Почему масло в гидравлике белое: Пенится масло в гидросистеме КМУ: причины и способы устранения
Особенности подбора гидравлического масла | Нектон Сиа
Особенности подбора гидравлического масла
15.10.2013
Масло для гидравлики крайне не рекомендуется на весь год.
Главным образом, данный совет относится к технике б/у, так как насосы в них изношены часто довольно сильно, вследствие чего возникают довольно большие засоры между основными трущимися деталями агрегата. Если при этом использовать гидравлическое масло зимнего варианта, то при нагреве у него сильно снижается вязкость, по этой причине, производительность сильно снижается. Снижается и КПД самого насоса, и давление во всей системе, ведь гидравлическое масло, перекачиваемое насосом, проливается в зазоры между корпусом самого агрегата и его плунжером. Если же зимой залить в насос летнее масло, то чаще всего такая практика приводит к его масляному голоданию, насос просто не может прокачать масло с такой высокой вязкостью. Особенно с такой ситуацией сталкиваются владельцы техники с мощными агрегатами, такой как экскаваторы, автокраны и т. д.
Некоторые подливают в гидравлическое масло небольшое количество дизельного топлива, чтобы снизить его вязкость. Часто это приводит к очень серьезным последствиям для техники. Даже несмотря на то, что в большинстве масел содержатся присадки, предохраняющие его от вспенивания, в масле все равно появляются пузырьки воздуха, а при очень интенсивной работе гидравлическое масло вскипает. При прохождении масла через гидронасосы оно резко сжимается, вследствие чего воспламеняется топливо, содержащееся в гидравлическом масле, и это разрушает цилиндры.
Кстати, специалисты, что занимаются ремонтом подобной техники, очень часто сталкиваются с разрушением цилиндров вследствие их оплавления, а причина всему – содержание солярки в масле.
Как заменить гидравлическое масло
Каждый производитель техники дает свою инструкцию по замене масла, но, к сожалению, наши люди не очень любят читать всякие там инструкции, полагаясь исключительно на свой опыт, и это крайне неправильно, так как очень важно знать особенности этого процесса.
Итак, напомним вам основы замены. Масло должно всегда храниться в плотно закрытой канистре без доступа кислорода. Перед тем как заменить масло, нужно не только слить старую жидкость, но и удалить из бака отложения примеси, что там скопились за это время. Следует отметить, что хранить и заливать гидравлическое масло нужно исключительно из чистых емкостей.
Гидросистемы нужно не заливать маслом, а заправлять их через насос, так, будет куда меньше вероятность, что с поверхности контейнера с маслом могут попасть грязь. Пропускать гидравлическое масло нужно только через фильтр, даже жидкости с завода часто могут не удовлетворять требованиям к чистоте. Если у масла произошел контакт с воздухом, то вы можете хранить его не больше двух лет.
Бывает, что пришлось слить из гидросистемы масло, тогда следует проверить его на показатели, важные для него. Делается это в том случае, если масло еще не выработало своего срока, но и в его пригодности нельзя быть полностью уверенным. Особенно такая процедура будет оправдана для крупных агрегатов с большим объемом гидравлического масла.
По статистике, более 2/3 поломок гидравлической системы связано с появлением в масле примесей, вследствие чего в масле появляются частицы, которые забивают всю систему. В результате этого техника просто ломается. Любой специалист может уверенно сказать, что, для того чтобы техника работала долго и без сбоев, важна чистота гидравлического масла.
Но не только важна чистота самого масла, важно еще произвести правильно выбор и заправить систему, об этом и расскажем в нашей статье.
Правила выбора гидравлического масла
При выборе масла очень важно знать, какая будет температура окружающей среды, где будет работать ваша техника. В зависимости от этого выбирают летнее или зимнее масло.
Вторым показателем является вязкость гидравлического масла, которая зависит от рабочего диапазона температуры работы в системе. Второй же показатель вы можете найти в инструкции по эксплуатации вашей техники.
Есть мнение, что вязкость гидравлического масла зависит от типа насоса, но это не больше, чем распространенное заблуждение. На самом же деле, жидкость должна обладать вязкостью для протекания через самые узкие места каналов агрегата. Поэтому вязкость гидравлического масла должна быть такой, чтобы с определенной скоростью протекать через эти каналы, или возможно не совсем корректная работа системы. По этой же причине даже машины с одинаковыми агрегатами могут иметь совершенно разные требования к вязкости масла.
Например, в эскалаторах сегодня используются чаще всего клапаны пропорционального строения с довольно малым сечением. Вся система очень сложна, она имеет элементы электронного управления. Неправильно подобранное гидравлическое масло может стать причиной снижения силы работы машины и скорости ее работы.
Тип рекомендуемого гидравлического масла чаще всего указываются на табличке в кабине, но чаще всего, эту информацию можно увидеть рядом с заливной горловиной на баке.
Сегодня чаще всего рекомендуют гидравлическое масло категории HVLP для дорогой техники, или техники импортного производства. Масла этой категории имеют пакет специализированных присадок, которые помогают улучшить показатели работы масла, в том числе такая жидкость может улучшить работу техники в сложных погодных условиях, особенно во время суровых сибирских морозов. Масла этой категории работают при температуре от – 30 до 60 градусов. Кроме этого, большой пакет присадок в этих маслах улучшают их основные свойства, а именно антикоррозийные, деэмульгирующие, антиокислительные, депрессионные и противоизносные свойства.
Выбор нужно основывать:
· На температуре окружающей среды, при которой будет работать техника;
· На рекомендуемой вязкости масла.
О воде в масле и о том, как от нее избавиться – Основные средства
Как сделать масло «масляным»?
Мы уже не раз публиковали материалы по различным вопросам, относящимся к использованию и свойствам смазочных материалов для тяжелой специальной техники. Начиная с данного номера журнала редакция «ОС» планирует предложить вниманию читателей новую серию статей «Смазочные материалы: полезные сведения и рекомендации». Открывает серию публикация по одной из важнейших проблем – удаление воды из масла.
Вода, вода, кругом вода… Так поется в одной старой песне. Вода в природе присутствует повсюду, окружает нас со всех сторон. И если только вы не живете в мертвой, выжженной солнцем пустыне, это неоспоримый факт жизни.
Вода в смазочных, трансмиссионных и гидравлических маслах неблагоприятно влияет на их рабочие характеристики и поэтому считается загрязнением. Поговорим о проблеме очистки масел от попавшей в них воды.
Причины попадания воды в масло и меры по его предотвращению
Воду в масле часто называют подлинным бедствием для машин и механизмов. Как известно, попавшая в масло вода может находиться в различных состояниях: свободном, эмульгированном или растворенном. Даже в свежем масле всегда присутствует некоторое количество воды в растворенном состоянии.
Если обнаружилось загрязнение масла водой, прежде всего следует постараться выяснить, как она попадает в картер двигателя или трансмиссии, и устранить причину загрязнения.
Мероприятия по предотвращению попадания воды в масло следует начинать еще на складе нефтепродуктов. Бочки и цистерны для масел должны быть защищены от неблагоприятных воздействий окружающей среды, особенно в тех регионах, где высокая влажность воздуха. Даже в помещении емкости с маслом должны быть надежно укрыты от попадания струй воды при мойке помещения или, например, при проверке системы пожаротушения. Емкости с маслом не должны напрямую сообщаться с атмосферой: сапуны емкостей должны быть оснащены фильтрами – поглотителями влаги, особенно если масла хранятся в условиях повышенной влажности.
Для машин специалисты рекомендуют такие меры, как использование фильтров-осушителей воздуха в сапунах картеров, чтобы задерживать любые самые незначительные количества влаги, которая могла бы конденсироваться на внутренних поверхностях картера при понижении температуры.
Если вода попадает в масло из-за неисправности уплотнений валов, штоков и крышек, уплотнения следует заменить как можно быстрее. Следует обучать операторов и специалистов по сервису правильным приемам мойки машин: струя воды не должна быть чрезмерно мощной, необходимо следить, чтобы струи воды не попадали непосредственно на уплотнения валов, штоков, заправочные горловины и сапуны узлов машины.
Рекомендуется следить за состоянием масла в мерных стеклах – указателях уровня масла в картере и периодически проверять фильтры-отстойники, не забывать сливать отстой через сливные краны. Если сливного крана нет или он неисправен, рекомендуется отремонтировать или установить новый. Можно порекомендовать сливать отстой из картеров агрегатов машины регулярно, каждый день и записывать количество слитого отстоя. Агрегаты, из которых отстоя сливается больше всего, необходимо тщательно проверить и выяснить причину, заменить в них фильтры – осушители сапунов.
В картерах больших стационарных машин (например, дизель-генераторов) иногда рекомендуют поддерживать избыточное давление, чтобы исключить поступление воздуха (и влаги в нем) извне. Однако данную рекомендацию следует использовать осторожно: во-первых, может начать выдавливать масло наружу через уплотнения, а во-вторых, централизованная система подачи воздуха обходится недешево, и если в системе возникнет хотя бы небольшая утечка воздуха, расходы на эксплуатацию этой системы возрастут еще больше.
«Точка насыщения масла водой»
Вода практически всегда присутствует в масле просто потому, что масло соприкасается с атмосферным воздухом. Воду, растворенную в масле на молекулярном уровне, нельзя увидеть невооруженным глазом. Масло внешне может выглядеть совершенно чистым, прозрачным и красивым. Однако если содержание воды в масле близко к «точке насыщения» (т. е. содержание растворенной воды в масле близко к максимальному количеству, которое способно удержать масло), при понижении температуры растворенная вода может переходить в эмульгированное или свободное состояние и создавать молочно-белое помутнение в масле. Поскольку эмульгированная и свободная вода наносит более существенный вред, чем растворенная, то содержание воды всегда должно быть ниже предела насыщения. Однако и растворенная вода может причинить ущерб.
Значение «точки насыщения» зависит от типа и температуры масла, его срока службы и состава пакета присадок. Для каждого типа масла существует свой предел насыщения, при котором растворенная вода переходит в эмульгированное или свободное состояние. Эмульгированная или свободная вода также может переходить в растворенное состояние при повышении температуры масла.
Например, полигликолевые масла, которые составляют около одной трети всех синтетических масел и обозначаются по классификации DIN буквами PG. Полигликолевые масла используются в качестве моторных, авиационных и в других сферах. Полигликоли изготавливаются из смеси этилена и пропилена, обычно в соотношении 50:50 или 60:40. От этого соотношения зависит гигроскопичность и способность масла растворять воду. Если соотношение равно 1:1, масло может абсорбировать до 10% влаги при обычной температуре и относительной влажности 80%. Поэтому следует хорошо проанализировать все условия эксплуатации, прежде чем выбирать полигликолевое масло для использования в машине.
Чем выше температура масла, тем выше значение точки насыщения, и следовательно, больше воды может содержаться в масле в растворенном состоянии. Чем больше срок службы масла, тем большее количество воды можно в нем растворить. Это объясняется присутствием ионизированных продуктов окисления масла, которые действуют как «крючки», удерживающие молекулы воды в растворе. Масла с высоким содержанием присадок, такие, как моторные и трансмиссионные, имеют более высокую точку насыщения по сравнению с маслами, у которых содержание присадок невысокое (например, турбинные масла), поскольку присадки, многие из которых имеют ионизированные молекулы, также имеют свойство удерживать молекулы воды в растворенном состоянии в масле.
Вредное воздействие воды
Вода оказывает вредное влияние как на само масло, так и на машину. Вода способствует окислению базового масла, изменению его вязкости и пенообразованию (аэрации), что в свою очередь приводит к уменьшению прочности масляной пленки и ускорению износа трущихся деталей. Вода также может оказывать негативное воздействие на пакет присадок: вымывать некоторые присадки, неустойчивые к действию влаги, способствовать гидролизу (расщеплению) присадок, что приводит к образованию высококоррозионных кислот и истощению присадок. Вода является источником возникновения в масле таких загрязнений, как парафины, суспензии, углеродные и окисные нерастворимые загрязнения и даже микроорганизмы.
Вода нанесет серьезный ущерб любому узлу машины, в который попадет вместе с маслом. В двигателях внутреннего сгорания, которые работают на высоких скоростях и при высоких температурах, состояние масла следует контролировать очень тщательно. Вода усиливает процессы ржавления и коррозии, в результате водородной коррозии возникает вспучивание и охрупчивание стали, а также питтинг в результате паровой кавитации. Если же в масле содержатся кислоты, то при совместном воздействии воды с кислотами коррозионное воздействие на черные и цветные металлы усиливается.
Определение содержания воды в масле
Специалисты рекомендуют сокращать содержание воды в масле до самого низкого уровня, какого только можно достигнуть при разумных затратах, предпочтительно, чтобы содержание воды было ниже точки насыщения при рабочей температуре масла. Существует много способов и приборов для определения содержания воды в масле, а также рабочих характеристик масла. Характеристики понадобятся вам при определении пригодности масла для дальнейшего использования. Выбор метода зависит от того, содержание какой формы воды в масле нужно определить – только растворенной или воды во всех формах, т. е. кроме измерения содержания растворенной воды будет учтено и содержание несвязной воды.
Распространен метод инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (FTIR). Довольно точное определение содержания воды в масле обеспечивает титрование по методу Карла Фишера (ГОСТ Р 54284–2010; ASTM D6304). В практике используются еще простые методы, позволяющие предварительно оценить наличие воды в масле. Из наиболее широко используемых подобных методов можно назвать визуальный осмотр, «испытание на потрескивание» (ГОСТ 2477–2014) и метод виброцентрифуги (ГОСТ Р ИСО 3734–2009).
Проба на потрескивание заключается в нагревании испытуемого масла в стеклянной пробирке до заданной температуры. Имеющиеся в масле следы влаги переходят в парообразное состояние. При дальнейшем нагревании пузырьки пара, поднимаясь к поверхности масла, разрываются и потрескивают.
При использовании метода центрифугирования равные объемы масла и насыщенного водой толуола помещают в конусообразную пробирку для центрифугирования. После центрифугирования записывают объем высоковязкой воды и уровень осадка в нижней части пробирки.
Отметим, что применение метода центрифугирования для определения воды и осадка часто приводит к неправильным результатам, особенно когда для получения представительной пробы используют высокоскоростную мешалку. Настоящий метод не всегда дает удовлетворительные результаты, и количество определенной воды, как правило, ниже ее фактического содержания.
Более точными лабораторными методами определения содержания воды в масле являются метод дистилляции (ИСО 3733) и метод экстракции (ИСО 3735).
Технологии очистки масел от воды
Итак, как поступить, если в масло все же попала вода и просто утилизировать его нежелательно, чтобы не терять значительные средства. Перечислим ряд методов очистки масла от воды, их преимущества и недостатки.
Какая из технологий окажется наиболее эффективной в каждом данном конкретном случае, будет зависеть от того, какой процент содержания влаги в масле необходимо в итоге обеспечить, какой объем воды нужно удалить из масла и каков объем масла, каков тип базового масла (минеральное, синтетическое и т. д.) и какая производительность процесса очистки требуется. Как правило, чем больше воды попало в масло, тем сложнее будет ее удалить.
Отстаивание. Поскольку у воды удельный вес больше, чем у масла (за некоторыми исключениями), вода, присутствующая в масле в свободном состоянии («несвязная»), под действием силы тяжести стремится оседать на дно емкости, если ей дать достаточно времени и не взбалтывать. Увеличение температуры масла и использование резервуара-отстойника конусной формы помогают повысить эффективность метода разделения отстаиванием. Чтобы увеличить эффективность отстаивания загрязнений, необходимо понизить вязкость масла, поэтому иногда резервуары для отстаивания масел оборудуют подогревательными устройствами. Обычно применяют трубчатые, секционные или змеевиковые подогреватели, в которых теплоносителем служит водяной пар или горячая вода.
Будет ли оптимальным способ кратковременного подогрева масла, чтобы удалить из него воду и поддержать работоспособное состояние, остается пока вопросом, открытым для обсуждения. Но большинство специалистов сходятся во мнении, что позволить воде оставаться в масле намного более вредно для масла, чем его кратковременный нагрев. Поэтому выпускаются портативные системы удаления воды из масла с нагревательными элементами. В статичных системах, например в больших резервуарах, важно обеспечить плотность энергии таких нагревательных элементов ниже 0,775 Вт/cм2, чтобы свести к минимуму негативное тепловое воздействие на масло.
В некоторых случаях масло освобождается от примеси воды самостоятельно, потому что работает при повышенных температурах и вода из него испаряется. Масло в двигателе внутреннего сгорания демонстрирует наглядный пример такого самоочищения.
Недостаток метода с нагревом масла заключается в том, что нагрев необходимо тщательно контролировать, особенно это относится к минеральным маслам, чтобы избежать разрушения масла. Однако относительные затраты на очистку масла этим методом меньше, чем при использовании технологий центробежной и вакуумной сепарации (о них будет сказано ниже), поэтому данный метод может быть эффективным способом удаления воды из масла при определенных условиях.
Время, необходимое для отделения воды от масла, также зависит от состава пакета присадок, срока службы масла и типа базового масла. Например, для турбинного масла с небольшим содержанием присадок разделение способом отстаивания может быть оптимальным и позволит избавиться от большей части воды. Присутствие побочных продуктов окисления и арктических присадок, а также загрязнений уменьшает эффективность разделения масла и воды методом отстаивания. Некоторые масла обладают свойством удерживать воду в виде эмульсии и не давать ей отделяться – для таких масел способ отстаивания будет малоэффективным.
Иногда достаточно просто открыть сливной кран и слить отстоявшуюся воду и грязь из картера агрегата машины. Эффективность этой операции, однако, будет зависеть от того, на какой срок можно оставить машину в нерабочем состоянии, чтобы дать воде отстояться, и будет ли температура масла достаточно низкой, чтобы как можно большее количество воды в масле перешло в несвязное состояние. При больших объемах масла можно порекомендовать использовать специальные емкости, в которых масло может остывать, вода будет переходить из состояния эмульсии в свободное и оседать вместе с грязью.
Главным недостатком метода отстаивания является то, что он позволяет отделить лишь несвязную воду и отчасти в форме эмульсии, а вода в растворенном состоянии вся остается в масле. Преимуществом же является низкая стоимость этого процесса.
Разделение с помощью центрифуги. Принцип очистки методом центрифугирования основан на отделении от масла более тяжелых составляющих в процессе вращения, когда возникают высокие ускорения силы тяжести и вода, имеющая больший удельный вес, перемещается к периферии центрифуги. Чем больше разница значений удельного веса загрязняющего вещества и масла, тем более эффективно протекает процесс. Поэтому центрифуга лучше работает с маслами, у которых малый удельный вес и низкая вязкость, такими, как турбинные масла, а не с более тяжелыми трансмиссионными маслами.
С помощью центробежного сепаратора несвязная вода отделяется быстрее, чем методом отстаивания. Центробежный сепаратор – отличное средство для полнопоточной очистки технических жидкостей от загрязнений, и в том числе от воды. Эффективность отделения в какой-то степени зависит от состава пакета приставок, поскольку определенное количество воды содержится в масле в форме эмульсии.
Недостатками центрифугирования является то, что этот метод сравнительно дорог и от масла отделяется только вода в свободном состоянии. Частично можно отделять воду в эмульсированном состоянии в зависимости от соотношения устойчивости эмульсии и величины центробежной силы, которую развивает сепаратор, если обрабатывать масло при низкой температуре. Как и при отстаивании, чем ниже температура масла, тем большая часть воды будет находиться в эмульгированном и свободном состояниях, и следовательно, тем эффективнее будет процесс разделения воды и масла. Центробежные сепараторы не способны удалить из масла растворенную воду. В итоге, учитывая, что метод центрифугирования позволяет удалять из масла также иные тяжелые загрязнения и обеспечивает довольно высокую производительность по сравнению с другими технологиями, он считается экономически эффективным для применения в определенных ситуациях.
Вакуумная дегидратация (обезвоживание). Еще один способ – пропустить масло через вакуумный дегидратор (который иначе называется вакуумным дистиллятором). При вакуумной дегидратации в специальной установке снижают парциальное давление паров воды, что способствует отделению и удалению воды из масла. Снижение давления дает возможность воде (и другим летучим веществам) закипать при значительно более низких температурах.
Установки для перегонки под вакуумом работают таким образом: масло нагревается примерно до +65–70 °С, создается разрежение примерно 635–711 мм. рт. ст. При таком разрежении вода закипает при температурах 50–55 °С и начинает эффективно выпариваться из масла. Базовое масло и присадки в нем при таком нагреве практически не подвергаются ни тепловому разрушению, ни окислению. В большинстве дегидраторов над маслом пропускают нагретый и осушенный воздух. Водяной пар, выходящий из масла, поступает в сухой воздух. Чтобы увеличить производительность процесса и площадь воздействия, масло разливают тонким слоем по большой поверхности: масло последовательно протекает по целому ряду поверхностей внутри вакуумной камеры либо стекает в камере в виде «дождя с зонтика», и через него проходит осушенный воздух.
Серьезным преимуществом этого процесса является возможность удалять из масла до очень низкого уровня несвязную, эмульгированную и растворенную воду и другие загрязняющие жидкости с низкой температурой кипения: топливо, хладагенты и растворители. Из масел с низким содержанием присадок, таких как турбинные масла, вакуумный дегидратор способен удалить до 80–90% растворенной воды и обеспечить уровень содержания воды в масле всего в несколько миллионных долей (ppm). Особенно полезен этот метод в ситуациях, когда используются большие объемы масла и велик риск попадания в него влаги. Чем больше объем масла и воды и чем ниже требующийся уровень содержания воды в масле, тем более рентабельной будет вакуумная дегидратация.
Основным недостатком вакуумных дегидраторов являются их высокая стоимость и сравнительно низкая производительность. Именно из-за высокой стоимости многие компании предпочитают не приобретать в собственность, а брать эти установки в аренду по мере необходимости или просто заменить масло, в которое попала вода. При использовании этой технологии существует определенный риск испарения из масла отдельных присадок.
Воздушная осушка масла. Технология, альтернативная вакуумной дегидратации, – удаление воды путем воздушной осушки масла. При воздушной осушке воздух или азот вводится в поток подогретого масла, перемешивается с маслом и абсорбирует воду и газы, содержащиеся в масле. Затем смесь масла с воздухом расширяется, чтобы из нее вышел воздух/ азот вместе с впитанными, загрязняющими масло веществами. Обычно вода, выделенная таким способом из масла, имеет нормальное качество, ее можно сливать в общую канализацию, не подвергая дополнительной очистке и обработке. Отработавший воздух/ азот фильтруется, чтобы свести к минимуму выбросы паров масла в окружающую среду.
Недостатком способа воздушной осушки, как и у вакуумных дегидраторов, является высокая стоимость. Однако преимуществом этого метода является то, что затраты на эксплуатацию установки все же меньше, чем при использовании обычного вакуумного дегидратора, потому что у воздушного осушителя меньше движущихся деталей. То, что этим методом можно удалять из масла не только несвязную и эмульгированную, но и растворенную воду до уровня менее 100 миллионных долей (ppm) и другие газовые примеси и загрязнения, делает технологию воздушной осушки эффективной альтернативой вакуумной дегидратации.
Осушка пространства над жидкостью в резервуаре. Установка для продувки масел воздухом состоит из нескольких резервуаров, насосов для перекачки масла и компрессора для подачи воздуха. Резервуары оборудованы подогревателями и покрыты теплоизоляцией для поддержания необходимой температуры масла. Эти установки работают, откачивая воздух из пространства над жидкостью в резервуаре, осушая его и затем закачивая равный (или увеличенный в некоторых случаях) объем воздуха назад в резервуар, чтобы сохранить в нем прежнее давление. Процесс протекает за счет влагообмена между маслом и воздухом и за счет усиления испарения влаги из масла в газовое пространство резервуара. Воздух затем перекачивается в осушитель для обработки.
Продувку масел воздухом ведут при 80 °С. С понижением температуры способность воздуха поглощать влагу резко падает, и продолжительность процесса обезвоживания значительно увеличивается, а при повышении температуры существенно возрастает вероятность вспенивания масла, что может привести к его выбросу из резервуара.
Продувка воздухом позволяет обезвоживать масла в более короткие сроки, чем при других способах осушки. Большое преимущество этой технологии в том, что установка не взаимодействует с маслом. При использовании этого способа потери масла с удаляемой водой исключаются. С помощью этой технологии можно удалять из масла несвязную, эмульгированную и растворенную воду.
Абсорбция. В конструкцию некоторых масляных фильтрующих элементов включают дополнительный слой, состоящий из влагопоглощающего полимера-суперабсорбента на основе целлюлозы. Этот слой предназначен для того, чтобы поглощать из масла путем абсорбции как эмульгированную, так и несвязную воду. Такие фильтры выглядят как обычные навинчиваемые или патронные (со сменным элементом) фильтры.
Главным недостатком отделения воды от масла методом абсорбции является ограниченная емкость гигроскопичных фильтрующих элементов. Полимеры сильно разбухают, впитывая воду. После заполнения фильтрующего элемента открывается перепускной клапан фильтра, и неочищенное масло идет через байпас. Поэтому прежде чем выбрать данный способ очистки масла от воды, следует рассчитать возможное количество воды, содержащейся в масле, – емкость гигроскопичных фильтрующих элементов должна быть достаточной для удержания подсчитанного объема воды. Такие фильтрующие элементы удобны и лучше всего работают в составе компактных фильтров для систем, где проблемы с попаданием воды в масло минимальны. Например, небольшой картер трансмиссии может оборудоваться системой охлаждения масла с таким фильтром. Кроме того, фильтры с полимерами-суперабсорбентами не способны отфильтровывать и задерживать растворенную воду.
Положительный аспект заключается не только в способности подобных фильтров задерживать еще и твердые частицы, но и в том, что фильтры с влагопоглощающим слоем являются довольно рентабельным средством очистки для масляных систем малого объема, которые требуют удаления даже самого малого количества влаги.
Коагуляция. Слипание и укрупнение коллоидных частиц называется коагуляцией. Добиться протекания данного процесса можно с помощью добавления в масло специальных агентов (электролитов и неэлектролитов), механического воздействия (перемешивание и встряхивание), нагревания или сильного охлаждения, пропускания электрического тока или воздействия лучевой энергии. В каждом из случаев коагуляция возникает за счет ослабления связи загрязняющих частиц с окружающей их дисперсной средой.
Коагуляционные сепараторы помогают микроскопическим каплям воды соединяться вместе, образуя большие и тяжелые скопления, которые легче опускаются на дно и отделяются от масла. Это происходит потому, что при одинаковом объеме воды у крупных капель меньшая поверхность контактирует с маслом, чем в случае, когда капли мелкие и их очень много. Коагуляцию проводят следующим образом. Сначала масло нагревается до температуры 75–90 °С и обрабатывается при перемешивании 10%-ным водным раствором коагулятора на протяжении 20–30 минут. Затем его отстаивают около двух суток и удаляют отстой. Коагуляционные сепараторы более эффективны, когда вязкость масла низка.
Следует отметить, что коагуляторы позволяют отделять от масла эмульсированную воду только отчасти и не могут отделять растворенную воду.
Здесь приводится сводная таблица, отражающая возможности упомянутых методов очистки масла от воды.
Метод отделения воды от масла | Тип удаляемой воды | Примечания | ||
---|---|---|---|---|
Несвязная | Эмульгированная | Растворенная | ||
Отстаивание | + | +/– | – | Низкая стоимость процесса |
Центрифугирование | + | +/– | – | Высокая стоимость Высокая производительность |
Коагулирование | + | +/– | – | Отстаивание длится двое суток |
Полимеры-суперабсорбенты | + | + | – | Ограниченная емкость Высокая рентабельность |
Вакуум-дистилляция | + | + | + | Высокая стоимость Низкая производительность Высокое качество очистки |
Воздушная осушка | + | + | + | Высокая стоимость Высокое качество очистки |
Осушка воздуха над жидкостью в резервуаре | + | + | + | Высокая скорость процесса |
Присадки
Иногда высказывается мнение, что проблему повышенного содержания воды в масле можно устранить путем добавления в масло специальных присадок. Скажем сразу: это заблуждение.
Во-первых, добавлять в масло присадки самостоятельно не стоит никогда. Рецептуру, содержание присадок в масле подбирают специалисты компании-производителя. Соотношение количества базового масла и присадок в составе продукта должно точно соответствовать рецептуре, чтобы масло имело необходимые рабочие и защитные характеристики.
Если вы не устраните причину попадания воды в масло, от добавки присадок будет мало пользы. Введение присадки может дать кратковременный положительный эффект, но полностью проблему не устранит. Добавляя антиокислительные и антикоррозионные присадки и не решая при этом проблему проникновения воды в масло, вы получите то, что новые присадки будут расходоваться и в конечном счете не принесут пользы.
Итак, необходимо прежде всего устранить причину проникновения воды в масло, а затем, если объем системы смазки невелик, часто оказывается более экономически выгодно просто слить масло и заправить свежее. Если масла в системе много и просто утилизировать его дорого, можно сначала очистить масло от воды одним из описанных выше способов, а затем сделать анализ масла и рассмотреть вопрос о пополнении состава пакета присадок.
Контроль содержания воды в масле машины – это как контроль содержания холестерина в крови человека: если не контролировать регулярно, нельзя ожидать хороших результатов. Правильная организация этого процесса может потребовать изменения всего сложившегося порядка работы на объекте – от внесения больших изменений в регламент действий работников и до внесения небольших изменений в конструкции машин. Но если учесть, какие неприятности и потери может принести вода в масле, станет ясно, что усилия по изменению порядков на производстве того стоят.
В гидравлическую жидкость попадает воздух или вода?
Скачать эту статью в формате .PDF Этот тип файла включает в себя графику и схемы высокого разрешения, если это применимо. |
— Джим С.
Ответ:
Молочно-белый цвет масла обычно означает попадание воды в резервуар. Есть три основные причины попадания воды в водохранилище:
- Если блок расположен снаружи и не защищен укрытием, вода может попасть в систему извне через изношенные уплотнительные кольца, крышку сапуна или изношенную прокладку.
Эта вода может поступать из-за дождя или если гидравлический блок промывается персоналом.
- Отказ теплообменника с водяным охлаждением также может привести к попаданию воды. Внутренние трубы со временем могут изнашиваться, позволяя воде смешиваться с маслом. В этом случае уровень жидкости будет продолжать повышаться до тех пор, пока из крышки сапуна не потечет устойчивый поток жидкости.
- Когда блок выключен, воздух в резервуаре охлаждается, что приводит к конденсации воды в жидкой форме. Эту воду следует слить через сливную пробку. Хорошо сконструированный резервуар должен быть слегка наклонен и снабжен ручным клапаном, чтобы периодически сливать воду. Другим решением может быть изоляция гидравлической жидкости от атмосферы, что часто требует использования резервуара под давлением.
Анализ на месте
Посещение этого завода, беседа с персоналом и осмотр оборудования выявили пенообразование масла. Вспенивание может быть вызвано возвратом масла в бак со слишком высокой скоростью. Частота вращения цилиндров была измерена и оказалась не выше, чем при первой установке агрегата.
Вспенивание масла происходит всякий раз, когда в систему попадает воздух. Это происходит только тогда, когда давление в линии или компоненте падает ниже атмосферного давления — примерно 14,7 фунтов на квадратный дюйм. Когда давление падает ниже атмосферного, создается вакуум.
Возможно, наиболее распространенным источником поступления воздуха в систему является линия всасывания насоса. Эта проблема может быть вызвана утечкой через небольшое отверстие во всасывающей линии или ослабленными фитингами. Поскольку насосы в этой конкретной системе установлены над уровнем жидкости, при выключенном насосе не будет видно внешних утечек из всасывающего шланга или фитингов.
Многие более крупные насосы используют уплотнительные кольца на соединении впускной линии с насосом. Если уплотнительное кольцо выходит из строя или изнашивается, воздух может попасть во всасывающую камеру.
Еще одним источником поступления воздуха в насос с постоянным рабочим объемом является торцевое уплотнение вала. Корпус насоса с фиксированным рабочим объемом осушается изнутри на всасывание насоса. Когда насос установлен выше уровня жидкости в резервуаре, давление во всасывающей линии может упасть ниже 14,7 фунтов на квадратный дюйм. Этот вакуум будет втягивать воздух через уплотнение вала. Уплотнение вала может выйти из строя из-за несоосности, плохой муфты или если давление в корпусе насоса превышает номинальное значение уплотнения.
Любой из этих путей потока воздуха на всасывание насоса вызовет состояние, известное как аэрация. Любой воздух, поступающий в насос, сжимается на выходе из насоса. Это сжатие воздуха вызовет неустойчивый пронзительный скулящий звук и, в конечном итоге, приведет к выходу насоса из строя.
Для устранения неполадок, связанных с попаданием воздуха в насос через уплотнение вала или всасывающую линию, распылите масло вокруг возможных путей утечки. Если насос на мгновение останавливается, значит, источник утечки найден.
Другой момент, когда воздух может попасть на всасывание насоса, — это когда уровень жидкости падает на 2 дюйма выше линии всасывания насоса в резервуаре. Образуется вихрь, позволяющий воздуху поступать во всасывающую трубу. Это, очевидно, не было проблемой на этой машине для литья под давлением, потому что уровень масла поднимался.
В конце концов выяснилось, что проблема в этой системе заключалась в сильно изношенной муфте на одном из насосов, что привело к выходу из строя уплотнения вала.
Эта информация была предоставлена C. A. (Al) Smiley, Jr., президентом GPM Hydraulic Consulting, Inc., Social Circle, Джорджия. Для получения информации об интерактивных обучающих компакт-дисках GPM, учебниках и других ресурсах по обучению гидравлической технике звоните (770 ) 464-0777 или посетите сайт www.gpmhydraulic.com
Скачать эту статью в формате .![]() Этот тип файла включает в себя графику и схемы высокого разрешения, если это применимо. |
Помутнело гидравлическое масло? Как бороться с водой в жидкости
23.08.2006 – 00:00
Если вы какое-то время работали с гидравлическим оборудованием, вполне вероятно, что вы столкнулись с гидравлической системой, в которой масло мутное. Нефть становится мутной, когда она загрязнена водой выше уровня насыщения. Уровень насыщения — это количество воды, которое может раствориться в молекулярной химии масла, и обычно составляет 200–300 частей на миллион при 68 градусах F (20 градусов C) для минерального гидравлического масла. Обратите внимание, что если гидравлическое масло мутное, это означает, что минимум 200-300 частей на миллион воды присутствует. Недавно я проверял гидравлическую систему с мутным маслом, в котором было обнаружено более 1% (10 000 частей на миллион) воды.
Чем опасна вода в гидравлической жидкости?
Вода в гидравлической жидкости:
- Разрушает некоторые присадки и вступает в реакцию с другими с образованием побочных продуктов коррозии, которые разрушают некоторые металлы.
- Снижает прочность смазочной пленки, что делает критические поверхности уязвимыми для износа и коррозии.
- Снижает фильтруемость и забивает фильтры.
- Увеличивает способность захвата воздуха.
- Увеличивает вероятность возникновения кавитации.
Сколько воды слишком много?
При выборе целей по загрязнению воды необходимо учитывать ряд факторов, включая тип гидравлической системы и показатели надежности оборудования. Всегда разумно контролировать загрязнение водой на самом низком уровне, который может быть разумно достигнут, в идеале ниже точки насыщения масла при рабочей температуре.
Методы удаления воды
Методы удаления свободной (нестабильная суспензия) и эмульгированной (стабильная суспензия) воды включают:
- полимерные фильтры;
- вакуумная перегонка; и
- осушение свободного пространства.
Вакуумная дистилляция и осушение свободного пространства также удаляют растворенную воду.
Полимерные фильтры – Выглядят как обычные фильтры для твердых частиц, однако наполнитель пропитан суперабсорбирующим полимером. Вода вызывает набухание полимера, что удерживает воду в среде. Полимерные фильтры лучше всего подходят для удаления небольших объемов воды и/или поддержания загрязнения воды в заданных пределах.
Вакуумная дистилляция — В этом методе используется сочетание тепла и вакуума. При 25 дюймах ртутного столба вода кипит при 133 градусах по Фаренгейту (56 градусов по Цельсию). Это позволяет удалять воду при температуре, которая не повреждает масло или его присадки.
Осушение свободного пространства — Этот метод включает циркуляцию и осушение воздуха из свободного пространства резервуара. Вода в масле мигрирует в сухой воздух в свободном пространстве и в конечном итоге удаляется осушителем.
В случае небольших систем с высоким уровнем загрязнения водой замена масла может быть более рентабельной, чем использование любого из вышеперечисленных методов удаления воды.
Добавить комментарий