Артиллерийский легкий тягач: Легкий полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». СССР
Легкий артиллерийский трактор СТЗ-5-НАТИ | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /
Содержание
Характеристики артиллерийского трактора СТЗ-5 | |
|---|---|
| Страна: | СССР |
| Тип: | Легкий артиллерийский трактор |
| Дата выпуска: | 1937 год |
| Длинна: | 4150 мм |
| Ширина: | 1855 мм |
| Высота: | 2360 мм |
| Броня, лоб: | Нет |
| Броня, борт: | Нет |
| Броня, башня: | Нет |
| Экипаж: | 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8) |
| Двигатель: | Двигатель 1МА мощностью 52-56 л. с. при 1250 об./мин |
| Дальность хода: | 140 км |
| Максимальная скорость: | 21,5 км/ч (по шоссе) |
| Масса: | 6000 кг |
| Вооружение: | Нет |
История создания и производства артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ
Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец». Тягач разработан конструкторским бюро сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство проектом осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.
СТЗ-5 был предназначен для буксировки дивизионной и корпусной артиллерии весом до 8 тонн или перевозки груза весом 1,5 тонны на грузовой платформе.
Разработка нового трактора началась ещё в 1933 году. Принято говорить, что СТЗ-5 был чуть ли не первым чисто военным трактором изначально приспособленным под армейские нужды.
Но, на самом деле, во-первых разработка велась сразу по двум направлениям — и армейского тягача и мирного, сельскохозяйственного варианта, а во-вторых, армейский тягач в итоге взял многое от гражданского варианта в угоду совместимости, отчего естественно совсем не выиграл.
- Трактор СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Гражданский собрат СТЗ-5. Выпускался до 1950-ых г.г.
- Советский трактор-тягач СТЗ-5-НАТИ
Впрочем, об этом позднее. А пока достаточно знать лишь то, что в итоге на испытания в 1935 году было представлена не одна, а сразу две машины:
- СТЗ НАТИ 1ТА (сельскохозяйственные вариант трактора в дальнейшем известный как СТЗ-3)
- СТЗ НАТИ 2ТБ (военный тягач известный как СТЗ-5)
Обе машины были собраны одном шасси, имели один и тот же двигатель, но имели совершенно разные корпуса. И СТЗ-3 и СТЗ-5 прошли испытания успешно, однако доводка тракторов и подготовка производства потребовала ещё 2 года.
В результате серийное производство обоих машин началось в 1937 году
Производство СТЗ-5 продолжалось до 1942 года, за все время было изготовлено 9944 тягачей этого типа, что делает СТЗ-5 самым массовым «армейским трактором» времен Великой Отечественной войны. К большому сожалению, даже и это немалое число машин не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии, особенно учитывая тот факт, что до начала войны было выпущено только 3438 тракторов этого типа (по штату на 1 января 1941 г. в армии полагалось иметь 5478 тягача).
Производство СТЗ-5 продолжалось до самого прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года.
Внутреннее устройство гусеничного тягача СТЗ-5
Конструкция гусеничного тягача СТЗ-5
Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия.
За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом. Кабина была металлической, кузов — деревянным. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые вентиляционные жалюзи в передней и задней части. Зимой в СТЗ-5 было тепло, но вот летом, если жалюзи закрыты — температура доходила до пятидесяти градусов.
гусеничный тягач СТЗ-5 «Сталинец» буксирует орудие
На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин). Двигатель имел полноценные системы смазки, охлаждения, питания, электрооборудования.
Запуск двигателя осуществлялся электростартером или пусковой рукояткой, управление газом было автомобильным, и регулировалось ножной педалью. В коробке передач по сравнению с СТЗ-3 были изменены передаточные числа с целью увеличения силового диапазона (до 9,81 против 2,1 у СТЗ-3), кроме того введена еще одна (понижающая) передача.
В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка. Хотя задний мост с бортовыми фрикционами и тормозами были полностью заимствовались от СТЗ-3, ходовая часть СТЗ-5 была более приспособленной к движению с высокими скоростями: введены обрезиненные опорные и поддерживающие катки и мелкозвенчатая гусеница с вдвое уменьшенным шагом. Также был добавлена ножная педаль тормоза.
Трактор преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. Максимальная скорость порожнего СТЗ-5 составляла до 25 км/ч, с артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.
Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.
На картере заднего моста тягача СТЗ-5, под грузовой платформой устанавливался вертикальный кабестан (лебедка) с тросом длиной 40 метов для подтягивания прицепов, самовытаскивания трактора и буксировки других машин.
Тяговое усилие кабестана составляло 4000 кгс.
Эрзац-танк на базе СТЗ-5 типа Ни-1. Пушка — бутафорская, «броня» — обычный стальной лист
Эксплуатация гусеничного трактора-тягача СТЗ-5
В целом, в армии тягач СТЗ-5 получил высокую оценку, особенно отмечалась его неприхотливость и надежность. С другой стороны, отмечалась и его довольно посредственная проходимость по пересеченной местности. Дело в том, что «армейский» трактор, как не крути, имел узкую «колхозную» колею (для работы с четырехкорпусным плугом его собрата СТЗ-3 использующего то же шасси) — ну никак не мог СССР периода голодных 1930-ых, позволить себе такую роскошь, как два действительно разных трактора для гражданских и военных.
«наша артиллерия, которая входит в состав механизированного корпуса, имеет такой трактор — Ст3-5, который не успевает в своем продвижении за танковыми частями, поэтому требуемого взаимодействия мы не получаем. Этот трактор необходимо снять с вооружения механизированного корпуса и заменить его более мощным и вездеходным»
М.
И.Потапов, командир 4 МК, на совещании в декабре 1940 гКак трактор СТЗ-3 применялись для буксировки артиллерии, так и гусеничный тягач СТЗ-5 вполне исправно применялся в народном хозяйстве
Тем не менее, при всех его недостатках, именно СТЗ-5 во многом «вывез» на себе тяжелый 1941 год. А когда нужно было, даже примерял на себя совсем «боевые» роли, о которых разработчики машины не думали и в страшных снах.
- На некотором количестве этих машин, осенью 1941 года была установлена 132-мм ракетная установка (БМ-13-16). Эти импровизированные «катюши» использовались потом и в боях под Москвой в 1941 году и под Сталинградом в 1942 году.
- При обороне Одессы, тягачи СТЗ-5 использовались как база для постройки эрзац-танков «НИ» (На испуг) с тонкой броней и пулеметным вооружением, снятым с подбитых бронемашин.
После окончания войны, тягачи СТЗ-5 ещё долгое время были востребованы, в том числе и в народном хозяйстве — благодаря совместимости оп запчастям с СТЗ-3, они до 1950-ых исправно трудились над восстановлением страны.
Таким образом, обратная совместимость армейской и гражданской версии имела не только отрицательные, но и положительные стороны. К примеру, переделка в тракторы боевых машин на базе танков, во множестве оставшихся после войны не у дел, заранее была обречена на удачу — вес, ширина гусениц, невозможность использования с ними имеющихся в хозяйстве плугов и т.п. навесного оборудования заранее обрекали эту попытку на провал. СТЗ-5, понятное дело, таких проблем не имел.
Немецкая армия использовала захваченные тракторы СТЗ-5 под обозначением СТЗ-601(r).
Тягач СТЗ-5 «Сталинец» с установленной на место кузова пусковой установкой от БМ-13
Источник: armedman.ru, Автор: автор компиляции: Александр Фролов, для сайта armedman.ru
Лёгкий артиллерийский тягач “Комсомолец”
В конце 1936 года, в КБ завода №37 в Москве, под руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач “Комсомолец” Т-20 (заводской индекс 020 или А-20).
Т-20 “Комсомолец” 1-й серии. |
Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж – водителя и командира-стрелка – от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение – танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам – откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками “триплекс”. За кабиной находилось моторное отделение (двигатель, как и на “Пионере”, располагался сзади и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений.
Электронные торговые площадки идеальны для закупок в промышленности.
На тягаче устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором “Зенит” с экономайзером и обогатителем. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) и от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ.
Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной (“ползучей”) скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные
агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38.
Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами – она часто соскакивала.
Армейские испытания “Комсомольца”, проведенные в августе – ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА.
Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих, легких и компактных, моторов тогда в стране не было.
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП).
Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт – 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.
Выпускать “Комсомолец” начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М.И.Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Из-за напряженного положения с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированныхвариантов “Комсомольца”. Такими машинами, созданными на заводе № 37, стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.), разработанные в 1939 году под руководством Г.С.Суреняна.
“Комсомольцы” 1-й серии с полковыми пушками образца 1927 года
проходят по Красной площади.
На ГАЗе в 1940-1941 годах были построены (ведущие конструкторы Н.
И.Дьячков и С.Б.Михайлов, конструкторы агрегатов С.А.Соловьев, И.Г.Сторожко, испытатель А.Ф.Хмелевский) легкие тягачи ГАЗ-20 (“Комсомолец-2”) с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако из-за выявленных существенных недостатков военные от этих тягачей отказались.
Выпуск “Комсомольца” прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 “Комсомольца” (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810.
Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.
Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи “Комсомолец” иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Полученные открытые самоходные пушки ЗИС-30, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали участие в битве за Москву.
“Комсомольцы” с 45-мм противотанковыми пушками на параде в Куйбышеве. 7 ноября 1941 г |
На фронтах войны тягачи “Комсомолец”, количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 – 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.
Большое количество тягачей было захвачено немецкими войсками в исправном состоянии. “Комсомольцы” в вермахте состояли под обозначением ‘leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r).
Единственный сохранившийся в нашей стране “Комсомолец” можно увидеть в Москве на Поклонной горе на открытой площадке. В Финляндии же их не в пример больше, целых 3.
Один в артиллерийском музее г.Хэмейнлинна, а в финском танковом музее в г. Парола их два, причем один – на ходу. И это неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20 эксплуатировались вплоть до 1961 года.
тягача “Комсомолец” | |
|---|---|
| 1936 | |
| 2 | |
без груза, кг 3460 | |
| 3,45 | |
| 1,859 | |
| 0,3 | |
| 0,2 | |
| 1,58 | |
| Лоб корпуса 10 мм | Борт 7 мм Корма 7 мм |
| 7,62-мм пулемет ДТ. | ![]() |
| 1260 патронов | |
| “ГАЗ-М”, 50 л.с. | 4-цилиндровый |
| 115 | |
| без прицепа – 250 | с прицепом – 152 |
| 50 | |
| 500 | |
| 2000 | |
| 6 | |
на грунт с грузом на платформе, кг/см2 0,58 | |
| 7780 | |
Е. Прочко “Артиллерийские тягачи Красной Армии” (“Бронеколлекция” №3, 2002 г.) “Отечественные бронированные машины 1905-1941”. Том I. Изд.центр “Экспринт”. 2002 г. М.Коломиец. “Танки в зимней войне 1939-1940”. (Фронтовая иллюстрация №3, 2001 г.) Галерея автомотостарины andreaslarka.net |
Легкий универсальный трактор Vickers VLC (1936 г.)
Легкий трактор (1936 г.) Великобритания/Бельгия — построено около 450 штук, заказано 1000, все вместе
Основной легкий универсальный трактор Vickers
В межвоенный период Викерс предложил несколько машин в надежде на приказ британской армии использовать моторизованные подразделения, как показано во время маневров на равнинах Солсбери. После приобретения Carden-Lloyd Vickers вскоре предложила универсальный транспортер Mark VI в качестве основного БТР, который хорошо продавался на международном уровне, но также требовался легкий артиллерийский тягач, над которым работали.
Morris-Martel доказал свою надежность в концепции одноместного трактора, и вскоре в 1919 году был разработан трактор.27, испытан в британских оперативных подразделениях; Позже Vickers-Armstrong разработала на его основе универсальный трактор Vickers, ориентированный на экспорт; Небольшой небронированный гусеничный тягач, предназначенный для буксировки легкой артиллерии и разрабатывавшийся с 1928 года. В 1930-х годах он был доработан до окончательной версии и был предложен на рынке. Он был приобретен бельгийскими вооруженными силами и Королевскими Нидерландами для своей Ост-Индской армии (KNIL).
Ранние разработки
Уже во время Первой мировой войны британская артиллерия начала механизироваться. Было ясно, что нужны тягачи, способные быстро буксировать артиллерию по полю боя. Традиционные колесные артиллерийские тягачи были совершенно непригодны для пересеченной, грязной и сильно изрытой кратерами местности ничейной земли. Вскоре были закуплены гусеничные тракторы американского производства, такие как Holt 75, но в действии они не произвели впечатления из-за их очень низкой скорости.
Так Викерс начал работу над 18-фунтовым транспортером. Компания WG Armstrong Whitworth & Co. Ltd. разработала Dragon, чемодан, сочетающий в себе «перетаскивание ружья» (или «тяга пушки»). Концепция машины, орудие не буксируется, а перевозится внутри, экипаж также сидит внутри и лицом друг к другу. Разработка закончилась только в 1922.
Трактор Дракон (1922)
После принятия он стал первым артиллерийским тягачом Vickers, который использовался в британской армии. Вскоре в 1923–1925 годах артиллерийский тягач «Дракон» появился во всех действующих частях. Более поздние тракторы семейства Vickers-Carden-Loyd VCL были частично созданы на его основе. Его официальное армейское название было «Трактор, Полная гусеница, Дракон». «Дракон» получил дальнейшее развитие, тогда как от идеи размещения пушки непосредственно в машине отказались. Слияние Vickers и Armstrong Whitworth в 1927 марта 1928 года компания Vickers-Armstrong приобрела компанию Carden-Loyd Tractors.
Последняя, связанная с Major Martel, уже производила замечательную линейку легких тракторов, а Dragon производился в больших количествах и экспортировался. Вскоре появилось много вариантов и разных размеров, и ассортимент был ратонализован как для легких, так и для средних драконов.
Light Dragon на маневрах, буксирует 3,7-дюймовую гаубицу и прицеп с боеприпасами.
Средний дракон использовался до конца 19 века.30 с; В дальнейшем он был преобразован в бронированную пехотную машину с портами для стрельбы, чтобы потенциально заменить Vickers Universal Carrier, но остался на стадии прототипа.
Светлый Дракон
Light Dragon MkII, выпускавшийся с 1924 года, был намного дешевле, но все же мог буксировать легкую пушку и считался очень успешным. Всего было построено 69 экземпляров Light Dragon MkIII. Однако вскоре производство переключилось на авианосец Bren, разработанный на основе Light Dragon, позже на «Универсальный авианосец».
Dragon Light, построенный Королевским артиллерийским заводом, все еще использовался в 1919 году.40 и действовал во Франции с Британским экспедиционным корпусом (BEF), оперативно использовавшимся в битве за Францию.
Dragon Light Mk IId (1933-35) Массой 3 тонны, длиной 3,74 м, шириной 1,96 м и высотой 1,52 м. Дорожный просвет составлял 33 см, а максимальная скорость: 32 км/ч благодаря 6-цилиндровому двигателю мощностью 90 л.с. Его гусеницы были узкими — 26,6 см, а тяговое усилие — 2,8 тонны. Помимо механика-водителя, он нес 8 артиллерийских расчетов.
Артиллерийский тягач Vickers
Артиллерийский тягач Vickers (VAT) представлял собой улучшенную версию Light Dragon и производился с 1933 по 1935 год. Водитель сидел посередине. НДС был короче, чем у Дракона, а натяжное колесо и два верхних ролика отсутствовали. Технически автомобиль был основан на моделях Ford A и/или B. НДС изначально предназначался для британской армии, которая в начале 1930-х годов была механизирована.
В 1932 году было построено несколько вариантов для пехотных и кавалерийских частей, но крупных заказов не поступало. VAT мог буксировать 40-мм 2-фунтовую противотанковую пушку Ordnance QF с передним лафетом или 76,2-мм 13-фунтовую пушку Ordnance QF. Были выпущены две версии, официально обозначенные как «Трактор, Легкий, GS Mk.I» и «Трактор, Легкий, GS Mk.Ia (HS)». «HS» означает «High Speed», эта модель предназначалась для кавалерийских частей. Артиллерийский тягач НДС не был вооружен.
Конструкция Виккерс ВУТ
Универсальный трактор Vickers был разработан в 1928 году как небольшой небронированный гусеничный трактор для буксировки легкой артиллерии. Он был очень квадратным, всего 2,13 м в длину, 1,22 м в ширину и имел более компактный двигатель. Водитель сидел посередине, багажный отсек спереди, а двигатель сзади. К последним можно было получить более легкий доступ. С обеих сторон были созданы большие места для хранения вещей. Также по бокам шасси были установлены металлические гусеницы с двумя ходовыми колесами в тележке, подвешенной на листовых рессорах.
Ведущее колесо располагалось спереди, а натяжное колесо сзади, также достаточно низко, чтобы действовать как заднее ходовое колесо. Машина была невооруженной, но бронированной, с общей защитой толщиной 7 мм. Водитель, тело которого обнажалось до пояса, был защищен откидными бронепанелями.
ВУТ приводился в движение 4-цилиндровым бензиновым двигателем Meadows объемом 3300 куб. см с жидкостным охлаждением и мощностью 51 л.с. Его прикрывал полуоткрытый капюшон. ВУТ имел собственный вес 2 тонны. Двигатель был соединен с механической коробкой передач с 4 передачами вперед и 1 назад. Коробка передач оснащалась дисковым сцеплением, барабанными тормозами и дифференциалом. Водитель сидит за ширмой в передней части по центру автомобиля.
Вскоре Vickers выпустила на рынок следующее:
-Грузовой вариант (Полностью небронированный)
-Пехотная версия, бронированная, для буксировки легкой артиллерии из пехотных частей (горных и противотанковых орудий). Кроме некоторого места для хранения вокруг двигателя, не было места для сидячего артиллерийского расчета, который прибывает отдельно.
-Кавалерийская версия, такая же, но для кавалерийских частей. Из-за модификации двигателя он стал намного быстрее и легче, но все еще бронированным. На этот раз у него было два задних сиденья, обращенных назад. Вокруг двигателя было создано некоторое пространство для хранения. Эта версия также могла быть оснащена откидными бронелистами, защищающими сиденье водителя сверху.
Бронированные версии напоминали Dragon Light Mk II и VAT. Корпус имел простые угловатые формы и покатый лоб. Но места в кузове стало совсем меньше и опять же, экипаж въехал, как мог.
Универсальный трактор Vickers Carden-Loyd на демонстрации (reddit)
Универсальные тракторы VCL использовались британской, бельгийской и нидерландской Ост-Индийскими армиями. Бельгийцы построили два по лицензии SA Ateliers de Construction de Familleureux в Бельгии. Существовали любые варианты этих тягачей, так называемые «пехотные» и «кавалерийские». Отличались они надстройками и типами гусениц, шириной гусениц.
Например, изменилось расстояние от центра трека слева до центра трека справа.
Vickers Utility B (кавалерийская версия)
Vickers Utility B (пехотная версия)
VLC в действии
Когда в 1930-х годах бельгийские вооруженные силы осознали необходимость механизации армии, была создана комиссия по закупкам для изучения нескольких моделей. В конце концов британский ВУТ победил, и в 1934 году бельгийская армия купила у Vickers 21 или 23 артиллерийских тягача Vickers 1934 (VAT). Они предназначались для использования в качестве артиллерийских тягачей, буксирующих 75-мм «Бофорс» модели 19.34 горная гаубица (Canon de 75 mle 1934), использовавшаяся для Chasseurs Ardennais
Бельгийская армия стала единственным пользователем НДС, и это подразделение надуло его для использования в мае 1940 года. равнинной местности, бельгийцы тоже начали буксировать 47мм ПТП и тоже возить или напрямую в качестве эксперимента. Это сработало настолько хорошо, что послужило поводом для создания истребителя танков Т-13.
Дополнительно были заказаны 32 НДС, использованных в качестве основы для Т-13 Б1. Остальная часть бельгийской армии скорее предпочла использовать меньший VLC, меньший по размеру и намного более дешевый. Но они также использовали бронированный тягач Ford Marmon Herrington.
VLC в бельгийской службе
Бельгийский VUT после капитуляции. Обратите внимание на сложенные панели
Под впечатлением от машины бельгийские вооруженные силы в 1935 году разместили первоначальный заказ на 277 машин. 177 были в варианте «Пехота» и 85 в варианте «Кавалерия», плюс 15 полностью небронированных транспортных машин. Поставки начались в 1936 году, и в том же году было заказано еще 272 машины, на этот раз немного большей версии B, которые должны были быть построены в Бельгии по лицензии на предприятии SA des Ateliers de Construction de Familleureux (ACF). Версия B была лучшей «пехотной» версией, которая была крупнее, с более широкими гусеницами и поставлялась в 1919 году.
36-1937. Окончательный заказ был размещен в сентябре 1939 года на 1000 ВУТ, поставленных бельгийским вооруженным силам до начала войны.
Gepanzerter Vollkettenschlepper Vickers-Armstrong VA 601(b) буксирует 37-мм ПАК-37, лето 1941 г.
Все они использовались для буксировки 47-мм противотанковой пушки FRC. Для полков кавалерийских корпусов была создана противотанковая батарея в составе каждого из трех взводов с двумя отделениями по 31 тягачу. В пехотной дивизии также каждая противотанковая рота использовала одно и то же орудие («Рота 4,7 см AT Div Inf») в составе трех взводов, по два отделения в каждом, с 2 артиллерийскими орудиями и 15 тягачами. Каждая противотанковая рота состояла из двух взводов по 10 тягачей в каждом. ВУТ также были оснащены полки Grenswielrijders и 4 Karabiniers-Wielrijders. 19 мая40, последние ВУТ ждали доставки, и вместо них использовались грузовики.
VLC в голландской службе KNIL
Модель голландской VUT
KNIL заказал 20 тракторов типа B у Familleureux в Бельгии в октябре 1939 года, плюс 30 в декабре.
Версия KNIL отличалась тем, что ее борта можно было сложить, создавая по 3 обращенных наружу сиденья с каждой стороны для артиллерийского расчета. Сложенные борта работали как подставка для ног. Первые 20 прибыли на Яву в апреле 1940 года. Предположительно они были приписаны к 2-й бронетанковой и зенитной дивизии (2 APLA) 2-го пехотного полка (KNIL) 1-й KNIL дивизии в Чимахи, Западная Ява. Они использовались для буксировки легких австрийских 47-мм противотанковых орудий Böhler и 20-мм зенитных орудий Rheinmetall-Börsig Flak 30. Эти тягачи были захвачены или уничтожены японскими войсками 19 марта.42 после голландской кампании в Ост-Индии. Некоторые из них были повторно захвачены голландскими войсками, которые использовали их против индонезийских националистов во время Индонезийской национальной революции.
VLC в немецкой службе
Голландские и бельгийские версии, построенные в Бельгии, были захвачены в значительном количестве и использовались немецкой армией как Artillerie Schlepper VA 601 (b).
Я не уверен, сколько из этих тракторов осталось позади BEF, поскольку я думаю, что они больше не использовались британской армией на передовой в 1919 году.40. В мае 1940 г. несколько тракторов, заказанных KNIL в строительстве, были полностью конфискованы немецкими властями и вскоре введены в эксплуатацию как Art Schl VA 601(b). Медлительные тягачи, особенно в «пехотном» варианте, не поспевали за войсками вермахта. Единственными их преимуществами были небольшие размеры и легкий вес. Продукция для Бельгии и KNIL также была конфискована, всем автомобилям было присвоено обозначение Art Schl VA 601 (b). Они использовались в качестве тракторов и транспортных средств, а также для обучения водителей. Несколько человек были отправлены на Восточный фронт, использовались летом, до осени 19 г.41, буксирующий 37-мм противотанковые орудия Pak 36 и 50-мм противотанковые орудия Pak 38. Некоторые сохранились до 1943 года. Не менее шести сейчас находятся в музеях, еще больше в частных коллекциях.
Источник/Подробнее
https://www.
milweb.net/webvert/a4990/99423
https://www.nevingtonwarmuseum.com/artillerie-schlepper-va-601b-vickers-armstrong-utility-tractor-b.html
https://hmvf.co.uk/topic/11274-bit-of-a-mixture-pre-ww2/
http://mapleleafup.net/forums/showthread.php?t=21441
http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/vcl_utility.htm
https://www.tapatalk.com/groups/theovervalwagenforum/belgian-vickers-tractors-t52.html
http://www.mapleleafup.net/forums/showthread.php?p=211829#post211829
Галерея
Бельгийский VLC Type B Pepantry
Бельгийский VLC Type B Кавалерия
Трактор голландского KNIL VLC с его боковыми берегами открыты
66469696969696969696969669696696969696969696966969666666666666-l-lyperers VA 601 (B). универсальный трактор (militaryimages.net)
Early Vickers Utility Tractor для пехоты, используемый как «мул» с боковыми ящиками для хранения; src
VLC с прицепом
src kfzderwehrmacht.de
VLC во время реконструкции в Рашмуре в 1989 году, восстановлен и принадлежит Тони Оливеру.
Артиллерийский тягач | Military Wiki
Артиллерийские тягачи (здесь трактор Холта) использовались во французской армии в 1914-1915 гг. Здесь, в Вогезах, весна 1915 года.
Артиллерийский тягач “Фиат” в журнале Безлошадный век , 1918 год.
Трактор “Комсомолец”
Американский тягач М6 времен Второй мировой войны.
Артиллерийский тягач — разновидность тягача, также называемого артиллерийским тягачом , транспортное средство, используемое для буксировки артиллерийских орудий различной массы.
Содержимое
- 1 Тяга
- 2 Первая мировая война
- 3 Вторая мировая война
- 4 Современная война
- 5 Список артиллерийских тягачей
- 5.1 Шасси танка
- 5.2 Другие гусеницы
- 5.3 Полугусеничный
- 5.
4 Колесный
- 6 См. также
- 7 Примечания
- 8 Каталожные номера
Тяговый
Существует два основных типа артиллерийских тягачей, в зависимости от типа тяги. Колесные тракторы обычно представляют собой модификации грузовиков, приспособленные для военной службы. Гусеничные тягачи работают на гусеничном ходу, а в некоторых случаях строятся на модифицированном танковом шасси с заменой надстройки отделением для артиллерийского расчета или боекомплекта. Идея полугусеничных тракторов была в основном прекращена после Второй мировой войны.
Первая мировая война
Первые такие устройства были разработаны до начала Первой мировой войны, часто на базе сельскохозяйственных машин, таких как трактор Холта. Такие тягачи позволяли тактически использовать более тяжелые орудия в дополнение к легким полевым орудиям, запряженным лошадьми. «Безлошадная артиллерия», доступная до Первой мировой войны, весила 8 тонн, имела мощность 70 лошадиных сил и могла развивать скорость 8 миль в час.
[1] Например, в британской армии это позволяло гибко использовать тяжелые орудия Королевской гарнизонной артиллерии на поле боя.
Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны упряжная лошадь по-прежнему была наиболее распространенным источником движущей силы во многих армиях. Большинство стран были экономически и промышленно неспособны полностью моторизовать свои силы. Одним из компромиссов было производство машин общего назначения, которые можно было бы использовать для перевозки войск, логистики и тягача, с тяжелыми артиллерийскими тягачами для перемещения самых тяжелых орудий. Однако Королевская артиллерия продолжала использовать специальные артиллерийские тягачи (известные как Field Artillery Tractors 9).0151 или FAT), такие как Morris «Quad» и AEC Matador во время Второй мировой войны, вместо того, чтобы использовать машину общего назначения. Артиллерийские тягачи отличались от машин ГШ тем, что сразу за кабиной имелся отсек для отделения орудия, отделенный от грузового отсека, в котором хранились боеприпасы и орудийные склады.
Немецкие войска использовали полугусеницы в качестве артиллерийских тягачей, таких как Sd.Kfz. 7. Полугусеницы обычно не использовались в этой роли в других странах. По сравнению с колесными машинами они обладали лучшими внедорожными способностями, но были медленнее на дорогах и чаще ломались. (Лошади оставались для Германии наиболее распространенным средством буксировки артиллерии на протяжении всей войны.)
Modern warfare
В современной войне буксируемая артиллерия частично уступила место самоходной артиллерии. Также часто можно встретить вспомогательные силовые установки, встроенные в лафет, чтобы обеспечить ограниченную мобильность на поле боя. Традиционную буксируемую артиллерию все еще можно найти в подразделениях, где сложность и вес являются недостатками: например. аэромобильные, десантные и другие легкие подразделения. В таких подразделениях, где органический транспорт обычно ограничен, любой доступный транспорт может использоваться как артиллерийские тягачи, чтобы при необходимости перемещать орудия.
Например, спроектируйте транспортные средства другого основного назначения, такие как легкий вилочный погрузчик для пересеченной местности морской пехоты США (LCRTF), универсальный вилочный погрузчик с телескопическим погрузчиком, способный буксировать оборудование с любого конца.
Список артиллерийских тягачей
Танковое шасси
- Dragon, Medium Mark IV’ – британская армия, 1928 г.; разработан на основе 6-тонной машины Vickers марки E. .
- Шасси Т-24
- Коминтерн
- Ворошиловец
Шасси - М3 Ли
- Первичный движитель M33 — преобразован путем удаления башни и эвакуационного механизма с M31 TRV. 109 переоборудованных в 1943-44 гг.
Шасси - М4 Шерман
- M34 Prime Mover – переоборудован путем удаления эвакуационного механизма с M32B1 TRV (шасси танка M4A1 Sherman, построенного как бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и добавления пневматических тормозов для буксировки тяжелой артиллерии.
24 переоборудованных Chester Tank Depot в 1944 г. - M35 Prime Mover – переоборудован путем удаления башни с истребителя танков M10A1 (шасси танка M4A3 Sherman) и добавления пневматических тормозов для буксировки 155-мм и 240-мм артиллерийских орудий.
- Sherman Gun Tower – британская полевая конверсия в Италии путем снятия башен со старых танков M4A2 Sherman для буксировки 17-фунтовой противотанковой пушки и перевозки экипажа с боеприпасами
- Орудийная башня Wolverine — британский M10 (шасси M4A2) или M10A1 (шасси M4A3), переоборудованный путем удаления башни, 1944–45 гг.
- M34 Prime Mover – переоборудован путем удаления эвакуационного механизма с M32B1 TRV (шасси танка M4A1 Sherman, построенного как бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и добавления пневматических тормозов для буксировки тяжелой артиллерии.
- Crusader II, Gun Tractor Mk I — британская армия, вариант танка Crusader
Другие полногусеничные
- до и Первой мировой войны
- Трактор Hornsby – Британская армия, 1910 г.
- Холт Трактор
- Лучший
- Renault UE Chenillette – Франция, 19 лет32
- C7P – Польша, 1934 г.

- Universal Carrier – британский, 1936 г .; “Bren Gun Carrier”, бронированный универсальный тягач
- Перевозчик Lloyd – Великобритания, 1940 г.
- Высокоскоростной трактор M4 — США, 1943 г.
- Высокоскоростной трактор M5 — США, 1942 г.
- Высокоскоростной трактор M6 — США, 1944 г.
- Высокоскоростной трактор M8 — США, 1950 г.
- Raupenschlepper, Ost (RSO) – нацистская Германия, 1942 г.
- Snow Trac – 1957 г., легкий WOMBAT Королевской морской пехоты Великобритании
- АТ-Л – Советский Союз
- АТС-59 – Советский Союз
- АТ-С – Советский Союз
- АТ-Т – Советский Союз
- МТ-ЛБТ — СССР, середина 1970-х, вариант бронетранспортёра МТ-ЛБ.
- Hitachi Type 73 – Япония, 1974 г.
Полугусеничный
- Unic P107 – Франция, 1934 г.; буксировал французские 75 и короткие 105-мм полевые орудия
- SOMUA MCG – Франция; буксировал французские длинные 105 и короткие 155-мм полевые орудия
- SdKfz 7 – Германия, 1938; 8-тонная полугусеница часто буксировала Flak 36 88 мм .
- SdKfz 10 – Германия, 1938 г.; также основа для легкого бронированного полугусеничного SdKfz 250
- Полугусеничный автомобиль M2 — США, 1940 г.
- Полугусеничный M3 — США, 1940 г.

Колесный
- «Пароход» Thornycroft — Великобритания, Вторая англо-бурская война
- Пушечный трактор Thornycroft – Великобритания, Первая мировая война
- Латиль – Франция, Первая мировая война
- Thornycroft Hathi – Великобритания, 1924 г.; ранний 4х4
- Krupp Protze – Германия, 1933; буксировал 3,7-см PaK
- Scammell Pioneer – Великобритания, 1937 г .; грузовик, используемый для самых больших орудий
- Morris C8 – Великобритания, 1938 г.; британский трактор «Квад»; буксировал 25-фунтовую пушку QF, противотанковую пушку 6 пр и 40-мм зенитную пушку Bofors Light.
- Bedford 4 x 4 Gun Tractor, представленный в конце 1950-х годов для буксировки 25-пр.
- AEC Matador – Великобритания, Вторая мировая война; грузовик, используемый для буксировки средней артиллерии, такой как 5,5-дюймовая пушка и 3,7-дюймовая тяжелая зенитная пушка
- FV1103, средний артиллерийский тягач, 10-тонный, 6 x 6 Leyland, заменил Matador в конце 1950-е годы.

с. при 1250 об./мин
7 ноября 1941 г
Прочко “Артиллерийские тягачи Красной Армии” (“Бронеколлекция” №3, 2002 г.)
4 Колесный
24 переоборудованных Chester Tank Depot в 1944 г.
Добавить комментарий