Принцип работы ретардер: Ретардер – что это такое? Retarder
Ретардер – что это такое? Retarder
Ретардер. Что это такое, далеко не всем понятно только из названия. В переводе с английского этот термин буквально означает “замедлитель”. Его применяют в различных областях науки и промышленности к устройствам, агрегатам или веществам, тормозящим динамику протекания какого-либо процесса. Применительно к сфере машиностроения ретардером называют устройство, которое устанавливается на транспортных средствах с целью замедления скорости их движения без участия или с частичным использованием основных тормозных систем.
Где пригодится замедлитель?
Потребность в использовании замедлителей обусловлена тем, что в условиях длительных нагрузок на основную тормозную систему надежность и эффективность последней значительно снижаются, что оказывает негативное влияние на безопасность. Как правило, это касается тяжелых грузовиков и автопоездов, которые движутся в условиях постоянных подъемов и спусков по горным дорогам.
Рассмотрим реальную ситуацию, которая помогает понять, для чего нужен ретардер. Двигаясь вниз по склону, водителю приходится постоянно притормаживать для поддержания постоянной скорости. Такая продолжительная нагрузка на фрикционную тормозную систему приводит к ее перегреву и преждевременному износу. В первом случае тратится драгоценное время рейса на то, чтобы дать остыть тормозным механизмам, во втором – увеличивается затратная часть на ремонт и техническое обслуживание автомобиля.
На необходимость поиска дополнительного источника замедления также повлиял тот факт, что с каждым годом грузоподъемность и скорость грузовых автомобилей увеличивались. К примеру, для остановки автопоезда со скорости 80 км/ч потребуется в 4 раза большее тормозное усилие, чем для его же остановки с 40 км/ч. Трудно не согласиться, что, имея в распоряжении и зная, как пользоваться ретардером, водитель чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее.
Из истории ретардера
Наиболее значимым представителем в истории изобретения ретардера является немецкая компания Voith. Попытки применить идею замедлителя предпринимались компанией еще со второй четверти прошлого столетия, а свой первый заказ на разработку она получила в конце 50-х от крупного производителя железнодорожных локомотивов. После успешного завершения проекта в 1961 г. Voith создает отдельное свое подразделение, которое и по сей день специализируется исключительно на выпуске ретардеров.
Семь лет спустя Voith разрабатывает по заказу основателя компании Setra первые замедлители для колесных транспортных средств. Таким образом Setra стремилась существенно повысить уровень безопасности перевозки пассажиров своими автобусами. Новая разработка от Voith оправдала ожидания и начала завоевывать популярность среди прочих автопроизводителей. Уже к концу прошлого века водители большегрузных транспортных средств имели не только общее представление о том, что такое ретардер на грузовиках и автобусах, а еще и активно использовали агрегат в своей повседневной работе.
Многообразие замедлителей
К замедлителям можно отнести и торможение двигателем, и горный тормоз. Однако термин “ретардер” применяется чаще к отдельным агрегатам, которые устанавливаются на ведущие валы двигателя или трансмиссии. Различают несколько типов ретардеров. В зависимости от места установки они делятся на первичные и вторичные. Первичные расположены до КПП, а вторичные – после. У первичных ретардеров присутствует один существенный недостаток. В момент переключения передачи он не взаимодействует с трансмиссией, и тормозное усилие на колесах исчезает. По принципу работы ретардеры делятся на гидродинамические и электродинамические.
Гидродинамические ретардеры
Чаще других на большегрузных транспортных средствах можно встретить гидродинамический ретардер. Что это такое и как он работает, проще будет проще уяснить тем, кто знаком с устройством АКПП. В основе работы гидродинамического ретардера лежит принцип гидромуфты. Конструктивно агрегат состоит из двух колес с гребными лопастями, расположенными в общем корпусе друг перед другом. Одно из колес жестко закреплено внутри, а второе, которое сопряжено с валом транспортного средства, имеет возможность вращаться.
В момент включения ретардера пространство между лопастями заполняется жидкостью. Центробежная сила, возникающая при вращении ротора, стремится вытеснить ее наружу, в то время как крыльчатка статора препятствует этому процессу и оказывает ответное замедляющее воздействие. В выключенном состоянии, когда жидкости в корпусе замедлителя нет, лопасти вращаются свободно и практически не взаимодействуют.
В большинстве случаев в качестве рабочей жидкости используют масло. В некоторых агрегатах снабжение маслом является автономным, а в некоторых – сопряжено с системой смазки трансмиссии. В процессе работы ретардера выделяется значительное количество тепла. Согласно закону сохранения энергии, тяговый момент, который поглощает тормоз-замедлитель, преобразуется в тепло, что повышает температуру рабочей жидкости. Поэтому для эффективного теплообмена ретардер подключают к контуру основной системы охлаждения двигателя.
Электродинамический ретардер. Что это такое?
По схожему принципу работает и электродинамический ретардер. Что это такое и каким образом он справляется со своей задачей, можно понять, обратившись к законам электродинамики. В устройстве также есть ротор и статор, а тормозной момент создается в результате их взаимодействия. Вот только роль жидкости в электродинамических замедлителях играет магнитное поле. После включения ретардера ток от аккумулятора поступает на электрические обмотки статора, образуя магнитное поле, в котором вращается ротор. Возникающие вихревые токи создают поля, противоположные тем, что генерирует статор, и ротор приобретает замедляющий момент.
Как и в гидродинамических замедлителях, в процессе работы выделяется значительное количество тепла. Перегрев в подобных агрегатах приводит к снижению эффективности и полному выходу его из строя. Использование жидкостного охлаждения в электродинамических ретардерах по очевидным причинам является затруднительным. Поэтому конструкция устройства включает ряд элементов, выполняющих функцию защиты от перегрева. На колесе ротора расположены лопасти, которые при вращении создают воздушный поток, рассеивающий выделяемое тепло. Также электродинамические ретардеры снабжены системой ограничения подачи тока в случае перегрева.
Интардер и акватардер
Перечисленные выше разновидности замедлителей являются базовыми. На их основе конструкторы создают новые типы ретардеров, которые скорее можно назвать усовершенствованными классическими моделями. Компания ZF, лидер европейского рынка производства деталей и частей трансмиссий, к примеру, встроила тормоз-замедлитель внутрь КПП и назвала этот узел интардером.
Немецкий Voith, в свою очередь, экспериментирует с расположением ретардера на транспортном средстве и составом рабочей жидкости. Одна из разработок – акватардер – замедлитель, который устанавливается в передней части двигателя и использует тосол в качестве рабочей жидкости. Такой ретардер, принцип работы которого не отличается от любого другого гидродинамического устройства, уже не нуждается в принудительном охлаждении, что заметно упрощает его конструкцию и уменьшает снаряженную массу.
Тормоз-замедлитель автомобиля – ретардер.
В качестве вспомогательной тормозной системы автомобиля могут использоваться тормоза-замедлители различной конструкции и принципа действия. Тормоз-замедлитель – устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без использования рабочей тормозной системы.
Применение тормозов-замедлителей позволяет предотвратить перегрузку рабочей тормозной системы и ее перегрев из-за длительной интенсивной работы при движении на продолжительном спуске. В такой ситуации водителю приходится постоянно притормаживать, поскольку автомобиль стремится разогнаться под уклон, и его надо удерживать тормозами.
Продолжительная нагрузка на фрикционную тормозную систему приводит к ее перегреву и преждевременному износу. На практике при продолжительных спусках водителям приходится периодически останавливать автомобиль и выжидать, пока остынут тормозные механизмы. А если автомобиль часто эксплуатируется в гористой местности, то затраты на ремонт и обслуживание тормозов резко возрастают. По этим причинам в качестве вспомогательной тормозной системы используются тормоза-замедлители.
Слово «замедлитель» в переводе на английский язык означает «retarder», поэтому тормоза-замедлители иногда называют ретардерами.
Однако термин «ретардер» чаще применяется к специальным устройствам, которые устанавливаются на ведущие валы двигателя или трансмиссии с целью замедлять движение автомобиля при необходимости. Тормоза-замедлители, использующие тормозные свойства двигателя в компрессорном режиме, чаще называют просто вспомогательным тормозом, или горным тормозом.
В качестве тормозов-замедлителей на автотранспортных средствах обычно используются гидравлические, электрические, компрессорные и аэродинамические тормозные механизмы.
Кроме того, существуют тормоза-замедлители, способные к рекуперации (накоплению) энергии при торможении с дальнейшим возвращением её при разгоне. К таковым, например, можно отнести инерционные замедлители с массивными маховиками. При затормаживании автомобиля энергия его движения посредством специальных устройств передается маховику, который при этом раскручивается. В дальнейшем энергия вращающегося маховика может быть использована для разгона автомобиля без существенных затрат топлива.
Простейшим примером использование тормоза-замедлителя является торможение двигателем – в этом случае прекращают (или уменьшают) подачу топлива в цилиндры, переводя двигатель в компрессорный режим работы. В результате двигатель начинает противодействовать движению, замедляя автомобиль.
Если ретардер объединен с коробкой передач, его обычно называют «интардером», т. е. интегрированным в КПП.
***
Гидравлический тормоз-замедлитель
Гидравлический (гидродинамический) тормоз-замедлитель конструктивно представляет собой гидромуфту, одно из колес которой закреплено неподвижно, а другое установлено на валу трансмиссии (за коробкой передач) и вращается вместе с валом. При включении ретардера его корпус и пространство между лопастями колес заполняется жидкостью.
Центробежная сила, возникающая при вращении ротора, стремится вытеснить жидкость к внешней части корпуса, в то время как крыльчатка статора препятствует этому, изменяя направление потока жидкости таким образом, что она, воздействуя на лопасти ротора, оказывает замедляющее действие и притормаживает его. В выключенном состоянии, когда жидкости в корпусе замедлителя нет, лопасти вращаются свободно и практически не взаимодействуют.
Гидравлические тормоза-замедлители имеют большую массу и малоэффективны при небольших скоростях движения автомобиля.
При работе гидравлического тормоза-замедлителя масло может сильно нагреваться, поэтому для его охлаждения используют специальные устройства. Одна из разновидностей гидравлического ретардера, называемая «акватардер», устанавливается в передней части двигателя и в качестве рабочей жидкости использует жидкость из системы охлаждения двигателя.
***
Электрический тормоз-замедлитель
Электрический (электродинамический) тормоз-замедлитель обычно располагают за коробкой передач. Он представляет собой массивный стальной диск (ротор), закрепленный на валу трансмиссии и вращающийся с валом относительно неподвижных электромагнитов, образующих статор.
Торможение автомобиля происходит за счет работы, которая затрачивается на преодоление магнитного взаимодействия между вращающимся диском и электромагнитами.
После включения ретардера ток от аккумулятора поступает на электрические обмотки статора, создавая магнитное поле, в котором вращается ротор. Возникающие вихревые токи создают поля, противоположные тем, что генерирует статор, препятствуя вращению ротора.
Электрические тормоза-замедлители высокоэффективны и обеспечивают плавность торможения автомобиля. Однако они имеют большую массу, дорогие в изготовлении и расходуют дополнительную энергию аккумуляторных батарей.
Как и в гидродинамических ретардерах, в процессе работы электродинамических замедлителей выделяется значительное количество тепла, поэтому их приходится охлаждать воздушным потоком, создаваемый специальной крыльчаткой. Кроме того, электродинамические ретардеры снабжены системой ограничения подачи тока в случае перегрева.
***
Компрессорный тормоз-замедлитель
Компрессорный тормоз-замедлитель представляет собой моторный тормоз, использующий противодавление на выпуске при работе двигателя на компрессорном режиме. Механизм моторного тормоза устанавливают в приемной трубе глушителя. В корпусе механизма на валу закреплены заслонка и приводной рычаг. Для создания противодавления при торможении автомобиля приемная труба глушителя перекрывается заслонкой.
***
Тормоза-замедлители обычно используются в сочетании с основными тормозными системами автомобиля (рабочей, запасной, а иногда и в сочетании со стояночной тормозной системой). Особенно это относится к компрессорным замедлителям, которые не в состоянии поддерживать скорость автотранспортного средства постоянной – при длительном спуске она будет постепенно нарастать. Поэтому водителю периодически приходится притормаживать посредством основной системы торможения.
***
Рабочая тормозная система
Главная страница
- Страничка абитуриента
Дистанционное образование
- Группа ТО-81
- Группа М-81
- Группа ТО-71
Специальности
- Ветеринария
- Механизация сельского хозяйства
- Коммерция
- Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Учебные дисциплины
- Инженерная графика
- МДК.
01.01. «Устройство автомобилей»
- Карта раздела
- Общее устройство автомобиля
- Автомобильный двигатель
- Трансмиссия автомобиля
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Подвеска
- Колеса
- Кузов
- Электрооборудование автомобиля
- Основы теории автомобиля
- Основы технической диагностики
- Основы гидравлики и теплотехники
- Метрология и стандартизация
- Сельскохозяйственные машины
- Основы агрономии
- Перевозка опасных грузов
- Материаловедение
- Менеджмент
- Техническая механика
- Советы дипломнику
Олимпиады и тесты
- «Инженерная графика»
- «Техническая механика»
- «Двигатель и его системы»
- «Шасси автомобиля»
- «Электрооборудование автомобиля»
Ретардеры Telma – Army Technology
ЧТО ТАКОЕ РЕТАРДЕР?
Ретардер — это активируемая водителем вспомогательная тормозная система, которая работает независимо от рабочих тормозов, двигателя и коробки передач. Он применяет тормозящую силу через ведущие колеса и рассчитан на непрерывную работу без потери эффективности. В большинстве европейских стран ретардеры являются обязательным оборудованием для автобусов, междугородных и некоторых большегрузных транспортных средств, поскольку они значительно повышают безопасность этих транспортных средств.
ЧТО ТАКОЕ ЗАМЕДЛИТЕЛЬ TELMA?
Электромагнитный замедлитель TELMA представляет собой сборку электромагнитных катушек, которые при активации электрическим током создают вихревые токи (Фуко) между двумя роторами и статором и замедляют движение ротора. Установленный в трансмиссии автомобиля ретардер Telma воздействует непосредственно на ведущие колеса и снижает скорость автомобиля. Энергия, создаваемая при работе ретардера Telma, преобразуется в тепло. Однако при правильном применении это повышение температуры будет рассеиваться через эффективные радиаторы на замедлителе, и потери эффективности не произойдет.
Замедлитель можно активировать с помощью переключателей, установленных на акселераторе и сцеплении, а также с помощью ручного рычага, установленного на рулевой колонке или приборной панели. Ретардеры Telma не имеют трения и практически не требуют технического обслуживания.
ПРЕИМУЩЕСТВА РЕТАРДЕРОВ TELMA
Безопасность
Электромагнитная технология гарантирует непревзойденную мгновенную доступность и полную тормозную мощность, обеспечиваемую ретардером Telma, независимо от скорости автомобиля. Замедлители Telma остаются эффективными даже после остановки двигателя или когда коробка передач находится в нейтральном положении.
Поскольку они рассеивают энергию, вырабатываемую при торможении, непосредственно в атмосферу без использования системы жидкостного охлаждения двигателя, ретардеры Telma эффективны в любых ситуациях, тем самым гарантируя, что автомобиль всегда будет двигаться с желаемой водителем скоростью.
Таким образом, исключаются риски, связанные с перегревом рабочей тормозной системы, и в аварийной ситуации система остается полностью работоспособной.
Comfort
Полное отсутствие трения делает ретардеры Telma абсолютно бесшумными в любых условиях эксплуатации. Электромагнитная технология гарантирует мгновенную реакцию ретардеров Telma на запросы водителя, что обеспечивает беспрецедентный опыт вождения. Простота использования, гибкость и прогрессивный характер ретардеров Telma гарантируют исключительный комфорт для водителя и пассажиров.
Экономия
Исключительная реактивность ретардеров Telma предотвращает чрезмерный расход топлива при быстрых переключениях между фазами замедления и ускорения. Ретардеры Telma никогда не идут против двигателя: они могут мгновенно прекратить создание тормозного момента по требованию водителя.
Признанное качество, надежность и долговечность ретардеров Telma делают их выгодным вложением, которое быстро окупается, а за счет увеличения тормозной способности транспортного средства они увеличивают среднюю эксплуатационную скорость.
Экологичность
Замедлители Telma соответствуют требованиям европейской директивы ROHS (2002/95/CE), ограничивающей использование некоторых опасных веществ при изготовлении электрического оборудования.
Полное отсутствие трения делает замедлители Telma абсолютно бесшумными при любых условиях использования, а также гарантирует отсутствие выбросов твердых частиц или любых других загрязняющих веществ в окружающую среду. Вклад ретардеров Telma в снижение энергопотребления оборудованных транспортных средств активно способствует сокращению выбросов парниковых газов.
Поскольку замедлители Telma соответствуют требованиям европейской директивы 2004/108/EC по электромагнитной совместимости (ЭМС), они не представляют электромагнитной несовместимости с окружающей средой. Ретардеры Telma не требуют технического обслуживания и замены жидкости или изнашиваемых деталей.
ПРИМЕНЕНИЕ
Ретардеры Telma обычно используются в следующих типах транспортных средств:
Мусоровозы
Горнодобывающие машины
Большегрузные автомобили
Автокраны
Туристические автобусы
Бензовозы
Цементовозы
Скотовозы
Транспортировка наличных
Машины скорой помощи
Грузовые автомобили
Лучшее торможение с ретардером Voith для грузовых автомобилей.

Лучшее торможение – с ретардерами Voith для коммерческого транспорта
С ретардерами Voith до 90 процентов всех операций торможения могут выполняться без износа. Это означает значительное повышение безопасности. Ретардеры защищают рабочие тормоза, снижая тем самым расходы на запасные части и техническое обслуживание. При этом увеличиваются транспортные возможности за счет более высоких средних скоростей.
Высокая эффективность торможения необходима, когда нужно остановить грузовик весом в несколько тонн. Классические фрикционные тормоза могут нагреваться до 1000 градусов в сложных условиях, таких как адаптивное торможение на шоссе или на длинных спусках. Это приводит к быстрому снижению эффективности торможения. Ретардеры Voith предлагают решение: постоянная гидродинамическая тормозная система обеспечивает надежное торможение без износа. Это защищает рабочие тормоза и обеспечивает их постоянную готовность. Неудивительно, что износостойкие тормоза в автобусах и грузовиках являются законодательными требованиями по всей Европе.
Свяжитесь с нашими экспертами
Ретардеры Voith – преимущества с первого взгляда
- Повышенная безопасность во всем диапазоне скоростей, обеспечиваемая высокой эффективностью торможения ретардера и холодными рабочими тормозами
- Круиз-контроль на спуске — с помощью функции v-constant ретардер поддерживает постоянную скорость движения на спусках
- Снижение эксплуатационных расходов — значительно более длительные периоды без использования рабочих тормозов приводят к меньшему количеству посещений ремонтной мастерской и снижению затрат на техническое обслуживание
- Небольшой вес – ретардеры Voith легкие, что позволяет оптимально использовать пределы нагрузки
- Более высокие транспортные возможности – благодаря более высоким и более равномерным средним скоростям
- Низкий расход – более равномерная скорость и активный стиль вождения позволяют экономить топливо
- Не загрязняет окружающую среду – до 80 % меньше выбросов тормозной пыли
Отличительные особенности продукта: Муфта с турбозамедлителем VIAB
Пуск и торможение без износа — с муфтой с турбозамедлителем VIAB
Чем тяжелее грузовик и неровнее рельеф, тем больше нагрузка на сцепление и тормоза. Решение: с помощью неизнашиваемой встроенной системы ускорения и торможения VIAB даже большегрузные грузовики могут мощно трогаться с места, маневрировать с точностью до миллиметра и безопасно тормозить — неоднократно и без износа. Это приводит к значительно более длительному периоду бездействия фрикционной муфты и рабочих тормозов, что обеспечивает большую безопасность и комфорт при езде. Безызносный пуск и торможение – два в одном.
Муфта турборетардера VIAB – преимущества с первого взгляда
- Высокий уровень комфорта благодаря чувствительному гидродинамическому троганию с места и маневрированию – даже при большом общем весе
- Максимальная тяговая мощность во всем диапазоне скоростей
- Полный крутящий момент двигателя на низких скоростях до предела тяги
- Стабильная температура даже в условиях высокой нагрузки по сравнению с обычными гидротрансформаторами
- Встроенный мощный первичный тормоз-замедлитель обеспечивает максимальную эффективность торможения даже при низкой скорости движения
- Работа ретардера даже на задней передаче
Легкая транспортировка тяжелых грузов
Статор, перевезенный для нас на большегрузном грузовике через Германию с нашего завода в Хайденхайме на гидроэлектростанцию в Тёгинг-ам-Инн, имел гигантскую ширину 8,2 метра и весил 105 метрических тонн. Благодаря сцеплению Turbo Retarder Clutch VIAB водитель транспортной компании TSB мог уверенно трогаться с места, маневрировать с точностью до миллиметра и всегда безопасно тормозить.
Читать далее
Ассортимент ретардеров Voith – правильное решение для каждого автомобиля
Совместно с производителями автомобилей, такими как Mercedes-Benz, Volvo, Renault, MAN и многими другими, мы разрабатываем индивидуальные решения для ретардеров.
Гидрозамедлители
Акватардер Voith обеспечивает торможение с использованием охлаждающей жидкости двигателя. Это означает, что нет дополнительной рабочей среды, дополнительной замены масла и регулировочных работ. Вторичный гидрозамедлитель Voith был удостоен Европейской транспортной премии за устойчивое развитие и награды ECW Innovation Label Award за инновационный, энергосберегающий и не загрязняющий окружающую среду подход.
Маслозамедлители
При использовании подачи масла, независимой от трансмиссионной жидкости, масло в маслозамедлителях Voith может выдерживать максимально допустимые рабочие температуры. Энергия торможения передается через теплообменник в контур охлаждения автомобиля, где эффективно рассеивается.
Гидродинамическое торможение – устройство и работа замедлителя
Принцип работы ретардера VoithГидродинамическое торможение – устройство и работа замедлителя
- Гидродинамика делает возможным торможение без износа.
- Величина тормозного момента зависит от уровня заполнения и скорости.
- Ретардер идеально интегрирован в систему управления торможением автомобиля.
- Энергия торможения преобразуется в тепло и рассеивается через систему охлаждения автомобиля.
Торможение без износа – как работает ретардер
В гидродинамическом тормозе-замедлителе два рабочих колеса обращены друг к другу. Ротор соединен с карданным валом автомобиля посредством вала привода ретардера; и статор к стационарному корпусу замедлителя. Во время торможения между рабочими колесами находится масло. Масло ускоряется ротором и тормозится статором. В результате ротор также затормаживается, тормозя транспортное средство. Возникающее в результате торможения тепло быстро и эффективно рассеивается системой охлаждения автомобиля, не оказывая отрицательного воздействия на окружающие компоненты.
Интерактивная флеш-анимация для скачивания
Первичные и вторичные замедлители – разные монтажные положения в трансмиссии
Рядные и автономные ретардеры – вопрос трансмиссии
Встроенный ретардер
Вторичные замедлители можно разделить на встроенные и автономные замедлители. Ретардеры могут быть прикреплены к коробке передач или установлены в трансмиссии. Они напрямую связаны с карданным валом автомобиля.
Автономный замедлитель
Автономные ретардеры соединены с карданным валом посредством встроенной в коробку передач высшей передачи. Из-за передаточного отношения автономные ретардеры легче и имеют более компактную конструкцию, чем встроенные ретардеры, обеспечивая при этом такие же характеристики торможения.
У вас есть вопросы о ретардерах Voith или муфте турборетардера VIAB?
Мы здесь, чтобы помочь!
Контакт
Свяжитесь с нашими экспертами
обслуживание
Свяжитесь с нашими экспертами
Техническая поддержка
Свяжитесь с нашими экспертами
Заказ запасных частей
Свяжитесь с нашими экспертами
Дополнительная информация о замедлителях Voith
Ретардер Voith в сравнительном тесте
Сравнение торможения грузовика Renault Range T с ретардером и без него (на английском языке)Наш сервис — часть вашего бизнеса
Когда ваш грузовик в надежных руках
Будь то техническое обслуживание или ремонт, поиск и устранение неисправностей или функциональное тестирование отдельных компонентов: наши специалисты позаботятся о том, чтобы вы оставались в дороге.
Добавить комментарий