Маркировка покрышки: Автомобильный блог | Обзоры, Тест-драйвы, ПДД и советы по обслуживание автомобилей

Содержание

Обязательная маркировка шин и покрышек с 2020 года

С 1 ноября 2020 года в России начала действовать обязательная маркировка шин. После этого у участников оборота был еще полтора месяца, чтобы ввезти приобретенную до этой даты продукцию и заказать для нее коды. Маркировать остатки шин при этом можно было до 1 марта 2021 года.

С МоимСкладом работать по новым правилам легче. В сервисе есть все, чтобы вести учет товаров с кодами. Зарегистрируйтесь и сами убедитесь в том, насколько это упростит ваш бизнес. Это удобно и бесплатно.

В этой статье:

Сроки маркировки шин

Как и в случае с некоторыми другими группами товаров, обязательную маркировку шин в России введут в несколько этапов.

С 1 ноября 2020 года те, кто производит шины или ввозит их из-за рубежа, больше не могут вводить в оборот продукцию без маркировки. Продавцы должны будут сообщать, если они приобрели такие товары или вывели их из оборота.

Это касается и опта, и розницы.

Важно, чтобы к 1 ноября кассовая техника уже распознавала коды и могла передать сведения о выводе товаров из оборота.

С 15 декабря продавцам уже нельзя приобретать у поставщиков шины без маркировки. С этой же даты начнет действовать норма, которая запретит продавать такие товары, но не помешает их хранить.

С 15 декабря 2020 года все шины в России продаются только с кодами маркировки. До этого срока импортеры еще могли ввезти немаркированные шины, если они приобрели их до 1 ноября и сведения об этом есть в подтверждающих документах. Например, в контракте или инвойсе.

Чтобы бизнес решил проблему с остатками, отрасли дали время до 1 марта 2021 года. К этой дате нужно было разобраться с теми товарами на складе, которые компании ввели в оборот до 1 ноября.

В России не должно остаться шин без маркировки, как только все этапы будут выполнены.

Тип кодов, которые лучше использовать для шин, определили после эксперимента. Он проводился в 2019 году: с июня до ноября. К моменту его завершения стало понятно, что DataMatrix удобнее использовать в качестве основного, а RFID — дополнительного. Всего участники эксперимента обработали и сформировали более 10 000 кодов.

Эксперимент был введен постановлением Правительства РФ от 11 июня 2019 №753. Правила маркировки шин и сроки описаны в постановлении правительства №1958. Здесь вы можете скачать оба документа, это бесплатно.

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад, где вы сможете:

  • Узнать все о маркировке: законы, инструкции, полезные видео
  • Считывать и проверять коды маркировки в кассовой программе
  • Принимать и передавать сопровождающие документы с кодами маркировки в системы ЭДО

Как поступить с остатками шин

Хранить немаркированные остатки шин на складах можно было до 1 марта 2021 года. Однако уже с 15 декабря 2020-го магазины и индивидуальные предприниматели не могли их продавать. Представителям отрасли дали чуть больше двух месяцев, чтобы они нанесли коды на нереализованные остатки.

Маркировка подразумевает, что компании не только получат и проставят средства идентификации на шины, но и передадут сведения в Честный Знак.

У нас не было решения по маркировке на момент покупки шин, которые сейчас есть на складе. Производитель ввел их в оборот и оставил у себя на балансе. Что делать с ними после 1 ноября?

Попросить производителя повторно сформировать документ отгрузки для Честного Знака. Затем принять шины на баланс компании и продавать их по правилам.

Как устроена обязательная маркировка шин

Маркировка представляет собой цифровые коды, с помощью которых налоговая отслеживает все, что происходит с шинами. Например, она контролирует, что товар ввезли в Россию, передали на хранение, продали или вернули обратно в торговую точку.

Если компании не работают напрямую с теми, кто производит или ввозит шины, до 1 марта они могли не сообщать в систему маркировки о движении всех товаров.

Из-за того, что вводить новые правила будут в течение нескольких месяцев, у таких участников оборота есть время, чтобы подготовиться и внедрить маркировку в свои внутренние процессы. Однако это не значит, что до дедлайна можно ничего не делать. Готовиться лучше заранее.

Цифровые коды на товарах, которые стали наносить несколько лет назад, нужны для борьбы с подделками на рынке. Обязательная маркировка уже распространяется на такие категории, как обувь, фотоаппараты и парфюмерия. С 2021 года к ним добавились одежда и домашний текстиль.

Нанесли код на шину, продали клиенту, но не сообщили в Честный Знак. Наш покупатель реализовал ее через кассу. Когда код спишется у нас?

Как только передадите код маркировки тому, кто вывел шину из оборота. Система устроена так, что если товар продал не владелец, код не выбывает и его можно передать далее.

Кого это касается и какие шины нужно маркировать

Требования по маркировке шин и покрышек затрагивают тех, кто их выпускает, хранит или продает. Это производители, импортеры, оптовики или розничные магазины.

В ходе эксперимента, который предшествовал появлению новых правил, из маркировки исключили шины для воздушного транспорта и велосипедов, а также восстановленные шины. Помимо этого, требования наносить коды не коснулись тех, чей бизнес связан с взаимозаменяемыми протекторами, ободными лентами и резиновыми камерами.

Маркировать колеса в сборе и шины, которые были в употреблении, не нужно.

Если с исключенными категориями понятно, то для каких товаров все-таки нужны коды? Из постановления Правительства РФ №1958 следует, что надо маркировать шины для автомобилей, автобусов, грузового транспорта и мотоциклов. Еще в документе упомянуты шины для техники, которая используются в сельском или лесном хозяйстве, а также в строительстве или промышленности.

Чтобы понять, нужно ли вам наносить коды на свою продукцию, необходимо свериться с кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Именно от них, а не от материалов, размера и прочих характеристик зависит то, какие шины подлежат обязательной маркировке.

В октябре 2021 года правительство сократило перечень маркируемых шин. Из списка убрали полупневматические шины.

Коды других товаров перечислены в Методических рекомендациях. Скачайте их, чтобы узнать, нужно ли вам наносить коды на свою продукцию.

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад, где вы сможете:

  • Узнать все о маркировке: законы, инструкции, полезные видео
  • Считывать и проверять коды маркировки в кассовой программе
  • Принимать и передавать сопровождающие документы с кодами маркировки в системы ЭДО

Как подключиться к системе маркировки шин и покрышек

  1. Сделать УКЭП для главы компании или индивидуального предпринимателя. Она нужна при регистрации в системе маркировки и позволяет подписывать документы. Возможно, у вас уже есть УКЭП. Например, если ранее вы регистрировали онлайн-кассу. В этом случае можно использовать имеющуюся электронную подпись.
  2. Заключить договор с оператором ЭДО.
  3. Зарегистрироваться в Честном Знаке. Уже на этом этапе вам нужна будет УКЭП.
  4. Заключить договор с ЦРПТ в электронном виде.
  5. Заполнить данные профиля в Честном Знаке:
    • Об участнике: контакты, тип участия в системе, товары.
    • О пользователях, которые будут работать в системе, каждый со своей УКЭП.
    • Банковские реквизиты.
    • Операторы ЭДО, можно несколько.
  6. Подключить сканер штрихкодов и другое оборудование. У вас уже должна быть онлайн-касса, поскольку маркировка шин для розницы без нее сейчас невозможна.
  7. Подготовить учетную систему к работе с маркированными товарами. В МоемСкладе уже поддерживаются все нужные операции!

Правила маркировки шин.


Как работать в системе

У обязательной маркировки шин и покрышек несколько уровней безопасности:

  • Уникальность кодов. На шины наносятся идентификаторы DataMatrix, которые не могут дублироваться и которые нельзя повторно использовать или подделать.
  • Электронный документооборот. Движение шин и передача прав собственности фиксируются в документах, которые подаются в систему маркировки через интернет и подписываются КЭП.
  • Онлайн-кассы. О продаже шин потребителю розница сообщает в систему маркировки не напрямую, а через ОФД.
  • Общественный контроль. Покупатель может в специальном приложении для смартфона отсканировать код маркировки на шинах и покрышках для автомобилей — и получить по нему полное описание товара. Если характеристики не соответствуют реальности, в этом же приложении можно сообщить о нарушении.

Кто и когда должен наносить коды маркировки на шины?

  • Производители — после выпуска новых шин, до того, как произойдет отгрузка и шины покинут место, где произведены.
  • Импортеры — до того, как шины пересекут российскую границу, если их ввозят из стран ЕАЭС, и до таможенной процедуры выпуска — если шины ввозят из других стран.
  • Розница — если речь идет об остатках шин из старых немаркированных партий, или о возврате от покупателя, или о перемаркировке в случае, когда код не читается или испорчен, потерян.
  • Комиссионеры — когда принимают шины от физлиц.

Как получить коды маркировки на шины и покрышки?

Выпуск кода маркировки для каждой единицы вновь произведенного товара стоит 50 копеек без учета НДС. Это касается всех новых шин. Для остатков, то есть товаров, произведенных до начала обязательной маркировки, коды формируются бесплатно.

Коды выпускает оператор системы Честный Знак — ЦРПТ.

Чтобы их получить, нужно:

  • Описать товары:
    • Новые шины — по 13 характеристикам в личном кабинете ГС1 РУС.
    • Остатки — по 4 характеристикам в личном кабинете Честного Знак. Остатки можно описывать и по полной схеме, если вы можете это сделать: в ЛК ГС1 РУС, по 13 атрибутам.
  • Отправить в ЦРПТ заявку на выпуск кодов. Для каждой единицы — отдельный код, даже если шины одинаковые и описание совпадает. В течение 3 дней после получения заявки ЦРПТ пришел файл с кодами в формате DataMatrix.
  • Нанести коды на товары. Вы можете напечатать их на принтере этикеток (или любом другом подходящем) и наклеить на упаковки. Выпущенные коды хранятся в системе 90 дней, за это время вы должны нанести их на шины.
  • Ввести коды в оборот — то есть сообщить о начале движения товара. С этого момента все, что происходит с вашими шинами, будет видно в системе Честный Знак. Ввод в оборот делается при производстве, импорте, возврате, маркировке остатков, перемаркировке, приеме на комиссию. Выполнить его можно в системе Честный Знак или прямо в вашей товароучетной системе — например, в МоемСкладе.

Что понадобится для работы с маркировкой шин?

  • УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись).
  • Двухмерный сканер штрихкодов, чтобы считывать коды при приемке / продаже.
  • Принтер, на котором вы будете печатать этикетки с кодами маркировки для новых товаров / остатков / при перемаркировке.
  • Онлайн-касса, чтобы регистрировать розничные продажи маркированных товаров.
  • Подключение услуги электронного документооборота.
  • Товароучетная система, которая умеет работать с маркированной продукцией: например, МойСклад.
Как снизить издержки и на чем можно сэкономить
  • По поводу услуги ЭДО обратитесь к своему оператору ОФД. Также можно подключиться к бесплатному электронному документообороту, который предоставляет оператор маркировки — ЦРПТ. Этот выгодный вариант рассчитан на обмен исключительно документами по обороту маркированных товаров.
  • Обязательная маркировка шин должна поддерживаться в вашей товароучетной программе: нужно, чтобы софт умел работать с кодами. МойСклад отлично для этого подходит: все нужные операции в нем доступны бесплатно на всех тарифах, а интеграция с системой Честный Знак позволяет заказывать коды прямо из сервиса.

Последние новости о маркировке шин

Вводить обязательную маркировку шин в России будут поэтапно. С 1 ноября 2020 года производители потеряли возможность вводить в оборот шины без нанесения кодов. Оборот немаркированных шин прекратился с 15 декабря 2020 года. При этом наносить коды на остатки можно было до 1 марта 2021-го.

По данным Минпромторга, к середине октября 2020 года в системе маркировки зарегистрировались более 5000 компаний, связанных с оборотом шин. Они нанесли коды на 9 млн единиц этой товарной группы.

Закон о маркировке шин

Скачайте нормативные документы, которые вышли к этому моменту:
Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 (вводит обязательную маркировку)
Распоряжение №620 от 3 апреля 2019 (включает шины и автомобильные покрышки в число товаров, подлежащих маркировке)
Постановление Правительства РФ №753 от 11 июня 2019 о проведении эксперимента по маркировке шин и покрышек
Методические рекомендации для участников эксперимента по шинам

Читайте также:
Правила работы интернет-магазинов с маркированными товарами
Как оформить возврат товара с маркировкой
Маркировка велосипедов

Как правильно читать маркировку на покрышках

Приближается сезон замены летней резины на зимнюю. Но многие ли автолюбители способны полностью прочитать и понять, что зашифровано в маркировке шин? Как правило, символы вытеснены по центру на боковой части резины, указывая размер шин, а также индексы скорости и нагрузки. Надписи могут варьироваться в зависимости от типа покрышки, например, маркировка скоростных шин отличается от стандартной.

Мы рассмотрим самые распространенные обозначения и возьмем в качестве примера резину с маркировкой 295/40 ZR 20 Extra Load.

Значения на зимних покрышках:

  1. Группа из трех цифр (295 в нашем случае) представляет ширину профиля резины в миллиметрах.
  2. Следующие две цифры (40) обозначают высоту профиля. Обычно выражается в процентах от ширины, в нашем случае, она измеряется 118 мм. Если она не указана в маркировке, ее значение равно 80% от ширины профиля.
  3. Символами ZR обычно маркируются высокоскоростные шины. Символы имеют два значения: буква Z означает, что покрышка позволяет автомобилю ездить со скоростью более чем 240 км/ч, в то время как R показывает нам, что это радиальная шина. Также могут встретиться диагональная конструкция, не имеющая буквенного индекса и маркированная символом «-», а также диагонально-опоясанная конструкция, которую обозначают литерой «В».
  4. Последние две цифры показывают диаметр диска в дюймах. В нашем случае диаметр равен 20 дюймам.
  5. Надпись «Extra Load» свидетельствует о том, что резина была усилена и имеет повышенную грузоподъемность.

Подробный обзор девяти самых популярных моделей зимней шипованной резины.

На шинах можно встретить элементы другой маркировки, такие как индекс скорости — число, обозначающее максимальную нагрузку, которую может выдержать колесо. Наиболее распространенной является литера «H», согласно которой шины подходят для скорости не более 210 км/ч.

Обозначения индекса скорости:

  • М — 130 км/ч
  • N — 140 км/ч
  • Р — 150 км/ч
  • Q — 160 км/ч
  • R — 170 км/ч
  • S — 180 км/ч
  • Т — 190 км/ч
  • U — 200 км/ч
  • Н — 210 км/ч
  • V — 240 км/ч
  • W — 270 км/ч
  • Y — 300 км/ч
  • Z — >240 км/ч

Кроме того, индекс скорости может обозначаться литерой «Т»: 185/70/R14 84T. Значение 84 определяет нагрузку на одно колесо.

Маркировка с индексами максимального давления и максимальной грузоподъемности, как правило, размещена на внутреннем краю покрышки. В нашем случае максимальная нагрузка составляет 500 кг. Компания-производитель дает гарантию, что резина не разрушится при соблюдении этих ограничений и будет соответствовать заданным характеристикам.

Также имеются обозначения строения покрышки. В нашем случае (295/40 ZR 20 Extra Load) это радиальная бескамерная шина. Радиальная конструкция является одной из наиболее распространенных, поскольку обеспечивает оптимальное сочетание жесткости и управляемости на различных типах дорог. Бескамерные шины, как следует из их названия, не имеют камеры, что обеспечивает большую безопасность на высоких скоростях, а также при торможении и ускорении.

На резине может встретиться следующая маркировка:

  • AS (All Season) и Aw (Any Weather) — всесезонные шины.
  • Aquatred (Aquacontact, Water, Aqua, Rain) или пиктограмма в виде зонтика — специальные дождевые шины.
  • С — грузовая шина (8 слоёв).
  • DOT (Department of Transportation) — шина соответствует стандартам качества Департамента транспорта США.
  • E, заключенная в круг — шина соответствует требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
  • M+S или M&S (Mud + Snow) — всесезонные или зимние шины, предназначенные для снежной дороги и сложных погодных условий.
  • Max Load — предельно допустимая нагрузка на шину (грузоподъемность), кг.
  • Max Pressure — максимальное давление в шине, кПа.
  • Outside или Inside — ассиметричные шины. Надпись «Outside» должна располагаться с наружной стороны автомобиля, соответственно, «Inside» — с внутренней.
  • RF (Reinforced) — усиленная шина (6 слоёв).
  • RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat, которые позволяют продолжить движение при нулевом давлении (скорость не должна превышать 80 км/ч, а расстояние — 50-150 км).
  • Radial — шина радиальной конструкции.
  • Rotation — такая надпись в сочетании со стрелкой на боковой поверхности шины показывает направление вращения шины, которое необходимо соблюдать при установке шины.
  • Steel — шина с металлическим кордом.
  • Tubeless — бескамерная шина.
  • Tube Type — шина эксплуатируется только с камерой.
  • XL (Extra Load) — усиленная шина, ее индекс нагрузки выше на 4 единицы.
  • Пиктограмма в виде снежинки «*» – шина, предназначенная для суровых зимних условий и низких температур.
  • Четыре цифры, заключенные в овал — дата изготовления шины (неделя и год изготовления).

Маркировка зимних и летних шин: расшифровка обозначений

Каждый водитель должен знать обозначения на шинах. Умение расшифровывать маркировку поможет выбрать оптимальный комплект зимних или летних шин, что позволит не только сэкономить на резине, но и обеспечить максимально эффективное управление в любой ситуации.

Ниже мы рассмотрим, какие обозначения присутствуют на автомобильных покрышках, разберемся в классификации резины и отличии сезонных комплектов обувки, а также поймем, что означает маркировка на боковинах изделий.


Зимняя резина


Практически все производители шин предлагают зимнюю резину. Такая продукция обладает развитым рисунком протектора, обеспечивающим лучших зацеп, а для ее изготовления используются мягкие сорта резины. Это позволяет комплекту сохранить эластичность при серьезных отрицательных температурах.

В свою очередь зимние шины делятся на шипованные или нешипованные. Наличие металлических шипов в протекторе позволяет увереннее вгрызаться в ледяную корку и плотно укатанный снег. Однако такая конструкция наносит вред асфальтовому покрытию, поэтому запрещена в ряде стран Европы.

Поэтому лучше отдать предпочтение нешипованным шинам или «липучкам». Наличие шипов в протекторе оправдано только при эксплуатации вне дорог или на сильно загрязненных участках. Если авто зимой ездит по городу и холодному асфальту, то такие зимние шины обеспечивают лучшую управляемость и сцепление с дорогой.

Сама зимняя резина делится на скандинавскую или европейскую в зависимости от типа протектора. Европейская модель шины похож на дождевую и обладает разветвленной сетью симметричных грунтозацепов. Такой комплект лучше чувствует себя на холодном асфальте при дожде или снежной каше.

Скандинавская покрышка обладает рисунком и ассиметричными частями протектора, где фигуры чередуются в шахматном порядке (см. фото). Благодаря этому автомобиль на зимней резине обеспечивает эффективное сцепление с дорогой, покрытой снегом, и неплохо подходит для путешествий вне асфальта.

Самыми популярными производителями зимних автошин являются:

  • Nokian;
  • Bridgestone;
  • Michelin;
  • Yokohama;
  • Pirelli.

Маркировка зимних покрышек

Все зимние комплекты имеют следующие знаки в виде пиктограммы снежинки или буквы W. Всесезонные колеса обозначаются буквами M+S – Mud+Snow. В маркировке зимних шин обязательно должна присутствовать следующие показатели. Все производители указывают размеры колеса, диаметр автошины, согласно европейскому или американскому стандарту.

Также на боковине шины можно встретить дату изготовления изделия, индексы скорости и грузоподъемности. Иногда, помимо размеров шин присутствует показатель износостойкости или Treadwear. Условное обозначение в 100 единиц равносильно запасу пробега в 48 000 километров.

Летняя резина

Летняя резина обладает совершенно другими свойствами. Основной задачей инженеров является поведение авто и чтобы машина была максимально устойчивой и управляемой на дороге, теплом и сухом асфальте. Во-первых, эти покрышки более жесткие. Это позволяет обеспечить лучшую управляемость при высоких скоростях и температурах. Рисунок такой шины более плоский, чтобы обеспечить широкое пятно контакта с дорожным полотном (см. фото). За счет этого все шины для летнего сезона обладают меньшей шумностью и передвигаться на авто в такой обувке значительно комфортнее.

Самыми популярными производителями, предлагающими колеса с отличными характеристиками, являются компании:

  • Тойо;
  • Бриджстоун;
  • Пирелли;
  • Мишлен;
  • Данлоп.

Маркировка летних покрышек


Летние комплекты не маркируются особым значком в отличие от зимних, которые обозначаются снежинкой. В шинной индустрии принято негласное правило – если пиктограмма снежинки отсутствует, то резина ориентирована только на лето.

Обозначение летней резины не сильно отличается от маркировки зимних шин. На боковой стороне обозначается размерность шины, дата изготовления, показатели соответствия стандартам сертификации (буква «е» или DOT), числа максимальной нагрузки и предельной скорости.

Иногда индексы шин содержат дополнительные показатели. Такие символы доносят информацию о типе камеры (TubeType или Tubeless), количестве слоев брекера, усиленном каркасе, повышающим показатель нагрузки на одну шину. Порой обозначаются особенности конструкции данной шины (Outside), направление вращения, прочих нюансах.

Нахождение характеристик и параметров


Маркировка на зимних шинах и летних аналогах наносится аналогично. Отличия лишь в информации и наличии рисунка снежинки. По внешнему радиусу должно быть нанесено название компании и марка резины. Далее следует размерность колеса с учетом высоты профиля r. Затем нанесен индекс максимальной нагрузки на шину, буква, дающая информацию о предельной скорости.

На внутренней стороне маркируется информация о максимальном давлении на покрышку, стране производителе, символы соответствия ГОСТ стандартам, детали конструкции шины. К примеру, здесь могут находиться цветные метки. Наличие такого показателя как желтый треугольник, говорит о самой легкой части резины. При монтаже новой шины на стальной диск отметка совмещается с самым тяжелым местом для облегчения балансировки.

Красная точка или треугольник на борту обозначает самое жесткое место. Легкосплавный материал, из которого изготовлены диски отлично подойдут под такие комплекты. Необходимо совместить отметку L на колесе с красным треугольником на резине.

Иногда присутствуют цветные полосы на рисунке протектора. Это внутреннее фирменное обозначение какой-либо партии резины. Оно помогает быстрее отыскать на складе нужный комплект для своего автомобиля среди разных вариантов шин, ориентируясь по нанесенному окрасу.

Среди дополнительных значков попадаются индексы сопротивления нагреванию, сцепления с мокрой дорогой, пиктограммы дождя, зашифрованная информация конкретного производителя и партии и составе резины.

Разбор примера


Далее мы рассмотрим пример и проделаем его расшифровку. На внешней стороне написаны название фирмы и модели резины (GoodYear UltraGrip). Далее идут цифры 205*55*R17. В таком виде наносится европейская маркировка. Первое число говорит про ширину профиля, второе — про высоту относительно ширины, третье – обозначает посадочный диаметр. Буква R сигнализирует о том, что речь идет о радиальных шинах.

Американский вариант обозначения может не отличаться от европейского – добавятся только буквы, соответствующие классу авто (P – passenger, LT – Lignht Track, T – Track). А может быть другой формат, где все значения указаны в дюймах. К примеру, показатель 30*11*R17 говорит о том, что у нас покрышка с внешним радиусом 30 дюймов, шириной протектора 11 и внутренним радиусом 17-ть дюймов.

На внешней стороне присутствует число 89H. Это показатели нагрузки и скорости. По условиям его маркировки, колесо переносит нагрузку до 580-ти кг и максимальную скорость в 200 км/ч. Здесь же присутствует надпись Reinforced. Это означает, что комплект усилен и обладает увеличенным количеством слоев брекера. Это повышает его грузоподъемность на три единицы.

Стрелка с надписью Rotation и Outside говорит о направлении вращения, а также сообщает о внешней стороне боковины (только для шин с ассиметричным рисунком). Указание Tubeless говорит об отсутствии камеры внутри колеса, а маркировка RF (RunFlat) сообщает о усиленных жестких кордах, позволяющих после прокола и падения давления добраться до автосервиса на расстоянии 80 км. Даже после такой эксплуатации шина останется рабочей.

Внутренний круг дает информацию о том, когда была произведена покрышка. Четыре цифры 2012 говорят о том, что изделие сошло с конвейера на 20-й неделе 2012-го года. Здесь же размещена информация о максимальном давлении в килопаскалях, надпись о стране производителе.

Как маркировать шины с 2020 года

Обязательная маркировка шин

Процесс маркировки товаров начат в РФ с 2017 года. Процедура стала обязательной сначала для лекарственных препаратов и меховых изделий, затем распространилась и на прочие виды продукции: сигареты, одежду, обувь, духи, технику.

Начиная с 1 ноября 2020 года необходимо снабжать идентификационным знаком и автомобильную резину. Обязательная маркировка шин сведет на нет оборот контрафактной и поддельной продукции.

Курированием проекта занимается ЦРПТ. Вся информация о маркированных товарах проходит через специально созданную систему «Честный ЗНАК».

Сроки внедрения системы мониторинга

Обязательная маркировка шин с 2020 года проводится в несколько этапов:

До 1 ноября 2020 следует пройти регистрацию в маркировочной системе. После этого промаркировать все вновь изготовленные покрышки.

1

С 15 декабря 2020 года оборот и вывод из оборота не прошедшей маркировку продукции становится незаконным. На этом этапе будет запрещено изготовление, а также ввоз на территорию РФ не прошедших маркировку покрышек. Будет считаться нелегальной и покупка немаркированной резины участниками оборота, которые непосредственно сотрудничают с производителями и импортерами.

2

До 1 марта 2021 года участникам торгового оборота автомобильной резины необходимо промаркировать остатки товара, которые не успели реализовать до 15 декабря 2020. С этого же момента все участники оборота станут отправлять данные касательно операций с покрышками в маркировочную систему «Честный ЗНАК».

5

Кому и когда переходить на новые правила работы

Маркировка шин работает в отношении всех, кто принимает участие в обороте автомобильных покрышек. Поэтому изготовителям, оптовикам, розничным торговцам и импортерам надлежит позаботиться о подключении к проекту.

Конкретный список товаров, подлежащих маркировке с помощью идентификационных знаков, установлен распоряжением Правительства № 792-р. Здесь прописаны соответствующие коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Сюда относятся новые пневматические шины для легковых машин, грузовиков, автобусов, мотоциклов, троллейбусов, резиновые модели для с/х транспорта, используемого в строительстве, промышленной индустрии либо горнодобывающей отрасли.

Участникам товарооборота авторезины нужно сделать следующее:

Изготовители должны наносить идентификационный знак после выпуска новых покрышек, до момента их отгрузки и вывоза за пределы места производства.

Импортерам следует осуществить аналогичную операцию до момента пересечения российской границы, если речь идет об их ввозе из стран ЕАЭС, либо до прохождения таможенных процедур.

Розничным продавцам нужно сделать это только в процессе работы с остатками авторезины из старых немаркированных партий, а также в случае возврата от покупателя либо перемаркировки при утере или порче кода.

Комиссионерам надлежит выполнять нанесение идентификационного знака в ходе приемки шин от физлиц.

Как подключиться к системе маркировки

Обязательная маркировка шин в 2020 году предполагает выполнение следующих действий:

  1. Сначала нужно оформить усиленную квалифицированную ЭП на имя руководителя компании либо ИП. Ее наличие необходимо для регистрации в маркировочной системе, а также подписи документации. Для получения сертификата ЭП понадобится обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Если у компании или ИП уже есть ЭП, то можно продолжать работу с ней. Также рекомендуется заранее позаботиться об установке необходимого ПО: СКЗИ и драйверы токенов.
  2. Далее следует подписать договор с оператором ЭДО.
  3. Потом нужно переходить к регистрации в системе «Честный ЗНАК». На данном этапе как раз понадобится применение ЭП.
  4. Далее нужно заполнить свой профиль в «Честном ЗНАКЕ». Укажите сведения об участнике, включая контактные данные, тип участия в системе, товары. Здесь же приводятся сведения о пользователях, которые будут работать в системе, а также банковские реквизиты и операторы ЭДО.
  5. В завершение нужно подключить 2D-сканер штрих кодов и онлайн-кассу.
Как работает маркировка шин

По результатам пилотного проекта разработана следующая схема работы:

Производитель получает маркировочные коды на все товары, снабжает каждую позицию идентификатором и отпускает региональным дилерам.

Затем дилеры должны просканировать идентификатор и принять покрышки на баланс, отобразив это в «Честном ЗНАКЕ».

Аналогичные действия выполняют поставщики: все движение товара отражается в системе маркировки.

При поступлении автопокрышек в розничную продажу, торговая точка принимает продукцию и отображает данный факт в системе ЭДО.

На финальной стадии товар продается конечному потребителю. При этом в процессе оплаты онлайн-касса добавляет маркировочный код в чек. Данные передаются через ОФД в «Честный ЗНАК». Далее маркировочный код выходит из оборота и прекращает свое существование.

Контролирующие органы получают возможность полностью просматривать логистическую цепочку на каждом из этапов. В итоге повышается прозрачность производства и торговли.

Процесс получения маркировочных кодов

Выпуском маркировочных кодов занимается ЦРПТ. Схема действий выглядит следующим образом:

  1. Первый шаг — описание товаров. Для новых позиций надлежит указать 13 параметров в ЛК, для остатков — 4 параметра. Сокращенный вариант включает ИНН налогоплательщика-заявителя, товарный код и знак, модель автопокрышки, двухзначный код товарной подгруппы.
  2. Отправка заявки. При этом на каждую товарную позицию должен быть заказан отдельный код, даже при условии полного совпадения описаний покрышек. На протяжении 3 последующих дней оформленные идентификационные знаки приходят в формате DataMatrix.
  3. Потом нужно нанести маркировочные коды на продукцию. Предварительно их следует распечатать на обычном или специальном принтере этикеток. Выпущенные знаки могут храниться в системе на протяжении 90 суток.
  4. Завершающей стадией становится ввод кодов в оборот, чтобы уведомить о начале движения товарной единицы. Начиная с этого момента все происходящее с покрышками можно отслеживать в системе «Честный знак».
Что входит в идентификационный знак

На каждую единицу товара наносится двухмерный код DataMatrix, в котором зашифрована следующая информация:

  • 14-символьный товарный код.
  • индивидуальный серийный номер конкретной единицы товара, генерируемый оператором системы либо участником торгового оборота. Его длина составляет 13 знаков.
  • 4-символьный проверочный ключ.
  • Проверочный код длиной 44 символа.

Идентификационный знак наносят на потребительскую упаковку или этикетку. При этом за каждый выданный код производителю понадобится заплатить 50 копеек, не включая НДС.

Комментарий нашего эксперта Евгения Мео.

Рекомендуем заранее подключиться к маркировке. Вы сможете отработать процесс передачи данных в ИС “Маркировка” и наладить электронный документооборот в тестовом режиме. А также перестроите бизнес-процессы, обучите свой персонал и настроите оборудование.

Оборудование для маркировки шин

Для работы с маркировочной системой в области автомобильных покрышек понадобится иметь в распоряжении:

  • усиленную КЭП;
  • 2D-сканер нанесенных на товары штрихкодов;
  • принтер, используемый для распечатки этикеток с двухмерными кодами для новых товаров, остатков и в процессе перемаркировки товарных единиц;
  • онлайн-кассу, которая нужна для регистрации розничных продаж прошедших маркировку покрышек.

Также надлежит подключиться к системе ЭДО и обзавестись товароучетной системой, поддерживающей операции с маркированной продукцией. Главное, чтобы софт мог работать с идентификационными метками.

Суть системы обязательной маркировки

Маркировка шин проводилась в экспериментальном порядке до конца ноября 2019 года. Участниками пилотного проекта стали 530 фирм, среди которых были известные производители: Cordiant, Bridgestone и прочие. Во время эксперимента происходил отбор наиболее экономичного формата идентификаторов. В итоге DataMatrix был назначен основным, а RFID присвоен статус дополнительного.

Для покупателя маркировка шин подразумевает следующие выгоды:

  • надежная защита от фальсифицированной и контрафактной резины;
  • возможность проверки сведений об изделии и сопоставления их с предоставленными продавцом;
  • гарантия надлежащего качества авторезины.

Для бизнеса маркировка означает увеличение выручки благодаря вытеснению незаконной продукции с рынка. Выгоды состоят также в равных условиях конкуренции и защите бренда добросовестного производителя автомобильных покрышек.

Маркировка шин и покрышек — решения от Эвотор

Какие товары попадают под маркировку

Под маркировку попадают шины и покрышки для:

  • легковых автомобилей
  • автобусов и троллейбусов
  • мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадроциклов
  • грузовых автомобилей
  • транспортных средств, которые используются в сельском и лесном хозяйстве, строительстве, горном деле и промышленности

Чтобы проверить, действуют ли правила маркировки для вашего товара, найдите код товара ОКПД 2 в сертификате соответствия, а если товар импортный, — код ТН ВЭД ЕАЭС в таможенной декларации.

Коды шин и покрышек, которые попадают под маркировку

Код ОКПД 2

22.11.11

22.11.12.110

22.11.13.110

22.11.14

22.11.15.120

Код ТН ВЭД ЕАЭС

4011 10 000 3

4011 10 000 9

4011 20 100 0

4011 20 900 0

4011 40 000 0

4011 70 000 0

4011 80 000 0

4011 90 000 0

Маркировка шин: расшифровка кода легковых покрышек


Какие покрышки установлены на моём автомобиле? Как правильно прочитать и расшифровать маркировку шин? Этот вопрос возникает у многих автовладельцев, если вдруг появляется необходимость в замене резины.

Разумеется, можно приехать в любой магазин покрышек и просто довериться менеджеру, который сам выяснит типоразмеры покрышек на вашей машине и подберёт им замену. Однако, не стоит забывать, что основная цель любого менеджера – продать, а не выбрать лучший из подходящих вариантов.

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое маркировка

Маркировка шины – это буквенно-числовое обозначение, нанесённое на боковину покрышки, в котором заключены все возможные параметры, отражающие характеристику этой покрышки. Начиная от предназначения этой покрышки и заканчивая датой производства и местоположением завода, где эта шина была выпущена.

Большая часть информации, заключённой в маркировке, предназначена для профессионалов и рядовому автовладельцу она не нужна. Ему необходима только та основная часть маркировки, которая отражает главные параметры:

  1. Предназначение
  2. Типоразмер покрышки
  3. Индекс скорости и нагрузки
  4. Информацию о производителе
  5. Год выпуска

Иногда так же бывает важно знать и страну, где находится завод, выпустивший покрышку (у одного производителя может быть несколько заводов в разных странах), так как от этого порой зависит качество изготовления.


Предназначение шин

Шины для легковых автомобилей (и относящихся к ним кроссоверов, паркетников и прочих «гражданских» недорожников) разделяются на несколько видов:

  • Летние шины — покрышки, предназначенные для движения в тёплое время года, когда температура окружающего воздуха составляет от +50 до +5 градусов. Сама конструкция летней покрышки и состав резиновой смеси, из которой она выпускается, рассчитываются на эксплуатацию при плюсовых температурах и в жару, поэтому на ощупь они достаточно жёсткие.
  • Зимние шины – покрышки, предназначенные для движения при минусовых температурах. Их конструкция и состав резиновой смеси на ощупь мягкие, рассчитываются на эксплуатацию при минусовых температурах (от +5 до -50), а так же для движения по снегу и снежной каше (такие шины маркируются значками «M&S» «M+S», пиктограммой снежинки, или снежинки на фоне гор).
  • Всесезонные шины – покрышки, предназначенные для движения при любых температурах (от +50 до -50), обозначаются значками «AS» «All Season» «Any Weather». Стоит оговориться, что покрышки плохо подходят для эксплуатации в России, так как из-за взаимоисключающих требований к всесезонным шинам ни одному производителю таких шин пока ещё не удалось добиться ездовых характеристик, сопоставимых с зимними и летними шинами. Всесезонные покрышки лучше всего эксплуатировать в регионах, где перепады температур сравнительно небольшие, например, в Европе.
  • Внедорожные шины – покрышки, предназначенные для движения по дорогам и без них. Сама конструкция и состав резиновой смеси внедорожных шин подразумевает возможность движения по глубокой грязи. Стоит сказать, что такие шины хоть и могут ездить по глубокому снегу, тем не менее, не являются заменой зимним шинам, потому что их жёсткая резиновая смесь имеет свойство «дубеть» на морозе, что отрицательно сказывается на сцеплении с дорогой.

Размерность шин (типоразмер)

Второе, что нужно знать при подборе покрышек — это их размерность.

Для каждого автомобиля заводом-производителем предусматривается определённая размерность шин, для которых рассчитываются все характеристики машины, включая требования к её безопасности.

Размерность указывается цифрами. Ширина поверхности шины в миллиметрах (которая входит в контакт с дорогой), высота профиля шины (указывается в процентах от ширины), а так же её посадочный диаметр (именно на диски этого диаметра будет смонтирована шина).

Заводом — производителем автомобиля, кроме основной размерности покрышек, так же предусматриваются несколько вариантов её замены. Как правило, допустимая размерность резины увязывается с допустимой размерностью колёсных дисков (чуть больший посадочный диаметр шины соответствует чуть большему допустимому диаметру диска и наоборот).


Индексы скорости и нагрузки

Ещё одним немаловажным параметром покрышки являются её допустимая скорость и допустимый вес, при которых она может эксплуатироваться.

Эти параметры зашифровываются специальными цифровыми и буквенными обозначениями, каждой цифре соответствует допустимая нагрузка, каждой букве — допустимая скорость. Для перевода этих значений предусматриваются специальные таблицы.

Стоит сказать, что большинство современных автомобильных покрышек рассчитываются на эксплуатацию определённым классом автомобилей, для которых предусматривается определённая максимальная скорость и максимальный вес. Однако, в некоторых случаях эти параметры могут не соответствовать возможностям автомобилей (к примеру, при выборе шин для грузовичков и микроавтобусов) поэтому, проверка их соответствия лишней не будет.


Как читать маркировку

Чтобы понять как читается маркировка шины и как выделить из неё основную необходимую автовладельцу информацию, достаточно посмотреть на шину размерностью 195/65 R15:

Самым большим шрифтом на боковине пишется название фирмы-производителя и модель шины (в нашем случае это Michelin Energy).

Следом за названием, чаще всего таким же большим шрифтом, пишется типоразмер шины. В нашем случае размерность 195/65 R15 означает ширину шины 195 мм, высоту шины в 65% от её ширины (что составляет почти 127 мм), и посадочный диаметр шины в дюймах R15 («R» означает конструкцию шины — радиальная, цифра «15» — диаметр в дюймах (дюйм равен 2,54 см, поэтому 15″= 381 мм)).

После типоразмера шины таким же большим шрифтом наносятся индексы скорости и нагрузки шины. В нашем случае индекс нагрузки равен 91 (что соответствует 615 кг), а индекс скорости обозначен буквой «Т» (что соответствует 190 км/ч).

Таблица соответствия индексов нагрузки и скорости:

Стоит сказать, что некоторые производители шин отступают от общепринятых стандартов обозначений и обозначают индекс нагрузки словами MaxLoad (максимальная нагрузка) и указывают две цифры — в килограммах и фунтах.

Тип шины — очень важная информация — обычно в глаза не бросается и указывается сравнительно небольшим шрифтом или пиктограммой, поскольку эта информация предназначается, главным образом, для менеджеров в магазине. В нашем случае «M&S» (Mud + Snow, шины предназначены для снега и слякоти).

Страна выпуска покрышки, как правило, указывается мелким шрифтом и находится ближе всего к посадочному ободу. Год выпуска шины, как правило, указывается там же.


Остальная информация в маркировке

После основной информации в маркировке, которая, как правило, выделяется большим шрифтом, следует остальная информация, которая наносится более мелким шрифтом и представляет интерес, главным образом для профессионалов.

К примеру, конструкция шины — радиальная — может быть обозначена дополнительно словом «Radial» (как в нашем случае, к слову, диагональные шины считаются устаревшими и почти не производятся). Боковина шины может быть усиленной и обозначаться словом «Reinforced». Сама боковина так же может содержать в себе дополнительные усиливающие элементы (указываются как RFC — Run Flat Components), в нашем случае отсутствуют.

Следом идут обозначения внутренней и наружной стороны покрышки для правильной установки шин, если шина имеет ассиметричный рисунок протектора (в нашем случае указано «Outside» — наружная сторона установки). Здесь же обычно указывается направление вращения, если покрышка имеет направленный рисунок. Эта информация важна мастерам в сервисе, которые будут монтировать покрышку на диск.

Далее указывается конструкция шины — камерная или бескамерная. В нашем случае Tubeless — бескамерная. Камерные покрышки уже практически не выпускаются, так как камера увеличивает вес колеса.

Так же может присутствовать множество различной, ничего не говорящей автовладельцу информации, такой как код страны в которой покрышка получила соответствие требованиям европейских стандартов, индексы максимальной температуры и торможения, возможность установки на покрышку шипов и какого типа, ожидаемый пробег в километрах (в процентах от номинальных 100, что соответствует 48 тыс. км.).

Кроме букв и цифр на покрышку наносят различные метки в виде цветных кружков и треугольников, которые обозначают самые жёсткие или самые мягкие места на боковине, а так же самое лёгкое место, которое должно быть совмещено с золотником на диске.

Так же в рекламных целях в маркировке шины может присутствовать обозначение «экологичности» шин, например слова «Green» или «Blue», которое обозначают, что при производстве и утилизации этой шины был и будет нанесён минимально возможный вред окружающей среде.

Для наглядности приведём видео о расшифровке маркировки шины от официального представителя компании Nokian в России, здесь всё просто и понятно: