Что такое локализация производства – Локализация производства – это… Определение понятия, план, степени и уровни

Содержание

Локализация производства – это… Определение понятия, план, степени и уровни

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Понятие локализации

В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства – это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

Участники процесса локализации

Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором – о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства – это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции. Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

Наиболее перспективные направления локализации

Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии. Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации. Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

Разработка проекта локализации предприятия

На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

  • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
  • Строительство и оборудование производственного объекта.
  • Юридическое оформление деятельности.
  • Создание системы менеджмента.
  • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

Критерии локализации производства

На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

  • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
  • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
  • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
  • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

План мероприятий по локализации производства

После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

  • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
  • Моделирование стратегии организации производства.
  • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
  • Оснащение площадки для производства.
  • Подготовка персонала.
  • Организация сборочного производства.
  • Подготовка технической документации.
  • Сертификация продукции.
  • Оптимизация производства.

В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками – полностью изготавливать на собственных мощностях.

Степени локализации

Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера. Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов. В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

Уровни локализации

В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде. Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства – это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества. Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

Коэффициенты уровней локализации

К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

  • Коэффициент себестоимости продукции.
  • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
  • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
  • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

Современные проблемы локализации

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства – это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Особенности локализации в России

Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом. Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области. Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

Преференции при локализации

Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

  • Понижение ставок по страховым взносам.
  • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
  • Техническая поддержка в процессах модернизации.
  • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
  • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

Заключение

Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства. Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства. Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

fb.ru

Российский автопром спасет локализация — журнал За рулем

Есть один показатель, по которому Россия находится в мировых лидерах, — это производство автомобилей. Здесь мы в шаге от первой десятки (занимаем одиннадцатое-двенадцатое место) и вроде бы готовы продвинуться выше. Что же мешает развитию отечественного автопрома?

01

Главная причина — неустойчивая ситуация на автомобильном рынке (это касается как самой России, так и соседних стран, куда поставляются машины российской сборки). Другая причина — технологическая: слишком низка степень локализации. О чем речь? Часто под уровнем локализации (лат. localis — местный) подразумевают долю комплектующих местного производства в собранном автомобиле. Между тем при подсчете степени локализации производственники учитывают не только выпущенные в стране компоненты и запчасти, но и все затраты, связанные с обеспечением производства автомобилей: зарплату работников, оплату потребленной электроэнергии, воды и др. Вне зависимости от методики подсчета, локализация не только благо (дешевле покупать комплектующие в соседнем городе, чем везти за тысячу верст), но и обязанность каждого производителя по договору с государством.

СО СВОИМ САМОВАРОМ

Иномарки в России начали собирать в середине 1990-х годов. Первенцами стали «Дэу-Нексия» и «Дэу-Эсперо», которые из привозных машинокомплектов делали в Ростове, на заводе «Донинвест». Затем появились первые совместные предприятия — «Автофрамос», «Джи-Эм-АВТОВАЗ», но даже тогда о локализации практически не заикались. Лишь с выходом в 2005 году постановления правительства № 166 о промсборке иностранцы пошли в Россию, что называется, косяком. Еще бы, новый режим позволил им открывать сборочные предприятия и ввозить автомобильные компоненты по низким (или вовсе нулевым!) таможенным ставкам. В обмен на невиданную щедрость государства компании брали на себя обязательства по постепенному переходу на комплектующие, сделанные в России. Устанавливалось единое требование — достичь 30-процентного уровня локализации в течение семи-восьми лет. Минимальный объем выпуска должен был составлять 25 тысяч автомобилей в год.

За следующие пять лет в России появилось восемнадцать новых предприятий — совместных или со стопроцентным иностранным капиталом. И быстро выяснилось, что найти в нашей стране надежных производителей комплектующих — та еще задача. Большинство кандидатов в поставщики не соответствовало никаким международным стандартам. По воспоминаниям руководителей сборочных заводов, из каждой сотни предложений можно было принять не более двух-трех. При этом приходилось жестко контролировать все технологические процессы, поскольку многие поставщики могли качественно сделать сто или тысячу образцов, но выдержать должный уровень на партии в 100 тысяч экземпляров были не в состоянии. Не хватало качественных базовых материалов (стальной прокат, пластики и т. д.), требовались поставщики второго и третьего уровней.

02

www.zr.ru

Локализация производства: законодательные аспекты

Государство предоставляет компаниям, работающим в режиме промышленной сборки, таможенные преференции при импорте комплектующих в обмен на выполнение обязательств по объему создаваемых мощностей и уровню локализации. Практика работы по Соглашению о промышленной сборке поднимает много вопросов, касающихся нормативной базы, и вопросы эти требуют грамотного освещения.  

В соответствии с Приказом «Об ут-верждении порядка, определяющего понятие «Промышленная сборка» от 23.10.2010 г., предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, должны обеспечить определенный уровень локализации производства, то есть часть используемых автокомпонентов должна иметь российское происхождение.

Однако, компания, работающая в режиме промышленной сборки, может импортировать не только готовые автокомпоненты, но и сырье для них. При этом возникают вопросы относительно возможности учета автокомпонентов из импортного сырья, изготовленных в России самой компанией или третьей стороной, при определении уровня локализации производства.

Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает Вильгельмина Шавшина, к.ю.н., советник и руководитель практики внешне-торгового регулирования DLA Piper.

Вильгельмина Шавшина
Советник и руководитель практики внешне- торгового регулирования DLA Piper, к.ю.н.

Как правильно рассчитать уровень локализации в аспекте определения страны происхождения используемых для производства сырья и автокомпонентов?

— На уровень локализации, с одной стороны, влияет таможенная стоимость всех автокомпонентов и их частей, классифицируемых при ввозе в кодах ТН ВЭД ТС «для промышленной сборки» и в кодах ТН ВЭД ТС не «для промышленной сборки», ввезенных российским юридическим лицом для производства.

Фактически, кроме стоимости всех импортируемых компанией компонентов, в этот показатель включается также и стоимость компонентов, приобретенных компанией локально, при условии, что эти компоненты были ранее импортированы иным юридическим лицом и с ними не производились никакие производственные операции. Поэтому, чем выше стоимость импортируемых товаров в целом, тем ниже уровень локализации.

С другой стороны, на уровень локализации влияет общая стоимость всех произведенных узлов и агрегатов, со-ответственно уровень локализации об-условлен, в том числе, добавленной стоимостью труда, амортизацией оборудования и иными расходами на производство продукции. Кроме того, в стоимость включается и определенный процент прибыли, заложенный компанией при продаже собранных автокомпонентов. Поэтому чем выше стоимость изготовленного и реализованного автокомпонента, тем выше уровень его локализации.

Может ли компания, работающая в режиме промышленной сборки и производящая на территории РФ автокомпоненты, для производства которых она сама закупает сырье за рубежом, при определении уровня локализации учитывать такие автокомпоненты как имеющие российское происхождение?

— С точки зрения возможности по-лучения на произведенный продукт (автокомпонент) сертификата российского происхождения, следует учитывать, соблюдаются ли компанией при осуществлении ею промышленной сборки критерии достаточной переработки в соответствии с Правилами, установленными Соглашением Пра-вительств государств-участников стран СНГ от 20.11.2009 г. (с изм. от 18.10.2011 г.) «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».

В зависимости от вида произво-димого автокомпонента, для опре-деления его происхождения будет применяться один из основных критериев достаточной обработки/переработки: изменение товарной позиции по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков, добавление фиксированного процента добавленной стоимости или соблюдение определенных технологических операций.

___________________________________________________________________________________________________

В соответствии с Приказом «Об утверждении порядка, определяющего понятие «Промышленная сборка» от 23.10.2010 г. среднегодовой уровень локализации         рассчитывается по формуле

                                   V

                  L = (1 –  __V__   ) x 100%,

                                    P

где:

L − среднегодовой уровень локализации производства;

V − таможенная стоимость всех автокомпонентов и их частей, классифицируемых при ввозе в кодах ТН ВЭД ТС «для промышленной сборки» и в кодах ТН ВЭД ТС не «для промышленной сборки», ввезенных российским юридическим лицом для производства;

P − общая стоимость всех произведенных узлов и агрегатов и реализованных        покупателям (приобретателям) за отчетный период.

___________________________________________________________________________________________________

Как изменяется ситуация в том случае, если сырье для производства этих автокомпонентов было приобретено у другой российской компании, занимающейся импортом такого сырья? Будут ли указанные автокомпоненты иметь российское происхождение?

— Товары, ввезенные третьими лицами и используемые для промышленной сборки Компанией-держателем Соглашения, подписанного в соответствии с Постановлением Правитель-ства РФ № 566 от 16.09.2006 г. «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, вво-зимых для промсборки», засчитываются в показатель V и, соответственно, влияют на уровень локализации. Исключение составляют товары (приобретенные у компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории Тамо-женного Союза), в отношении которых произведены операции, в результате которых изменено состояние товара. Следовательно, если товары были приобретены Компанией — держателем та-кого Соглашения у третьего лица в том виде, в котором они были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и выпущены для внутреннего потребления, то они влияют на уровень локализации, уменьшая его соответствующим образом.

Отмечаем, что действующее законодательство о промышленной сборке не дает четкого понятия, каким образом должно быть изменено состояние товара, то есть должно ли меняться его происхождение в соответствии с принятыми критериями достаточной пере-работки. Однако, мы полагаем, что министерства и ведомства будут достаточно категорично рассматривать степень обработки такого иностранного товара, не позволяя считать простые сборочные операции должным измене-нием состояния товара для того, чтобы считать его локализованным (произведенным) на территории России.

Когда компания, работающая по ре-жиму промышленной сборки, закупает у другой российской компании необходимые автокомпоненты, произведенные из импортного сырья, может ли первая учесть эти автокомпоненты как имеющие российское происхождение?

— В случае переработки ввезенных то-варов и их последующей продажи компанией — третьим лицом Компании — держателю Соглашения, подписанного в соответствии с Постановлением № 566, продукт переработки будет считаться товаром российского происхождения при соответствии его критериям до-статочности такой переработки, при наличии документа (сертификата), подтверждающего страну происхождения товара.

В этом случае стоимость закупленных на российском рынке автокомпонентов, прошедших достаточную об-работку, будет учитываться фактически в общей стоимости произведенного конечного автокомпонента (показатель P в приведенной выше формуле).

В случае, если с товарами будут производиться операции, которые не являются достаточными, переработанный таким образом товар не будет считаться происходящим из той страны, где эти операции имели место. В разделе 3 Соглашения «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» указаны операции, не отвечающие критерию достаточной обработки/переработки товара.

В отношении автокомпонентов это могут быть операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки; операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки; мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами; операции по покраске или полировке; фасовка и другие простые операции по упаковке; простые сборочные операции или разборка товаров по частям.

www.napinfo.ru

Что такое уровень локализации производства. Локализация производства автомобилей оказалась фикцией

Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации

Введение

В настоящей Методике оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации (далее – Методика) изложены основные организационные и методологические рекомендации по оценке степени использования товаров (основных средств, комплектующих, сырья и материалов), трудовых ресурсов, работ и услуг российского происхождения при производстве электротехнической продукции, применяемой для нужд ДЗО ПАО «Россети», с возможностью разбиения по видам производимой продукции и производителям.

Определение уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации осуществляется в рамках деятельности ПАО «Россети» по созданию условий для развития импортозамещающих производств в электротехнической промышленности.

Методика является документом, регламентирующим формы предоставления информации, а также порядок проведения расчётов уровня локализации производства электротехнической продукции, используемой для нужд ДЗО ПАО «Россети», в соответствии с перечнем, приведенным в Приложении А.

Методика предназначена для использования структурными подразделениями ПАО «Россети» и ДЗО, а также производителями оборудования для оценки уровня локализации производств электротехнической продукции при проведении аттестации оборудования, а также при принятии управленческих решений по закупке электротехнической продукции.


  1. Термины и определения
Дата оценки – дата, по состоянию на которую осуществляется оценка уровня локализации производства электротехнической продукции.

Импортное изделие – изделие, страной происхождения которого не является Российская Федерация (в соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Импортозамещение – тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, отечественными изделиями.

Локализация компетенций – передача резиденту Российской Федерации результатов научно-технической деятельности на основе лицензионных договоров, договоров купли-продажи, договоров о совместных разработках, обучении или обмене персоналом и иных гражданско-правовых договоров для использования в производстве и создания на этой основе собственного научно-производственного потенциала.

Локализация производства – применение Локализованных изделий и осуществление Локализованных работ при производстве продукции и в ходе

fortun.ru

Локализация как инструмент формирования кластерной экономики

Локализация производства, когда вокруг иностранного предприятия группируется пул отечественных производителей запчастей, сырья, оборудования, напрямую способствует импортозамещению. Среди примеров в России – производство локомотивов Siemens, к которому подключено около 100 российских поставщиков, заводы Volkswagen, Peugeot & Citroën, Volvo, сформировавшие калужский автомобильный кластер. Российские власти нацелены переносить этот опыт в другие регионы и отрасли промышленности.

Развитие в России межотраслевых кластеров – одно из приоритетных направлений стратегии развития промышленности до 2035 года. Они становятся эпицентрами социального и экономического развития регионов, стимулируя развитие как крупного, так и малого и среднего бизнеса.

  • На конец 2016 года в России насчитывалось 127 промышленных кластеров в 57 регионах.
  • Доля малого и среднего предпринимательства в их структуре составляет 58%.
  • Лидируют по количеству промышленных кластеров Центральный (37), Приволжский (25) и Северо-Западный (19) округа.

Эффективный инструмент кластерной экономики – локализация производства с формированием пула отечественных поставщиков вокруг предприятия с иностранными инвестициями. Пример – калужский автокластер, ядро которого составляют предприятия «Фольксваген Груп Рус», «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив» и концерна Volvo.

  • Уровень локализации производства Volkswagen – 40% (планируется рост до 75 %).
  • Локализация на PSMA – порядка 35% (планируется рост до 50%).
  • Завод Volvo также намерен увеличить уровень локализации.
  • На территории кластера расположено 27 предприятий по производству автокомпонентов.

Другой успешный пример – опыт компании Siemens.

  • Уровень локализации производства скоростных электропоездов «Ласточка» на уральском СП Siemens и Группы Синара превышает 60%. Планируется увеличение до 80%. К проекту подключено около 100 российских поставщиков. Обсуждается создание на базе предприятия кластера железнодорожного машиностроения Свердловской области.
  • Уровень локализации на воронежском заводе «Сименс Трансформаторы» превышает 80%, а на предприятии «Сименс Электропривод» в Санкт-Петербурге – от 40% до 70%. Оба этих предприятия также задействованы в производстве «Ласточки».   

О том, что направление продолжит развиваться, говорит ряд перспективных проектов, а также принятых на федеральном и региональном уровнях мер господдержки:

  • Фонд развития промышленности Ставропольского края объявил о льготном кредитовании под 5% проектов по импортозамещению и локализации производств. Упор будет сделан на создании производства компонентов.
  • В автомобильном кластере в Самарской области проработано 30 проектов по локализации производства автозапчастей для АвтоВАЗа.
  • В пензенском биомедицинском кластере в 2016 году запланировано создание производства медизделиий для рентгеноэндоваскулярной хирургии.
  • В 2017 году запланирован запуск завода Great Wall Motors в индустриальном парке «Узловая» Тульской области с локализацией 70%. Идут переговоры с тульскими предприятиями о производстве автокомпонентов для Great Wall.

Но есть проблемы.

  • Из-за неспособности российских поставщиков оперативно наладить выпуск сложных автокомпонентов должного качества, производители автомобилей стали приглашать в Россию своих зарубежных поставщиков. В результате значительная часть компонентов изготавливается зарубежными компаниями, развития отечественных технологий при этом не происходит.
  • В условиях кризисного падения спроса на автомобили значительное число проектов по изготовлению запчастей было заморожено, а часть действующих предприятий закрыта – как зарубежных (канадская Magna и американский производитель сидений Johnson Controls в Санкт-Петербурге), так и отечественных.
  • В 2018 году прекращается действие соглашения о промышленной сборке, которое устанавливает набор льгот для предприятий в обмен на достижение определенного уровня локализации. При его продлении оно может быть модернизировано. Речь идет о снижении требований по уровню локализации, если часть конечной продукции идет на экспорт. Это позволит сохранить объем производства при снижении потребительского спроса в РФ.

tass.ru

Выгоды локализации * BIGRUSSIA

Перенос (локализация) производства, вызванный различными экономическими факторами, – процесс далеко не новый. Но если мы говорим о появлении целенаправленной политики по поддержке переноса производства в Россию, то она берет свое начало в 90-е годы, когда у нас в стране стали появляться первые компании, занимающиеся «отверточной сборкой». А сам термин прижился и того позднее. Зато теперь он закреплен не только в сознании бизнесменов, но и в Постановлении Правительства Российской Федерации №166 [1] от 08.12.2010 (локализация производства – определение наиболее выгодного месторасположения производства с целью снижения конкуренции и затрат на доведение продукции до потребителя).

В развитых странах за то, чтобы разместить на своей территории крупное производство, идет настоящая война.

Обычно в развитых странах за то, чтобы разместить на своей территории крупное производство, идет настоящая война. Компания должна захотеть размещать его именно в нашей стране/республике/крае/области, поэтому необходимо обеспечить максимально комфортные условия для нее – в первую очередь, налоговые, инфраструктурные и логистические. Все эти вопросы и призваны решать индустриальные парки: как правило, они имеют налоговые льготы или преференции, обладают всей необходимой современной инфраструктурой, позволяют не только организовать свое производство, но и разместить поблизости смежные (производство комплектующих/складские комплексы) – создать так называемый кластер.

На практике это происходит следующим образом. В результате долгих переговоров и согласований с местными администрациями каждая из сторон берет на себя целый ряд обязательств. Госорганы, как правило, обязуются обеспечить за свой счет инфраструктуру к определенной дате и предоставить налоговые льготы. Инвестор – обеспечить рабочие места и иногда график выхода на определенный уровень локализации (что подразумевает необходимость не просто собирать изделие из импортируемых комплектующих, но частично использовать существующее или организовать производство комплектующих в России).

Локализуя свое производство на территории РФ, иностранные компании сталкиваются со многими нюансами.

Ключевые особенности локализации в России: необходимость целенаправленного и неослабевающего внимания со стороны органов государственной власти, а также ориентированность на крупные компании и корпорации, от которых можно ждать значимого социального и бюджетного эффекта. Неудивительно, что удачные проекты реализовались только в тех отраслях, которые были провозглашены приоритетными. В частности, в автопроме и в производстве фармацевтических препаратов. Остановимся чуть подробнее на производстве фармацевтических препаратов.

В одном из «майских указов» 2012 года Владимир Путин поставил цель — к 2018 году довести объем производства отечественных стратегически значимых лекарств до 90%. Была принята Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Были введены пятнадцатипроцентные преференции для отечественных фармпроизводителей при госзакупках. Скоро ожидается выход постановления Правительства «третий лишний», которое подразумевает, что если в госзакупках участвуют два производителя из какой-либо страны Таможенного союза, то производители из третьих стран не допускаются к участию в тендере.

Все это позволило отечественным компаниям поверить в возможность государственной поддержки, а иностранным – осознать выгоды локализации производства. Поскольку строительство производственных мощностей в фармацевтике дело непростое, многие из них пришли к решению о необходимости партнерства с отечественными игроками. Вот только отдельные примеры, когда западные компании, своевременно не локализовавшие производство в России, были потеснены на рынке.

В 2010-2012 гг. российские компании «Биокад» и «Генериум», обеспечив полный цикл производства препаратов «Ронбетал» и «Инфибета» во Владимирской области, за 2 года полностью вытеснили с рынка оригинальный препарат «Бетаферон» компании Bayer и воспроизведенный препарат «Экставиа» компании Novartis. Аргентинская компания Laboratorio Tuteur в 2011 г. совместно с российской компанией ООО «Биотэк» вывела на российский рынок свой воспроизведенный препарат «Генфаксон» и почти полностью вытеснила с российского рынка оригинальный препарат «Ребиф» компании Merck-Serono. В 2012 г. компания «Ф-Синтез», расположенная в Красногорском районе Московской области, с воспроизведенным препаратом «Филахромин» смогла занять 25% рынка, вытеснив оригинальный препарат компании Novartis.

Сейчас – после серьезного снижения рубля – преимущество локализации производства будет проявляться особенно отчетливо.

В качестве важного примера мне хотелось бы выделить российские компании, которые построили свой рост на помощи в локализации производства западных препаратов. Частично это можно отнести к компании «ФармФирма «Сотекс», которая расположена в поселке Беликово Московской области. Она имеет весомое портфолио успешных лицензионных проектов с такими известными фармкомпаниями, как Takeda, Bayer, Sanofi, Novartis. «Сотекс» разработала специальную программу, которая дала возможность партнерам получить уникальные возможности для доступа на российский рынок. Директор по развитию «Сотекса» Алексей Чекалов отмечал в одном интервью, что «основное конкурентное преимущество программы – возможность предоставления полного комплекса услуг от производства, дистрибуции до розничных продаж с полной маркетинговой поддержкой проектов». 

Локализуя свое производство на территории РФ, иностранные компании сталкиваются со многими нюансами, и они по большей части зависят от сферы деятельности, но я постараюсь выделить главные:

1. Сложность найти подходящих по качеству поставщиков. К сожалению, в России нет требуемой культуры производства с минимальным браком, а российские компании зачастую отказываются (или у них просто не получается) подстраиваться под жесткие западные требования. Некоторые OEM (Оriginal Еquipment Мanufacturer — производитель оригинального оборудования. – Прим. ред.) жалуются, что даже металл нужного качества не могут найти, хотя металлургия в РФ всегда считалась одним из локомотивов промышленности. С точки зрения качества комплектующих интересен опыт тольяттинского предприятия «Джи-Эм-АВТОВАЗ», начинавшего выпуск автомобилей в 2003 году с уровнем локализации 95%. Постепенно уровень снизился и сегодня достигает только 47% – компании пришлось отказаться от части российских комплектующих из-за постоянных претензий по качеству.

2. Отсутствие квалифицированных специалистов: в РФ нет жесткой специализации и не привыкли к четкому – до запятой – исполнению того, что написано в должностной инструкции, на многих же западных производствах все действия детально прописаны и зарегламентированы. Там весь процесс производства строится на буквальном выполнении инструкций.

Но даже при наличии этих минусов иностранные компании, работающие на нашем рынке, явственно ощущают преимущества от локализации своего производства. Я бы выделил три основных группы выгод:

1. Низкая себестоимость производства. Сейчас – после серьезного снижения курса рубля – это преимущество будет проявляться особенно отчетливо. Производственные ресурсы в России значительно дешевле, причем это касается почти всего: заработной платы сотрудников, электроэнергии, воды и т.д.

2. Близость к огромному рынку сбыта – более 140 млн человек, причем со среднедушевым доходом существенно выше, чем в Восточной Европе.

3. Гораздо менее конкурентный рынок – в России гораздо меньше конкурентоспособных производителей по сравнению с той же Европой.

Все это определяет высокую привлекательность России как площадки для локализации производства.

bigrussia.org

Локализация производства вакцин — целесообразность и необходимость

Путь сотрудничества предстоит долгий, производственные стандарты и риски высоки, поэтому партнер должен быть надежным и компетентным. Сейчас количество локализованных производств вакцин в России не так велико, но со временем их число обязательно вырастет.

Обоюдное желание найти друг друга

В России курс на локализацию был взят в 2009 году с принятием стратегии «Фарма-2020». Это дало российскому рынку возможность уменьшить свою зависимость от иностранных производителей. Об этом, в частности, сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова на конференции «Биотехмед», прошедшей в Геленджике.

Компания — создатель вакцины — после принятия решения о локальном производстве препарата в России приходит к следующей важной задаче — выбору партнера. Поскольку путь сотрудничества предстоит долгий, производственные стандарты и риски высоки, то партнер должен быть надежным и компетентным. С учетом сложности организации производства вакцин, такой партнер должен обладать соответствующими опытом и экспертизой, а также быть открытым к партнерству и взаимодействию, адаптации своих процессов к международным стандартам, приносимым на местный рынок компанией-разработчиком ЛС.

Как рассказал Тибо Кроснье-Леконт, генеральный директор «Санофи Пастер» в России, как правило, знакомство потенциальных партнеров происходит на площадках профессиональных сообществ (заседаниях комитетов и ассоциаций российских или иностранных производителей), на тематических мероприятиях, например, в рамках различных специализированных выставок и конференций. Хорошо способствуют налаживанию деловых контактов международные экономические и инвестиционные форумы, хотя основные игроки фармацевтического рынка известны, заметны и, как правило, знакомы друг с другом.

Прежде всего, у компаний должно быть обоюдное желание найти друг друга и готовность к сотрудничеству. В России не такое большое множество высокотехнологичных и качественных производственных площадок, на которых иностранные компании могут реализовывать свои проекты по локализации в комфортном режиме. «Поиск и коммуникации с потенциальными партнерами могут занимать по несколько лет, — считает Владимир Христенко, президент компании «Нанолек». — Цена ошибки слишком высока и все это понимают». По мнению Антона Пронина, директора подразделения «Вакцины» компании «Пфайзер», главное требование к производственной площадке потенциального партнера – это соответствие стандартам GMP.

По словам Павла Носырева, вице-президента по производственной деятельности и качеству НПО «Петровакс Фарм», в производстве лекарственных препаратов, особенно таких высокотехнологичных как вакцины, главное – обеспечить стабильно высокое качество, гарантировать безопасность и эффективность лекарственных средств. Поэтому производственная площадка должна работать в соответствии со стандартами GMP, иметь эффективную систему менеджмента качеством, современное оборудование и высококвалифицированный персонал. Процесс локализации лекарственных продуктов будет успешен, если производственная компания обладает опытом международных проектов по трансферу технологий и сможет обеспечить слаженную командную работу.

«Мышление GMP»

Впрочем, как отмечают иностранные фармпроизводители, важно не только то, что у российского партнера есть сертификат GMP. Нужно и наличие «мышления GMP», то есть подхода к организации производства с изначальным учетом самых высоких международных требований. Предполагается, что у российского партнера есть налаженная система контроля качества. Для производства вакцин это параметр является ключевым, так как в их производстве 70% времени уходит именно на контроль качества.

Нужно, чтобы у производителя были необходимые производственные возможности и опыт производства препаратов схожего класса. «Необходимо понимать, что производство твердых лекарственных форм в блистере и производство иммунобиологического препарата в шприце – это абсолютно разные процессы, этапы, сроки, навыки, требования, мышление и подход к работе», — считает Тибо Кроснье-Леконт.

Ну и, пожалуй, главное, что интересует иностранного партнера в российском — его положительная репутация, прозрачная структура собственности и отчетности, отсутствие компрометирующих факторов (например, судебных разбирательств).

Ну а то, что интересует российскую компанию в иностранном партнере, описывает Павел Носырев. «Эффективная проектная команда по переносу технологии, подробные документы по процессам организации и валидации контрактного производства, возможность оперативно решать различные организационные и технические вопросы совместно с проектной командой российского производителя – важные составляющие при работе с партнером. Очень важно, чтобы работающие производственные площадки иностранного партнера были открыты для технических визитов, обучения специалистов российского производителя, чтобы такие поездки по передаче технического и организационного опыта были регулярными», — уверен он.

«Полнота досье препарата и технических данных для технического трансфера, точное описание методик контроля качества, работающее производство данного продута, соответствующее GMP, — добавил Владимир Христенко. — Готовность компании-партнера передать технологию производства, методы контроля качества, участвовать в обучении персонала. Также желателен опыт переноса технологии на другие площадки».

Почему так мало?

Некоторые вакцины производятся на единственном в мире заводе для последующего использования во всех странах мира. На этом предприятии, в том числе, хранится весь биологический материал и обеспечен наивысший уровень защиты. Переносить такое производство может быть опасно и никогда не будет разрешено ВОЗ. Реализуя проект по локализации, компания не только передает местному производителю свое «детище» в виде продукта, самой вакцины, но и ноу-хау, знания и многолетний опыт.

«Не всегда проекты по локализации вакцин оказываются целесообразными как с экономической точки зрения (соотношение затрат на локализацию с ожидаемым уровнем прибыльности), так и с точки зрения сложности организации производства, — говорит Кроснье-Леконт. — Ведь основное отличие в производстве вакцин от других ЛС – это длительный процесс производства, который может занимать до 36 месяцев».

Это объясняет то, почему в России локализовано так мало вакцин. Хотя у этого направления определенно есть будущее. «Локализация производства вакцины дает производителю возможность сократить время от момента производства препарата до момента его получения пациентом, быстрее реагировать на потребности рынка и сделать вакцину более доступной», — считает Антон Пронин.

Но, скорее всего, интерес более прозаичен. Локализация — это мощный инструмент доступа к рынку. С 1 января 2016 года в России действует правило «третьего лишнего», согласно которому импортный препарат не допускается к государственным торгам в случае наличия его двух и более аналогов, производимых локально. Подавляющее количество вакцин закупается государством для Национального календаря профилактических прививок, а у российского партнера может быть свой административный ресурс. Этот и ряд других соображений, конечно, учитываются компаниями при размещении производства в России, даже несмотря на то, что локализация совсем необязательно несет снижение издержек.

«Целесообразность локализации производства любого лекарственного препарата в первую очередь зависит от востребованности препарата в стране и потенциальных объемов его потребления, — отмечает Павел Носырев. — Поэтому, даже учитывая технические сложности производства вакцин, экономически локализация выгодна, поскольку, как правило, это ежегодные большие объемы производства. Но стоит отметить, что в России в настоящее время количество реализованных проектов по локализации технологий иностранных компаний на российских площадках катастрофически мало, что связано как с инертностью иностранных компаний, так и с недостаточно подготовленной базой отечественных производственных компаний, как с точки зрения технологического уровня, так и представленных компетенций».

Источник РИА-АМИ

gmpnews.ru