Мтз 1025 отзывы владельцев: технические характеристики, Беларус, отзывы владельцев, цена, аналоги
Трактор МТЗ Беларус-1025 описание, фото и технические характеристики
Трактор МТЗ Беларус-1025 в отличном состоянии. Находится в Минске-Беларусь. Есть Viber и WhsApp.
Трактор «МТЗ-1025» это еще одна из наиболее популярных моделей Минского тракторного завода. Это универсальная машина одинаково хорошо впишется в технический парк, как малых, так и крупных фермерских хозяйств. Тяговый класс техники составляет 1,4 т.с. Сфера применения «1025» охватывает все сферы деятельности, от сельского хозяйства, до различных отраслей промышленности. Но родная его стихия, это все-таки работа в поле. В растениеводстве «МТЗ-1025» способен выполнять полный перечень работ. Предпосевная подготовка почвы: пахота, культивация, боронование. Работа по уходу за посевами, междурядная обработка овощей и конечно же уборка урожая, все это можно смело свалить на его металлические плечи.
Заглянув под капот, мы увидим мотор марки Д-245 производства Минского моторного завода. Это рядный, четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с наддувом и жидкостным охлаждением.
Отвечает экологическим нормам. Пуск осуществляется электростартером на 24 вольта, мощностью 6 кВт.
Для облегчения пуска оснащается электрофакельным подогревом.
- Марка двигателя – Д245;
- Мощность кВт/л.с. – 77/105;
- Номинальные обороты – 2200 об.мин.
- Количество цилиндров – 4;
- Диаметр цилиндра/ход поршня – 110/125 мм.
- Объем цилиндров – 4,75 л.
- Крутящий момент – 385 Нм.
- Потребление горючего – 171 г/л.с.ч.
Габаритно-массовые характеристики:
- Длинна/ширина/высота – 4200/1970/2820 мм.
- Колея передние/задние колеса: 1445-1990/1430-2100 мм.
- Агротехнический просвет – 465 мм.
- Радиус разворота – 4,1 м.
- Масса эксплуатационная/ максимальная – 4480/ 7500 кг.
Коробка передач трактора МТЗ-1025 Имеет синхронизированную механическую коробку передач, работающую в четырех диапазонах, в целом обеспечивает 16 скоростей вперед и 8 назад.
Скоростные характеристики при этом составляют от 2,3 до 37 вперед, и назад от 4 до 17 км/ч. Ходовая и трансмиссия трактора МТЗ-1025 Трактор является полноприводным. Задний, ведущий мост, оснащен колесными редукторами планетарного типа. Дифференциал самоблокирующийся, управляется системой. Усилены полуоси моста.
Колеса с размером шин 18,4R34. Передний мост имеет два режима работы: включен, автоматически. В автоматическом режиме, включается при необходимости, например, когда пробуксовывают задние колеса. В случае ненадобности, передний мост можно полностью отключить. Мост балочно соосный или портального типа. Важнейшими узлами моста являются: дифференциал с самоблокировкой, двухповоротные цапфы и цилиндрические планетарные редукторы.
Трансмиссия усиленная, с двухдисковой муфтой сцепления. Муфта сцепления, постоянно замкнутая, сухая, фрикционная. Тормоза как основные, так и стояночные дисковые, сухие. Тормоза прицепов приводятся в действие пневматически, и синхронизированы с тормозами трактора. Кабина и управление трактором МТЗ-1025 Кабина МТЗ-1025 с жестким металлическим каркасом, в случае опрокидывания трактора, не позволит тяжелой машине придавить водителя. Отличный обзор обеспечивается большой площадью остекления.
Боковые и заднее окна, а так же люк в крыше открываются обеспечивая дополнительную вентиляцию. Лобовое и заднее окна оснащены электрическими стеклоочистителями. Интерьер в кабине выполнен с применением современных качественных материалов, с применением шумопоглащающих, формованных панелей. Забор воздуха системой вентиляции находится в районе боковых окон.
А фильтра выполнены с возможностью частичной самоочистки, во время движения машины. Основной пост управления, выполнен таким образом, чтоб обеспечить максимально комфортную работу оператора. Тормозные педали сдвоенные с рациональной траекторией движения. Справа от водителя расположен пульт с элементами управления гидравликой, двигателем, трансмиссией.
Сиденье с пневматической амартизацией имеет регулировки во всех плоскостях, а так же по весу тракториста. В виде дополнительной опции возможна установка дополнительного пассажирского сидения. Управление трактором гидрообьемное с гидравлическим насосом и распределителем-дозатором. В рулевой трапеции установлен гидроцилиндр.
Мтз 1025: технические характеристики трактора беларус
Универсальный по многим характеристикам трактор минского завода МТЗ-1025 сочетает в себе преимущества экономичных в эксплуатации машин средней мощности с производительностью последних энергонасыщенных моделей, предназначенных для освоения больших объемов трудоемких работ.
Предлагаемый ассортимент прицепного и навесного рабочего оборудования, определяет применение трактора для выполнения самых разных сельскохозяйственных и транспортных работ. Тяговая категория машины находится на уровне 1,4 т.с. Модель Беларус 1025 отлично зарекомендовала себя в фермерских и коммунальных хозяйствах, при выполнении строительных работ разных уровней сложности.
Фото: МТЗ-1025
Технические характеристики
Трактор МТЗ-1025 входит в категорию машин повышенной мощности, тем не менее, его габариты достаточно компактные. Длина, ширина и высота базовой модели с эксплуатационным весом 4 480 кг, составляет 4200х1970х2820 мм. Расстояние между колесами переднего моста регулируется в пределах 1445-1990 мм, заднего — 1430-2100 мм, радиус поворота минимальный — всего 4,1 м.
Агротехнический клиренс высотой 465 мм гарантирует высокую проходимость тракторного агрегата и позволяет реализовать полноценный уход за высокорослыми овощными культурами.
Модификации | 1025.2 | 1025.3 | 1025.4 | 1025.5 | 1025.6 |
Мощность, л.с./кВт | 104,7/77,0 | 110,2/81,0 | 110,2/81,0 | 110,2/81,0 | 110,2/81,0 |
Число передач вперед/назад | 16/8 | ||||
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) | 236 | 249 | 235 | 234 | 234 |
Грузоподъемность, кг | 4200 |
Двигатель
Двигатель МТЗ 1025 – это экономичный, несложный в обслуживании и долговечный по ресурсу дизель с турбонаддувом мощностью 105 л.с. При среднем расходе 171 г/л.с./ч, тяговых характеристик четырехцилиндровой силовой установки достаточно для полноценной активации широкого ассортимента навесного рабочего оборудования.
В отличие от импортных аналогов, фирменный двигатель Д-245 не нуждается в специальных ГСМ, поэтому может работать на разных сортах дизельного топлива и стандартных смазочных материалов. Емкость топливного бака 156 литров. Стартерный запуск двигателя в зимние морозы упрощается электрофакельным подогревом забираемого воздуха.
Внутреннее оснащение
Изготовители МТЗ-1025, технические характеристики которого являются универсальными для работы в аграрной, лесной и строительной сферах, не забыли и о комфорте водителя. Кабина обладает привлекательным дизайном, безопасностью и защитой от природных проявлений. Обзорность обеспечивает продуманное остекление и электрические стеклоочистители. Места в салоне вполне достаточно для человека крупного телосложения, поглощение шума обеспечивает специальная структура стекла. Кабина изнутри отделана изолирующими панельными блоками и литыми ковриками.
Дополнительный комфорт обеспечивают вентиляционные и обогревательные системы. Фильтры на приборах имеют опцию самоочистки, доступ в кабину производится путем установки прочной и нескользящей подножки. На панели управления предусмотрено размещение всех необходимых приспособлений, с правой стороны находится блок управления двигателем, гидравликой и трансмиссионным узлом. Кресло оператора подгоняется под габариты водителя, пассажирское сиденье устанавливается под заказ.
Кабина и управление
Фото: кабина Belarus-1025
Особенность этой одноместной конструкции в наличии жесткого каркаса, существенно снижающего риски травмирования водителя при опрокидывании. Отсутствие кондиционера частично компенсируется вентиляцией объема кабины с помощью регулируемого остекления и люка в крыше кабины.
Комфортность рабочего места повышена за счет улучшенной теплозвукоизоляции, удобного размещения элементов управления, наличия рулевого гидроусилителя, широкого диапазона регулировок кресла водителя оборудованного пневматической амортизацией. Объем кабины достаточен для установки дополнительного менее комфортного сидения.
Устройство
Устройство трактора МТЗ-1025 типичное, как и для всей серии производства Минского тракторного завода.
Кабина
Кабина МТЗ-1025 с жестким металлическим каркасом, в случае опрокидывания трактора, не позволит тяжелой машине придавить водителя. Отличный обзор обеспечивается большой площадью остекления.
Боковые и заднее окна, а так же люк в крыше открываются обеспечивая дополнительную вентиляцию.
Лобовое и заднее окна оснащены электрическими стеклоочистителями. Интерьер в кабине выполнен с применением современных качественных материалов, с применением шумопоглащающих, формованных панелей.
Забор воздуха системой вентиляции находится в районе боковых окон. А фильтра выполнены с возможностью частичной самоочистки, во время движения машины.
Основной пост управления, выполнен таким образом, чтоб обеспечить максимально комфортную работу оператора. Тормозные педали сдвоенные с рациональной траекторией движения. Справа от водителя расположен пульт с элементами управления гидравликой, двигателем, трансмиссией.
Сиденье с пневматической амартизацией имеет регулировки во всех плоскостях, а так же по весу тракториста. В виде дополнительной опции возможна установка дополнительного пассажирского сидения.Управление трактором гидрообьемное с гидравлическим насосом и распределителем-дозатором. В рулевой трапеции установлен гидроцилиндр.
Гидравлика и навесное оборудование
Система гидравлики в навесной системе на МТЗ-1025, представлена двумя гидроцилиндрами расположенными вертикально. Система обеспечивает позиционный, силовой и смешанный режимы работы, а так же фиксирует навесное оборудование в транспортном положении.
Система навески трехточечная, укомплектована телескопическими тягами, которые позволяют удобно производить регулировку положения навесного оборудования относительно трактора. Раскосы имеют дополнительные пазы для крепления широкозахватных машин, и позволяет лучше копировать рельеф.
Для быстрого и удобного крепления навесного оборудования возможна автоматическая сцепка СА-1. Может устанавливаться как на переднее так и на заднее навесное устройство.На тракторе установлены три свободных пары гидровыводов, которые используются для обеспечения работы гидрообъемного навесного оборудования. Так же гидровыводы могут обеспечивать работу гидромоторов.
КПП и трансмиссия
Коробка передач (КПП) МТЗ-1025 — четырехдиапазонная механическая. 16 скоростей для движения вперед позволяют выбрать скоростной режим в диапазоне от 2- 3 до 37 км/ч. 8 передач обеспечивают движение трактора задним ходом со скоростью от 4-х до 17 км/ч.
Шасси трактора полноприводное. Преимущества конструкции заднего моста с планетарными редукторами эффективно реализуются за счет автоматической блокировки дифференциала. Передний мост модифицирован за счет усиления полуосей. Возможность отключения переднего привода способствует уменьшению нагрузок на трансмиссию, существенной экономии ГСМ.
Постоянно замкнутое, двухдисковое сухое сцепление обеспечивает передачу высокого крутящего момента со значительным запасом. Основной и стояночный тормоза тягача работают параллельно с аналогичными устройствами транспортных прицепов.
Гидравлическая двухцилиндровая трехрежимная навеска для МТЗ 1025 характеризуется универсальностью, свободным доступом для регулировок и обслуживания, возможностью фиксации навесных агрегатов при их транспортировке. Навеска трактора полностью совместима с фирменными агрегатами и с большей частью тракторного навесного ассортимента других производителей.
Конструкция трактора предусматривает три выхода гидросистемы, предназначенные для приведения в действие навесных и прицепных устройств, а также стационарных двигателей с гидроприводом.
Обслуживание
Своевременное проведение предупредительного техобслуживания — залог безотказной работы машины.
- Первоначально трактор подлежит обязательной обкатке при неполной нагрузке.
- За это время произойдёт притирание рабочих поверхностей с образованием мелкой металлической стружки.
После обкатки меняют масла:
- в двигателе;
- коробке передач;
- приводных мостах.
Когда трактор войдёт в нормальный режим работы, для его механизмов проводят номерные и специальные ТО.
Планово-предупредительные обслуживания необходимы для безаварийной работы техники, а также своевременного диагностирования неисправностей.
Изготовителем указаны следующие виды ТО:
- ежесменное — проводят перед началом работы;
- № 1 — выполняют через 125 часов;
- № 2 — 500 ч;
- № 3 — 1000 ч;
- специальное — каждые 2000 ч;
- общее — при необходимости;
- сезонное — проводят при переходе к осенне-зимней (ТО-ОЗ) и весенне-летней (ТО-ВЛ) эксплуатации;
- для постановки на хранение — машину консервируют при планировании длительного простоя.
Настройка плуга
Плуг относится к навесному типу дополнительного оборудования. Его подсоединяют к трёхточечному сцепному механизму.
Для плуга установлено два типа регулировок: транспортная и рабочая.
Порядок предварительной настройки:
- Плуг навешивают на заднее сцепное устройство.
- Под колёса устанавливают подкладки, опускают орудие так, чтобы лемеха коснулись опорной поверхности.
- Опускают опорное колесо вниз, затягивают его крепление.
- Выравнивают раму относительно горизонтали.
- Раскосы устанавливают соосно с фронтальными отверстиями в продольных тягах.
- Ослабляют контрольные цепи, так, чтобы они провисли, но не сильно болтались.
- Выставляют интервал между шарнирными осями в 51 мм. Для этого регулируют расстояние между проушинами левого раскоса.
Непосредственно при работе проверяют глубину вспашки. Если замеры по краям показали, что она не одинаковая, удлиняют или укорачивают переднюю тягу.
Одновременно с этим центральная опора должна располагаться вдоль продольной оси трактора, а цепи быть ослабленными.
Дополнительная информация! От правильности настройки плуга зависит качество обработки почвы и расход топлива.
Регулировка клапанов
При работе дизеля происходит изменение зазора между клапанами и коромыслами. Это приводит:
- к появлению шума;
- снижению приемистости двигателя.
Регулировку выполняют в следующей последовательности.
- Демонтируют клапанные крышки.
- Проверяют фиксацию стоек валика коромысел.
- Устанавливают по меткам поршень первого цилиндра в ВМТ при такте сжатия.
- Ослабляют контргайки соответствующих клапанов, выставляют нужный зазор, вращая регулировочный винт.
- Затягивают отпущенные гайки, контролируя настройку. Если зазор меняется, процедуру повторяют с учётом поправок.
- Настраивают остальные зазоры, выставляя поршни других цилиндров в ВМТ при такте сжатия.
- Сборку выполняют в обратной последовательности.
Достоинства и недостатки модели МТЗ-1025
Конструкторам удалось создать машину, сочетающую в себе:
- универсальность применения;
- доступную стоимость;
- умеренный расход топлива и масел;
- высокую ремонтопригодность;
- достаточно длительный срок службы.
По многим показателям сохранена унификация запасных частей и целых узлов, позволяющая уменьшить простой агрегата при выполнении ремонтных работ разного уровня сложности.
Характерный недостаток первых серий — перегрев двигателя в летнюю жару из-за низкой эффективности системы охлаждения. Проблема решается заменой стандартного четырехрядного радиатора более производительным пятирядным. Производители оперативно отреагировали на справедливые жалобы эксплуатационников, поэтому во всех последующих сериях этот недостаток полностью устранен.
Отсутствие в кабине базовой модели МТЗ-1025 кондиционера компенсируется ее умеренной стоимостью. Дополнительным оборудованием трактор комплектуется только после оформления отдельной заявки.
Исполнения
«Беларус» 1025 серии выпускают в нескольких модификациях.
- В обозначении модели это отражено цифрой, записанной через точку после указания типоряда машины.
- МТЗ-1025 производят 2, 3, 4, 5, 6 исполнения.
Все они имеют:
- одинаковую конструкцию и оснащение;
- различные системы питания двигателей.
По мере возрастания индекса дизель соответствует более жёстким экологическим стандартам, регламентирующих содержание токсичных веществ в выхлопных газах.
Капот модели МТЗ-1025.
2 принципиально отличается от других модификаций. Он представлен прямыми, рубленными формами, тогда как остальные получили плавные очертания.
Цена трактора — нового или б/у
Ценовой диапазон машины с нулевым пробегом в разных регионах страны варьируется в пределах 25-30 тысяч у.е. Для многих фермерских хозяйств проблема решается покупкой с рук техники, уже отработавшей значительную часть назначенного ресурса.
В зависимости от количества наработанных моточасов, технического состояния и комплектации, цена на б/у трактора модели 1025 находится в пределах от 250 до 500 и более тысяч гривен (10 000 — 20 000$). Основанием для существенной скидки может стать внешний вид машины, изношенная резина колес, неисправность отдельных узлов и механизмов.
Наличие широкого выбора запасных частей и агрегатов способствует ускоренному вводу неисправной техники в строй, тем не менее, экономия на приобретении машины с минимальным остатком ресурса в любом случае экономически не целесообразна.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатная гидравлика трактора обеспечивает высотное, позиционное, смешанное режимы регулирование заднего навесного устройства и глубины хода рабочих органов применяемого оборудования. Режимы регулирования осуществляются через гидроподъёмник задней навески. Для удобного подсоединения гидравлики к агрегатируемым машинам имеются правые и левые дублируемые гидровыводы, а также свободный слив для работы с гидроузлами постоянной подачи давления (гидромоторами).
В зависимости от комплектации трактора могут оснащаться трёхсекционными гидрораспределителями с рычажным управлением -РП70-1221, РП70-1221.1, RS213Мita и джойстиковым управлением двух секций и одной секции переключения рычагом распределителями РП70-622 или РП70-622.1.
Характеристики | значения |
Грузоподъёмность задней навески, кг | 4200 |
Максимальное давление в системе, мПа | 20 |
Производительность гидронасоса, литр/мин | 56 |
Ёмкость гидросистемы, литр | 28 |
Время подъёма навески, секунд | 3 |
Задняя навеска трактора
Заднее трёхточечное навесное устройство с наружной блокировкой нижних тяг, оборудовано двумя гидроцилиндрами Ц80х220. Для соединения и прицепными устройствами лифтовый подъёмник навески оборудуется сменными тягово-сцепными устройствами: ТСУ 2В — вилка короткая, ТСУ 3В -вилка короткая, штырь ТСУ 2Р «Питон», ТСУ-1М-01 -тяговый брус,ТСУ-1 -поперечина.
Задняя навеска
Аналоги
В этой категории представлены модели, отличающиеся от МТЗ 1025 мощностью двигателей, наличием дополнительных или более совершенных агрегатов. В частности, трактора моделей МТЗ 952, 892 и 1021 могут отличаться наличием синхронизированной КПП, ходового демультипликатора или дополнительных валов отбора мощности.
Наиболее близкий по рабочим характеристикам аналог — достаточно дорогой трактор китайского производства YTO-X904. Меньшая мощность этой машины компенсируется наличием более совершенной трансмиссии фирмы FIAT и двигателя PERKINS. Тяговые возможности китайского аналога ниже, однако, трактор может работать с навесным оборудованием, предназначенным для более мощных машин.
История создания
МТЗ-1025 — это усовершенствованная серия «1000».
- Первая модель этого класса сошла со сборочной линии завода в 1996 году.
- После внесения изменений в базовую конструкцию минские тракторостроители приступили к выпуску МТЗ-1025. Первую обновлённую модель собрали в 2004 году.
- Несколько модификаций серии предприятие выпускает и сейчас.
Отзывы владельцев
Трактор брали с рук с небольшим пробегом. В хозяйстве машина эксплуатируется на протяжении 3-х сезонов. Уверенно тянет трехкорпусный плуг, широкозахватный культиватор или десятикубовую цистерну на колесном шасси. Расход топлива находится на уровне менее мощного МТЗ-82. Леонид — тракторист фермерского хозяйства
Широкая резина немного усложняет обработку междурядий, но тут выручает чувствительная гидравлика руля. Запас по расстоянию небольшой, поэтому работа требует повышенного внимания. Валентин Владимирович — фермер
Во многих отзывах особо отмечается надежность минских тракторов, неприхотливость к топливу и маслам, возможность самостоятельного ремонта в полевых условиях.
Эксплуатация
Трактора МТЗ-1025 способны выполнять весь спектр сельскохозяйственных работ. Этому способствует широчайший выбор навесного, прицепного и полунавесного оборудования и высокий тяговый класс 1,4 т.с.
Машина хороша еще и тем, что ее использование целесообразна как в крупных, так и мелких хозяйствах. К примеру на площадях, где МТЗ-80/82 будет тяжело, а «1221» наоборот будет простаивать, наш герой придется как нельзя к месту. Он может использовать навесное оборудование, как своих младших собратьев, так и широкозахватные, высокопроизводительные орудия.
Отлично зарекомендовал себя и в животноводстве. Ему по силам любые работы по заготовке кормов. Прекрасно агрегатируется с прицепными, кормозаготавительными комбайнами, высокой производительности. Косилками с большой шириной захвата и возможностью плющения бобовых трав, для лучшей просушки, например прицепная КПП-4,2. Подвоз кормов на фермы и вывоз на поля органических удобрений.
Возможность установки мощного погрузчика с большой грузоподъемностью, навесного эксковатора, переднего ножа-отвала, обеспечило трактору широкое применение в строительстве и дорожных работах.
Установив навесной манипулятор, или трелевочное устройство, трактор успешно применяют в лесной промышленности.
Предлагаю послушать тех, кто работает с этим трактороми знаком с ним не по наслышке:
- Четвертый год работаю на МТЗ-1025, обрабатываю 100 Га. Пашу оборотным трех корпусным плугом, культиватор с шириной захвата 6 м. На транспортных работах показал себя хорошо, например бочку около 10,5 м3 тянет спокойно, гловное на спусках аккуратнее. Раньше специально для пахоты держал ДТ-75, сейчас «1025» перекрывает весь перечень работ, правда на подхвате все же имею еще МТЗ-82.
- Эксплуатирую технику второй год. Передние родные крылья откровенный брак, заворачиваются, как не регулируй, промучился несколько дней, после чего выкинул. Движок хороший, мощности хватает, но грелся при нагрузках, пробовал менять термостат, не помогло. Оказалось проблема с перегревом, это болячка не только моего трактора, решил ее, поставив 5-и рядный радиатор. В навеске два вертикальных силовых цилиндра, это большой плюс, но нет принудительного опускания, что очень расстроило, только под весом оборудования.
Рулевое отличное, управление ВОМ и передним мостом удобное. В общем машина не плохая, но и минусов предостаточно.
- Для тех кто не решается использовать МТЗ-1025 в междурядке из-за более широкой резины, чем на МТЗ-82, скажу. Работаю в междурядье 70 см. трактор поместился, правда запас по расстоянию минимальный. Немного практики и привыкаешь.
Беларусь Отзывы – TractorByNet.com
Главная > Беларусь
В нашей базе 134 модели Беларуси. Выберите модель ниже, чтобы просмотреть подробные обзоры, характеристики, фотографии и информация.
- Фильтр:
- Все модели (134)
- |
- Текущие модели (10)
- |
- Модели, снятые с производства (124)
Тракторы до 25 л.с.
|
|
|
25-50 HP Tractors
| 300 |
650 |
310 |
4055 |
5430 |
5440 |
Гольфмастер |
МТЗ-50 |
90 90 208LB 902LB0024 T40A |
50-100 HP Tractors
|
|
|
|
100-200 HP Tractors
|
|
|
|
Over 200 Тракторы HP
|
Vintage Tractors Don’t see модель, которую вы ищете? Нажмите здесь, чтобы предложить новую модель в нашу базу данных. Вернуться к началу Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 ••• AGRIsterСравнить тракторы: Беларус 1025 и Беларус МТЗ-102Беларус 1025 и Беларус МТЗ-102 сравнить – общая информация
Беларус 1025 против Беларус МТЗ-102 – производительность
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – двигатель
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – турбокомпрессор
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – электроника
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – ВОМ
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – тормоза
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – размеры
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – привод
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – гидравлика
Беларус 1025 vs Беларус МТЗ-102 – коробка передач
|
Добавить комментарий