслах.

Сложные эфиры

Я намеренно сгруппировал сложные эфиры для упрощения и обращаюсь только к общим характеристикам, а не к отдельным свойствам. Сложные эфиры имеют очень высокий индекс вязкости (VI) и отличную текучесть при низких температурах. Кроме того, сложные эфиры обладают хорошими смазывающими свойствами и отличной термической и окислительной стабильностью. Обоюдоострый меч для сложных эфиров — исключительная растворяющая и моющая способность, которая делает их превосходными чистящими средствами. Важно осознавать моющие свойства сложных эфиров и использовать их с осторожностью. Сложные эфиры могут быть изготовлены с различными геометрическими формами и молекулярными структурами, и очень важно использовать правильные сложные эфиры для предполагаемого применения. Сложные эфиры не всегда совместимы со всеми герметиками, красками или лаками.

Полиальфаолефины (ПАО)

ПАО представляют собой синтетические углеводороды, совместимые с минеральными маслами; они обладают очень высоким индексом вязкости и текучестью при очень низких температурах. ПАО используются практически во всех секторах смазки, от автомобильной до промышленной. ПАО совместимы с герметиками и красками так же, как совместимы минеральные масла. Сложные эфиры смешиваются с ПАО для получения превосходных базовых масел для высокотемпературных редукторных и подшипниковых масел.

Гидрокрекинг (синтетический)

Природные углеводороды, прошедшие гидроочистку/гидрокрекинг с получением чистого базового масла без примесей. Этот процесс деполяризует и модифицирует природную нефть и, таким образом, квалифицирует нефть как синтетическую благодаря молекулярным модификациям.

Итак, вот мое краткое описание синтетических базовых масел. Все масла, как минеральные, так и синтетические, размещены по группам для обозначения классификации (таблица А).

ГРУППЫ КЛАССИФИКАЦИИ БАЗОВЫХ МАСЕЛ API (таблица A)

Как видно из Таблицы А, группы основаны на чистоте масла и индексе вязкости. Насыщенность относится к устойчивости масла к окислению, а сера представляет процент серы в растворе. Хотя индекс вязкости PAO должен быть больше 120, обычно используется значение 135. Сложные эфиры обычно имеют индекс вязкости более 140, и сложные эфиры, и ПАО не содержат серы. Качество базового масла зависит от многих факторов в дополнение к классификациям, перечисленным в этой таблице, но группы в этой таблице относятся ко всей отрасли. Например, гидрокрекинговый синтетический продукт обычно относят к синтетическому продукту группы III, тогда как ПАО относятся к синтетическому продукту группы IV.

Резюме

Итак, в этом и двух предыдущих выпусках Lube Notes мы рассмотрели:

  • Что смазочные масла выполняют в различных областях применения
  • Функции различных присадок, которые комбинируются с базовыми маслами по порядку для удовлетворения требований предполагаемого применения
  • Происхождение нефтяных базовых масел и их состав по сравнению с синтетическими смазочными маслами

В следующий раз мы смешаем кварту масла, чтобы лучше понять, как сочетание базовых масел и присадок влияет готового продукта, а также то, что потребность в добавках говорит о качестве данного продукта.

Смазочное производство | Hydrocarbon Engineering

Согласно последним прогнозам, мировой рынок смазочных материалов ежегодно растет примерно на 4% и может достичь общей стоимости в 166 миллиардов долларов США в 2025 году. На Рисунке 1 представлена ​​тенденция роста на рынке смазочных материалов. 1 Высокая добавленная стоимость смазочных материалов по сравнению с транспортным топливом, сопровождаемая тенденцией снижения спроса на транспортное топливо, указывает на привлекательную альтернативу нефтеперерабатывающим предприятиям с соответствующим оборудованием для повышения их доходов и конкурентоспособности на рынке переработки. Текущий экономический кризис из-за COVID-19пандемия повлияла на рынок смазочных материалов, но в меньшей степени, чем на транспортное топливо.


Рисунок 1. Тенденция роста спроса на смазочные материалы. 1

Как и в случае других производных сырой нефти, экономический и технологический прогресс требует производства смазочных масел более высокого качества и с более высокими характеристиками, а также, что важно, с более низким содержанием загрязняющих веществ.

Основными требованиями к качеству смазочных масел являются вязкость, температура вспышки, индекс вязкости (изменение вязкости в зависимости от температуры), точка текучести, химическая стабильность и летучесть.

По данным Американского института нефти (API) смазочные базовые масла можно классифицировать, как показано в таблице 1. Смазочные масла из групп II, III и IV имеют более высокое качество, чем базовые масла из группы I; значительно снижено содержание таких примесей, как сера и ненасыщенные соединения и, кроме того, индекс вязкости выше для этих групп.


Таблица 1.

Маршруты производства смазочных материалов

Первым этапом процесса производства смазочных материалов является вакуумная перегонка полученного атмосферного остатка, такого как кубовый продукт в процессах атмосферной перегонки. Для установок вакуумной перегонки, предназначенных для производства смазочных фракций, фракционирование требует большего контроля, чем в установках, предназначенных для преобразования газойлей в топливо. 2 Цель состоит в том, чтобы избежать термического разложения и контролировать кривую дистилляции боковых потоков. Вторичная вакуумная дистилляционная колонна необходима, когда желательно отделить поток тяжелого нейтрального масла от вакуумного остатка.

В установках по производству смазочных материалов, основанных на использовании растворителя, следующие этапы, по сути, представляют собой процессы физического разделения с целью удаления из технологических потоков компонентов, которые могут ухудшить желаемые свойства базовых масел, в основном индекс вязкости и химическую стабильность .

На рис. 2 показана блок-схема, соответствующая стадиям процесса производства базовых смазочных масел путем экстракции растворителем.


Рис. 2. Технологическая схема производства базовых смазочных масел сольвентным способом.

Как упоминалось ранее на этапе вакуумной дистилляции, качество фракционирования, получаемое между фракциями, имеет решающее значение для достижения этими потоками требований к качеству, таких как температура вспышки и вязкость. После этапа вакуумной перегонки боковые фракции перекачиваются в установку экстракции ароматических соединений, а вакуумный остаток направляется в установку деасфальтизации пропана. Процесс деасфальтизации пропаном направлен на удаление из вакуумного остатка более тяжелых фракций, которые можно применять в качестве смазочного масла. В установках пропановой деасфальтизации, предназначенных для производства смазочных масел, в качестве растворителя используется чистый пропан, так как этот растворитель обладает более высокой селективностью по удалению смол и асфальтенов из деасфальтизируемого масла.

На стадии экстракции ароматических соединений технологические потоки контактируют с растворителями, избирательно удаляющими ароматические соединения, в основном полиароматические соединения. Главной задачей при удалении этих соединений является то, что они имеют низкий индекс вязкости и низкую химическую стабильность, что крайне нежелательно в смазочных маслах. Поскольку соединения азота и серы обычно присутствуют в полиароматических структурах, на этой стадии удаляется основная часть серы и азота, содержащихся в технологическом потоке. Растворителями, обычно применяемыми в процессе экстракции ароматических соединений, являются фенол, фурфурол и N-метилпирролидон.

Следующим этапом является удаление линейного парафина с высокой молекулярной массой путем экстракции растворителем. Этот шаг важен, потому что эти соединения препятствуют течению смазочного масла при низких температурах. Типичным растворителем, используемым в установке депарафинизации растворителем, является метилизобутилкетон (МИК), но некоторые технологические установки применяют для этой цели толуол и/или метилэтилкетон (МЭК).

После удаления парафина смазочное масло направляется на финишную обработку. На этом этапе соединения гетероатома (кислород, сера и азот) удаляются. Эти соединения могут придать смазочному маслу цвет и химическую нестабильность. Некоторые оставшиеся полиароматические молекулы также удаляются. Некоторые перерабатывающие заводы с небольшими капиталовложениями и перерабатывающими мощностями применяют на этом этапе обработку глиной. Однако современные заводы и заводы с более высокой мощностью переработки используют установки мягкой гидроочистки; это особенно важно, когда нефть, обработанная с более высоким содержанием загрязняющих веществ, в данном случае глинистый слой, очень быстро насыщается.

Парафин, удаленный из смазочных масел, обрабатывается для удаления избыточного масла в блоке, который называется блоком удаления парафина. На этом этапе технологический поток подвергают воздействию пониженных температур для удаления низкоразветвленного парафина, который имеет низкую температуру плавления. Как и в случае со смазочными маслами, следующий этап представляет собой завершающий процесс для удаления гетероатомов (N, S, O) и насыщения полиароматических соединений. В случае парафина, как правило, процесс гидроочистки применяется с достаточной жесткостью, чтобы насытить ароматические соединения, что может обеспечить достижение пищевого качества конечного продукта. Как упоминалось ранее, способ растворения позволяет производить смазочные масла группы I. Однако смазочные масла, используемые в тяжелых условиях работы (большой перепад температур), должны иметь более высокое содержание насыщенных соединений и более высокий индекс вязкости. В этом случае необходимо применить способ гидроочистки. Серьезным ограничением в производстве смазочных материалов с помощью растворителя является необходимость использования парафиновой сырой нефти, что, как правило, связано с более высокими затратами и снижает эксплуатационную гибкость нефтеперерабатывающих заводов, особенно в отношении поставок сырой нефти в случае геополитического кризиса.

Несмотря на важные стратегические вопросы, такие как цены на сырую нефть и поставки, смазочные масла группы I имеют тенденцию быстро терять рынок из-за их низкой эффективности по сравнению с остальными группами, особенно с учетом растущего технологического развития автомобильной промышленности. 3 Этот факт является одной из наиболее важных движущих сил для капитальных вложений, направленных на повышение мощности очистительного оборудования для производства высококачественных смазочных масел путем гидроочистки. Другим существенным фактором, негативно влияющим на конкурентоспособность нефтеперерабатывающих заводов, полагающихся исключительно на растворитель, является то, что смазочные масла групп I и II в последние годы утратили свои позиции на рынке, в основном в связи с технологическими требованиями новейших автомобильных двигателей. прогноз изменения доли рынка различных видов базовых масел на рынке.


Рисунок 3. Распределение рынка базовых масел. 5

Согласно данным, представленным на рис. 3, ожидается значительное снижение спроса на базовые масла группы I, что приведет к большим потерям в конкурентоспособности нефтепереработчиков, полагающихся на производство базовых масел исключительно сольвентными способами.

Путь гидроочистки

При производстве смазочного масла путем гидроочистки физические процессы заменяют каталитические процессы, в основном процессы гидрообработки. На рис. 4 показана блок-схема технологической последовательности производства базовых смазочных масел путем гидроочистки.


Рис. 4. Технологическая схема получения базовых смазочных масел путем гидроочистки.

В этом случае фракционирование на этапе вакуумной дистилляции более гибко, чем на пути с растворителем, поскольку потоки будут подвергаться крекингу в установке гидрокрекинга, поэтому необходим еще один этап дистилляции.

После стадий вакуумной перегонки и пропановой деасфальтизации технологические потоки направляются на установку гидроочистки. Этот этап направлен на насыщение полиароматических соединений и удаление загрязняющих примесей, таких как сера и, прежде всего, азот, который является сильным дезактивирующим агентом для катализатора гидрокрекинга. 4

На стадии гидрокрекинга сырьевой поток подвергается крекингу в контролируемых условиях, и происходят химические реакции, такие как дегидроциклизация и насыщение ароматическими соединениями, что придает технологическому потоку адекватные характеристики для их применения в качестве смазочных материалов.

Следующая стадия, гидроизомеризация, направлена ​​на ускорение изомеризации линейного парафина (что может снизить индекс вязкости) путем получения разветвленного парафина.

После гидроизомеризации технологический поток перекачивается на установки гидроочистки для насыщения оставшихся полиароматических соединений и удаления гетероатомов. На этапе гидроочистки содержание воды в смазочном масле контролируется, чтобы избежать помутнения конечного продукта.

При сравнении маршрутов производства смазочных материалов можно заметить, что маршрут гидроочистки обеспечивает большую гибкость в отношении перерабатываемой нефти. Как упоминалось ранее, так как растворитель использует в основном физические процессы, необходимо выбирать для переработки сырую нефть с более высоким содержанием парафина и низким содержанием загрязняющих веществ (в основном азота). Другим недостатком сольвентного маршрута является применение растворителей, которые могут нанести ущерб окружающей среде и требуют особых требований безопасности во время обработки. Производство потоков с низкой добавленной стоимостью, таких как ароматический экстракт, является еще одним недостатком.

Бразильский рынок смазочных материалов

Парафиновые масла на внутреннем рынке Бразилии снабжаются нефтеперерабатывающими заводами, применяющими сольвентный способ с этапом гидроочистки для производства смазочных масел и парафинов для различных потребителей, в том числе для пищевой и косметической промышленности. Производство смазочных материалов в стране в 2019 году составило 3,5 млн баррелей. Кроме того, внутренний рынок также снабжается некоторыми импортерами. По данным Бразильского нефтяного агентства (ANP), внутреннее потребление смазочных масел в 2019 году достигло 7,7 млн ​​баррелей.. На рис. 5 представлена ​​структура бразильского рынка смазочных масел в 2019 г.


Рис. 5. Баланс бразильского рынка смазочных масел в 2019 г. (по данным ANP).

В случае Бразилии значительная часть рынка приходится на переработанное смазочное масло. Переработка или повторная очистка отработанного смазочного масла выполняет двойную роль: устранение опасных остатков и снижение необходимости извлечения большего количества нефти для производства базовых смазочных масел. Промышленные процессы, применяемые для регенерации отработанного смазочного масла, называются: кислотно-глинистый процесс (процесс Мейкена), процесс деасфальтизации с помощью пленочных испарителей и способ гидрообработки, который позволяет производить базовые масла более высокого качества (например, группы II и III). ). Некоторые исследователи посвятили свои усилия разработке новых технологий повторной очистки отработанных смазочных масел, и некоторые из этих технологий оказались многообещающими, например, ультрафильтрация в мембранах. Однако технология все еще находится на начальной стадии разработки.

По данным ANP, в Бразилии около 40% потребляемого смазочного масла восстанавливается и направляется на переработку на перерабатывающих заводах. Несмотря на эти важные данные, бразильское производство смазочных масел сосредоточено на маслах группы I и II.

Заключение

Как уже говорилось, несмотря на высокие капиталовложения в установки гидроочистки, более высокая добавленная стоимость смазочных материалов групп II и III и растущий рынок могут оправдать инвестиции, особенно с учетом тенденции сокращения транспортных топлив. спрос на глобальном уровне в среднесрочной перспективе. Это побудило нефтепереработчиков искать способы обеспечения доли рынка и доходов в перерабатывающей промышленности за счет максимизации производных с высокой добавленной стоимостью на растущих рынках нефтехимии и смазочных масел. Ожидается, что в связи с ускоренным развитием технологий, особенно на автомобильном рынке, смазочные масла группы I потеряют свою долю на рынке в ближайшие годы. Это побуждает переработчиков искать капиталовложения для поддержания своей конкурентоспособности на рынке смазочных материалов. Другим побочным эффектом для производителей смазочных материалов, использующих платежеспособные маршруты, является увеличение импорта для снабжения внутреннего рынка, что приводит к внешней зависимости важнейших производственных ресурсов, а также к негативным последствиям для платежного баланса.

Ссылки

  1. BAU, A., BRUNI, G., HUSSIN, L., KIEWELL, D, KOHLER, B. и VERITY, R., «Возможности роста производства смазочных материалов сохраняются, несмотря на переход на электромобили», McKinsey & Компания (7 декабря 2018 г.).
  2. ГЭРИ, Дж. Х.; HANDWERK, GE, «Нефтепереработка – технология и экономика», издание 4 th , Марсель Деккер, (2001).
  3. «Отчет об анализе размера рынка смазочных материалов, доли и тенденций по продуктам (промышленные, автомобильные, морские, аэрокосмические), по регионам и прогнозу по сегментам, 2019 г.- 2025’, Gran View Research, (2019).
  4. РОБИНСОН, П.Р.; HSU, CS, «Справочник по нефтяным технологиям», издание 1 st , Springer, (2017).
  5. STATISTA, https://www.statista.com/statistics/547119/projected-base-oil-demand-worldwide-distribution-by-type/

Автор: доктор Марсио Вагнер да Силва, Petrobras, Бразилия.

Прочтите статью в Интернете по адресу: https://www.