Ат т тяжелый артиллерийский тягач: Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /

  • Артиллерия
  • /
  • Артиллерия в период с 1946 по 1960 г.г.
  • /
  • Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
  • «Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т, характеристики и конструкция»


    Содержание

    • 1 Характеристики тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
    • 2 Разработка тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
    • 3 Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

    Характеристики тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

    Страна:СССР
    Тип:Тяжелый артиллерийский тягач
    Дата выпуска:1950 г.
    Длинна:6,99 м
    Ширина:3,14 м
    Высота:2,85 м
    Броня, лоб:Нет
    Броня, борт:Нет
    Броня, башня:Нет
    Экипаж:1 человек (+3 места в кабине +18 мест в кузове)
    Двигатель:1х 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401 мощностью 415 л. с.
    Дальность хода:750 км
    Максимальная скорость:36 км/час по шоссе, 18 км/час по пересеченной местности
    Масса:20 тонн, грузоподъемность 5 тонн + 25 тонн на буксире
    Вооружение:Нет

    Разработка тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

    Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (артиллерийский тягач-тяжелый) создан уже после войны, в конце 1940-х годов в конструкторском бюро Харьковского машиностроительного завода им. Малышева. В отличие от более ранних армейских гусеничных тягачей типа Т-20 «Комсомолец», АТ-Т был более универсальным, хорошо пригодным как для перевозки грузов, так и для перевозки людей, и, конечно же, чрезвычайно мощным — буксируемый на прицепе вес мог превышать массу самого тягача.

    Непроходимых дорог для АТ-Т не было — машину с большим энтузиазмом встретили не только военные, но также ученые, геологи и представители других профессий, которым по рабочей необходимости приходилось бывать в самых непролазных дебрях Сибири и регионах Арктики.

    Чертеж тяжелого тягача АТ-Т

    За счет хорошо освоенной промышленностью базы тягача (ходовая часть в основном повторяет шасси танка Т-54, кабина — расширенная кабина грузовиков ЗИС-150), его высокой ремонтопригодности и простоты обслуживания, АТ-Т находился в производстве с 1950 года по 1979 г.

    За создание АТ-Т в 1948 году группа конструкторов ХМЗ была награждена Сталинской премией.

    Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

    Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т имеет классическую компоновку — кабина капотного типа, грузовая платформа за ней, гусеничный движитель и переднее расположение мотора.

    Кабина заимствована у грузового автомобиля ЗИС-150 и расширена на одно дополнительное место. Водителю тягача положен танковый шлемофон, поскольку шумоизоляция кабины конструкцией не предусмотрена. Под капотом кабины расположен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401, мощностью 415 л.с.

    Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

    Ходовая часть тягача АТ-Т разработана на базе танка Т-54, она имеет независимую торсионную подвеску с пятью большими сдвоенными опорными катками по каждому борту. Ведущие колеса передние, со сменными зубчатыми венцами, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц находятся в задней части машины. Трансмиссия АТ-Т состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки перемены передач с отбором мощности на лебедку, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач.

    Грузовая платформа накрывается брезентовым тентом, имеет задний откидной борт. Площадь пола платформы составляет 10,5 кв.м. Под платформой смонтирована тяговая лебедка с усилием на крюке 25 тс (предусмотрены перегрузочный механизм и тормоз) и длиной троса 100 м.

    «Харьковчанка-2» — антарктический вездеход на базе тяжелого тягача АТ-Т, с удлиненным на 2 катка шасси


    Источник: Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

    АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. Фото. Видео. Данные

    Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы II мировой войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали машины АТ-42 и АТ-45. После того как война закончилась, на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали соответствующих тягачей. На ХПЗ вновь развернулись работы. С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х гг. в больших количествах и различных модификациях.

    Артиллерийский тягач АТ-Т – видео

    Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 г. Прямое назначение АТ-Т – буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части — закрытая кабина для экипажа, под капотом, в передней части машины — дизельный двигатель. Также в передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 ООО кгс. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.

    База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как например траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени.

    Изделия на базе АТ-Т

    На базе АТ-Т выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2. Также на его базе выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

    – изделие 402 — спецтягач

    – тягач РВСН раксистемы 8К63

    – установщик РВСН раксистемы 8К63

    – изделие 405 — БАТ

    – изделие 405 У — БАТ-1

    – изделие 405 МУ — БАТ-1М

    – изделие 404 — АТ-ТА

    – изделие 404 С — «Харьковчанка»

    – изделие 409 — БТМ

    – изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг».

    – 60G FT — проект китайской самоходки

    Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

    – Конструкторы: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич
    – Года производства: 1947 – 1979

    Вместимость тягача АТ-Т

    – Число мест в кабине: 4
    – Число мест в кузове: 16
    – Количество дверей: 2

    Вес тягача АТ-Т

    – Масса: 20.000 кг
    – Масса прицепа, кг: 25 000

    Двигатель тягача АТ-Т

    А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м

    Размеры тягача АТ-Т

    – Ширина: 3170 мм
    – Высота: 3000 мм
    – Ширина траков гусеницы, мм: 500
    – Колея, мм: 2640
    – Дорожный просвет: 425 мм

    Скорость тягача АТ-Т

    – по шоссе 35,5 км/ч

    Расход топлива тягача АТ-Т

    – на 100км 140л, масла 4л

    Грузоподъёмность тягача АТ-Т

    – 5000 кг

    – Пятиступенчатая коробка передач
    – Топливный насос: НК-10 210 кг/см
    – Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см²: 0,652
    – Привод: механический
    – Запас хода по шоссе с прицепом, км: 1100
    – Глубина преодолеваемого брода, м: 1,1
    – Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8

     

    Фото тягача АТ-Т


    Артиллерийский тягач АТ-Т с БРСД Р-12 (8К63)

     

    Артиллерийский тягач АТ-Т буксирует 152-мм пушку Бр-2

     

    Радар 1С32М на семикатковом варианте тягача АТ-Т

    САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

    РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

    120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

    САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

    Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

    РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

    САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

    Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

    ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

    2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

    Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

    САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

    Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

    Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

    САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

    АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

    Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

    Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

    Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

    САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

    РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

    САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

    САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

    203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

    Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

    САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

    САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

    САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

    Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

    Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

    Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

    Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

    САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

    САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

    Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

    152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

    САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

    Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

    САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

    Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

    Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

    САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

    Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

    280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

    Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

    Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

    САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

    Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

    Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

    РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

    Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

    2К32 Дева – 82-мм самоходный минометный комплекс

    РПУ-14 (8У38) – реактивная пусковая установка

    РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

    Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

    Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

    САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

    Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

    САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

    Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

    Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

    Добавить комментарий

    АТ-Т – тяжелый артиллерийский тягач

    Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы Великой Отечественной войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе Т-34. Результатом работ являются машины АТ-42 и АТ-45. После окончания войны в Советскую Армию поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, для которых требовались соответствующие тягачи. На ХПЗ снова развернулась работа.

    С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с выпуска 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (тяжелый артиллерийский тягач) и вскоре завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х годах. в больших количествах и различных модификациях.

    Артиллерийский тягач АТ-Т – видео

    Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 г. Прямое назначение АТ-Т – буксируемые артиллерийские установки большой и сверхбольшой мощности. Компоновка грузовика не отличалась особой сложностью: впереди — закрытая для кабины экипажа, под капотом, впереди автомобиля — дизельный двигатель. Также спереди разместились механическая МКПП, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота.

    Передний гусеничный движитель был ведущим. По пять с каждой стороны установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине установлена ​​механическая лебедка с тяговыми катками. Максимальное усилие на канате составляло 20 ООО кгс. Тягач-тягач подрессоренный, двухстороннего демпфирования.
    База этого трактора стала отправной точкой для семейства инженерных машин, таких как напр. траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, землеройная машина МДК-2, которые до настоящего времени состоят на вооружении инженерных частей. Элемент радиолокационного комплекса П-40 – самоходная 1РЛ128Д и радиолокационная станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1С 12) для войсковой самоходной установки ЗРК2К11 “Круг” использовались до сих пор.

    Технические характеристики трактора Т АМВ

    Дизель
    Количество мест в кабине 4 (16) чел.
    Вес 20,0 т
    Длина 7,04 м
    Ширина 3,15 м
    Высота 3,17 м
    трактор Грузоподъемность 5 т
    Масса прицепа 25 т
    Двигатель, мощность 415 л. с.
    Максимальная скорость 45 км/ч
    скорость движения при буксировке до 30 км/ч
    Запас хода 600 км
    Минимальный дорожный просвет 425 мм
    Глубина брода 1 м

    Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т – фото

    Артиллерийский тягач АТ-Т к БРСД Р-12 (8К63)

    Артиллерийские тракторы Tows AT-T-T-152 мм Gun BR 2

    Радар 1S32M на тракторе из семикатковомов в течение

    А +9Wotlf_WTEFkYmIy

    Комсомолец Артиллерийский тягач (1939)

    Советский Союз (1937-1941) Артиллерийский тягач – построено 4400+

    Артиллерийский тягач превратился в ББМ

    Эта машина представляла собой небольшой бронированный тягач, предназначенный для буксировки артиллерийских орудий. Они сыграли свою роль в моторизации артиллерийских частей в конце 1930-х годов и активно участвовал в Зимней войне и первой половине Второй мировой войны на Восточном фронте. В 1941 году эта машина даже была модифицирована в ЗиС-30, но, возможно, более известна своим непреднамеренным многоцелевым использованием в качестве бронетранспортера, подвозчика боеприпасов, артиллерийского орудия, а также танкетки в результате нехватка танков, с которой Красная Армия столкнулась на начальных этапах ВОВ.


    Группа партизан использует «Комсомолец» как БТР.

    Процесс проектирования

    На протяжении 1930-х годов размер и мощность противотанковых орудий значительно увеличивались, а это означало, что маневренность этих орудий и их расчетов становилась все более ограниченной. Советы чувствовали потребность во все более мобильных противотанковых подразделениях, но не имели эффективных средств для этого. Трактор «Комсомолец» должен был стать той конструкцией, которая дала бы моторизованным артиллерийским войскам Красной Армии и, следовательно, необходимую гибкость такого подразделения. Требовалась легкая и мобильная машина, способная быстро менять позицию, особенно в непосредственной близости от вражеских частей, примерно на расстоянии 500-1000 м, но при этом она должна была как минимум соответствовать скорости бронетехники противника. Однако более важным требованием спецификации было то, что он должен был быть дешевым и простым в массовом производстве, поскольку Красная Армия остро нуждалась в быстрой механизации. Для этого конструкторы решили использовать многие черты танкеток и легких танков, включая ходовую часть, коробку передач и двигатель.


    Технический чертеж Комсомольца.

    Этой разработкой стал трактор “Пионер” от Завода Nr. 37 в Москве, но только 50 были выпущены и участвовали в параде 7 ноября 1937 года на Красной площади. На вооружение их не приняли из-за плохой устойчивости, тяги и проходимости на поворотах. Хотя Pioneer мог развивать скорость до 50 км / ч (30 миль в час), у него все еще были вышеупомянутые проблемы, и считалось, что водитель недостаточно защищен. Несмотря на то, что НАТИ заказала две модификации для решения этих проблем, B1 и B2, в целом они оказались еще хуже и так и не были запущены в серийное производство. В конце 19№ 36 под руководством известного конструктора Н. А. Астрова завод начал работу над тягачом «Комсомолец», который в первую очередь предназначался для буксировки более легких артиллерийских орудий Красной Армии. – а именно 45-мм (1,77 дюйма) орудия 53-К и 76-мм (3 дюйма) орудия Ф-22, а также 120-мм миномет М1938.

    «Комсомолец» был гораздо более вместительным, чем его предшественник, и имел клепаные листы брони толщиной 7–10 мм (0,28–0,39 дюйма). Это защищало как командира, так и водителя от огня стрелкового оружия, а также мелких осколков. Командиру, сидевшему справа, был выдан пулемет ДТ в шаровой установке, которую защищала обычная для большинства советских ББМ маска. Двигатель ГАЗ-М был такой же, как на «Пионере», располагался сразу за маховиком. Он был закрыт в бронированном ящике для дополнительной защиты, но с откидными крышками для доступа.

    Задняя часть машины была с открытым верхом, но в плохую погоду могла быть покрыта брезентом, что делало машину высотой 2,23 м. Сзади были сиденья, иногда мягкие, для перевозки до шести пассажиров или некоторого количества боеприпасов. Два передка можно было буксировать на буксире, если нужно было нести больше боеприпасов.

    Гениально, трактор также имел двойное управление как для водителя, так и для командира. Если водитель был убит или ранен, командир мог взять на себя роль водителя, не меняясь местами, что должно было повысить живучесть артиллерийской части. Испытания этой машины начались в августе 1937 года и завершились в ноябре. Выяснилось, что полностью загруженный автомобиль мог развивать скорость 15–20 км/ч (9–12 миль в час), что считалось довольно высокой скоростью для трактора такого типа. Однако двигатель практически не подходил для такой большой нагрузки, так как это был обычный автомобильный двигатель, что приводило к различным механическим отказам, таким как утечки, очень быстрый износ шатуна и разрыв прокладки головки.

    Более мощного двигателя того же размера найти не удалось, поэтому был сделан вывод, что у них не было другого выбора, кроме как использовать маломощный двигатель ГАЗ.

    Комсомолец разработан на заводе № 1. 37 в Москве, а серийно выпускались на СТЗ, ГАЗе и заводе № 37. 37 с 1937 по 1941 год. Были планы сделать небронированные версии машины для ускорения производства, и они имели немного другие двигатели, обычно двигатели ГАЗ мощностью около 76 л.с., но они не понравились военным, и все эти проекты были свернуты.

    Производство прекращено в 1941 году в связи с необходимостью увеличения производства легких танков и Т-34. Неясно, сколько тракторов «Комсомолец» было произведено: одни источники предполагают, что эта цифра составляет около 4400, а другие – до 7780 от нескольких производителей различных модификаций. Модификации обычно были незначительными и касались только таких вещей, как расположение сидений, деталей подвески, систем охлаждения и других мелких деталей.

    На дипломатической службе

    Румыния – машина получила обозначение « Ford rusesc de captura », они использовались для буксировки 5-см (1,97 дюйма) орудия Pak 38. Германия – обозначенная машина “ Leichter Artilleriesschlepper STZ 3 630(r) “, использовалась для буксировки различных полевых орудий.

    Варианты

    ЗиС-30 — советская импровизированная разработка 1941 года, в которой машина была приспособлена для установки длинной 57-мм пушки. Трактор теперь использовался в качестве охотника за танками в битве за Москву, всего было выпущено около 100 экземпляров.

    Германия модифицировала несколько трофейных «Комсомольцев» под установку 3,7-см орудия Pak 35/36, аналогичного по конструкции ЗиС-30.

    В действии

    Трактор в целом был хорошо встречен пользователями и сыграл огромную роль в моторизации Красной Армии. В каждой стрелковой дивизии было не менее 60 тягачей «Комсомолец», иногда заменявших танкетку Т-27. Иногда эти тягачи служили транспортной машиной пехоты, так как советская промышленность не могла обеспечить достаточного количества транспорта для пехоты.


    Какой-то комсомолец на параде со вторым передком для патронов.

    Одна из основных жалоб касалась системы охлаждения двигателя. Двигатель имел воздушное охлаждение, но в сухих условиях пыль, вылетающая из гусениц, могла забить воздухозаборник, что могло повредить двигатель. В более поздних моделях воздухозаборник был перенесен ближе к задним пассажирским сиденьям. Трактор впервые участвовал в боевых действиях в 1938 году против японцев на озере Хасан, а в 1939 на Халхин-Голе. Он также участвовал в Зимней войне и Второй мировой войне и оставался на вооружении до 1945 года.

    В ВОВ использовалась как танкетка, в связи с нехваткой танков на самых ранних этапах войны. Однако он не был эффективен, так как не был предназначен для этой роли. К 1 сентября 1942 года в рабочем состоянии оставалось всего около 1662 комсомольцев. Иногда их использовали для партизанских боев, и это была идеальная машина для такой роли, так как запчасти было легко достать, и она хорошо себя чувствовала на пересеченной местности.

    Статья Уилла Керра

    Ссылки

    На википедии
    Дополнительная информация и фото на aviarmor.net (рус.)


    Комсомолец технические характеристики

    Размеры (Д-Ш-В) 3,45 х 1,86 х 1,58 м 11’4”x6’1”x5’2”
    Общий вес в боевой готовности 3,46 тонны
    Экипаж 2 (командир, водитель) + до шести пассажиров
    Движение ГАЗ-М 3 цил., 50 л.с.
    Скорость (дорога) 50 км/ч (без груза), примерно 15–20 км/ч (с грузом) (9–30 миль/ч)
    Диапазон Приблизительно 250 км (155 миль)
    Вооружение 7,62 мм (0,3 дюйма) DT
    Броня 7–10 мм (0,28–0,39в)
    Всего произведено Неизвестно, источники оценивают их в 4400, а некоторые достигают 7780+


    Стандарт Комсомолец 1930-х


    Т-20 с брезентом


    Комсомолец Т-20 в зимнем камуфляже, 1941-42 гг.