Львовский автобусный завод: Львовский автобусный завод: от расцвета до заката

Как ЛАЗ стал лузером – DW – 12.03.2013

Фото: Halyna Stadnyk

Галина Стадник, Роман Гончаренко

12 марта 2013 г.

Львовский автобусный завод стоит с середины февраля. Российский владелец ЛАЗа объявил о реорганизации, местные власти хотели бы забрать у него завод. DW выясняла суть конфликта.

https://p.dw.com/p/17vVF

Реклама

Городские маршрутные автобусы на базе Львовского автобусного завода (ЛАЗ) больше собирать не будут, их производство перенесут в Днепродзержинск, заявил владелец предприятия, российский бизнесмен Игорь Чуркин во время визита в город Кременчуг Полтавской области. По словам Чуркина, на материнском заводе во Львове будут выпускать только троллейбусы и туристические автобусы. А кареты скорой помощи – совместный проект ЛАЗа и французского автомобильного концерна Renault – будут сходить с конвейера в Запорожье, пообещал Чуркин. 

Такую рокировку собственник ЛАЗа называет реорганизацией.

Слухи о грядущем банкротстве автобусного завода Чуркин опроверг. В то же время он признал, что сложилась тяжелая ситуация: “Завод остановил производство с середины февраля, потому что покупатели не платят по контрактам. Заказчики на Украине задолжали почти 170 миллионов гривен за поставленные машины, Львов – крупнейший должник с 35 миллионами”.

Игорь Чуркин подчеркнул, что город Львов не платит за поставленные автобусы уже три года. По его словам, ЛАЗ планирует возобновить работу 20 марта. Власти Львова не отрицают, что задолжали заводу, но платить не собираются. В мэрии утверждают, что ЛАЗ нарушает условия контрактов.

ЛАЗ на улицах ЛьвоваФото: DW

Основные претензии касаются качества продукции. “Автобусы требуют постоянных ремонтов, – указывает мэр Львова Андрей Садовый. – Мы будем платить только за транспорт, который соответствует техническим требованиям”.

По словам мэра, комплектующие должны быть “европейского, а не китайского производства”. На ЛАЗе утверждают, что китайских комплектующих не используют, а проблемы связаны с нарушением правил эксплуатации.

“Космические” ЛАЗы и земные проблемы

Львовский автобусный завод был построен в 1945 году и считался одним из главных производителей автобусов в СССР. В 1961 году специально оборудованный ЛАЗ доставил Юрия Гагарина к стартовой площадке на космодроме Байконур. Советские и российские космонавты пользовались ЛАЗами не один десяток лет.

В 2001 году, через десять лет после обретения Украиной независимости, госпредприятие было приватизировано. Его новым собственником стал российский бизнесмен Игорь Чуркин. В последнее время, особенно после кризиса 2008 и 2009 годов, завод балансирует на грани банкротства.

Космонавты по пути в автобус на БайконуреФото: AP

Если во времена Советского Союза ЛАЗ выпускал более 1000 автобусов в месяц, то сейчас этот показатель, по данным украинской прессы, сократился в 100 раз. Надежды на российский рынок не оправдались. Особенно больно по ЛАЗу ударило введение Россией в сентябре 2012 года утилизационного сбора.

 

Напряженные отношения Львова и ЛАЗа

Не первый год продолжается и конфликт между российским собственником и властями Львова. Мэр западноукраинского города Андрей Садовый открыто связывает беды предприятия с новыми собственниками. “Упадок завода начался не вчера, это длительный процесс”, – заявил Садовый во время видеообращения к жителям города. Мэр отметил, что надежды на выход из кризиса благодаря заказам для проведения Евро-2012 не оправдались. По данным украинской прессы, изначально в рамках государственной программы планировалось поставить четырем украинским городам-хозяевам чемпионата континента по футболу до 2000 ЛАЗов, но реальное количество оказалось вчетверо меньше. 

“Владелец начал процедуру банкротства и ликвидацию завода”, – утверждает мэр. В пресс-службе ЛАЗа связывают проблемы с общей ситуацией в автомобилестроении на Украине, которую на заводе назвали “сложной”.

Самые большие проблемы у предприятия начались пять-шесть лет назад, считает Ростислав Сорока, глава регионального Совета предпринимателей Львовской области. “Активы переводились на других юридических лиц, – сообщил Сорока в беседе с DW. – Фактически собственник бежал от проблем и старых долгов, хотя правильно было бы сесть за стол переговоров и договориться”. Сорока напомнил, что за последние несколько лет на ЛАЗе сменилось четыре директора.

Депутаты Львовского городского совета считают, что вывести завод из кризиса может только смена собственника. Они обратились к руководству Украины с просьбой вернуть предприятие в государственную собственность и найти нового инвестора. Ростислав Сорока полагает, что это будет сделать нелегко. Законных оснований для такого шага нет, считает Сорока. По его словам, период инвестиционных обязательств собственника завершился.

Мэр Львова Садовый (первый справа) во время визита на ЛАЗ (фото из архива)Фото: DW

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Вертолетоносец “Мистраль”Верховная радаДебальцево”Нафтогаз Украины”Сланцевый газ”Беркут”, спецподразделение МВД УкраиныБезработица в УкраинеВиктор ЯнуковичФрекингРеверс газаТелеканал “Интер”Александр ЛукашенкоЕвромайданДнепр (бывший Днепропетровск)УкраинаВсеукраинское объединение “Батькивщина”Фонд “Наука и политика”Ганноверская ярмаркаTransparency InternationalСевастопольПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Львовский автобусный завод | это… Что такое Львовский автобусный завод?

Льво́вский авто́бусный заво́д (сокращённо ЛАЗ) — советское и украинское автомобилестроительное предприятие.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Управляющая компания
  • 3 Производимая продукция (неполный перечень)
  • 4 Пресса о заводе
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

Вид на корпуса завода ЛАЗ во Львове со стороны ул. Стрыйской

Днём основания Львовского автобусного завода является 21 мая 1945 года. Около десяти лет завод выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы. В 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый автобус ЛАЗ-695 и с того момента начался их серийный выпуск. Для разработки этого автобуса ЛАЗ закупил образцы самых современных европейских автобусов — Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса Магирус TR-120

С 1960-х гг. прошлого века и по настоящее время[когда?] ЛАЗ является основным производителем специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур.

[2]

В 1994 году на базе предприятия было создано Открытое Акционерное Общество «Львовский автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду Госимущества Украины. В этом же году началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522.

С 2001 года завод получил статус частного предприятия с коллективной формой собственности.

В 2002 начался выпуск четырёх совсем новых моделей автобусов: пригородных и туристических Лайнер−9, −10, −12, а также особенно больших городских ЛАЗ-А291. Была адаптирована к требованиям рынка большая городская модель ЛАЗ-5252.

В августе 2003 года был выпущен полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства совершенно новых моделей, которое получило название НЕОЛАЗ. В мае 2004 года были представлены две следующие модели НЕОЛАЗа: городской автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-А183 «Сити» и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт».

Модельный ряд автобуса оборудованы двигателями Ярославского моторного завода (Россия), фирмы Deutz (Германия) и задними мостами Rába (Венгрия).

В 2007 году производство холдинговой компании «ЛАЗ», в которую входят Львовский автобусный завод, а также Днепровский автобусный завод (Днепродзержинск) и Николаевский машиностроительный завод (Николаев), составило 471 единицы (автобусов и троллейбусов), объём товарной продукции составил 388,468 тыс. гривен.

2010 год. 30 марта во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского автобусного завода об изготовление 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих Евро-2012. Подвижной состав должен быть закуплен в лизинг на 10 лет. Первый платёж составит 10 %. Однако, на сегодняшний день холдинг переживает не лучшие свои времена — согласно заявлениям сотрудников, имеются большие задержки по выплате заработной платы.

Управляющая компания

Для того чтобы оставаться лидером на современном рынке «ЛАЗ» создал управляющую компанию «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУПП». «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУПП» управляет такими компаниями холдинга «ЛАЗ»[3]:

  • Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
  • Днепровский автобусный завод (ДАЗ)
  • Николаевский машиностроительный завод (НМЗ)
  • Торговый дом ЛАЗ
  • Компания «LAZ Finance»
  • Сервисная компания ЛАЗ

Производимая продукция (неполный перечень)

Троллейбус ElectroLAZ-12 в Тернополе, Украина

Автобус ЛАЗ-695, старейшая и наиболее распространённая модель «ЛАЗа»

Современный «ЛАЗ», обслуживающий аэропорты

  • ЛАЗ-695
  • ЛАЗ-697
  • ЛАЗ-699
  • ЛАЗ-699Т
  • ЛАЗ-4202
  • LinerLAZ 10 (4207)
  • ЛАЗ-42071
  • LinerLAZ 12 (5207)
  • ЛАЗ-52072
  • ЛАЗ-52075
  • ЛАЗ-A07310
  • ЛАЗ-А1414
  • ЛАЗ-52528
  • ЛАЗ-42078
  • NeoLAZ 10 (4208)
  • NeoLAZ 12 (5208)
  • ЛАЗ-5252
  • ЛАЗ — Украина — 73
  • LinerLAZ 9 (A141)
  • CityLAZ 10 (A152)
  • InterLAZ 10LE (A152)
  • CityLAZ 10LE (A152)
  • CityLAZ 12 (A183)
  • CityLAZ 12LE (A183)
  • InterLAZ 12LE (A183)
  • AeroLAZ 12 (AX183)
  • CityLAZ 13. 5 (A191)
  • CityLAZ 13.5LE (A191)
  • InterLAZ 13.5LE (A191)
  • AeroLAZ 13.5 (AX191)
  • ЛАЗ-А291
  • CityLAZ 20 (A292)
  • ЛАЗ-52522
  • ElectroLAZ-12
  • ElectroLAZ-20

Пресса о заводе

  • Владелец ЛАЗа Игорь Чуркин оборудует харьковский транспорт видеокамерами (новостной портал «ХайВей»)
  • Латвия может купить у Украины 75 троллейбусов
  • [http://www.telegraf.lv/news/latviya-mozhet-kupity-u-ukrainy-75-trolleibusov
  • Игорь Чуркин: Пресс-Портрет (Яндекс. Новости)

Примечания

  1. ТОП — менеджмент компании
  2. Журнал «Грузовик-пресс», № 9/2010, стр. 70-73
  3. Управляющая компания

Ссылки

  • Сайт Львовского автобусного завода
  • ЛАЗ-695
  • ЛАЗ-4202
  • ЛАЗ-5252
  • Отечественный автобус — ЛАЗ
  • А завод живёт (интервью генерального директора ЛАЗ Игоря Емельяновича Малеца газете «2000»)
  • ЛАЗ повезет в Россию два новых автобуса (укр. )

Ошибка 404

Наш веб-сайт использует несколько типов файлов cookie. Некоторые из них строго необходимы для работы нашего сайта. Другие могут быть установлены в соответствии с вашими предпочтениями.
Вы можете изменить свой выбор и отозвать свое согласие на этой странице в любое время.

Дополнительную информацию см. в нашей политике использования файлов cookie.

  • Разрешенные типы файлов cookie
  • Отменить выбор необязательных файлов cookie
  • Основной

  • Функциональный

  • аналитический

  • Реклама

Что будет сохранено:

  • Основные файлы cookie (требуются всегда)

    Эти файлы cookie необходимы для работы многих наших сервисов.

    Некоторые из этих файлов cookie также необходимы для обеспечения безопасности нашего веб-сайта, например, для борьбы с мошенничеством.

    Эти необходимые файлы cookie размещаются, как только вы заходите на сайт, поскольку они необходимы для навигации.

  • Функциональные файлы cookie

    Эти файлы cookie собирают информацию о ваших предпочтениях и предпочтениях при просмотре и поиске, чтобы сделать ваш просмотр более приятным и персонализированным.
    Вы можете отказаться от использования этих файлов cookie.

  • Аналитические файлы cookie

    Эти файлы cookie используются для сбора информации об использовании вами сайта, чтобы улучшить его содержание, сделать его более соответствующим вашим потребностям и повысить удобство использования.

    Они также позволяют нам оценивать эффективность наших маркетинговых кампаний.
    Вы можете отказаться от файлов cookie, если хотите просматривать наш веб-сайт.

  • Рекламные файлы cookie

    Эти файлы cookie используются в маркетинговых целях для отображения целевой рекламы на страницах нашего веб-сайта и на веб-сайтах, которые вы посещаете в следующий раз.

    Отказ от этих файлов cookie не повлияет на использование вами нашего веб-сайта, но не остановит рекламу на наших страницах. Это приведет только к показу рекламы, которая не отражает ваши предпочтения и интересы.

Что не сохранится:

    характеристики и фото.

    Модельный ряд Львовского автобусного завода

    Львовский автобусный завод (ЛАЗ) основан в мае 1945 года. В течение десяти лет предприятие выпускало автокраны и автомобильные прицепы. Затем производственные мощности завода были расширены. В 1956 году с конвейера сошел первый автобус ЛАЗ-695, фото которого представлено на странице. Он возглавил длинный список моделей последующих выпусков. Каждая новая модификация улучшала технические параметры и становилась комфортнее по сравнению с предыдущей.

    “Магирус” и “Мерседес”

    В качестве прототипа для постройки ЛАЗ-695 был использован закупленный за границей немецкий “Магирус”. Машина изучалась в течение всего 1955 года, конструкция рассматривалась с точки зрения технологического применения в конвейере в условиях ограниченных возможностей советского «автомобилестроения». В процессе подготовки ЛАЗ-695 к серийному производству экстерьер и все внешние данные были заимствованы у Magirus, а ходовая часть, шасси и силовой агрегат с трансмиссией взяты от немецкого автобуса Mercedes-Benz 321. Немецкие автомобили обходились советскому правительству недорого, потому что на западе автомобильную технику списывают рано, меняют на новую. «Магирус», «Неоплан» и «Мерседес-Бенц» были куплены за треть цены, и при этом все автобусы были в отличном состоянии.

    Начало производства

    Автобус ЛАЗ-695, технические характеристики которого были признаны достаточно надежными, выпускался в течение двух лет, с 1956 по 1958 год. Изначально автомобиль использовался на городских маршрутах, но вскоре выяснилось, что его интерьер не отвечал требованиям интенсивных пассажирских перевозок, салон был неудобным и тесным. Автобус ЛАЗ-695 в/ч Начал курсировать на пригородных маршрутах, на этот раз зарекомендовав себя как комфортный и быстрый перевозчик. Его технические данные полностью отвечали задачам эксплуатации. Кроме того, автобус с удовольствием арендовали туристические группы, машина двигалась мягко, двигатель марки ЗИЛ-124 работал почти бесшумно. Позже ЛАЗ-695, технические характеристики которого не нуждались в доработке, обслуживал Центр подготовки космонавтов на Байконуре.

    Технические требования к автобусу были несколько специфичны. Космонавтам приходилось переходить из одного модуля в другой, следуя программе предполетной подготовки, поэтому салон был наполовину освобожден от сидений, а на их место были поставлены кресла типа самолетов, на которых можно было лежать.

    Кроме того, салон автобуса легко переоборудовали для скорой медицинской помощи. Он был оснащен аппаратурой для наблюдения за общим состоянием организма человека: электрокардиографами, тонометром, аппаратурой для простейшего анализа крови и многим другим. Этот транспорт обслуживала медицинская бригада из трех человек (по образцу типичного автомобиля городского типа).

    Советский период

    Львовский автобусный завод продолжал выпускать модель в различных модификациях до 2006 года. Машина постоянно совершенствовалась, а спрос на нее держался на достаточно высоком уровне. Цены на автобус в советское время были постоянными, и это устраивало потребителей. До 1991 года в СССР были распространены так называемые митинги, для которых транспортные средства, в том числе и автобусы, распределялись централизованно. Оплата техники производилась по безналичному расчету, а последующая эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт за счет автопредприятия.

    Плановая экономика СССР предполагала поэтапное развитие автомобильной промышленности, и городские автобусы были в то время на первом месте по востребованности в народном хозяйстве. На львовские модели возлагались определенные надежды. Однако машина с пятиступенчатой ​​коробкой передач и сплошными рядами сидений не вписывалась в динамичный режим движения. Городские автобусы нуждались в специально оборудованной кабине, а также в силовой установке, приспособленной к частым торможениям и остановкам. Обычный двигатель, как правило, перегревался. Высота выпускаемой модели также не полностью соответствовала правилам дорожного движения в городе.

    Попытки реконструкции

    Новые автобусы, сходящие с конвейера Львовского завода, повторяли параметры базовой модели, и радикальные изменения конструкции были невозможны. Конструкторское бюро ЛАЗ предприняло несколько попыток изменить интерьер, но создать машину «с нуля» оказалось проще, чем менять технические характеристики существующей модели. Таким образом, все новые автобусы, произведенные во Львове, были направлены в основном на обслуживание пригородных линий. А по городским маршрутам курсировали троллейбусы, которые выпускались на Львовском автозаводе с 19 года.63 (на базе автобусного кузова).

    Первые модификации

    В декабре 1957 года был выпущен автобус ЛАЗ-695Б, модернизированная версия предыдущей модели. Прежде всего, на машине был установлен пневматический привод вместо механического (для открывания дверей). Боковые воздухозаборники для охлаждения двигателя, расположенные сзади, упразднили. Центральный воздухозаборник в виде колокола разместили на крыше. Таким образом, эффективность охлаждения увеличилась, а пыли, попадающей в подкапотное пространство, стало гораздо меньше. Изменения коснулись и экстерьера спереди, пространство между фарами стало более современным. В салоне улучшена перегородка кабины водителя, ее подняли к потолку, появилась дверь для входа в салон. Серийное производство этой модели продолжалось до 1964. Всего было выпущено 16 718 автомобилей.

    Одновременно с выпуском версии 695Б велась разработка модели 695Е с новым восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-130. Несколько опытных машин было собрано в 1961 году, но в серию автобус пошел в 1963 году, всего было выпущено 394 штуки. С апреля 1964 года конвейер заработал в полную силу и до конца 1969 года собрали 38 415 автобусов 695Е, из которых 1346 отправили на экспорт.

    Внешние изменения в версии 695Е коснулись колесных арок, которые приобрели округлую форму. От автобуса ЗИЛ-158 ступицы переднего и заднего мостов были взяты вместе с тормозными барабанами. Модель 695E была первой, в которой для управления дверями использовалась электропневматическая система. На базе версии 695Е был выпущен автобус ЛАЗ «Турист». Эта машина идеальна для дальних поездок.

    Опыты по внедрению АКПП

    В 1963 году завод ЛАЗ выпустил еще одну модификацию – 695Ж. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с НАМИ, а именно с научно-исследовательским центром автоматических трансмиссий. В этом же году налажен выпуск автобусов с автоматической коробкой передач. Однако в следующие два года удалось собрать лишь 40 таких единиц ЛАЗ-69.5, после чего производство опытной модели было прекращено.

    Развитие АКПП в дальнейшем пригодилось для городских автобусов марки ЛиАЗ, выпускавшихся в г. Ликино-Дулево Московской области.

    Модернизация существующих моделей

    Создание новых модификаций автобусов Львовского автозавода продолжалось, и в 1969 году с конвейера сошел ЛАЗ-695М. Машина отличалась от предыдущих моделей окнами современной формы и стиля. Стекла были встроены в оконный проем без промежуточных алюминиевых рам. Ротовой воздухозаборник на крыше был упразднен, вместо него по бокам моторного отсека появились вертикальные щели. С 1973, на автобусе установлены модернизированные колесные диски облегченной конфигурации. Изменения коснулись выхлопной системы – два глушителя объединены в один. Кузов автобуса стал короче на 100 мм, а снаряженная масса увеличилась.

    Серийное производство ЛАЗ-695М продолжалось семь лет, и за это время было выпущено более 52 000 автобусов, 164 из которых были отправлены на экспорт.

    «Патриарх» в семействе ЛАЗ с тридцатилетним стажем

    Следующей модификацией базовой модели стал автобус с индексом 695N, который отличался широкими лобовыми стеклами и верхним козырьком, полностью унифицированными передними и задними дверями, а также новой панелью приборов с более компактным спидометром и датчиками. Прототипы были представлены в 1969 году, но в серийное производство эта модель пошла только в 1976 году. Автобус выпускался в течение тридцати лет, до 2006 года. сигналы и другие осветительные приборы. Модель оснащалась большим люком в передней части кузова, в случае военной мобилизации автобусы должны были использоваться как санитарные. Параллельно с 695H, было выпущено небольшое количество автобусов 695R, отличающихся повышенной комфортностью, более мягкими сиденьями и бесшумными двустворчатыми дверями.

    Газовое исполнение

    В 1985 году Львовский автобусный завод выпустил модификацию ЛАЗ-695НГ, которая работала на природном газе. Металлические баллоны, выдерживающие давление до 200 атмосфер, располагались в ряд на крыше, в задней части. Газ поступал в редуктор, затем смешивался с воздухом и всасывался в двигатель в виде смеси. Автобусы под индексом 695НГ завоевали популярность в 1990-х, когда на территории бывшего СССР разразился топливный кризис. Нехватка топлива сказалась на заводе ЛАЗ. Украина в целом также испытывала нехватку топлива, поэтому многие транспортные предприятия страны перевели свои автобусы на газ, который был значительно дешевле бензина.

    ЛАЗ и Чернобыль

    Весной 1986 года, после аварии на Чернобыльской АЭС, в цехах Львовского автозавода в срочном порядке был создан специальный автобус ЛАЗ-692 в количестве нескольких десятков экземпляров. Машина использовалась для эвакуации людей из зоны заражения и доставки туда специалистов. Автобус по периметру был защищен свинцовыми листами, две трети окон также были покрыты свинцом. В крыше были сделаны специальные приспособления для доступа очищенного воздуха. В последующем все машины, участвовавшие в ликвидации аварии на АЭС, были утилизированы, так как были непригодны для эксплуатации в нормальных условиях из-за радиационного заражения.

    Дизельные двигатели

    В 1993 году на Львовском автозаводе в качестве эксперимента попытались установить на автобус ЛАЗ-695 дизель Д-6112 от энергонасыщенного гусеничного трактора Т-150. Результаты в целом были хорошие, но более подходящим двигателем, работающим на солярке, был признан СМД-2307 (Харьковский завод «Серп и молот»). Тем не менее эксперименты продолжались, и в 1995 году в серийное производство был запущен автобус ЛАЗ-695Д, оснащенный дизельным двигателем Д-245 Минского моторного завода.

    Днепровский завод

    Через год проект был кардинально переработан, и в результате появилась версия 695Д11, которая получила название «Таня».

    Модификация выпускалась мелкосерийно до 2002 года, а с 2003 года сборка автобусов была передана на завод в Днепродзержинске. Производство не могло быть сразу организовано на новом месте, так как технологические процессы на двухпрофильных, на первый взгляд, производствах существенно различались. Крупногабаритные кузова автобусов ЛАЗ не всегда подходили к сварочным агрегатам Днепра, и это создавало определенные трудности. Произошло даже небольшое увеличение стоимости автобусов ЛАЗ, которые шли в Днепродзержинск, хотя качество сборки в большинстве случаев было безупречным. В результате баланс цены и качества выровнялся, и производство автомобилей стало набирать обороты.

    Поиск универсального решения

    Конструкторское бюро Львовского автомобильного завода искало варианты новых разработок. За весь период производства на Львовском автобусном заводе было предпринято несколько попыток создания универсальных ЛАЗов, которые можно было бы эксплуатировать как в городе, так и на международных маршрутах. Однако специфика пассажирских перевозок не позволяла этого. В дальнемагистральных рейсах людям необходим комфорт и особая успокаивающая атмосфера в салоне автобуса. На городских маршрутах заходят и выходят пассажиры, за день машину посещает несколько сотен человек. Поэтому два противоположных режима работы свести воедино не удалось, и завод продолжал выпускать одновременно несколько модификаций.

    ЛАЗ сегодня

    В настоящее время на дорогах постсоветского пространства можно встретить автобусы Львовского завода практически всех модификаций. Хорошая ремонтная база на протяжении всего периода производства, начиная с 1955 года, позволяла поддерживать многие машины в исправном состоянии. Некоторые модели ЛАЗ морально устарели и используются в качестве вспомогательного транспорта в различных отраслях промышленности.

    Многие из разобранных кузовов заброшены – со снятыми двигателями и неисправным шасси. Это издержки автомобилестроения советского периода, когда автобусы в автохозяйствах списывались, и их дальнейшая судьба никого не интересовала. Рыночная экономика диктует свои правила, списанные автомобили все чаще попадают в руки частников и получают вторую жизнь.