Камаз каменс: Почему двигатель Cummins пользуется спросом на автомобилях «КАМАЗ-РИАТ»

Новые дизельные двигатели Cummins ISL производства “Камминз КАМА” – Рейс.РФ

На совместном предприятии «Камминз КАМА» в Набережных Челнах начат выпуск дизелей Cummins ISL рабочим объемом 8,9 литра. Знакомимся с производством, новыми двигателями и перспективами их применения

Всего 15 лет назад в России об известном во всем мире бренде, ​моторах Cummins, знали только специалисты. Теперь эти дизели на слуху у всех наших автоперевозчиков. Известно, что после пожара на моторном производстве Камского автозавода в 1993 году пытались найти альтернативу дизелям КАМАЗ‑740. Тогда от нехватки двигателей пострадал не только сборочный конвейер «КАМАЗа», но и другие автозаводы, оказавшиеся без моторов: «УРАЛАЗ», «ЗИЛ», «ЛИАЗ», «ЛАЗ». И на новые, и на подержанные автомобили начали устанавливать дизели ЯМЗ, и даже Алтайского моторного завода – ​от армейских БМП. Именно в тот период на российский рынок пришли известные американские компании Cummins и Caterpillar. Однако, как говорят в российском представительстве Cummins, первый рабочий визит в Набережные Челны топ-менеджеры американской корпорации нанесли еще во времена СССР, в относительно благополучном 1987 году.

И результатом тех переговоров стал выпуск небольшой партии тягачей КАМАЗ с 10-литровыми дизелями Cummins L10 300 л. с./1288 Н.м. В середине 2000-х на Камском автозаводе начался мелкосерийный выпуск среднетоннажного КАМАЗ‑4308 с двигателем Cummins, а на АЗ «Урал» выпустили партию экспортных вездеходов «Урал‑4320» 6х6 с американскими моторами.
Относительно массовыми в России стали моторы Cummins ISBe объемом 4,5 литра у «четверки» и 6,7 литра у шестицилиндрового дизеля, выпуск которых наладили в 2009-2010 годах на СП «Камминз КАМА». Их диапазон мощности составляет от 140 до 300 л. с. и от 550 до 1100 Н.м. крутящего момента. А оснащение экономичными, мощными и надежными дизелями Cummins ISF 2.8 «ГАЗели» и ISF 3.8 – ​«Валдай» ГАЗ‑3310 просто осчастливило их владельцев. Еще один мотор – ​Cummins ISG12 – продемонстрировали год назад на самосвалах нового поколения КАМАЗ‑6580. Его объем 11,8 литра, диапазон мощности от 350 до 500 л. с.
Теперь для очередной поездки в Набережные Челны появился очередной серьезный повод – ​на СП «Камминз КАМА», в дополнение к двигателям семейства ISBe, начато серийное производство моторов Cummins ISL. Для наглядности, потенциал компании Cummins в России продемонстрировали четыре автомобиля КАМАЗ, на которых стояли разные моторы: Cummins ISBe, Cummins ISL и Cummins ISG12. Не было разве что «ГАЗели-Next»…Сейчас в России сложилась уникальная ситуация с моторами Cummins: ​их устанавливают на грузовики полной массой от 3,5 до 33 тонн и на автобусы вместимостью от 7 до 100 пассажиров. Причем представительство Cummins при такой широкой номенклатуре двигателей одинаково удачно работает с двумя крупнейшими в России компаниями по производству коммерческого автомобильного транспорта: и с «Группой ГАЗ», и с ПАО «КАМАЗ».

Made in Russia

Сборочное производство СП «Камминз КАМА» расположено в одном корпусе с моторным производством «КАМАЗа», но отделено перегородками. И это два абсолютно разных предприятия, хотя между ними есть определенные технологические связи. Завод «Камминз КАМА», наверное, самое современное производство дизелей в России, если не считать нового завода в Ярославле по выпуску двигателей серии ЯМЗ‑530. А сейчас так сразу и не скажешь, что лучше у ЯМЗ, а что ​у Cummins. В любом случае приятно, что это наши, российские заводы.
Совместное предприятие «Камминз КАМА» существует с июня 2006 года, запуск сборочного конвейера с полноценным производством двигателей – ​с августа 2010 года. И все начиналось в 2006 году с «отверточной» сборки дизелей Cummins EQB, объемом 5,9 литра, их изготовили около 2,5 тысяч. В период становления производства детали двигателя импортировались в Набережные Челны с зарубежных заводов Cummins. Это обычная практика, позволяющая быстро отладить оборудование и технологии не ожидая поставок местных смежников.

Уже в 2011 году собирали по 500 моторов в месяц, причем в четырех модификациях – ​автомобильных и автобусных. В удачном 2013 году изготовили около 10 500 моторов, а всего с начала работы СП «Камминз КАМА» выпустили более 50 тысяч двигателей. Планируемые изначально объемы производства – ​ до 40 тысяч, потом уменьшили до вполне реальных 25 тысяч двигателей в год при двухсменном графике работы завода. Это значит, что от трети до половины автомобилей КАМАЗ, выпускаемых сегодня, может быть оснащено лицензионными дизелями Cummins. Обычный ритм для сборочного производства СП «Камминз КАМА» ​в диапазоне 60-100 моторов в смену. Основной двигатель – ​«шестерка» Cummins 6ISBe, четырехцилиндровые моторы занимают около 20 % от всего объема выпуска. Но этап «отверточной» сборки дизелей Cummins ISBe давно пройден, уже освоено производство или обработка больше половины деталей. Изначально блоки цилиндров поставляли два производителя: бразильская компания Tupy и китайская DongFeng. Но еще в конце 2010 года на «КАМАЗе» была выпущена опытная партия головок и блоков для шестицилиндровых моторов. Согласитесь – ​это очень важные и сложные детали двигателей. Однако потом локализацию блока, видимо, притормозили, хотя в Челнах его полностью обрабатывают ​с первого до последнего отверстия, от отливки до блока, на 100 % готового к сборке. Так что пока отливка блока по-прежнему импортная. Возможно, выбор импортной детали объясняется чисто денежными, а не технологическими неувязками.
Не менее важная и сложная деталь – ​головка блока. Раньше на ее отливке тоже было написано «еo Brazil». Однако сейчас уже два поставщика литья: Бразилия или «КАМАЗ», но обработка – ​полностью местная, выполняется на моторном производстве «КАМАЗа». То есть готовую головку потом продают СП «Камминз КАМА». По такой же схеме выпускают маховик: литье и обработка «камазовские», импортный только венец, понятно, что и его освоить – ​не проблема. Первоначально алюминиевый картер маховика, шатуны, коленвал поставлялись из Италии, Индии, Бразилии или Китая. Однако уже с 2011 года коленвал делает «КАМАЗ»: отливает и обрабатывает. Компрессор пневмосистемы может быть или импортный Wabco, или отечественный – ​на конвейер поступает с завода Knorr-Bremze из Нижнего Новгорода. На работу с «Камминз КАМА» было нацелено и СП «Федерал Могул Набережные Челны», но что-то не заладилось. Поршни, кольца и шатун поставляются с зарубежных подразделений Cummins: Индии, Бразилии, Китая.
И все же в нынешних условиях моторы Cummins ISBe никогда не станут полностью российскими.
Массовое изготовление отдельных деталей дешевле организовать на одном из заводов корпорации Cummins, а не плодить мелкосерийное на каждом производстве в разных странах. А потом отвозить нужную деталь на сборочные конвейеры других заводов.
Все оборудование СП «Камминз КАМА» современное и сертифицировано Cummins, именно на таком же оборудовании, по тем же технологиям делают эти моторы по всему миру. Применены транспортные конвейеры известной фирмы Durr. Установленная здесь линия обработки блока цилиндров на основе обрабатывающих центров германских фирм Heller и Nagel – ​это автоматизированное и при этом технологически гибкое производство. Кроме двигателей Cummins ISBe объемом 4,5 и 6,7 литра еще в 2014 году говорили о перспективе обработки блоков Cummins ISL. Комплексная автоматизированная линия обработки головки блока для «четверок» и «шестерок» поставлена компанией Starragheckert. Линия маховика основана на обрабатывающих центрах фирмы EMAG, запрессовка венца на стенде Schneitmann, балансировку выполняют на автомате признанного лидера в этом деле –  Schenck.
Измерение обрабатываемых отверстий в блоке производится электронными нутромерами фирмы Air Gage, которые легко и точно настраиваются, а контролировать «попадание» в поле допуска можно по двум окнам на дисплее: красному и зеленому. Блок контролируется более чем по 3000 параметров, а кроме того, каждый 50-й блок проходит еще более жесткую, углубленную проверку. Именно к уже имеющейся линии Cummins ISBe теперь «имплантируют» и производство Cummins ISL. Пока это дополнительная «петля» на конвейере, с десятком постов под разные операции. И конечно же, сейчас не о какой локализации нет и речи. Все это в перспективе, но то, что ПАО «КАМАЗ» по аналогии с Cummins ISBe по силам освоить литье блока и головки, а СП «Камминз КАМА» их обработку, ​сомнений нет. Это только вопрос времени.

КАМАЗ и Cummins в одном флаконе

Под кабиной — русские… «американцы»!

Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора

В это трудно поверить, но первый визит топ-менеджеров Cummins на Камский автозавод состоялся 30 лет назад, в далеком 1987 году! И он не был праздным любопытством: итогом переговоров в Набережных Челнах стало начало мелкосерийного производства седельных тягачей КАМАЗ-5410 с 10-литровыми моторами Cummins. В 2004-м на рынок выпустили среднетоннажный КАМАЗ-4308 (4х2) с американским двигателем, несущим эмблему в виде буквы «С» (российские перевозчики называют ее подковой счастья). Уже в июне 2006-го было учреждено совместное предприятие ЗАО «Камминз КАМА» по выпуску американских двигателей в России.
Бизнес-партнерство сторон начиналось с отверточной сборки, а сегодня локализовано более половины компонентов. Российскую маркировку имеют блок цилиндров, ГБЦ, коленвал, маховик и другие детали. Текущий модельный ряд включат двигатели серии В рабочим объемом 4,5 и 6,7 литров. А с марта 2017-го на конвейер поставлена 8,9-литровая серия L. Многие из этих силовых агрегатов были под кабинами выставочных грузовиков. И, конечно, разные моторы Cummins имели подготовленные для тест-драйва грузовики.

Все эти грузовики оснащены дизелями с трбонаддувом, произведенными на СП «КАММИНЗ-КАМА» в набережных Челнах.

Самосвал КАМАЗ-65115-А5 (6х4): мал, да удал!

По всему миру Cummins окрашивает свои моторы в красный, синий, серый, черный цвета и покрывает металл жаропрочным прозрачным лаком. КАМАЗу предложили красный, но по соображениям практичности был выбран черный цвет. Во-первых, такую же окраску имеют рама, детали ходовой части и навесное оборудование. Во-вторых, на темной краске не так заметны потеки масла и другие загрязнения. Наверно, есть и другие аргументы в пользу черного.

КАМАЗ-65115-А5 не самый большой в семействе челнинских самосвалов, зато и не самый дорогой по розничной стоимости.

Вот и на самосвале КАМАЗ-65115-А5 (6х4) с 10-кубовой платформой двигатель черный. Для автомобиля полной массой 25 т, способного таскать еще и 15-тонный прицеп, был выбран 6-цилиндровый рядный дизель Cummins ISB 6.7e5 Евро-5 с турбонаддувом рабочим объемом 6,7 л. Он выдает на-гора 292 «лошадки» при частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин, обладает степенью сжатия 17,3:1 и развивает максимальный крутящий момент 1087 Нм при 1300 об/мин. Удельная мощность мотора в 11,7 л.с. на тонну позволяет развивать предельную скорость не менее 100 км/ч и брать подъемы крутизной не менее 25%.

Из всех грузовиков-участников тест-драйва КАМАЗ-65115-А5 получил лицензионный Cummins российской сборки раньше других. Здесь стоит Cummins ISB 6.7e5 300 (Евро-5) мксимальной мощностью 292 л.с. при 2500 об/мин.

Впрочем, это теория, которой водители самосвалов зачастую не владеют. На практике важнее отклик двигателя, а он достойный. Самосвал без загрузки может начать движение с третьей передачи и живо откликается на подачу газа. На участках с наледью машину без загрузки трясет так, что свободного хода подрессоренного кресла не хватает. В результате пятая точка получает удары даже на маленькой скорости, и в итоге впечатление смазано. В дискомфорте виновата жесткая рессорная подвеска и короткая колесная база в 3190+1320 мм. Утешением служат хваткие барабанные тормоза и внешний габаритный радиус поворота в 10,7 м.

Стандартная самосвальная кабина на двоих, без подрессоривания и спального места.

По динамике к автомобилю претензий нет — порожняком идет бодро! Из-за тросового привода как-то архаичны алгоритмы переключения механической девятиступки ZF 9S1310. Они точно требуют навыков и привыкания. Кстати, коробка тоже совместного производства — ZF-КАМА. И ее пора менять на модель с автоматическим переключением — вся Европа пошла этим путем, чего же мы тянем? И хорошо бы проверить способности самосвала при полной загрузке: не растеряет ли достоинств с американской «подковой»?!

Золотая середина — КАМАЗ-6520-К4 (6х4)

Рыжий самосвал популярной модели КАМАЗ-6520-К4 с 16-кубовым кузовом тоже оснащен «камминзом», причем более мощным. Модель турбонаддувного дизеля ISLe400 40 (Евро-4) обладает рабочим объемом 8,9 л и степенью сжатия 16,6:1. Потенциал русского «американца» выражен в цифрах 390 л.с. полезной мощности (при 2100 об/мин) и 1680 Нм максимального крутящего момента при 1400 об/мин. С такой рядной «шестеркой» автомобиль снаряженной массой 13 т и грузоподъемностью 20 т способен брать подъемы в 14º (не менее 25%) и развивать максимальную скорость не менее 95 км/ч.

В современном исполнении КАМАЗ-6520-К4 хорош, как никогда прежде. Он на пике формы и функциональных возможностей. Потенциал мощности двигателя Cummins ISLe 400 40 (Евро-4) составляет 390 л.с. при 2100 об/мин.

Кабина на этом «строителе» такая же, как на модели 65115-А5: двухместная, без спального места. Но чувствуешь себя здесь значительно комфортнее. Более высокая посадка обеспечивает лучший обзор. Увеличенный передний свес в 1350 мм (против 1260 мм) создает чувство защищенности. Расставленная до 3600+1440 мм колесная база и пневматическая подвеска кабины снижают уровень вибраций — по сравнению с «младшим братом» тряска почти незаметна. И что удивительно: при габаритной длине 7830 мм внешний радиус поворота по углу бампера составляет 10,3 м против 10,7 м на КАМАЗ-65115-А5 длиной 6980 мм!

Крутящий момент от двигателя на ведущие колеса КАМАЗ-6520-К4 передает механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF 16S1820.

Впечатления от самосвала очень хорошие: старт уверенный, набор скорости напористый. За это спасибо 390-сильному Cummins ISLe400 40 (Евро-4)! Механическая 16-ступенчатая коробка ZF 16S1820 с дистанционным управлением пресловутым тросиком на фоне иномарок того же класса кажется устаревшей. Что ни говори, европейцы уже несколько лет штатно комплектуют самосвалы «автоматами», а «механику» предлагают за доплату. У нас «автоматов» на строительных КАМАЗах пока нет…

Король строителей — КАМАЗ-6580-К5 (6х4)

Настоящий букет положительных эмоций подарил самосвальный КАМАЗ-6580-К5 с кабиной на каркасе Mercedes-Benz Axor. Подпружиненная в четырех точках, она эффективно гасит колебания и обеспечивает сидящего за рулем более высоким уровнем комфорта. Это совсем другой уровень! Нет убогих ручек и устаревших переключателей, не видны шляпки саморезов и язык не повернется сказать дурное слово в адрес проектировщиков. Все сделано по-людски! Даже переключение передач на механической 16-ступенчатой коробке ZF 16S2220 TO без тросика гораздо мягче и «цивилизованнее». Самосвальный кузов «Бецема» на 16 куб. м поставлен на новую мощную раму. Он отлично вписался в дизайн и вместе с усиленными ведущими мостами обеспечил машине снаряженной массой 14,8 т способность везти 26,2 т сыпучего груза.

На строительном шасси КАМАЗ К4141 (6580-К5) смонтирована самосвальная платформа красногорского завода «Бецема». Узнаете характерный мерседесовский интерьер? А это кабина КАМАЗа, построенная на каркасе кабины Mercedes-Benz Axor!

Заявленную производителем максимальную скорость на уровне не менее 75 км/ч и преодоление горок со склонами крутизной 18º (не менее 30%) обеспечивает самый мощный из выпускаемых в Челнах «Камминзов». Речь о модели ISG 12е5 (Евро-5) потенциалом в 419 л.с. в диапазоне 1400-1800 об/мин, с максимальным крутящим моментом 2093 Нм при 1000-1400 об/мин. Вместимость топливного бака такая же, как на двух выше упомянутых самосвалах — 350 л, плюс 70-литровый бак с AdBlue. Не маловато ли для работы вдали от АЗС?

Ведущие мосты самого престижного на сегодняшний день самосвала из Набережных Челнов.

Колесная база здесь 3510+1440 мм, передний свес чуть больше предшественников — 1475 мм. Угол въезда в 19º, угол съезда в 27º и дорожный просвет в 330 мм позволяют безопасно маневрировать на стройке. При габаритной длине 7930 мм внешний радиус разворота укладывается в 11 м. Если учесть дополнительное оборудование (предпусковой подогреватель, автономный отопитель кабины, кондиционер, аудиоподготовка), то КАМАЗ выглядит не хуже европейских аналогов, не говоря про машины такого класса из Китая и Азии.

Самосвал КАМАЗ К4141 (6580-К5) располагает дизелем Cummins ISG12e5 (Евро-5) с максимальной отдачей 419 л.с. при частоте вращения коленвала 1400-1800 об/мин.

Чем нравится этот самосвал? Удобным входом и выходом из кабины. Низким уровнем шумов и вибраций в движении. Стабильной работой двигателя в разном диапазоне оборотов. А если коротко — совокупностью достоинств. Это, по сути, бюджетный «европеец» по более привлекательной российской цене — наш ответ Западу!

КАМАЗ-65225 RG «Батыр», тягач от РИАТ

Полноприводный седельный тягач КАМАЗ-65225 RG «Батыр» создан для работы в составе автопоездов полной массой до 59,3 т. Такие возможности ему обеспечивает оригинальная конструкция ото ОАО «РИАТ» и 6-цилиндровый рядный двигатель ISLe C375 (Евро-4). Из рабочего объема 8,9 л инженеры выжали 375 л.с. (при 2100 об/мин) и сделали мотор способным загонять пик крутящего момента на отметку 1533 Нм при 1400 об/мин. Этот двигатель легче отечественного сопоставимой мощности и при этом обладает ресурсом до 1 млн км.

Красно-черная окраска «Батыру» идет: она делает его более узнаваемым и брутальным. Тестируемый «Батыр» был с двускатной ошиновкой и базой 3600 мм, а есть и модификация с односкатной резиной и расстоянием между осями 4070 мм.

На тестовой модели «Батыра» с раздаточной коробкой КАМАЗ-6522 и кабиной с нижней спалкой была двускатная ошиновка задних колес размером 12.00 R20. Но есть и модификация тягача с односкатными шинами 425/85 R21 спереди и 1300х530-533 сзади. В любом варианте проходимость у автомобиля завидная: угол преодолеваемого подъема не менее 10º (18%). Ее обеспечивает угол въезда 39º, короткий передний свес в 1320 мм и задний в 720 мм. Изготовитель гарантирует максимальную скорость на уровне не менее 80 км/ч. И габаритный радиус поворота при длине 7230 мм не превышает 11,5 м. Что и говорить: достойный грузовик в достойном оснащении! Даже 500-литровый топливный бак по объему оптимален: и от заправки можно удалиться, и лишнего дизтоплива возить с собой не надо.

За кабиной «Батыра» расположен кронштейн для «запасок» с лебедочным подъемником.

На заводском кольце протяженностью не более 3 км сходящие с конвейера новые машины обязательно накручивают не менее 52 км. Такой возможности по времени у меня не было, и я проехал только два круга. Впрочем, их хватило, чтобы полюбить этот автомобиль за его поведение на дороге. Единственное, что смутило — механическая коробка с обратной схемой переключения: довольно мудреной для высших передач. Впрочем, это частности. В целом тестовый экзамен КАМАЗами сдан! Наличие двигателя Cummins под кабиной каждого из грузовиков сделал их более экономичными, эффективными, коммерчески привлекательными. Это означает, что конкурентоспособность челнинских машин среди одноклассников стала на одну ступеньку выше. Впрочем, на одну ли — никто не считал!

Дизельный Cummins ISLe C375 выдает полезную мощность 375 л. с. при 2100 об/мин и развивает максимальный крутящий момент 1533 Нм при 1400 об/мин.

Daimler может дополнительно купить 15 процентов КамАЗа: источники Дело в том, что это шаг, который усилит влияние немецкого автопроизводителя на обширном автомобильном рынке России.

Daimler, которому уже принадлежит 10% КамАЗа, может купить еще 15% у Тройки Диалог, если сумеет договориться о цене с Московским инвестиционным банком, сообщили Рейтер источники во вторник.

Акции КамАЗа выросли на 4,1% до 73,39 рубля к 5:15 EST (10:15 по Гринвичу), оценивая компанию в 51,8 миллиарда рублей (1,8 миллиарда долларов) и долю Тройки в 270 миллионов долларов, что близко к тому, что Daimler заплатил за свои 10 процентов. акций в конце 2008 года. Акции Daimler выросли на 1,1 процента.

Аналитики считают, что более активное участие Daimler повысит производительность КамАЗа и избавит крупнейшего производителя грузовиков России от необходимости полагаться на помощь государства.

На КамАЗе работает чуть менее 60 000 человек. Компания базируется в Набережных Челнах, Центральная Россия. В 2008 году было продано около 45 000 автомобилей, а в этом году планируется продать 25-28 000 автомобилей.

«Если Daimler станет более сильным стратегическим партнером, это будет хорошей новостью для КамАЗа — это откроет доступ к новым технологиям Daimler и позволит производить модели Daimler в России», — сказал Рейтер аналитик ВТБ Владимир Беспалов.

Daimler и Тройка Диалог, которой принадлежит 44% КамАЗа, обсуждают оценку пакета, сообщили Рейтер два источника. Они отказались сообщить, сколько могут стоить 15 процентов, но российские СМИ ранее сообщали, что Daimler может потратить от 300 до 320 миллионов долларов.

Две группы вели переговоры до того, как в прошлом году разразился финансовый кризис, но не смогли договориться о цене. Представитель Daimler Trucks заявила во вторник, что Daimler и КАМАЗ как стратегические партнеры обсудили ряд вопросов, «но в настоящее время мы ничего не можем объявить».

Государственная инвестиционная группа и миноритарный акционер КамАЗа «Ростехнологии» также заинтересованы в пакете акций «Тройки», сообщили источники Reuters, хотя Daimler имеет преимущественное право первого отказа.

“Ростехнологии” намерены создать новую холдинговую компанию для своих долей в КамАЗе и АвтоВАЗе с большими долгами AVAZ.MM. Этот шаг, скорее всего, будет реализован после назначения на прошлой неделе в совет директоров АвтоВАЗа Сергея Когогина, главы КамАЗа.

Но российское правительство одобряет участие Запада как средства поддержки своей автомобильной промышленности и недавно предложило акционеру АвтоВАЗа Renault RENA.PA увеличить свою 25-процентную долю. Renault пока не уточняет свои планы.

Акции КамАЗа подскочили на 25 процентов 30 сентября после того, как российские информационные агентства сообщили, что Daimler стремится увеличить свою 10-процентную долю и удерживает прибыль, несмотря на отказ антимонопольного органа.

Камаз в прошлом месяце сообщил об убытках за первое полугодие в размере почти 2 миллиардов рублей, но заявил, что может рассчитывать на государственную поддержку, если ситуация ухудшится.

Дополнительный отчет/письмо Джона Боукера и Дмитрия Сергеева; под редакцией Джона Стоунстрита

КАМАЗ: всемирно признанная российская техника

Среди многочисленных товаров российской промышленности, пользующихся значительным спросом за рубежом, одним из важных являются грузовые автомобили Камского автомобильного завода (КАМАЗ). Грузовики марки КАМАЗ уже несколько десятилетий пользуются популярностью в разных странах мира благодаря своей грузоподъемности и надежности, а также способности работать в сложных климатических и ландшафтных условиях, простоте ремонта и обслуживания. При этом российские автомобили имеют достаточно небольшую стоимость.

Решение о строительстве комплекса заводов по производству мощных и современных грузовых автомобилей на реке Каме было принято советским правительством в 1969 году. Это стало одной из крупнейших строек советского периода, в которой участвовали специалисты со всей страны. Первый грузовик был представлен в 1976 году; а к 1988 г.

до трети всех грузовиков в СССР составляли КАМАЗы; они осуществляли около двух третей всех автомобильных грузоперевозок в стране. Уже тогда автомобили в больших количествах продавались за границу.

Такие характеристики грузовика, как устойчивость, прочность конструкции, выносливость двигателя, способность развивать высокую скорость и работать в тяжелых условиях, обусловлены тем, что, как и многие другие особо удачные советские технологии, КАМАЗ проектировался с помощь военных специалистов с учетом возможности использования техники в условиях боевых действий. Эксплуатация российского грузовика в экстремальных условиях регулярно демонстрируется широкой публике на различных ралли-марафонах, самым популярным из которых является трансконтинентальный автопробег «Дакар». С 19В 1996 году российская команда «КАМАЗ-мастер», выступавшая на автомобилях КАМАЗ, 16 раз побеждала в ралли «Дакар». В 2019 году «КАМАЗ-Мастер» вновь занял первое место. Также в 2019 году российская команда блестяще выступила на ралли-марафоне «Евразийский Шелковый путь», ее экипажи заняли первое, второе, третье и пятое места.

Несомненно, работа команды «КАМАЗ-Мастер» вносит немалый вклад в продвижение автомобилей КАМАЗ по всему миру.

Иностранные партнеры СССР и его законной наследницы Российской Федерации заинтересовались не только импортом КАМАЗа, но и локализацией его производства на своей территории. Так, российские автомобили в разное время производились (или производятся) в Индии, Пакистане, Вьетнаме, Эфиопии и странах Латинской Америки. В большинстве случаев это была сборка комплектов, доставленных из России, так как КАМАЗ секретами производства не делится со всеми.

После распада СССР основными импортерами грузовиков КАМАЗ стали бывшие советские республики (страны СНГ), привыкшие к автомобилям КАМАЗ и для которых эти автомобили стали неотъемлемой частью народного хозяйства. Однако в последние годы компания КАМАЗ стала расширять рынок сбыта и сотрудничать в основном со странами, расположенными в более отдаленных районах. В 2015 году на долю СНГ приходилось 75% всех экспортируемых грузовиков, а 25% приходилось на остальные страны. Казахстан был основным покупателем. Но уже в 2016 г. это соотношение вдруг изменилось в обратную сторону: 30 % ушло в страны СНГ и 70 % в страны дальнего зарубежья; Основным направлением экспорта стал Вьетнам, где в то время также собирались российские грузовики. Второе место в рейтинге импорта КАМАЗа после Вьетнама в 2016 году досталось Кубе9.0003

В 2017 году автомобили КАМАЗ экспортировались более чем в 30 стран мира. Куба и Вьетнам снова стали основными покупателями. Сборка автомобилей велась в Казахстане, Азербайджане и в Литве.

В 2018 году КАМАЗ поставил на экспорт более 5000 автомобилей и сборочных единиц, готовых к эксплуатации. Основными импортерами вновь стали страны Средней Азии и Казахстан. Значительное количество автомобилей также было продано в Литву, Индонезию и Южную Африку. Для таких стран, как ЮАР, КАМАЗ выпускает специально адаптированную праворульную модель.

В феврале 2019 года руководство компании заявило, что в 2019 году планирует продать за границу около 6000 автомобилей.

В июле 2019 года КАМАЗ подписал контракт с Гянджинским автомобильным заводом (Азербайджан) на поставку машинокомплектов для их последующей сборки на территории Азербайджана. Стоимость контракта составила около 6 миллионов долларов.

По заявлениям руководства компании, ведутся переговоры о поставках автомобилей КАМАЗ в Египет, Сенегал и Камбоджу, а также об открытии автосборочных предприятий в Иране и возобновлении производства во Вьетнаме.

Если страны Азии и Латинской Америки по-прежнему ценят автомобили в первую очередь за их надежность, грузоподъемность, проходимость и т. д., то Европа, помимо прочего, озабочена вопросами защиты окружающей среды. Чтобы удовлетворить требования своих западных партнеров, КАМАЗ в последние годы разрабатывал автомобили, соответствующие постоянно меняющимся европейским экологическим стандартам. Одним из результатов этой работы стало появление электробуса КАМАЗ. Экологичный автомобиль отличается бесшумной работой двигателя, экономичным потреблением электроэнергии и быстрой зарядкой.