Низкопольный паз: ПАЗ 3237 – первый отечественный низкопольный автобус малого класса

Автобусы ПАЗ, ЛиАЗ, КАВЗ — модельный ряд новых автобусов ГАЗ

Главная

Модельный ряд

  • ГОРОДСКОЙ

    ВЕКТОР NEXT 8.8

    • Длина: 8800 мм

    • Кол-во мест: 48-71, сидячих 19-30

    • Цена от 5 860 000 ₽

  • ГОРОДСКОЙ

    ВЕКТОР NEXT 7.1

    • Длина: 7500 мм

    • Кол-во мест: 43-53, сидячих 17-25

    • Цена от 4 901 000 ₽

  • ГОРОДСКОЙ

    ВЕКТОР NEXT 7. 6

    • Длина: 7645 мм

    • Кол-во мест: 39-53, сидячих 17-25

    • Цена от 4 965 000 ₽

  • ГОРОДСКОЙ

    ПАЗ-4234

    • Длина: 8165 мм

    • Кол-во мест: 45-50, сидячих 27-30

    • Цена от 3 988 000 ₽

  • ПРИГОРОДНЫЙ

    ПАЗ-32053/54

    • Длина: 7000 мм

    • Кол-во мест: 37-43, сидячих 19-25

    • Цена от 2 990 000 ₽

  • ГОРОДСКОЙ

    КАВЗ-4235 АВРОРА

    • Длина: 8410 мм

    • Кол-во мест: 52-54, сидячих 29-31

  • МИКРОАВТОБУС

    ГАЗель CITY

    • Длина: 6620 мм

    • Кол-во мест: 22, сидячих 17

  • МИКРОАВТОБУС

    ГАЗель NEXT

    • Длина: 5607/6415/6907 мм

    • Кол-во мест: 22, сидячих 19

  • Новинка

    МИКРОАВТОБУС

    ГАЗель NN

    • Длина: 5607/6415/6907 мм

    • Кол-во мест: 22, сидячих 19

  • МЕЖДУГОРОДНЫЙ

    КАВЗ-4238

    • Длина: 10030 мм

    • Кол-во мест: 40-44, сидячих 35-39

история создания, подробное описание, модификации, базовые, технические и дополнительные параметры, характеристики двигателя

Автобус ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Городской низкопольный автобус ПАЗ-3237, унифицирован по кузову с низкопольными моделями ЛиАЗ. Автобус отличается высокой маневренностью, что важно при плотном движении транспорта в мегаполисах. Дисковые тормоза на всех колёсах и удобство посадки и высадки пассажиров делают автобус востребованным в режиме работы между часами пик в условиях больших городов, а также как основное транспортное средства в менее крупных городах.

Содержание

  • История создания
  • Подробное описание, устройство
  • Модификации
  • Годы выпуска
  • Основные сведения, характеристики
  • Базовые характеристики
  • Технические характеристики
  • Характеристики шасси
  • Дополнительные характеристики
  • Характеристики двигателя/силового агрегата
  • Дополнительные опции:
  • Особенности/преимущества
  • Видео
  • Альтернативные модели
  • Где купить

История создания

История ПАЗ-3237 тесно связана с ГУП Мосгортранс, по заказу которого автобус и был разработан. В 2003 году был представлен прототип автобуса. Первый образец принципиально отличался от серийных, он был внешне унифицирован с автобусом большого класса ПАЗ-5272. Серийные автобусы получили экстерьер идентичный модели ЛиАЗ-5292 (параллельно разрабатываемого группой ГАЗ). Производство началось в 2004 году.

Планировка автобуса ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Первая партия автобусов поступила в 9-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» для обслуживания маршрута 12ц. На этом центральном маршруте Москвы он получил своё народное имя — «Плитка». Позже получил прозвище «Духовка», за минимум вентиляции, малую прямоугольную форму и сиденья, расположенные рядами на подиуме. Позже часть автобуса была передана в КАП (бывший 20-й автобусный парк). Экономический кризис повлиял на деятельность коммерческого автобусного парка и вскоре был ликвидирован.

В 2005 году автобус был модернизирован. Он получил прямоугольные фары, новую цветовую схему, улучшенные сиденья. С этого момента вплоть заводом по заказам выпускалось несколько модификаций ПАЗ-3237, различавшихся моделями и экологическим классом применяемых двигателей Cummins: ПАЗ-3237-01, 3237-03, 3237-05, 3237-09. Для всех них предусматривались два типа трансмиссии (с механической коробкой Praga или «автоматом» Allison). После запуска в серийное производство автобуса модели ЛиАЗ-4292.60 ГУП «Мосгортранс» отказался от дальнейшей эксплуатации ПАЗ-3237-01. Большинство автобусов списано, но лишь небольшая часть была продана другим перевозчикам.

Подробное описание, устройство

Внешне ПАЗ существенно отличается от своих собратьев, построенных на платформе 53-го Газона. Это совершенно новый современный автобус с большой площадью остекления и низким клиренсом. Машина отличается широкими стеклянными дверьми. Окна сбоку имеют легкую тонировку. Дизайн автобуса мало чем отличается от крупных низкопольных собратьев. Это и неудивительно, ведь платформа унифицирована с автобусами от «ЛиАЗа». Здесь такой же дизайн кузова и форма фар. На крыше располагается светодиодное табло с номером маршрута и другими необходимыми данными.

Павловский завод дает 8-летнюю гарантию на защиту от сквозной коррозии кузова. Металл оцинкован и при отсутствии механических повреждений будет использоваться очень долго. Кузов на низкопольныом ПАЗе 3237-й модели является несущим. Обычно Павловские автобусы строились на раме. Именно ее отсутствие позволило снизить расположение пола и увеличить объем салонного пространства.

Салон городского автобуса ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Салон рассчитан на 54 пассажира, всего 16 сидячих мест (+водительское место). Вентиляция производится через механический люк и боковые форточки.

ПАЗ-3237 оснащен пластиковыми антивандальными сиденьями с дерматиновой обшивкой. Дополнительно спинка имеет ручки для стоячих пассажиров.

Заходить в просторный салон очень просто и удобно. На боковых стенках реализована система отопления. Теплый воздух вырабатывается от двух отопителей: штатного и автономного. Внутри есть все необходимые поручни и освещение.

Водительское место отделено от салона металлической перегородкой. Рабочее место водителя организовано по-простому: двухспицевый руль, сиденье с минимальной боковой поддержкой и аскетичная панель приборов с круглыми циферблатами. Машина может быть укомплектована магнитолой – для этого на панели выведен отдельный блок. Рулевая колонка настраивается вперед-назад. Водители отмечают хорошую обзорность. Мертвые зоны сведены к минимуму. Зеркала очень большие и информативные.

Модификации

ПАЗ 3237-01 комплектуется двигателем Cummins ISBe 150 и автоматической коробкой переключения передач. Силовой агрегат развивает мощность до 150 лошадиных сил, а значение крутящего момента достигает отметки 550 Н/м при частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Двигатель соответствует требованиям экологических стандартов EURO-3. Рабочий объем составляет 3,9 литров.

Автобус ПАЗ-3237-01. Фото Википедия

ПАЗ 3237-03 оснащается мотором Cummins 4ISBe 185B и автоматической либо механической коробкой переключения передач. Двигатель имеет максимальную полезную мощность 183 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 2500 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равен 636 Н/м при частоте вращения 1200-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем силового агрегата — 4,5 литра. Экологический стандарт — EURO-3.

На ПАЗ 3237-05 устанавливают двигатель Cummins ISF 3.8e4168 рабочей мощностью 170 лошадиных сил при значении частоты вращения 2600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент — 592 Н/м при частоте вращения 1300-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем двигателя — 3,76 литров. Соответствует нормам экологической безопасности EURO-4. Коробка переключения передач — шестиступенчатая автоматическая Allison-S2100.

ПАЗ 3237-09 получил двигатель Cummins ISBe 160В и автоматическую коробку переключения передач. Силовой агрегат имеет мощность 160 лошадиных сил, которая достигается при частоте вращения 2500 оборотов в минуту. Максимальное значение крутящего момента составляет 600 Н/м при частоте вращения 1300-1700 оборотов в минуту. Рабочий объем двигателя — 4,462 литра. Соответствует классу экологического стандарта EURO-4. Также на этой модели использованы прямоугольные фары головной оптики, в то время как все остальные автобусы имеют круглые передние световые приборы.

Годы выпуска

2002-2014.

Основные сведения, характеристики

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. «Павловский автобус» — советский и российский производитель автобусов малого и среднего классов. Расположен в городе Павлово Нижегородской области. Входит в группу ГАЗ. Производство автобусов с 2005 года осуществляет ООО «ПАЗ» — 100%-я дочка ПАО «Павловский автобус»

Назначение. Автобус широко используется как на городских маршрутах, так и для заказных перевозок.

Класс. Малый.

Тип кузова. Цельнометаллический несущий кузов вагонного типа.

Ресурс кузова. 8 лет.

Базовые характеристики

Габариты кузова, мм. Длина / Ширина / Высота. 7885 / 2505 / 2815 (2820).

Высота потолка в салоне, мм. 2300.

Количество и габариты дверей. 1 / 769 + 1 / 1187.

Общее количество мест, в том числе посадочных. 54, в том числе 16 посадочных.

Тип сидений. Антивандальные с обшивкой, раздельные, с ручками.

Технические характеристики

Водительское место в автобусе ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Тип топлива. Дизель.

Емкость топливного бака. 105.

Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 6500 и 10250.

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 3300 / 6900

Минимальный радиус разворота, м. 7,4.

Угол въезда передний / угол съезда задний, градусов. 8 / 6,5.

Рулевой механизм. Рулевой привод с гидроусилителем CSEPEL (Венгрия) A 300.92.

Тормозная система. Рабочая: пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы передних и задних колес — дисковые производства Knorr Bremse (Германия), ABS.

Стояночная: привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес

Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы.

Характеристики шасси

Марка. КААЗ или Raba.

Ведущий мост. Задний.

Колесная формула. 4х2.

Колесная база, мм. 3650.

Клиренс/дорожный просвет, мм. 360.

Тип сцепления. Однодисковое, сухое, с диафрагменной пружиной.

Шины. 235/75R17,5″.

Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.

Дополнительные характеристики

Вентиляция. Осуществляется естественным путем при помощи открывающихся боковых окон и люков.

Система отопления. Система отопления салона — воздушная с принудительной циркуляцией горячего воздуха. Воздух прогревается при помощи системы охлаждения двигателя и автономного отопителя Webasto DBW мощностью 300,3 киловатт.

Характеристики двигателя/силового агрегата

Модель. Cummins 4ISBe 185B.

Тип. Дизельный.

Автобус ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Система питания. Дизель с турбонаддувом.

Количество и расположение цилиндров. 4, рядное.

Нормы экологической безопасности. Евро-4.

Рабочий объем, л. 4,5.

Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 136 (185).

Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 636.

Расположение двигателя.  Заднее, продольное.

КПП. ZF S5-42. мех., 5-ст./ АКПП Allison серии 2100.

Подвеска передней-задней оси.

Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 18.

Максимальная скорость, км/ч. 100.

Гарантия на автобус. 1,5 года (или 100 тыс. км.).

Дополнительные опции:

  • Противотуманные фары.
  • Система видеонаблюдения, объединяющая две камеры и четырехканальный регистратор.
  • Информатор с громкоговорителями и боковыми рейсоуказателями.
  • Система безналичной оплаты проезда и подсчета пассажиров в режиме реального времени.
  • Система автоматического пожаротушения.
  • Приточно-вытяжная вентиляция. Она объединяет в себя четыре реверсивных вентилятора. Принудительная вентиляция призвана минимизировать попадание пыли в салон и исключить запотевание стекол во влажную погоду.

Особенности/преимущества

  • Система наклона кузова «книлинг» и аппарель, которая позволяет людям с ограниченными возможностями перемещаться с комфортом.
  • Среди преимуществ модели следует отметить надёжность, высокую остаточную стоимость, а также увеличение пассажиропотока в результате сокращения простоев на остановках.
  • Имеется северное исполнение, которое отличается двойным остеклением боковых окон и утеплённым пассажирским салоном.

Видео

Альтернативные модели

КАВЗ-4270 и ЛиАЗ-4292 и ПАЗ Вектор NEXT Доступная среда.

Где купить

Несмотря на то, что модель снята с производства, некоторые поставщики продолжают предлагать ПАЗ-3237 для покупки. Кроме этого, существует возможность приобрести б/у экземпляр.

Рубрики: Автобусы малого класса, Бескапотные автобусы, Городские автобусы, Заднемоторные, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, ПАЗ

Что такое настил с выступом и канавкой?

От

Ли Уоллендер

Ли Валлендер

Ли имеет более чем двадцатилетний практический опыт реконструкции, ремонта и улучшения домов, а также дает советы по благоустройству дома более 13 лет.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 03.08.22

Рассмотрено

Дин Бирмайер

Рассмотрено Дин Бирмайер

Дин Бирмайер — опытный подрядчик с почти 30-летним опытом работы во всех видах ремонта, технического обслуживания и реконструкции домов. Он является сертифицированным ведущим плотником, а также имеет сертификат Агентства по охране окружающей среды. Дин является членом Наблюдательного совета по благоустройству дома The Spruce.

Узнайте больше о The Spruce’s Наблюдательный совет

Джеффри Завицки/E+/Getty Images

Процесс соединения материалов под названием шпунт-паз существует уже много лет. Этот простой метод сшивает две доски — обычно, но не всегда половицы — таким образом, чтобы скрепить их вместе, но при этом обеспечить некоторую гибкость.

Что такое настил с язычком и канавкой?

Напольное покрытие с гребнем и пазом представляет собой деревянный настил, который довольно легко укладывать, поскольку все половицы снабжены выступающими (язычок) и вогнутыми (пазами) частями, которые соединяются вместе, как кусочки пазла. Все четыре стороны половиц имеют шипы и пазы.

Язык и паз часто используются в сочетании с деревянными половицами, листовыми панелями, обшивкой и любым количеством других материалов, где требуется плотный, прочный шов между отдельными частями.

Один шпунт плотно входит в паз соседней доски. Цель состоит в том, чтобы контролировать вертикальное перемещение между соседними досками. Горизонтальное движение все еще допускается в небольшой степени и, по сути, является желательным качеством, так как деревянный настил будет расширяться и сжиматься.

Забавный факт

С изобретением бокового укладчика, машины, которая превращает деревянные доски в половицы, в 1885 году был создан первый паркет из твердой древесины с шипом и пазом. количество гвоздей или клея, чтобы скрепить доски.

  • При правильном покрытии шпунт и канавка могут быть даже водонепроницаемыми. Это относится к полам с отделкой на месте, а не к предварительно обработанным.
  • Недостатки

    1. Могут возникнуть трудности с посадкой шпунта в пазы, особенно для досок, вздувшихся из-за влажности.
    2. Язычки могут легко сломаться, если не соблюдать особую осторожность.
    3. Трудно, если вообще возможно, разобрать половицы, соединенные шпунтом и пазом. Деревянные полы с гребнем и пазом обычно невозможно разобрать без значительных поломок.

    Двоюродный замок языка и паза

    Основные столярные изделия с шипом и канавкой представляют собой прямой шпунт, который горизонтально скользит в прямой паз. Чтобы доски не двигались, в шпунты вбивают гвозди или скобы для настила. Эти крепежные элементы крепятся непосредственно к черновому полу.

    По мере того, как производители ламината разрабатывали новые способы соединения досок, появилась немного другая техника — плавающие полы. Плавающие полы крепятся только к себе, от одной доски к другой, а не к черновому полу. Роскошные виниловые полы извлекли выгоду из инноваций ламината и во многих отношениях улучшили их.

    Сначала для соединения шпунтов с канавками использовался клей. Но был разработан более простой метод замкнуть и сложить, чтобы язычки входили в пазы без клея или застежек.

    Блокировка и складывание включают в себя наклон одной доски к соседней доске, а затем складывание ее вниз. Это значительно отличается от традиционного шпунта и паза тем, что горизонтальное движение, как и вертикальное, контролируется. Все еще есть место для некоторого микроскопического горизонтального движения, но это далеко не тип движения, допускаемый классическим языком и канавкой.

    Что нужно знать перед укладкой напольного покрытия с гребнем и канавкой — Боб Вила

    istockphoto.com

    Дощатый настил прошел долгий путь со времен пограничных времен, когда грубо обтесанные доски прибивали к балкам пола, в результате чего получались прочные и несколько неровные , пешеходные поверхности. Сегодняшние полы с твердой поверхностью гладкие и ровные, во многом благодаря способу их укладки. Язык и паз, метод соединения досок, привлекателен и создает однородный пол, который достаточно прочен даже для домов с собаками. Рассматриваете ли вы новый пол или вам просто интересно узнать о конструкции шпунт-паз, читайте дальше, чтобы узнать больше об этом, включая проверенные советы по укладке нового пола самостоятельно.

    Что такое настил с шипом и канавкой?

    Разработанные в конце 1800-х годов напольные покрытия с шипами и пазами получили широкое распространение, когда производители начали массовое производство взаимосвязанных досок из твердой древесины, что избавило от необходимости использовать открытые шляпки гвоздей, которые были основой деревянных полов. Технология напольных покрытий с шипом и пазом расширилась и включает в себя различные типы напольных покрытий, но деревянные полы с шипом и пазом остаются очень популярными.

    Вот как это работает: на одной стороне доски с шипом и пазом имеется выступающий выступ (шпунт), который проходит по всей длине доски, а на другой стороне доски есть паз от края до края. Во время установки ребро одной доски вставляется в паз соседней доски, создавая плотный шов. Стороны короткой ширины досок для пола с шипами и пазами также имеют либо гребень, либо паз, что при установке создает полностью взаимосвязанный пол.

    Ковровое покрытие, паркет, винил и плитка.

    Боб Вила сотрудничает с Empire Today, чтобы помочь вам легко получить новые красивые полы по отличной цене.
    Бесплатные оценки в домашних условиях

    Реклама

    Доска с шипом и пазом по сравнению с досками без паза

    Почти все паркетные полы сегодня представляют собой шип и паз, потому что они решают надоедливые проблемы, такие как усадка, деформация и ослабление — часто встречается при прибивании гвоздями досок к лагам пола. Поскольку доски с гребнем и пазом сцепляются друг с другом, они с меньшей вероятностью будут вздыматься или образовывать зазоры между досками, если пол набухает или сжимается, что древесина имеет тенденцию делать с течением времени и при изменении уровня влажности. Рифленая древесина прорезается достаточно глубоко, чтобы шпунт мог расширяться и сжиматься внутри него, удерживая доски натянутыми.

    Несмотря на то, что гладкие, ровные полы в шпунт и паз популярны, вы все еще можете найти простые доски, чтобы воссоздать внешний вид старинного деревенского пола. Доски без канавок сегодня редко можно увидеть во внутренних жилых помещениях, если только они не используются для реставрации исторических домов. Эти доски лучше подходят для наружных настилов, где желательно пространство между досками для дренажа.

    istockphoto.com

    Напольные материалы с шипами и канавками 

    За последние несколько десятилетий сборка напольных покрытий в шпунт и паз расширилась от лиственных пород до инженерных полов, что открыло широкий мир напольных досок, доступных для потребителей. Инженерный пол состоит из досок, изготовленных из слоев прессованных древесных волокон, смол и полимеров, которые затем покрыты тонким слоем поверхностного шпона. Потребители могут выбирать из досок для пола с шипами и пазами десятков текстур, рисунков и цветов, включая шпон из настоящей твердой древесины и бамбука, в дополнение к стилям, изготовленным из других ламинированных продуктов, имитирующих внешний вид дерева, булыжника или плитки. В отличие от паркетных полов, инженерные полы можно укладывать на бетонные или существующие полы, такие как плитка или линолеум.

    СВЯЗАННЫЕ С: Многоликость паркетной доски

    Как укладывать паркет с шпунтом и пазом

    Несмотря на то, что массивный паркет с шипами и пазами подходит друг к другу, его все равно необходимо прибить к основанию (обратите внимание, что шпунтовый пол — один из многих типов чернового пола). Тем не менее, инженерные доски с шипами и пазами соединяются вместе, создавая «плавающий» пол, который физически не прикреплен к полу под ним. Это приводит к тому, что инженерные полы с шипами и канавками более удобны для самостоятельного изготовления, чем полы из твердой древесины с шипами и пазами.

    Advertisement

    Инженерные полы поставляются с инструкциями по укладке в каждой коробке досок, а массивные паркетные полы, которые часто укладываются профессионалами, не содержат инструкций. Если вы планируете самостоятельно укладывать массивную древесину, рекомендуется лично понаблюдать за процессом укладки (или, по крайней мере, посмотреть видео о том, как укладывать напольное покрытие в шпунт и паз), прежде чем пытаться укладывать пол самостоятельно.

    Советы по укладке паркета с гребнем и канавкой 
    • Чтобы предотвратить скрип полов, используйте звукопоглощающую подложку между черным полом и паркетным полом. Наиболее распространенная подложка — 15-фунтовая войлочная бумага, которая эффективно приглушает звуки, возникающие при трении дерева о дерево. Пропустите подстилку, и вы обязательно услышите громкие скрипы и скрипы, когда кто-то пересекает комнату!
    • Возьмите напрокат гвоздезабиватель для деревянных полов в строительном магазине, чтобы упростить установку. Традиционный метод прибивания гвоздей из твердой древесины в шпунт и паз заключается в том, чтобы забивать гвозди под углом через шпунт доски в нижний пол, но этот процесс занимает много времени и может привести к плохому вставлению гвоздей. Вместо этого рассмотрите возможность использования гвоздезабивателя для паркета, который представляет собой электроинструмент, который забивает гвозди через язычок под правильным углом, плотно прижимая доску из твердой древесины к предыдущей доске. Домашние мастера могут арендовать гвоздезабиватели для паркета за 40–60 долларов в день — инструмент стоит своих денег.

    istockphoto.com

    Советы по укладке инженерного пола с выступом и пазом
    • Используйте подложку, указанную производителем напольного покрытия. Как и твердая древесина, инженерные полы требуют звукопоглощающей подложки, но, поскольку инженерные полы можно укладывать поверх бетона или существующего пола, производитель может порекомендовать мягкий барьер из полиэтилена, который также устойчив к влаге.
    • Соедините доски вместе без усилия. Ребра шпунта и каналы канавок в инженерных полах уже и глубже, чем в полах из твердых пород дерева. Стороны досок соединяются вместе, помещая язычок одной доски в паз ранее установленной доски под углом, а затем одновременно нажимая вниз и внутрь, что приводит к защелкиванию досок.
    • Соедините концы досок, используя только монтажный блок, одобренный производителем. Установочные блоки продаются отдельно и предназначены для защиты концов паркетной доски и ламината. Попытка постучать по доскам молотком (что делается при укладке древесины твердых пород) может привести к повреждению конца инженерной доски.
    • Имейте в виду, что при установке инженерного пола поверх существующего пола уровень пола поднимется на ⅜–⅝ дюйма. Если это затрудняет правильное открывание внутренних дверей комнаты, возможно, вам придется подрезать нижнюю часть двери. Если пол в соседней комнате ниже, то между комнатами целесообразно установить межэтажный переходной порог. Порог перехода действует как плавный спуск к нижнему этажу, чтобы устранить «кромку», которая может привести к спотыканию.

    istockphoto.com

    СВЯЗАННЫЕ: Как выстрогать дверь

    Часто задаваемые вопросы о напольном покрытии с шипом и пазом

    У вас остались вопросы о том, как укладывать напольное покрытие с шипом и пазом? Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом гладком напольном покрытии.

    В. Должны ли деревянные полы быть горизонтальными или вертикальными при укладке?

    Лучше всего укладывать деревянный пол параллельно самой длинной стене комнаты.