Гост содержание дорог в зимний период: Организация зимнего содержания автомобильных дорог. Новые ГОСТы

Памятка для организаций, осуществляющих содержание автомобильных дорог в зимний период

12 февраля 2021

Зимний период вносит в эксплуатацию дорожных покрытий свои коррективы. Сильные морозы, снежный накат, колейность, ветры и гололёды, сменяющиеся оттепелями и дождями, увеличивают безопасность движения и могут служить причиной ДТП.

Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.

Эффективное зимнее содержание автодорог – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспортных средств на автодорогах и искусственных сооружениях.

Он включает: защиту автодорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предотвращение и ликвидацию зимней скользкости и наледей. Для этого снег удаляют с проезжей части, пешеходных зон, переходно-скоростных полос, площадок и остановок маршрутного транспорта.

Требования по содержанию автомобильных автодорог в зимний период регламентированы «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).

В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период, указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.

Согласно пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

Таблица 8.1 – Сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части

Вид снежно-ледяных образований Категория дороги Группа улиц Срок устранения*, ч, не более
Рыхлый или талый снег                      IA, IБ                  А, Б               4 (3)
                                                              IB, II                    В, Г               5 (4)
                                                              III-IV                    Д, Е                   6
                                                                   V                     –                      12
Зимняя скользкость                            IA, IБ, IB              А-В                4 (5)
                                                             II, III                      Г, Д                    5
                                                                 IV                         Е                    6
                                                                  V                          –                   12

* Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог [4].

Примечание – В скобках указаны сроки устранения для дорог и улиц городов и сельских поселений.

За нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог предусмотрена административная ответственность по ст.12.34 КоАП РФ.

Подготовлено Прокуратурой Ухоловского района

Вернуться к списку

Какие требования по содержанию автомобильных дорог зимой необходимо соблюдать по ГОСТ?

Каждый год как только выпадает снег мы слышим по новостям одно и тоже сообщение: муниципальные службы оказались не готовы к такому количеству осадков, техники не хватает, снег выпал неожиданно. В итоге, гололед на дорогах приводит к массовым ДТП, уменьшается пропускная способность автодорог, образуются колоссальные пробки как в городах, так и на трассах.

Мы предлагаем рассмотреть, как же регламентируюется сожержание автодорог зимой в ГОСТах. Что нужно предпринять для предупреждения образования гололеда? И как бороться с ним?

Межгосударственные ГОСТы

С 2016 года на территории РФ, помимо ГОСТ-Р 50597-93, действует еще один стандарт по уходу за дорогами в зимний период — ГОСТ 33181-2014. Также, в 2011 году Россия обязалась соблюдать требования регламента ТР ТС 014/2011, который посвящен правилам содержания дорог.

Согласно ГОСТ 33181-2014:

  • для зимнего содержания дорог принята пятиуровневая система, где 5 уровень — минимально допустимое состояние, а 1 — высшее качество;
  • на проезжей части и обочине дорог l и ll категорий не должно быть снежно-ледовых образования и уплотненного снега;
  • ни на одном из уровней содержания недопустимо наличие скользкости и уплотненного снега на проезжей части.
Перечень требований по содержанию автодорог в зимний период уборка снега на дорогах
в зимний период

Федеральное дорожное агентство РФ выдвинуло ряд требований, которые необходимо соблюдать при содержании дорог зимой:

  • профилактические — предупреждающая обработка дорожной поверхности антигололедными реагентыми для недопущения возникновения снежных и ледяных отложений;
  • защитные
    — использование защиты от метелевого переноса и снежной лавины;
  • удаление уже возникших отложений снега и льда, например, чистка дорог с помощью антиголоедных средств. Нанесение на обледенелые поверхности противогололедных средств, повышающих сцепление.

Перечисленные требования относятся к федеральной дорожной сети, муниципальным дорогам, которые обслуживаются местными властями.

гололед на дорогах
Спосбы борьбы с гололедом на дорогах

Для борьбы с гололедом используют противогололедные материалы различного вида:

  • химические антигололедные реагенты;
  • фрикционные материалы;
  • комбинированные противогололедные средства.
обработка дорог антигололедными реагентами
Один из оптимальных способов — это применение антигололедных реагентов.
  1. не разводят грязь;
  2. быстро топят лед;
  3. удобряют почву, если в их составе есть минеральные удобрения;
  4. удобны в применении, рассыпать — подождать 60 минут — убрать;
  5. увеличивают сцепление с дорожным покрытием, если в их составе есть мраморный щебень;
  6. небольшой расход, по сравнению с пескосоляной смесью. Реагента нужно 80-100 гр/м.кв, пескосоляной смеси 400-450 гр/м.кв.

У нас более 20 видов антигололедных реагентов. Вы точно сможете подобрать именно то средство для борьбы со льдом, которое необходимо именно вам под ваши задачи.

Звоните нам и заказывайте антигололедные реагенты: +7 (383) 363-02-93

Присылайте заявки на нашу почту: [email protected]

антигололедные материалы, антигололедные реагенты, гололед, гололед на дорогах, уборка дорог

Новые стратегии могут улучшить зимнее обслуживание дорог

Зимние бури могут сделать тротуары скользкими и сделать вождение опасным. Каждый год государственные дорожные службы тратят около 1,5 миллиарда долларов на вспахивание, засолку и шлифование дорог, чтобы сделать их безопасными для автомобилистов. Но что, если бы мы могли предотвратить прилипание снега, льда и инея к тротуару? Мы не только получили бы более безопасные дороги, но и сэкономили бы деньги и использовали меньше соли, песка и других материалов.

Революционная концепция

Антиобледенение — это новая революционная стратегия предотвращения образования прочной связи между снегом или инеем и поверхностью дорожного покрытия. Он включает в себя применение химического вещества, которое снижает температуру замерзания воды. Если можно предотвратить прилипание снега к тротуару, проезжая часть останется мокрой или слякотной, а не ледяной. Автомобилисты смогут лучше контролировать свои транспортные средства, что сделает поездки более безопасными.

Большинство дорожных агентств в Соединенных Штатах сегодня полагаются на стратегию борьбы с обледенением — в отличие от стратегии предотвращения обледенения — на дорогах, подвергающихся химической обработке. Операции по борьбе с гололедом включают разрушение связи между дорожным покрытием и снегом и инеем на его поверхности.

Противообледенительные операции, хотя и эффективны, не всегда эффективны. Отсутствие подробной информации о погоде для конкретного участка приводит к тому, что многие дорожные агентства ждут, пока начнется шторм, чтобы отправить свои рабочие бригады на соль, песок и пахоту. Но к тому времени шторм уже имеет преимущество, и экипажи изо всех сил стараются не отставать и расчищать тротуары, которые уже покрыты снегом или инеем.

Противообледенительные работы, напротив, обычно начинаются до или сразу после наступления шторма. Используя новые, сложные технологии информации о погоде, которые включают системы информации о погоде на дорогах, дорожные службы могут точно определить, когда и где начинать противообледенительные операции. Например, химическое вещество, понижающее температуру замерзания воды, равномерно распределяется по тротуару непосредственно перед тем, как начинают падать первые снежинки. В зависимости от силы и продолжительности шторма может потребоваться периодическое повторное применение химикатов. Такие стратегии защиты от обледенения помогают обеспечить безопасность дорог для движения, снизить воздействие зимних работ на окружающую среду и упростить уборку после шторма.

Европейские страны уже несколько лет успешно проводят противообледенительные работы. В рамках совместной программы технического обмена они поделились своими знаниями с дорожными агентствами в Соединенных Штатах. Их опыт был использован при разработке проекта испытаний и оценки противообледенительной защиты, спонсируемого Федеральным управлением автомобильных дорог (FHWA).

Полевые испытания

Начиная с зимы 1993-1994 годов, 15 штатов, представляющие примерно половину штатов со значительными программами зимнего обслуживания, участвовали в испытательном и оценочном проекте FHWA для определения эффективности противообледенительных операций. Это исследование является продолжением, с некоторыми изменениями, исследования по предотвращению обледенения, начатого в рамках уже завершенной Стратегической программы исследований автомобильных дорог. Техническую поддержку проекту испытаний и оценки оказывает Исследовательская и инженерная лаборатория инженерных войск США по холодным регионам (CRREL), расположенная в Ганновере, штат Нью-Гэмпшир. CRREL отвечает за анализ данных, собранных штатами.

Опыт штатов поможет определить условия, при которых защита от обледенения наиболее эффективна, а также стратегии или методы, обладающие наибольшим потенциалом успеха в широком диапазоне топографических, климатических и транспортных условий. Оценки будут продолжаться в течение зимы 1994-95 гг.; окончательный отчет по проекту должен быть представлен следующей осенью.

 

Жидкий снего- и антиобледенительный материал наносится на проезжую часть в рамках стратегии защиты от обледенения.

 

Ключом к успешной стратегии защиты от обледенения является знание того, какое химическое вещество использовать, в каком количестве и когда. Ответить на эти вопросы не просто. Дорожному агентству нужна локализованная информация о погоде в режиме реального времени, а также точные прогнозы для конкретных коридоров.

Не существует единого решения на все случаи жизни. Оптимальная стратегия будет варьироваться в зависимости от условий сайта, таких как погода, география и трафик. Химические вещества-кандидаты для противообледенительных операций включают жидкий ацетат кальция-магния (CMA), жидкий хлорид кальция, жидкий хлорид магния, жидкий хлорид натрия (соляной раствор), жидкий ацетат калия и предварительно смоченный твердый хлорид натрия (NaCl, широко известный как каменная соль). .

 

 

Также изучается технология применения химикатов. Например, на нескольких объектах используются инновационные разбрасыватели материалов для нанесения жидких и предварительно смоченных материалов. Это оборудование способно изменять скорость разбрасывания, ширину разбрасывания и скорость предварительного увлажнения по требованию, при этом норма внесения соотносится со скоростью транспортного средства.

Текущие результаты

На организованной FHWA конференции в Миннеаполисе в августе 1994 г. 15 штатов, участвовавших в тестировании и оценке, рассказали о своем первом году работы. В целом они с энтузиазмом относились к противообледенительным работам, обнаружив, что эти операции могут:

  • Уменьшите количество необходимых химикатов.
  • Предотвращает появление гололеда или инея на настилах мостов при периодическом применении жидких химикатов.
  • Требуется меньше усилий, чтобы привести дорожное покрытие в чистое состояние в конце шторма.
  • Уменьшите количество используемых абразивов (песка).

Короче говоря, безопасные условия вождения можно поддерживать с меньшим количеством материалов; это напрямую приводит к снижению экологических и эксплуатационных затрат. Кроме того, с развитием технологий защиты от обледенения дорожным службам будут доступны дополнительные возможности, которые помогут им соответствовать их уникальным потребностям в зимнем обслуживании в конкретных условиях.

Однако штаты предупредили, что для эффективной борьбы с обледенением требуются более совершенные системы информации о погоде, улучшенные материалы и распределители материалов, а также дополнительная подготовка экипажа. Потенциальная экономия времени и материалов велика, но она не будет и не может быть реализована за одну ночь.

 

Эта штурмовая машина Миннесоты для зимнего обслуживания используется для борьбы со снегом и льдом. Он оснащен передним плугом и разбрасывателем, способным предварительно смачивать антиобледенительный химикат перед применением. Элементы безопасности включают заметные маркировки (полосы) и световые индикаторы.

 

Для получения дополнительной информации о стратегиях и технологиях защиты от обледенения, а также о текущем испытательном и оценочном проекте FHWA обращайтесь к Эндрю Мергенмайеру, инженерному отделу FHWA, по телефону (202) 366-1557 или факсу (202) 366-9981. .

Эндрю Мергенмайер  – дорожный инженер, работающий в отделе строительства и технического обслуживания Инженерного управления FHWA. В его основные обязанности входит техническая и программная помощь по вопросам строительства и обслуживания. Он является руководителем проекта по тестированию и оценке противообледенительной технологии, а в августе прошлого года он провел национальную конференцию по этому вопросу. Весной 19В 94 году он был сопредседателем объединенной Американской ассоциации государственных служащих автомобильных дорог и транспорта (AASHTO)-FHWA, международного сканирования технологии зимнего обслуживания в Японии и нескольких европейских странах. Г-н Мергенмайер имеет степень бакалавра гражданского строительства Канзасского университета и является зарегистрированным профессиональным инженером.

 

Реальная стоимость зимнего содержания

В рамках обслуживания зимних дорог агентства, города и поселки используют множество решений, адаптированных к их местным потребностям в борьбе со снегом и льдом, а также к финансовым, кадровым и аппаратным ограничениям. Защита от обледенения, обработка от обледенения, шлифование песком, уборка снега и ограждение от снега — все это стратегии, используемые для обеспечения мобильности жителей и путешественников зимой.

В среднем государственные департаменты транспорта тратят примерно 20% своего бюджета на зимнее обслуживание, при этом прямые затраты составляют 2,3 миллиарда долларов, а косвенные (инфраструктура и охрана окружающей среды) – 5 миллиардов долларов в год. Как правило, стратегии, используемые агентствами, сопряжены с компромиссами. Затраты включают ресурсы, затраченные агентством, коррозию и потенциальное воздействие на окружающую среду. Выгоды или выплаты за эффективное содержание дорог могут включать экономическое воздействие на общество и повышение безопасности и мобильности путешественников.

Прямые затраты на содержание зимних дорог  

Прямые затраты — это затраты, непосредственно связанные с производством конкретной услуги, т. е. с тем, что необходимо для ее осуществления.

  • Оборудование: Плуги и грузовики — сегодня многие из них оснащены самыми современными технологиями, такими как системы GPS; разбрызгиватели с компьютерным управлением; и мониторы, обеспечивающие показания маршрута, температуры дороги, скорости грузовика и нормы внесения в режиме реального времени.
  • Труд: Плуги и грузовики не загружаются и не едут сами по себе. Независимо от того, реализуете ли вы антиобледенительные стратегии перед штормом или занимаетесь ремонтом дорог после начала шторма, операции по зимнему обслуживанию очень трудоемки и требуют квалифицированных и информированных людей для успешного выполнения.
  • Топливо: В зависимости от шторма и дорожных условий снегоочистители могут находиться в пути до шестнадцати часов подряд. Заправка, продувка, работа на холостом ходу, вспашка и еще немного на холостом ходу потребляют топливо. В зависимости от марки и модели плуга водители получат от 2 до 15 миль на галлон. В штате Юта более 103 000 миль дорожек, о которых нужно позаботиться. Нажмите здесь, чтобы просмотреть статистику пробега по полосам для всех штатов. Эти мили переулка требуют много топлива, когда бушуют штормы.
  • Продукт (противообледенительный материал): рассолы, соли, абразивы, ингибиторы коррозии, добавленные хлориды и обработанные или химически улучшенные твердые химикаты — все это варианты продуктов против обледенения.
  • Очистка. Очистка оборудования необходима для его правильной работы. В дополнение к очистке оборудования, в некоторых зонах необходимо убрать остатки средств против обледенения. Песок и заполнители не растворяются и после нескольких циклов бури и вспашки могут скапливаться на проезжей части.

Косвенные затраты Зимнее содержание дорог  
  • Инфраструктура. Со временем многие популярные средства против обледенения могут нанести ущерб транспортным средствам, мостам, зданиям и окружающей среде. Важно понимать ваши продукты и процедуры и то, как они повлияют на окружающие области.
  • Коррозия: Постепенное разрушение материалов является нежелательным побочным эффектом удаления льда. Если не остановить коррозию, она может создать опасные условия для ключевых компонентов грузовика, таких как электрическая система. Но профилактическое обслуживание может помочь остановить ржавчину до того, как она станет громоздкой и съест компоненты, не подлежащие ремонту.

  • Ответственность:   
    • Ежегодно почти полмиллиона автомобильных аварий происходят из-за зимних бурь, мокрых дорог и плохой погоды.
    • Каждый год в среднем 1836 смертей и 136 309 травм связаны с условиями на обледенелых и заснеженных дорогах.
    • На обледенелые дороги приходится больше смертей, чем на все другие погодные опасности вместе взятые (в 3,6 раза больше).
    • Ежегодно почти полмиллиона автомобильных аварий происходят из-за зимних бурь, мокрых дорог и плохой погоды.
    • Сильный дождь, густой туман или постоянный снег могут почти мгновенно снизить видимость водителя. В частности, сильный снегопад может снизить скорость движения более чем на 60% от их обычного ограничения скорости.
    • 74% всех дорожно-транспортных происшествий, связанных с погодными условиями, происходят из-за мокрых дорог. Из этого процента мокрый снег и снег вызывают 13%, и только 3% связаны с туманными условиями. Статистика se взята из USDOT, FHWA, NHTSA и Центра автострахования.  
  •  
  • Разрушение жизни и экономики: В 1999 году было подсчитано, что около 1,4 миллиарда долларов будут потеряны только из-за заработной платы, если всем штатам снежного пояса придется остановиться всего на один день из-за зимнего погодного явления. С тех пор, по данным HIS Global Insight (17), эта цифра приблизилась к 2,6 млрд долларов. Исследование экономических прогнозов для штата Канзас показало, что в февральский средний будний день по межштатным и государственным автомагистралям перевозится товаров на сумму 175 млн долларов, а ежедневная заработная плата составляет 30 млн долларов (Kansas DOT, 2013).