Новые аэропорты россии: Круглый стол «Новые аэропорты России» в рамках выставки «АРХ Москва 2018» | Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы

Содержание

Круглый стол «Новые аэропорты России» в рамках выставки «АРХ Москва 2018» | Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы

В рамках выставки АРХ Москва 2018 и Шестой Московской биеннале архитектуры издательство TATLIN, проект «Приметы городов» и коммуникационное агентство «Правила Общения» 19 мая 2018 года провели круглый стол «Новые аэропорты России». 

Проекты аэровокзалов Белгорода, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода,Нового Уренгоя,Ростова-на-Дону, Самары,Саранска, Саратова, Симферополя представили пять архитектурных бюро — Twelvearchitects (UK), UNK project (RU), Wowhaus, VOXArchitects, Архитектурное бюро Асадова, а также холдинг «Аэропорты Регионов» и ВНИИ «Аэропроект». Участники мероприятия подробно рассказали об архитектурной концепции и дизайнерских особенностях интерьеров и аэровокзальных площадей, а также обсудили, почему важен поиск идентичности для архитектуры каждых «ворот в губернию».

Юлия Зинкевич, основатель и куратор проекта «Приметы городов» — инициатор дискуссии, выступившая модератором круглого стола, обозначила тот факт, что строительство новых аэропортов влечет за собой развитие прилегающих территорий, меняет логистические схемы, стимулирует экономику городов.  Историк архитектуры Николай Васильев заметил, что «Новые аэропорты — это маркер качества современной архитектуры. Исполнение, материалы, навигация показывают в регионах возможности современного строительства, которые до этого жители возможно нигде больше не видели».

Открывал круглый стол Алексей Богатырев, директор мастер-планирования холдинга «Аэропорты Регионов». Компания работает с 2005 года и начала свою деятельность с аэропорта Кольцово в Екатеринбурге, сегодня в ведении холдинга — семь объектов авиационной инфраструктуры, которые обслуживают в год более 13,5 млн пассажиров. В холдинг входят первый в истории Новой России построенный с нуля аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, Гагарин в Саратове (находится в стадии строительства), а также аэропорты Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), строящиеся аэропорты Нового Уренгоя и Петропавловска-Камчатского. 

«Все аэровокзалы, входящие в холдинг «Аэропорты Регионов» с точки зрения архитектуры и дизайна являются уникальными объектами, которые по достоинству становятся визитными карточками регионов. В Советском Союзе чаще всего возводились типовые проекты. Но сейчас, когда мы строим аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, руководство и жители региона хотят видеть нечто запоминающееся. Для каждого нового аэропорта или пассажирского терминала мы проводим открытые международные конкурсы по выбору архитектора или архитектурного бюро», — прокомментировал Алексей Богатырев.

Аэропорт Платов в Ростове-на-Дону  

Архитектор Алекс Битусиз лондонского бюро Twelve аrchitects, которому принадлежит авторство архитектурных проектов международного аэропорта Платов (Ростов-на-Дону) и Новый Уренгой, рассказал о разных подходах при создании аэропортов в разных климатических зонах — в казацкой степи и на крайнем Севере. Эти условия заставили изучитьскандинавский и ближневосточныйопыт. 

При проектировании аэропорта в Ростове-на-Дону, по словам Алекса Битуса, отправной образной точкой была идея воздушного моста. «Как мост соединяет два берега реки, так и аэропорты соединяют города, то есть в какой-то степени это мост в небо, –  пояснил Алекс. –  Сами же жители увидели в проекте реку Дон, что, в общем-то, тоже является ассоциацией с городом. Внутри аэропорта мы постарались создать атмосферу тепла и уюта, потому как путешествия для некоторых людей связаны со стрессом. Также мы продумали, как дать больше тени вокруг аэропорта, чтобы в летнее время была возможность в ней укрыться». 

Световой фонарь проходит через весь терминал и делит его на две части – на международный и внутренний вылет. То есть, он не только способствует проникновению дневного света в интерьер, но и помогает ориентации человека во внутреннем пространстве, выполняя навигационную функцию.

Борис Воскобойников — руководитель и главный архитектор студии VOX Architects, автор дизайна интерьеров терминала  и бизнес-залов аэропорта Платов, в своем выступлении говорил о том, что интерьеры были изначально проработаны на уровне архитектурного проектированияи не требовали дополнительного вмешательства в плане зонирования. «Центром концепции стали высокие берега Дона и яркое южное солнце. Архитектурной формирующей доминантой зала повышенной комфортности является огромное окно, которое выходит на летное поле, — на него ориентируется весь интерьер, чтобы людям былоудобно, сидя в комфортных креслах, наблюдать завзлетом и посадкой самолетов. Стойка ресепшена приобрела формы светящегося желтого шара, символизирующего солнце».

«Концепция второго бизнес-зала prioritypass складывается вокруг горизонта, поскольку горизонт в ростовских степях — это особенноеявление. В этом интерьере все подчинено одной горизонтальной линии, которая подсвечена голубым предрассветным лучом. Остальные элементы — солнце, прячущееся за горизонтом, или восходящая луна — поддерживают ее. Графика горизонта повторяется в черном металлическом обрамлении полупрозрачных перегородок, создающих многослойное пространство».

Олег Шапиро — архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, поделился подробностями концепции благоустройства территории международного аэропорта Платов.

Перед терминалом запланирована вымощенная брусчаткой плаза с каскадными водоемами. Каскады обусловлены перепадом высот на участке, их форма продиктована характером водопада. В связи с климатическими особенностями, из-за которых в степи довольно долго приживаются деревья, было принято решение первый этап озеленения территории сделать с помощью металлических конструкций и вьющихся растений. Они будут давать тень и защиту от ветра, а также создавать приятный вид.

Олег Шапиро рассказал и о том, какое будущее ждет аэровокзалы, по мнению современных исследователей. Оно лежит между аэрополисом и шоппинг-моллом. Сегодня функция перевозки стала частью сервиса, а аэропорты — сооружениями транспортной инфраструктуры с возможностью развития неавиационной коммерции. Магазины, рестораны и сервисы, не связанные напрямую с авиаперевозками, приносят основную массу денег — около 80% прибыли аэропортов. В связи с этим, социологи, архитекторы и урбанисты пересматривают сложившиеся связи и работают над тем, чтобы выстраивать новые.

Олег Шапиро: «В России аэрополисом может стать аэропорт Курумоч, находящийся между Тольятти и Самарой. Два больших города с серьезным экономическим потенциалом создадут приток посетителей. Новый аэропорт Ростова-на-Дону Платов и проходящая через него трасса М-4 являются воротами на юг страны и обладают подобным торговым и сервисным потенциалом. Похожую историю можно бы было реализовать в Домодедово, как хаб между Москвой и Тулой, например. Все эти проекты пока не случились, но этот тот вектор, в котором предстоит работать».

Аэропорт в Новом Уренгое

На Севере, по словам Алекса Битуса (Twelve аrchitects), архитектурные вызовы —толстая снеговая шапка, экстремально низкие температуры и короткий световой день. 

«В случае с Новым Уренгоем мы смотрели на Скандинавию и на их решения, но ориентировались на местный контекст. Архитектура аэропорта вдохновлена формой жилища кочевников — чума, который они берут с собой, уходя на пастбища. Зная, что снаружи практически постоянный холод, мы постарались создать внутри тепло — использовали в отделке дерево и теплый свет. При этом здесь минимизирована площадь остекления из-за низкой энергоэффективности стекла – она составляет всего 50% фасада. Принципиально новое конструктивное решение в том, что аэропорт одноэтажный –пассажиры смогут любоваться взлетным полем на уровне земли. Это большая редкость, потому что, как правило, на первом этаже расположено множество технологических помещений (сортировка багажа, комнаты перронных бригад) – здесь все они вынесены в отдельные здания». 

Аэропорт Гагарин в Саратове

По словам архитектора Андрея Асадова («Архитектурного Бюро Асадова»), главной задачей, помимо технологических, архитектурных и функциональных, было найти уникальные для нового аэропорта Саратова образы, которые позволяли бы легко идентифицировать место.

«Саратов – это речной простор, двухкилометровая в ширину Волга со знаменитым мостом, с перекатами волн, а также известная саратовская гармошка, здесь было ее производство и большая ремесленная традиция. Мы постарались все эти идеи вложить в архитектуру — не буквально, а как аллегории, чтобы они прочитывались на фасаде главного терминала. Выбрали довольно лаконичную форму. Превратили фасад в огромную волну – это и ассоциация с Волгой, и раскат гармоники в этом считывается тоже, а парящий над ней дирижабль – это уже отсылка к космическому образу, связанному с Гагариным, который  в апреле 1961 года приземлился тут недалеко в капсуле после своего космического полета. Именно этот факт и позволил дать такое звучное имя аэропорту».

При проектированииаэропорта был разработан единый дизайн-код для административных, обслуживающих корпусов идиспетчерской вышки, которая получила экспрессивную форму.Кроме того, разработана концепция станции с причалом, которая может служить альтернативным транспортным узлом в теплое время года благодаря близкому расположению аэропорта от Волги. 

Борис Воскобойников из бюро VOX Architects, разработавшего дизайн интерьеров VIP-зоны аэропорта Гагарин, отметил, что, при работе над концепцией, архитекторыотталкивались от первого космического полета. Поэтому на стенах – цитаты Юрия Гагарина, а белые обтекаемые формы предметов передают ощущение космоса, полета и современности. Двухэтажное пространство VIP-зоны объединяет  большой световой столб, внутри которого располагается лестница,а весь интерьер построен на сочетании белого со сложными оттенками синего, что символизирует небо.

Аэропорт Курумоч в Самаре

Самарский аэропорт продолжает космическую тему – в городе множество предприятий, возникших еще в 1960-е, во времена тотального увлечения космосом,  работают на космическую промышленность.

Стилистика интерьеров аэропорта, разработанная архитекторами из бюро VOXArchitects,  воплощает собой не только представления о будущем, каким его видели во второй половине прошлого века, но и современные футуристичные образы. Отсюда – стерильно-белое пространство, мотив иллюминаторов в организации потолочного света и проемов, округлые абрисы антресольных этажей и локальных объектов.

Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге

Продолжая разговор о поиске образов региональной идентичности, Борис Воскобойников (VOX Architects) рассказал о том, что центральной идеей реконструкции  этого бизнес-зала стала тема самоцветов и природного богатства недр Уральского региона. Именно этот образ повторяется везде в интерьере – от перегородок и цветовой гаммы до наружного остекления и освещения объемов-кристаллов. Кроме того, в проекте активно используется фактура и цвет бетона. В результате удалось сохранить максимум воздуха и искрящуюся прозрачность внутренних объемов. Также был разработан специальный графический дизайн для элементов навигации – каждая пиктограмма и общий стиль.

Аэропорт в Симферополе

Юлия Тряскина, соучредитель бюро UNKproject,  рассказала о работе над государственным стратегически важном проекте в столице Крыма, открытие которого состоялось 17 мая. Для аэропорта был сделан не только интерьер и адаптация концепции, но и ландшафтное продолжение архитектуры. Концепция проекта – крымская волна, она раскрывается в движении, в материалах интерьера, в форме фасада, и связывает аэропорт с морем и крымским пейзажем. 

Эту же тему в интерьере подчеркивает подвесной потолок в виде парящих лент из металлической сетки, изготовление которого потребовало постройки нового производства.

Зеленые насаждения и водопады, напоминающие природные ландшафты Крыма, погружают пассажиров в «режим отпуска».Для живой зеленой стены, которая стала отличительной особенностью аэропорта, российскими инженерами была разработана специальная система полива.

Интерьер бизнес-зала, расположенного на четвертом этаже, отличается простыми формами, спокойными естественными оттенками и добротными материалами. На террасе бизнес-зала продолжается идея озеленения пространства: в интерьере рассредоточены стеклянные кубы с композициями из живыхдеревьев и растений, создающих островки ландшафтного дизайна.

Юлия Тряскина: «Для нас аэропорт прежде всего не про дизайн, а про технологии. Мы могли бы долго упражняться в красоте, но если нет функции, то это не может быть актуально в современной России. Мы стремились создать коммерческий, простой аэропорт, который может существовать в любом городе, который может быть масштабирован и при этом будет функционален, каждая вещь рассчитана и сделана на совесть.

Все мы знаем про санкции, знаем слово «оптимизация», и поэтому для нас было важно работать с российским производством, доля которого в реализации проекта составила 75%. Это было интересно и это хорошо получилось, как мне кажется».

В завершении круглого стола Борис Воскобойников (VOXArchitects) высказал мысль о главной задаче, которую решает архитектура, в целом, и каждый архитектор, в частности:

«Многие из моих коллег в рамках дискуссии говорили о том, чтозадача архитектора – уменьшить максимально бюджет проекта и сделать все функционально. Это такой старый спор или даже не спор, а просто разные взгляды на процесс. Я же считаю, что главная задача архитектора – это создание мечты в той или иной степени, и неважно, строите вы аэропорт или интерьер квартиры. Архитектура – это совершенно новый шаг, опережающий, задающий планку».


Справка об участниках: 

Юлия Зинкевич — инициатор дискуссии, куратор проекта «Приметы городов», директор коммуникационного агентства «Правила общения».

Николай Васильев — историк архитектуры, автор книг о современных российских аэропортах, выпущенных издательством TATLIN.  

Алексей Богатырев — директор мастер-планирования УК «Аэропорты Регионов» –  холдинга, владеющего 7 аэропортами на территории РФ — Платов (Ростов-на-Дону), Кольцово  (Екатеринбург), Гагарин (Саратов), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), строящихся аэропортов Нового Уренгоя и Петропавловска-Камчатского.

Алекс Битус —  архитектор лондонского бюро Twelvearchitects, которому принадлежит авторство архитектурных проектов международного аэропорта Платов (Ростов-на-Дону) и Новый Уренгой. Москве бюро предложило проект башни «Эволюция» в Москва-сити и разработало проекты третьего терминала в Домодедово, (в стадии утверждения), Петербургу – проект «Охта-Центра». А также выиграло конкурсы на проект аэропорта Платов в Ростове-на-Дону и аэропорта в Новом Уренгое, которые принадлежат компании «Аэропорты Регионов».  

Олег Шапиро — архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus. Автор концепции благоустройства международного аэропорта Платов в Ростове-на-Дону.

Светлана Безбородова — главный архитектор ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». Эксперт в области развития аэровокзальных комплексов (работала с Московским авиаузлом: Внуково, Домодедово, Шереметьево, а также с аэропортом Курумоч и аэропортом Белгорода). 

Юлия Тряскина — архитектор, соучредитель проектного бюро UNK project. Автор дизайна интерьеров международного аэропорта «Симферополь».

Андрей Асадов — архитектор,  «Архитектурное Бюро Асадова». Автор архитектурного проекта международного аэропорта Гагарин в Саратове.

Борис Воскобойников — руководитель и главный архитектор студии VOXArchitects. Автор дизайна интерьеров терминалов  и бизнес-залов аэропортов Кольцово (Екатеринбург), Платов (Ростов-на-Дону), Курумоч (Самара), Гагарин (Саратов).

Идея и координация события «Новые аэропорты России»:

Проект «Приметы городов»: премия, выставки, конференции —некоммерческий общенациональный проект, собирающий лучшие российские региональные практики в области девелопмента и реноваций, реализованные за последние 10 лет, и доказавшие свою жизнеспособность. 

Издательство TATLIN — российское книжное издательство, с фокусом на архитектуру, искусство и дизайн. 

Коммуникационное агентство «Правила общения» — агентство полного цикла, специализирующееся на продюсировании и комплексном продвижении событий, людей, компаний, товаров и услуг.

Обзор впечатляющих аэропортов «отсталой» России

Написать этот обзор о впечатляющем развитии аэропортов в России меня подвигло стремление создать лекарство от «заМКАДного синдрома». МКАД — это кольцевая дорога вокруг Москвы протяжённостью 110 км. Под этим «заМКАДовым синдромом» понимают обыкновение противников Путинской России утверждать, что любое видимое развитие России (если оно вообще существует) имеет место исключительно в пределах Москвы. Одним из проявлений этого синдрома является распространённое выражение «Достаточно только выехать за кольцевую дорогу и вы не увидите ничего, кроме нищеты и разрухи». Многие из тех, кто страдает этим синдромом, живут в состоянии глубоко укоренившегося когнитивного диссонанса, при котором они просто отказываются верить своим лживым глазам. Хотя, пожалуй, некоторые из них просто являются разносчикам чистой пропаганды или же её жертвами.

Поэтому давайте посмотрим, что же на самом деле происходит за пределами МКАД. Как в Москве, так и в регионах этой огромной страны были построены или реконструированы удивительные аэропорты, а также презентованы многие другие впечатляющие проекты.

И это не только аэропорты, но и дороги и мосты. Бухгалтерская компания Awara подготовила серию статей, посвящённых невероятным инфраструктурным инвестициям Владимира Путина. О новых поразительных мостах можно прочитать по этой ссылке: «При Путине в России построили больше мостов-гигантов, чем за всё предшествующее время». Также читайте про широкомасштабное строительство автодорог в России.

Примечательны также эффективность и стремительность строительства новых терминалов в аэропортах. Большинство из них были построены за три года, а некоторые — за два или даже быстрее. Аэропорт Симферополь (слева) был построен за два года и введён в эксплуатацию в течение трёх лет после принятия решения о его строительстве. Красноярску (справа) потребовалось всего полтора года для завершения строительства.

79 международных аэропортов России

Наш подход заключается в том, чтобы рассказать обо всех аэропортах, включённых в список всех международных аэропортов России. (Международный аэропорт — это аэропорт для приёма, выпуска и обслуживания самолётов из других стран с пунктами паспортного контроля.) В нашем списке числятся 79 аэропортов. Основываясь на прочитанном мною в новостях и увиденном мною во время личных поездок, я ожидал, что новых современных аэропортов наберётся порядка 10–15. Отнюдь нет. Задача оказалась гораздо более сложной, поскольку, как выяснилось, почти все перечисленные аэропорты уже были реконструированы или подлежали реконструкции. Вместо того, чтобы ограничиться написанием незамысловатой заметки с красивыми фотографиями, в конце концов я потратил несколько недель в поиске и переваривании всей необходимой информации. Как показало моё расследование, практически каждый из 79 аэропортов либо уже был модернизирован, либо будет вот-вот модернизирован. В списке международных аэропортов я обнаружил менее 10 аэропортов, которые не были приведены в соответствие с современными стандартами качества после 2000 года или не были бы на пути к этому. И при этом половина из них была либо отдалёнными аванпостами, либо военными аэродромами. Уверен, что все пассажирские аэропорты в крупных городах России (с населением 150 тыс. человек и более) будут полностью модернизированы в течение ближайших 6 лет.

Практически всё развитие международных аэропортов финансируется как за счёт государственных, так и за счёт частных средств: строительство такой инфраструктуры, как взлётно-посадочные полосы и системы управления воздушным движением производится за счёт государственных средств, а строительство терминалов главным образом — за счёт частных средств.

Кроме 79 международных аэропортов, существуют около 60 региональных аэропортов с более-менее регулярным воздушным сообщением. Все они также будут модернизированы в соответствии с многомиллиардной государственной программой развития региональных аэропортов в период до 2024 года. Это является частью более широкой стратегической программы, разработанной по указанию Президента Путина в целях развития российской экономики, улучшения демографической ситуации и инфраструктуры за счёт государственных и частных средств общей стоимостью 400 млрд долл. США.

Одна из важных целей развития аэропортов — содействие децентрализации экономики путём развития транспортной инфраструктуры, напрямую соединяющей российские города с целью минимизировать транзит пассажиров через Москву, что в прошлом действительно препятствовало общему развитию страны.

Новые аэропорты действительно необходимы для поддержания пассажирского бума

Новые расширенные и реконструированные аэропорты обслуживают всё возрастающий пассажиропоток. В 2000 году, когда Владимир Путин впервые вступил в должность президента страны, российские аэропорты обслуживали 35,5 млн пассажиров, а уже к 2018 году пассажиропоток вырос шестикратно и составил 205 млн человек. Это превышает пассажиропоток в СССР в 1980-х годов, составлявший 135 млн человек. Прирост оказался огромным, и при этом он набирает обороты: только за пять лет с 2014 по 2018 год пассажиропоток вырос на треть.

Между тем авиакластер Москвы с пассажиропотоком 97 млн человек (в 2018 году) стал третьим крупнейшим авиахабом в Европе после Лондона (126 млн) и Парижа (104 млн). Пассажиропоток только Шереметьево, самого стремительно растущего аэропорта Европы, вырос в 4,5 раза с 2000 года и в настоящее время составляет 46 млн человек. В то же время пассажиропоток второго московского аэропорта Домодедово вырос с 2,8 млн человек в 2000 году и в 2017 году составил 30 млн человек.

Объём авиаперевозок — это весьма надёжный показатель экономической активности. Приведённые данные свидетельствуют о многом, что ускользает от взора экономистов, рассчитывающих ВВП.

МОСКВА

Стремительное расширение аэропорта Шереметьево началось с открытия нового терминала C в 2007 году. Затем последовали открытие в 2009 году замечательного терминала D, в 2010 году — терминала E, соединившего терминал D со старым терминалом F и ставшего конечной станцией для нового аэроэкспресса, следующего в центр города.

Когда я впервые прилетел в Москву в 1993 году, в городе не было ни одного современного аэропорта. В действительности тогда международный аэропорт Шереметьево (ныне это терминал F) мог бы формально считаться современным, поскольку он был построен всего лишь десятилетием ранее в 1980 году как раз к Московской Олимпиаде. Однако аэропорт, построенный западногерманской компанией, был ужасно отсталым с самого начала — как по своему проекту, так и по функциональности. Его фасад и внутренняя отделка отражали угрюмо-мрачный стиль, преобладавший в России 1970-х годах. Моё впечатление как пассажира было такое, что на тот момент аэропорт, судя по всему, увядал в эксплуатационном пренебрежении уже по меньшей мере в течение тридцати лет.

Помню, что терпеть не мог прибывать в этот аэропорт: всякий раз мне хотелось, чтобы исчезли эти тяжеловесные медные цилиндры, уродовавшие потолки и буквально довлевшие над головами пассажиров. Это случилось в один прекрасный день в начале 2000-х годов: медные цилиндры исчезли, и на замену им пришёл белый подвесной потолок. Как мне сказали, причиной тому стал резкий скачок биржевых цен на медь. Как бы то ни было, я был очень доволен такой переменой. В 1990-х годах в туалетах стоял неприятный запах, а найти в них туалетную бумагу считалось невероятной удачей. Здание аэропорта было окутано густыми парами керосина. Этот запах ассоциировался с Россией — в хорошем и плохом смысле. Для меня он фактически стал настолько характерен для России, что позднее, прилетая в Россию, я ловил себя на мысли, что я вдыхаю эти пары, как горный воздух — я был счастлив вернуться в Россию из всё больше и больше угнетавшего меня Запада.

Однако сегодня все изменилось: если тогда терминал F Шереметьево был, пожалуй, самым худшим из крупных аэропортов мира, то теперь новый терминал D, открытый в 2009 году, на мой взгляд, является одним из лучших. В настоящее время этот терминал перегружен, поскольку работает с превышением своей плановой мощности, однако это ситуация должна измениться к лучшему после полного перевода внутренних рейсов в новый терминал B, открытый в 2018 году.

Если терминал F Шереметьево наводил тоску, то терминал для внутренних рейсов, тогда называвшийся Шереметьево-1, был отражением всего того, что было не так в СССР в последние годы его существования. В те времена второй аэропорт Москвы Домодедово был примерно таким же, но сегодня Домодедово и Шереметьево — это современные международные аэропорты, отвечающие самым высоким мировом стандартам. Внуково — это третий крупный аэропорт Москвы. Открытый в 2018 году, Жуковский (Раменское) является меньшим по размеру, четвёртым международным аэропортом авиакластера Москвы.

В 2018 году к Чемпионату мира по футболу московский Шереметьево обзавёлся новым терминалом B для внутренних рейсов. Его планируется объединить с нынешним терминалом C после его реновации для формирования транспортного узла, обслуживающего внутренние рейсы, а терминалы D, E и F будут обслуживать международные рейсы. В 2018 году открылось движение подземного поезда-челнока, соединяющего внутренние и международные терминалы.

Домодедово, второй крупнейший аэропорт Москвы и России. Вид до 2000 года (на фотографии зал ожидания в 1994 году), а затем он поэтапно развивался. Самые недавние дополнения были сделаны в 2018 году.

Внуково — третий крупный аэропорт Москвы. На фотографии приводится его вид в 2000 г. Он был перестроен в 2004 году и расширен в 2012 году.

Теперь давайте выйдем за пределы МКАД и посмотрим на другие новые удивительные аэропортовые комплексы по стране. Это лишь небольшая подборка аэропортов. На самом деле их гораздо больше.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

БЕЛГОРОД

ВЛАДИВОСТОК

ЕКАТЕРИНБУРГ

КАЗАНЬ

КАЛИНИНГРАД

НИЖНИЙ НОВГОРОД

НОВОСИБИРСК

РОСТОВ-НА-ДОНУ

САБЕТТА (ПОЛУОСТРОВ ЯМАЛ)

САМАРА

СИМФЕРОПОЛЬ

Аэропорт Симферополь в российском Крыму является, пожалуй, самым изящным аэропортом в мире. Он был построен в 2018 году, всего через четыре года после освобождения Крыма от украинской оккупации.

Прогулка по этому аэропорту вызывает совершенно удивительные чувства. Архитектору действительно удалось сделать самое важное, что требуется в таких местах, как аэропорт, — нейтрализовать фактор стресса. Пространство, гармония и зелень… Возникает чувство, будто вы оказались в гигантском Спа-салоне, а не в аэропорту. Пребывание в аэропорту Симферополь действительно успокаивает мои нервы в трудный день, когда я в дороге.

ТАЛАКАН (ЯКУТИЯ)

ТЮМЕНЬ

ВОЛГОГРАД

КРАСНОЯРСК

Эти аэропорты были построены и модернизированы за последнее десятилетие. Теперь давайте посмотрим на некоторые проекты строительства аэропортов, реализуемые в настоящее время.

ГРОЗНЫЙ

В мае 2018 года чеченский лидер Рамзан Кадыров презентовал этот смелый проект строительства нового аэропорта в Грозном, столице Чеченской республики. Ожидается, что строительство начнётся в 2020 году.

САРАТОВ

Проектируемый новый терминал в аэропорту Саратова является ещё одним примером нового российского аэропорта со смелой архитектурой — не только по функциональности, но и по красоте. Саратов, расположенный на реке Волга с населением прим. 850 тыс. человек, введёт этот аэропорт в эксплуатацию в 2019 году.

ИРКУТСК

КРАСНОДАР

НАЛЬЧИК

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ

ХАБАРОВСК

В рамках стремления Владимира Путина развивать Дальний Восток России Хабаровск получит современный аэропортовый терминал к 2019 году. Затем аэропорт будет превращён в логистический транспортный узел с гостинично-деловым комплексом Air City, в состав которого будут входить бизнес-центры, отели и выставочный центр. Хабаровск с населением свыше 1 млн человек располагается в месте слияния рек Амур и Уссури прим. в 800 км к северу от Владивостока и лишь в 30 км от китайской границы.

ЧЕЛЯБИНСК

Челябинск находится к востоку от Урала и в 210 км с югу от Екатеринбурга. Этот город с населением свыше 1 млн человек скоро получит этот новый аэропортовый терминал, открыть который планируется в 2019 году. Строительство было приурочено к проведению в Челябинске в 2020 году саммитов БРИКС и ШОС.

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Южно-Сахалинск с населением 200 тыс. человек располагается на острове Сахалин, в 1000 км к западу от полуострова Камчатка. Новый аэропортовый терминал планируется ввести в действие к концу 2019 года для удовлетворения растущих потребностей в области туризма и бизнеса.

ГЕЛЕНДЖИК

Этот обзор мы заканчиваем рассказом об этом впечатляющим новом аэропортовом терминале, который будет возведён в Геледжике. Геледжик — курорт на Чёрном море, расположенный в 250 км к западу от Сочи. Фактически на всём побережье между Сочи и Анапой нет высококачественных курортов, кроме Геледжика, являющегося настоящей жемчужиной. Новый терминал будет построен к 2021 году. Геледжик — единственный аэропорт в нашем обзоре, который в настоящее время не имеет международного статуса, но с открытием нового аэропорта эта проблема будет решена. По окончании строительства аэропорта в Геледжике черноморский регион России будет располагать шестью современными большими аэропортами, расположенными прим. в 300 км друг от друга: Сочи, Геледжик, Анапа, Симферополь, Краснодар, Ростов-на-Дону. Уже сама по себе эта плотность впечатляет. Это вдвойне примечательно, учитывая то, что в этом регионе не было ни одного приличного аэропорта до 2009 года. С учётом дорожного строительства этот регион скоро превратится в российский Прованс, с которым его уже объединяет климат и природа.

экономика России

Scroll

Новый Терминал Международного Аэропорта им. Алексея Леонова, Кемерово, Россия

Новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова в городе Кемерово был открыт в мае 2021 года. Фото: Пенетрон.

Общая площадь нового внутреннего терминала составляет 11 635 м². Кредит: Спектр.

В новом терминале аэропорта есть три надземных этажа и цокольный этаж. Кредит: Спектр.

Новый терминальный комплекс в Международном аэропорту Кемерово в г. Кемерово, Россия, открыт в мае 2021 года.

Ожидается, что новый внутренний терминал увеличит спрос на авиаперевозки в Кемерово, а также повысит комфорт пассажиров в аэропорту. Инвестиции в этот проект оцениваются в 3 млрд рублей (38,72 млн долларов США) и являются частью программы модернизации аэропорта.

Аэропорт Кемерово имени бывшего летчика-космонавта СССР Алексея Архповича Леонова — один из двух крупных аэропортов Кемеровской области. Его оператором является Новапорт, российский оператор аэропортов.

Пассажиропоток в аэропорту снизился на 42,06% с 512,9с 16 пассажиров в 2019 году до 297 160 в 2020 году. Новый терминал присоединился к двум существующим терминалам в аэровокзальном комплексе, один для внутренних рейсов, а другой для международных рейсов. Это повысит пропускную способность аэропорта, поскольку старые терминалы не в состоянии справиться с пиковым трафиком.

Детали нового терминала Международного аэропорта имени Алексея Леонова

Новый терминал аэропорта площадью 11 635 м² состоит из трех надземных этажей и цокольного этажа, в котором расположены насосные станции, тоннели и помещения для размещения технической инфраструктуры.

Просторный терминал из стекла и бетона оборудован двумя телескопическими проходами. Зоны прилета и вылета расположены на разных уровнях. Терминал также предлагает специальное обслуживание и залы ожидания бизнес-класса для повышения удобства пассажиров. Он способен обслуживать 460 пассажиров в час.

В зоне регистрации и залах вылета пассажирского терминала будут расположены торговые точки: продуктовые и сувенирные магазины, магазины игрушек и товаров для путешествий, аптека, кафе и рестораны.

Проект нового терминала

Внешняя оболочка терминала имеет витражи, выполненные по технологии структурного остекления. Окна частично закрыты декоративными горизонтальными ламелями. Пространство главного входа закрыто навесом, который является отличительной чертой фасада.

Г-образное треугольное отверстие в козырьке в сочетании с другими буквами образует слово «Леонов». Навес имеет фальцованную металлическую облицовку, контрастирующую со стеклянной оболочкой здания.

Отделочные материалы создают эффект бескрайнего межзвездного пространства по всему объекту. Интерьер терминала создает впечатление открытого пространства. Точечные светильники, установленные под потолком, напоминают звездные скопления. Между прожекторами расположены кольца света, парящие подобно небесным светилам.

В дизайне интерьера также представлена ​​модель космического корабля «Восход-2», пилотируемого космического корабля, который в 1965 году вывел Алексея Леонова в открытый космос.

Детали конструкции

Строительство терминала началось в мае 2020 года и длилось 12 месяцев. Для защиты подземных бетонных конструкций расширенного аэропорта от сибирского холода при строительстве использовалась система защиты бетона ПЕНЕТРОН. Он использует кристаллическую технологию для обеспечения долговечности и гидроизоляции бетонных конструкций ниже уровня земли.

Система защиты включала PENECRETE MORTAR, кристаллический гидроизоляционный раствор, используемый для заполнения трещин, а также PENETRON, местный кристаллический гидроизоляционный материал, наносимый в виде суспензии.

Решение обеспечивает бетонным конструкциям нового терминала низкую проницаемость и способность к самовосстановлению для герметизации микротрещин.

Привлеченные подрядчики

Спектр, российская многопрофильная компания, была выбрана для разработки концепции нового аэровокзального комплекса. Также предоставляла проектную документацию, сопровождала процесс выбора генерального подрядчика строительства и осуществляла надзор за строительством терминала.

Архитектурное бюро ASADOV также участвовало в разработке проекта. Генеральным подрядчиком проекта выступила российская строительная компания «Лимак Мараш».

Другие проекты

Посмотреть больше

Смотрите сами — все удивительные аэропорты «застойной России»

Что побудило меня написать этот отчет Awara Accounting о впечатляющем развитии российских аэропортов, так это создать лекарство от синдрома «но-за-МКАД». МКАД — внешняя кольцевая дорога вокруг Москвы протяженностью 110 км. И этот синдром относится к привычке недоброжелателей путинской России утверждать, что какое-либо видимое развитие России, если оно и имело место, произошло только в пределах Москвы-сити – «выйди за МКАД, и ты увидишь, что ничего, кроме бедность и разруха». Многие из тех, кто страдает от этого синдрома, живут в глубоко укоренившемся когнитивном диссонансе, когда они просто отказываются верить своим лживым глазам, а некоторые из них являются просто разносчиками чистой пропаганды или жертвами последней.

Итак, посмотрим, что на самом деле происходит за МКАД. Построены или реконструированы потрясающие аэропорты как в Москве, так и по всей стране, представлено множество других впечатляющих проектов.

И это не только аэропорты, но и дороги, и мосты. Об этом Авара рассказал в других отчетах серии о невероятных инвестициях Путина в инфраструктуру. Вы можете прочитать об удивительных новых мостах по этой ссылке: Путин, понтифик — мостостроитель и великое развитие дорог России здесь.

Что примечательно, так это эффективность и скорость строительства новых терминалов аэропорта. Большинство из них были построены за три года, а некоторые за два или даже меньше. Аэропорт Симферополя (слева) был построен за два года и запущен в эксплуатацию в течение трех лет с момента принятия решения о начале проекта. Красноярску (справа) понадобилось всего 1,5 года, чтобы завершить строительство.

79 международных аэропортов России

Наш метод состоял в том, чтобы просмотреть все аэропорты в списке всех международных аэропортов России. (Международный аэропорт — это аэропорт, в который самолет может прилететь прямо из иностранного государства, так как он проходит паспортный контроль). Было 79аэропорты в нашем списке. Судя по тому, что я узнал из новостей и в своих путешествиях, я ожидал, что будет представлено около 10 или 15 крутых новых аэропортов. Но нет. Задача оказалась гораздо более сложной, так как оказалось, что почти каждый из перечисленных аэропортов реконструирован или подлежал реконструкции. Вместо того, чтобы написать простую статью с красивыми картинками, я потратил недели на выявление и переваривание всей информации. Расследование показало, что практически каждый из 79аэропорты либо были модернизированы, либо вот-вот будут модернизированы. Я выделил менее 10 аэропортов в списке международных аэропортов, которые не были доведены до современных стандартов качества с 2000 года или на пути к этому. И половина из них были либо удаленными аванпостами, либо военными аэродромами. Уверен, что в ближайшие 6 лет все пассажирские аэропорты в крупнейших городах России (насчитывающих от 150 тысяч и более жителей) будут полностью модернизированы.

Практически все развитие международных аэропортов финансировалось как государственными, так и частными деньгами, при этом инфраструктура, такая как взлетно-посадочные полосы и диспетчерские пункты, была получена за счет государственных средств, тогда как терминалы в основном были построены за счет частных средств.

В дополнение к 79 международным аэропортам есть около 60 региональных аэропортов с более или менее регулярным движением. Все они также будут модернизированы в соответствии с многомиллиардной государственной программой развития региональных аэропортов до 2024 года. Это является частью более широкой стратегической программы, порученной президентом Путиным, по улучшению российской экономики, демографии и инфраструктуры с государственным и частным финансированием в размере в общей сложности 400 миллиардов долларов.

Важной целью развития аэропортов является помощь в децентрализации экономики за счет повышения прямой взаимосвязанности российских городов вместо того, чтобы людям приходилось летать транзитом через Москву, что в прошлом действительно мешало общему развитию страны.

Новые помещения аэропорта действительно необходимы, чтобы не отставать от пассажиропотока.

Новые расширенные и реконструированные аэропорты обслуживают растущее число пассажиров. В 2000 году, когда Путин впервые вступил в должность, российские аэропорты обслуживали 35,5 миллиона пассажиров, но к 2018 году это число выросло в шесть раз и достигло 205 миллионов. Это превышает 135 миллионов пассажиров в СССР в 1980-х годах. Рост был огромным и ускорялся, всего за пять лет с 2014 по 2018 год число выросло на треть.

Тем временем Московский авиакластер с пассажиропотоком 97 млн ​​пассажиров (2018 г.) стал третьим по величине авиаузлом Европы после Лондона (126 млн) и Парижа (104 млн). Шереметьево — самый быстрорастущий аэропорт Европы — только с 2000 года вырос в 4,5 раза и составляет 46 миллионов человек. В то же время второй московский аэропорт Домодедово вырос с 2,8 млн пассажиров в 2000 году до 30 млн в 2017 году. попасться на глаза ВВП.

МОСКВА

Стремительное расширение Шереметьево началось, когда в 2007 году в нем появился новый Терминал С. Затем в 2009 году появился очаровательный Терминал D, а в 2010 году Терминал Е, соединяющий Терминал D со старым Терминалом F и выполняющий функции конечная станция нового экспресса из аэропорта в центр города.

Когда я впервые прилетел в Москву в 1993 году, в городе не было ни одного современного аэропорта. Собственно, тогда международный аэропорт Шереметьево, нынешний Терминал F, формально должен был считаться современным, так как был построен всего десятью годами раньше, в 1980 к Московской Олимпиаде. Но аэропорт, построенный западногерманской компанией, с самого начала ужасно устарел по дизайну и функциональности. И фасад, и внутреннее убранство были продиктованы темным и мрачным стилем, господствовавшим в России 1970-х годов. У меня как у пассажира сложилось впечатление, что к тому времени терминал должен был находиться в запущенном состоянии не менее трех десятилетий.

Раньше я ненавидел ездить через этот аэропорт и каждый раз хотел, чтобы убрали тяжелые медные круги, которые портили потолок и буквально висели над головами пассажиров. Однажды где-то в начале 2000-х это действительно произошло; медь исчезла, и вместо нее появился белый подвесной потолок. Кто-то сказал мне, что причина в том, что товарная цена на медь подскочила. Как бы то ни было, я был этому рад. В 19В 90-х туалеты были вонючими, и вам повезло, если бы они были обставлены бумагой. А потом по всему аэропорту разнесся сильный пар керосина. Запах, который можно связать с Россией и в хорошем, и в плохом смысле. Для меня это действительно стало настолько характерным для России, что я потом по приезде обнаружил, что вдыхаю этот дым, как горный воздух, счастливый, потому что вернулся в Россию со все более угнетающего Запада.

Но сегодня все изменилось, если Шереметьево Терминал F был, наверное, худшим из всех крупных аэропортов мира, то новый Терминал D я считал одним из лучших, когда он открылся в 2009 году. В настоящее время терминал переполнен, так как он работает намного выше запланированной мощности, но это должно уменьшиться, когда внутренние перевозки будут полностью переведены в новый Терминал B, который открылся в 2018 году.

под названием «Шереметьево-1» был похож на пародию на все, что было не так на более поздних стадиях существования СССР незадолго до его распада. Второй аэропорт Москвы Домодедово в то время был почти таким же, но сегодня Домодедово наряду с Шереметьево — это современные международные аэропорты, отвечающие самым высоким мировым стандартам. Есть и третий крупный московский аэропорт — аэропорт Внуково. А в 2018 году открылся четвертый по размеру международный аэропорт Московского кластера Жуковский (Раменское)9.0003

В 2018 году к чемпионату мира по футболу в московском Шереметьево появился новый Терминал B для внутренних рейсов. Этот терминал будет объединен с нынешним терминалом C после реконструкции последнего, чтобы сформировать хаб для внутренних рейсов, а терминалы D, E и F будут обслуживать международные рейсы. Подземный маршрутный поезд, открытый в 2018 году, уже соединяет внутренний и международный терминалы.

Домодедово, второй по величине аэропорт Москвы и России. До 2000 года (зал ожидания на фото с 1994) и после того, как он рос поэтапно, самые последние добавления в 2018 году. Здесь изображено, как он выглядел в 2000 году и сейчас, после реконструкции аэропорта в 2004 году и расширения в 2012 году. 

Давайте теперь выйдем за пределы МКАД и посмотрим на другие новые удивительные аэропортовые комплексы по всей стране. Это только выборка, есть намного больше.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

БЕЛГОРОД

ВЛАДИВОСТОК

ЕКАТЕРИНБУРГ

КАЛИНИНГРАД

900 03

НИЖНИЙ НОВГОРОД

НОВОСИБИРСК

РОСТОВ-НА-ДОНУ

САБЕТА, ПОЛУОСТРОВ ЯМАЛ 9 0017

САМАРА

СИМФЕРОПОЛЬ

Симферопольский аэропорт в Крыму, вероятно, самый красивый аэропорт в мире. Построен в 2018 году, через четыре года после освобождения Крыма от украинской оккупации.

Путешествие по этому аэропорту было потрясающим. Архитектору действительно удалось сделать в таких местах самое главное — нейтрализовать фактор стресса. Все настолько просторно, гармонично и зелено, что возникает ощущение, что ты находишься не в аэропорту, а в гигантском спа-салоне. Симферопольский аэропорт действительно успокоил мои нервы в напряженный дорожный день.

ТАЛАКАН, ЯКУТИЯ

ТЮМЕНЬ

ВОЛГОГРАД

КРАСНОЯРСК

Это были некоторые из аэропортов, построенных и модернизированных за последнее десятилетие, теперь давайте посмотрим на некоторые проекты аэропортов в стадии реализации.

ГРОЗНЫЙ

Этот смелый проект нового аэропорта в столице Чечни Грозном представил в мае 2018 года чеченский лидер Рамзан Кадыров. Ожидается, что строительство начнется в 2020 году.

САРАТОВ

Проектируемый новый терминал аэропорта Саратова – еще один из новых российских аэропортов со смелой архитектурой, не только функциональностью, но и красотой. Саратов на Волге с населением около 850 тысяч человек заработает в 2019 году.

ИРКУТСК

КРАСНОДАР

НАЛЧИК

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАЦ KY

ХАБАРОВСК

В рамках инициативы Путина по развитию Дальнего Востока России в Хабаровске появится новый современный терминал аэропорта к 2019 году. В дальнейшем аэропорт будет развиваться в логистический хаб с воздушным городом, состоящим из бизнес-центров, отелей и выставочного центра. Хабаровск, город с населением более полумиллиона человек, расположен в месте слияния рек Амура и Уссури примерно в 800 км к северу от Владивостока и всего в 30 км от границы с Китаем.

ЧЕЛЯБИНСК

Челябинск находится к востоку от Уральских гор и в 210 км к югу от Екатеринбурга. Этот город с населением более 1 миллиона человек вскоре получит новый аэровокзальный комплекс, строительство которого должно состояться в 2019 году. Начало строительству было положено в связи с саммитами БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества, которые состоятся в Челябинске в 2020 году.

Южно-Сахалинск с населением 200 тысяч человек находится на острове Сахалин, в тысяче километров к западу от полуострова Камчатка. Их новый терминал аэропорта должен появиться к концу 2019 года, чтобы удовлетворить растущие потребности туризма и бизнеса.