Моточас сколько это: что это такое, как считается, чему равен 1 моточас в часах

зачем нужно считать, как перевести моточасы в километры?

4 ноября, 2020 0


Моточасы важны для своевременного устранения неисправностей, ТО и замены изношенных деталей. Двигатели классифицируются в зависимости от используемых материалов, условий работы и прочих характеристик.

Содержание

  • Что такое моточасы?
  • Как правильно писать моточас или мото-час
  • Разные типы счетчиков
  • Как рассчитываются моточасы
  • Моточасы и часы
  • Моточасы и километры
  • Моточас и машиночас
  • Заключение

Что такое моточасы?

В двигателе есть детали, которые при работе соприкасаются, из-за чего постепенно изнашиваются. На это влияют различные факторы. Чем быстрее работает двигатель, тем быстрее приходят в негодность его узлы. Поэтому при диагностике агрегатов важно определить ресурс работоспособности.

Моточас  –  параметр, который позволяет оценить продолжительность работы ДВС, с расчетом всех характеристик. Однако, это не значит, что он будет равен привычному нам часу. Для разных типов ДВС он будет либо чуть больше, либо чуть меньше часа. Для корректировки используются коэффициенты, которые учитывают материалы, из которых изготовлен силовой агрегат, условия эксплуатации, влияющие на износ агрегата.

Из этого можно сделать вывод, что точного определения «моточас» нет. При ТО или его планировании он часто приравнивается к 60 минутам. Иногда сами производители дают рекомендации по подсчёту и указывают формулы или коэффициенты для расчетов в документах к агрегату.

Рассчитанные моточасы обязательно заносятся в отчет после диагностики, как и данные пробега в километрах. Современные диагностические приборы позволяют посчитать моточасы и при этом не считать их вручную. Автомобиль просто подключается к компьютеру, и система сама определяет состояние узлов и деталей.

Как правильно писать моточас или мото-час

В разных источниках можно встретить следующие варианты сокращений словосочетания «моторный час»: моточас, мото-час, моторочас. Единого мнения насчет правильного написания нет до сих пор даже среди лингвистов. С одной стороны правила русского языка говорят, что сокращения такого типа пишутся слитно, но для единиц измерения есть исключения, согласно которым «мото-час» следует писать через дефис.

С другой стороны, есть вариант написания этого термина через соединительную гласную «о» — моторочас. Это также не противоречит правилам русского языка, но с точки зрения употребления будет не совсем корректно. Да и в научной литературе и справочниках всегда используется слитное написание «моточас».

Согласно Словарю сокращений русского языка слово «моточас» пишется слитно. В последнее время лингвисты сходятся в том, что все-таки слитное написание «моточас» будет более корректно.

Разные типы счетчиков

Для разных типов автомобильной техники существуют разные типы счетчиков. Но разные они скорее по внешнему виду, а работают они все по одному и тому же принципу. Как правило большинство счетчиков моточасов идут вместе с тахометром и показывают значения, отталкиваясь от оборотов коленвала ДВС.

  • Для трактора. При работе вхолостую моточас приравнивается к 60 минутам, при стандартной к 40 минутам, при интенсивной – к 20 минутам.
  • Для автомобиля. Здесь важно учитывать не сколько автомобиль двигался, а сколько просто стоял на месте, но с работающим двигателем. Как правило, 200 Мч приравнивается к 15 000 км пробега. Само по себе наличие такого счетчика позволяет владельцу автомобиля контролировать его техническое состояние и планировать ремонт и обслуживание.

Существуют разные типы автомобильных датчиков, которые различаются временем запуска. Одни включаются вместе с зажиганием, другие срабатывают при вибрации двигателя. По эффективности и правильности подсчета эти типы мало чем отличаются.

  • Для лодочного мотора. Работа этого типа счетчиков отличается от прочих. Здесь он работает не только во время заведенного двигателя, но и после его остановки. Счетчик моточасов соединен с тахометром таким образом, что при работе двигателя прибор работает как тахометр, а после остановки агрегата отображаются Мч. Принудительное отключение прибора возможно, но счетчик моточасов сбрасывается. Поэтому отключать прибор полностью не стоит.
  • Для дизеля. Самая распространенная модель счетчика – ТС-013. Он представляет собой тахометр, куда встроен сам счетчик.
  • Для генератора. Периодичность обслуживания генераторов, в том числе бензиновых, напрямую связано с моточасами. Для генераторов важно защитить датчик от помех, чтобы показатели были корректными. Поэтому для генераторов есть бесконтактные датчики, которые подключаются к свечам зажигания. Защита от помех осуществляется через металлический корпус датчика.
  • Для мотоблока. Бесконтактный прибор – ТС-011. В прибор встроен счетчик моточасов и счетчик, показывающий время, оставшееся до технического обслуживания.
  • Другие. Существуют и другие типы счетчиков: активируемые от вибрации двигателя, электрического импульса при запуске и прочие.

Как рассчитываются моточасы

Расчет количества моточасов необходим прежде всего для определения необходимости технического обслуживания. На практике получить точный результат не так просто. При любом способе подсчета результаты будут относительными и не будут отражать реальный износ двигателя. Для корректного подсчета обратитесь к технической документации производителя и посмотрите рекомендуемые формулы и коэффициенты там. Если они не указаны, то только тогда стоит пользоваться общепринятыми формулами.

Первый способ – подсчитать моточасы вручную, без использования приборов. Однако этот способ даст приблизительные данные, но с их помощью можно примерно определить износ двигателя и спрогнозировать дату очередного обслуживания, если свериться с документацией двигателя и рекомендациями производителя.

Второй способ – использование различных приборов, которые дают более точную картину состояния узлов ДВС. Это могут быть различные датчики и счетчики, например такие, как рассмотрены выше.

Для более точных расчётов моточаса, важно ввести понятие «номинальная мощность». 1 Мч приравнивается к стандартному часу в случае работы двигателя на номинальных оборотах.

На холостом ходу детали двигателя получают меньший износ, а значит и моточас будет больше. При большей нагрузке больший износ, а значит и моточас будет меньше. Поэтому, в случае постоянной работы двигателя на износ, не стоит дожидаться установленных производителем сроков ТО, а проводить его раньше.

Для упрощения вводятся специальные коэффициенты. Если обороты двигателя превышают номинальные, то коэффициент больше единицы, если не превышают – меньше единицы. В полученные расчеты вводятся корректировки, учитывающие расход топлива.

Для стационарных двигателей, например дизельных генераторов, вести расчет моточасов проще. Так как внешние факторы, влияющие на износ узлов механизма минимальны, высчитывать моточасы можно и вручную, просто фиксируя отработанное время. В этом случае 1 Мч будет приравниваться к стандартному часу.

Еще сложнее провести расчеты на агрегатах, работающих с изменяемой нагрузкой. В этом случае нагрузки на узлы будут разные, поэтому спрогнозировать их износ вручную довольно сложно. Поэтому в случае с такими двигателями, применяются тахографы, которые учитывают частоту вращения коленвала и корректируют количество моточасов в зависимости от показателей.

Моточасы и часы

Чтобы определить состояние деталей ДВС и вовремя провести ТО важно смотреть не только на пробег в километрах, но также и на моточасы. Однако, для определения показателей двигателя иногда требуется перевести их в обычные часы. Также иногда это требуется для составления отчетности или заключения о техническом состоянии агрегата.

При расчете моточасов стоит придерживаться алгоритма:

  • На холостых оборотах 1 Мч = 1 ч;
  • На умеренных оборотах 1 Мч = 40 минут;
  • Высокие нагрузки оказывают большее воздействие на узлы и детали, что приводит к большему износу. В этом случае 1 Мч = 20 минут.

Моточасы и километры

Моточасы гораздо удобнее с точки зрения определения состояния ДВС. Но более привычно для всех, чтобы пробег указывался в километрах. Поэтому сроки ТО также устанавливаются в зависимости от этой величины. Как же определить сколько километров приравнивается к 1 Мч?

Четко установленных нормативов не существует, поэтому все сравнения будут примерными. Для удобства сравнения величин были введены следующие соотношения (Мч – Км):

  • Легковые и грузовые а/м: 1Мч – 25 км;
  • Тракторы (кроме гусеничных): 1 Мч – 10 км;
  • Гусеничная техника: 1Мч – 5 км.

Как правило производитель устанавливает периодичность обслуживания, используя километры пробега. Например, 5000 км для ТО-1 и 15000 км – для ТО-2. Но эти нормативы даются производителем с расчетом на то, что агрегат будет использоваться в нормальных условиях. При частой работе на высоких нагрузках эти нормативы будут неактуальны. Для этого и необходимы моточасы, так как более детально отражают степень износа двигателя. Например, часто бывает, что замену масла и прочих технических жидкостей необходимо производить, когда пробег достиг только половины от рекомендуемого.

Некоторые производители дают свои рекомендации по подсчету в технической документации к силовому агрегату. Если таких рекомендаций нет, то стоит использовать общепринятые нормативы сравнения двух величин.

Моточас и машиночас

Моточас  –  условная единица измерения, не имеющая четкого нормативного определения для всех типов двигателей. Она отражает количество оборотов ДВС с учетом условий работы.

Многие встречают в справочной литературе понятие «машиночас» и зачастую принимают его за «моточас», что ошибочно. Машиночас  –  это экономическая величина, которая определяется как время, затраченное на работу какого-либо агрегата, необходимое для производства чего-либо. Машиночас необходим, чтобы посчитать затраты на изготовление единицы продукции.

Моточас и машиночас – разные параметры из разных научных областей, поэтому сравнивать их некорректно, а перевести один в другой не получится. Машиночас используется в экономике при расчётах затрат на производство чего-либо. Прежде всего это нужно для определения себестоимости продукции и экономической эффективности использования оборудования в производстве.

В качестве примера области, в которой используются машиночасы, можно привести автомобильные перевозки или сельское хозяйство. Например, известно, что один комбайн за час собирает 1 гектар пшеницы. Все параметры работы техники суммируются, считаются затраты (расходные материалы, логистика, зарплата работников и прочее). Исходя их полученных значений определяются цены, сроки окупаемости инвестиций и рентабельность производства. Поэтому понятие машиночаса так важно, но не с технической, а с экономической точки зрения. Этот показатель никаким образом не влияет на износ деталей и агрегатов.

Заключение

Для любого двигателя важна правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание. Это предполагает замену расходных материалов и требующих ремонта деталей. Это позволяет не доводить ДВС до критического состояния и предупреждать возможные поломки. Поэтому так важно правильно определять состояние узлов двигателя не только через пробег в километрах, но и через моточасы. Чем ответственнее относиться к контролю за состоянием двигателя, тем дольше он прослужит.

 

Рекомендуем почитать:

  • 0 комментариев

    ТОП 15 самых длинных автомобилей в мире — длина в метрах и фото

    С развитием научно-технического прогресса человечество постоянно стремилось создать что-то необычное, пусть и не имеющее практического…

    22 сентября

  • 0 комментариев

    Строение современного легкового автомобиля

    Автомобиль — это сложный механизм. Но каждый водитель должен хотя бы базово понимать, по какому…

    19 июля

  • 0 комментариев

    Бьет руль при торможении на большой скорости — причины и способы решения

    Некоторым водителям кажется, что если руль начинает дрожать, то это неопасно и проблема исчезнет самостоятельно….

    13 мая

Моточасы двигателя машины — что это и зачем нужно?

  1. Почему важно знать количество моточасов?
  2. Как рассчитать количество моточасов?

Моточасы – единица измерения фактически отработанного времени двигателя с учетом среднего количества оборотов коленвала. Данный параметр может быть рассчитан для любого типа ДВС (двигателей внутреннего сгорания): бензиновые, дизельные, двухтактные и т.д. В отношении легкового автомобиля моточас позволяет понять реальный износ мотора – это более объективный показатель, чем километраж. Например, жители мегаполисов много времени проводят в пробках, километраж не растет, а износ двигателя увеличивается.

Почему важно знать количество моточасов?

На автосервисах и центрах замены масла всегда указывается километраж, наездив который водителю нужно менять моторное масло. Обычно – это 10 000 – 15 000 км, хотя фактически периодичность замены зависит от моточасов. Например, в лодочных моторах масло меняют только по данному параметру, без учета километража. Тем более стоит учесть, что у каждого авто свои особенности эксплуатации и если машина часто стоит в пробках, масло раньше выработает свой ресурс, что на долгой дистанции приведет к появлению проблем с мотором.Указание километража имеет смысл, если он будет наезжен в идеальном смешанном цикле, без длительных простоев авто в пробках и прогревов в зимнее время.


Источник изображения: auto-volgograd.com

На основании независимого исследования были опубликованы данные по выработке ресурса масла в моточасах, в зависимости от его типа:

  • Минеральное масло – 150 часов;
  • Полусинтетическое масло – 250 часов;
  • Синтетическое масло – от 250 до 450 часов в зависимости от класса.

В случае превышения указанного ресурса все полезные свойства масла заканчиваются, что сильно увеличит износ двигателя автомобиля.

Как рассчитать количество моточасов?

Продолжительность идеального моточаса приравнена к астрономическому часу (60 минутам), но она зависит от количества оборотов коленвала. В качестве идеального значения, берут средние обороты, с учетом холостого хода авто при прогреве мотора, езды по городу, трассе и т.д. Соответственно, если автомобиль стоит в пробке и работает на холостых оборотах, продолжительность моточаса будет более 60 минут. Если авто едет по трассе а обороты в районе 2 000 – 3 000, продолжительность моточаса менее 60 минут.

Есть 4 способа рассчитать выработанные моточасы для авто:

  1. На некоторых современных немецких автомобилях бортовой компьютер самостоятельно считает параметр и выводит информацию на экран, но практика автоматического подсчета моточасов еще не до конца закрепилась у производителей.
  2. Подсчет на основе средней скорости. Также подходит не для всех авто. Актуально, если бортовой компьютер показывает среднюю скорость за определенный отрезок времени (километраж). Чтобы получить объективные данные, рекомендуется наездить не менее 1 500 – 2 000 км. Тогда расчет проводится по формуле: Р=S*М, где Р – периодичность замены масла в километраже, S – средняя скорость авто, М – количество моточасов до выработки рабочего ресурса масла. Например, средняя скорость машины – 35 км/ч, а в двигатель заливается полусинтетическое масло с ресурсом в 250 моточасов. В таком случае 35*250=8 750 км. Наездив данный километраж, водителю рекомендовано заменить масло.
  3. Подсчет на основе расхода топлива. Здесь нужно знать норматив расхода топлива для авто в смешанном цикле и рекомендуемая производителем периодичность замены масла в километраже. Например, OpelOmegaB с дизельным двигателем 2.2 в смешанном цикле расходует 6.9 литра топлива на 100 км. В мотор залито масло с рекомендованным километражом в 15 000. Тогда 15 000 делим на 6.9 и получаем 2 174 литра топлива. Как только указанное количество солярки будет израсходовано – масло нужно менять.
  4. Использование специальных датчиков.


Источник изображения: a.d-cd.net

Есть несколько видов таких датчиков:

  • Электромеханические и электронные (работают по принципу обычных часов, считают только время работы двигателя, без учета оборотов коленвала). Подключаются к стационарной автомобильной розетке, срабатывают при включении зажигания.
  • Вибрационный. С помощью двухстороннего скотча счетчик крепится на двигатель. При заводке автомобиля, сенсор воспринимает вибрации от мотора и срабатывает. Также считает только время работы двигателя, без учета оборотов коленвала.
  • Счетчик, активируемый импульсами. Обладает встроенным тахометром. Срабатывает при подаче импульсов от системы зажигания. Самый распространенный вариант подключения – наматывание нескольких витков сигнального кабеля на высоковольтные провода. Отличается наибольшей точностью подсчета.

моточасов — почему они важны для срока службы вашего двигателя?

Советы

Команда Transwest

26 марта 2021 г.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую нагрузку могут вызвать часы работы вашего фургона? Маршруты становятся все более и более уплотненными, но это не означает, что износ двигателя уменьшается. Моточасы так же сильно влияют на срок службы двигателя, как и километры пробега агрегата. Команда специалистов Transwest по улучшению качества обслуживания клиентов рекомендует планировать плановое техническое обслуживание в соответствии с количеством часов работы двигателя грузовика, а не только с учетом пробега. Хотя вы можете заметить, что вы обслуживаете устройство с меньшими интервалами пробега, чем вы привыкли, это предотвратит серьезные и часто дорогостоящие проблемы с двигателем из-за износа моточасов.

Какое отношение моточасов к пробегу?

Один час работы двигателя равен тридцати милям износа. Эксперты по обслуживанию Даллас Делэй и Джим Каски рекомендуют выполнять плановое техническое обслуживание с интервалом в 200 моточасов.

Как узнать, сколько моточасов на моей машине?

Моточасы можно просмотреть на дисплее одометра, оператор может переключаться между опциями меню, чтобы получить моточасы.

Кто может помочь мне с дополнительными вопросами?

Даллас Делэй и Джим Каски — специалисты службы поддержки Transwest! Если у вас есть дополнительные вопросы относительно моточасов и того, почему они важны для срока службы вашего двигателя, обращайтесь к ним по адресу: ddelay@transwest. com или [email protected]

.

Ознакомьтесь с лучшими грузовиками.

  • 2022 Фрейтлайнер

    MT55 – Utilimaster, P1200, плоский пол, дизель

    Новый фургон Step

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Шевроле

    3500 – В разрезе, газ, 12 футов

    Новый вырез

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Фрейтлайнер

    MT55G – Morgan Olson, P1200, плоский пол, газ

    Новый фургон Step

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Фрейтлайнер

    MT55G – Utilimaster, P1100, плоский пол, газ

    Новый фургон Step

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Шевроле

    3500 – В разрезе, Газ, 14′

    Новый вырез

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Шевроле

    3500 – В разрезе, Газ, 18′

    Новый вырез

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Фрейтлайнер

    MT55G – Utilimaster, P1200, плоский пол, газ

    Новый фургон Step

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Шевроле

    3500 – В разрезе, Газ, 16′

    Новый вырез

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Фрейтлайнер

    MT45G – Morgan Olson, P1000, плоский пол, газ

    Новый фургон Step

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали
  • 2022 Форд

    F59 – Утилимастер П1000

    Новый фургон Step

    Свяжитесь по цене Брайтон, Колорадо

    Посмотреть детали

Найти грузовики

С вариантами «Продажи», «Запчасти», «Сервис», «Доставка по стране» и «Финансы» считайте Transwest своим партнером во всех сферах транспорта. Мы сотрудничаем с самыми лучшими производителями коммерческих и автопарков, что делает нас надежным выбором для многих отраслей. Магазин коммерческих грузовиков

Как рассчитать моточасы

Питер Х. Кроуфорд

Jupiterimages/Goodshoot/Getty Images

«Моточасы» относятся к количеству часов, в течение которых ваш двигатель работал с момента его приобретения. Многие строительные машины, грузовики или другие транспортные средства, которые проводят много времени на холостом ходу, имеют счетчик, который отслеживает количество часов работы двигателя, что может помочь их операторам лучше справляться с обслуживанием двигателя. К сожалению, если в вашем автомобиле нет счетчика моточасов, то невозможно рассчитать точное количество моточасов; однако, если вы знаете среднее время и расстояние в пути до работы, существует уравнение, которое поможет вам приблизительно рассчитать количество моточасов.

Шаг 1

Начните обычную неделю со сброса счетчика пройденного пути на ноль. Держите при себе в автомобиле секундомер (который будет показывать время не менее 20–50 часов). Запускайте секундомер каждый раз, когда заводите машину, и останавливайте его, когда глушите двигатель.

Шаг 2

По прошествии недели запишите общий пробег на счетчике пройденного пути и общее время на секундомере. Преобразуйте все минуты в часы для вашей единицы времени, разделив их на 60. Пример: (30/60 = 0,5) 30 минут = 0,5 мили; (15/60 = 0,25) 15 минут = 0,25 мили; и т. д.

Шаг 3

Разделите пробег на количество часов, чтобы определить среднюю скорость движения за неделю. Пример: 375 миль, пройденных за неделю/18,5 часов = 20,27 миль в час в среднем за неделю

Шаг 4

Разделите общий пробег вашего автомобиля, отображаемый на одометре, на ваш средний пробег в милях в час за неделю, чтобы рассчитать примерное количество моточасов. Пример: 22 550 общих миль/20,27 миль/ч в среднем = 1 112,48 моточасов

Каталожные номера

  • Привязка интервалов замены масла к моточасам
  • Счетчик моточасов

Советы

  • Число, рассчитанное по этой формуле, является приблизительным, так как невозможно определить точную цифру без счетчика моточасов. Если ваши еженедельные поездки на работу изменились за период, когда вы водили свой автомобиль, то это необходимо принять во внимание. Кроме того, если вы совершаете регулярные длительные поездки на автомобиле по шоссе, то количество часов работы вашего двигателя, вероятно, будет немного меньше. Чем дольше период, который вы используете для определения среднего пробега в милях в час, тем точнее будет ваш конечный результат. Если ваш секундомер показывает достаточно высокие значения, попробуйте пройти весь месяц, чтобы получить более точную оценку.
  • Вы можете приобрести счетчик моточасов для своего автомобиля, если у вас его нет.

Вещи, которые вам понадобятся

  • Секундомер

Предупреждения

  • Этот метод предназначен только для водителей, которые купили свои автомобили новыми; очевидно, что это будет неточно, если автомобиль был куплен подержанным, поскольку невозможно определить, в каких условиях вождения эксплуатировался предыдущий владелец.