Какой в россии производят бензин: 15 заводов производителей бензина, список предприятий из РФ, данные на Январь 2023 года

Европе предрекли дефицит автомобильного топлива и двукратный рост цен на него

Benjamin Westhoff / Reuters

Страны ЕС через 6–8 месяцев могут столкнуться с дефицитом нефтепродуктов и ростом цен в 2 раза из-за отказа от поставок из России. Такой прогноз содержится в презентации Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго, с которой ознакомились «Ведомости». По данным Eurostat от 19 сентября (последние доступные), средняя цена 1 л бензина в ЕС составляла 1,76 евро, 1 л дизеля стоил 1,8 евро. Стоимость бензина в ЕС выросла на 2,9% по сравнению с февралем до начала специальной военной операции (СВО) на Украине, дизель подорожал на 15,4%.

В начале марта Bloomberg сообщил, что на АЗС в Германии дизель впервые за 15 лет превысил стоимость бензина. 14 марта дизельное топливо на немецких заправках стоило 2,31 евро за 1 л, что на 5,3 евроцента больше, чем литр бензина Euro Super 95. Тогда же российский вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что без российских нефтепродуктов в ЕС придется вводить нормирование потребления автомобильного топлива.

Британская газета Sun в июле сообщила, что минимум 10% жителей Великобритании отказались от планов на отпуск из-за роста цен на бензин. Более 12% автомобилистов в стране, согласно данным издания, перестали ездить на работу на машине, а 7% отменили поездки к пожилым родственникам.

РЭА Минэнерго напоминает, что 5 февраля 2023 г. вступает в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из РФ. При этом в прошлом году Россия поставила в ЕС 91 млн т нефтепродуктов, или 14% от их потребления в ЕС. Наибольшую долю (около 30%) занимает дизель, следует из презентации.

До 80% поставок из РФ дизтоплива, или 26 млн т, ЕС, по мнению РЭА, сможет заместить. 13–15 млн т ввезти из стран Ближнего Востока, например Саудовской Аравии, 7–8 млн т – из США, оставшиеся 2–4 млн т страны ЕС смогут производить сами, если увеличат загрузку своих НПЗ.

Для российских компаний Европа была крупнейшим рынком сбыта нефтепродуктов – доля региона в экспорте РФ в 2021 г. составила 62%. Второе место по объемам экспорта из России заняли страны Африки и Латинской Америки (14% экспорта, или 20 млн т), третье – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (13%, или 19 млн т), четвертое – США (8% экспорта, или 12 млн т).

На страны СНГ пришлось 3% экспорта российских нефтепродуктов, или 5 млн т, говорится в презентации.

В Минэнерго и крупнейших нефтяных компаниях РФ на момент публикации на запросы «Ведомостей» не ответили.

Всего в 2021 г. объем переработки российских нефтяных компаний, согласно презентации РЭА, составил 285 млн т. Более половины нефтепродуктов было поставлено за рубеж. Большую часть экспорта составил мазут и прочие темные нефтепродукты (60 млн т), дизельное топливо (40 млн т) и прочие светлые нефтепродукты (42 млн т). Также компании экспортировали 4 млн т бензина – около 10% от его производства в стране (41 млн т), остальной объем был поставлен на внутренний рынок.

Снижение поставок в ЕС, по мнению РЭА, также создаст риск снижения загрузки НПЗ в России из-за потери большого рынка сбыта дизеля и мазута. В презентации приводятся два сценария развития событий. В целевом объем переработки нефти в РФ к 2030 г. снизится на 12,9% к 2021 г., или на 36 млн т до 245 млн т. В негативном – на 71 млн т, или на 25,3%. В целевом сценарии экспорт нефтепродуктов из РФ в дальнее зарубежье упадет на 19,1%, в негативном – на 52,5%.

Поставки нефти и нефтепродуктов из России в западном направлении начали сокращаться после начала СВО на Украине. Уже в марте 2022 г. США и Великобритания полностью отказались от закупки российского топлива, а в июне ЕС принял шестой пакет санкций, в который вошло эмбарго на морские поставки российской нефти с 5 декабря 2022 г. и нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 г.

Одновременно с эмбарго ЕС страны «семерки» (G7, в нее входят Франция, США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия, Канада) планируют ввести потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты, об этом решении было объявлено 2 сентября.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики в целом согласны с прогнозами РЭА. Партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков считает, что в краткосрочной перспективе заменить выпадающие объемы из России Европе будет сложно. При этом европейские компании, по его мнению, продолжат завозить в Европу российскую нефть «обходными путями». Для этого нефть из РФ могут поставлять в смеси с нефтью другого происхождения («латвийская смесь», в которой доля российской нефти – менее 50%) или использовать многократную перегрузку с одного танкера на другой, при которой сложнее отследить поставщика. Британская Shell, как писал Bloomberg, ранее пользовалась «латвийской смесью» для обхода санкций. Поставлять российскую нефть в Евросоюз могут и крупнейшие ее покупатели – Китай и Индия, которые закупают топливо в России с дисконтом, продолжает Малков (на начало сентября он составлял $23/барр.).

Риск роста цен на нефтепродукты в Европе достаточно высокий. В марте этого года средние цены на дизель в ЕС выросли в 2,2 раза в годовом выражении на фоне риска для поставок, а в сентябре рост составил 65%, отмечает руководитель Московского энергетического центра Б1 (ранее EY) Ольга Белоглазова и напоминает, что в марте этого года средние цены на дизель в ЕС уже выросли в 2,2 раза в годовом выражении, в сентябре к сентябрю 2021 г. рост составил 65%.

В России санкции в сочетании с сокращением рынка тяжелого транспорта, который использует дизтопливо, могут привести к профициту на внутреннем рынке и падению цен, считает эксперт Института развития ТЭК Кирилл Родионов. Сейчас рост цен сохраняется и в оптовом, и в розничном сегментах (т. е. на АЗС), добавил он.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте

Кто и как производит бензин и дизельное топливо в России?

Отметим, что самый распространенный тип присадок для бензина — это маркетинговая присадка: яркое название плюс два рубля к стоимости и готово. Конечного потребителя, по сути, волнует один вопрос: что он заливает в бак и как это отразится на двигателе? Бизнесу приходится решать сразу несколько задач.

Адаптироваться под новые стандарты и запреты, искать более эффективные присадки для топлива. В итоге все хотят знать, какова «справедливая цена» бензина и дизеля?

В этом цикле статей мы постараемся ответить на вопросы, связанные с производством моторного топлива с использованием присадок и расскажем о химии, технологии и экономике присадок как таковых — как с точки зрения рядового потребителя, так и с позиции бизнеса. Что такое «настоящий» бензин и где его найти? Какие бывают топливные присадки и как они влияют на качество бензина и солярки? Что изменится после запрета ММА? За что вы платите, покупая топливо с приставкой G-Drive и Ultra?

Национальное достояние

Для того чтобы понять, кто и как производит бензин и дизельное топливо в России, нужно начать с азов. Бензин готовят из нефти. Нефть — наше все. Мы регулярно гадаем на нефтяных ценах, многие мечтают заполучить работу поближе к трубе. Это — основа нашей геополитики. Однако, в вопросах использования нефти и получения добавленной стоимости мы зачастую ведем себя, как купеческий отпрыск, проматывающий состояние отца. Потому что уверены, что на наш век этого добра хватит, хотя мы до сих пор фактически сжигаем чистую нефть. Хотя и помним предупреждение Дмитрия Менделеева, что использовать нефть как топливо — все равно, что топить печь ассигнациями.

В 1891 году вышла статья Менделеева, которую сегодня бы назвали программной, «Где строить нефтяные заводы». За несколько лет его усилия помогли российской нефтяной промышленности опередить американскую. Но вскоре инвестиции прекратились, и все встало на свои места. Свое знаменитое высказывание он изрек в ответ на предложение Нобеля о нефтяном отоплении. Он же тщательно изучил новые варианты переработки нефти, сконструировал специальное оборудование для непрерывной перегонки.

Не вдаваясь в подробности, в переработке нефти есть ряд базовых процессов. Для начала нефть «из трубы» проходит процесс базовой подготовки: удаление газа, примесей и солей, обезвоживание. На данном этапе главная проблема — выведение серы. Практически вся российская нефть, добываемая западнее Урала (ХМАО, Поволжье, Татарстан, Башкирия) под маркой Urals, является высокосернистой. В среднем серы в ней 1,3%. Западно-Сибирская, а в особенности Восточно-Сибирская нефть, которую, к слову, будут забирать с хорошим дисконтом китайцы в рамках проекта ВСТО, идет с приемлемым содержанием серы (0,6%) и по сути, ничем не отличается от сортов Brent и WTI (хоть и торгуется с традиционной скидкой 1. 5−2 доллара от цены Brent).

Десятки и сотни тысяч тонн серы с месторождений нефти и газа вывозят в отвалы

В итоге содержание серы в нефти снижается 1−2% до десятых долей процента. Побочным продуктом сероочистки является элементарная сера — хорошо знакомый садоводам желтый порошок. До сих пор десятки и сотни тысяч тонн этой серы с месторождений нефти и газа регулярно вывозят в отвалы. Терриконы серы расположены на берегах Волги (в районе Астрахани и Оренбурга) и по большому счету никто не знает, что с ней делать. Пару лет назад Газпром планировал запустить проект, чтобы модифицировать серой в бетон. Технологию, как утверждают в компании, изобретал заново «Газпром ВНИИГАЗ». В Советском Союзе все эти рецепты были, все эти технологии есть и сейчас, но, почему-то, не востребованы.

Итак, сырую нефть подготовили до нужной кондиции. Опять же с применением импортных катализаторов сероочистки. При наличии отечественных разработок и возможностей производить их самостоятельно. Далее производят физическое разделение сырья на фракции. В колонне идет атмосферная перегонка и дистилляция.

Основные принципы переработки нефтепродуктов

Вверху колонны получаем пропано-бутановую фракцию. При более высокой температуре (около 40 °С) извлекают легкую бензиновую фракцию в виде паров. Это так называемый прямогонный бензин. В других частях установки (при более высоких температурах) получают нафту, керосиновую и дизельную фракции. Из нижней части («куба») колонны забирают мазут. При дистилляции мазута получают гудрон — сырье для битумов.

Мы прошли пока только три этапа переработки. Для получения высококачественных нефтепродуктов в дальнейшем используют процессы углубленной переработки нефти. Это риформинг, изомеризация и крекинг. В результате изменения структуры и химического состава дистиллятов производят топлива с повышенным октановым (или цетановым) числом.

Товарный вид

Почему мы фактически сжигаем чистую нефть? Ответ прост: даже по данным Росстата глубина переработки нефти в России не дотягивает до 75%. В среднем этот показатель крепко сидит на уровне 70%. Для сравнения, в США глубина переработки составляет 95%, в Европе — 90%. Автомобильного бензина напрямую из нефти мы в среднем производим 15%, дизельного топлива 32%. В Соединенных Штатах — 43% и 32% соответственно. Почти треть всего объема нефтепродуктов у нас составляет мазут.

Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США, Европе и России. Источник: vseonefti.ru

С позиции потребления, мазут — это относительно дешевое топливо для котлов и судовых дизелей. Но на деле мы закладываем с ним в печь пачки денег. До недавнего времени рачительные немцы, финны и голландцы, к примеру, загружали в терминалах под Санкт-Петербургом дешевым мазутом и везли его на танкерах к себе. Дальше они его дополнительно перегоняют и подвергают тем самым процессам вакуумной перегонки, крекинга, риформина и т. п. Напомним, что в Европе глубина переработки нефти составляет 90% и более (для мазута, который уже перегнан). Это значит, что с одной тонны мазута они способны выгнать до 800 кг пригодного к употреблению бензина.

Несмотря на то, что вывозная пошлина на мазут выше, чем пошлина на бензин ($ 78 против $ 38 за тонну), разница в экспортных ценах выгодна для европейских переработчиков. Экспортная цена бензина АИ-92 составлят 0.4−0.5 евро/кг, прямогонного бензина — 0.3−0.36 евро/кг, мазута — 0.08−0.1 евро/кг.

Мы подходим к самому интересному. Товарных продуктов после перегонки нефти у нас получилось мало. Кондиционированный керосин уходит как компонент ракетного и авиационного топлива. Часть мазута перепродали соседям, часть ушла в качестве топлива. Кубовой остаток — битум — годится в строительство. Итак, дизельное топливо и бензин составили меньше половины объема переработанной нефти.

В какой пропорции использовать те или иные присадки — на совести каждого отдельного производителя

Прямогонный бензин обладает октановым числом 55−60. В современные двигатели такой бензин не годится. Он нуждается в дополнительной переработке. Высококачественный бензин по ГОСТу и без модифицирующих добавок производят только крупные нефтяные компании и НПЗ, поскольку эта операция становится выгодной лишь при больших объемах. В их число можно включить Газпром, Лукойл и Роснефть. Рентабельные установки риформинга, то есть превращения углеводородов нормального линейного строения с низким октановым числом в разветвленные углеводороды с высоким октановым числом, должны производить более 1 млн. тонн продуктов в год. Зная это, каждый может самостоятельно подсчитать, сколько в России производят в год «настоящего», ГОСТовского бензина.

Весь остальной бензин доводят до товарного продукта, который можно продавать на заправках,исключительно с помощью присадок. Это не означает автоматически, что весь остальной бензин «ненастоящий» или низкого качества. Что делать средним и мелким НПЗ?

У нас для вас есть хорошая и плохая новость. Присадки могут быть относительно «честными», повышающими октановое число, а могут быть инертными (грубо говоря, это потомки Василия Алибабаевича разбавляют бензин, чтобы снизить его себестоимость).

В какой пропорции использовать те или иные присадки, включая упомянутую в начале нашей статьи самую выгодную — маркетинговую — на совести каждого отдельного производителя.

В следующей статье мы поговорим о химии процесса получения товарного бензина, можно ли отличить «настоящий» бензин от «ненастоящего». Выясним, какие бывают присадки к топливу, что еще добавляют в бензин, и зачем отечественный рынок «подсаживают» на евростандарты.

Больше статей в нашем полезном блоге о реальном секторе экономики и о науке.

Инфографика: Какая часть газа в вашей стране поступает из России? | Инфографика Новости

Цены на нефть и газ выросли после вторжения России в Украину 24 февраля. отрезать Россию от мировых финансовых артерий. Тем временем Европейский Союз заявил, что перестанет полагаться на российский газ.

В 2020 году в мире было потреблено 3 822,8 миллиарда кубометров (млрд. за ней следуют Россия (411,4 млрд куб. м) и Китай (330,6 млрд куб. м).

Россия обладает крупнейшими запасами природного газа, за ней следуют Иран и Катар. В совокупности на эти три страны приходилось половина мировых запасов природного газа в 2020 г.

Доказанные запасы России составляют около 48,938 млрд кубометров, Иран 34 077 млрд кубометров и Катар 23 831 млрд кубометров.

Какие страны экспортируют больше всего природного газа?

В отличие от Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), не существует многонациональной организации для крупных экспортеров газа, которая регулирует предложение для балансировки рынка.

Однако Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) существует как организация, состоящая из 11 членов, в которую входят Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла.

Ангола, Азербайджан, Ирак, Малайзия, Мозамбик, Норвегия, Перу и Объединенные Арабские Эмираты имеют статус членов-наблюдателей. Консорциум представляет 71 процент доказанных мировых запасов природного газа.

Более 80 процентов мирового экспорта газа приходится на 10 крупнейших экспортеров. В 2020 году в десятку крупнейших экспортеров газа в мире вошли Россия (199 928 млн м3), США (149 538 млн м3), Катар (143 700 млн м3), Норвегия (112 951 млн м3), Австралия (102 562 млн м3), Канада (70 932 млн м3), Германия. (50,092 млн м3), Нидерланды (39 976 млн м3), Алжир (34 459 млн м3) и Нигерия (35 586 млн м3).

Какие страны напрямую импортируют больше всего российского природного газа?

В 2019 году крупнейшими мировыми экспортерами природного газа были Австралия (34 млрд долларов), Катар (27,5 млрд долларов), Россия (24,5 млрд долларов), Норвегия (21 млрд долларов) и США (16 млрд долларов).

Италия закупила около четверти (24 процента) всего российского экспорта природного газа на сумму 5,8 миллиарда долларов. Это составило лишь 39 процентов импорта природного газа в страну.

Не менее 37 стран напрямую импортировали российский газ в 2019 году. В число стран, напрямую импортирующих большую часть российского природного газа, входят: Беларусь, Босния и Герцеговина, Норвегия и Сербия, каждая из которых импортирует около 99 процентов своего природного газа из России.

На приведенном ниже графике показано, какая часть общего объема импорта природного газа каждой страной была получена непосредственно из России в 2019 году.

Как используется и производится газ?

Природный газ используется на транспорте, для выработки электроэнергии и тепла в домах, а также в промышленном секторе для производства сырья, такого как стекло, пластмассы и краски, среди прочего.

Природный газ без запаха и цвета образуется в течение миллионов лет из разложившихся организмов, ила и песка, которые затем подвергаются воздействию тепла и давления под поверхностью Земли.

Метан является самым крупным компонентом природного газа, который также содержит меньшее количество жидких фракций природного газа и таких газов, как двуокись углерода и водяной пар.

Газ добывается путем вертикального или горизонтального бурения в земле, что позволяет газу подниматься по скважинам на поверхность. Затем из скважин природный газ направляется на перерабатывающие заводы, где удаляются водяной пар и неуглеводородные соединения, а ШФЛУ (сжиженный природный газ) отделяется от влажного газа. Затем он распространяется потребителям через сеть трубопроводов.

Зависимость Европы от российского газа

Россия владеет второй по величине газовой инфраструктурой в мире после США общей протяженностью почти 100 000 км (62 137 миль).

По данным МЭА, в 2021 году европейский импорт газа из России составил более 380 миллионов кубометров газа в сутки по трубопроводу, что в сумме составило около 140 миллиардов кубометров в год. Дополнительные 15 млрд м3 были поставлены в виде сжиженного природного газа (СПГ). На Россию приходилось около 45 процентов импорта газа ЕС и 40 процентов всего его потребления газа.

ЕС объявил о стратегии сокращения своей зависимости от газа из России на две трети к концу 2022 года. План REPowerEU направлен на поиск альтернативных источников газа и экологически чистых источников энергии.

След России на мировом рынке нефти и газа значителен, и жесткие санкции в отношении российского энергетического сектора ощущаются во всем мире. Цены на газ в Европе и Великобритании значительно подскочили в марте после вторжения, но с тех пор они укрепились по мере того, как Россия и Украина вели мирные переговоры.

Объяснение импорта нефти и нефтепродуктов из России — обновлено*

В 2021 г. США импортировали в среднем 199 000 баррелей в день (баррелей в сутки) сырой нефти и 473 000 баррелей в сутки других нефтепродуктов из России. Хотя на российскую нефть приходится лишь три процента импорта сырой нефти в США и около одного процента от общего объема сырой нефти, перерабатываемой американскими нефтеперерабатывающими заводами, импорт российской сырой нефти важен для нефтеперерабатывающих заводов на западном побережье и побережье Мексиканского залива. Узнайте больше на эту тему от отраслевых аналитиков AFPM в их недавней оценке: «США. Импорт сырой нефти и нефтепродуктов из России».

Почему мы импортируем из России?

Нефтеперерабатывающие заводы Западного побережья США (USWC) зависят от импорта легкой малосернистой нефти из других стран, включая Россию, поскольку доступ к легкой малосернистой нефти, производимой в США, затруднен из-за географии, транспортировки и логистики.

Наши нефтеперерабатывающие заводы на побережье Мексиканского залива США (USGC) импортируют из России более тяжелую сырую и неочищенную нефть, которую наши комплексные нефтеперерабатывающие заводы могут перерабатывать в другие продукты, включая бензин, дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей.

Бензин и дизельное топливо составляют лишь небольшую часть российского импорта в Соединенные Штаты, и в основном идут на Восточное побережье. Восточное побережье США зависит от иностранных источников нефтепродуктов из-за отсутствия местных перерабатывающих мощностей и инфраструктуры для экономичного перемещения продукции из центров нефтепереработки вдоль USGC на рынки восточного побережья.

Почему вырос российский импорт?

В 2021 году увеличение российского импорта на нефтеперерабатывающие заводы в Калифорнии и штате Вашингтон помогло компенсировать снижение объемов импорта легкой малосернистой нефти в Калифорнию из других стран, особенно Нигерии, и снижение объемов сырой нефти, произведенной в США, отправляемой по железной дороге в Вашингтон.

Увеличение импорта сырой нефти в регион USGC в 2021 году в значительной степени было вызвано перебоями в добыче нефти в Мексиканском заливе США, вызванными ураганом Ида, и с тех пор этот показатель снизился.

А с 2019 года нефтеперерабатывающие заводы США увеличили импорт неочищенной тяжелой нефти из России, чтобы помочь заменить тяжелую высокосернистую нефть из Венесуэлы, которую американские нефтеперерабатывающие заводы больше не могут импортировать.

Если российский импорт будет ограничен, какие еще варианты есть у американских нефтеперерабатывающих заводов?

Хотя это и не так рентабельно, как текущий импорт из России, особенно мазута, дополнительные поставки тяжелой нефти из Канады и стран Латинской Америки могут заменить импортируемую российскую нефть. Ограничения на доступность российской нефти для других стран также могут оказать существенное влияние на структуру и стоимость поставок сырой нефти.

Что могут сделать политики, чтобы смягчить последствия?

Несмотря на то, что в ближайшей перспективе не существует серебряной пули, способной смягчить влияние геополитических потрясений на рынке, проведение политики, позволяющей вернуть внутреннее производство на допандемический уровень, поможет обеспечить стабильность рынка и изолировать не только США, но и мир от серьезных потрясений.