Чтз б 10: Бульдозер ЧТЗ Б10 и его модификации – технические характеристики, описание, схемы | Бульдозеры | Hard-Machines.ru

Бульдозер ЧТЗ Б10 и его модификации – технические характеристики, описание, схемы | Бульдозеры | Hard-Machines.ru

Бульдозер Б 10 является продуктом модернизации и усовершенствования бульдозера Т-170 производства легендарного Челябинского тракторного завода. Он взял все лучшие характеристики от своего прототипа, но при этом его функции и технические показатели гораздо лучше. Однако нельзя сказать, что Б10 – это всего лишь модификация Т-170. Гусеничный трактор под названием Б10М Бульдозер является отдельной моделью в ассортименте техники, выпускаемой ЧТЗ.

Бульдозер Б10М применяется для экскавации грунта категории I-III. Грунт категории IV также может разрабатываться этим трактором после предварительного рыхления. Данный бульдозер также может быть оснащен рыхлителем. Бульдозер  спроектирован для эксплуатации при температуре воздуха в диапазоне от  -50°С до +40°С. Эта модель способна взрыхлять грунт, промерзший до -5°С.

Габаритные размеры трактора с отвалом и рыхлителем:

Эксплуатационная масса ЧТЗ Б10М варьируется в зависимости от модификации:

Эксплуатационная масса ЧТЗ Б10М

Параметр

Б10М. 0000

Б10МБ.0020-1

Б10М.6000

Б10МБ.6020-1

Двигатель

Д-180

ЯМЗ-236Н-3

Базовый трактор Т10М, кг

15950

18070

15330

17450

Бульдозерно-рыхлительный агрегат, кг

20965

20345

Бульдозер и прицепное устройство, кг

18870

21210

18250

20590

Бульдозер Б10 предлагается в различных модификациях, выбор модификации зависит от эксплуатационного окружения, в котором планируется его работа. Модификация с технической трансмиссией имеет более высокий коэффициент производительности и легче ремонтируется. Тогда как гидромеханическая трансмиссия обеспечивает не только высокую производительность, но и комфортные условия, и эргономичность работы оператора. При наличии гидромеханики оператору приходится применять меньше усилий для управления трактором и навесным оборудованием. Болотная модификация переназначена для работы на грунтах низкой несущей способности.

Кроме того, ЧТЗ предлагает модификацию Б10М.08

, которая отличается усовершенствованной механической трансмиссией. Усовершенствованием является отсутствие муфты сцепления/гидротрансформатора. Двигатель соединяется с КПП упругой муфтой и карданным валом. Это позволяет увеличить КПД и уменьшить расход топлива на 10-15% на единицу объема грунта. Бульдозер ЧТЗ Б10М оснащен двигателем Д180 мощностью 180 л.с. Такая мощность в сочетании с техническими характеристиками других модулей и узлов трактора дает тяговое усилие, позволяющее буксировать груз весом равным номинальному весу самого трактора.

Ходовая часть была улучшена подшипниками на опорных катках и уплотненными шарнирными устройствами для трака. Кроме того, некоторые модификации имеют мокрый мост, в котором тормозящие части находятся в масленой субстанции. Это увеличивает срок эксплуатации ходовой части и бульдозерного агрегата в целом, а также значительно улучшает маневренность. Ходовая часть меньше изнашивается, дольше служит и обеспечивает безопасное и плавное движение транспорта на сложных рельефах.

При выборе навесного оборудования необходимо учесть, что прямой навесной отвал универсален для планировки грунта и его перемещения. Полусферический отвал позволяет перемещать и разрезать больший объем грунта или бульдозировать какой-либо строительный сыпучий материал. Для перемещения строительных материалов большого объема целесообразнее использовать отвал сферического типа.

Кабина оператора также усовершенствована. Она герметична, эргономична, имеет защиту водителя при переворачивании трактора или падении на него тяжелых материалов во время строительства. Сидение подрессорено и регулируемо. Панель инструментов расположена так, чтобы быть в поле зрения оператора, не отвлекая его от обзора передней и задней части кабины и работы навесного оборудования.

Учитывая преемственность моделей ЧТЗ и текущее производство запчастей самим производителем, ремонт не представляет собой никаких трудностей в плане поиска запасных частей.  Если при ремонте используются новые и «родные»  запчасти, бульдозер Б10М будет служить долгий период. Для долгосрочной и бесперебойной эксплуатации также необходимо строго следовать правилам эксплуатации и правилам своевременного и надлежащего технического обслуживания. Они изложены в инструкции по эксплуатации и технологических картах, которые идут в комплекте при приобретении трактора.

Б-10

Главная \ БУЛЬДОЗЕРЫ ЧТЗ \ Б-10

Бульдозер Б-10 / Б-170 является основной модификацией трактора т-170. Б-10 / Б-170 является одним из самых популярных бульдозеров 10 тягового класса, несмотря на то, что бульдозер в своей истории насчитывает более 20 лет.

Бульдозер б-10 является собирательным названием всех промышленно-гусеничных бульдозеров 10 тягового класса производства ЧТЗ.Бульдозеры Б-10 / Б-170 производят в комплекте с двигателем производства ЧТЗ или Ярославского моторного завода.

 

Используемый на бульдозере двигатель Д180 мощностью 180 лошадиных сил и увеличенном запасе крутящего момента (на 25 %), повысил эффективность и работоспособность б-10 в несколько раз. Этот двигатель может работать на различных видах топлива бензине, керосине, дизеле и газоконденсате, что делает его очень выгодным для суровых условий севера. Так же двигатель любого бульдозера Б-10 / Б-170 может комплектоваться разными системами запуска двигателя: электростартерной и карбюраторной. Комплектации зависят от условий эксплуатации бульдозера. Так же существует возможность комплектации предпусковым подогревом двигателя или другими способами запуска двигателя в тяжелых условиях.

Бульдозеры Б-10 / Б-170 в наше время очень конкурентно способны. Конкурентов на отечественном рынке у данной спецтехники практически не существует. Исключением, в ценовой категории, можно назвать только бульдозеры китайского происхождения, но качество у них оставляет желать только лучшего.
Бульдозеры б-10, начиная с первых моделей, зарекомендовали себя, как безотказная спецтехника, которая может успешно работать не только на территории нашей страны, но и во всех уголках земного шара. Для определенных условий работы разработана своя модификация, Всего их насчитывается около 80 модификаций и комплектаций.  Широкая дилерская сеть позволяет доставить необходимые запчасти в любой уголок стран СНГ в самые короткие сроки.

Бульдозер б-10 очень прост и легок в управлении. Кабина устанавливается на платформу, которая максимально изолирована от различного рода вибраций внешних факторов. Обладает красивым и современным дизайном. Большая площадь остекления кабины б-170 увеличивает зрительное пространство оператора. Кроме этого кабина комплектуется удобным сиденьем, которое регулируется по весу и росту, шторками, защищающими от солнца кондиционером или печкой.

 

 

ПараметрЗначение
Тип двигателяЧетырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)
    при 1250 об/мин 
    при 1070 об/мин
132 (180)
125 (170)
103 (140)
Запас крутящего момента, %не менее 25
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт (г/л.с.ч)не более 218 (160)
Количество цилиндров4
Рабочий объем, л14,48
Диаметр цилиндра, мм150
Ход поршня, мм205
Система охлажденияжидкостная
Воздухоочистительдвухступенчатый: первая ступень – мультициклон с автоматическим удалением пыли, вторая ступень – бумажные фильтрующие элементы
Система смазкикомбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами
Система пускаэлектростартерная (индекс “0”) или пусковой карбюраторный двигатель (индекс “1”)
ТрансмиссияМуфта сцепления постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная
Коробка передаччетырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре – назад.
Выпускается в вариантах приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя.
Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации)
Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторовс механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)

 

Передачавпередназад
норм. диапазонускор. диапазонскорость, км/ч
скорость, км/ч
тяговое усилие, кНскорость, км/чтяговое усилие, кН
I2,581423,071223,01
II3,571034,25854,18
III5,20676,20546,06
IV8,703510,402710,20

Теоретическая тягово-скоростная характеристика

Несущая система бульдозера Б-10 / Б-170

Рамная, сварная. Необходимая жесткость обеспечивается пространственной конструкцией корпуса бортовых фрикционов, к которому приварены лонжероны коробчатого сечения, бампером и коробкой балансирной балки, приваренных к лонжеронам. Рама болотоходной модификации бульдозера Б170 имеет удлиненные лонжероны.

Ходовая система бульдозера Б-10 / Б-170

Тележечная. Подвеска тележек – полужесткая трехточечная с рессорой. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах. 

На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля установлены опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и механизм сдавания гусеницы.

ПараметрЗначение
Количество опорных катков с каждой стороны5 (серийная модель)
6 (на заказ)
7 (болотная модель)
Количество поддерживающих катков с каждой стороны2
1 (индекс “3”)
Механизм натяжениягидравлический
Ширина башмака гусеницы, мм500 (серийный)
690 (для трубоукладчика)
900 (болотоходный)
460 (облегченный, индекс “3”)
Шаг, мм203
Высота грунтозацепа, мм65
Удельное давление на грунт, МПа0,076

За стандартную (основную) принята ходовая часть бульдозера Б-170 с пятикатковыми тележками, традиционных для тракторов ЧТЗ тягового класса 10. Семикатковые тележки применяются на тракторах Б170 для работы на слабых почвах (“болотоходных”). Совместно с башмаками шириной 900 мм они обеспечивают значительно пониженное удельное давление на грунт. 
Семикатковые тележки применены и на тракторах Б-170, используемых в качестве базы под трубоукладчики ТР12 и ТР20 и под прицепной кран КП-25.

Электрооборудование бульдозера Б-10 / Б-170

ПараметрЗначение
Номинальное напряжение, В24
Генератор переменного тока966.3701
Аккумуляторные батареимощностью 1 кВт, с выпрямителем и электронным регулятором напряжения
6СТ-182ЭМС, шт.2
Стартер 251.3708, мощность,кВт8,2

 

Кабина бульдозера Б-10 / Б-170

Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное, регулируемое по весу и росту оператора, сиденье, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе.На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора б170. Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов. По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером или подогревателем.

Гидравлическая система бульдозера Б-10 / Б-170

Раздельно-агрегатная гидравлическая система бульдозер т-170 с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы в зависимости от устанавливаемого навесного оборудования. Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и приводится от его шестерен распределения. Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами “Реготмас” имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива. <

Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.

  • Номинальное давление в системе, МПа 16
  • Давление настройки предохранительного клапана, МПа 18 – 20

Гидроцилиндры передней навесной системы:

  • диаметр гидроцилиндра, мм 100
  • диаметр и ход штока, мм 60х800

Гидроцилиндр перекоса отвала:

  • диаметр гидроцилиндра, мм 160
  • ход штока, мм 200

Гидроцилиндр рыхлителя:

  • диаметр гидроцилиндра, мм 160
  • ход штока, мм 450

Заправочные емкости бульдозера Б-10 / Б-170

  • Топливный бак, л 300
  • Система охлаждения, л 60
  • Система смазки двигателя, л 32
  • Коробка передач и задний мост, л
  • гидромеханической трансмиссии 90
  • механической трансмиссии  50
  • Бортовой редуктор (каждый), л 12
  • Гидравлическая система, л 100 

Габаритные размеры Бульдозера Б-10 / Б-170

Габаритные размеры тракторов Т-170 всех модификаций и комплектаций укладываются в железнодорожный габарит.
Базовая модель имеет габариты, мм:

  • Длина, мм 4210
  • Ширина, мм 2480
  • Высота, мм 3250
  • Колея, мм 1880
  • База, мм 2880

Колея тракторов б-170 болотоходных модификаций – 2280 мм. Ширина – 3230 мм.

База тракторов б-170 с гусеничными тележками:

  • пятикатковыми – 2517 мм
  • семикатковыми – 3225 мм.

Масса Бульдозера Б-10 / Б-170

Масса серийных моделей тракторов семейства Т-170 находится в диапазоне 14100 – 16760 кг:

  • базовая модель 15990 кг
  • облегченный трактор 13000 кг
  • база под трубоукладчик 17700 кг

Перечень табличек и маркировок на тракторе

 

1- Маркировки на бульдозерном оборудовании – условное обозначение предприятия-изготовителя и номер нанесены ударным способом на задней стороне отвала справа в верхней части.
2 – Табличка на трактор с бульдозерным или бульдозерным и рыхлительным оборудованием закреплена на задней стороне отвала справа в верхней части.
3 – Табличка на двигатель закреплена на правой стороне двигателя над топливным насосом, номер двигателя продублирован в том же месте и закрыт табличкой.
Табличка на турбокомпрессор закреплена на фланце корпуса турбокомпрессора.
Табличка на топливный насос закреплена на блоке топливного насоса.
Номер пускового двигателя нанесен ударным способом на блоке пускового двигателя.
4 – Номер коробки передач(КП) нанесен ударным способом на горизонтальной площадке: – в верхней части задней крышки корпуса планетарной коробки передач; – в верхней части корпуса КП механической трансмиссии. 
Номер гидротрансформатора(ГТР) нанесен ударным способом на вертикальной плоскости верхней части корпуса ГТР. 
Номер муфты сцепления нанесен ударным способом на фланце муфты сцепления.
5 – Табличка на трактор закреплена на задней стенке корпуса бортовых фрикционов с правой стороны в верхней части. При установленном рыхлительном оборудовании недоступна.
6 – Номер трактора продублирован ударным способом на корпусе бортовых фрикционов сверху справа. 
7 – Номер корпуса бортовых фрикционов нанесен ударным способом на задней стенке корпуса бортовых фрикционов вверху слева. 
8 – Маркировка на рыхлительном оборудовании – условное обозначение предприятия изготовителя и номер нанесены ударным способом на рабочей балке сверху слева.

Купить бульдозер

, бульдозер б/у, бульдозер

Размещено на Размещены на Наименее дорогой сверху Самый дорогой сверху Год выпуска – новые сверху Год выпуска – старый сверху

1

Связаться с продавцом

КОМАТСУ D39PX-23

аукцион

Год 2014 Пробег Сила

Австралия, Брисбен

1

Связаться с продавцом

ГУСЕНИЦА D6R

аукцион

Год Пробег Power

Австралия, Брисбен

Подпишитесь на получение новых объявлений из этого раздела

Связаться с продавцом

ГУСЕНИЦА Д3К

аукцион

Год 2009 г. Пробег Power

Австралия, Брисбен

Связаться с продавцом

КОМАТСУ D37PX-23

аукцион

Год 2014 Пробег Мощность

Австралия, Брисбен

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год Пробег Power

Португалия, Лейрия

1

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год Пробег Сила

Испания, Леон

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2015 Пробег 1721 м/ч Power

Великобритания, Саутгемптон

1

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год Пробег Сила

Испания, Леон

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2015 Пробег Power

Portugal, LISBOA

Связаться с продавцом

€ 14500 доллар США австралийский доллар ≈ 15310$ ≈ 22550 австралийских долларов

Год 1977 г. Пробег 19993 м/ч Power

Португалия, Rio Maior

Связаться с продавцом

€ 34500 доллар США австралийский доллар ≈ 36430$ ≈ 53660 австралийских долларов

Год 1991 г. Пробег 7880 м/ч Сила

Португалия, Риу-Майор

Связаться с продавцом

€ 25000 доллар США австралийский доллар ≈ 26400$ ≈ 38880 австралийских долларов

Год 1990 г. Пробег 15251 м/ч Power

Португалия, Rio Maior

Связаться с продавцом

€ 105000 доллар США австралийский доллар ≈ 1109 долларов США00 ≈ 163300 австралийских долларов

Год 2015 Пробег 2138 м/ч Мощность

Литва, Каунас

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2007 г. Пробег Мощность

Китай, Шанхай

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 1995 г. Пробег Мощность

Италия, Рим

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2013 Пробег 9780 м/ч Мощность

Дания, Глоструп

Связаться с продавцом

цена по запросу

Высота подъема 4 мм

Год 02/2015 Пробег Мощность

Китай, Шанхай

Связаться с продавцом

цена по запросу

Высота подъема 4 мм

Год 03/2018 Пробег 900 м/ч Мощность

Китай, Шанхай

Связаться с продавцом

цена по запросу

Год 2002 г. Пробег Power

Польша, Любартув

Связаться с продавцом

€ 25000 доллар США австралийский доллар ≈ 26400$ ≈ 38880 австралийских долларов

Год 1994 г. Пробег Power

Польша, Любартув

Связаться с продавцом

€ 49000 доллар США австралийский доллар ≈ 51740$ ≈ 76210 австралийских долларов

Год 1999 г. Пробег Сила

Польша, Любартув

Связаться с продавцом

€ 42000 доллар США австралийский доллар ≈ 44350$ ≈ 65320 австралийских долларов

Год 2007 г. Пробег Мощность

Польша, Любартув

Связаться с продавцом

аукцион

год 2011 Пробег 28398 км Мощность

ОАЭ, Дубай

Связаться с продавцом

цена по запросу

Рабочая глубина 672 мм

Год 2005 г. Пробег 14856 м/ч Сила

Польша, Фридрыхово

Связаться с продавцом

цена по запросу

Евро Евро 4 Высота подъема 1025 мм Рабочая глубина 580 мм Ширина лезвия 3860 мм

Год 2014 Пробег 7900 м/ч Power

Польша, Фридрыхово

Продажа техники или транспортных средств?

Вы можете сделать это с нами!

Избранное : 0 Сравнение: 0

Следующий

1 23 … 159Следующий

Результаты поиска: 2377 объявлений

Показать

Получить новые результаты поиска:

Подписаться

Челябинский тракторный завод / Уралтрак

Челябинский тракторный завод когда-то был крупнейшим предприятием такого рода в мире. Челябинск в годы войны назывался Танкоградом. Южный Урал давал 40% всей военной продукции страны; заводы поставили 60% средних и 100% тяжелых танков. Город стал настоящим центром оборонной промышленности СССР: с 19С 41 по 1945 г. в Челябинске располагался Наркомат танковой промышленности, боеприпасов, среднего энергетического машиностроения и вооружения. Город стал символом уральской стойкости, надеждой и оплотом всей страны, ковавшим победу над врагом.

В Челябинске также имелось конструкторское бюро, создававшее новые виды оружия. Было создано 13 типов новых танков и САУ. С производства тяжелых танков КТ ЧТЗ, развернувшегося в начале войны, перешел на выпуск знаменитых Т-34, а позже – ИС. Именно в Челябинске был создан ИС-2, который на тот момент был признан одним из сильнейших на планете. Танки ИС сыграли значительную роль в боях 1944-1945.

Еще одним успехом челябинских инженеров является создание первого в мире тяжелого танкового транспортера. Это позволило увеличить темпы доставки боевых машин на фронт и стало важным фактором победы над гитлеровской Германией. После войны огромное количество танков и тракторов челябинского производства нашли приют на постаментах в России, странах СНГ и Восточной Европы.

Челябинский тракторный завод – крупное машиностроительное предприятие по проектированию и производству промышленных тракторов и двигателей к ним. Обладает богатым технологическим и промышленным потенциалом. Высококвалифицированные специалисты способны решать сложные задачи по строительству, инжинирингу. Завод выпускает ряд машин для нефтегазовой, минеральной, строительной промышленности и др. Продукция ЧТС сегодня пользуется большим спросом на российском и международном рынке. Численность сотрудников составляет более 6000 человек.

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. 1930-е годы были периодом в истории страны, временем беспрецедентного промышленного развития. Большое значение для страны имело создание отечественного тракторостроения, флагманом которого стал ЧТЗ. Возведенный в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 1930-е годы не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и вместе с семью предприятиями, частично или полностью перебазированными в Челябинск, представлял собой танковый завод, позже названный в народе Танкоградом. В беспрецедентные сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тыс. танков и самоходных установок, 48,5 тыс. танковых дизелей, 17,7 млн. боеприпасов.

В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами противника. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны. Уральские богатыри работали на всех крупных стройках СССР. Мощные машины с эмблемой «ЧТЗ» можно встретить на всех континентах — от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и они всегда служат с честью.

Завод награжден орденом Ленина в 1971 г., орденом Трудового Красного Знамени в 1983 г., орденом Кутузова первой степени в 1945 г. , орденом Красной Звезды в 1944 г. Испытательный завод в 1944 г. и проектирование бюро по дизелям в 1945 году были награждены орденом Ленина. 12 трактористов-конструкторов удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Истоки

29 мая 1929 года СНК СССР принял постановление «О наступлении на строительство тракторного завода на Урале». Челябинск был выбран для его строительства не случайно: Копейские угольные разрезы могли обеспечить будущий завод-гигант дешевым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а Магнитогорский металлургический комбинат, строящийся небывалыми темпами, — чугуном и коксом. Расположение города на Транссибирской магистрали позволило значительно сократить транспортные расходы при перевозке тракторов в восточные районы страны. Плюс старейшая промышленная зона — Урал — это квалифицированная рабочая сила.

В ноябре 1929 года постановлением ВСНХ СССР было утверждено, что будущий ЧТЗ должен стать первым в стране заводом по крупносерийному производству гусеничных тракторов и выпускать 40 тысяч машин в год. Ни в Европе, ни в Америке не было в то время тракторного производства такого уровня.

К весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде конструкторском бюро выполнили эскизный проект предприятия. Руководство страны понимало, что строительство предприятия такого уровня, как ЧТЗ, возможно только с использованием всего передового опыта, накопленного к тому времени в мире тракторостроения.

С руководством американской фирмы Caterpillar договориться не удалось: требования были сделаны неприемлемыми, переговоры зашли в тупик. Тогда советские представители решили создать в Детройте специальное конструкторское бюро Челябинский тракторный завод, где над генеральным планом ЧТЗ работали вместе 40 советских и 12 американских специалистов. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект были внесены существенные изменения. Мы решили создать три здания: механический, литейный и кузнечный – вместо 20 отдельных мастерских. Еще одним важным нововведением является замена железобетонных несущих конструкций зданий на металлические. За счет этого были расширены пролеты в корпусе, что позволяло при необходимости менять производственные мощности.

7 июня 1930 г. был готов генеральный план ЧТЗ. А уже 10 августа в Челябинске в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха. Первые строители ЧТЗ столкнулись с очень большими трудностями: отсутствием оборудования, жилья и квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность кадрами в 1929-1930 годах – всего 60 процентов, большая текучка, отсутствие средств.

30 апреля 1931 года ЦК КПСС (большевиков) принял постановление о строительстве Челябинского тракторного завода. В нем говорилось, что «…своевременное завершение строительства и ввод в эксплуатацию Челябинского тракторного завода является одной из важнейших задач, стоящих перед народным хозяйством СССР». Наметили конкретные меры по обеспечению строительства кадрами и строительными материалами. В постановлении особо отмечалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться «. ..по степени их активного содействия успешному завершению строительства и пуску ЧТЗ». 11 мая 1931 руководители Челябтракторостроя были взяты И.В. Сталина, заявившего, что «…ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта».

На промплощадке ЧТЗ возникло движение за ускоренный темп работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57 процентов от общего числа рабочих, то накануне пуска завода почти 90. Высокие темпы строительства позволили к 1932, приступить к полномасштабному монтажу производственного оборудования.

Всего в оснащении ЧТЗ оборудованием приняли участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии. Более 120 заводов СССР выпускали машины и механизмы для ЧТЗ. Доля отечественного оборудования составила более 40 процентов. «За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!..» — под таким девизом был запущен всесоюзный конкурс на досрочное выполнение заказов для завода.

31 мая 1933 года в 15:40 под ликующие крики тысяч собравшихся первый собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса во двор завода. На следующий день, 1 июня 1933 года, состоялся торжественный пуск Челябинского тракторного завода имени Сталина. То, что было сделано всего за три года, было потрясающим. Голое поле превратилось в растущий город. Там, где еще совсем недавно была непролазная грязь, стояли огромные мастерские, кирпичные дома. В районе завода построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный центр.

К 1934 году Советский Союз фактически сделал большой шаг вперед в отношении своей промышленной программы. На XVII съезде партии (всего через три года после XVI съезда партии, когда Сталин поставил первоначальные задачи) Сталин акцентировал внимание на том, что промышленность сильно расширилась и продолжает расти. Он с гордостью сообщил, что введены в строй тысячи новых предприятий, в том числе такие гигантские объекты, как Днепрогэс, Магнитка и Кузнецкая площадка, Уральский автозавод, Челябинский тракторный завод, Краматорский автозавод и так далее. Нижний Тагил, город на Урале, в 140 км от Екатеринбурга, раньше был закрыт для иностранцев.

В 1936 году семь челябинских тяжелых машин, которыми управляли южноуральские специалисты, спасли от голода весь город Якутск. В тот год было особенно морозно, и три корабля, пытавшиеся доставить в Якутск продукты и предметы первой необходимости, буквально вмерзли в реку. Южноуральская техника отправилась спасать сибиряков. Семь челябинских тягачей преодолели почти 2000 километров по суровой сибирской земле, добрались до заблокированных кораблей и на специально оборудованных санях доставили продовольствие в голодающий город.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ-С-60 и дизельные тракторы С-65 были удостоены Гран-при — высшей награды выставки. 30 марта 1940 года – менее чем через семь лет после пуска завода – с конвейера сошел 100-тысячный трактор марки ЧТЗ.

Уже в начале 1940 года заводу было поручено начать освоение производства тяжелых танков КВ, разработанных на Ленинградском Кировском заводе. Затем были проведены все подготовительные работы, и 31 декабря 19 г.40 на ЧТЗ был собран первый танк. До начала войны было изготовлено 25 КВ-1.

Великая Отечественная война

Танкоград – город, которого не было на карте Социалистической Родины. Это неофициальное название Челябинск получил во время Великой Отечественной войны, когда вместо тракторов заводы стали выпускать танки. Крупный завод по производству советских танков КВ и Т-34, город Челябинск на Урале получил прозвище «Танкоград», его гражданские машиностроительные заводы быстро переоборудовали для производства оружия. Челябинск ввел в историю Великой Отечественной войны гордое имя Танкоград. День за днем ​​в Танкограде трудной ценой ковала Победу. Именно здесь были созданы самые мощные танки и снаряды, а сам город стал символом единства фронта и тыла, единства народа, восставшего против фашистских захватчиков.

1750 километров советской территории между Челябинском и Москвой обеспечили будущее одного из ключевых центров вооружений Советского Союза. Город находился вдали от наступающих немецких войск, в безопасности от разрушительного действия люфтваффе и защищен невообразимыми просторами русских степей, бурлящими реками и нависающими Уральскими горами.

Целые заводы и промышленные районы были перемещены в Ленинград С.М. Кировский завод №1. 185 был отправлен на восток до того, как немецкие войска достигли города. То, что не было перенесено, было построено с нуля. Огромный Челябинский тракторный завод и Челябинский металлургический завод скоро будут пущены на фронт.

Уже 1 июля 1941 года цеха и участки завода, которые занимались изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в две смены по 11 часов каждая. Все обычные и дополнительные праздники были отменены. Если с начала года по 1 июля 1941 года доля продукции военного назначения в производственной программе ЧТЗ составляла всего 13,1 процента, то с 1 июля по 1 октября она возросла до 42,8 процента, а с октября 1941 года – до 92,7 процента. . Завод должен был освоить крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

Положение на фронтах ухудшилось. 6 октября 1941 года приказом наркома танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в Кировский завод наркома-танкопрома в городе Челябинск.

В сентябре — октябре 1941 года в Челябинске началась эвакуация двух огромных предприятий — Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 из Украины. Не было прецедента ни в отечественной, ни в мировой практике, когда такие заводы-гиганты с их многотысячными бригадами в считанные дни снимались с фундамента, грузились в поезда и через короткое время запускали производство чуть ли не за тысячи километров с колес. конец огромной страны.

Харьковский моторный завод № 75 успел эвакуироваться под бомбежками фашистской авиации всего за неделю до того, как в город вошли немецкие танки. Эвакуация Кировского завода проходила в еще более сложной обстановке. В октябре-ноябре 1941 года все места в самолетах, вылетавших из окруженного гитлеровцами Ленинграда на Большую землю, были отданы рабочим и специалистам Кирова, которых затем срочно отправили поездом в Челябинск. На Урал было переправлено более 15 тысяч заводских рабочих и членов их семей. Основной состав головных танковых мастерских, созданных на ЧТЗ, был укомплектован рабочими и специалистами Кировского завода.

К январю 1942 года на завод прибыло 29 850 человек. Из них 8 тыс. были размещены в городе, 17 тыс. – в заводских корпусах, 3800 человек – на эвакуационных пунктах – в ремесленном училище, заводском клубе и школе № 52 (ныне № 48). Условия жизни были невероятно тяжелыми. Но все бытовые проблемы в те дни отошли на второй план. Главной заботой всех, кто работал на заводе, были танки. Фронт требовал: “Дайте танки! Скорее! Немедленно!”.

В течение 1941 года производство тяжелых танков КВ увеличилось в 5,5 раза. Это было достигнуто за счет увеличения среднемесячной выработки на одного рабочего, так как даже после приезда в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова рабочих рук катастрофически не хватало. По плану на первый квартал 1942 года в цехах завода должно было работать около 40 тысяч человек, но реально их было всего 27 321 человек. Для восполнения нехватки кадров на завод были привлечены женщины и дети-подростки.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) завод прекратил выпуск тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цеха, тысячи людей, оборудование – должны были переключиться только на производство тяжелых танков. Так родился легендарный Танкоград.

4 июля 1942 года перед Кировским заводом в Челябинске была поставлена ​​чрезвычайно срочная задача: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать серийное производство средних танков Т-34. Производственные мощности завода не расширялись. На одном и том же оборудовании, в одних цехах должны были делать две совершенно разные боевые машины. С 19 августа№ 42 ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а выпуск Т-34 должен был постоянно расти: в августе 100 штук, в сентябре 300, а в октябре уже 350. Завод был разделен на два самостоятельных постановки. Должны были быть самостоятельные цеха по выпуску тяжелых машин и отдельно по средним танкам, а в некоторых цехах приходилось организовывать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего лишь одного месяца весь производственный цикл предприятия перестраивался на новую машину. Считалось, что это технически невозможно. Но это было необходимо для Победы, и это сделали танкисты. Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создан новый механический цех для обеспечения тяжелых и средних танков деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера тракторной сборки цеха по сборке средних танков был организован цех СБ-34. От мелкосерийной техники, еще сохранившейся в некоторых областях, следует перейти к технологии массового производства. В считанные дни необходимо было установить 1200 дополнительных станков и перевезти из цеха в цех около 700. Необходимо было спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе на новом станке. Уже 22 июля 19 г.42 конструкторы выдали рабочие чертежи деталей Т-34, а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить. 22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская «тридцатьчетверка».

В середине сентября 1943 года ГКО поставил перед заводом задачу: не снижая достигнутых объемов сборки боевых машин, развернуть производство совершенно новых тяжелых танков ИС. В этих машинах, разработанных в КБ «Танкоград», гармонично сочетались броня, скорость и вооружение. ИСы были почти на 10 тонн легче немецких тяжелых танков, при этом имели более толстую броню и более мощное орудие, обладали лучшей маневренностью, маневренностью и приспособленностью к ремонту в полевых условиях. Не останавливая производства, завод реконструировал многие цеха, организовав новые участки и линии.

Более 600 инженеров и техников разрабатывали технологию новой машины, люди почти не покидали свои рабочие места. И невозможное снова стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно началось серийное производство танков ИС. В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире была запущена конвейерная линия сборки тяжелых танков.

Танки «Урал» победили в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда. Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки вышел на небывалый темп производства боевых машин. За время войны в Челябинске было выпущено тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было выполнено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 млн единиц боеприпасов и много других оборонных заказов.

Холодная война

В 1943 году задумались о мирном производстве в Танкограде. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске группа конструкторов в инициативном порядке уже работала над концепцией перспективной машины. 15 мая 1944 года приказом № 320 наркома танковой промышленности заводу официально предписывалось разработать сельскохозяйственный трактор мощностью 80 л.с.

Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ 19 января. 46, через восемь месяцев после окончания войны. Перевод танкового завода на выпуск тракторов вновь потребовал серьезной реконструкции предприятия, первый этап которой был завершен лишь к 1948 г. ЧТЗ должен был обеспечить ежегодную поставку в отечественный народ более 10 тыс. тракторов С-80. экономика. К концу 1948 года с главного конвейера завода стало сходить в среднем от 20 до 25 тракторов в сутки.

После войны начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 первые 194 трактора были отгружены в Польшу, Чехословакию и другие страны. К середине 50-х годов техника ЧТЗ уже продавалась во все страны соцлагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

30 апреля 1956 года был собран первый образец дизель-электрического трактора ДЭТ-250, не имевший мировых аналогов. 1 мая его показали на площади Революции во время праздничной демонстрации в Челябинске. Модернизированный ДЭТ выпускается до сих пор; он был и остается самым быстрым бульдозером в мире. 20, 19 июня58 заводу возвращено историческое название Челябинский тракторный завод.

В конце 1960-х – начале 1980-х годов Челябинский тракторный завод пережил второе рождение: он был коренным образом реконструирован с целью освоения производства промышленных тракторов типа Т-130. В 1984 году собран миллионный трактор марки «ЧТЗ». Пик производства промышленных тракторов был достигнут в 1988 году, когда с конвейера сошло 31 700 машин.

Новое время, отсчет которого начался после перестройки, объявили в 1985, поставил перед ЧТЗ задачи, которые ему еще не приходилось решать. Речь шла о том, сможет ли завод выжить в рыночных реалиях. В конце 1980-х завод пережил конверсию, производство танков было полностью свернуто. Освоение производства мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать потерянные объемы.

После холодной войны

Распад СССР и начало рыночных реформ в России. ЧТЗ одним из первых крупных машиностроительных предприятий стал акционерным обществом. В 1992 года государственное предприятие «Производственное объединение ЧТЗ имени В.И. Ленина» преобразовано в акционерное общество. Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не оправдались. Резкий спад производства и работы для традиционных потребителей челябинской техники – строителей, мелиораторов, в горнодобывающей и других отраслях бывшего СССР вызвал обвал выпуска тракторов. И не только на ЧТЗ: тяжелые годы переживало все отечественное машиностроение. Кризис середины 1990-е годы для тракторного гиганта обанкротились, само существование ЧТЗ оказалось под вопросом.

Челябинский тракторный завод был объявлен банкротом в феврале 1998 года. Проектная мощность – 60 тысяч тракторов в год. На 22 декабря 1998 г. кредиторская задолженность превысила 3,7 млрд руб. Крупнейшими кредиторами являются государство, задолжавшее 1,4 млрд рублей, энергокомпания Челябэнерго, задолжавшая 143 млн рублей, и Уралтрансгаз, которому завод должен 16,5 млн рублей. В апреле 2001 года Челябинский тракторный завод остановил производство на две недели в связи с падением спроса на тракторы на внутреннем рынке. Обанкротившийся Челябинский тракторный завод, посоветовавшись с комитетом кредиторов, в середине 2002 года начал избавляться от активов через серию публичных аукционов.

Без преувеличения новой точкой отсчета в истории Челябинского тракторного стал приход команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего во главе с генеральным директором Валерием Платоновым. За несколько лет была проделана большая работа по возрождению ЧТЗ. Команде Платонова В. удалось не просто сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, а фактически превратить его в эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия – ООО «ЧТЗ». -Уралтрак.

За последние несколько лет создана целая серия новых моделей и модификаций инженерных машин марки ЧТЗ. Заводские дизайнеры и маркетологи стараются быстро реагировать на меняющиеся требования рынка. Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульной коробкой передач, удлиненным мостом тележки и гидромеханической трансмиссией. Новый, более мощный бульдозер Б-12 тягового класса 15 тонн пользуется большим спросом у потребителей. Трактор Б-11 создан с современным дизайном, улучшенной эргономикой кабины и обшивкой из композиционных материалов. На заводе мощных тракторов выпускается также новый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320, а также самоходный ремонтный модуль на базе малогабаритного трактора «Уралец». Производство колесной техники – фронтальных погрузчиков семейства Proffi, начатое два года назад, активно развивается.

На моторном заводе растет производство дизельных двигателей для бронетехники. Контракт Уралвагонзавода с Индией на поставку 300 танков Т-90 был заключен только благодаря 1000-сильному двигателю В-92, созданному на ЧТЗ. Подготовлены к серийному выпуску новые дизельные двигатели для челябинских и нижнетагильских тракторов.

Сегодня ЧТЗ-Уралтрак – это уже не просто тракторный завод, а производственное объединение по производству широкой номенклатуры дорожно-строительной техники, двигателей, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции. Впервые в современной истории начаты работы по техническому перевооружению производства, освоению гибких технологий, приобретается новое современное оборудование. Имущественный комплекс ЧТЗ включает 160 предприятий, в том числе более 20 дочерних, работающих в едином технологическом цикле с головной компанией. Всего здесь работает более 20 тысяч человек. Комплекс предприятий ЧТЗ демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Если в 2005 г. объем реализации продукции (с учетом НДС) составил 8,76 млрд руб., в 2006 г. – 11,66 млрд руб., то к концу 2007 г. – более 16,8 млрд руб. (на 44% выше уровня 2006 г.).

Стабильный рост объемов производства и, как следствие, улучшение финансового состояния ЧТЗ в 2007 г. обеспечили двукратный рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней (1,9 млрд руб.). Всего в 2007 году под торговой маркой ЧТЗ было реализовано 3160 инженерных машин (тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, погрузчиков) – в 1,55 раза больше, чем в 2006 году. Показатель продаж стал лучшим за пять лет.