Можно ли залить в систему отопления трансформаторное масло: Можно ли использовать масло как теплоноситель (вместо воды), в системе отопления частного дома?

Содержание

видео-инструкция по монтажу своими руками, отопитель для системы, фото и цена

В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет отопление отработанным маслом и как его реализовать в условиях загородного дома. Кроме того, мы рассмотрим наиболее распространённые заблуждения, связанные с применением этого вида топлива и объясним в чем их несостоятельность.

Но для начала определимся с тем, что собой представляет этот топливный продукт и каковы его основные характеристики.

Отработка – дешевое топливо, ценность которого очевидна

Отработанное, или как его еще называют техническое масло — это горюче смазочные материалы (машинное, трансформаторное или моторное масла), бывшие в употреблении. Продукт, в соответствии с ГОСТ 26098-84, представляет собой ГСМ, слитые из рабочих систем, проработавшие ресурс и утратившие первоначальные эксплуатационные качества, установленные нормативно-технической документацией.

Трансформаторное масло в системе отопления позволяет повысить теплоотдачу батарей

Отработка — это жидкий синтетический нефтепродукт, пригодный для применения в качестве смазочного материала, в качестве пропитки древесины и прочих пористых материалов, подверженных гниению. Но основной сферой применения отработки является использование в качестве энергоносителя при эксплуатации жидкотопливных котлов отопления.

Особенности эксплуатации отопительного оборудования

Схема котла заводской сборки

Современные отопители на отработанном масле — это жидкотопливные водогрейные котлы, которые при необходимости могут приводиться в действие с другими видами энергоносителей.

Конструктивно оборудование представляет собой совокупность следующих элементов:

  • патрубок для подачи топлива;
  • камера предварительного разогрева;
  • патрубок подачи сжатого воздуха с нагнетателем воздушной смеси;
  • горелка с форсункой и нагнетателем;
  • теплообменник для одного контура или два теплообменника для двухконтурной установки;
  • система отведения отработанных газов.

Схема самодельной горелки для сжигания отработки

Конструкция устройства не имеет топочного отделения с открытым пламенем. Более того, в устройстве отсутствуют элементы, подвергающиеся сильному нагреву, что обеспечивает приемлемый уровень безопасности.

Среди преимуществ оборудования следует отметить такие моменты как:

  • Доступная цена энергоносителя, так как отработку можно недорого прибрести в большинстве автосервисов, станций технического обслуживания и т.д.;
  • Высокий КПД оборудования и, как следствие, возможность обогревать как небольшие дачи, так и полноценные загородные дома;
  • Высокая пожарная безопасность отопительного процесса, так как отработанное масло характеризуется посредственной горючестью в сравнении с другими разновидностями ГСМ.

Более сложный вариант предыдущей схемы

Среди недостатков такого способа отопления отметим следующие моменты:

  • Отсутствие на рынке оборудования с полностью автоматизированным функционированием;
  • Необходимость в строительстве специального хранилища для горючесмазочных материалов;
  • Необходимость в обустройстве специального помещения под котельную;
  • Необходимость в налаживании контактов с организациями, в которых можно приобрести топливо.

Итак, как мы могли убедиться, применять отопитель на отработанном масле в условиях загородного дома выгодно, но хлопотно и это нужно учесть при выборе этих устройств.

Печь, изготовленная своими руками для эксплуатации в автосервисе

Как и другие разновидности котлов, установки, функционирующие с использованием отработки, могут быть одноконтурными или двухконтурными:

  • Одноконтурные модификации позволяют греть теплоноситель, циркулирующий по трубам и радиаторам.
  • Двухконтурная модификация позволяет греть теплоноситель и воду, применяемую для хозяйственных нужд.

Важно: Двухконтурные агрегаты могут комплектоваться как двумя, так и одним теплообменником, что в свою очередь незначительно сказывается на комфорте эксплуатации отопительного оборудования.

Как и другие котлы отопители, функционирующие с применением отработки, могут быть оснащены расширительным баком для естественной циркуляции теплоносителя или осевым вентилятором для принудительной подачи.

После того как мы определились с основными конструкционными и эксплуатационными особенностями оборудования, эксплуатируемого на отработанном масле, расскажем о наиболее распространённых мифах и заблуждениях, характерных для применения этого вида топлива.

Миф 1: Нельзя применять — необходимо утилизировать

Считается что отработка – это токсичный продукт, который подлежит немедленной утилизации и непригоден для последующего использования.

Это характерное заблуждение, которое не имеет рационального объяснения. В реальности отработанное масло по всему миру применяется в качестве недорогого энергоносителя.

Опять же степень токсичности в данном случае не превышает аналогичные показатели, характерные для других типов ГСМ. Кстати, несмотря на то, что на территории постсоветского пространства отработкой стали топить сравнительно недавно, за рубежом многие специализированные компании целенаправленно заняты производством специализированного оборудования для этого типа энергоносителей.

Миф 2: Трудность приобретения топлива

Считается, что отработку непросто приобрести, так как количество мест продажи ограничено.

Это еще одно заблуждение, так как сфера применения разнообразных смазочных материалов чрезвычайно широка, а потому топливо для экономичного обогрева вашего дома можно будет приобрести в автосервисах, станциях обслуживания сельхозтехники, в железнодорожных депо, в портах и ремонтных доках, на электростанциях и подстанциях, ресторанах и прочих предприятиях общепита.

Важно: Со сферой общепита нет никакой ошибки, так как в качестве топлива можно использовать и отслужившее свой срок растительное масло.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности и в каждой из перечисленных организаций можно договориться о постоянной отгрузке того или иного объема отработки, цена которой будет более чем доступной.

Для лучшего представления немного цифр:

  • Каждый небольшой город с населением в 100 000 человек — это как минимум 50000 легковых и грузовых автотранспортных средств.
  • Перечисленные транспортные средства ежегодно суммарно выдают свыше 300 000 литров отработки.
  • К полученным цифрам прибавим объем дешёвого топлива отработки, получаемый в результате деятельности малых и средних промышленных предприятий с погрузчиками станками и прочим оборудованием, которое по мере эксплуатации нужно смазывать.
  • Сюда же прибавим сотни единиц сельхозтехники в близлежащих совхозах или в фермерских хозяйствах. Причем в каждой единице такой техники ежегодно под замену идет не менее 10 литров масла.
  • Теперь посчитаем число соотечественников, которые располагают специализированным оборудованием для сжигания этого перспективного топлива. Таких людей единицы, так как мало кто знает об этой технологии.

Следовательно, всем этим объемом почти дармового энергоносителя можете воспользоваться вы, стоит только захотеть!

Миф 3: Экологическая небезопасность

Котел зарубежного производства с высоким уровнем автоматизации

Существует заблуждение насчет того, что использование отработанного масла в качестве топлива чревато большим количеством вредных выбросов в окружающую среду. В действительности каждый вид энергоносителей на основе нефти при горении выделяет определенный объем вредных веществ, другое дело, чем эти энергоносители жечь.

К примеру, можно жечь солярку прожорливым двигателем грузовика, который чадит, выпуская облака удушливого дыма. В то же время можно залить дизельное топливо в современный легковой автомобиль, соответствующий всем экологическим нормам. И можно сказать, что в последнем случае применение солярки будет безопасным для локальной экосистемы.

Та же ситуация и с отработкой. Если применять самодельный котел, вред для экологии будет ощутимым, при малой производительности. С другой стороны, если отопление укомплектовать современными установками таких брендов как DanVex (Финляндия) и CAEQ (Канада), масло будет сгорать полностью, и при этом практически не будет выделяться дым.

Важно: Статистика применения современных горелок западноевропейского производства показывает то, что сжигание отработки на порядок безопаснее для окружающей среды, чем сжигание каменного угля, дров и дизельного топлива.

Миф 4: Необходимость лицензирования

Котел отечественного производства, сертифицированный для применения в странах СНГ

Считается, что инструкция установки и эксплуатация отопительного оборудования, работающего на отработанном масле, предусматривает необходимость в обязательном лицензировании. В действительности это не так, поскольку лицензирование обязательно только лишь для устройств, работающих на газе.

Использование отработки в качестве энергоносителя приравнивается к эксплуатации обычных жидкотопливных котлов. Разумеется, о пожарной безопасности позаботиться придется, но контролировать соответствие системы этим нормам никто не станет.

Миф 5: Остановка оборудования после окончания запасов отработки

На фото — функционирование горелки

Есть расхожее мнение, будто бы достаточно закончиться маслу в топливном резервуаре и ваша система отопления станет полностью бесполезной.

В действительности ситуация не столь безысходна. Большая часть современных горелок, установленных в котлах зарубежного производства, универсальны в плане используемого топлива. Таким образом, если закончится масло, с тем же успехом можно будет применить солярку или бензин.

Вывод

Теперь вы знаете, что собой представляют отопительные системы, в основе которых применены котлы, работающие на отработанном масле. Более того, вы могли ознакомиться с общими сведениями о рентабельности применения таких систем.

Осталось рассмотреть перспективу применения данного оборудования в своём загородном доме и сделать соответствующий выбор, в чем вам наверняка поможет видео в этой статье.

Можно ли в систему отопления залить масло

Содержание

  1. Отопление – это важно
  2. Масло в качестве теплоносителя
  3. Достоинства
  4. Недостатки
  5. Особенности
  6. Рекомендованные сообщения
  7. Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
  8. Создать аккаунт
  9. Войти
  10. Сейчас на странице 0 пользователей

масло, применяемое для охлаждения, НЕ ГОРИТ :))) есть понятие “температура вспышки”, но она не относится к обычным условиям
применение масла в системах охлаждения останавливает только одно обстоятельство – масло ДОРОГО
для справки – хорошее масло можно ПИТЬ для отсутсвия всякого вреда организму (противно наверное только 🙂 )

мы в гараже для отопления в качестве теплоносителя применяем масло, на всю систему с расширительным баком и т. д. ушло литров 300-350

само это масло мне поджечь не удалось, дерево, политое им горит очень плохо

единственный минус – это загустение, но при прогреве масло снова становится жидким очень быстро

То что не горит, даже трансформаторное масло – это фантастика-))))Горит и потушить его – целая проблема, песком и тем нужно сыпать такой толстый слой, что замучаешься лопатой махать-)))) На всех емкостях с любым маслом стоит значек “горючеопасно”, просто для некоторый температура воспламенения не выше чем для бумаги, но, при определенных условиях могут образовываться пары, который не только легко воспламеняються, но еще и взрываються. Но, впрочем, кто с этим не согласен, может заливать масло, трасформаторное достать не сложно.
“Для обеспечения эффективного отвода тепла трансформаторные масла должны обладать наименьшей вязкостью при температуре вспышки не ниже 95, 125, 135 и 150 °С для разных марок.” – это из данных производителей масел (бумага, если мне не изменяет памят воспламеняеться при температуре порядка 200 гр. цельсия)

“Температурой вспышки называется температура нагреваемого в тигле масла, при котором его пары образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Вспышка происходит настолько быстро, что масло не успевает прогреться и загореться. Температура вспышки трансформаторного масла не должна быть ниже 135° С. Если нагреть масло выше температуры вспышки, то наступает такой момент, когда при поднесении пламени к маслу оно загорается. Температура, при которой масло загорается и горит не менее 5 сек., называется температурой воспламенения масла. Температура, при которой происходит возгорание в закрытом тигле, в присутствии воздуха, без поднесения пламени, называется температурой самовоспламенения. Для трансформаторного масла она составляет 350-400 ° С.” – это из справочника.
“Мерами, позволяющими продлить срок эксплуатации масла, являются:

1) защита масла от соприкосновения с наружным воздухом путем установки расширителей с фильтрами, поглощающими кислород и воду, а также вытеснение из масла воздуха;
2) снижение перегрева масла в условиях эксплуатации;
3) регулярные очистки от воды и шлама;
4) применение для снижения кислотности непрерывной фильтрации масла;
5) повышение стабильности масла путем введения антиокислителей. ” – это то что нужно обеспечить при эксплуатации.

Однако можно посмотреть на это
“Очень интересен класс фторорганических жидкостей. В зарубежной литературе они называются перфторуглероды. По сути, это эквивалент обычным органическим жидкостям, только вместо атома водорода везде находится атом фтора. Например есть аналоги органическим соединениям, таким как пентан С5h22 – перфторпентан С5F12, гексан С6h24- перфторгексан С6F14, триэтил(пропил,бутил)амин – перфтортриэтил(пропил,бутил)амин и т.п. Существует даже перфтортрансформаторное масло. (В отличие от настоящего трансформаторного масла перфтортрансформаторное масло при нормальных условиях является твердым веществом и используется в качестве морозостойкой смазки). Наличие фтора на месте водорода означает, что вещество полностью окислилось, ведь фтор является самым сильным окислителем, более сильным, чем кислород. Поэтому фторуглеродные жидкости инертны по отношению к любым воздействиям, в.т.ч. стабильны под действием электрического поля и температуры. Поскольку они ни с чем не взаимодействуют, они не растворяют масла, резину, воду и т.п. Высокие характеристики фторуглеродных жидкостей важны для применений. Замена атома H на атом F приводит к новым свойствам и новым возможностям:

– негорючесть;
– высокая термическая и химическая стабильность;
– инертность по отношению к металлам, твердым диэлектрикам и резинам;
– нетоксичность, отсутствие цвета и запаха;
– возможность подбора жидкостей с различными точками кипения и замерзания;
– низкая растворимость воды и высокая растворимость газов;
– отсутствие растворимости любых нефторированных материалов;
– высокий коэффициент температурного расширения.

Проведенные нами исследования поведения некоторых жидкостей при постоянном и переменном напряжении показывают, что по электрофизическим параметрам: удельное сопротивление, tg d , электрическая прочность, они значительно превосходят аналогичные показатели любых других жидкостей, включая минеральные масла. Они нетоксичны, неокисляемы, имеют низкую вязкость, в.т.ч. в низкотемпературной области. Ряд жидкостей имеют точку замерзания -70 ° С и ниже. Основное препятствие к более широкому использованию – сравнительно высокая цена. Это препятствие может быть устранено. В настоящее время имеется задел по разработке новой, более дешевой технологии получения перфторуглеродов.

Приведем численные значения некоторых электрофизических параметров. Диэлектрическая проницаемость e =1.8-2, tgd (1012-1015) Ом·м, электрическая прочность – до 500 кВ/см. Важной особенностью является достаточно высокая электрическая прочность в газообразном (парообразном) состоянии – до 200-300 кВ/cм, т.к. фторуглеродные молекулы имеют высокое сродство к электрону, т.е. они являются электроотрицательными веществами. Из других свойств отметим не только негорючесть, но и термостабильность до температуры более 400 ° С. Хотя теплопроводность фторуглеродов в два-три раза ниже, чем у трансформаторного масла, однако исключительно высокий коэффициент температурного расширения приводит к возникновению мощных конвективных потоков. При этом конвективный теплоотвод оказывается в 3-4 раза выше, чем у трансформаторного масла. Главный недостаток – дороговизна – они дороже трансформаторного масла в несколько десятков раз.

К настоящему времени в энергетике эти жидкости не нашли широкого применения. За рубежом применяются для охлаждения мощных выпрямителей и инверторов, преобразующих переменный ток в постоянный ток, для СВЧ устройств. Предполагаемое создание компактных пожаробезопасных испарительных трансформаторов для электротранспорта и компактных ЗРУ возможно только на основе перфторуглеродных жидкостей.”

Но последнее уже другая история-))))))))))))))))))))
С уважением Андрей.

а где я говорил про трансформаторное масло :))) мы используем масло, которое применяется в качестве теплоносителя для охлаждения/подогрева горющих жидкостей в химической промышленности 🙂
насчёт трансформаторного масла я не знаю :)))
у меня его нет – когда будет, то я его поподжигаю и тогда смогу об этом написать.

Для эксперимента попробуй поджечь масло Тоталь Рейсинг 10w50 :)))

С уважением, МАХ.

Re:Есть такая забавная штука как “Правила безоп По поводу правил безопасности – согласен на все 100%.

По поводу масла – трансформаторное масло имеет теплоемкось больше воды, температуру кипения выше, не электропроводно, не корозионно.
Но не бюджетно совсем.

В трансформаторах горят обмотки, возникает дуга. Там такие температуры, что гореть начинает метал как спичка. 🙂

Отопление – важный вопрос, с которым встречается каждый владелец дома или коттеджа. Помимо выбора оборудования необходимо определиться с обогревающей жидкостью. Все чаще люди задумываются о том, чтобы использовать масло, а не воду для системы отопления дома. Существует множество мнений касательно этого вопроса, в которых мы постараемся разобраться.

Отопление – это важно

Вопрос отопления возникает еще во время проектирования нового дома. Иногда он появляется при изменении режима эксплуатации. Так, например, человек мог приобрести себе дачный домик, в котором прошлые хозяева бывали только в теплое время. Теперь же он намерен посещать его поздней осенью и зимой. Что же делать? Не оставаться же в холодном помещении? Ответ очевиден – отопление. Важно выбрать какое именно и с каким теплоносителем. Это зависит от многих факторов.

Большинство старается использовать в своей системе воду, так как она является самым дешевым и энергоемким теплоносителем. При этом если температура упадет ниже нуля, то она замерзнет. В результате систему придется отогревать, и в лучшем случае заваривать некоторые лопнувшие трубы. В худшем – менять всю систему, включая котел. Такая ситуация не только не приятная, но и затратная.

Поэтому зимой для воды используются специальные добавки, препятствующие замерзанию. Они бывают разные, начиная от жидкости с минеральной солью, и заканчивая спиртовыми. Каждая обладает своими положительными и отрицательными качествами. Но все же, ни одну из них нельзя назвать идеальной. Именно в связи с этим многие задумываются не о том, что добавить в воду, а на что ее заменить.

Масло в качестве теплоносителя

Как многим известно, масло имеет значительно меньший порог замерзания, чем та же вода. Поэтому и появляются идеи использовать именно его в системе отопления. Как и во всем здесь есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства

Отработанное масло в системе отопления имеет массу достоинств:

  1. В зимний период жидкость не замерзнет. Разве что температура в доме упадет до отметки в -35 градусов по Цельсию. Согласитесь, такое вряд ли будет.
  2. Не важно, как долго держится отрицательная температура – это никак не влияет на масло. Включить котел и начать отапливать помещение можно в любой момент.
  3. Низкая испаряемость за счет структуры.
  4. Нет необходимости дополнительно вливать какие-либо присадки для того, чтобы теплоноситель не замерзал.
  5. Масло обладает высокими антикоррозийными свойствами. Поэтому нет необходимости часто промывать систему.
  6. Имеет высокую термическую стабильность.

Несмотря на очевидные преимущества этого вида теплоносителя, все же существует ряд недостатков:

  1. Необходимость фильтрации перед вливанием в систему. Дело в том, что обычно отработка представляет собой смесь из множества масел разных марок и вязкости. Помимо этого, она содержит в себе сторонние компоненты в виде грязи и металла. Процесс очистки немалого объема может обойтись в крупную сумму.
  2. Наличие нужного количества. На данный момент еще нет компаний, которые занимаются целенаправленным сбором и очисткой масла для будущего вливания в системы отопления. А потому найти достаточное количество нужной консистенции будет проблематично.
  3. Высокая пожароопасность. В случае утечки возникает возможность воспламенения. Правда для этого жидкость должна войти в непосредственный контакт с открытым источником огня.
  4. Недопустимо использование котла с прямым нагревом.
  5. Замена всех резиновых прокладок и соединителей на маслостойкие, найти которые будет сложнее, так как обычные системы отопления ими не комплектуются. Кроме того, их покупка может обойтись в крупную сумму.

Особенности

Перед заливкой отработанного масла в систему важно проверить множество нюансов, которые в будущем повлияют на работу и комфорт жильцов.

Итак, известно, что этот теплоноситель текучий, даже в холоде. Но для обычного отопления – этого недостаточно. Теплое и остывшее масло имеет значительно отличающуюся друг от друга вязкость. Поэтому трубы в системе должны иметь одинаковый диаметр. А иногда на обратных отводах можно сделать и крупнее. Дело в том, что котел сам по себе разогревается быстро, но при этом не успевает проталкивать масло. В этом случае возможно даже закипание.

Также важно заранее подумать о размерах расширительного бачка. В водных системах обычно берется 10% от общего объема жидкости. С маслом дела обстоят немного сложнее, ведь при нагревании оно увеличивается больше, чем h3O. Несмотря на это уровень в системе все равно нужно время от времени проверять и при необходимости доливать. В таких конструкциях рекомендуется ставить баки, размером в 30% от общего объема.

Особенно важным условием в вопросе отопления дома отработанным и уже очищенным маслом является герметичность. В большинстве случаев с первого раза не получается полностью избежать протечек. Идеальным считается в таких местах накладывание нового сварного шва, так как прокладки и подобные элементы не решают ситуацию. После этого система запускается и проверяется на полную герметичность – в местах, где есть даже микроскопические отверстия, появляются небольшие капли. В этом случае желательно слить все масло и переварить проблемные места. При этом повторять процедуру нужно до полного исправления системы.

Необходимо обязательно обратить внимание на все соединительные резьбы. Очень важно, чтобы они были качественными, особенно на подаче. В противном случае при нагревании на них могут появляться небольшие капли. А иногда соединение даже будет протекать. При этом герметизировать подобный стык будет сложно. Можно сразу сказать, что решить проблему паклей или фумлентой не удастся. В некоторых случаях помогают специализированные герметики, способные выдерживать температуру до 400 градусов.

Если говорить в целом, использование масла в отопительной системе позволяет оставлять помещение на длительное время в любую погоду. И при этом нет необходимости волноваться за ее переохлаждение. Кроме того, с помощью этого теплоносителя можно нагревать батареи до больших температур, не боясь выхода из строя системы. Но, как и везде, существуют свои положительные и отрицательные стороны.

Автор: SvTok, 17 октября 2016 в Прочее

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Трансформаторное масло

Масляные трансформаторы в Соединенных Штатах питают экономику нашей страны. Бесперебойная работа этих трансформаторов во многом зависит от качества и состояния масла внутри каждого блока. Трансформаторное масло специально разработано, чтобы иметь как высокую теплопроводность, так и высокую диэлектрическую прочность для охлаждения и изоляции. В этой статье мы расскажем о назначении трансформаторного масла, наиболее распространенных типах масла и о том, какой тип вы должны использовать в своем трансформаторе.

Назначение трансформаторного масла

Охлаждение

Масло в баке трансформатора охлаждает обмотки за счет естественной конвекции. Самые горячие точки в баке трансформатора расположены внутри и вокруг обмоток трансформатора, и в результате жидкость внутри и вокруг сердечника и катушек будет теплее. Эта более теплая, более плавучая жидкость вокруг обмоток мигрирует к менее плавучим жидким пространствам в баке, рассеивая тепло от сердечника и катушек. В более крупных трансформаторах более теплая жидкость проходит через радиаторы, где тепло отводится в окружающий воздух. Когда жидкость в радиаторах остывает, она отталкивается обратно к обмоткам более теплой жидкостью, циркулирующей через бак. Более холодная жидкость снова нагревается по мере приближения к центру бака рядом с обмотками, и процесс повторяется, как показано на изображении ниже.

Электрическая изоляция

Трансформаторная жидкость играет ключевую роль в системе изоляции трансформаторов. Обмотки трансформатора изолированы рабочей смесью бумаги (состоящей из целлюлозы) и жидкости. Совместное действие бумажной изоляции и жидкости обеспечивает диэлектрическую прочность, необходимую для безопасной и эффективной работы трансформатора. Высокая диэлектрическая прочность означает, что изоляционный материал сохранит свою целостность при воздействии сильного электрического поля. Общая диэлектрическая прочность изоляционной жидкости измеряется максимальным напряжением, необходимым для возникновения повреждения изоляционной среды, называемым напряжением пробоя диэлектрика. Напряжение пробоя диэлектрика всегда будет значительно выше номинального напряжения обмоток трансформатора, чтобы обеспечить работоспособность системы изоляции трансформатора. На заводе проводятся диэлектрические испытания для подтверждения целостности изоляции, такие как импульсное и короткое замыкание.

Смазка

Многие маслонаполненные трансформаторы на подставках и подстанциях содержат такие устройства, как переключатели ответвлений или выключатели нагрузки. Эти устройства погружены в диэлектрическую жидкость трансформатора и предназначены для работы в масле. По этой причине трансформаторная жидкость должна обеспечивать удовлетворительное смазывание этих устройств. Жидкость должна обеспечивать плавную работу движущихся компонентов и предотвращать блокировку или заедание между контактными точками.

Типы трансформаторной жидкости

Сегодня на рынке представлено несколько различных типов жидкостей, используемых в трансформаторах. Из доступных вариантов жидкости наиболее распространены три:

  • Минеральное масло
  • Натуральная эфирная жидкость (FR3)
  • Силикон.

Минеральное масло

Минеральное масло представляет собой жидкость на углеводородной основе, получаемую путем перегонки масел нафтеновой основе. В течение многих лет эта жидкость использовалась для трансформаторов, поэтому на сегодняшний день имеется больше данных о ее характеристиках, чем о любых других жидкостях, представленных на рынке. Минеральное масло имеет низкую вязкость, что делает его эффективной жидкостью для охлаждения за счет естественной конвекции.

Температура воспламенения минерального масла составляет около 165 градусов C, что не позволяет считать его подходящей жидкостью для применений, требующих «менее воспламеняемой жидкости». Трансформаторы, заполненные минеральным маслом, будут иметь обозначение класса охлаждения ONAN («О», обозначающее жидкость с температурой воспламенения ниже 300 градусов C). Большинство вариантов минерального масла содержат ингибитор для повышения устойчивости к окислению и уменьшения накопления шлама внутри бака трансформатора. Наличие этого ингибитора по большей части стандартизировано в отрасли и обозначается префиксом «Тип II».

Натуральные сложные эфиры (FR3)

Первоначально разработанные для создания более экологически чистой версии для жидкостей с более высокой температурой воспламенения, природные сложные эфиры в настоящее время используются в тех случаях, когда требуется трансформатор, заполненный менее воспламеняющейся жидкостью. Трансформаторы, заполненные природными эфирами, имеют на заводской табличке маркировку класса охлаждения KNAN («К» обозначает жидкость с температурой воспламенения выше 300°C). Жидкости на основе натуральных эфиров обычно изготавливаются на основе растительного масла, а не минерального масла, подобного минеральному маслу на углеводородной основе.

За прошедшие годы на рынке было представлено несколько версий жидкостей типа натуральных эфиров. В настоящее время наиболее важным и широко используемым вариантом в США является FR3. Он на 100% основан на растительном масле и полностью биоразлагаем с температурой воспламенения около 330 градусов по Цельсию или выше. Использование FR3 в трансформаторах также может обеспечить дополнительное увеличение мощности трансформатора в кВА. Исследования показали, что использование FR3 также может увеличить срок службы системы изоляции трансформатора. В некотором смысле FR3 может просушить бумажную изоляцию вокруг обмоток. Влага вблизи катушек постоянно удаляется от обмоток и посредством гидролиза преобразуется в мягкие безвредные жирные кислоты, что устраняет вредное воздействие влаги, скапливающейся внутри и вокруг обмоток.

Силикон

Силикон — это синтетическая жидкость, которая сегодня менее широко используется в трансформаторах. Его высокая температура воспламенения делает его подходящим для применений, требующих менее воспламеняемой жидкости, однако, поскольку он не обладает способностью к биологическому разложению, природные эфиры обычно предпочтительны там, где требуется высокая температура воспламенения. Между натуральными сложными эфирами и минеральным маслом силикон обычно является более дорогим из трех.

Сравнение трансформаторных масел

Сравнение жидкостей

90 066 От низкого до нулевого
66 Стоимость Химическая основа
Минеральное масло ~155°C ~165°C Плохой От низкого до нулевого От низкого Нефть
Природные сложные эфиры (FR3) ~330°C ~360°C 90 067 100% Нет Высшее Растение
Силикон ~300°C ~370°C Нет Самый высокий Силоксан

Особенности холодного пуска с минеральным маслом & FR3

Установка некоторых трансформаторов при низких температурах требует особого внимания в отношении трансформаторной жидкости. При подаче питания на трансформатор в минусовых условиях (ниже 0 градусов С) важно иметь в виду, что внутри бака, скорее всего, будет иней и лед. Эта влага может повлиять на диэлектрическую прочность трансформаторной жидкости.

Вязкость минерального масла ниже, чем у FR3, и оно имеет более эффективную температуру застывания при более низких температурах, но его диэлектрическая прочность ослабевает при попадании влаги при низких температурах. Однако FR3 намного эффективнее сохраняет свою диэлектрическую прочность при более низких температурах. Однако из-за более высокой вязкости в более холодном климате FR3 не сможет свободно проходить через трансформатор, пока блок не прогреется под нагрузкой.

В результате трансформаторы, заполненные как минеральным маслом, так и трансформаторы, заполненные FR3, потребуют специальных процедур запуска в более холодном климате. Рекомендуемые процедуры холодного пуска трансформаторов можно найти в стандартах IEEE C57.12.00, C57.9.3.00 и C57.106.00.

Полихлорированные бифенилы (ПХБ)

Хотя это не является проблемой для трансформаторных жидкостей, производимых на современном рынке, одно время ПХД были очень распространены в трансформаторных жидкостях. Их присутствие в жидкостях обеспечивало очень высокую температуру воспламенения для трансформаторов, требующих менее воспламеняющихся свойств (например, для установки внутри помещений). Когда стало известно, что ПХБ чрезвычайно опасны, их использование в трансформаторных маслах было запрещено (1979 г.).

Сегодня озабоченность по поводу ПХД в трансформаторных жидкостях связана с эксплуатируемыми сегодня старыми агрегатами, которые были построены примерно в то же время, когда такие жидкости использовались. Устройства с датой изготовления до 1980 следует протестировать, чтобы определить, присутствуют ли в масле ПХБ.

Как проверить трансформаторное масло

Вы можете проверить свое трансформаторное масло с помощью анализа растворенных газов (DGA), который долгое время был самым надежным и точным методом определения внутреннего состояния маслонаполненных трансформаторов. Анализ требует взятия пробы масла из установки, извлечения газов из пробы и анализа газов с помощью газовой хроматографии. Результаты хроматографии сообщают лаборатории о различных проблемах, которые могут возникнуть внутри трансформатора.

Какой тип масла следует использовать в трансформаторе

Выбор используемой жидкости зависит от того, что наиболее важно для вас, стоимости, окружающей среды и т. д.

Если вы ищете недорогую жидкость, минеральное масло является надежным решение, и может быть лучшим вариантом. С другой стороны, для применения внутри помещений, требований к пожаробезопасности и способности к биологическому разложению идеальным выбором являются натуральные эфиры (FR3).

Что бы вам ни понадобилось, Мэддокс поможет вам найти решение. Позвоните нам, чтобы узнать цену.

ЗАПОЛНЕНИЕ ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА

Оксана Мазур

Оксана Мазур

Менеджер проектов в GlobeCore

Опубликовано 5 августа 2019 г.

+ Подписаться

Термин «заливка трансформаторного масла » , как он используется в данной статье, имеет два значения. Первый – это процесс, компенсирующий потери масла в процессе эксплуатации трансформатора. Второй – заливка трансформатора маслом перед вводом в эксплуатацию или после капитального ремонта. Масло является неотъемлемой частью трансформатора. Изолирует компоненты под напряжением, рассеивает тепло и защищает твердую изоляцию от влаги. Если уровень масла по каким-либо причинам падает, то обмотки и сердечник трансформатора могут перегреваться, а также теряется диэлектрическая прочность системы изоляции в целом. Это приводит к неисправностям и выходам из строя трансформаторов, вызывая многомиллионные убытки. Вот почему 9Заливка трансформаторного масла 0008 должна выполняться только квалифицированным персоналом с максимальной осторожностью.

ПОЧЕМУ ПАДАЕТ УРОВЕНЬ МАСЛА В ТРАНСФОРМАТОРЕ

Изменения уровня масла в трансформаторе обычно вызываются колебаниями температуры окружающей среды, а также нагрузками трансформатора. Есть и другие причины, такие как:

  • плановый отбор проб;
  • замена силикагеля в адсорбционных фильтрах;
  • очистка или регенерация масла в трансформаторе;
  • негерметичность маслосистемы.

Заправка маслом  также требуется для выключателей и измерительных трансформаторов. Выключатели могут потребовать заливки масла как после отбора проб и утечек, так и для компенсации потери объема изоляционной жидкости из-за искрения.

СПОСОБ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ МАСЛА В ТРАНСФОРМАТОРЕ

В процессе эксплуатации трансформатора необходимо контролировать уровень масла. Этот процесс упрощают маслоиндикаторы, устанавливаемые в стенках баков трансформаторов или расширительных баков. При снижении уровня масла ниже минимального необходимо отключить трансформатор и проверить его на герметичность. Если устройство герметично, заправка маслом может быть выполнена.

МОЖНО ЛИ СМЕШИВАТЬ ТИПЫ МАСЛА?

Во многих случаях требуется заливка трансформаторного масла, но нужный тип изоляционной жидкости недоступен. Вопрос, можно ли смешивать трансформаторные масла? Производитель трансформатора обычно предоставляет ориентировочную информацию. Некоторые запрещают смешивание масел, изготовленных из разных сортов нефти. Другие допускают смешивание различных масел, но только в том случае, если оба типа содержат или не содержат антиоксидантные присадки. При смешивании масел с присадками и без них необходим предварительный анализ для определения общей стабильности смеси при данном соотношении.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАЛИВКИ МАСЛА ПЕРЕД ВВОДОМ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИЛИ ПОСЛЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

 Установку GlobeCore UVM-4/7 можно использовать для заливки масла перед вводом в эксплуатацию или после капитального ремонта. Этот блок выполняет несколько функций, что делает его хорошим выбором для использования с трансформаторами. УВМ-4/7 используется для подготовки трансформаторного масла (дегазации, удаления воды и механических примесей), вакуумирования баков трансформатора и заполнения их маслом. Отметим, что заливка масла в трансформаторы до 110 кВ не требует вакуума. Однако без герметичной защиты масла и напряжения 150-500 кВ необходим вакуум.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАЛИВКИ МАСЛА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА

Заливка трансформаторного масла имеет несколько отличий при выполнении в процессе эксплуатации трансформатора. При напряжении до 35 кВ вакуум не требуется. Масло должно быть холоднее сердечника трансформатора, но горячее 10 ºС. Вакуумация требуется при напряжении выше 110 кВ. Блок UDM был разработан специально для перекачки, хранения, транспортировки и добавления масла. Установка оснащена емкостью для масла объемом 1000 литров, а максимальная производительность заправочного насоса составляет 1,7 м3/час. GlobeCore также предлагает продукты, добавляющие масло через трансформаторные и переключающие втулки. Это установки типа УВД, которые могут готовить (дегазировать), хранить и транспортировать небольшие партии нефти (до 30 литров). Объем фактической заправочной секции составляет 4 литра. Продукция GlobeCore охватывает весь спектр заливки трансформаторного масла и добавления масла в электрические системы.

[email protected] для более подробной информации.

  • Оперативное обслуживание трансформаторов без сбоев и аварий

    12 февраля 2019 г.

  • Постоянная молекулярная фильтрация трансформаторного масла на трансформаторе под напряжением. CMM-SSD от GlobeCore

    22 января 2019 г.

  • Удаление агрессивной серы и ее соединений из трансформаторного масла

    5 декабря 2018 г.

  • Очистка трансформаторов горячим маслом при включенном и обесточенном состоянии

    21 ноября 2018 г.

  • РЕГЕНЕРАЦИЯ ТУРБИННОГО МАСЛА В ГИДРОЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

    14 ноября 2018 г.

  • АНАЛИЗ РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА

    1 ноября 2018 г.

  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕДУКТОРА ВЕТРОТУРБИНЫ

    1 ноября 2018 г.