Договор с представительством иностранной компании: Трудовой договор с представительством иностранной компании \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Содержание

Трудовой договор с представительством иностранной компании \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Трудовой договор с представительством иностранной компании

Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовой договор с представительством иностранной компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Филиалы и представительства:
  • Авизо бланк
  • Авизо это
  • Адрес филиала
  • Бухгалтерская отчетность филиала
  • Доверенность на директора филиала
  • Показать все
Еще
  • Филиалы и представительства:
  • Авизо бланк
  • Авизо это
  • Адрес филиала
  • Бухгалтерская отчетность филиала
  • Доверенность на директора филиала
  • Показать все
  • Иностранные организации:
  • 18210101030011000110
  • Crs
  • Внешнеторговый контракт образец
  • Документы валютного контроля
  • Займ нерезиденту
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Вопрос: Нужно ли филиалу иностранной организации в г. Москве подтверждение основного вида деятельности сдавать в ФСС РФ?
(Консультация эксперта, 2021)Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минтруда России от 21.04.2016 N 17-3/В-164, выплаты и вознаграждения, начисляемые иностранной организацией в пользу нанятых по трудовым договорам иностранных граждан, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории РФ в представительстве этой иностранной организации, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке. При этом уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется представительством иностранной организации, в котором работают иностранные граждане.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Дистанционная работа и работа в представительствах: нюансы обложения выплат НДФЛ
(Нестеров С. Е.)
(“Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2020, N 7)Как облагаются НДФЛ стимулирующие выплаты, доход в виде среднего заработка на время отпуска (командировки), пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные работнику представительства российской организации, находящегося за границей? Каков порядок исчисления и уплаты НДФЛ с вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей в РФ дистанционно по трудовому договору, заключенному с иностранной компанией?

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
“О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)18. При неисполнении работодателем принятых на себя перед иностранным гражданином обязательств, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, а равно условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, филиал, представительство или дочерняя организация иностранной коммерческой организации вправе вновь привлекать иностранного гражданина на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не ранее чем через два года со дня, когда соответствующие обстоятельства стали известны федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Справочная информация: “Правовой календарь на I квартал 2023 года”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства (кроме высококвалифицированных специалистов и иностранцев, направляемых для работы в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств – членов ВТО) при условии уплаты за них работодателями страховых взносов на ОМС в течение не менее 3 лет.

судебная практика и оптимизационный анализ

Е.В. Овчарова, 

адвокат, канд. юрид. наук,

«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,

 

 

 

 

 

Н.А. Травкина, 

адвокат, канд. юрид. наук,

«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,

При ведении деятельности иностранной компании в России для решения вопроса о необходимости уплаты налогов в России и для их правильного исчисления необходимо установить, приводит ли такая деятельность к образованию постоянного представительства. Определить критерии, позволяющие уверенно ответить на этот вопрос, помогает судебно-арбитражная практика.

Значение критерия постоянного представительства для налогообложения иностранных компаний и операций с их участием в России

Для правильного исчисления и уплаты иностранной организацией в России налога на прибыль, НДС, налога на имущество, удержания налога на доходы физических лиц необходимо определить, образует ли деятельность иностранной организации в России постоянное представительство или компания получает доходы от источников в РФ без образования постоянного представительства.

Значение постоянного представительства как в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, так и в главе 25 НК РФ традиционно определяется для целей налогообложения прибыли: наличие постоянного представительства на территории России порождает обязанность уплачивать налог на прибыль на территории России по ставке 24% [ сноска 1 ] .

Но наличие постоянного представительства иностранной организации влияет на ее общий налоговый статус и изменяет содержание ее налоговых обязательств не только по налогу на прибыль. Образование постоянного представительства иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению дополнительных обязанностей по самостоятельной уплате иностранной организацией НДС [ сноска 2 ] , является существенным условием определения места реализации работ и услуг для целей НДС [ сноска 3 ] , изменяет объект и налоговую базу по налогу на имущество, а также порядок его уплаты [ сноска 4 ] и возлагает на иностранную организацию обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц при выплатах доходов физическим лицам [ сноска 5 ] .

В то же время, если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то:

• в России облагаются только ее доходы от источников на территории РФ, и только в том случае, если такие доходы не освобождены от налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения или в соответствии с главой 25 НК РФ;

• она не несет обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, а также по представлению налоговых деклараций по НДС: налоговая база определяется налоговыми агентами, которые удерживают НДС из выплачиваемых компании доходов и представляют в налоговые органы соответствующие налоговые декларации;

• движимое имущество, принадлежащее на праве собственности иностранной компании, не является объектом налогообложения налогом на имущество и не учитывается в налоговой базе по налогу на имущество компании; объектом налогообложения по налогу на имущество являются только объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории РФ и принадлежащие иностранной компании на праве собственности, а налоговая база определяется на основании инвентаризационной стоимости таких объектов по данным органов технической инвентаризации;

• не несет она и обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.

 

* * *

 

Постоянное представительство — это оценочное понятие. Оценка деятельности компании, как образующей или не образующей постоянное представительство, зависит от того, как:

• организована деятельность компании на территории России;

• оформлены документы, связанные с такой деятельностью.

Рассмотрим критерии образования постоянного представительства на примере Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года (далее — Соглашение об избежании двойного налогообложения с ФРГ), которое основано на положениях Модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и положения которого аналогичны нормам соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с другими странами.

Критерии постоянного представительства

Для признания иностранной организации в качестве ведущей на территории РФ деятельность через постоянное представительство необходимо согласно статье 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ и пунктам 2 и 9 статьи 306 НК РФ наличие следующих обстоятельств (признаков постоянного представительства):

1) наличие постоянного места самостоятельной деятельности иностранной организации на территории РФ, то есть филиала, представительства, отделения, конторы, либо наличие зависимого агента иностранной организации, действующего на территории РФ, то есть лица, уполномоченного заключать контракты и обычно имеющего такие полномочия. При этом под полномочием на заключение контрактов понимается не простое их подписание, а согласование их существенных условий. Зависимым агентом иностранной организации может быть признано лицо (как физическое, так и юридическое), действующее на основании договора и (или) выданной ему доверенности на заключение контрактов или согласование их существенных условий;

2) осуществление фактической предпринимательской деятельности иностранной организации в РФ через указанное отделение либо зависимого агента;

3) регулярность предпринимательской деятельности иностранной организации через отделение или зависимого агента в РФ.

Для образования постоянного представительства в РФ необходимо наличие одновременно всех указанных признаков деятельности иностранной компании. При отсутствии хотя бы одного из них ее деятельность в РФ не приводит к образованию постоянного представительства.

В пункте 2 статьи 306 НК РФ перечисляются виды предпринимательской деятельности, которая приводит к образованию постоянного представительства при наличии имущественной базы (аккредитованного представительства) или зависимого агента (уполномоченного представителя) на территории РФ, при условии регулярности такой деятельности.

К такой деятельности относится:

— пользование недрами и (или) использование других природных ресурсов;

— проведение предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажа товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— проведение иных работ, оказание услуг, ведение иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера в интересах самой иностранной организации, то есть ее головного офиса, а не третьих лиц (партнеров, клиентов и т. п.).

Как видим, перечень видов деятельности, которая обязательно приводит к образованию постоянного представительства на территории России, не определяется в законодательстве исчерпывающим образом.

Из пункта 2 статьи 306 НК РФ, статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ, а также абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, определяющего предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, можно сделать общий вывод о характере деятельности, которая приводит к образованию постоянного представительства. Это основная деятельность иностранной компании, существенная и важная для предпринимательских целей и задач организации (производство продукции, продажа товаров или оказание услуг) и проводимая в соответствии с учредительными документами иностранной организации.

В то же время деятельность аккредитованного представительства или уполномоченного лица иностранной компании не может быть квалифицирована в качестве образующей постоянное представительство, если она ограничивается только подготовительными и вспомогательными видами деятельности, осуществляемыми исключительно в интересах самой иностранной компании, а не третьих лиц [ сноска 6 ] .

При этом к подготовительной и вспомогательной деятельности в пункте 4 статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ и в пункте 4 статьи 306 НК РФ относятся следующие виды деятельности:

— использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

— содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

— содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих иностранной организации, исключительно для целей переработки другим лицом;

— содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

— содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

— содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации;

— содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера и для осуществления любой комбинации видов деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах исключительно этой иностранной организации.

Как указано в пункте 2.3.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций [ сноска 7 ] , подготовительный и вспомогательный характер деятельности подразумевает, что по своему содержанию она не может составлять всю или часть основной деятельности иностранной компании, которая, как правило, определяется в уставе или ином учредительном документе иностранной организации.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что под подготовительной деятельностью следует понимать действия, направленные на подготовку, создание и обеспечение условий предпринимательской деятельности, которые предшествуют основной предпринимательской деятельности, а под вспомогательной деятельностью — действия иностранного лица и его должностных лиц, которые непосредственно не направлены на достижение основных целей и решение задач организации, однако являются необходимыми или желательными для их достижения.

Подготовительная и вспомогательная деятельность — это деятельность, определяемая методом исключения, а именно деятельность, которая не может рассматриваться как основная.

Критерий регулярности деятельности ни в главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса, ни в Соглашении об избежании двойного налогообложения с ФРГ не определен. Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций [ сноска 8 ] , регулярность определяется продолжительностью деятельности. Регулярность деятельности следует оценивать в каждом конкретном случае на основе анализа обстоятельств работы самой иностранной организацией или иных организаций или физических лиц, действующих в пользу иностранной организации. По крайней мере, при ведении представительством иностранной компании основной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в течение одного года она оценивается как регулярная. Однако, по мнению налоговых органов, регулярной признается деятельность иностранной организации через аккредитованное представительство в течение более 30 календарных дней в году непрерывно или по совокупности. При этом единичные факты каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации не могут рассматриваться как регулярная деятельность [ сноска 9 ] .

При этом:

• понятие «постоянное представительство» означает фактические действия, то есть саму деятельность иностранной организации на территории России, поэтому постановка представительства иностранной компании, образованного на территории России, на налоговый учет сама по себе не приводит к образованию постоянного представительства этой компании на территории России.

• расчеты с подрядчиками иностранной компании через счета представительства, даже если они связаны с предпринимательской деятельностью компании, не приводят к образованию постоянного представительства, что подтверждается положениями Методических рекомендаций МНС России [ сноска 10 ] .

• не приводит к образованию постоянного представительства одновременное ведение представительством иностранной компании деятельности, связанной с рекламой продукции; представлением продукции (в рекламных целях без реализации и иного использования) или информации о ней; сбором информации; осуществлением процедур сертификации и регистрации продукции [ сноска 11 ] .

 

* * *

 

Квалификация деятельности иностранной компании в качестве образующей или не образующей постоянное представительство определяется:

— позицией Министерства финансов РФ как компетентного органа по разъяснению положений соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе по вопросам образования постоянного представительства;

— позицией контролирующих налоговых органов, оценивающих деятельность иностранной организации как образующей или не образующей постоянное представительство в РФ;

— позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, обеспечивающего единообразие судебной практики, и Федеральных арбитражных судов округов, пересматривающих вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций и формирующих судебную практику.

Арбитражная практика

Арбитражная практика по спорам, связанным с квалификацией деятельности иностранных компаний как образующей постоянное представительство в РФ, исходит из следующего.

Общие правила налогообложения иностранных компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ.

1. При налогообложении иностранной компании в РФ принципиально наличие фактических отношений сторон хозяйственных операций. При этом следует учитывать, где иностранная компания непосредственно реализует продукцию, оказывает услуги и выполняет работы и относится ли эта деятельность непосредственно к деятельности ее постоянного представительства на территории РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 № 897/02).

2. В статье 7 Типового соглашения и соответствующих ей статьях двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения определен порядок налогообложения прибыли от производственной и коммерческой деятельности. Предусмотрено, что прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только в этом государстве, если только такое лицо не осуществляет производственную и коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.

Следовательно, выплаты иностранному юридическому лицу в виде его дохода (прибыли) от указанных видов деятельности при наличии на территории Российской Федерации постоянного представительства будут облагаться налогом на прибыль на территории РФ, а при отсутствии постоянного представительства налог подлежит уплате в иностранном государстве (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2003 № 7038/03).

Арбитражные суды посчитали, что деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ в следующих случаях.

1. Прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеэкономической сделке, не подлежит налогообложению в России при условии, если такая сделка совершена исключительно от имени этого иностранного юридического лица (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.98 № 3846/97).

2. Деятельность иностранной компании, офисы которой собирают заказы на территории РФ для торговли по каталогам и выдают покупателям заказанные и оплаченные ими товары, признана вспомогательной, не образующей постоянного представительства в России, так как головная компания отправляла товар конкретным физическим лицам, а представительство, получив товар по почте в РФ, не могло передать его иным лицам, кроме конкретного покупателя (Постановление ФАС Московского округа от 01. 03.2002 по делу № КА-А40/948-02).

3. Иностранная компания не ведет предпринимательской деятельности через представительство на территории РФ. Предпринимательская деятельность на территории РФ осуществляется непосредственно работниками иностранной компании из иностранного государства, командированными в Россию на время осуществления этой деятельности при заключении контрактов головным офисом (Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2002 по делу № КА-А40/5398-02).

4. Представительство иностранной компании создано на территории России для маркетинговых целей. Регулярной предпринимательской деятельности, связанной с проведением работ или оказанием услуг в рамках основной предпринимательской деятельности компании, на территории России не ведется. Заключение компанией единичного договора на выполнение работ и их выполнение в рамках этого договора не могут быть признаны регулярной предпринимательской деятельностью. Факт регистрации представительства компании в России не имеет значения для квалификации коммерческой деятельности как деятельности через постоянное представительство (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03. 03.2005 по делу № А56-24202/04).

5. Не приводит к образованию постоянного представительства деятельность иностранной компании, аккредитованной в России, если:

• деятельность компании на территории РФ ведется с целью эффективного содействия в установлении и развитии своего делового присутствия в Российской Федерации;

• сотрудники компании на территории РФ ведут научные разработки, которые служат лишь частью общего комплекса работ, выполняемых иностранной компанией в стране ее образования, и не могут использоваться самостоятельно;

• передачи результатов интеллектуальной деятельности другим юридическим лицам на территории РФ нет (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2003 по делу № А56-39616/02).

6. Выполнение представительством иностранной компании, созданным на территории РФ, работ (оказание услуг) не приводит к образованию постоянного представительства, если:

• цель открытия представительства иностранной компании на территории РФ состоит в содействии головной организации в вопросах технического менеджмента судов, проведения маркетинговых исследований российского рынка в области судоходных технологий, фрахтования и судоремонта;

• осмотр судов, находящихся в техническом управлении головной компании, контроль за капитальным ремонтом судов и надзор за строительством судов осуществляются представительством по заданию иностранной компании;

• указанные обстоятельства возникают на основании договоров, заключенных иностранной компанией с судовладельцами;

• представительство на территории РФ не заключает договоров (контрактов) от имени иностранной компании и не выполняет на основании таких договоров работ в пользу третьих лиц;

• прибыль, полученная от деятельности в РФ, не поступала на расчетный счет представительства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12. 01.2006 по делу № А56-7935/2005).

Арбитражные суды посчитали, что деятельность иностранной компании образует постоянное представительство на территории РФ в следующих случаях.

1. Непосредственное участие российского представительства иностранной компании в совершении внешнеэкономических сделок приводит к образованию в РФ постоянного представительства, особенно если такие сделки связаны с дальнейшим ведением коммерческой деятельности в России. В таком случае часть прибыли иностранного юридического лица, полученная им по внешнеэкономической сделке, относится к постоянному представительству этого лица и подлежит налогообложению в Российской Федерации. Часть облагаемой в РФ прибыли иностранного юридического лица определяется исходя из того, что продавцом товара является иностранное юридическое лицо, покупателем — российские организации, а постоянное представительство — лицом, выполнившим функции посредника по внешнеэкономической сделке (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.98 № 3846/97).

2. Участие представительства иностранной компании в РФ в продаже товара, изготовленного за рубежом, и ремонтных работах приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ, если такая деятельность независима от головной компании и имеет законченный характер (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 8349/02).

3. Постановка на налоговый учет в Российской Федерации и получение иностранной компанией прибыли от предпринимательской деятельности на территории РФ на основании договора факторинга приводят к образованию постоянного представительства (Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2004 по делу № КА-А40/7755-04).

4. Выполнение иностранной компанией функций агента других иностранных организаций следует оценивать как деятельность через постоянное представительство на территории России, поскольку представительство компании зарегистрировано в России, где имеется обособленное подразделение, которое на регулярной основе за вознаграждение оказывает услуги коммерческого характера третьим лицам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21. 06.2005 по делу № А56-26540/04).

5. Деятельность иностранной компании через представительство на территории РФ, которая заключается в исследовании рынка, проведении рекламных акций, инспекционном контроле и сертификации продукции пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности и ведется не только в интересах головной организации, но и в интересах третьих лиц, образует постоянное представительство (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2005 по делу № А56-8948/2004).

Оптимизация деятельности иностранной компании в РФ

Для того чтобы деятельность иностранной компании не приводила к образованию постоянного представительства, не должна возникать совокупность перечисленных выше признаков, одновременное наличие которых приводит к образованию постоянного представительства. А именно: наличие постоянного места деятельности в РФ либо зависимого агента; ведение иностранной организацией в этом месте либо через зависимого агента предпринимательской деятельности; регулярность такой деятельности иностранной организацией.

Раздельное существование указанных признаков не приводит к образованию постоянного представительства. Поэтому многие иностранные компании организационно и документально разделяют деятельность самой компании на территории России и деятельность ее представительства или уполномоченных лиц. При этом они стараются придерживаться следующих правил.

1. Важно избегать наличия собственной имущественной базы иностранной компании на территории России как на праве собственности, так и в связи с арендой имущества.

2. Если на территории РФ у иностранной компании имеется аккредитованное представительство, важно, чтобы через представительство на территории РФ иностранная компания не осуществляла регулярной предпринимательской деятельности, то есть ни глава представительства, ни другие сотрудники представительства не должны быть заняты такой деятельностью.

3. В положении о представительстве в качестве видов его деятельности перечисляют виды вспомогательной и подготовительной деятельности, перечни которых содержатся в соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения и в главе 25 НК РФ.

4. В доверенностях, выданных главам представительств, не должно содержаться полномочий, свидетельствующих о возможности ведения компанией через представительство своей основной деятельности или любой другой деятельности в интересах не самой компании, а других лиц. Следует уполномочивать главу представительства только на простое подписание договоров в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации либо не распространять эти полномочия на сделки и иные действия, предметом которых являются основные виды деятельности компании, любые иные виды деятельности, не являющиеся подготовительными и вспомогательными исключительно в интересах компании, а также на сделки и иные действия в пользу третьих лиц.

5. Важно, чтобы в штате представительства не было сотрудников, работающих во исполнение основной деятельности иностранной компании. В штате могут быть сотрудники, исполняющие только вспомогательные функции (например, сбор информации, секретарские функции, маркетинг, реклама, изучение рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией (если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью организации) и т. п.), что должно быть также зафиксировано в должностных инструкциях этих сотрудников.

6. На каждую сделку, заключенную при содействии представительства или уполномоченного лица, оформляются письменные решения иностранной организации в лице ее руководителя (подписанные им) об условиях сделки, указанных в договоре или в товаросопроводительных документах. В качестве обязательного приложения к такому решению представляются спецификации на поставляемые товары, оказанные услуги, выполненные работы.

 


[ сноска 1 ] Прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, определяется как разность между доходами, полученными через постоянное представительство, и расходами, произведенными этими постоянными представительствами, определяемыми в соответствии с НК РФ.

 

[ сноска 2 ] См. пункт 2 статьи 144 и пункт 1 статьи 161 НК РФ.

 

[ сноска 3 ] См. статью 148 НК РФ.

 

[ сноска 4 ] См. пункт 2 статьи 374, статью 375 и статью 376 НК РФ.

 

[ сноска 5 ] См. пункт 1 статьи 226 НК РФ.

 

[ сноска 6 ] См. пункт 4 статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ и пункты 2 и 4 статьи 306 НК РФ.

 

[ сноска 7 ] Указанные Методические рекомендации утверждены приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150.

 

[ сноска 8 ] См. там же.

 

[ сноска 9 ] См. пункт 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150.

 

[ сноска 10 ] Это следует из положений пунктов 3.2 и 5.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150.

 

[ сноска 11 ] См. , например, письма Минфина России от 28.11.2000 № 04-06-05, от 16.11.2001 № 04-06-05/2/25 и от 02.03.2005 № 03-08-05.

Ключевые слова: налог на прибыль, НДС, налоговый спор, постоянное представительство, иностранная компания, налог на имущество

Ключевые слова
налог на прибыль (95), экспорт (18), НДС (116), зарубежный опыт (63), уклонение от уплаты налога (40), Германия (18), поставщик (12), Бельгия (4), Суд ЕС (25), Украина (10), возмещение НДС (26), Турция (2), Belgium (3), EU Court (22), export (16), foreign experience (63), Germany (15), profit tax (79), supplier (9), tax evasion (37), Turkey (2), Ukraine (7), VAT (87), VAT refund (25)

Создание представительства в Китае

Представительство (РО) является расширением иностранной компании. Если представительство подписывает контракт, иностранная компания связана этим соглашением. RO разрешается заниматься только ограниченным числом видов деятельности и не может получать прибыль. Его можно использовать только для содействия деятельности иностранной компании в Китае, например:

  • Исследование рынка, демонстрация и рекламная деятельность, связанные с продуктами или услугами компании; и
  • Взаимодействие, связанное с продажей продукции или услуг, а также с внутренними закупками и инвестициями.

В случае любого нарушения, связанного с их деятельностью, представительства будут оштрафованы, а их незаконные доходы будут конфискованы. Поскольку это не капитализированное юридическое лицо, им не разрешено напрямую нанимать китайских сотрудников. Вместо этого они могут нанимать местный персонал через квалифицированное кадровое агентство, такое как компания по обслуживанию иностранных предприятий (FESCO). Агентство направляет сотрудников на работу в РО за вознаграждение. Представительства могут напрямую нанять до четырех иностранных граждан, и им не нужно проходить через агентство.

Несмотря на то, что у них нет никаких доходов, они все еще могут облагаться налогом в соответствии с китайским законодательством в размере процента от своих расходов. Чем больше инвестор тратит, тем больше он облагается налогом.

Они являются подходящим вариантом для компаний, осуществляющих закупки в Китае, которым требуется присутствие сотрудников на местах для контроля качества или поддержания связи с поставщиками.

Преимущества RO

  • Простейшая структура для иностранных инвестиций
  • Не требуется уставного капитала
  • Прокладывает путь для будущих инвестиций
  • Можно нанять иностранный/местный персонал
  • Менее дорогое решение

Процедуры учреждения

Зарубежная материнская компания должна существовать не менее двух лет для создания RO. Процедура следующая:

Процедура открытия представительства в Китае

Текстовая версия

Предварительное лицензирование 1-2 месяца:

  • Сбор основной информации от клиента (7 рабочих дней)
  • Предварительное одобрение имени (5- 7 рабочих дней)
  • Аренда офиса на срок не менее 12 месяцев (зависит от клиентов/арендодателя)
  • Учредительные документы, подготовленные клиентами (зависит от клиентов)
  • Подача заявления в AIC для выдачи Свидетельства о регистрации бизнеса (10-14 рабочих дней)
  • RO теперь существует на законных основаниях

После лицензирования 1-2+ месяца:

  • Разделка компании, финансовая сделка, счет-фактура (“fapiao”) и оплата юридического представителя (1-2 рабочих дня)
  • SAFE выдает свидетельство о регистрации иностранной валюты (если требуется)
  • Таможенное оформление (при необходимости)
  • Открытие основного банковского счета в юанях (15-20 рабочих дней)

Свидетельство о регистрации

Иностранный инвестор представляет документы заявки в соответствующее Государственное управление по регулированию рынка (ГАМР) для подачи заявки Свидетельство о регистрации представительства.

Этот шаг завершается, когда ДУМР выдает Свидетельство о регистрации постоянных представительств иностранных предприятий.

Следующие документы должны быть представлены в SAMR:

  • Свидетельство об утверждении, выданное органом по утверждению (утверждающий орган может различаться в зависимости от отрасли)
    • Для отраслей, перечисленных как «ограниченные», необходимо получить Свидетельство об одобрении иностранных инвестиций
    • другие документы, которые могут варьироваться от города к городу
  • Стандартная форма заявления на регистрацию РО, напечатанная ДУМР
  • Стандартная регистрационная форма для персонала представительств, напечатанная ДУМР
  • Заявление о создании представительства
  • Свидетельство о регистрации иностранного предприятия
  • Решение Совета иностранного предприятия
  • Банковское письмо о кредитоспособности предприятие
  • Письмо о назначении Главного представителя и других представителей
  • Резюме главного представителя и других представителей
  • Фотокопии паспортов или удостоверений личности иностранных сотрудников представительства
  • Перевод паспорта начальника представительства
  • Доверенность на Бюро общественной безопасности (ОБО)
  • Доверенность на САМР
  • Договор аренды или другие документы для офис РО
  • Фотографии главного представителя

Следует отметить, что ДУМР в разных местах могут иметь разные требования к заявочным документам, которые должны представлять иностранные предприятия. После того, как регистрирующий орган одобрит регистрацию РО, он выдает:

  • Свидетельство о регистрации представительства
  • Представительские карточки для китайских и иностранных сотрудников, зарегистрированных в качестве представителей представительства

Датой учреждения представительства является дата выдачи свидетельства о регистрации.

Ключевые должности

Главный представитель должен быть назначен советом директоров материнской компании, который будет нести ответственность за операции RO. Хотя китайские законы не определяют объем полномочий главного представителя, большинство правительственных документов требуют его или ее подписи.

Требования к офису/аренде

Чтобы открыть бизнес в Китае, необходимо владеть или арендовать офисное помещение (в качестве основного места деятельности) и зарегистрировать его в SAMR. Для этого требуется, чтобы предприятие с иностранными инвестициями (FIE) располагало всеми юридическими документами, относящимися к помещениям, как того требуют китайские власти. Обычно в одном офисе может быть зарегистрировано только одно предприятие. При ограниченных условиях один офисный блок может использоваться для регистрации нескольких предприятий.

В случае представительства местный РУСА может более тщательно изучить помещения зарегистрированного офиса и/или ввести специальные требования для его регистрации. Подробные правила зависят от региона. При выборе места для офиса убедитесь, что само здание сертифицировано для размещения предприятий и сдачи помещений в аренду RO. Инвесторы должны договориться с арендодателем, чтобы получить официальный счет-фактуру НДС на уплаченную арендную плату. Выставление такого счета может повлечь за собой дополнительные расходы и налоговые обязательства перед арендодателем, поэтому важно иметь ясность в этом вопросе. Арендодатель должен предоставить инвестору копии этих трех документов, чтобы гарантировать инвестору, что арендованный офис имеет право на использование в качестве помещения RO:

  • Свидетельство о праве собственности на помещение, скрепленное печатью компании арендодателя
  • Лицензия на ведение коммерческой деятельности арендодателя, скрепленная печатью компании арендодателя
  • Свидетельство резидента RO, выданное управляющей компанией

Отказ от ответственности:

Служба уполномоченного по торговле Канады в Китае рекомендует читателям обращаться за профессиональным советом в отношении своих конкретных обстоятельств. На данную публикацию не следует полагаться в качестве замены такой профессиональной консультации. Правительство Канады не гарантирует точность какой-либо информации, содержащейся на этой странице. Читатели должны самостоятельно убедиться в точности и достоверности информации.

Контент на этой странице частично предоставлен Dezan Shira & Associates, паназиатской многопрофильной профессиональной фирмой, предоставляющей юридические, налоговые и операционные консультации международным корпоративным инвесторам.

Сообщите о проблеме или ошибке на этой странице

Дата изменения:

Представительства в Китае – Harris Bricken Sliwoski LLP

Содержание

Ваша компания рассматривает возможность создания представительства в Китае? Скорее всего, вы обнаружите, что этот процесс не так прост, как раньше. Во многих случаях планы создания представительства в Китае приводят к созданию предприятия, полностью находящегося в иностранной собственности (WFOE), что является еще одним важным шагом после представительства.

Компания может создать представительство только для проведения маркетинговых и других нетранзакционных операций в Китае с целью «тестирования рынка». Эти офисы не являются отдельными юридическими лицами. Они просто служат представителями организации в Китае.

Почему компании пытаются создать представительство в Китае

Формат представительства нравится компаниям, поскольку они рассматривают его как более быструю, дешевую и простую альтернативу созданию WFOE в Китае. Они считают представительство жизнеспособным решением для пробы воды при попытке выйти на китайский рынок. Многие из этих предприятий намерены перейти на WFOE, как только они закрепятся в стране.

В некоторых ситуациях компании рассматривают представительство как средство для продвижения своих продуктов и услуг в Китае, не оставляя большого присутствия и не имея прямого контакта с регулирующими органами. Однако, несмотря на намерения компании при рассмотрении представительства в Китае, часто это оказывается не лучшим вариантом.

У многих компаний возникают проблемы с представительствами, потому что они не понимают ограниченность сферы деятельности представительства. Другие понимали ограниченность масштабов и намеревались создать WFOE, как только решат, что рынок Китая хорошо отреагирует на их продукт или услугу. А третьи и не собирались полностью соблюдать ограничения представительства.

Каковы правила для представительств в Китае?

Компании, желающие открыть представительство в Китае, должны соответствовать следующим требованиям:

  • Установить физическое местонахождение: Иностранные компании должны заключить договор аренды офисных помещений на срок не менее одного года после даты утверждения Представительством. Существуют некоторые ограничения на доступность одобренных сайтов в зависимости от сферы бизнеса.
  • Назначить законного представителя: Компании должны назначить законного представителя, ответственного за управление делами представительства.
  • Получите лицензию на ведение бизнеса: Даже представительства должны иметь лицензию и установить официальную печать компании.
  • Создание других корпоративных счетов: К ним относятся регистрационный номер налогоплательщика, банковский счет, а также счета социального страхования и жилищного фонда для представительств с китайским персоналом.

Процесс утверждения может занять 30 дней и более.

Каковы ограничения при открытии представительства в Китае?

Помимо часто пугающих проблем, связанных с созданием представительства и выполнением строгих требований, организация имеет множество ограничений. Эти офисы, как правило, не могут заниматься прямыми продажами или деятельностью, приносящей прибыль. Обычно они могут выполнять только то, что китайцы классифицируют как деятельность по связям. Они не могут выставлять счета, подписывать контракты, поставлять запчасти или оказывать послепродажные услуги за плату.

Как правило, представительство может выполнять только следующие задачи:

  • Выполнение задач, не связанных с получением прибыли
  • Продвижение своего бизнеса
  • Координация своей деятельности в пределах границ Китая
  • Осуществление исследовательской деятельности

Почему китайцы не одобряют представительства?

Китай не одобряет практику создания представительств по нескольким причинам. Деньги — главный двигатель. Хотя создание этих организаций в прошлом приводило к значительной экономии налогов для иностранных компаний, это не так в течение многих лет. Чтобы увеличить сбор доходов, Китай более десяти лет назад увеличил налоговую ставку для стран, создавших представительства, устранив финансовые стимулы.

За это время Китай также принял жесткие меры в отношении правоприменительной практики своего представительства. Он ограничил то, что он считает приемлемой деятельностью по взаимодействию, что усложнило для компаний свободную работу. Правительство ввело дополнительные положения, чтобы сделать эти офисы менее благоприятными и более дорогостоящими, включая более тщательную проверку ключевого персонала и деятельность в стиле слияний и поглощений.

Кроме того, Государственное управление промышленности и торговли Китая внедрило обновленные правила для этих офисов в Шанхае, процветающем коммерческом центре страны с населением более 24 миллионов человек. Новые стандарты включали ограничение численности представительств и сокращение срока действия регистрации. Эти стандарты в сочетании с номинальным сокращением неравенства в обращении между китайскими компаниями и WFOE были предназначены для того, чтобы подтолкнуть иностранные компании к созданию WFOE вместо представительств.

Когда имеет смысл открывать представительство в Китае?

Компания Harris Bricken обычно не рекомендует открывать представительство в Китае из-за этих ограничений. Практически ни один коммерческий бизнес в США не хочет заниматься только ограниченной деятельностью представительства. Наша юридическая фирма обнаружила, что формат WFOE обеспечивает большую гибкость. Мы также не рекомендуем создавать представительство с намерением перейти на WFOE, потому что переход часто не является лучшим решением. Процесс также может быть трудоемким и дорогостоящим. Обычно это требует закрытия существующего представительства и создания совершенно новой бизнес-структуры.

Однако в некоторых ситуациях создание представительства может иметь смысл. Например, наша фирма недавно организовала такую ​​для американской компании, которая продает свое оборудование примерно по 2 миллиона долларов за единицу. Поскольку у компании не было планов производить свою продукцию в Китае, и у нее уже была договоренность о ремонте продаваемого там оборудования, в создании WFOE не было необходимости. Представительство служило цели установления присутствия в стране в целях развития бизнеса. Затем материнская компания в США будет вести переговоры и заключать контракты с США по контракту в американском стиле.