Грузоподъемность зил бычок 5301: ЗИЛ-5301: технические характеристики
ЗИЛ-5301
- Статья опубликована 19.04.2015 02:56
- Последняя правка произведена 28.10.2015 17:05
ЗИЛ-5301
ЗИЛ-5301 «Бычок» —- российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачева. Серийно выпускается с 1996 года.
История семейства «Бычок»
1990-е
В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики — попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар).
Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком.
В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» входит также реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША.
2000-е
К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗИЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.
До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (см. Модификации).
2010-е
26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область,Петровск) состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 (ЗИЛ «Бычок»). Производство автомобилей ЗИЛ-5301 было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ.
Особенности
Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащён автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное. Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная — воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 км/ч.
Технические характеристики Зил-5301:
Производитель | ЗИЛ |
Годы пр-ва | 1996—настоящее время |
Класс | С-09 |
Иные обозначения | «Бычок» |
Дизайн | |
Платформа | ЗИЛ-5301 |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
Двигатели | ММЗ Д-245.7; Д-245.9 Е2 /Е3 |
Трансмиссия | 5-ст. механическая синхр. |
Массово-габаритные | |
Длина | 6195 мм |
Ширина | 2319 мм |
Высота | 2365 мм |
Клиренс | 180 мм |
Колёсная база | 3650 мм (5301В2) |
Колея задняя | 1690 мм |
Колея передняя | 1832 мм |
Масса | снаряжённая (с тентом) 3695 кг/ полная (допустимая) 6950 кг |
Динамические | |
Макс.![]() | 95 км/ч |
На рынке | |
Преемник | ЗИЛ «Тапир» |
Связанные | ЗИЛ-4331, ЗИЛ-43336 |
Похожие модели | Mercedes-Benz Vario |
Другое | |
Грузоподъёмность | 3000 кг |
Расход топлива | при постоянной скорости 60 км/ч 16 л/100 км |
Объём бака | 125 л |
Дизайнер | К.В.Потехин |
Грузовой автомобиль ЗИЛ 5301: характеристики
Главная » ЗИЛ » 5301
В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО-ЗИЛ – среднетоннажные бензиновые грузовики, попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочной порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130.
В качестве прототипа по ходовой части был взят “Мерседес-Бенц Т2”. Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на “мерседесовском” шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название “Бычок” (по неподтверждённым данным по личной инициативе московского мэра Ю.М.Лужкова. Массовое серийное производство “Бычка” развернулось с 1996 года (1348 ед.).
В 1996-97 годах была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-х секционные фургоны объемом от 10,5 м
з, ЗИЛ-5301 НС до 20,5 мз, ЗИЛ-5301 ЕС (колёсная база 3245х4505 мм.). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 мз. Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм.), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с шести местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 мз на ЗИЛ-5301А3; 10,5 мз на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 мз на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком.
По заказу “Мосводоканала” в 2004-05 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2. В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15-ти и 19-ти местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм.). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов “Бычок” входит также реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневматической подвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША. К 2000 году доля “Бычка” в общем выпуске АМО-ЗИЛ достигла 56%, что составило 12,3 тысяч автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей.
Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 “Валдай”) и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля “Бычка” в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю “Бычка” в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО-ЗИЛ пришлось лишь 11,6% (527 единиц).
Запуск в серию модернизированного семейства “Тапир” намеченное ещё на 2008 год, постоянно переносится, что также не усиливает конкурентных позиций семейства. На базе “Бычка” создано усиленное 4,5-тонное семейство ЗИЛ-4362, серийное производство которого переносится, начиная, с 2006 года и, на сегодня предполагается уже в составе семейства “Тапир”. До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство “Бычков” получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года – ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (см. Модификации).
Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащён автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное.
Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов, гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 километров в час. Отраслевой индекс 5301 “Бычок” получил по ошибке.
По отраслевому ГОСТу 1966 года индекс должен был начинаться с тройки, что как раз соответствовало бы малотоннажному классу, но при выдаче свидетельства на автомобиль в Министерстве автомобильной и тракторной промышленности просто перепутали первую цифру, а когда через полгода ошибка обнаружилась, исправлять её было уже поздно – индекс “5301” был внесён во всю технологическую документацию, переделка которой была бы слишком дорогой. Таким образом, “Бычок” несёт индекс соответствующий тяжёлому классу грузоподъёмности.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
- Автор: Евгений Смольников
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
2010-04-18
Читайте также
По этому образцу были созданы седельный тягач и фургон. Однако испытания показали недостаточную прочность крепления оперения к кабине. Кроме того, фары ЗиЛ-169 …
ЗИЛ 5301 — грузовой автомобиль для бизнеса
ЗИЛ 5301 — это, пожалуй, единственный коммерческий автомобиль полной массой 7 тонн. Выпускается в России на заводе имени Лихачева (сокращенно ЗИЛ) в Москве. Среднетоннажный ЗиЛ практически полностью вытеснил свой бензиновый аналог – ГАЗ 3307. По сравнению с ЗИЛ 5301 был намного экономичнее и надежнее.
В разработке нового ЗИЛа принимали участие не только российские, но и иностранные инженеры Mercedes-Benz. Сочетание тяжелых условий эксплуатации, вместительности и немецкой практичности привело к созданию совершенно нового ЗИЛа «Бычок».
Дизайн автомобиля даже для тех лет был не очень современным. Но по техническим характеристикам ему не было равных. Он прекрасно подходит для городских, а также межрегиональных грузовых перевозок. К тому же цена такого чуда техники была вполне демократичной.
ЗиЛ имеет просторную трехместную кабину, детали которой позаимствованы у более грузоподъемного автомобиля – ЗИЛ 4331. Как и у старшего брата, ЗИЛ 5301 имеет откидной капот (причем он откидывается вместе с крыльями и остальная часть подкладки). Сам капот сделан из стеклопластика.
Попасть в кабину можно очень просто, благодаря ступеньке, расположенной довольно низко от земли. Также подставка для ног имеет специальную подсветку, чтобы водитель не «промахивался» в темное время суток. Все подножки и ступени изготовлены из нержавеющей стали, а сверху покрыты специальными рифлеными бугорками, не позволяющими ногам скользить.
Сама кабина в ЗИЛ 5301 «Бык», в отличие от других отечественных среднетоннажных автомобилей, довольно просторная. Все три человека, которые в нем помещаются, могут поменяться местами, даже не выходя из машины. Приборная панель довольно простая, без всяких прибамбасов и наворотов. Несмотря на это, все устройства в нем достаточно функциональны и информативны. В целом салон автомобиля довольно скромный: везде пластик и металл.
Основное отличие, а точнее преимущество панели приборов ЗИЛ “Бык” перед своими “собратьями” – аналоговый спидометр с большими цифрами, в котором стрелка при движении не прыгает. Все грузовики ЗИЛ «Бычок» оснащены четырехцилиндровыми дизельными двигателями Д-245 (производства Белоруссии). В советское время (впрочем, как и сейчас) эти двигатели широко использовались в производстве сельскохозяйственных тракторов.
После запуска двигателя в салоне автомобиля слышен отчетливый звук турбодизеля, сопровождающийся постоянной вибрацией. Многие водители производят шумоизоляцию салона, во избежание сильного гула от двигателя в салоне. Водительское сиденье ЗИЛ 5301 подрессоренное и регулируемое; Рулевая колонка в нем установлена практически вертикально и регулируется по высоте и углу наклона спинки.
Стоит отметить, что жесткость водительского сиденья также регулируется (в зависимости от веса водителя). А вот пассажирские сиденья двухместные, они уже не регулируются. Как ни странно, сидеть в них очень удобно. Под пассажирскими сиденьями находится большой ящик для инструментов — неотъемлемая часть в дальних поездках.
Все это и многое другое способствует максимальному комфорту водителя даже при дальних поездках. ЗИЛ 5301, цена которого соответствует качеству, отлично подходит для бытовых условий.
Добавить комментарий