Маз дакар: Команду МАЗ-СПОРТавто не пускают на Дакар — Авторевю

Содержание

В МАЗе ответили на вопрос об участии в Дакаре-2023

6 августа 2022 в 18:35

Фото: Шелковый путь

Лидер МАЗ-СПОРТавто Сергей Вязович оценил шансы команды на попадание на ралли-марафон Дакар-2023.

В прошлом году одних из главных фаворитов зачёта грузовиков не допустили до участия из-за санкций Евросоюза по отношению к Минскому автомобильному заводу. Политическая обстановка остаётся тяжёлой, но надежд в МАЗе не теряют.

«Да, Дакар-2023 для нас маловероятен. Хотя как посмотреть на ситуацию. За последний год для нашей команды произошло столько изменений, что не успеваем их отслеживать. В 2021-м во время классной для нас гонки Шелковый путь наше предприятие попало под санкции. Потом уже зимой и чуть ли не на полпути нас отстранили от участия в Дакаре. В феврале спортсмены и наша страна попали под санкции. Поэтому до Дакара еще четыре месяца, и произойти может все что угодно.

«Сказали, что арестуют нашу технику». Пресс-конференция МАЗ-СПОРТавто. Главное

Мы, безусловно, готовимся и до последнего верим, что туда попадём, предпринимаем для этого всё. Знаю, что наши соперники в классе грузовиков и участники Дакара хотят, чтобы и мы выступили. Так же думают и организаторы гонки.

Ведь интрига в зачете грузовиков при отсутствии таких команд, как МАЗ-СПОРТавто и КАМАЗ-Мастер, просто умирает. Не хотелось бы, чтобы победителем такого престижного зачета стал случайный человек», – сказал Вязович в интервью изданию «Прессбол».

Дакар-2023 пройдёт с 31 декабря по 15 января.

Сообщить об ошибке (Ctrl+Enter)

  • Теги:
  • Ралли-рейды
  • Сергей Вязович
  • МАЗ-СПОРТавто
  • Дакар
  • Поделиться:

Новые материалы

Трансляции пятничных тренировок Гран При Саудовской Аравии. Расписание

Где и во сколько посмотреть свободные заезды Формулы 1 в Джидде?

Сегодня в 10:55

Сенсация на этапе WEC в Себринге: Ferrari отобрала поул у Toyota

Итальянская марка опередила действующих чемпионов, российский гонщик Даниил Квят – 10-й в LMP2

Сегодня в 10:00

Путеводитель по Джидде для болельщиков Ф1: где остановиться, что поесть и как посмотреть гонку?

Советы, как интересно, полезно и вкусно провести время на Гран При Саудовской Аравии…

Сегодня в 9:26

Шарль Леклер прокомментировал слухи о разногласиях внутри Ferrari

Монегаск – о ситуации в итальянском коллективе и своей встрече с президентом Скудерии

Вчера в 23:02

Фернандо Алонсо назвал главных соперников Aston Martin в Джидде

Двукратный чемпион мира Ф1 не ждёт простого уик-энда

Вчера в 22:23

Льюис Хэмилтон: В этом году только Ferrari может бросить вызов Red Bull

Семикратный чемпион мира Ф1 признал, что Mercedes не поборется за титулы в сезоне-2023

Вчера в 21:42

Гиперкар Ferrari дебютировал на этапе WEC в Себринге.

Видео

Марка показала онборд-видео с американской трассы

Вчера в 21:32

Статьи и аналитика

МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям

Сейчас трудно понять, для чего существует «МАЗ-СПОРТавто».

Практически гарантированно  уже второй ралли-рейд «Дакар» пройдет без беларусов. С 2012-го команда «МАЗ-СПОРТавто» неизменно участвовала в одной из главных гонок в мире автоспорта, а в 2018-м и 2020-м экипаж Сергея Вязовича в зачете грузовиков попадал на пьедестал – брал серебро и бронзу соответственно.

Однако «Дакар-2022» беларусы пропустили из-за санкций, наложенных Евросоюзом на МАЗ в связи с репрессиями режима Лукашенко. Предстоящей зимой гонка, скорее всего, также останется без представительства беларусов, так как Россия при поддержке режима Лукашенко ведет войну в Украине. От «МАЗ-СПОРТавто» требуют осудить войну, но команда на это идти не собирается, о чем прямо заявил руководитель коллектива Вязович.

Вязович удивляет речами – решил, что недопуск МАЗа на «Дакар» убрал интригу, хотя ее и так давно нет, и дистанцировался от режима, где решают судьбу команды

Что в таком случае ждет «МАЗ-СПОРТавто»? Может ли нынешняя ситуация привести к роспуску команды? И на что вообще надеются члены коллектива? Об этом мы хотели поговорить с Вязовичем, однако пилот все наши попытки с ним связаться оставил без внимания. Поэтому «Трибуна» на условиях анонимности поговорила с человеком, который глубоко осведомлен о делах в коллективе.

– Давайте сразу определимся в главном: «МАЗ-СПОРТавто» будет выступать на «Дакар-2023»?

– Нет, и эта информация 100-процентная. Организаторы ралли уже сейчас требуют от команды конкретного ответа по отношению к войне в Украине. Соответственно, от этого можно будет отталкиваться в вопросе участия беларусов. Конкретного ответа со стороны МАЗ никто дать не может. Мы слышим только какие-то размытые формулировки, фразы и странные комментарии. Ни капитан «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович, ни руководители команды не могут назвать вещи своими именами. А организаторы «Дакара» именно этого и хотят.

При этом я скажу, что беларусам предоставили возможность поехать на «Дакар-2023», но при двух условиях: если команда подпишет бумаги, где осуждает войну в Украине. Второе – выступать коллектив будет без флага. На все это «МАЗ-СПОРТавто» и, прежде всего, беларусские чиновники, отвечающие за команду, не идут.

– То есть слова Вязовича о письмах – правда?

– Да, так все на самом деле и есть. От беларусов требуют осудить войну, то есть проявить ту же позицию, что и весь адекватный мир. Но МАЗ не пойдет на это (я тут прежде всего говорю о заводе, в подчинении которого находится гоночная команда). МАЗ – это государственная структура, действующая только так, как укажут сверху. Ну а в нашем случае власти, понятное дело, не позволят заводу осудить войну.

Может ли Вязович выступить лично? Он этого не сделает, потому что ему после такого просто некуда будет идти. В Беларуси – без шансов найти новую команду, в других странах коллективы уже укомплектованы, мест попросту нет. Если Вязович выскажется, то, объективно, вынужден будет уехать из страны, ну а за границей продолжить свою карьеру он не сможет. Вязович живет автоспортом, «Дакаром», поэтому сейчас придерживается позиции властей Беларуси, чтобы сохранить свое место. И он будет действовать и говорить так до конца – пока есть какой-то шанс выступать дальше.

Хотя при этом могу отметить, что Вязович уже сталкивается с определенными проблемами. Например, осенью в России должно пройти легковое ралли, по сути, чемпионат страны. Вязович хотел там выступить в качестве пилота, но ему не удалось найти себе штурмана. Люди банально отказывались. Причем и штурман, который всегда ездит с Вязовичем, и остальные парни – никто не согласился ехать в Россию.

– Люди не хотят ехать в РФ из-за того, что страна ведет войну с Украиной, или дело в личных отношениях с Вязовичем?

– И то, и то. После событий 2020-го и того, как Сергей поступил с некоторыми своими коллегами по команде, как отзывался о режиме, отвернулись многие. Реально, люди стали плохо к нему относиться. Я видел не один ролик, где поклонники Вязовича рвали плакаты с его изображением, потому что разочаровались в нем как в человеке.

– Также Вязович говорит о том, что российских и беларусских перевозчиков не пускают в Европу, перевозка грузов по территории ЕС на автомобилях, зарегистрированных в Беларуси и России, запрещена, поэтому участие в «Дакаре» невозможно.

– Это просто отмазки. Он озвучил написанный кем-то наверху текст. А причина на самом деле одна – никто на предприятии МАЗ не хочет подписывать документы с осуждением войны в Украине. Потому что нет такого указания от властей страны.

А вторая причина, по которой «МАЗ-СПОРТавто» не будет участвовать в «Дакаре-2023», – команде просто не на чем туда поехать.

– Что имеете в виду?

– Начнем с того, что на летнем «Шелковом пути» в России МАЗ выставил всего два экипажа, хотя имеет в арсенале три. Поехали Сергей Вязович и Алексей Вишневский. Второй получил более новую машину, потому что ездит аккуратнее коллеги по команде. Руководители команды решили так для снижения рисков – вдруг осенью пройдет еще какая-нибудь гонка, тогда в распоряжении есть более-менее новая машина. Руководители берегут транспорт, потому что приобрести запчасти невозможно из-за санкций. Покупается все в ЕС по безналичному расчету, а в нынешних условиях сделать это просто невозможно. Можно было бы купить у русских, но у них у самих практически ничего нет. Поэтому «МАЗ-СПОРТавто» столкнулся с жестким дефицитом запчастей, необходимых для обслуживания машин.

– На самом заводе невозможно произвести детали?

– Нет, мы же все-таки говорим о комплектующих в спортивных машинах, тем более грузовых. Эти детали производятся индивидуально, по заказу. Это не серийное производство. Да даже такие мелочи, как масло, фильтра – это не что-то классическое или что можно найти или произвести в Беларуси. Всё – из Европы. На бортах машин есть наклейки G-Energy. Это масло «Газпрома». Но на самом деле наклейки – просто рекламная кампания. В машины заливается исключительно европейское масло, которое подходит для гоночных грузовиков. Сейчас беларусы достать его не могут. То же касается и деталей.

– То есть, по сути, машину для участия в гонке банально не из чего собрать?

– Да. Хотя на МАЗ сейчас пытаются как-то улучшить старые детали, исправить их. Но разве это спасение? Конечно, нет. Это можно сравнить с ситуацией, когда вы разбили экран айфона и решили заменить его аналоговым, который гораздо дешевле. Естественно, проблемы возникнут намного быстрее. То же самое касается машин. Но тут детали – это жизнь человека, риски слишком высоки. Пилоты гоняют на пределе своих возможностей, выжимают из машины максимум, поэтому нужно использовать хорошие спортивные детали, которые предназначены именно для этих нагрузок. Какие-то мелочные детали в процессе гонки просто не выдержат нагрузки и сломаются. А если мы говорим о подвеске и тормозной системе? Возьмите аналог, то есть не то, что предназначено конкретно для спорта, – и это может привести к трагедии. На такие риски никто, естественно, идти не хочет, а другой возможности решить вопрос нет – комплектующие из Европы не достать.

– Сколько в процентном соотношении зарубежных деталей в машинах, на которых гоняет «МАЗ-СПОРТавто»?

– Чтобы вы понимали, практически все машины, участвующие в том же «Дакаре», одинаковы по своим характеристикам. Соревнуются не автомобили, собранные из европейских комплектующих, а именно пилоты. Поэтому машины отличаются незначительными деталями. По сути, из своего у экипажей только дизайн, эмблема, какие-то детали, связанные с визуалом машины. Ну и какие-то инженерные моменты, направленные на улучшение аэродинамики автомобиля, на смещение веса или что-то такое. В остальном – все у всех практически одинаково. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что машины «МАЗ-СПОРТавто» почти на 100 процентов состоят из зарубежных специальных деталей. Так что ездить команде сейчас просто не на чем.

– Однако, как вы уже сказали, Вязович и Вишневский приняли участие в «Шелковом пути».

– Их просто отправили, а пилоты и не сопротивлялись. Понимаете, сейчас очень многие представители беларусского автоспорта не хотят ездить в Россию, которая ведет войну в Украине. Люди здравомыслящие, они понимают, что если засветятся на соревнованиях в стране-агрессоре, то больше никуда их не пригласят. Зачем рисковать лишний раз? Поэтому люди и не едут в РФ. Ну а Вязович и Вишневский поехали.

По поводу Леши [Вишневского] не могу сказать, о чем он думал. Возможно, не все так однозначно, у него были причины, чтобы поехать. А что касается Сергея [Вязовича], то это такой человек, который ради автоспорта пойдет на все. Даже если кто-то из его близких попадет под самые жесткие репрессии, он все равно будет в стороне, будет максимально нейтрален, потому что испугается потерять возможность гонять. Вязович живет автоспортом, и сделает для него все.

А вот если кто-то из зарубежных команд пригласит его, поверьте, риторика Вязовича сразу же очень сильно изменится. Начнет рассказывать, как его заставляли говорить то и то беларусские власти, как он осуждает войну. Но никто не приглашает, и он ретранслирует позицию режима, готов пойти на все ради возможности гоняться.

– Как было в ситуации с другим пилотом команды Александром Василевским, который случайно попал в 2020-м под хапун силовиков, но не нашел поддержки у Вязовича.

– Именно так. К слову, в 2020-м команду покинул Дмитрий Вихренко. Он был в коллективе с 2010 года, с момента основания, являлся начальником конструкторского отдела и штурманом Василевского. По сути, на нем очень многое держалось, потому что он был по-настоящему гениальным механиком. Но на его решение в первую очередь повлияла позиция Вязовича относительно ситуации в стране и то, как он поступил в ситуации с Василевским.

После выборов-2020 за политику (ошибочно) уволили пилота МАЗа, Вязович не стал его защищать, в команде раскол, а «Дакар» был очень выгоден заводу

– Что сейчас с Василевским?

– Он по-прежнему в команде, но находится, скажем так, в стороночке. Его держат на подхвате, потому что если не он, то третий экипаж просто не из кого сформировать. Объективно, сейчас никто не хочет идти в команду «МАЗ-СПОРТавто». Василевский числится в коллективе, работает, но к гонкам его уже не привлекают.

– Что насчет денег, выделяемых на содержание команды?

– В этом плане мне непонятна позиция главного спонсора – IBА Group. Многие сотрудники этой IT-компании попали под репрессии в Беларуси, прошли через тюрьмы, но в то же время компания продолжает финансировать команду, которая находится под патронажем властей.

Ну и чтобы вы понимали, как сейчас живет «МАЗ-СПОРТавто». Учитывая, что команда нигде, по сути, не гоняет, за все приходящие от спонсоров финансы отвечает уже завод, а не сама команда. Деньги под контролем директора завода – они поступают на расчетный счет предприятия.

– Много спонсоров отказалось от поддержки «МАЗ-СПОРТавто», учитывая, что команда нигде не выступает?

– Дело в том, что контракты со спонсорами были заключены несколько лет назад, соглашения долгосрочные. И разорвать контракты не так просто, поэтому спонсоры остались. Но, повторюсь, сейчас нужно учитывать, что все деньги идут на расчетный счет завода, а не непосредственно в «МАЗ-СПОРТавто». И определенное количество финансов государство просто забирает себе – на содержание силовиков, армии и так далее.

Хотя одного спонсора команда все-таки потеряла. Но это «благодаря» властям. И речь идет о разгромленном интернет-портале TUT.BY.

– Какие перспективы у команды?

– Пока все складывается так, что гонок в этом году больше не будет. Хотя в «МАЗ-СПОРТавто» рассчитывают, что россияне вдруг что-то организуют, в Казахстане что-нибудь пройдет. Весной проходит гонка «БАХА-1000», но ее могут сместить на осень или на зиму. Однако это все пока на уровне разговоров.

– По сути, следующая крупная гонка у «МАЗа» – это «Шелковый путь» летом 2023-го?

– Да. И тут тоже нужно заметить, что самая главная гонка в течение сезона – это все-таки «Дакар». Остальные можно назвать тренировочными. «Дакара» нет, причем второй год подряд. Для чего тогда содержать команду? «МАЗ-СПОРТавто» не гоняет, завод находится под санкциями…

– Какое вообще настроение в команде сейчас, на что надеются пилоты?

– Да ни на что не надеются. Все понимают, что это конец. Или, по крайней мере, конец очень близок. После того, как в первый раз команда пропустила «Дакар», ее не решились распускать. Надеялись, что все улучшится, ситуация исправится. Но мы видим, что дальше становится только хуже – пропускается второй «Дакар». В сезоне остается одна более-менее серьезная гонка – «Шелковый путь». Ради нее кормить весь год команду? Это бессмысленно.

Но у пилотов и сотрудников «МАЗ-СПОРТавто» сейчас очень интересная жизнь. Им ничего не нужно делать, они просто приходят на завод, играют, условно говоря, в домино и получают за это зарплату. Но такая ситуация вряд ли долго будет устраивать власти. Тем более автоспорт в Беларуси – это не хоккей, не футбол. Автоспорт никому не нужен. И когда власти решат, что денег нет, то одной из первых пострадает именно команда «МАЗ-СПОРТавто», которая, по сути, уже непонятно для чего существует.

Фото: dakar.com

Профиль JAROSLAV VALTR – TATRA BUGGYRA ZM RACING

N°505 Грузовик TATRA BUGGYRA ZM RACING

Водитель + штурман + механик +

ВИКТОР ВИЛЛЕМ КОРН ВЕРСТЕЙНЕН

МАРТИН ВАН ДЕН БРИНК

  • Рекорд Дакара
  • Другие пальмары

2021: Аб. Этап 12
2016: 8-й
2014: Аб. Этап 6
2013: Аб. Этап 5
2012: 12-е место

2022: Нижняя Польша (2-е)
2020: Нижняя Польша (1-е)
2019: Rallye du Maroc (1-е)
2018: Нижняя Арагон (1-е)
2017: Africa Eco Race (1-е место)
2011: Ралли «Шелковый путь» (13-е место)

«Теперь конкуренция будет очень даже»

Ярослав Валтр возвращается на Дакар в 2023 году в составе команды Tatra Buggyra ZM Racing, с которой он показал свой лучший результат в грузовиках (8-е место) в 2016 году. имеет собственную команду Valtr Racing, за которую он регулярно выступает вместе со своими сыновьями Ярославом-младшим и Михалом. Чешский гонщик дебютировал в Дакаре в 2012 году, заняв 12-е место в команде KM Racing, соучредителем которой является Мартин Мацик-старший (чей сын, Мартин Мацик-младший, сейчас является одним из главных претендентов на грузовики). Ярослав пережил разочарование, поскольку ему не удалось финишировать в ралли в 2013 и 2014 годах, но он ворвался в десятку лучших на Tatra Buggyra ZM Racing в 2016 году.

Затем он на время отошел от Дакара, переключив свое внимание на гонку Africa Eco Race, но соблазнился еще в 2021 году после переезда в Саудовскую Аравию. Соревнуясь за Valtr Racing на Iveco Powerstar, приобретенном у Мацика-старшего, Ярослав был на пути к 12-му месту, пока не попал в аварию на финальном этапе, из-за которой он отказался от участия и попал в больницу с травмой спины. Он говорит, что извлек уроки из этого опыта и не будет переусердствовать на Дакаре-2023, зная, что постоянство часто перевешивает скорость в самом сложном ралли мира. Тем не менее, он с нетерпением ждет возможности сесть за руль Tatra Phoenix Buggyra, который может похвастаться серьезной огневой мощью и автоматической коробкой передач, что делает езду в кабине более комфортной. Ярослав-младший также примет участие в этом 45-м выпуске в качестве штурмана Алеша Лопрайса. В отсутствие могучей команды «Камаз-Мастер» у Чехии появилась прекрасная возможность покорить класс грузовиков впервые с 2001 года, когда покойный дядя Алеся Карел выиграл последний из своих шести титулов.
Ярослав, возможно, не так популярен, как некоторые из его соперников, в том числе Мацик-младший и Лопрайс, но у него все еще есть амбиции и опыт, чтобы быть на «Дакаре-2023»9.0033


И.В.: «Я считаю, что нужно ставить самые высокие цели. Мы хотим победить, но знаем, что «Дакар» — настолько сложное соревнование, что мы сможем оценить его только после пересечения финишной черты последнего этапа. Я уже провел шесть Дакаров в четырех командах, так что у меня есть общее представление о чешских командах и грузовиках. У каждого есть свои плюсы и минусы. Что заставило меня вернуться к Buggyra, так это тот факт, что я понял, что наш грузовик недостаточно хорош для действительно соревновательных гонок. Я хотел попробовать автоматическую коробку передач и грузовик с большой мощностью. Tatra — проверенный грузовик, который уже пережил ужасные вещи на Дакаре. А с автоматической коробкой передач требуется вдвое меньше усилий. Для меня, как для «пожилого человека», это отдых.

После аварии и травмы на моем последнем Дакаре я буду ездить более консервативно, чем раньше. Мой сын Харда Джуниор начинает работать штурманом команды Алеша Лопрайса. На трассе не уступим, это спорт. Но если есть проблема, мы определенно хотим помочь друг другу. Я не буду обходить Джарду, и он не будет обходить меня. Я думаю, что этот Дакар будет интересным, и мы повеселимся всей семьей. Мы уже шутим и делаем ставки. Я знаю Томаса по моему предыдущему опыту работы с Баггирой, и хотя Рене немного шумный, как и я, он отличный механик и хорошо ориентируется. Мы с Томасом вместе катались на бахе Польши, мы дополняем друг друга, поэтому я очень верю в достойный результат. КамАЗы были профессионалами, и гонки были их работой. Соперничать с ними было невозможно, разве что в технических пассажах. Без них конкуренция сейчас будет очень даже. Я не хочу себя ни с кем сравнивать. Я проведу свою собственную гонку, и мы посмотрим, каков будет результат в конце. Прежде всего, мы будем удовлетворены, если вернемся домой в добром здравии».

Автомобиль

TATRA BUGGYRA ZM RACING

TATRA PHOENIX BUGGYRA


TATRA BUGGYRA ZM RACING
  • Марка TATRA
  • Модель PHOENIX BUGGYRA
  • Производительный тюнер Tatra Buggyra ZM Racing
  • Помощь Tatra Buggyra ZM Racing
  • Класс T5.1: Прототипы грузовиков повышенной проходимости

Рейтинг 2023

Все новости Дж. Валтр

Подпишитесь на нас

Получите эксклюзивную информацию

12-й этап

ены

Должность Водитель Транспортное средство Время​ Вариант
1. Николаев Камаз

00:34:25

2. Мардеев Камаз 00:34:58 00:00:33
3. Вязович МАЗ 00:35:09 00:00:44
4. Versluis ЧЕЛОВЕК 00:35:34 00:01:09
​5. Виллагра Ивеко Пауэрстар 00:35:50 00:01:25
6. Сотников Камаз

00:36:14

00:01:49
​7. Мацик ЛИАЗ 00:36:28 00:02:03
​8.
Де Рой Ивеко Пауэрстар 00:36:46 00:02:21
9. Василевский МАЗ 00:37:02 00:02:37
​10. Ван Гинкель Ивеко Траккер 00:37:05
00:02:40
​11. Ван Генугтен Ивеко Траккер 00:37:07 00:02:42
​12. Стейси МУЖЧИНА 00:37:15 00:02:50
Фотогалерея
Эмоции – это больше, чем слова

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ Вы вы Вы вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вынитенитее будете истинный дух Дакара и живете гонка с исключительной точки зрения.