Договор аренды комбайна с экипажем: Договор аренды транспортного средства с экипажем

Читать онлайн «Договор аренды транспортных средств», Сергей Назаров – Литрес

© Сергей Назаров, 2021

ISBN 978-5-0053-5069-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Аннотация

Актуальность темы настоящего исследования обусловлено необходимостью выявления правовых проблем, которые не разрешены на настоящий момент. Так как ни законодательство, ни доктрина не разрешила все правовые проблемы, тема данной работы будет несомненно актуальна еще долгое время, например, такая проблема как являются ли космические объекты, сельскохозяйственные транспортные средства предметом договора аренды транспортных средств. Цель работы – определить понятие договора аренды транспортных средств, рассмотреть существенные условия договора аренды транспортных средств, рассмотреть договор аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, выявить схожие и отличительные черты. Задачи, решаемые в работе:

– охарактеризовать понятие аренды транспортных средств; – выявить существенные условия договора аренды транспортных средств; – рассмотреть договор аренды транспортных средств с экипажем; – рассмотреть договор аренды транспортных средств без экипажа; – определить основные проблемы договора аренды транспортных средств; – предложить решение сложных правовых проблем путем изменения законодательства; – рассмотреть судебную практику относительно правового регулирования договора аренды транспортных средств. Объект исследования – являются нормы законодательства аренде транспортных средств, судебная практика, правовая доктрина, выявление правовых проблем. Предметом настоящего исследования является общественные отношение складывающиеся относительно правового регулирования аренды транспортного средства на современном этапе. Методы исследования представлены диалектическим, сравнительно-правовым, системным, формально-юридическим. При написании работы были использованы: нормативные правовые акты, учебная и специальная литература, материалы юридической практики. Всего использовано 51 источник. Объем работы составил 47 страниц.

ВВЕДЕНИЕ

Договор аренды транспортных средств договор, в котором регулируются взаимоотношения сторон по поводу взаимных прав и обязанностей за последние 25 лет реформ в России правовая конструкция была изменена, большое значение стало принимать на себя договоренности сторон относительно того или иного вопроса. Если в двух словах сказать, что произошло, императивность сменила диспозитивность, т. е. стороны стали более свободны в своих правовых начинаниях. Но свобода договора не означает свободу сторон, потому что не всегда одна из сторон может предусмотреть в договоре те права и обязанности, которые её защитят, например, когда заключается кредитный договор между банком и гражданином потребителем. Договор аренды транспортных средств в новом гражданском законодательстве получил возможность быть внесённым в ГК РФ. Помимо ГК РФ на территории РФ действуют транспортные уставы и кодексы. Важное практическое значение будет иметь определение понятия договора аренды транспортных средств с точки зрения законодательства, характерные черты договора аренды транспортных средств. Не менее важное практическое значение имеют существенные условия договора аренды транспортных средств, которые будут рассмотрены в настоящей работе, необходимо понять какие условия договора аренды транспортных средств являются существенными, а какие условия существенными не являются. Договор аренды транспортных средств с экипажем и договор аренды транспортных средств без экипажа, какие серьёзные правовые различия между этими двумя договорами, а какие черты общие для обоих договоров, анализ судебной практики позволит установить спорные вопросы, а правовая доктрина поможет найти оптимальное решение. Определить проблемы договора аренды транспортных средств и предложит пути правового решения указанных проблем, кроме того, нужно определить пути развития действующего законодательства, которые помогут устранить проблемы. Актуальность темы настоящего исследования обусловлено необходимостью выявления правовых проблем, которые не разрешены на настоящий момент и формулирование правовых предложений, которые помогут решить большее число правовых вопросов. Так как ни законодательство, ни доктрина не разрешила все правовые проблемы, тема данной работы будет несомненно актуальна еще долгое время, например, такая проблема как являются ли космические объекты, сельскохозяйственные транспортные средства предметом договора аренды транспортных средств. Аналогичных вопросов в данном исследовании достаточно много, поэтому тема данной работы безусловно является актуальной. Объект исследования – являются нормы законодательства аренде транспортных средств, судебная практика, правовая доктрина, выявление правовых проблем. Предметом настоящего исследования является общественные отношение складывающиеся относительно правового регулирования аренды транспортного средства на современном этапе. Цель работы – определить понятие договора аренды транспортных средств, рассмотреть существенные условия договора аренды транспортных средств, рассмотреть договор аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, выявить схожие и отличительные черты, рассмотреть правовое регулирование отдельных проблем договора аренды транспортных средств, а также пути развития законодательства для разрешения наиболее сложных правовых проблем. Задачи, решаемые в бакалаврской работе: – охарактеризовать понятие аренды транспортных средств; – выявить существенные условия договора аренды транспортных средств;

– рассмотреть договор аренды транспортных средств с экипажем; – рассмотреть договор аренды транспортных средств без экипажа; – определить основные проблемы договора аренды транспортных средств; – предложить решение сложных правовых проблем путем изменения законодательства; – рассмотреть судебную практику относительно правового регулирования договора аренды транспортных средств. Методологическая основа исследования базируется на различных методах научного познания: анализе, обобщении, абстрагировании, сравнительно-правовом, историко-правовом, системном, формально-юридическом методах и т. д. Теоретическую базу исследования составили комментарии к действующему законодательству, монографии отечественных авторов: В. А. Белов. В. С. Ем, Е. В. Вавилин, Ю. Н. Игнатова, М. А. Бажина, А. Г. Калпин, В. В. Витрянский. Нормативную основу исследования составляют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортные уставы и кодексы и иные нормативно-правовые акты. По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

1. Понятие и существенные условия договора аренды транспортных средств

1.1 понятие договора аренды транспортных средств

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства – гражданско – правовой договор, по которому арендатору за плату предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст. 632, 642 ГК).1 Аналогичное определение представлено Е. В. Вавилиным.2 Серьёзных споров по поводу того, какое определение должно быть дано данному понятию нет ни в науке, ни в практической деятельности, за основу было взято определение из статей гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Как видно отраслевое законодательство имеет свои разновидности договора аренды транспортных средств, и они имеют схожие черты, а общие положения гражданского законодательства распространяют своё действие на все его разновидности. Общие черты понятия договора аренды транспортных средств: 1) передача транспортного средства во временное владение и пользование. Владение позволяет арендатору имеет объект аренды у себя на балансе. 2) наличие арендной платы; 3) оказание услуг по управлению и технической эксплуатации и не оказание данных услуг. \ По мнению Ем В. С. гужевой транспорт не является техническим устройством и не может быть отнесен к числу транспортных средств, а значит аренда повозок, колясок и телег не является арендой транспортных средств.3 Боярская Ю. Н. указывает, что средства гужевого транспорта не считаются транспортными средствами, поэтому их аренда является обычной, либо договором проката.4 Данное утверждение является достаточно спорным особенно учитывая, что транспортное средство не всегда являлось техническим, долгие века, многие граждане арендовали коляски и повозки в целях передвижения из одного места в другое, а утверждение Боярской Ю. Н. имеет практический интерес в связи с тем, что в современной России очень развиты прокаты гужевого транспорта в экскурсионных целях. Я считаю, что более верной является позиция, согласно которой гужевой транспорт не относиться к предмету договора аренды транспортных средств, и относительно него не заключаются подобные договора. Следует различать понятие транспортного средства и транспорта. Транспорт – совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.5 К транспорту относиться: гужевой транспорт,6 вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных7) и даже лифтовой, эскалатор.8 Есть транспортные средства у которых имеется только производственное назначение: краны, комбайны, а есть транспортные средства, перевозящие грузы: грузовики. Соответственно, исходя из этого сложно однозначно определить какие объекты является транспортными средствами для целей аренды, а это значит законодательство должно четко отвечать на данный вопрос для предотвращения двояких подходов к данному вопросу. Именно в законе всё должно быть четко прописано. В настоящий момент в круг объектов договора аренды транспортных средств нельзя включать космические транспортные средства. 9 Однако можно с уверенностью говорить, что в дальнейшем космические транспортные объекты станут предметом договора аренды.10 Это связано с неминуемым развитием и распространением космических объектов, но учитывая, что космические объекты относятся к исключительному ведению Российской Федерации п.и статьи 71 Конституции РФ в ближайшее время возможно только возникновение арендных отношений между государством, как арендодателем и частными компаниями, как арендатором. В итоге положениями параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется аренда только управляемых транспортных средств, для управления которыми необходим экипаж (либо арендодателя, либо арендатора).11 Можно сделать вывод, что у большинства авторов сформировано единое понятие договора аренды транспортного средства, которое выражено в легальном определении. Характерные черты понятия договора аренды транспортных средств: 1) транспортные средства являются автомобили, мотоциклы, воздушные суда, морские суда и иная техника, а гужевой транспорт транспортным средством не является; Данная правовая позиция нашла свое отражение в настоящем параграфе, потому что гужевой транспорт является транспортом, не совсем верно, что космические объекты не могут сдаваться в аренду на современном этапе, но с течением времени безусловно и они станут объектами аренды. Важно отметить, что относительно того является ли сельскохозяйственная техника предметом договора аренды транспортного средства или нет данный вопрос не урегулирован окончательно. 2) что данный договор включает в себя следующие разновидности с экипажем и без экипажа; Основным отличием договора аренды с экипажем от договора аренды без экипажа является наличие, либо отсутствие услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. 3) Таким образом договор аренды транспортных средств имеет следующее определение – арендодатель выдает арендатору транспортное средство, за исключением гужевого транспорта, космических объектов и техники у которой имеется производственное назначение во временное владение и пользование за определяемую сторонами арендую плату с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации и без оказания таких услуг. Общие черты понятия договора аренды транспортных средств: 1) передача транспортного средства во временное владение и пользование. Владение позволяет арендатору имеет объект аренды у себя на балансе. Аренда транспортного средства означает передачу транспортного средства во временное владение и пользование без права предоставления арендодателю возможности владеть транспортным средством и им пользоваться. Фактически у арендодателя собственника остается одно правомочие из трех только распоряжение, и оно ограничено правами арендатора на владение и пользование транспортным средством. 2) наличие арендной платы; Договор аренды является возмездным договором, поэтому оплата аренды является существенной составляющей его исполнения. У любого договора аренды транспортных средств целью является исполнение договора со стороны обоих сторон и со стороны предоставления техники, и со стороны оплаты арендной платы. 3) оказание услуг по управлению и технической эксплуатации и не оказание данных услуг. Без оказания данных услуг невозможно полноценное функционирование транспортного средства. Оказание услуг по управлению и технической эксплуатации оказывает либо арендодатель, либо арендатор. В любом случае оказание данных услуг должно быть качественным, иначе и арендодатель, и арендатор потеряет возможность контролировать качество оказания услуг, а без контроля качества нельзя оказывать услугу, любая услуга должна проходить контроль на качество её исполнения. Услуги по управлению и технической эксплуатации должны быть качественными и в идеале контролироваться уполномоченными государственными органами, например, ГИБДД.

 

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передаче имущества // СПС Консультант плюс

2. Вавилин Е. В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств // СПС Консультант плюс

3. Ем В. С. – Указ. соч.

4. Там же

5. Бажина М. А. Понятие «транспортное средство» в транспортном праве // СПС Консультант плюс.

6. Там же

7. Там же

8. См.: Там же

9. См.: Ем В. С. – Указ. соч.

10. См.: Там же

11. Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 по делу N А40—73233/12-77-726 // СПС Консультант плюс

Аренда техники с персоналом, или избегаем горючего акциза. Налоги & бухучет, № 48, Июнь, 2020

В последнее время аграриев постоянно тревожил вопрос: следует ли им регистрироваться плательщиками горючего акциза в случаях заправки техники своего подрядчика? Чтобы не рисковать, большинство аграриев вместо заключения договора подряда пытались брать в аренду сельхозтехнику. После последних нововведений кое-кто из них сможет без проблем заправить технику подрядчика без обязанности становиться плательщиком горючего акциза. Но, к сожалению, не все. Поэтому сегодня поговорим о том, кому и дальше, чтобы выполнить сельхозработы, придется арендовать технику и можно ли ее арендовать с персоналом.

Что изменилось?

Практически до конца 2019 года сельхозтоваропроизводителям, а также другим субъектам хозяйствования, которые заправляли технику своих подрядчиков, для осуществления такой операции обязательно приходилось регистрироваться плательщиками горючего акциза.

Об этом не единожды заявляли фискалы. Они аргументировали это тем, что заправка техники подрядчика в понимании п.п. 14.1.212 НКУ является реализацией горючего. А поскольку реализовать горючее могут только плательщики горючего акциза, то без такой регистрации передавать горючее подрядчику нельзя*.

* Подробнее об этом см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 59, с. 24, 2018, № 85, с. 11.

В конце 2019 года законодатели решили сжалиться над такими субъектами (в том числе и аграриями) и разрешили им (при соблюдении определенных условий) передавать горючее своим подрядчикам без обязательной регистрации плательщиками горючего акциза.

Для этого

к собственному потреблению горючего отнесли также операции по заправке горючим по договорам подряда (п.п. 14.1.212 НКУ)

При этом, чтобы операция по заправке техники подрядчика горючим по договору подряда не была реализацией горючего, нужно, чтобы одновременно выполнялись следующие условия:

1) заказчики по договорам подряда не должны осуществлять реализацию горючего другим лицам, кроме реализации бензола за пределами территории Украины в режиме экспорта;

1703835″>2) заправка осуществляется в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования для агропромышленного комплекса, топливный бак транспортных средств специального назначения или топливный бак специального оборудования или устройства, которые:

— предназначены для выполнения работ на землях сельскохозяйственного или лесного назначения, на землях, предоставленных горным предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также для выполнения работ по строительству дорог;

— принадлежат другим лицам;

— производят работы в течение срока действия договора подряда исключительно на землях, которые находятся в собственности или пользовании заказчика;

3) транспортные средства, которые осуществляют заправку в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования для агропромышленного комплекса, в топливный бак транспортных средств специального назначения или в топливный бак специального оборудования или устройства, должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего наливом из такого транспортного средства.

На первый взгляд кажется, что выполнить все условия без проблем может каждый аграрий. Однако это не совсем так. Дело в том, что для выполнения первых двух условий аграрию достаточно просто осуществлять обычную свою деятельность, а вот с третьей могут быть проблемы.

Так, чтобы выполнить первое условие, аграрию достаточно на момент передачи горючего не быть зарегистрированным плательщиком горючего акциза. Аграрий обычно горючим не торгует и не хранит его для других. Поэтому соблюсти это требование обычно не сложно.

Чтобы выполнить второе условие, аграрию нужно просто залить горючее в бак сельхозтехники подрядчика, на которой тот будет производить работу на его сельхозземле. Главное здесь, чтобы:

— во-первых, техника, на которой выполнялась работа, не принадлежала заказчику. Она должна принадлежать или подрядчику, или должна быть взята им в пользование у других лиц, но не у агрария. То есть техника должна быть чужой. Обычно так и происходит.

В то же время, если аграрий передаст в аренду свою технику подрядчику, то, чтобы потребление горючего при выполнении подрядных работ было собственным потреблением агрария, выполнять работы у агрария подрядчик должен просто не на арендованной технике у этого агрария;

— во-вторых, аграрий должен найти подрядчика для выполнения подрядных работ на «разрешенной» земле. Для агрария это земли сельскохозяйственного или лесного назначения. В основном аграрий владеет такими землями, поэтому и это условие выполнить не сложно;

— в-третьих, право собственности или пользования на сельхозземлях, на которых будет выполняться работа, должно быть надлежащим образом оформлено на агрария. Например, если сельхозземлю аграрий арендует, то право пользования землей должно быть зарегистрировано в Реестре вещных прав на недвижимое имущество. Это выполнить также не сложно.

В то же время, если подрядчик будет выполнять работы на земле, на которую ни права собственности, ни права пользования у заказчика нет, то аграрий-заказчик не будет соблюдать это требование, а потому заправка техники подрядчика для выполнения подрядных работ даже при соблюдении всех других условий точно не будет считаться собственным потреблением.

Но как бы то ни было, выполнить второе условие, как видите, любому аграрию не сложно.

А вот что касается третьего условия, то его, возможно, удастся выполнить не всем. НКУ требует, чтобы заправлял сельхозтехнику подрядчика аграрий именно из транспортного средства, а не из стационарной бочки или АЗС агрария. То есть заправка должна происходить, например, из бензовоза агрария, который к тому же должен быть оборудован расходомерами-счетчиками (хорошо хотя бы требования проводить обязательную регистрацию такого оборудования НКУ не содержит).

Если же аграрий не имеет бензовоза, а собирался заправлять технику подрядчика на своей стационарной АЗС, которая находится неподалеку от поля (обычно на практике так и происходит), то, осуществив такую операцию, аграрий произведет реализацию горючего в понимании п.п. 14.1.212 НКУ и будет вынужден регистрироваться плательщиком горючего акциза.

Последнее требование и является той ложкой дегтя в бочке меда, которая многим аграриям может запретить заправку техники подрядчика или заставит приобретать либо брать в аренду у других лиц бензовозы (такое удовольствие, как понимаете, не из дешевых).

Вот именно тем аграриям, у которых нет своего бензовоза, чтобы можно было обработать свою землю техникой других лиц с использованием своего горючего, можно вместо договора подряда с подрядчиком заключить договор аренды техники.

170916″>Правила аренды

На первый взгляд кажется, что арендовать сельхозтехнику для выполнения сельхозработ проще простого. Заключили договор аренды, получили технику в пользование — и в бой. В то же время на практике все не так просто, как кажется.

Проблемой при оформлении такого договора является то, что для работы на арендованной сельхозтехнике у арендатора не всегда есть квалифицированные кадры. Поэтому не все арендодатели с охотой заключают классический договор аренды транспортных средств, по которому в пользование передается только техника.

Поэтому как выход из этой ситуации на практике заключают договор аренды техники с персоналом.

В то же время, когда заходит речь об аренде не только техники, но и персонала, многие сразу задумываются, можно ли вообще так делать?

1706300″>Хотим вас успокоить:

арендовать сельхозтехнику с персоналом прямо позволяет ч. 2 ст. 798 ГКУ

В ней указано, что договором найма транспортного средства может быть установлено, что он передается с персоналом, который его обслуживает.

Обращаем внимание! Норма об аренде транспортных средств с экипажем распространяется и на аренду сельхозтехники. Дело в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 798 ГКУ предметом договора найма транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные суда, а также наземные самоходные транспортные средства и т. п. Сельхозтехника, а именно трактора и комбайны, на наш взгляд, как раз и попадает в когорту наземных самоходных транспортных средств.

Дело в том, что в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением КМУот 10. 10.2001 г. № 1306, транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов.

Трактора и комбайны подпадают под это определение. В частности, сельхозтрактора предназначены не только для выполнения механизированных работ, но и используются для перевозки груза. Кроме того, на них могут устанавливаться разные спецмеханизмы и оборудование, а именно плуги, косилки, опрыскиватели и т. п.

Что касается комбайнов, то они являются самоходными транспортными средствами, потому что на них устанавливаются специальное оборудование и механизмы, например разные виды жаток для сбора тех или иных видов сельхозкультур.

Кроме того, все трактора и комбайны на сегодня подлежат регистрации на основании ст. 34 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII, как и любые транспортные средства. Это также дает право говорить, что трактора и комбайны являются транспортными средствами.

Кроме того, о том, что трактор является транспортным средством, прямо указывает определение, которое содержится в Техрегламенте, утвержденном постановлением КМУ от 28.12.2011 г. № 1367 (ср. ). В нем сказано, что трактором является моторизованное колесное или гусеничное транспортное средство сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения.

Еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что трактора являются транспортными средствами, можно считать то, что они классифицируются в группе 87 УКТ ВЭД «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и оборудования», коды 8701, 8709.

Следовательно, если аграрий найдет арендодателя, который передаст ему в аренду и технику, и персонал, который на ней работает, то он может смело соглашаться на такую операцию.

Оформлять договор аренды сельхозтехники с экипажем нужно по тем же правилам, что и обычный договор аренды транспортного средства. То есть заключают его в простой письменной форме.

Помните! Если одна из сторон договора аренды транспортного средства является физлицом, то договор следует нотариально удостоверять (ст. 799 ГКУ). То же касается и аренды сельхозтехники с экипажем. В то же время вряд ли какое-то физлицо-арендодатель предоставит в аренду сельхозтехнику именно с экипажем.

Обычно арендуют сельхозтехнику с экипажем у ФЛП или юрлица. А когда сторонами договора являются два юрлица или юрлицо и ФЛП, то нотариально удостоверять такой договор не обязательно. Конечно, если только одна из сторон этого не пожелает.

Особенности аренды с экипажем

Когда агротоваропроизводитель арендует сельхозтехнику с экипажем, у него сразу возникает вопрос: не придется ли ему нанимать лицо, которое будет работать на арендованной технике по трудовому договору, контракту или заключать с ним отдельный ГП-договор?

17074556″>Арендатору не нужно оформлять с экипажем, арендованным с техникой, трудовые или любые другие договоры

Об этом прямо говорит ст. 805 ГКУ: экипаж не прекращает трудовых отношений с наймодателем. Следовательно, персонал который работает на арендованной технике (например, комбайнер и его помощник) на благо арендатора, не находится с ним ни в трудовых, ни в ГП-отношениях. Поэтому арендатору в этом случае нужно ни сообщать в налоговую, что у него начали работать новые работники, ни начислять им зарплату и другие начисления. Также не надо включать их в свою налоговую и ЕСВ-отчетность.

Кроме этой особенности, во время аренды техники с экипажем арендатору следует учитывать и другие условия из ст. 805 ГКУ, а именно:

— управление и техническая эксплуатация транспортного средства осуществляются его экипажем. То есть арендатор не может поручить своему работнику руководить сельхозтехникой, арендованной с экипажем;

— расходы на содержание экипажа несет арендодатель, т. е. зарплату персонала арендованной техники начисляет именно арендодатель и он же на нее начисляет ЕСВ. Оно и не удивительно, потому что персонал, работающий на такой технике, является работником арендодателя.

В то же время это может стать и не большим препятствием. Дело в том, что арендатор не вправе прямо влиять на персонал, работающий на такой технике, поскольку трудовой распорядок, поведение и другие условия работы персонала устанавливаются именно арендодателем;

— персонал , арендованный с техникой, обязан отказаться от выполнения распоряжений нанимателя, если они противоречат условиям договора найма, условиям использования техники, а также если они могут быть опасными для экипажа, техники, прав других лиц.

Поэтому, заключая договор аренды техники с экипажем, советуем арендатору подробно прописать обязанности и права персонала, который будет работать на технике.

Расходы на содержание техники ложатся на плечи арендатора (ст. 801 ГКУ). То есть именно он будет заправлять технику горючим. А расходы на заправку будет считать своими расходами. На это указывают и фискалы (см. письмо ГФСУ от 15.06.2017 г. № 659/6/99-99-15-03-03-15/ІПК).

Кроме того, стоит учитывать, что согласно ч. 1 ст. 286 ГКУ арендная плата определена как фиксированный платеж. Поэтому не советуем устанавливать в договоре размер арендной платы, что прямо зависит от объема произведенной работы, как это делают при оформлении договора подряда. Дело в том, что такой порядок расчета арендной платы может натолкнуть фискалов на мысль, что перед ними завуалированный под договор аренды договор подряда. А заправка горючим через АЗС техники подрядчика требует регистрации плательщиком горючего акциза.

Чтобы выйти из ситуации, советуем прописать в договоре аренды фиксированный размер аренды исходя из плановой нормы объема работ, который должна выполнить арендованная техника, а потом проводить корректировку платы в случае невыполнения или перевыполнения такой нормы.

Все другие правила аренды транспортных средств касаются и аренды сельхозтехники с персоналом. С ними вы можете ознакомиться в «Налоги & бухучет», 2020, № 19.

выводы

  • Заправлять сельхозтехнику подрядчика и не становиться плательщиками горючего акциза могут те заказчики, которые соблюдают одновременно все требования, прописанные в п.п. 14.1.221 НКУ.
  • Аграрии, которые заправляют технику подрядчика через собственную стационарную АЗС (на нефтескладе), осуществляют реализацию горючего.
  • При аренде сельхозтехники с экипажем арендатор не оформляет с ним трудовые отношения.

Гибкие соглашения об аренде ферм | Ag Decision Maker

Вся ферма > Лизинг > Аренда за наличный расчет

Колебания рынков и неопределенная доходность затрудняют установление справедливой денежной арендной ставки перед каждым урожаем. Чтобы решить эту проблему, некоторые землевладельцы и арендаторы используют гибкие договоры аренды, в которых арендная плата не определяется до тех пор, пока не будет собран урожай. Окончательная арендная ставка основана на фактических ценах и/или доходах, получаемых каждый год. Исследование владения и владения сельскохозяйственными угодьями в Айове за 2017 год показало, что на гибкую аренду приходится 18 % всех договоров аренды наличными в Айове. Гибкая аренда имеет следующие преимущества:

  • Фактическая уплаченная арендная плата корректируется автоматически по мере колебаний доходности или цен.
  • Риски распределяются между владельцем и арендатором, как и возможности получения прибыли.
  • Землевладельцам платят наличными – им не нужно участвовать в принятии решений о вводимых ресурсах или маркетинге зерна.

Вариант A: Доля валового дохода

Наиболее распространенный тип гибкой аренды требует, чтобы владелец получал денежную ренту, равную определенной доле валового дохода от урожая. Стоимость урожая определяется путем умножения фактического урожая на доступную рыночную цену, обычно во время сбора урожая. При этом типе аренды как цена, так и риск доходности распределяются между арендатором и владельцем в той же пропорции, что и валовой доход. В этом отношении он аналогичен аренде доли урожая.

В большинстве гибких договоров аренды в Айове указано, что арендная плата будет составлять от 25 до 40% валовой стоимости урожая или валового дохода от урожая. В таблице 1 ниже показана средняя денежная арендная плата в Айове в процентах от валовой стоимости урожая и дохода за последние 10 лет. Валовая стоимость урожая представляет собой произведение средней урожайности по штату на среднюю цену по штату с октября по декабрь. Валовой доход от урожая включает в себя валовую стоимость урожая плюс все платежи по товарной программе Министерства сельского хозяйства США и страховые выплаты по страхованию урожая.

Вариант B: Базовая арендная плата плюс премия

Другой тип формулы гибкой аренды определяет базовую или минимальную арендную плату, плюс землевладелец получает долю валового дохода сверх определенного базового значения.

Базовым значением валового дохода может быть сумма, которая была бы получена при типичных условиях доходности и цены, соответствующих базовой ренте (таблица 1). Она также может быть равна себестоимости производства арендатора на акр, включая базовую арендную плату. По сути, это становится планом распределения прибыли.

Бонус может варьироваться от одной трети до половины суммы сверх базового дохода. Обе стороны должны договориться о том, как рассчитать валовой доход и не приведет ли валовой доход ниже базового уровня к тому, что фактическая арендная плата будет меньше базовой величины арендной платы. Если базовая арендная плата также указана как минимальная арендная плата, ее, вероятно, следует установить ниже, чем типичная фиксированная денежная рента для той же земли; в противном случае землевладелец не несет никакого риска убытков.

Разделение риска

Землевладельцы и арендаторы должны тщательно взвесить тип и степень риска, на который они готовы пойти. Принятие на себя риска означает большие потери, когда цены или доходность низки, но может привести к большей прибыли в лучшие годы. Землевладельцы, желающие получать фиксированный доход от своих инвестиций в фермы, возможно, должны согласиться на более низкую долгосрочную арендную плату, чем те, кто готов разделить риск. Арендаторы со значительными финансовыми обязательствами должны также рассмотреть возможность использования других способов снижения риска, таких как приобретение страхования доходов от урожая.

Аренда, в которой арендная плата основывается только на цене или доходе, может фактически увеличить риск арендатора через несколько лет. Это связано с тем, что цены могут быть высокими, когда доходность низкая, или цена может быть низкой, когда доходность высока. Таким образом, корректировка арендной платы на основе только одного фактора не всегда отражает фактическую прибыль, полученную в этом году. Корректировка арендной платы с учетом изменений как цены, так и доходности гарантирует, что фактическая арендная плата будет тесно связана с годовым доходом арендатора.

Определение дохода

Важно заранее и в письменной форме согласовать порядок определения факторов, которые будут использоваться для расчета окончательной арендной платы. Эти факторы должны основываться на информации, доступной обеим сторонам. Фактическую урожайность можно определить по:

  • Весовые талоны, если весь урожай продан или помещен на коммерческое хранение  
  • Мониторы урожайности комбайна или тележки-весы  
  • Емкость складского места

Когда урожай, хранящийся на ферме, в конечном итоге продается, любое отклонение от предполагаемого урожая может быть использовано для корректировки арендной платы, уплачиваемой за этот урожай.

Предполагаемые урожаи должны быть скорректированы до стандартного уровня влажности, например, 15% влажности для кукурузы.

В некоторых договорах гибкой аренды используется средняя доходность по округу, рассчитанная Министерством сельского хозяйства США. Это позволяет избежать вопроса о том, как измерить фактическое производство, и устраняет влияние управленческих способностей выше или ниже среднего на урожайность. Однако средняя урожайность по округам Национальной службы сельскохозяйственной статистики (NASS) Министерства сельского хозяйства США обычно не объявляется до марта, следующего за годом сбора урожая. Вторичная урожайность должна обсуждаться в случае, если урожай данного округа не сообщается.

Определение цены

Цена, используемая для расчета окончательной арендной платы, должна представлять потенциальный доход, который можно получить от продажи урожая. Это может быть цена наличными в местном элеваторе или переработчике в указанную дату или среднее значение ближайших цен за несколько дат. Следует использовать цены на даты, близкие или предшествующие моменту выплаты окончательной ренты, даже если урожай может быть фактически продан позже. Только в том случае, если землевладелец предоставляет складские помещения, следует использовать цены после сбора урожая.

Также могут быть включены цены форвардных контрактов, доступные до сбора урожая. Многие производители сельскохозяйственной продукции начинают устанавливать цены на урожай весной или летом. В этом случае использование цены, предлагаемой за доставку урожая один день в месяц, например, с марта по декабрь, может наилучшим образом отразить общую стоимость урожая.

Другой альтернативой использованию местной цены является использование цены фьючерсного контракта за вычетом обычной базовой стоимости для местоположения фермы. Другие варианты включают использование опубликованных цен округа, рассчитываемых Агентством сельскохозяйственных услуг Министерства сельского хозяйства США (FSA) каждый день, или среднемесячных цен наличными, сообщаемых Национальной службой сельскохозяйственной статистики Министерства сельского хозяйства США (NASS) в штате Айова.

Государственные платежи

FSA больше не указывает, что при договоре аренды, в котором риск урожайности делится между арендатором и землевладельцем, любые платежи USDA, на которые может претендовать ферма, должны быть разделены в той же пропорции, что и риск. Все платежи теперь выплачиваются арендатору. В таких случаях любые такие платежи могут быть включены в оценку валового дохода, используемую для определения суммы причитающейся арендной платы.

Выплаты по страхованию урожая

Свыше 90% посевов кукурузы и сои в Айове застрахованы многократным страхованием урожая. В годы низкого производства или низких цен выплаты страхового возмещения могут значительно увеличить доход производителя. Включение платежей по страхованию урожая в валовой доход, используемый для расчета гибкой арендной платы, позволяет землевладельцу косвенно пользоваться преимуществами этого инструмента управления рисками. Конечно, землевладелец также должен нести расходы, а это означает, что взносы по страхованию урожая должны вычитаться из валового дохода, используемого для расчета арендной платы, даже в те годы, когда не поступают компенсационные выплаты.

Дополнительные соображения

Страхование урожая и государственные платежи обычно поступают через 3-13 месяцев после окончательного платежа по арендной плате. Чтобы избежать дополнительных операционных издержек, связанных с управлением арендными платежами через год после окончания сезона, эти «другие источники дохода» часто не включаются. Обратите внимание, что проценты, связанные с «Денежной рентой как % от валовой стоимости урожая», обычно выше, чем проценты, связанные с «Денежной рентой как % валового дохода от урожая» в Таблице 1.

Некоторые арендаторы и землевладельцы могут захотеть избежать возможности очень высокой или очень низкой арендной платы в данном году, установив максимальную и/или минимальную арендную плату. Это удерживает фактическую арендную плату, выплачиваемую каждый год, в желаемом диапазоне.

Многие договоры аренды предусматривают внесение части арендной платы авансом, возможно, до 1 марта. При гибкой аренде авансовый платеж может составлять фиксированную сумму, тогда как окончательный платеж зависит от фактических цен и доходности.

При обсуждении гибкой денежной арендной платы следует учитывать различия в методах сохранения и управления землей. См. CLG 105: Руководство по передовым методам сохранения на всей ферме и FM 1814/AgDM C2-08: Дополнение к аренде для получения методов сохранения для контроля потери почвы.

Формула гибкой аренды, которой необходимо следовать, должна быть проверена с использованием нескольких различных вариантов цены и доходности, чтобы проиллюстрировать диапазон потенциальной денежной ренты. Независимо от того, какой тип договора принят, он должен быть описан в письменной форме (с примером) и сделан частью письменного договора аренды. Следующая страница может быть использована в качестве дополнения к аренде, чтобы указать гибкие условия аренды.

Другие ресурсы

Издание Университета штата Айова по расширению и распространению информации FM 1538/AgDM C2-12, Форма аренды фермы штата Айова содержит стандартную форму аренды фермы. Публикация ISU Extension FM 1801/AgDM C2-20 «Вычисление денежной арендной ставки возделываемых земель» содержит информацию о том, как определить справедливую денежную арендную плату.

Интерактивная электронная таблица Инструмента принятия решений для анализа гибких договоров аренды ферм доступна на веб-сайте Ag Decision Maker.

Дополнительную информацию об аренде сельскохозяйственных угодий см. на веб-странице Ag Decision Maker Leasing.

Рабочий лист с гибкой арендой, показанный ниже, также представлен в сопроводительном файле «pdf», доступ к которому можно получить, щелкнув здесь или по значку выше.

 

Алехандро Пластина, экономист по расширению, 515-294-6160, [email protected]
Уильям Эдвардс, экономист на пенсии. Вопросы?
Энн М. Йоханнс, специалист по программам повышения квалификации, 515-337-2766, [email protected]

Полезный обзор соглашений об аренде оборудования [Часть 2]

27 мая 2021 г. Автор: Деннис Ховард

Строительное оборудование

История написана для журнала Compact Equipment Magazine и впервые опубликована в выпуске за апрель 2021 г.

Вы знаете, на какой срок вам нужно арендовать машину. Вы знаете тариф и варианты оплаты. Вы даже знаете, как вы хотите, чтобы вложения учитывались в соглашении. Теперь пришло время перейти к мельчайшим деталям: знаете ли вы, что все включено в фактическое соглашение об аренде?

В дополнение ко всему, что обсуждалось в первой части этой серии статей, состоящей из двух частей, вот несколько вещей, которые нужно знать о соглашении.

Во-первых, если вы пропустили Часть 1: Часто задаваемые вопросы о соглашениях об аренде оборудования или хотите освежить в памяти информацию о том, что связано с арендой оборудования, эта статья поможет вам начать.

Договор аренды
Структура договора немного различается в зависимости от арендуемого дома. В RDO Equipment Co. мы занимаемся арендой оборудования, помимо продажи новых и подержанных машин. Наш процесс заключается в том, чтобы сначала составить основное соглашение об аренде, а затем, по мере необходимости, дополнения.

Хотите арендовать производительную компактную строительную машину? Посмотрите, чтобы узнать, подходит ли вам мини-погрузчик или компактный гусеничный погрузчик

Генеральное соглашение включает всю юридическую информацию. Требования к страховке будут отмечены здесь. Хотя они могут различаться, RDO, например, требует подтверждения общей ответственности и страхования имущества для демонстрационных договоров, договоров аренды ссуды и договоров аренды с выкупом.

Мастер также разъясняет, что арендатор знает, как безопасно эксплуатировать, транспортировать и обслуживать машину, а также что делать в случае повреждения машины и любого прилегающего имущества или другого оборудования. Если требуется первоначальное обучение оператора или транспорт, это будет включено в соглашение. В нем также разъясняется, за какое техническое обслуживание отвечает арендатор, а за что отвечает центр проката или дилерский центр.

Базовое ежедневное техническое обслуживание обычно возлагается на арендатора, в то время как за более серьезное профилактическое обслуживание отвечает центр или дилерский центр.

Наконец, в соглашении уточняется, что арендные платежи не применяются к будущей покупке машины, если только это не соглашение об аренде с выкупом.

В приложении указаны детали, относящиеся к оборудованию, такие как номер модели и ежемесячный платеж, а также то, что арендатор принимает условия и возвращает машину в том же состоянии. Часть ежемесячного платежа будет иметь немного больше информации, чем сам номер.

«У каждой компании есть дополнительные расходы, встроенные в договоры аренды, такие как налоги и сборы, поэтому важно узнать обо всех расходах, изложенных в договоре, и иметь полное представление о том, что взимается», — Майк Фентон, генеральный менеджер RDO прокат, консультирует.

Аренда становится все более популярной и часто является правильным выбором для многих компаний и уникальных ситуаций.