Как начать шинный бизнес: Бизнес идея как открыть магазин новых и б/у шин

начать бизнес по переработке шин

На протяжении десятилетий старые автомобильные и грузовые шины усеяли ландшафт. Выброшенные на свалки и захороненные на свалках, они представляют значительную опасность для окружающей среды. За последние 50 лет проблема утилизации шин вышла на первый план в умах экологов. Популярность переработки шин растет как из-за ее воздействия на окружающую среду, так и из-за ее прибыльности как бизнес-модели.

По мере того, как обнаруживается все больше применений переработанного каучука, спрос на него увеличивается, что позволяет переработчикам производить и продавать больше продукции. Ежегодно в Соединенных Штатах выбрасывается около 290 миллионов шин, поэтому шин в изобилии, поэтому сейчас идеальное время, чтобы начать свою собственную утилизация шин бизнес.

Идея прекрасно звучит на бумаге, и, хотя вы, возможно, много знаете о шинах, все же может потребоваться крутая кривая обучения и значительные инвестиционные препятствия, которые необходимо преодолеть. Однако, если все сделано правильно, переработка шин может быть очень прибыльным бизнесом.

Прежде чем прыгнуть обеими ногами, вы должны понять воду, в которую вы ступаете. Сначала узнайте о бизнесе. Если вы действительно хотите узнать, как работает переработка, подайте заявку на вакансию в завод по переработке. Узнайте все, что можно, о бизнесе и процессе от начала до конца. Этот опыт даст вам прочную базу знаний, с которой можно начать.

Содержание

Каждому бизнесу нужны клиенты

Утилизация шин может быть прибыльной только в том случае, если вы можете идентифицировать и поставщика, и клиента. Поставщик будет работать на переднем конце, чтобы предоставить вам необработанный каучук, необходимый для обработки. Клиент на задней стороне покупает обработанное вами резиновое изделие.

Поиск шин

В идеале ваши поставщики должны находиться в радиусе 150 миль от места, где вы планируете открыть магазин. Если они отойдут дальше, вы потратите время и деньги на сбор старых шин. Лучший способ доставить шины из пункта А в пункт Б будет зависеть от того, кто ваш поставщик, и как быстро шины складываются в их месте. Вот несколько различных вариантов для изучения:

1. Предложите услугу трансфера. – Небольшая автомастерская может производить только 20 легковых шин каждые две недели. Этот небольшой груз можно легко регулярно забирать в фургоне или грузовике, что упрощает переработку для клиента.
2. Доставка контейнеров для отходов. – Для больших объемов шин вы можете оставить пустой мусорный контейнер, чтобы забрать его, когда он будет заполнен. Эта опция упрощает погрузку и транспортировку больших грузов. Это особенно полезно для шин большего диаметра, так как их трудно загружать и выгружать вручную.
3. Доставка предложения на месте – Всегда найдутся любители своими руками менять шины. Выделите легкодоступное место на вашем участке, где можно сбросить небольшие грузы.

Продажа продуктов из переработанных шин

Большая часть переработанной резины для шин не попадает на игровую площадку, как вы могли ожидать. Фактически, большинство переработанных шин сжигаются как топливо, полученное из отработанного топлива (TDS). Если поблизости нет бумажной фабрики или цементного завода, TDS может не пользоваться большим спросом в вашем районе. Вам нужно будет внимательно посмотреть на рынок вокруг вас, чтобы найти свою нишу.

Из-за высоких первоначальных затрат, связанных с покупкой оборудования, обеспечением земли и наймом сотрудников, лучше сразу не пытаться быть мастером на все руки. Найдите область, где спрос высок, а конкуренция низкая. В число потенциальных клиентов могут входить коммунальные предприятия, строительные подрядчики, спортивные площадки и производители. Молотая резина и резиновая крошка обычно используются для производства многих изделий, которые когда-то изготавливались исключительно из дерева, асфальта или пластика.

У вас есть план

Как только вы убедитесь, что рынок может поддержать ваш растущий новый бизнес, следующим важным шагом станет создание подробного бизнес-плана. Первоначальные инвестиции для начала утилизации шин, скорее всего, потребуют либо ссуды для малого бизнеса, либо помощи внешних инвесторов. В любом случае вы вряд ли получите финансовую помощь без твердого плана по выплате этих кредитов.

Если этот вид ссуды недоступен, вы можете подать заявление на получение государственной субсидии. Гранты на федеральном уровне ограничены, но доступны в рамках Программы исследований инноваций малого бизнеса (SBIR). Эта программа Агентства по охране окружающей среды (EPA) выделяет средства на предложения, которые решают высокоприоритетные проблемы EPA. Одной из таких проблем является обращение с твердыми отходами, включая удаление и утилизацию отработанных шин. Однако гранты ограничиваются малыми предприятиями с численностью сотрудников менее 500 человек и требуют, чтобы компания демонстрировала инновации в технологиях и коммерциализацию своих усилий по улучшению окружающей среды.

Также доступны средства для поддержки усилий переработчиков изношенных шин и новаторов на государственном уровне. В 1999 году Департамент окружающей среды и природных ресурсов Северной Каролины выделил Continental General Tire 1.2 миллиона долларов на финансирование исследований по производству шин с использованием 25% переработанного каучука. Цель проекта состояла в том, чтобы повторно использовать старую резину для изготовления новых шин без ущерба для качества или долговечности новых шин.

В 2002 году Департамент природных ресурсов штата Огайо предоставил гранты в размере 1 млн долларов пяти различным предприятиям по переработке отходов для финансирования проектов по переработке измельченных шин для использования в качестве топлива из шин, а также проектов по благоустройству территорий и строительства. Прежде чем брать большие долги, чтобы начать свой бизнес, узнайте в своем штате, доступно ли финансирование для исследований или проектов по очистке шин. Вы можете найти деньги в неожиданных местах.

Лицензии, разрешения и страхование

И последнее, но не менее важное: убедитесь, что ваш бизнес работает безопасно и законно. Хотя требования различаются в зависимости от штата, в каждом штате есть правила, которые вам нужно будет соблюдать, чтобы вести бизнес по переработке шин. Обращение к EPA, а также к местным органам власти, на раннем этапе планирования имеет важное значение. Обязательно подайте заявку на получение лицензий на раннем этапе, чтобы они были под рукой, когда вы будете готовы открыть свой магазин для бизнеса. Для безопасности сотрудников и ваших инвестиций вы также должны иметь соответствующую страховку на случай любых несчастных случаев, которые могут произойти.

Производители и дистрибьюторы шин для легковых и грузовых автомобилей составляют значительную часть нашей экономики. Действительно, мы зависим от шин для перевозки грузов и людей по всей стране. Эта зависимость привела к огромному количеству отходов. До недавнего времени мы изо всех сил пытались найти решение этой растущей проблемы. С появлением новых технологий в переработке и повторном использовании этих резиновых изделий настоящее время – прекрасное время, чтобы присоединиться к этому расширяющемуся новому бизнес-рынку и стать его частью.

Хотите начать? Свяжитесь с ECO Green Equipment, чтобы узнать больше о наших решениях по переработке шин под ключ и интегрированном оборудовании. Наши шинные дробилки, измельчители, измельчители и красители революционизируют рынок, перерабатывая изношенные шины быстрее, с большей стоимостью и энергоэффективностью, чем у конкурентов.

Шинныe гиганты уходят из России. На какой резине будем ездить в будущем

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Рубрика:

Легковые авто

01.07.2022 16:03

Борис Захаров

Michelin приняла решение о передаче российских активов локальному менеджменту, Nokian Tyres сообщила о “контролируемом уходе”. Шинные гиганты сворачивают бизнес в РФ. Какие компании заменят ушедшие бренды – “РГ” рассказали эксперты рынка.

iStock

Как подчеркнул в беседе с “РГ” шинный эксперт Леонид Пащенко, “Michelin и Nokian работали в премиальном сегменте, где шины отличается не только более высокой ценой, но и определенным набором характеристик.

Премиальные ноу-хау дают преимущества в тормозном пути на мокром и сухом асфальте, во времени прохождения круга, максимальной скорости, ходимости – то есть вещах, увязанных с безопасностью и эксплуатационными характеристиками. Точнее, важен баланс характеристик. Тот же Michelin – это как автомат “Калашникова”. Есть шины, у которых многие показатели превосходные, но есть и удовлетворительные. У Michelin же все показатели топовые, а провалы отсутствуют”.

Китайцы, считает Пащенко, на такой уровень не вышли.

“В теории из азиатских брендов альтернативой могли бы стать покрышки корейской Hankook. Также у нас на рынке остаются Pirelli, у них имеется завод мирового уровня в Воронеже, есть также площадка Continental в Калуге. Есть Yokagama, которая в целом не претендует на премиум-сегмент, но некоторые модели, например, линейка Advan, очень близко подходят к премиуму, да и зимние шины Yokagama Ice Guard IG могут соревноваться с премиальными по ряду характеристик. Для всех этих брендов уход Michelin и Nokian Tyres – благо. Они избавляются от конкурентов”, – отмечает эксперт.

Уточним, что завод Yokohama в Липецкой области работал до марта. “Японцы” не объявляли об уходе с нашего рынка, но уточнили, что выпуск остановлен из-за сложностей с логистикой.

Леонид Пащенко также не исключает, что российские и белорусские шинные бренды могут дорасти до премиума при соответствующей необходимости.

“Пока в этом не было нужды. Фирмы, подобные Cordiant, работали в среднем и даже бюджетном сегментах и прекрасно продавались из-за высокого спроса на массовые автомобили”, – подытожил эксперт.

Как подчеркнул журналист “Авторевю” Олег Растегаев, главные сложности возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте.

“Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными “шиповками” может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем”, – отметил эксперт.

На вопрос, смогут ли подтянуться до премиума и занять опустевшую нишу российские шинники, Олег Растегаев сказал следующее:

“Соrdiant в эту размерную линейку в обозримом будущем не подтянется. У них сейчас в летней линейке 18 дюймов – это потолок, и пока для них нет никаких предпосылок делать 19-дюймовые и 20-дюймовые шины”.

Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

При этом специалист призвал прислушаться к словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова о том, что компания продолжит выпуск шин на своем заводе в Ленинградской области и уже ведет переговоры с Nokian об автономном продолжении деятельности.

“Я думаю, самый реальный путь – это вывести на рынок какой-то третий бренд кроме Nokian и Nordman и под этой маркой продолжать производство шин по договоренности с финнами только для внутреннего рынка. Не исключаю, что останутся и так называемые большие дюймы (шины, размерностью больше 19 дюймов – “РГ”), поскольку у России все возможности для выпуска такой продукции есть”, – считает Олег Растегаев.

Он также допускает, что к процессу импортозамещения смогут оперативно подключиться “китайцы” – GT Radial, Triangle, Maxxis, Linglong и другие.

“Среди “корейцев” же реальные заместители позиций Nokian Tyres и Michelin – это Hankook, потому что Kumho и Nexen по качеству продукции и по ассортименту все же отстают. Hankook же – компания топ-уровня, которая давно пришла в Россию на первичную комплектацию, успешно конкурируя с Michelin, Pirelli и Continental”, – считает Растегаев.

По мнению редактора журнала “Пятое колесо” Станислава Шустицкого, с выходом из бизнеса компаний Michelin и Nokian закрыть эту нишу будет проблематично.

“У “Камы” нет в портфолио резины большой размерности. Сordiant только-только начал работать с большими размерами, в частности, с 18-дюймовыми моделями. Для создания шин большего диаметра необходим длительный период разработок, тестирования и самое главное – оборудование. Поэтому это будет проблемой”, – считает эксперт.

“Частично нишу может закрыть Yokagama – особенно с учетом финансовой поддержки со стороны губернатора Липецкой области (завод шинной компании Yokohama расположен под Липецком – “РГ”). Но это опять – период разработок, тестирования и переоснастки оборудования”, – уточнил он.

Также, считает Шустицкий, вклад могут внести китайцы.

“Та же компания Triangle работает очень быстро, и они хорошие бизнесмены. Если рынок потребует резины большой размерности, они, конечно, будут заниматься этим вопросом. Наконец, завод Nokian после административных изменений продолжит работать.

Впрочем, с локализацией некоторых компонентов, грубо говоря, полимеров и химии, могут возникнуть проблемы. Тем не менее, вполне можно ожидать, что в создавшихся условиях финны могут начать работу над какой-то новой бюджетной шиной специально для России, как они уже ранее делали в случае с линейкой Nordman” , – полагает эксперт.

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

А что же говорят сами шинники? Как рассказала “РГ” менеджер по маркетингу и работе с клиентами китайской компании Triangle Ирина Галкина, на фоне ухода ведущих западных шинных брендов компания Triangle старается увеличивать поставки дистрибьюторам. Что касается зимней линейки, то с уходом Nokian Tyres, как считает Ирина Галкина, имеет хорошие шансы “выстрелить” такая шинная новинка Triangle, как TI 501, а также проверенная временем шиповка PS 01.

При этом Галкина сообщила, что в портфолио марки имеется в том числе и резина большой размерности – 19 и 20 дюймов. Она также подчеркнула, что при разработке шинных новинок марки привлекались финские специалисты и использовались голландские технологии.

“Иными словами, мы можем предложить более бюджетные и при этом качественные аналоги моделей западных брендов, которые покидают российский рынок”, – пообещала маркетолог, добавив, что в КНР Triangle считается топ-брендом.

В компании Cordiant “РГ” на соответствующий запрос ответили следующее:

“Cordiant внимательно следит за ситуацией, которая складывается на российском рынке. В целом каких-то глобальных изменений в деятельности компании и производственных площадок в Ярославле и Омске не планируется.

В сегменте больших размеров Cordiant предлагает зимние и летние шины для легковых автомобилей и кроссоверов размером 17 и 18 дюймов массовых типоразмеров, согласно тестам ведущих автомобильных изданий и экспертов, обладающих характеристиками, не уступающими премиальным аналогам”.

При этом, по оценкам наших собеседников-экспертов, на создание фирменных шин больших размеров у Cordiant, как и у любой фирмы, начинающей разработку шинной новинки с нуля, может уйти от трех до пяти лет, и этот процесс потребует внушительных затрат.

Главное сегодня

  • Песков: Вашингтон делает все для продолжения конфликта на Украине

  • Советник Пушилина Гагин сообщил о хаотичном отступлении из Артемовска небольших групп ВСУ

  • В Италии полагают, что фон дер Ляйен может стать новым генсеком НАТО

  • Швейцария не разрешит поставки оружия на Украину по соображениям нейтралитета

  • Лукашенко заявил о задержании украинских диверсантов, пытавшихся подорвать самолет А-50

  • Автора Telegram-канала “Протестный МГУ” приговорили к 8,5 года тюрьмы за фейки об армии

Как открыть шиномонтаж | Малый бизнес

Автомобильная промышленность постоянно развивается, но шины остаются неизменными, а шиномонтаж является проверенной и эффективной бизнес-моделью. В шинном бизнесе существует множество различных ниш, от розничной торговли до ремонта. Вы можете заполнить одну нишу или несколько, в зависимости от ваших способностей к капиталовложению и маркетингу.

Расположение и требования к помещению

Это два важнейших компонента открытия шинного магазина: местоположение и лицензия. Хотя у вас есть возможность выполнять мобильный ремонт, бизнес-модель ограничена и часто лучше подходит для одной услуги в наборе предложений услуг.

В вашем районе потребуется место для размещения транспортных средств. Требуется как минимум один гаражный отсек, но несколько отсеков с высоким просветом увеличивают ваши возможности для заработка. Покупка помещения идеальна в качестве инвестиции, но аренда распространена, особенно для нового бизнеса с ограниченным капиталом.

Бизнес придет к вам на рынке с высоким спросом, особенно с рекламой, но место с высокой видимостью увеличивает естественный поток посетителей.

Исследование рынка и планирование

Всегда проводите исследование рынка, прежде чем инвестировать в это место. Оцените базу населения, транспортные средства на дороге и конкуренцию. Шинный бизнес часто безопасен, потому что каждый автомобиль на дороге требует обслуживания шин. Однако важно понимать динамику местной экономики.

Например, рынок небольшого города с основным производством шин является трудным для выхода на рынок, в то время как городские или растущие районы с интенсивным движением имеют больший потенциал.

При проведении маркетинговых исследований оцените цены, предлагаемые конкурентами, и проработайте свою стратегию ценообразования. Определите маржу и прибыль от каждой предлагаемой услуги. На основе этой информации вы можете рассчитать количество клиентов, необходимое для достижения целей дохода.

Лицензирование и страхование

Кроме того, вам потребуется лицензирование бизнеса и страхование ответственности. Во многих штатах для розничной торговли требуется лицензия на налогообложение бизнеса. После получения лицензии штата ознакомьтесь с местными постановлениями о требованиях к лицензии города или округа.

Вам также необходимо будет создать и зарегистрировать свою компанию. Корпоративная структура шинного магазина с одним владельцем чаще всего представляет собой ООО и ТОО для партнерства. Поговорите с бизнес-адвокатом, чтобы узнать, что больше всего подходит для ваших нужд.

После получения лицензии и страховки ответственности вы можете приобрести необходимое оборудование и начать продавать свой шинный бизнес.

Предложения по обслуживанию шин

В шинном бизнесе есть ниши, включающие ремонт, розничную продажу, монтаж, балансировку и развал-схождение. Некоторые магазины даже предлагают механическую работу в той или иной степени. Сосредоточение внимания на фронтенде — хороший способ увеличить продажи.

Тормоза, карданные шарниры, промежуточные рычаги и передние части часто нуждаются в ремонте, и мастерская может быстро проверить и рассчитать дополнительные работы, увеличивая оплачиваемые часы и прибыль.

Многие мастерские не занимаются двигателями и трансмиссиями, но занимаются деталями подвески. Если вы хотите заняться механическими услугами, вам понадобятся базовые механические инструменты, такие как отвертки, торцевые ключи и даже горелка и сварочное оборудование.

Оборудование и накладные расходы

Накладные расходы на простой ремонт шин минимальны. Вам понадобятся заглушки и заплатки, а также возможность снять шину с обода и переустановить после завершения ремонта. Вам также нужны грузы, чтобы сбалансировать шину на ободе. Основным инструментом здесь является станок для крепления и балансировки.

Как и в любом автомобильном магазине, вам потребуются напольные домкраты и домкраты для подъема автомобилей. Полезен воздушный компрессор для работы с воздушным пистолетом для зажимных гаек. Вы можете сделать это вручную с помощью гаечного ключа, но пневматический пистолет может установить требуемое давление и идеально затянуть гайки.

Это оборудование предназначено для выполнения основных требований по ремонту, монтажу и балансировке шин и ремонтной мастерской. Для розничной торговли вам нужна площадь для демонстрации шин и хранения оптовых запасов. Выравнивание производится на компьютеризированном станке, что требует значительных вложений или вариант аренды. Однако отдача также увеличивается, и многие клиенты хотят, чтобы их развал-схождение выполнялось одновременно с шиномонтажом.

Маркетинг бизнеса


Когда бизнес создан, лицензирован и запущен, вы можете получать некоторый органический трафик, но маркетинг увеличит трафик, продажи и доход. Разместите местную рекламу, создайте веб-сайт и разместите компанию в результатах поиска местных компаний Google. Клиенты могут найти вас, воспользоваться вашими услугами и оставить отзывы через эту платформу.

Запускайте специальные предложения для новых клиентов, предлагайте бесплатную диагностику и сосредоточьтесь на обслуживании клиентов, чтобы стимулировать повторные заказы и рекомендации. Как и механики, шиномонтаж может создать очень лояльную клиентскую базу. Аспект молвы о шинном бизнесе чрезвычайно ценен.

Как открыть шиномонтаж

Автомобильная промышленность является одним из постоянно развивающихся направлений мирового рынка. Новейшие методы и технологии используются в этой отрасли во всех аспектах. Но шины, используемые в транспортных средствах, остаются стабильными. Именно поэтому открытие шинного бизнеса считается достаточно прибыльным. Для его начала нет сезона или времени, поэтому вы можете эффективно вести этот бизнес, будь то розничная, оптовая торговля или автомастерская в течение всего года. Вы также можете получить хорошую рентабельность инвестиций или возврат инвестиций в этот бизнес.

Если вы хотите понять, как открыть магазин шин, очень важно, чтобы вы позаботились о некоторых важных факторах: свой шиномонтаж, который может быть двух типов. Либо мы приобретаем франшизу на шину конкретной компании, либо можем самостоятельно продавать и обслуживать шины более чем одной компании. Конечно, если вы решите пойти с франчайзи какой-либо конкретной компании, вам придется принять название бренда, связанное с их шинами. Но для того, чтобы вести успешный независимый шинный бизнес, вам может не понадобиться продукция какой-либо одной компании.

Местонахождение:

Чтобы открыть шиномонтаж, вам следует помнить о двух вещах: местоположении и авторитете или франшизе. Гараж, который вы выбираете для своего магазина, должен находиться в отличном месте, чтобы обеспечить хороший бизнес. Выбор места во многом зависит от вашего бюджета. Помещение для шиномонтажа можно арендовать или сдать в аренду с ограниченным вложением капитала.

Открытие шиномонтажа в гараже может быть очень важным, так как там будет много транспорта и людей.

Исследование рынка:

Прежде чем погрузиться в тему «как открыть шинный магазин», вы должны провести тщательное исследование в этой области. Вам нужно будет записывать общую численность населения и количество транспортных средств в выбранной области, а также транспортные средства и другие магазины шин.

Если вы думаете об открытии шиномонтажного цеха в малонаселенном районе, вести там прибыльный бизнес будет непросто. Вы также должны будете убедиться, что в этом районе есть чрезмерное движение транспортных средств для шинного бизнеса. Вы также должны получить информацию о видах транспортных средств, которыми управляют люди в этом районе. Он поможет вам оценить категорию и марку шин, которые больше всего нравятся людям.

Финансовое планирование:

Возможно, вам придется оценить рынок, чтобы узнать, какие марки и типы шин продаются другими дилерами в этом районе. Кроме того, вам нужно будет определить, какую прибыль принесет шинный бизнес после вычета расходов. Затем вы можете установить цель продаж на этой основе.

Кроме того, вам нужно будет организовать финансирование, прежде чем начать шинный бизнес. Для этого вам нужно будет объединить свои инвестиции с банковским финансированием. Но, опять же, это нужно сделать до запуска магазина, чтобы бизнес шел гладко.

Разрешение и другие юридические документы:

Прежде чем открыть шиномонтаж , вам необходимо получить лицензию в соответствии с правилами, действующими в этом регионе или штате. Также будет необходимо сформировать фирму для вашего шиномонтажа. Это может быть индивидуальное предприятие или товарищество.

Продажи и услуги:

Наряду с продажами потребуется также обслуживание в шиномонтаже. Это может быть шиномонтаж и другие сопутствующие работы. Помимо шин, транспортное средство также нуждается в других услугах, таких как балансировка колес и развал-схождение. Эти дополнительные услуги также могут быть оказаны в шиномонтаже.

Необходимые инструменты:

Шина является одним из наиболее важных компонентов любого автомобиля. Фиксация, балансировка и выравнивание колес и шин очень важны. Предоставление вашим клиентам этих услуг в шинном магазине увеличит продажи и обслуживание.

Подъемное оборудование, пеленальные столы, станки для центровки, балансировочное оборудование, воздушные и азотные компрессоры, шинные ключи и т. д. — это лишь некоторые из необходимых инструментов и механизмов, необходимых перед открытием шиномонтажа. Кроме того, для вскрытия и натягивания шины также требуется пневматический пистолет с приводом от компрессора. Это поможет повысить качество работы, а также сэкономит время.

Если вы думаете об открытии шинного магазина, вы можете подумать о том, чтобы иметь хорошее выставочное пространство для демонстрации всех различных марок и типов шин, доступных для выбора покупателями.

Если у вас есть вопрос «Как открыть шиномонтаж?» зайдите на сайт www.garageplug.com, и один из наших экспертов поможет вам со всем, что вам нужно знать о открытии шинного бизнеса .

Подробнее:-

  • Как повысить прибыльность вашего автосервиса
  • 7 лучших способов увеличить прибыль автомастерской

Рост бизнеса

Будьте там, где ваши клиенты, будьте в WhatsApp

Представляем платформу автоматизации WhatsApp от GaragePlug, которая переводит взаимодействие с клиентами автомобильного бизнеса в WhatsApp, где на самом деле находится большинство ваших клиентов.