Історія львівського автобусного заводу: Львівський автобусний завод – історія успіху чи поразки? • Фотографії старого Львова
Украинская марка ЛАЗ
Львовский автобусный завод (ЛАЗ) начал свою историю с 21 мая 1945 года. Первоначально предприятие выпускало разнообразные специализированные автомобили, например, автокраны. Весь модельный ряд ЛАЗ.
ЛАЗ-695
Только через десять лет на заводе был разработан и выпущен опытный образец ЛАЗ-695, и после успешного прохождения испытаний машина была запущена в серийное производство. Машина получилась неприхотливая и надёжная и продолжала выпускаться с несущественными модернизациями на протяжении 50 лет.
Предприятие меняло рисунок передней части, количество и форму воздухозаборников двигателя и отделку салона, но в основе автобус оставался легко узнаваемым 695-м, все с тем же двигателем ЗиЛ-130. Только через восемнадцать лет была сделана попытка сконструировать новую модель автобуса и был выпущен экспериментальный ЛАЗ-Украина-73, однако в серию он не пошел.
youtube.com/embed/pnxBr9BcEg4?rel=0&wmode=transparent” frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”>Понадобилось еще пять лет, чтобы с конвейера сошёл новый ЛАЗ-4202 с двигателем КамАЗ-7401-05. Машина предназначалась для городских перевозок и получилась не такой удачной, как предыдущая модель. Ни двигатель, ни кузов не выдерживали длительной эксплуатации в городских условиях.
Также вызывала нарекания электропроводка. В 1983 году автобус был модернизирован, неудачная АКПП была заменена механической, конструкция кузова стала более прочной. Автобус получил название ЛАЗ-42021 (позднее переименованный в ЛАЗ-42071). В 1993 году модель снята с производства.
Кроме, серийных гражданских моделей все годы выпускались автобусы военно-медицинского назначения, а в период с середины 60-х до 2013 года предприятие выпускало эксклюзивные специализированные автобусы для космической отрасли СССР и, позднее, России.
Современная история
В 1994 году завод преобразуется в Акционерное общество и запускает в серию новый троллейбус ЛАЗ-52522. В 90-е годы наиболее тяжелым для предприятия оказался 1997 год – в том году удалось выпустить и продать только 177 машин.
Однако следующее десятилетие началось успешно и завод, ставший в то время частным акционерным предприятием, нарастил как объём, так и ассортимент продукции. В 2002 году появились модели 6205, 5252, А291 и серия туристических автобусов Лайнер.
В следующем году автозавод показал ставший первенцем целой серии полутораэтажный ЛАЗ-5208 НеоЛАЗ. Серия продолжилась городским автобусом CityLAZ-A183 и перронным CityLAZ-AX183. В 2007 году появилась новая версия CityLAZ-A183 – сочлененный автобус CityLAZ-A292, а весной следующего года завод выпустил совершенно новую модель InterLAZ 13.5LE.
Банкротство
Однако мировой экономический кризис 2008 года резко осложнил положение предприятия. Появилась полугодовая задолженность перед коллективом по заработной плате и по причине была отключена электроэнергия. Попытка запустить производство предпринята в 2009 году.
На протяжении следующих четырех лет было выпущено несколько удачных моделей, заключены несколько договоров на поставку автобусов и троллейбусов как за рубеж, так и для городов, участвующих в проведении чемпионата Евро-2012. Однако системный конфликт со Львовской обладминистрацией и постоянные проблемы с невыполнением объемов заказов привели предприятие к банкротству в конце 2014 года.
Читайте далее:
Хто знищив львівський автобусний завод і що буде на його місці
ZAXID NET 27 ГРУДНЯ, ВІВТОРОК
- telegram
- youtube
- android
- ios
Блоги — Андрій Білий , 313
Андрій Білий
експерт з міської мобільності, влогер
Львівський автобусний завод (ЛАЗ) – колись промисловий гігант та рекордсмен за кількістю вироблених автобусів, проіснував понад 60 років. Зараз територія заводу перетворилась у руїни, які найближчим часом, скоріш за все, забудують. Що трапилось з заводом, чому він занепав, і як виглядає величезна територія заводу зараз – розповідаю і показую у фільмі «Хто знищив ЛАЗ? Безславний кінець легендарного заводу», який вийшов на моєму YouTube-каналі.
Більше півстоліття Львівський автобусний завод був промисловим брендом Львова і усього Радянського Союзу. Заведено вважати, що історія ЛАЗу розпочалась у 1945 році, коли у Львові вирішили збудувати автоскладальне підприємство, яке через чотири роки отримало назву «Львівський автобусний завод». Перший успішний продукт завод виготовив у 1956 році – це був дослідний варіант автобуса ЛАЗ-695, а вже наступного року почалось його масове виробництво. Цей автобус став легендарним, його виробляли для всіх країн Радянського Союзу і ближніх держав. Навіть зараз у країнах пострадянського простору досі використовують 50-річні ЛАЗ-695.
Втім ще до створення ЛАЗу-695 львівський завод кілька років працював і навіть створив експериментальну партію електромобілів НАМИ-750. Вони були доволі компактними і могли розігнатись на 30-35 км/год. Уявіть, ще 70 років тому у Львові уже могли виробляти електромобілі! Зараз місто повертається до ідеї такого виробництва, бо бачить великий позитив для економіки та екології міста. Втім у 50-х роках Москва не схвалила експеримент з електричними машинами і львівські електромобілі не пустили у серійне виробництво.
Найбільшу кількість автобусів ЛАЗ виготовили у 1988 році – 14 тисяч 646 автобусів за рік. Це 40 автобусів на добу, над виготовленням яких працювали десятки тисяч працівників заводу. Для порівняння масштабів, сьогодні сучасні заводи вважаються дуже успішними, якщо випускають хоча б 1000 автобусів на рік. А 14 тисяч – це неймовірно велика цифра, яка навіть потрапила у Книгу Рекордів Гіннеса.
Уже незабаром, у 90-х роках, автобусний завод почав скорочувати потужності. Розпався Радянський Союз, закрилось багато підприємств. ЛАЗ намагався підлаштуватись під ринкову економіку, йому вдалося не занепасти, але завод потерпав від змін. Обсяги виробництва продукції суттєво скоротились, завод почав виробляти не по 10-14 тисяч автобусів в рік, а 1000, а потім навіть декілька сотень.
У 2001 році ЛАЗ став приватним підприємством з колективною формою власності. Контрольний пакет власності потрапив до Ігоря Чуркіна. У той момент здавалося, що завод знову зможе стати успішним: з’явились нові моделі автобусів, тролейбусів. А у 2012 році завод отримав замовлення на всю Україну до чемпіонату Євро-2012. Тім після цього завод почав різко занепадати.
Яка причина такого занепаду? У 2005 році Ігор Чуркін змінив склад керівництва заводу і почав сам управляти виробничим процесом. Його управлінські рішення, пригадують тодішні працівники, часто приводили до збоїв у роботі підприємства, була нестача у деталях, завод не справлявся з замовленнями та, зрештою, якість продукції погіршилась. Можливо, саме через непрофесійне керівництво завод зрештою остаточно занепав. А, може, ЛАЗ просто не вистояв перед викликами нової економіки. І звичайно, ми не можемо відкидати політичну складову у цьому питанні. Хай там як, зараз ЛАЗ уже став історією, легендарною і беззаперечно цікавою.
Що ж буде далі з легендарним заводом? Частину приміщень виставили на аукціон. Міська влада хоч і не є власником цих приміщень хоче зберегти виробництво і промисловість у районі. Проте остаточно сказати, що саме збудують на території колишнього ЛАЗу, наразі складно.
Якщо Ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter
ZAXID.NET
Останні новини
22:36
Міністр енергетики розповів про плани щодо електропостачання на Новий рік
22:13
США розробили пришвидшений план підготовки ЗРК «Patriot» для України
21:45
Демографи прогнозують «катастрофічний» спад народжуваності в Україні
21:42
Підсумки 306 дня війни.
Наші перемоги і втрати20:39
РФ змінила командувача військового округу, відповідального за війну в Україні
Суспільство
Російські ЗМІ повідомили про нову атаку на авіабазу «Енгельс»
19:51
«Укренерго» спростувало фейк про скасування аварійних відключень
19:41
Укрзалізниця запустить шість додаткових рейсів у західні області на Новий рік
Інтерв’ю
«Територія України – клондайк. Маємо, що втрачати». Олег Осаульчук про порятунок археології
19:11
Львівський архів надав доступ до 400 тисяч оцифрованих документів
19:07
Бачила, як на вулиці викрали дівчину: історія лікарки з Херсона про життя і виїзд з окупації
Публікації
У полоні політичного фанатизму.
Нездатність вийти поза вузькі рамки політичної вірності шкодить суспільству та країні
19:02
Персональна відповідальність – IQ
18:40
СБУ викрила канал втечі ухилянтів за кордон на Чернігівщині
Новий рік і Різдво у Львові. Програма заходів на зимові свята 2022 – 2023
17:50
76-річна львів’янка допустила одну помилку та перемогла у радіодиктанті
17:27
Арештований у Німеччині розвідник міг передавати РФ дані про Україну
Суспільство
Різдвяна ялинка як дзеркало реальності. Якими були львівські ялинки у щасливі і буремні роки17:16
На Львівщині модернізовують шведські всюдиходи для потреб ЗСУ
17:13
Львівські патрульні затримали у комендантську годину тернополянина у розшуку
«Занурити в темряву всю країну не вдасться».
Історії українських енергетиків
16:33
В Росії сповільнились темпи виробництва високоточних ракет
16:22
НАБУ провело обшуки в голови Дніпропетровської ОВА у справі «Великого будівництва»
Суспільство
СБУ провела обшуки у керівників податкової служби Львівщини
16:03
У середмісті Львова хочуть збудувати 6-поверховий багатофункційний центр
15:56
Про маневри росіян в Білорусі – IQ
15:56
Україна ініціювала повне виключення Росії з ООН
15:42
Львівський та харківський театри ляльок показали спільну виставу «Вертеп»
15:29
Литва оголосила про передачу Україні 30 тис.
модульних ліжок
Суспільство
Шопка на фронті. Різдвяний подарунок для українських бійців
15:18
17-річний сумчанин отримав постріл в груди, коли випадково увійшов у тир
14:59
Степан Веселовський: Гроші, волонтерство і сповільнення. Яким був 2022 рік для IT-галузі
Різдво
Кутя з пшениці. Рецепт дня
14:50
Чому заснована у 1907 році Львівська галерея мистецтв відзначає 200-річчя. Розповідаємо, звідки виникли такі дати
14:45
Мешканцям Франківська пропонують орендувати ялинки за донати на ЗСУ
Безперебійник для котла і дому: які є види і як обрати
14:37
Росіяни відвели військове командування з Кремінної до Рубіжного
14:28
Financial Times оцінила шанси ЗСУ на прорив російських позицій взимку
більше новин
Лучших дней впереди, говорят в Львовском автобусном заводе – Май.

Стажеры .
Сделка с иностранным инвестором может оживить завод
Компания выбирает новый маршрут, добавляя к своему бизнесу производство грузовых автомобилей и автозапчастей. Критики, однако, говорят, что компания ранее трубила о планах, которые так и не были реализованы, и скептически относятся к тому, что из последнего плана что-то выйдет.
Производитель автобусов, более известный под аббревиатурой LAZ, сообщил, что он вступил в партнерство с двумя венгерскими фирмами для финансирования расширенных операций. Dankar Kft и Farma Kft вложили 30,5 млн долларов в совместное предприятие с ЛАЗ, которое будет называться Львовский автомобильный завод, говорится в сообщении компании.
ЛАЗ-Украина Торговый Дом Президент Роман Николаев сообщил, что Львовский автозавод расширит ассортимент продукции, которую предлагает предприятие. Запасные части, которые будут производиться, в том числе дизельные двигатели, трансмиссии и мосты, изначально будут использоваться в автобусах, которые выпускает ЛАЗ.
Компания заявила, что со временем новое предприятие будет производить и грузовики.
«Производить только 1000 двигателей для автобусов ЛАЗ было бы невыгодно», — сказал Николаев. «Производство запасных частей одновременно было бы экономически не оправдано. Нам также необходимо начать производство грузовиков, в которых будут использоваться эти детали».
Николаев сообщил, что двигатели, которые будет выпускать завод, будут востребованы как на внешнем, так и на внутреннем рынке, поскольку их можно будет использовать в тракторах, комбайнах, экскаваторах и другой тяжелой технике.
Николаев сказал, что закон о создании стимулов для производства автомобилей продиктовал размер инвестиций. Закон требует, чтобы было инвестировано не менее 30 миллионов долларов, чтобы иметь право на различные налоговые и таможенные льготы.
Николаев заявил, что Автозавод заработает только в том случае, если ему будут предоставлены налоговые и таможенные льготы.
Производственная деятельность зависит от получения налоговых льгот, сказал он. Стимулы позволят компании снизить цены на детали до конкурентоспособного уровня.
«Чтобы выйти на рынок и потеснить конкурентов, нам нужно продавать наши двигатели дешевле», — сказал он.
Автобусы производства ЛАЗ в настоящее время используют двигатели, трансмиссии и мосты венгерского производства. Остальные комплектующие поставляют ЛАЗ европейские и украинские производители.
Отраслевые обозреватели скептически отнеслись к успеху новой инкарнации ЛАЗа.
«ЛАЗ уже два года делает громкие заявления. Пока ничего не материализовалось», — сказал Олег Омельницкий, директор Auto-Consulting. Он сказал, что сомневается, что компания действительно получит крупный капитал, необходимый для начала производства.
«Возможно, они могли бы начать сборку западных грузовиков, но план начать производство собственных грузовиков звучит как пустое хвастовство», — сказал Омельницкий.
Чиновники ЛАЗ говорят, однако, что они могут это сделать.
«Мы понимаем, что в одиночку это сделать невозможно. Вот почему мы намерены работать с производителями запчастей [включая венгерскую RABA]. Мы попросим партнеров помочь с производством. Взамен они получат долю в компании», — сказал Николаев.
Украинские производители грузовиков и автобусов сильно зависят от импортных компонентов, рынок, который ЛАЗ хотел бы взломать.
ЛАЗ является третьим по величине производителем автобусов в стране после Павловского автобусного завода, которому принадлежит 48% рынка, и Черкасского автобусного завода, на долю которого приходится около 30% рынка.
В последние годы львовскому заводу не улыбалась фортуна. Основанный в 1945 году, ЛАЗ когда-то был крупнейшим производителем автобусов в бывшем Советском Союзе, а его ЛАЗ-69Автобусы № 5 и ЛАЗ-699 были популярны в советское время, и в период своего расцвета компания производила до 14 000 автобусов в год.
К 1990-м годам государственный ЛАЗ резко сократил производство, и сборочные линии простаивали по шесть месяцев в году. Задолженность по зарплате составила десятки миллионов гривен.
Компания заявила, что начала восстанавливаться после того, как в октябре 2001 года украинско-российское предприятие «Сил-Авто» купило 70 процентов акций ЛАЗ у Фонда госимущества за 27 млн грн. «Сил-Авто» инвестировал дополнительно 20 млн грн. модернизировать завод, реорганизовать структуру продаж и привлечь «антикризисную» управленческую команду для внесения изменений.
Производство некогда популярных, но устаревших автобусов советских времен ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699 прекращено, и в феврале 2002 года было представлено пять новых моделей, сообщил Николаев.
Несмотря на изменения, ЛАЗ, похоже, далек от решения своих проблем.
Auto-Consulting сообщила, что компания теряет долю рынка. В течение первых четырех месяцев 2002 года компания занимала 14 процентов автобусного рынка страны. К тому же периоду этого года эта доля снизилась до 8,6 процента. Завод закончил 2002 год с убытком в размере 24 млн. грн. , что на 4 млн. грн. больше, чем годом ранее.
Николаев сказал, что потери и снижение производства были связаны с попытками компании погасить задолженность по заработной плате и затишьем в производстве, пока завод переоснащался для своих новых моделей.
Николаев сообщил, что в следующем месяце завод выпустит первый автобус, построенный совместно с Mercedes-Benz.
Учитывая планы по выпуску 1200 новых автобусов в этом году, Николаев сохраняет оптимизм.
«Дайте нам время. Я на 100 процентов уверен, что Львовский автобусный завод будет успешным», — сказал он.
Судьба монастыря, впоследствии тайной камеры пыток и автобусного завода
Tvoemisto.tv посетил заброшенный монастырь и церковь, построенные в 1938 году в Персенковке и принадлежавшие сначала ордену босоногих кармелитов. Позже она стала застенком тайной милиции, затем на этой территории построили Львовский автобусный завод, а сакральные постройки переоборудовали под общежития и подсобные помещения.
Во Львове на территории автобусного завода приходят в упадок старинная церковь и Монастырь ордена босых кармелитов. Культовые сооружения функционировали недолго. Открытые в 1938 году, менее чем за 10 лет они были превращены в склад, клуб, а позже и вовсе заброшены, после закрытия автобусного завода.
Добраться туда сейчас непросто, монастырь стоит в заброшенных трущобах на частной территории. За ним никто не ухаживает, хотя здание имеет статус памятника национального значения. О монастыре никто бы и не упоминал, если бы в июне банк не выставил на аукцион часть долга автобусного завода, куда среди прочих построек были включены монастырские помещения.
До этого предпринимались усилия по спасению кармелитского монастыря и костела во Львове в 2019 году. Тогда правозащитник Богдан Рабешко зарегистрировал петицию о сохранении культовых сооружений, которые, кстати, пострадали при пожаре в том же году. . Он полностью разрушил библиотеку и потолок.
Горсовет тогда заверил общественность, что провел переговоры с доверенным лицом завода и планирует сдать в аренду здания монастыря за 1 гривну сроком на 3 года. Однако монастырь и церковь до сих пор остаются на заброшенной территории завода.
Тайны заброшенного монастыряМонастырь был построен в 1938 году. В конце Великой Отечественной войны, когда во Львов вошли советские войска, начался упадок этой святыни. Монахи покинули Львов, а здание монастыря заняли части НКВД, которые начали кровавые репрессии в подвалах бывших келий. Некоторые историки считают, что здесь были убиты тысячи людей, а затем, вероятно, захоронены на территории монастыря, — говорит Богдан Рабешко.
«Памятник архитектуры. Состояние плачевное, за все это время никто не ремонтировал. На вершине до сих пор заметны последствия бомбежек во время Второй мировой войны, там остались осколки бомб. Здесь, на фасаде, раньше стояла статуя Божией Матери Шкапулярной. Его сняли и закопали рядом во время советской власти. Очевидцы рассказывают, что на месте ее захоронения постоянно тает снег» , — сказал он.
Богдан Рабешко рассказывает, что в советское время костел босых кармелитов был актовым залом львовского автобусного бланта, а кельи служили общежитием для рабочих. Подлинные витражи тогда сняли, а вместо них установили окна с заводской символикой. Церковное помещение было разделено на два этажа, достроены туалеты и некоторые технические помещения.
«Здесь тоже были производственные помещения. Советские власти достроили в церкви туалеты и подсобные помещения. Церковь была разделена на два этажа, а сверху надстроен актовый зал» , — говорит он.
Главное – сохранить этот памятник, утверждает он, потому что Министерство культуры Украины официально признало объект памятником, поэтому берет на себя определенные обязательства по его ремонту и реставрации.
«Памятник архитектуры. Новый владелец после приобретения им права собственности будет обязан получить разрешение Министерства культуры на отчуждение памятника. Вокруг него также есть охранная зона, где нельзя ничего строить, кроме как с согласия министерства. Когда я начал собирать подписи за спасение монастыря, через несколько месяцев вспыхнул таинственный пожар. Думаю, это был поджог — первый поджог памятника архитектуры во Львове. Может быть, для кого-то эта церковь как кость в горле, это священное здание, и здесь, может быть, какое-то строительство пойдет» – добавил Богдан Рабешко.
Уже защищены от демонтажа, реконструкции?
Начальник управления охраны исторической среды Лилия Онищенко рассказала Tvoemisto.tv, что монастырь и церковь находятся в частной собственности и никакая религиозная община не занимается ими. Тем не менее, объект представляет ценность для города.
«Монастырь и церковь находятся в частной собственности. Подготовили документацию и внесли в госреестр памятников для защиты [здания] от сноса и реконструкции. Мы бы с удовольствием взялись за реставрацию, если бы у нас были средства и если бы это была собственность города или какой-то религиозной общины» , — рассказывает Лилия Онищенко.
Греко-католическая и римо-католическая общины готовы позаботиться о монастыре и храме, сообщил мэр Львова Андрей Садовый. В комментарии Tvoemisto.tv он пояснил, что Львов не может привести в порядок сакральные постройки на территории бывшего Львовского автобусного завода, поскольку они находятся в залоге у банка как технические помещения завода-банкрота.
«Земля находится в собственности общины, но зданиями мы не владеем. Львовский автобусный завод наработал до миллиарда гривен долгов, они лежат в разных банках. Помещения монастыря и церкви находятся в залоге у банка, отдавать не хочет, даже выкупить не можем, потому что есть кредитный договор.
«Это священное здание, но они держат его как производственный цех. Это может быть организовано только тогда, когда появится новый владелец, и мы сможем договориться с ним. Ведь земля является собственностью общины, это наш аргумент. Сейчас начался процесс продажи долгов Львовского автобусного завода. Мы держим этот вопрос в центре внимания, и если мы нажмем, то эта комната выполнит свою [должную] функцию. Римо-католики говорят, что если им передадут эти постройки, они готовы восстановить храм. Греко-католики готовы его арендовать», – сказал мэр.
5 июля во Львове завершилась продажа части долга автобусного завода на торгах. Его в июне выставил на продажу государственный банк «Укрэксимбанк». Это лишь малая часть помещений, находящихся в залоге. Среди шести участников аукциона наибольшую сумму – 170 010 000,00 грн. – предложило ООО «Капитал Финанс».
Мэр подчеркнул, что назначение земли – производство, и оно не изменится. По данным платформы Youcontrol, ООО «Капитал Финанс» зарегистрировано в Киеве. Конечным бенефициаром является львовянин Максим Чухень из Рудного. Он также является совладельцем ООО «Sparrow Industries», которое будет строить промзону «Сигневка» во Львове. Руководитель компании Дмитрий Ларионов.
Добавим, что Львовский автобусный завод поставил автобусы для городов Украины, принимавших футбольный турнир Евро-2012. ООО «Львовские автобусные заводы» купил российский бизнесмен Игорь Чуркин. В 2013 году оборудование завода начали экспортировать на Днепровский автобусный завод (Камянское), а производство троллейбусов и туристических автобусов оставить во Львове.
Здание находится на улице Стрыйской, 45,
.Виктория Савицкая
Перевод Виталия Голича
Фото и видео Дарьи Кучер
Полная или частичная публикация текста без письменного согласия редакции запрещена и считается нарушением авторских прав.
Добавить комментарий