Характеристики моторных масел по температуре: Температурные характеристики моторных масел

Содержание

Температурные характеристики моторных масел

Одними из самых важных характеристик моторного масла являются вязкостно-температурные свойства. Эти свойства имеют прямое влияние на температуру окружающей среды, при которой двигатель способен запуститься без предварительного прогрева. Кроме того, температурные характеристики моторных масел влияют на беспрепятственную прокачку насосом масла по смазочной системе, а также надежность смазывания и охлаждения деталей двигателя, когда допустимые нагрузки и температура окружающей среды самые большие.


Сезонные масла

Даже если климатические условия умеренные, температурные характеристики моторных масел должны находиться в диапазоне от холодного зимнего запуска до максимального прогревания в подшипниках коленчатого вала, а также в зоне поршневых колец (180-190°С). Минеральные масла в температурном интервале от -30 до +150°С изменяют в тысячи раз свои характеристики.

Масла летние, которые обладают достаточной вязкостью при высокой температуре, способны обеспечить запуск двигателя при 0°С. Задача зимних масел – обеспечить при отрицательных температурах холодный пуск. Но, при высокой температуре у них недостаточная вязкость. Поэтому, независимо от наработки (пробега), сезонные масла следует менять два раза в год. От этого эксплуатация двигателя усложняется и дорожает. Эту проблему способны решить всесезонные масла, которые загущены полимерными присадками.

Всесезонные загущенные масла

Загущенные автомасла обладают свойствами, которые при отрицательных температурах делают их характеристики подобными зимним. А если область температур высокая – характеристики «превращаются» в летние. При низкой температуре вязкостные присадки способны относительно немного повысить вязкость базового масла. По при высокой температуре они их значительно увеличивают температурные характеристики моторных масел

. Обусловлено это тем, что объем макрополимерных молекул увеличивается с повышением температуры.

Всесезонные загущенные масла могут изменять вязкость не только под давлением температур. Здесь играет роль и скорость сдвига и изменение это временное. Когда скорость относительного перемещения деталей, которые смазываются, уменьшается – возрастает вязкость, а если скорость увеличивается – вязкость снижается. Эффект этот имеет место, в большей степени, при низких температурах, однако при высоких также сохраняется.

Здесь имеют место два позитивных последствия:

  • в начале, когда холодный двигатель поворачивается стартером, вязкость снижается и это облегчает пуск;
  • когда вязкость масла в зазорах прогретого двигателя между поверхностями трения деталей снижается, то уменьшаются затраты энергии на трение и это экономит топливо.

Вязкостно-температурные характеристики это:

  • кинематическая вязкость, которая определяется в капиллярных вискозиметрах;
  • динамическая вязкость, которая измеряется при разных градациях скорости сдвига в ротационных вискозиметрах;
  • индекс вязкости, который является безразмерным показателем пологости вязкостно-температурных зависимостей.

Базовые компоненты на синтетической основе с индексом вязкости 120-150, предоставляют возможность на их основе получать такие характеристики моторных масел, у которых широкий диапазон работоспособных температур.

Диапазон низких температур

Низкотемпературные характеристики масла включают температуру застывания. Масло при такой температуре не способно течь под действием силы тяжести, оно теряет текучесть. Температура застывания должна быть ниже на 5-7°С, от температуры, которая обеспечивает прокачиваемость. Застывание моторных масел, в большинстве случаев, случается из-за образования кристаллов парафинов в объеме охлаждаемого масла. Температура застывания, согласно нормативной документации, достигается депарафинизацией базовых компонентов, а также введением депрессорных присадок в состав моторного масла.

Сульфатная зольность масла

Если масло сгорает – образуется зола, которая, в свою очередь способна образоваться из солей минералов, находящихся во взвешенном состоянии в масле. В базовых маслах практически нет зольности. Высокая сульфатная зольность обусловлена наличием моющих присадок в составе масла, а в них содержаться металлы. Присадки нужны для предотвращения образования нагара и лака на поршнях. Они также позволяют маслам нейтрализовать кислоты.

Следующий материал

 

Предыдущие материалы

Технические характеристики моторных масел: свойства, вязкость

Вязкость моторного масла

Характеристика определяет способность жидкого материала сопротивляться течению за счет внутреннего трения. Значение рассчитывают при разных условиях, поэтому различают два ее типа:

  • кинематическая вязкость показывает способность материала сопротивляться течению под действием силы тяжести. Измеряется в стоксах (Ст) или в квадратных миллиметрах в секунду (мм2/с). Чаще всего характеристику определяют для температур 40 и 100 °С;
  • динамическая вязкость определяет отношение силы к скорости сдвига. Характеристика показывает способность моторного масла к течению при разных температурах, измеряется в сантипуазах (Сп) или в (Н·с/см2).

Индекс вязкости

Вязкость смазочных материалов меняется обратно пропорционально температуре. При нагревании масла показатель снижается, а при охлаждении – увеличивается. В продуктах разных марок изменение характеристики происходит с различной скоростью. Для измерения динамики существует специальное понятие – индекс вязкости. Чем выше его значение, тем меньше вязкостные свойства материала зависят от температуры. Продукты с большим индексом обеспечивают надежную защиту двигателя в разных климатических условиях. Масла с низким значением показателя эксплуатируются в узком диапазоне температур, так как при нагревании материалы утрачивают смазывающую способность, а при охлаждении быстро густеют.

Температура застывания

Показатель определяют в момент увеличения вязкости масла вплоть до потери текучести. В лабораторных условиях температурой застывания считают нижний предел, при котором жидкость в пробирке под наклоном 45 градусов не стекает в течение 1 минуты и остается неподвижной. Низкотемпературные характеристики масла напрямую зависят от состава, от качества компонентов. В продуктах переработки нефти вязкость возрастает при кристаллизации парафинов нормального строения. Поэтому основа проходит тщательную очистку или химическую модификацию для разветвления структуры компонентов и снижения температуры застывания. Синтетические масла имеют более однородный и прогнозируемый состав, что снижает порог кристаллизации и обеспечивает материалу стабильные свойства на морозе.

Температура вспышки

Величина этой характеристики зависит от вида и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки косвенно указывает на потери масла на угар, испарение через вентиляционную систему картера. Параметр также позволяет оценить риск самопроизвольного воспламенения или взрыва материала при экстремальном нагревании.

Щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общая щелочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, от антиокислительных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлении в присутствии химически активных сред. От щелочного числа также зависит скорость образования отложений, величина межсервисного интервала. Характеристика определяется в (мг КОН/г). Значения щелочного числа варьируются в широком диапазоне. Выбор зависит от типа топлива, а точнее, от содержания серы, которая является главным окисляющим агентом. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирают масло с показателем щелочности до 40 мг КОН/г. Моторы легковых авто работают с материалами 7–15 мг КОН/г.

Зольность

Сульфатная зола образуется при сгорании смазочного материала. Базовые масла очищаются и являются практически беззольными, но присадки вносят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие. В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть повышают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сажевые фильтры. Соответственно, чем ниже показатель, тем меньше отложений на деталях.

Стандарты и спецификации

SAE J300

Классификация вязкостно-температурных свойств смазывающих материалов SAE J300 разработана американским обществом автомобильных инженеров Society of Automotive Engineers. Система делит масла на два типа: летние и зимние (маркировка W – winter). Для материалов, предназначенных для эксплуатации при низких температурах, дополнительно регламентируют предел прокачиваемости (тест MRV – Mini Rotary Viscometer) и проворачиваемости (CCS – Cold Cranking Simulator) коленвала. Для летних сортов определяют прочность на сдвиг при экстремальном нагревании (тест HTHS – High Temperature High Shear Rate). Класс вязкости по SAE J300 указывает на диапазон температур эксплуатации конкретной марки моторного масла. Обозначение всесезонных сортов сочетает два показателя: зимний и летний. Например, 5W-40.

Классы вязкости зимних моторных масел SAE J300

 

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Класс

вязкости

SAE

CCS, МПа-с. Max, при темп.,°С

MRV, МПа-с, Max, при темп.,°С

Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С

HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1,

 

 

 

Min

Max

0W

3250 при -30

30000 при -35

3,8

5W

3500 при -25

30000 при -30

3,8

10W

3500 при -20

30000 при -25

4,1

15W

3500 при -15

30000 при -20

5,6

20W

4500 при -10

30000 при -15

5,6

25W

6000 при -5

30000 при -10

9,3

Классы вязкости летних моторных масел SAE J300

Класс вязкости SAE

Высокотемпературная вязкость

Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С

HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1,

Min

Max

8

4,0

6,1

1,7

12

5,0

7,1

2,0

16

6,1

8,2

2,3

20

6,9

9,3

2,6

30

9,3

12,5

2,9

40

12,5

16,3

2,9*

40

12,5

16,3

3,7**

50

16,3

21,9

3,7

60

21,9

26,1

3,7

* Для классов 10W40, 5W40, 10W40.

** Для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40.

API

Классификация разработана специалистами American Petroleum Institute (API) совместно с American Society for Testing and Materials (ASTM) и Society of Automobile Engineers (SAE). Система опирается на эксплуатационные характеристики моторных масел и устанавливает стандарты для бензиновых, дизельных, двухтактных моторов и трансмиссий. По API смазочные материалы делятся на три категории:

  • S – Service (spark ignition). Категория включает масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей;
  • C – Commercial (compression ignition). В нее включена продукция для дизельных двигателей;
  • EC – Energy Conserving. Категория описывает энергосберегающие масла.

Классификация материалов внутри категорий начинается с буквы А (SA, SB, SC…) и далее в алфавитном порядке. Каждая последующая марка может использоваться в двигателях, для которых рекомендованы предыдущие. Категории с SA до SG являются устаревшими. Знак SH маркируют только в качестве дополнения к C. Начиная с SJ все категории действующие, а SN считается высшей на сегодняшний день. Марки масел с API CA до API CG-4 признаны устаревшими. Остальные категории действующие, высшей является API CK-4.

ILSAC

Классификация международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (INTERNATIONAL LUBRICANTS STANDARDISATION AND APPROVAL COMMITTEE) – это результат совместного труда американской ассоциации American Automobile Manufacturers Association (AAMA) и японских специалистов Japan Automobile Manufacturers Association (JAMA). Стандарт устанавливает требования к смазочным материалам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Знак ILSAC получают масла с высокими показателями экономии топлива, энергосбережения, фильтруемости в условиях низких температур. Для продуктов характерна низкая испаряемость, стойкость к вспениванию и сдвигу, минимальное содержание фосфора. Категории моторных масел по ILSAC:

GF-1. Устаревшая спецификация с минимально допустимыми требованиями к качеству материалов для японских и американских автомобилей. Категория охватывает масла классов SAE: 0W-30, -40, -50, -60, 10W-30, -40, -50, -60 и 5W-30, -40, -50, -60. Спецификация соответствует EC-II и API SH;

GF-2. Соответствует EC-II и API SJ. Категория включает все марки масел GF-1 и дополнительно 0W-20, 5W-20. Строгие ограничения по содержанию фосфора, улучшенные низкотемпературные свойства, стойкость к пенообразованию и образованию отложений;

GF-3. Соответствует EC-II и API SL. Улучшены противоизносные и противоокислительные свойства, снижена испаряемость, увеличены показатели экономии топлива, стабильности вязкостных свойств. Спецификация устанавливает строгие требования к долгосрочным последствиям влияния моторных масел на системы нейтрализации выхлопных газов;

GF-4. Соответствует API SM. Масла проходят испытания на топливную экономичность. Категория включает классы вязкости SAE: 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30. Улучшены моющие и противоизносные свойства, снижен риск образования отложений. Содержание фосфора – не более 0,08 %;

GF-5. Соответствуют API SM с жесткими требованиями к совместимости к системам катализаторов, к топливной экономичности, к испаряемости, к стойкости к образованию отложений. Спецификация устанавливает параметры совместимости с эластомерами, защиту систем турбонаддува, возможность применения биотоплива.

Знание основных характеристик необходимо для грамотного выбора моторного масла.

Термические свойства моторных масел

Введение

Качество автомобильного моторного масла играет решающую роль в определении эффективности автомобильного двигателя, а также влияет на его долговечность и рабочие характеристики. Большая часть моторного масла используется в двигателях внутреннего сгорания для смазки и охлаждения, поэтому его тепловые свойства играют важную роль в определении качества масла. Основной функцией масла является предотвращение коррозии, помощь в очистке, повышение герметичности, снижение износа, а также охлаждение других движущихся частей двигателя. Многие моторные масла обладают достаточной теплопроводностью для передачи тепла, отводимого от двигателя автомобиля. Неиспользованные масла при температуре 60°C имеют теплопроводность 0,145 Вт/(м/К). Теплопроводность — это лишь одно из многих тепловых свойств, позволяющих моторному маслу выполнять свои обязанности в качестве эффективной охлаждающей жидкости двигателя.

Тепловые свойства

Тепловые свойства материала относятся к его реакции на изменение температуры после того, как он столкнулся со значительным повышением температуры окружающей среды. Твердый материал обычно поглощает энергию в виде тепла, его температура повышается, а размеры увеличиваются. Различные материалы по-разному реагируют на воздействие тепла. Некоторые ключевые тепловые свойства материала, которые учитываются при рассмотрении его потенциального использования в высокотемпературных средах, включают теплоемкость, тепловое расширение, теплопроводность и тепловое сопротивление.

Рисунок 1: Диаграмма, изображающая передачу тепла от более теплого объекта к более холодному до достижения равновесия.

Другие основные свойства моторного масла

Помимо теплопроводности, плотность, вязкость и удельная теплоемкость моторных масел могут оказывать большое влияние на их эффективность в качестве охлаждающей жидкости двигателя. Теплоемкость материала показывает, сколько энергии требуется на грамм вещества, чтобы вызвать повышение температуры на 1°C. Это свойство объясняет, почему масло может нагреваться значительно быстрее, чем вода, потому что теплоемкость масла ниже, чем у воды, а это означает, что для инициирования изменения температуры требуется меньше энергии. Масла с более высокой удельной теплоемкостью потребуют меньшего повышения температуры, чтобы вызвать большую степень поглощения тепла. В настоящее время проводится значительный объем исследований в попытке увеличить теплоемкость моторных масел, чтобы сделать их более эффективными и продлить срок службы. Увеличение срока службы масла будет означать меньшее количество замен масла и проверок и сэкономит владельцам транспортных средств много времени и денег.

Рисунок 2: Автомобильный двигатель.

Плотность моторного масла зависит от оптимальной рабочей температуры двигателя, при этом плотность уменьшается по мере увеличения температуры, создаваемой двигателем. Цвет моторного масла может быть отличным индикатором износа масла из-за того, что масло подвергается горению, вызванному огромным количеством тепла, выделяемого двигателем во время внутреннего сгорания. Тепло, выделяемое двигателем во время этого процесса, может оказывать существенное влияние на другие характеристики масла, такие как вязкость и плотность.

Теплопроводность моторного масла

Теплопроводность и вязкость являются двумя наиболее важными характеристиками моторного масла, поскольку они оказывают значительное влияние на общую производительность двигателя. Теплопроводность описывает способность материала передавать тепло. Материалы с высокой теплопроводностью, такие как медь или серебро, могут способствовать быстрой передаче тепла, в то время как изоляционные материалы, такие как пена или хлопок, медленно поглощают и передают тепло из окружающей среды. Моторное масло поглощает тепло от контактных поверхностей и переносит его в другое место, например, в масляный пень, где его можно безопасно рассеять. Большинство масел предназначены для охлаждения ряда деталей двигателя, включая узел поршня, головки и клапаны. Как правило, большинство составов масел состоят из минерального, полусинтетического или полностью синтетического базового материала в сочетании с различным количеством присадок. Качество моторного масла зависит от базового масла, а также свойств присадок. Моторное масло доступно в различных классах SAE, разработанных для лучшего соответствия климату, в котором оно используется. Взаимосвязь между теплопроводностью и эффективностью двигателя сильно коррелирует, поскольку моторные масла с более высоким значением теплопроводности будут иметь более высокую эффективность и минимизировать потери на трение.

Рисунок 3: Добавление масла в двигатель автомобиля.

Масло как моторная смазка

Повышенное трение в двигателе может оказать серьезное влияние на общее функционирование и исправность двигателя, и без эффективного моторного масла большинство автомобилей быстро перегреются и получат значительные повреждения. Масло представляет собой чрезвычайно эффективную смазку, которая обеспечивает жидкий барьер между движущимися частями двигателя, предотвращая трение и износ. Этот процесс смазки достигается за счет того, что масло оставляет тонкую пленку на поверхности движущихся частей, что позволяет им плавно скользить во время работы. Способность масла оставаться «застрявшим» и продолжать покрывать оборудование после длительного периода времени является основным фактором, препятствующим износу двигателя при холодном пуске. Под холодным пуском понимается попытка запустить двигатель либо при очень низких температурах, либо после того, как он простоял в течение длительного периода времени. Многочисленные исследования показали, что именно в это время обычно происходит наибольшее повреждение двигателя.

Второстепенные свойства моторного масла

Термические свойства часто используются для характеристики эффективности моторного масла, однако существуют некоторые другие второстепенные компоненты, которые также могут играть роль в обеспечении бесперебойной работы двигателя автомобиля. Одним из таких вторичных свойств является способность масла минимизировать коррозию внутренних компонентов двигателя. Хотя моторное масло не обладает естественной способностью противостоять коррозии, благодаря использованию присадок оно способно образовывать барьер между ключевыми компонентами двигателя и коррозионно-активным материалом. Масло также может действовать как динамическое уплотнение в таких местах, как поверхность контакта поршневого кольца и цилиндра. Динамическое уплотнение помогает удерживать продукты сгорания в камере сгорания, что максимально увеличивает мощность автомобиля и помогает предотвратить утечку горячих газов и загрязнение моторного масла в поддоне картера. Высокофункциональное масло может эффективно смягчить удар механического удара, поглощая и рассеивая выбросы энергии на широкой площади контакта. Снижение механических ударов продлит общий срок службы двигателей.

Хотя масло само по себе выглядит очень грязным, оно чрезвычайно важно для поддержания общей чистоты двигателя. Одним из ключевых свойств, способствующих самоочищению масла, является его растворяющая способность. Растворимость — это способность жидкости растворять твердое вещество, жидкость или газ, а также может изменяться из-за присутствия добавок, таких как детергенты или диспергаторы. Моющие средства — это добавки, которые предотвращают прилипание загрязняющих веществ к компонентам двигателя, особенно горячим компонентам, таким как поршни или поршневые кольца. Диспергаторы помогают удерживать загрязняющие вещества во взвешенном состоянии в жидкости и действуют как растворитель, помогая маслу поддерживать чистоту и предотвращая образование шлама.

Состав моторного масла

Моторное масло состоит из смеси базовых масел в сочетании с различными добавками. Эти материалы работают в тандеме, чтобы произвести конечный продукт, который вы добавляете в свой двигатель, чтобы помочь ему функционировать должным образом. Базовые масла вносят наибольший вклад в общий объем вещества и могут быть изготовлены из нефти, химически синтезированных материалов или комбинации нефти и синтетического материала, которая известна как полусинтетическая или синтетическая смесь.

Нефть перерабатывается из сырой нефти и содержит такие элементы, как сера, азот, кислород и другие металлические компоненты, включая никель и ванадий, поскольку они не могут быть полностью удалены в ходе начального процесса очистки. Этот процесс очистки направлен на то, чтобы различать различные типы молекул, присутствующих в масле, по весу, оставляя молекулы, которые имеют одинаковый размер, но различаются по структуре.

Рисунок 4: Нефтеперерабатывающий завод.

Синтетическое моторное масло подвергается глубокой очистке и разработано таким образом, чтобы включать только наиболее желательные и полезные молекулы, поскольку оно содержит очень мало компонентов, которые не служат определенной цели. Это чрезвычайно универсальное и чистое вещество с очень специфической молекулярной структурой, предназначенное для обеспечения лучшего снижения трения, оптимизации топливной экономичности, максимальной прочности пленки и высокого уровня производительности при экстремальных температурах. Присадки — еще один компонент моторного топлива, который помогает оптимизировать его эффективность и обеспечивает максимально эффективное выполнение задач. Несколько примеров химических добавок включают цинк, фосфор и бор. Поиск идеального соотношения присадок и базового масла является сложной задачей для разработчиков рецептур масел, особенно в связи с тем, что технология автомобильных двигателей становится все более специализированной и сложной.

Заключение

Моторное масло представляет собой очень впечатляющий материал, обладающий некоторыми уникальными термическими свойствами, а также некоторыми желательными химическими свойствами, которые способствуют его использованию в специализированном оборудовании для двигателей. Поскольку моторное масло несжимаемо, оно представляет собой превосходную среду для передачи тепла и энергии, которая предотвращает перегрев двигателя и повреждение автомобиля. Современные моторные масла имеют множество функций и работ, в которых они должны преуспеть, чтобы соответствовать постоянно растущим требованиям потребителей. Состав этих масел становится все более специализированным, поскольку современные двигатели по-прежнему проектируются так, чтобы они были меньше, производили больше лошадиных сил и максимально повышали эффективность использования топлива при одновременном снижении выбросов. Эти цели увеличивают рабочую нагрузку на моторные масла и спрос на производственные компании, поскольку они продолжают исследовать и тестировать эффективность новых соотношений базового масла и присадок, пытаясь найти правильный баланс. Правильный баланс присадок поддерживает двигатель, защищая каждый компонент двигателя и продлевая его срок службы.

Автор: Каллиста Уилсон | Младший технический писатель | Thermtest

 

Каталожные номера

Trey. (2019, 03 июня). Что такое моторное масло? Руководство для начинающих по моторному маслу. Что тебе нужно знать. Получено 10 ноября 2020 г. с https://synthetic-oildepot.com/a-beginners-guide-to-motor-oil-what-you-need-to-know/

Trey. (2020, 07 марта). 7 функций моторного масла — как они продлевают срок службы вашего двигателя. Получено 10 ноября 2020 г. с сайта https://synthetic-oildepot.com/a-beginners-guide-to-motor-oil-what-you-need-to-know-part-2/ 9.0005

Вишвешвара, Южная Каролина, Аль-Бади, О.К.Х. (2015, октябрь). Изменение плотности и теплопроводности моторного масла в течение его жизненного цикла: экспериментальное исследование. Журнал междисциплинарных наук и техники. 6(10): 24-28

Изображения:

Изображение на обложке: фото Анны Швец из Pixel. Получено с https://images.pexels.com/photos/4315573/pexels-photo-4315573.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=2&h=650&w=940

Рисунок 1: Схема, изображающая передачу тепла от более теплого объекта к более холодному, пока не будет достигнуто равновесие. Фото VectorMine с Shutterstock. Получено с https://www.shutterstock.com/image-vector/heat-transfer-physics-poster-vector-illustration-109.1469068

Рисунок 2: Автомобильный двигатель. Фото Эрика Маклина из Unsplash. Получено с https://images.unsplash.com/photo-1593142927747-8c1b758967a6?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1050&q=80

Рисунок 3: Добавление масла в автомобильный двигатель. Фотография Тима Моссхолдера из Unsplash. Получено с https://images.unsplash.com/photo-1487754180451-c456f719a1fc?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1050&q=80

Рисунок 4: Нефтеперерабатывающий завод. Фото PiaBay из Pixels. Получено с https://images.pexels.com/photos/257700/pexels-photo-257700.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=2&h=650&w=940

Влияние температуры на смазочные материалы

Основные физические характеристики смазочных материалов, на которые влияет температура, включают вязкость, индекс вязкости, температуру застывания и базовое масло. Давайте разберемся с этим по отдельности.

Вязкость

Считается, что вязкость масла является наиболее важным фактором при выборе смазочного материала. Вязкость масла — это его способность течь или его внутреннее сопротивление течению.

Например, когда между подшипником и валом образуется масляная пленка, некоторые молекулы масла притягиваются к поверхности вала, а другие молекулы масла притягиваются к поверхности подшипника.

Это называется скоростью сдвига и напрямую зависит от вязкости масла и рабочих температур. Всесезонное масло с более низкой (более жидкой) вязкостью обычно имеет более высокую потенциальную скорость сдвига, в то время как масло с одной вязкостью обычно имеет более низкую потенциальную скорость сдвига.

Поскольку масло с более низкой вязкостью и высокой потенциальной скоростью сдвига должно по-прежнему сохранять достаточную масляную пленку, совершенно очевидно, что при повышении температуры масляная пленка может разрушиться и может произойти контакт металла с металлом.

Если вязкость масла слишком высока при низкой потенциальной скорости сдвига, внутреннее сопротивление потоку резко повысит температуру, что приведет к перегреву, что также может привести к разрушению масляной пленки и окислению масла. Поэтому крайне важно выбирать масла, всегда принимая во внимание рабочую температуру оборудования.

Наиболее распространенным термином, описывающим вязкость, является кинематическая вязкость, которая измеряется в сантистоксах (сСт) при 40°C и 100°C соответственно. Эти спецификации всегда указаны в технических паспортах нефтяных компаний.

Температура застывания

Температура застывания масла определяется как самая низкая температура, при которой масло будет течь. Он часто и ошибочно используется в качестве критерия выбора вязкости масла.

Например, допустим, масло имеет температуру застывания минус 30 градусов С. Большинство людей полагают, что это означает, что масло будет поступать к подшипникам оборудования даже при температуре окружающей среды минус 30 градусов С. Это заблуждение. .

В лучшем случае это масло с температурой застывания минус 30°С и работающее при температуре окружающего воздуха минус 30°С будет просто взбиваться на маслонасосе до тех пор, пока взбалтывание не вызовет повышение температуры масла. Это, в свою очередь, позволяет снизить вязкость масла до такой степени, что оно начинает медленно течь через масляные каналы к смазываемым компонентам.

Часто этот процесс занимает от 5 до 10 минут и более, в течение которых могут возникнуть серьезные повреждения различных компонентов, поскольку масло на самом деле слишком густое, чтобы течь. Не выбирайте смазочные материалы только по температуре застывания.

Индекс вязкости

Индекс вязкости (VI) масла — это термин, используемый для выражения «сопротивления масла изменению вязкости при изменении температуры». Например, говорят, что масло, которое значительно разжижается (снижается вязкость) при повышении температуры, имеет низкий индекс вязкости. Говорят, что масло, вязкость которого существенно не изменяется при нагревании, имеет высокий индекс вязкости.

Это соотношение температура/вязкость является наиболее важным и важным фактором при выборе масел, которые будут эксплуатироваться при резко меняющихся температурах. Индекс вязкости имеет особое значение при выборе масел для зим в северной части США и западной части Канады или для работы в высокогорных арктических условиях.

Большинство промышленных минеральных смазочных масел, которые могут использоваться на производственных предприятиях или производственных объектах с регулируемой температурой, должны иметь только индекс вязкости 55B100. Однако на горнодобывающих предприятиях Аляски или при транспортировке масла с индексом вязкости до 175 доступны и могут быть необходимы. Спецификации индекса вязкости не всегда указываются в паспортах или спецификациях нефтяных компаний, но должны быть.

Базовое масло

Базовое масло также следует учитывать при выборе смазочных материалов. Минеральные (несинтетические) масла имеют различную основу в зависимости от их молекулярной и химической структуры.