Харвестеры и форвардеры: Как выбрать харвестер и форвардер, популярные модели, отличия между ними, преимущества, минусы, технические характеристики
Лесные братья: харвестеры и форвардеры » ГРУЗАВТОИНФО
Прежде чем дерево попадет на обработку, его надо спилить и вывезти из леса. Все чаще для этой тяжелой работы используются «стальные» лесорубы: харвестеры и форвардеры.
Сегодня половина промышленных лесозаготовок в мире выполняется вручную, другая половина — механизированным способом с применением двух методов: доля технологии хлыстовой заготовки составляет около 60%, а сортиментной — около 40%.
Приоритет применения сортиментной технологии и лесозаготовительных машин принадлежит Скандинавским странам и в настоящее время активно внедряется в странах СНГ и Южной Америки. Основу современной полностью механизированной сортиментной технологии составляют харвестеры (валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины манипуляторного типа) и форвардеры (самозагружающиеся машины для перевозки сортиментов). К слову, еще в 1984 г. Карельский НИИ лесной промышленности создал первый в СССР комплекс машин для заготовки сортиментов, правда, в то время специалисты отрасли еще не употребляли популярных ныне названий машин — «харвестер», «форвардер».
Лесной комбайн — харвестер — появился не сразу. Он эволюционировал из сучкорезной машины, которая сначала приобрела функцию раскряжевки (разделки) хлыста, а в дальнейшем была «скрещена» с валочной машиной. Первые харвестеры обрабатывали дерево в два этапа: сначала оно захватывалось и срезалось валочной головкой, потом укладывалось в сучкорезно-раскряжевочное устройство (процессор). Причем на некоторых моделях для работы требовалось два оператора: один для управления машиной, второй — процессором!
С целью сокращения времени рабочего цикла почти 40 лет назад был изобретен единый агрегат — харвестерная головка. Он объединил в себе захватный механизм, срезающее устройство для валки и раскряжевки дерева, механизм обрезки сучьев (протаскивающие вальцы и сучкорезные ножи) и механизм замера длин.
Шасси харвестера и форвардера имеют много общего
Компактные маневренные модели идеально подходят для прореживания леса
Для сплошных рубок требуется техника помощнее
Выпускаемые модели делят на классы по диаметру обрабатываемого ствола и собственной массе: легкие (300-600 кг, Ø 5-40 см), средние (700-1000 кг, Ø 5-50 см) и тяжелые (1000-1200 кг, Ø 10-60 см). Первые используют для рубок прореживания, вторые — универсальные, последние — для рубок главного пользования. На рынке есть и более мощные модели массой до 3 500 кг, которым «по зубам» стволы толщиной более метра! Разработкой и изготовлением харвестерных головок сегодня занимаются компании: AFM-Forest, Arbro-Stroke, Caterpillar, Kesla, Komatsu Forest (Valmet), Kone-Ketonen, Lako Forest, Log Max, Logset, Mense RPK, Naarva, Ponsse, Silvatec, SP Maskiner, Tigercat, Waratah и др.
Подавляющее большинство лесных машин является манипуляторными, тем самым удается оградить человека от прямого контакта с тяжелыми и травмоопасными деревьями, хлыстами и сортиментами. Харвестерная головка через ротатор подвешивается к «стальной руке» гидроманипулятора. Широкое распространение получили манипуляторы комбинированного типа (шарнирно-сочлененная стрела с телескопической рукоятью) и параллельного типа (стрела в виде параллелограмма с телескопической рукоятью). Для харвестеров они выпускаются с вылетом до 12 м и грузовым моментом от 80 до 300 кНм. Изготовлением манипуляторов занимаются компании: Cranab, John Deere, Kesla, Loglift, Ponsse, Rottne, Tigercat и др.
Манипуляторы для форвардеров отличаются более скромными параметрами: вылет до 10 м, грузовой момент от 40 до 160 кНм. Вместо харвестерной головки они оборудованы грейферным захватом для погрузки сортиментов. Форвардер работает в связке с харвестером и служит для доставки сортиментов на специальные площадки для перегрузки на автомобильный транспорт. Как правило, плечо перевозки не превышает 1 км. Грузоподъемность наиболее мощных машин составляет 20 т! Грузовой отсек форвардера сформирован кониками и решетчатой передней стенкой, отдельные модели имеют возможность его трансформации с целью увеличения перевозимого объема легковесной топливной древесины.
Универсальный шарнир с двумя степенями свободы
Балансирная тележка — просто и функционально
Современная харвестерная головка умеет многое
Эксплуатация харвестеров и форвардеров проходит в широком диапазоне условий, которые одним словом можно охарактеризовать как тяжелые, что, в свою очередь предъявляет повышенные требования к конструкции машин. Функционально они разные, но конструктивно имеют много общего.
Это внедорожные полноприводные машины с колесной формулой 4х4, 6х6 или 8х8. Собственный вес находится в пределах 8-24 т. Компоновка двухмодульная с шарнирно-сочлененной рамой, вариации расположения энергетического (с двигателем) и технологического (с рабочим оборудованием) модулей самые разнообразные, особенно у харвестеров. В качестве двигателей используются 4-х и 6-цилиндровые дизели с турбонаддувом мощностью 130 – 280 л.с. Для бесступенчатой регулировки и передачи крутящего момента служит механико-гидростатическая трансмиссия, позволяющая реализовывать тяговые усилия до 22 т и мягко адаптироваться к возникающим препятствиям на лесосеке. Два диапазона ее механической коробки передач обеспечивают технологическую скорость 7-10 км/ч и транспортную 25-34 км/ч. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, блокировку дифференциалов, многодисковые гидравлические тормоза.
Балансирные тандемные тележки объединяют задние оси трехосных, а также задние и передние оси четырехосных машин. Их простая и надежная конструкция позволяет успешно преодолевать пни, валуны, канавы. Отличной проходимости способствует и внушительный дорожный просвет (580-800 мм) вкупе с бронированным днищем. Для снижения удельного давления машин на грунт шины, помимо большого диаметра, имеют ширину 600 мм. Также в арсенале имеются цепи противоскольжения и гусеничные ленты.
Все «телодвижения» рабочих органов осуществляются с помощью гидравлики. Гидросистема имеет один или несколько контуров, которые запитываются регулируемыми аксиально-поршневыми насосами, чувствительными к нагрузке. Рабочая жидкость посредством пропорциональных гидрораспределителей с электрогидравлическим управлением направляется к гидроцилиндрам и гидромоторам манипулятора и харвестерной головки. Сохранению экологической обстановки леса способствует использование биологически разлагаемых масел.
Благодаря системе управления, отвечающей за согласованную работу гидравлики, дизельного двигателя и трансмиссии, машина может двигаться даже при работающем манипуляторе и харверстерной головке. В задачу оператора входит наведение головки на дерево, а дальнейшей обработкой заведует бортовой компьютер, определяющий, как использовать хлыст с наибольшей пользой. Настройки для разных пород деревьев позволяют оператору одним нажатием кнопки переключаться с хвойных деревьев на лиственные. Система управления позволяет проводить учет заготовленной древесины по объему и сортиментам. Так что в конце смены не составит большого труда получить подробный отчет о выполненной работе, а отдельные «гурманы» могут даже направить его в офис по электронной почте, не выходя из кабины!
Система выравнивания кабины обеспечивает комфортную работу на косогорах
Цепи и гусеничные ленты дополнительно увеличивают проходимость
Прицепной форвардер — дешево и сердито!
Ну, а кабина современного «лесоруба» только стимулирует на высокую производительность труда. Рабочее место сконструировано с учетом всех нюансов эргономики и пожеланий операторов.
Стали историей многочисленные рычаги, россыпи тумблеров и кругляши аналоговых индикаторов. Им на смену пришли удобные многофункциональные джойстики с минимумом «горячих» клавиш и цветные сенсорные экраны. Прослеживаются тенденции применения поворотных кабин с системой выравнивания крена, что особенно эффективно при работе на косогорах. Кабина может располагаться как на поворотном устройстве вместе с манипулятором, так и отдельно, при этом она поворачивается синхронно за манипулятором. Чтобы голова не шла «кругом» от последних достижений прогресса, а харвестерная головка не «вспахивала» землю, для операторов предусмотрено обучение: сначала на тренажере-симуляторе, потом на реальной машине.
Напоследок перечислим основные фирмы-производители харвестеров и форвардеров: Caterpillar, Gremo, HSM, John Deere, Komatsu Forest (Valmet), Logset, Ponsse, Rottne, Sampo, Silvatec, Sogedep, Tigercat, TimberPro, Амкодор, МТЗ, ЧЕТРА и др.
Рассмотренные выше колесные харвестеры и форвардеры получили наибольшее распространение. Также широко используются тяжелые харвестеры на базе гусеничных шасси экскаваторов и легкие — на базе колесных тракторов. Существует альтернативный вариант — харвардер, объединяющий в себе два типа машин. Сформировался класс самоходных мини-форвардеров и форвардеров прицепного типа. Проходят испытания роботизированные комплексы машин, набирает обороты гибридный привод. Одним словом, семья лесорубов постоянно увеличивается и развивается!
Харвестеры и форвардеры на любой размер – Основные средства
Э. Стрельцов
Все современные технологические процессы лесозаготовительных работ основаны на первичной заготовке и транспортировке деревьев, хлыстов или сортиментов. Для этого применяются машины самых различных систем. При выборе типа технического средства обычно берутся во внимание методы заготовки древесины (хлыстовой или сортиментный) и природно-производственные условия (характеристика лесонасаждений, грунтовые условия, рельеф и др.).
В последнее десятилетие парк лесозаготовительной техники во всем мире значительно вырос и отличается большим разнообразием. Постоянно растущие требования к этой технике и значительные различия в технологиях изготовления заставляют производителей непрестанно совершенствовать лесозаготовительное оборудование.
Сегодня можно выделить два направления их развития. Первое – это создание относительно простых (одно- или двухоперационных) машин валочно-пакетирующего типа и трелевочных тракторов (скиддеров). Такое оборудование выпускается в основном для хлыстовой технологии и, прежде всего, для России. Второе направление – это создание более сложных машин для сортиментной заготовки древесины. Валочные, сучкорезные, раскряжевочные операции выполняют харвестеры, транспортировкой сортиментов занимаются форвардеры. Приоритет применения сортиментной технологии и лесозаготовительных машин принадлежит Скандинавским странам и в настоящее время активно внедряется в Западной Европе, США, Канаде и Юго-Восточной Азии.
Валочно-пакетирующая машина ЛП60-01А |
За 10-летний период зарубежные фирмы и заводы СНГ создали 200 моделей лесозаготовительной техники: 81 скиддер, 65 харвестеров и 54 форвардера.
За рубежом наметился стабильный рост выпуска специализированной и универсальной лесозаготовительной техники. Сегодня лучшие показатели по производству этого оборудования у финской фирмы Timberjack, предлагающей 29 моделей тракторов и машин массой от 8,2 до 35 т и мощностью двигателя от 75 до 175 кВт. Из этого количества 10 моделей – валочно-пакетирующие машины на экскаваторной базе.
Известная американская компания Caterpillar располагает сегодня 15 моделями лесозаготовительной техники массой от 12,5 до 19,3 т и мощностью двигателя от 89 до 165 кВт. Из них четыре модели – скиддеры на базе бульдозеров. Фирма Valmet выпускает 10 моделей для сортиментной технологии массой от 10,7 до 18,5 т и мощностью двигателя от 81 до 155 кВт.
Харвестер Valmet 921C |
В России производством лесозаготовительной техники сегодня занято 22 предприятия. Лидерами здесь являются ОАО «Онежский тракторный завод» и ОАО «Алтайский трактор». Эти предприятия предлагают девять моделей тракторов и машин массой от 9,6 до 19,5 т и мощностью двигателя от 70 до 132 кВт. АО «Красмаш» выпускает четыре модели массой от 14,2 до 19,3 т и мощностью двигателя от 88 до 96 кВт, а ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» производит три модели массой от 15,6 до 27 т и мощностью двигателя от 88 до 165 кВт. Большая часть выпускаемой техники – на гусеничном шасси.
Если говорить о современных тенденциях развития техники для лесозаготовительного производства, то наибольший прирост наблюдается среди моделей среднего и тяжелого класса. При этом более распространены тракторы и машины массой 10 – 20 т с мощностью двигателя от 80 до 120 кВт. Наиболее массовыми моделями в этой линейке являются скиддеры на гусеничном шасси массой 15 т или на колесном шасси массой 12–15 т, харвестеры на гусеничном шасси массой 18 – 25 т или на колесном шасси массой 15 т, форвардеры на гусеничном шасси массой 18 т или на колесном шасси массой 10 – 15 т.
Вид из кабины харвестера Valmet 921C |
Производительность техники в лесозаготовительном производстве определяется в основном энергоемкостью выполнения технологических операций. Также берутся во внимание масса машины и мощность ее оборудования. Лесозаготовительная техника харвестерного типа является наиболее энергоемкой и дорогой по стоимости. Поэтому правильный выбор параметров машины зависит от типоразмера харвестерной головки или захватно-срезающего устройства. А при выборе скиддера важно отдать приоритет бесчокерному типу пачкового захвата. Типоразмеры лесотехнологического оборудования при подборе должны определяться, прежде всего, параметрами дерева (диаметр и средний объем).
Анализ лесонасаждений по объемным группам показывает, что в лесозаготовительных районах России запасы древесины со средним диаметром дерева до 56 см составляют 98,51%. Мелкотоварная древесина (от 0,18 до 0,39 м3) из этого количества составляет около 35%. Такие данные и должны ложиться в основу обоснования всех параметров технологического оборудования и лесозаготовительных машин. Распределение лесозаготовительных машин харвестерного типа по классам типоразмерного ряда определяется их массой и средним диаметром срезаемого дерева. Как показывает опыт зарубежного лесного машиностроения, благодаря использованию модульного построения техники фирмы получают возможность создавать параметрические ряды лесозаготовительного оборудования и машин с различными потребительскими свойствами и функциональными возможностями.
Новое поколение форвардеров Timberjack передвигается по лесу на шести ногах |
Практический опыт работы на валочно-пакетирующей машине, осуществляющей валку деревьев и формирование пачки для последующей трелевки скиддерами бесчокерного типа, показывает, что за один цикл стоянки машина срезает и укладывает в пакет 8 – 10 деревьев. Объем пакета зависит от крупномерности древостоя и может составлять 2,1 – 7,4 м
Обобщая состояние и тенденции развития номенклатуры зарубежных и отечественных лесозаготовительных тракторов и машин, можно отметить, что зарубежные фирмы сегодня предлагают девять типоразмеров захваточно-срезающих устройств (харвестерных головок) для деревьев от 35 до 95 см, отечественные производители только три (56, 65 и 90 см). Зарубежные тракторы бесчокерного типа оснащаются пачковыми захватами 20 типоразмеров с полезной площадью от 0,52 до 1,41 м, отечественные бывают только четырех типоразмеров от 0,8 до 1,8 м.
Форвардер Martimex-Alfa LKT 100F |
Фирмы уделяют значительное внимание и разработке комплексов лесозаготовительной техники многофункционального назначения с оптимальной массой и габаритами.
Отечественные лесозаготовительные машины (валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные, сучкорезные), как правило, создаются на базе гусеничных тракторов Алтайского и Онежского тракторных заводов. Но вот в чем проблема: с ростом массы навесного лесотехнологического оборудования возрастает и масса шасси тракторов, необходимая для обеспечения надежной работы, но при этом диапазон мощности двигателя практически не изменяется.
Харвестер Caterpillar 580B |
Это подтверждается и оценкой показателя энергонасыщенности лесозаготовительных машин: для трелевочных тракторов – от 6,4 до 6,8 кВт/т, а для лесозаготовительных машин – от 3,9 до 5,4 кВт/т.
Рабочее оборудование для валочно-пакетирующей машины (ВПМ) МЛ-119А с возможностью применения харвестерных головок разработал экскаваторный завод «Ковровец». В настоящее время эксплуатируются ВПМ МЛ-119А с Premio-650, Keto-150, Timberjack. А на базе серийного экскаватора ЭО-4225А-07 разработан и внедрен в производство экскаватор ЭО-4225А-06 с подъемной кабиной и грейферным захватом для погрузки и выгрузки бревен.
Форвардер Timberjack 1010B |
Сегодня в России и других странах СНГ такая техника не производится, поэтому данная машина может заменить дорогостоящую импортную технику.
Развитие лесозаготовительного комплекса России, а следовательно, и лесозаготовительных предприятий не должно тормозиться недостаточным количеством техники, ее ассортиментом и качеством. С другой стороны, только широкий диапазон геометрических и массо-мощностных параметров может активизировать спрос на нее. Это разнообразие даст возможность использовать лесозаготовительную технику с учетом региональных особенностей и по природно-производственным условиям. Об этом всегда следует помнить отечественным конструкторам и разработчикам.
Лесохозяйственные и лесозаготовительные форвардеры | John Deere US
Передовые форвардеры John Deere оснащены рядом усовершенствований, таких как повышенная мощность и крутящий момент. Они также разработаны с использованием проверенных элементов, таких как прочные стрелы, оси и электрические компоненты, чтобы выдерживать самые жесткие условия лесозаготовки. Потому что, когда вы работаете в удаленных районах, простои недопустимы. Благодаря более чем 180-летнему опыту новаторских разработок и более чем полувековому опыту работы в лесу, наши форвардеры созданы для того, чтобы работать для вас эффективнее и усерднее.
Сравнение моделей Forwarder
Модель | Рейтинг нагрузки | Boom Beeck | двигатель Power | Трафактивная сила | Валовый крутой момент подъема | Gross Speing Torque | . |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Форвардер 910G | 9000 кг (19 842 фунта) | 9,8 м (32,2 фута) / 8,5 м (27,9 фута) / 10 футов (32,8 фута) | 118 кВт (160 л. | 150 кН (33 721 фунт-сила) с шинами 24,5 / 110 кН (24 729 фунтов силы) с шинами 22,5 | 76 кНм (56 000 футо-фунтов) / 102 кНм (75 000 футо-фунтов) | 19 кНм (14 000 футо-фунтов) / 24 кНм (18 000 футо-фунтов) | |
1010G Форвардер | 11 000 кг (24 251 фунт) | 8,5 м (27,9 футов) / 10 м (32,8 футов) | 131 кВт (178 л.с.) при 1900 об/мин | 150 кН (33 721 фунт-сила) с шинами 24,5 / 160 кН (35 969 фунтов силы) с шинами 26,5 | 102 кНм (75 000 футо-фунтов) | 24 кНм (18 000 футо-фунтов) | |
1110G Форвардер | 12 000 кг (26 455 фунтов) | 8,5 м (27,9 футов) / 10 м (32,8 футов) | 145 кВт (194 л. | 160 кН (35,968 фунтов) | 102 кНм (75 000 футов – фунтов) / 125 кНм (92 000 футов – фунтов) | 24 кНмм (18 000 футов – фунтов) / 32 кНм (24 000 футов – фунтов) | |
1210G Форвардер | 13 000 кг (28 660 фунтов) | 8,5 м (27,9 футов) / 10 м (32,8 футов) | 156 кВт (209 л.с.) при 1600–1900 об/мин | 175 кН (39 340 фунтов силы) | 125 кНм (92 000 футов – фунтов) | 32 кНм (24 000 футов – фунтов) | |
1510G Форвардер | 15 000 кг (33 069 фунтов) | 8,5 м (27,9 футов) / 10 м (32,8 футов) | 164 кВт (220 л. | 185 кН (41 588 фунтов силы) | 125 кНм (92 000 футов – фунтов) / 143 кНм (105 500 футов – фунтов) | 32 кНм (24 000 футов – фунтов) | |
1910G Форвардер | 19 000 кг (41 888 фунтов) | 7,3 м (23,9 фута) / 8,5 м (27,9 фута) | 200 кВт (268 л.с.) при 1600–1900 об/мин | 175 кН (39 340 фунтов силы) | 151 кНм (111 000 футо-фунтов) | 41 кНм (30 000 футофунтов) |
Характеристики
Интеллектуальное управление стрелой
Дополнительное интеллектуальное управление стрелой (IBC) позволяет оператору направлять вылет и высоту конца стрелы параллельно земле.
*Доступно не для всех моделей.
Интеллектуальное управление стрелой
Опция с вращающейся кабиной
Вращающаяся кабина поворачивается на 290 градусов, обеспечивая обзор на 360 градусов и превосходный обзор шин и прилегающей к машине области.
Поворотная и выравнивающая кабина, вариант
Кабина с возможностью поворота и выравнивания поворачивается на 290 градусов, обеспечивая 360-градусный обзор окружения машины и движений стрелы для безопасной и эффективной загрузки бревен.
Опция с фиксированной кабиной
Новая фиксированная кабина представляет собой прочную и экономичную альтернативу вариантам с поворотной и выравнивающей кабиной, но при этом обеспечивает непревзойденный комфорт и обзор для машины с фиксированной или стандартной кабиной.
Технологические решения для лесного хозяйства и лесозаготовок
JDLink™
JDLink, основной компонент Precision Forestry, позволяет вам управлять всем вашим парком машин с вашего настольного компьютера или мобильного устройства и дает вам удаленный доступ в любое время к часам работы и местоположению машины, расходу топлива, времени простоя, напоминаниям о техническом обслуживании и т. д. .
Ознакомьтесь с основными технологическими возможностями JDLink™
Precision Forestry
TimberMatic TM Maps и TimberManager TM – это системы планирования производства и отслеживания на основе карт, которые входят в состав Precision Forestry. Они позволяют подрядчикам и операторам обмениваться информацией о производстве и местоположении в режиме реального времени, избавляя от догадок при принятии эффективных решений.
Узнайте больше о Precision Forestry о Precision Forestry
Ресурсы
Комплексные решения
Технологии для лесозаготовок и лесозаготовок
Обеспечьте плавную координацию работы вашей команды в лесу и в бэк-офисе с помощью лесозаготовительных и лесозаготовительных технологий John Deere.
Технологии для лесозаготовок и лесозаготовок
Дилерская поддержка
Оставайтесь в рабочем состоянии и сокращайте свои расходы, максимально используя возможности нашей дилерской сети мирового уровня.
Поддержка на связиRebuild & ReLifeНайдите своего дилера
Финансирование
Вам нужна финансовая команда, которая будет в окопах, чтобы узнать обо всей вашей деятельности, а не только о вашем кредитном рейтинге.
Варианты финансированияСпециальные предложения Кредитная линия PowerPlan
Дополнительное оборудование
Погрузчики, машины для расчистки дорог, лесозаготовительные головки и бывшее в употреблении оборудование дополняют ваш ассортимент.
Подержанное оборудованиеСтроительное оборудованиеЛесозаготовительные головки, вилы и захваты для бревен
Харвестеры и форвардеры Gremo — IDM КАНАДА
СИЛЬНЫЕ ХАРВЕСТЕРЫ И ФОРВАРДЕРЫИмпортируя и распространяя шведское лесозаготовительное оборудование Gremo в Канаде, IDM предлагает мощные и надежные харвестеры и форвардеры.
GREMO 1050H: СИЛЬНЫЙ И ПРОворНЫЙ Gremo 1050H — инновационный харвестер, основанный на хорошо зарекомендовавшей себя предыдущей модели HPVR.
Мощный двигатель
Модернизированная кабина для улучшения обзора
Усовершенствованная рабочая гидравлика, включая регулируемый насос с более высокой производительностью
Для получения более подробной информации ознакомьтесь с информацией о продукте Gremo.
Gremo 750F — мощный, легкий, компактный и бесшумный форвардер. Удобный, ценится за исключительную надежность в работе, для всех видов прореживания.
Мощный двигатель Cummins с технологией общего ряда
Двигатель удовлетворяет требованиям уровня-3B
Крутящий момент более 600 нм по широкому диапазону скорости
. Для получения подробной информации.
Gremo 1050F4 — это современная версия популярного форвардера 950F. Мощный, легкий, компактный и тихий, 1050F4 идеально подходит для прореживания лесоматериалов и многочасовой вождения древесины.
Адаптирован для заболоченных мест (добавьте тележку спереди и сзади)
Мощный двигатель Cummins с технологией Common-Rail
Двигатель соответствует требованиям Stage-3
Для получения более подробной информации ознакомьтесь с информацией о продукте Gremo.
Gremo 1250F — мощный и универсальный форвардер в классе 14 тонн. Как и его популярные собратья, 1250F легко пробирается по любому грунту.
Оснащен гидростатической трансмиссией Gre-VT
Нет необходимости переключать передачи (2 рабочих положения)
Сокращение рабочего цикла
Повышение производительности и рентабельности
Для получения более подробной информации ознакомьтесь с информацией о продукции Gremo.
Добавить комментарий