Маз дакар: Команду МАЗ-СПОРТавто не пускают на Дакар — Авторевю
В МАЗе ответили на вопрос об участии в Дакаре-2023
6 августа 2022 в 18:35
Фото: Шелковый путьЛидер МАЗ-СПОРТавто Сергей Вязович оценил шансы команды на попадание на ралли-марафон Дакар-2023.
В прошлом году одних из главных фаворитов зачёта грузовиков не допустили до участия из-за санкций Евросоюза по отношению к Минскому автомобильному заводу. Политическая обстановка остаётся тяжёлой, но надежд в МАЗе не теряют.
«Да, Дакар-2023 для нас маловероятен. Хотя как посмотреть на ситуацию. За последний год для нашей команды произошло столько изменений, что не успеваем их отслеживать. В 2021-м во время классной для нас гонки Шелковый путь наше предприятие попало под санкции. Потом уже зимой и чуть ли не на полпути нас отстранили от участия в Дакаре. В феврале спортсмены и наша страна попали под санкции. Поэтому до Дакара еще четыре месяца, и произойти может все что угодно.
«Сказали, что арестуют нашу технику». Пресс-конференция МАЗ-СПОРТавто. Главное
Мы, безусловно, готовимся и до последнего верим, что туда попадём, предпринимаем для этого всё. Знаю, что наши соперники в классе грузовиков и участники Дакара хотят, чтобы и мы выступили. Так же думают и организаторы гонки.
Ведь интрига в зачете грузовиков при отсутствии таких команд, как МАЗ-СПОРТавто и КАМАЗ-Мастер, просто умирает. Не хотелось бы, чтобы победителем такого престижного зачета стал случайный человек», – сказал Вязович в интервью изданию «Прессбол».
Дакар-2023 пройдёт с 31 декабря по 15 января.
Сообщить об ошибке (Ctrl+Enter)
- Теги:
- Ралли-рейды
- Сергей Вязович
- МАЗ-СПОРТавто
- Дакар
- Поделиться:
Новые материалы
Трансляции пятничных тренировок Гран При Саудовской Аравии. Расписание
Где и во сколько посмотреть свободные заезды Формулы 1 в Джидде?
Сегодня в 10:55
Сенсация на этапе WEC в Себринге: Ferrari отобрала поул у Toyota
Итальянская марка опередила действующих чемпионов, российский гонщик Даниил Квят – 10-й в LMP2
Сегодня в 10:00
Путеводитель по Джидде для болельщиков Ф1: где остановиться, что поесть и как посмотреть гонку?
Советы, как интересно, полезно и вкусно провести время на Гран При Саудовской Аравии…
Сегодня в 9:26
Шарль Леклер прокомментировал слухи о разногласиях внутри Ferrari
Монегаск – о ситуации в итальянском коллективе и своей встрече с президентом Скудерии
Вчера в 23:02
Фернандо Алонсо назвал главных соперников Aston Martin в Джидде
Двукратный чемпион мира Ф1 не ждёт простого уик-энда
Вчера в 22:23
Льюис Хэмилтон: В этом году только Ferrari может бросить вызов Red Bull
Семикратный чемпион мира Ф1 признал, что Mercedes не поборется за титулы в сезоне-2023
Вчера в 21:42
Гиперкар Ferrari дебютировал на этапе WEC в Себринге.

Марка показала онборд-видео с американской трассы
Вчера в 21:32
Статьи и аналитика
МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям
Сейчас трудно понять, для чего существует «МАЗ-СПОРТавто».
Практически гарантированно уже второй ралли-рейд «Дакар» пройдет без беларусов. С 2012-го команда «МАЗ-СПОРТавто» неизменно участвовала в одной из главных гонок в мире автоспорта, а в 2018-м и 2020-м экипаж Сергея Вязовича в зачете грузовиков попадал на пьедестал – брал серебро и бронзу соответственно.
Однако «Дакар-2022» беларусы пропустили из-за санкций, наложенных Евросоюзом на МАЗ в связи с репрессиями режима Лукашенко. Предстоящей зимой гонка, скорее всего, также останется без представительства беларусов, так как Россия при поддержке режима Лукашенко ведет войну в Украине. От «МАЗ-СПОРТавто» требуют осудить войну, но команда на это идти не собирается, о чем прямо заявил руководитель коллектива Вязович.
Вязович удивляет речами – решил, что недопуск МАЗа на «Дакар» убрал интригу, хотя ее и так давно нет, и дистанцировался от режима, где решают судьбу команды
Что в таком случае ждет «МАЗ-СПОРТавто»? Может ли нынешняя ситуация привести к роспуску команды? И на что вообще надеются члены коллектива? Об этом мы хотели поговорить с Вязовичем, однако пилот все наши попытки с ним связаться оставил без внимания. Поэтому «Трибуна» на условиях анонимности поговорила с человеком, который глубоко осведомлен о делах в коллективе.
– Давайте сразу определимся в главном: «МАЗ-СПОРТавто» будет выступать на «Дакар-2023»?
– Нет, и эта информация 100-процентная. Организаторы ралли уже сейчас требуют от команды конкретного ответа по отношению к войне в Украине. Соответственно, от этого можно будет отталкиваться в вопросе участия беларусов. Конкретного ответа со стороны МАЗ никто дать не может. Мы слышим только какие-то размытые формулировки, фразы и странные комментарии. Ни капитан «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович, ни руководители команды не могут назвать вещи своими именами. А организаторы «Дакара» именно этого и хотят.
При этом я скажу, что беларусам предоставили возможность поехать на «Дакар-2023», но при двух условиях: если команда подпишет бумаги, где осуждает войну в Украине. Второе – выступать коллектив будет без флага. На все это «МАЗ-СПОРТавто» и, прежде всего, беларусские чиновники, отвечающие за команду, не идут.
– То есть слова Вязовича о письмах – правда?
– Да, так все на самом деле и есть. От беларусов требуют осудить войну, то есть проявить ту же позицию, что и весь адекватный мир. Но МАЗ не пойдет на это (я тут прежде всего говорю о заводе, в подчинении которого находится гоночная команда). МАЗ – это государственная структура, действующая только так, как укажут сверху. Ну а в нашем случае власти, понятное дело, не позволят заводу осудить войну.
Может ли Вязович выступить лично? Он этого не сделает, потому что ему после такого просто некуда будет идти. В Беларуси – без шансов найти новую команду, в других странах коллективы уже укомплектованы, мест попросту нет. Если Вязович выскажется, то, объективно, вынужден будет уехать из страны, ну а за границей продолжить свою карьеру он не сможет. Вязович живет автоспортом, «Дакаром», поэтому сейчас придерживается позиции властей Беларуси, чтобы сохранить свое место. И он будет действовать и говорить так до конца – пока есть какой-то шанс выступать дальше.
Хотя при этом могу отметить, что Вязович уже сталкивается с определенными проблемами. Например, осенью в России должно пройти легковое ралли, по сути, чемпионат страны. Вязович хотел там выступить в качестве пилота, но ему не удалось найти себе штурмана. Люди банально отказывались. Причем и штурман, который всегда ездит с Вязовичем, и остальные парни – никто не согласился ехать в Россию.
– Люди не хотят ехать в РФ из-за того, что страна ведет войну с Украиной, или дело в личных отношениях с Вязовичем?
– И то, и то. После событий 2020-го и того, как Сергей поступил с некоторыми своими коллегами по команде, как отзывался о режиме, отвернулись многие. Реально, люди стали плохо к нему относиться. Я видел не один ролик, где поклонники Вязовича рвали плакаты с его изображением, потому что разочаровались в нем как в человеке.
– Также Вязович говорит о том, что российских и беларусских перевозчиков не пускают в Европу, перевозка грузов по территории ЕС на автомобилях, зарегистрированных в Беларуси и России, запрещена, поэтому участие в «Дакаре» невозможно.
– Это просто отмазки. Он озвучил написанный кем-то наверху текст. А причина на самом деле одна – никто на предприятии МАЗ не хочет подписывать документы с осуждением войны в Украине. Потому что нет такого указания от властей страны.
А вторая причина, по которой «МАЗ-СПОРТавто» не будет участвовать в «Дакаре-2023», – команде просто не на чем туда поехать.
– Что имеете в виду?
– Начнем с того, что на летнем «Шелковом пути» в России МАЗ выставил всего два экипажа, хотя имеет в арсенале три. Поехали Сергей Вязович и Алексей Вишневский. Второй получил более новую машину, потому что ездит аккуратнее коллеги по команде. Руководители команды решили так для снижения рисков – вдруг осенью пройдет еще какая-нибудь гонка, тогда в распоряжении есть более-менее новая машина. Руководители берегут транспорт, потому что приобрести запчасти невозможно из-за санкций. Покупается все в ЕС по безналичному расчету, а в нынешних условиях сделать это просто невозможно. Можно было бы купить у русских, но у них у самих практически ничего нет. Поэтому «МАЗ-СПОРТавто» столкнулся с жестким дефицитом запчастей, необходимых для обслуживания машин.
– На самом заводе невозможно произвести детали?
– Нет, мы же все-таки говорим о комплектующих в спортивных машинах, тем более грузовых. Эти детали производятся индивидуально, по заказу. Это не серийное производство. Да даже такие мелочи, как масло, фильтра – это не что-то классическое или что можно найти или произвести в Беларуси. Всё – из Европы. На бортах машин есть наклейки G-Energy. Это масло «Газпрома». Но на самом деле наклейки – просто рекламная кампания. В машины заливается исключительно европейское масло, которое подходит для гоночных грузовиков. Сейчас беларусы достать его не могут. То же касается и деталей.
– То есть, по сути, машину для участия в гонке банально не из чего собрать?
– Да. Хотя на МАЗ сейчас пытаются как-то улучшить старые детали, исправить их. Но разве это спасение? Конечно, нет. Это можно сравнить с ситуацией, когда вы разбили экран айфона и решили заменить его аналоговым, который гораздо дешевле. Естественно, проблемы возникнут намного быстрее. То же самое касается машин. Но тут детали – это жизнь человека, риски слишком высоки. Пилоты гоняют на пределе своих возможностей, выжимают из машины максимум, поэтому нужно использовать хорошие спортивные детали, которые предназначены именно для этих нагрузок. Какие-то мелочные детали в процессе гонки просто не выдержат нагрузки и сломаются. А если мы говорим о подвеске и тормозной системе? Возьмите аналог, то есть не то, что предназначено конкретно для спорта, – и это может привести к трагедии. На такие риски никто, естественно, идти не хочет, а другой возможности решить вопрос нет – комплектующие из Европы не достать.
– Сколько в процентном соотношении зарубежных деталей в машинах, на которых гоняет «МАЗ-СПОРТавто»?
– Чтобы вы понимали, практически все машины, участвующие в том же «Дакаре», одинаковы по своим характеристикам. Соревнуются не автомобили, собранные из европейских комплектующих, а именно пилоты. Поэтому машины отличаются незначительными деталями. По сути, из своего у экипажей только дизайн, эмблема, какие-то детали, связанные с визуалом машины. Ну и какие-то инженерные моменты, направленные на улучшение аэродинамики автомобиля, на смещение веса или что-то такое. В остальном – все у всех практически одинаково. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что машины «МАЗ-СПОРТавто» почти на 100 процентов состоят из зарубежных специальных деталей. Так что ездить команде сейчас просто не на чем.
– Однако, как вы уже сказали, Вязович и Вишневский приняли участие в «Шелковом пути».
– Их просто отправили, а пилоты и не сопротивлялись. Понимаете, сейчас очень многие представители беларусского автоспорта не хотят ездить в Россию, которая ведет войну в Украине. Люди здравомыслящие, они понимают, что если засветятся на соревнованиях в стране-агрессоре, то больше никуда их не пригласят. Зачем рисковать лишний раз? Поэтому люди и не едут в РФ. Ну а Вязович и Вишневский поехали.
По поводу Леши [Вишневского] не могу сказать, о чем он думал. Возможно, не все так однозначно, у него были причины, чтобы поехать. А что касается Сергея [Вязовича], то это такой человек, который ради автоспорта пойдет на все. Даже если кто-то из его близких попадет под самые жесткие репрессии, он все равно будет в стороне, будет максимально нейтрален, потому что испугается потерять возможность гонять. Вязович живет автоспортом, и сделает для него все.
А вот если кто-то из зарубежных команд пригласит его, поверьте, риторика Вязовича сразу же очень сильно изменится. Начнет рассказывать, как его заставляли говорить то и то беларусские власти, как он осуждает войну. Но никто не приглашает, и он ретранслирует позицию режима, готов пойти на все ради возможности гоняться.
– Как было в ситуации с другим пилотом команды Александром Василевским, который случайно попал в 2020-м под хапун силовиков, но не нашел поддержки у Вязовича.
– Именно так. К слову, в 2020-м команду покинул Дмитрий Вихренко. Он был в коллективе с 2010 года, с момента основания, являлся начальником конструкторского отдела и штурманом Василевского. По сути, на нем очень многое держалось, потому что он был по-настоящему гениальным механиком. Но на его решение в первую очередь повлияла позиция Вязовича относительно ситуации в стране и то, как он поступил в ситуации с Василевским.
После выборов-2020 за политику (ошибочно) уволили пилота МАЗа, Вязович не стал его защищать, в команде раскол, а «Дакар» был очень выгоден заводу
– Что сейчас с Василевским?
– Он по-прежнему в команде, но находится, скажем так, в стороночке. Его держат на подхвате, потому что если не он, то третий экипаж просто не из кого сформировать. Объективно, сейчас никто не хочет идти в команду «МАЗ-СПОРТавто». Василевский числится в коллективе, работает, но к гонкам его уже не привлекают.
– Что насчет денег, выделяемых на содержание команды?
– В этом плане мне непонятна позиция главного спонсора – IBА Group. Многие сотрудники этой IT-компании попали под репрессии в Беларуси, прошли через тюрьмы, но в то же время компания продолжает финансировать команду, которая находится под патронажем властей.
Ну и чтобы вы понимали, как сейчас живет «МАЗ-СПОРТавто». Учитывая, что команда нигде, по сути, не гоняет, за все приходящие от спонсоров финансы отвечает уже завод, а не сама команда. Деньги под контролем директора завода – они поступают на расчетный счет предприятия.
– Много спонсоров отказалось от поддержки «МАЗ-СПОРТавто», учитывая, что команда нигде не выступает?
– Дело в том, что контракты со спонсорами были заключены несколько лет назад, соглашения долгосрочные. И разорвать контракты не так просто, поэтому спонсоры остались. Но, повторюсь, сейчас нужно учитывать, что все деньги идут на расчетный счет завода, а не непосредственно в «МАЗ-СПОРТавто». И определенное количество финансов государство просто забирает себе – на содержание силовиков, армии и так далее.
Хотя одного спонсора команда все-таки потеряла. Но это «благодаря» властям. И речь идет о разгромленном интернет-портале TUT.BY.
– Какие перспективы у команды?
– Пока все складывается так, что гонок в этом году больше не будет. Хотя в «МАЗ-СПОРТавто» рассчитывают, что россияне вдруг что-то организуют, в Казахстане что-нибудь пройдет. Весной проходит гонка «БАХА-1000», но ее могут сместить на осень или на зиму. Однако это все пока на уровне разговоров.
– По сути, следующая крупная гонка у «МАЗа» – это «Шелковый путь» летом 2023-го?
– Да. И тут тоже нужно заметить, что самая главная гонка в течение сезона – это все-таки «Дакар». Остальные можно назвать тренировочными. «Дакара» нет, причем второй год подряд. Для чего тогда содержать команду? «МАЗ-СПОРТавто» не гоняет, завод находится под санкциями…
– Какое вообще настроение в команде сейчас, на что надеются пилоты?
– Да ни на что не надеются. Все понимают, что это конец. Или, по крайней мере, конец очень близок. После того, как в первый раз команда пропустила «Дакар», ее не решились распускать. Надеялись, что все улучшится, ситуация исправится. Но мы видим, что дальше становится только хуже – пропускается второй «Дакар». В сезоне остается одна более-менее серьезная гонка – «Шелковый путь». Ради нее кормить весь год команду? Это бессмысленно.
Но у пилотов и сотрудников «МАЗ-СПОРТавто» сейчас очень интересная жизнь. Им ничего не нужно делать, они просто приходят на завод, играют, условно говоря, в домино и получают за это зарплату. Но такая ситуация вряд ли долго будет устраивать власти. Тем более автоспорт в Беларуси – это не хоккей, не футбол. Автоспорт никому не нужен. И когда власти решат, что денег нет, то одной из первых пострадает именно команда «МАЗ-СПОРТавто», которая, по сути, уже непонятно для чего существует.
Фото: dakar.com
Профиль JAROSLAV VALTR – TATRA BUGGYRA ZM RACING
N°505 Грузовик TATRA BUGGYRA ZM RACING
Водитель + штурман + механик +ВИКТОР ВИЛЛЕМ КОРН ВЕРСТЕЙНЕН
МАРТИН ВАН ДЕН БРИНК
- Рекорд Дакара
- Другие пальмары
2021: Аб. Этап 12
2016: 8-й
2014: Аб. Этап 6
2013: Аб. Этап 5
2012: 12-е место
2022: Нижняя Польша (2-е)
2020: Нижняя Польша (1-е)
2019: Rallye du Maroc (1-е)
2018: Нижняя Арагон (1-е)
2017: Africa Eco Race (1-е место)
2011: Ралли «Шелковый путь» (13-е место)
«Теперь конкуренция будет очень даже»
Ярослав Валтр возвращается на Дакар в 2023 году в составе команды Tatra Buggyra ZM Racing, с которой он показал свой лучший результат в грузовиках (8-е место) в 2016 году. имеет собственную команду Valtr Racing, за которую он регулярно выступает вместе со своими сыновьями Ярославом-младшим и Михалом. Чешский гонщик дебютировал в Дакаре в 2012 году, заняв 12-е место в команде KM Racing, соучредителем которой является Мартин Мацик-старший (чей сын, Мартин Мацик-младший, сейчас является одним из главных претендентов на грузовики). Ярослав пережил разочарование, поскольку ему не удалось финишировать в ралли в 2013 и 2014 годах, но он ворвался в десятку лучших на Tatra Buggyra ZM Racing в 2016 году. Затем он на время отошел от Дакара, переключив свое внимание на гонку Africa Eco Race, но соблазнился еще в 2021 году после переезда в Саудовскую Аравию. Соревнуясь за Valtr Racing на Iveco Powerstar, приобретенном у Мацика-старшего, Ярослав был на пути к 12-му месту, пока не попал в аварию на финальном этапе, из-за которой он отказался от участия и попал в больницу с травмой спины. Он говорит, что извлек уроки из этого опыта и не будет переусердствовать на Дакаре-2023, зная, что постоянство часто перевешивает скорость в самом сложном ралли мира. Тем не менее, он с нетерпением ждет возможности сесть за руль Tatra Phoenix Buggyra, который может похвастаться серьезной огневой мощью и автоматической коробкой передач, что делает езду в кабине более комфортной. Ярослав-младший также примет участие в этом 45-м выпуске в качестве штурмана Алеша Лопрайса. В отсутствие могучей команды «Камаз-Мастер» у Чехии появилась прекрасная возможность покорить класс грузовиков впервые с 2001 года, когда покойный дядя Алеся Карел выиграл последний из своих шести титулов.
И.В.: «Я считаю, что нужно ставить самые высокие цели. Мы хотим победить, но знаем, что «Дакар» — настолько сложное соревнование, что мы сможем оценить его только после пересечения финишной черты последнего этапа. Я уже провел шесть Дакаров в четырех командах, так что у меня есть общее представление о чешских командах и грузовиках. У каждого есть свои плюсы и минусы. Что заставило меня вернуться к Buggyra, так это тот факт, что я понял, что наш грузовик недостаточно хорош для действительно соревновательных гонок. Я хотел попробовать автоматическую коробку передач и грузовик с большой мощностью. Tatra — проверенный грузовик, который уже пережил ужасные вещи на Дакаре. А с автоматической коробкой передач требуется вдвое меньше усилий. Для меня, как для «пожилого человека», это отдых.

Автомобиль
TATRA BUGGYRA ZM RACING
TATRA PHOENIX BUGGYRA
TATRA BUGGYRA ZM RACING
- Марка TATRA
- Модель PHOENIX BUGGYRA
- Производительный тюнер Tatra Buggyra ZM Racing
- Помощь Tatra Buggyra ZM Racing
- Класс T5.1: Прототипы грузовиков повышенной проходимости
Рейтинг 2023
Все новости Дж. Валтр
Подпишитесь на нас
Получите эксклюзивную информацию
12-й этап
ены
Должность | Водитель | Транспортное средство | Время | Вариант |
---|---|---|---|---|
1.![]() | Николаев | Камаз | 00:34:25 | – |
2. | Мардеев | Камаз | 00:34:58 | 00:00:33 |
3. | Вязович | МАЗ | 00:35:09 | 00:00:44 |
4. | Versluis | ЧЕЛОВЕК | 00:35:34 | 00:01:09 |
5. | Виллагра | Ивеко Пауэрстар | 00:35:50 | 00:01:25 |
6.![]() | Сотников | Камаз | 00:36:14 | 00:01:49 |
7. | Мацик | ЛИАЗ | 00:36:28 | 00:02:03 |
Де Рой | Ивеко Пауэрстар | 00:36:46 | 00:02:21 | |
9. | Василевский | МАЗ | 00:37:02 | 00:02:37 |
10.![]() | Ван Гинкель | Ивеко Траккер | 00:37:05 | 00:02:40 |
11. | Ван Генугтен | Ивеко Траккер | 00:37:07 | 00:02:42 |
12. | Стейси | МУЖЧИНА | 00:37:15 | 00:02:50 |
Фотогалерея
Эмоции – это больше, чем слова
Вы вы Вы вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вы Вынитенитее будете истинный дух Дакара и живете гонка с исключительной точки зрения.
Добавить комментарий