Ао 25 м1 – Авиационные боеприпасы | СССР — Всё о Второй мировой

«Хлебницы Молотова». Советские авиабомбы » Военное обозрение

В свое время финны подарили миру название не только бутылкам с зажигательной смесью, которые повсеместно теперь известны как коктейль Молотова, но и советскому авиационному боеприпасу. Стоит отметить, что это название сегодня известно гораздо меньшему количеству людей. В этом нет ничего странного, советские ротативно-рассеивающие авиационные бомбы стали историей, а коктейль Молотова применяется и в настоящее время, главным образом во время массовых протестов.

23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.


Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.

В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.

В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.

Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.

РРАБ на земле

В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций. Ротативно-рассеивающая авиационная бомба — была авиационным боеприпасом для массового применения малогабаритных авиационных бомб, представлял собой ранний вариант кассетной бомбы. Ротативно-рассеивающая авиационная бомба, благодаря своему хвостовому оперению, вращалась при падении, в результате чего за счет центробежной силы происходило разбрасывание малых бомб — осколочных, фугасных, зажигательных. При этом нарком иностранных дел Советского Союза в одном из своих радиовыступлений во время войны отметил, что советская бомбардировочная авиация не сбрасывает бомбы, а доставляет голодающим финнам продовольствие. Не лишенные чувства юмора финны практически сразу же придумали для советских авиационных боеприпасов РРАБ название — «хлебницы Молотова». Стоит отметить, что корпуса РРАБ действительно чем-то напоминали самые обыкновенные хлебницы, вот только хранилась в них отнюдь не хлебобулочная продукция.

Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку — работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.

Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.

Бомбардировщик Ил-4 с подвешенной бомбой РРАБ-2

Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы — ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.

Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров — суббоеприпасы, уже описанные выше.


Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами — гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа — под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не раскрывшаяся при бомбометании

К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса — 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров — 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими — 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК — разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы — бомбы малых калибров.

Последствия бомбардировки Хельсинки в 1939 году, фото sa-kuva.fi

Источники информации:
Бабкин A.B., Велданов В.А., Грязнов Е.Ф. Средства поражения и боеприпасы: Учебник. — М.: МГТУ, 2008. — 984 c.
http://www.airpages.ru/ru/abr.shtml
http://hhsquad.info/forum/topic/1353-strelkovoe-oruzhie-bomby-rakety

Материалы из открытых источников

topwar.ru

3 авиационки | REIBERT.info

vgvg4 сказал(а): ↑

Добрый вечер! Дабы не плодить темы, определите, пожалуйста, вот эту авиационку:

Нажмите, чтобы раскрыть…

АО-25СЛ – осколочная авиабомба

“В 1939 г. в ГСКВ-47 спроектировали АО-25 из стального литья, предназначенную для поражения целей с легким броневым покрытием (легкие танки, бронемашины, бронетранспортеры и пр.). Первые 300 опытных образцов этой авиабомбы полигонных испытаний на НИП АВ ВВС КА не выдержали вследствие неудачно подобранной формы внутренней полости. Ее выполнили в виде конуса, и поэтому по массе до 15% осколков авиабомбы оставалось в воронке. Авиабомбы второго варианта имели внутреннюю полость в виде цилиндра. Их госиспытания проходили в 1940 г. На безотказность действия и полноту детонации испытали 126 боеприпасов, снаряженных тротилом, но лишь одна авиабомба отказала, хотя причину установить не удалось.

Эффективность действия по трофейным танкам определяли подрывами авиабомб, установленных головной частью вниз на расстоянии 5-40 м от машины. Подрывы 19 авиабомб показали, что 13-мм бортовая броня не может противостоять осколкам на расстоянии 10 м. В ряде случаев повреждения отдельных частей танков (гусеницы, катки, ведущие колеса и пр.) были зафиксированы на расстоянии до 200 м от места подрыва авиабомбы.

В секторных мишенях АО-25 стального литья создавали до 400 осколков. Из них убойных – 250, что было меньше, чем у штатных АО-25м1. Однако крупных осколков (диаметром более 25 мм) было, наоборот, больше. Это, пожалуй, сыграло роль решающего обстоятельства, поскольку данный боеприпас предназначался для действий именно по бронированным целям. Несмотря на то, что радиус сплошного поражения для убойных осколков составлял 14,2 м, а площадь сплошного поражения – 633 м2 в коробчатых мишенях АО-25 стального литья как по количеству пораженных мишеней, так и по радиусам разлета осколков превосходили АО-25м1.

Для испытаний на прочность 24 корпуса в инертном снаряжении сбросили на рельсы с высоты 50 м при скорости самолета 270 км/ч. В результате семи прямых попаданий корпуса трех боеприпасов деформации не имели, а у остальных по месту удара срезало металл на глубину 5-6 мм. При сбрасывании 126 авиабомб с высот 2000 и 1000 м в 26 случаях полет на траектории был неустойчивым. И хотя новый боеприпас госиспытания выдержал, комиссия рекомендовала ГСКБ-47 изменить конструкцию стабилизатора. Разработчики увеличили общую длину стабилизатора на 40 мм. При этом длина коробки возросла на 10 мм.

Научно-техническим журналом Управления ВВС № 0145 от 1941 г. авиабомбу приняли на вооружение, присвоив ей номер чертежа 3-0783 и индекс 7-О-231 для изготовления опытной серии, а также наименование АО-25сл. В конце 1941 г. авиабомбы чертежа 3-0783а дооснастили стопорными шайбами и картонными прокладками под них для лучшей фиксации оперения. Спустя некоторое время для запуска АО-25сл в массовое производство НТЖ № 0115 в 1942 г. утвердил ее техническую документацию, присвоив ей номер чертежа 3-01156 при сохранении индекса 7-О-231. По-видимому, непродолжительный срок эксплуатации боеприпаса в войсках засчитали вместо войсковых испытаний, а накануне постановки АО-25сл на поток в ее документацию внесли некоторые изменения, что и вызвало смену номера модели.”

“Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.”

Вес окончательно снаряженной авиабомбы – 25.5 кг
Вес ВВ – 2.9 кг
Коэффициент наполнения – 11.4 %

vgvg4 сказал(а): ↑

Ещё один вопрос: бомбы одинаковые – отличаются только креплением стабилизатора. Это отдельный вид или шли под одной маркировкой АО-25м1?

Нажмите, чтобы раскрыть…

Это осколочная авиабомба АО-25-М13

 

reibert.info

Авиационные бомбы в разрезе – Летное поле — ЖЖ

Профиль

Название:Russian Aviation Community

Записи на странице

Ссылки и кнопки

Метки сообщества

“Беспощадный”, “Максим Горький”, 1941, 344 ЦБП и ПЛС, 747, MD 450 Ураган, a-10, a-310, a-318, a-319, a-320, a-320-211, a-320-214, a-321, a-330, a-330-243, a-330-300, a-380, a320, a330, a330-300, a350, a380, a400m, aeromacchi, air berlin, air france, air india, air seychelles, airbus, aircraft design, airliners.net, alpha jet, ar.234, atr 72, au-30, augusta westland, av-8, avro rj-70, avro vulcan, awacs, b-17, b-1a, b-1b, b-2, b-52, b-737, b-737-500, b-737-800, b-747, b-757, b-767, b-777, b-787, b737, b787, baltic bees, bbj, beechcraft sierra 200, bell, bell ah-1w supercobra, bellagusta, bellanca, birdstrike, bleriot xi-2, blue angels, boeing, bombardier, bombardier crj-100lr, breitling, britten-norman bn-2a-26 islander, business jet aviation, c-130 hercules, c-17, c-series, cactus 1549, california, caravelle, casa 295, catalina, cessna, cessna 210, cessna-150a, ch-46 sea knight, ch-47, cias, citation xls, clickair, colorado, concorde, costa rica, crj1000, d-emeh, dash q400, dassault, dassault-breget, daytona beach, dc-10, dc-3, de Havilland Canada DHC-6 Twin OtterВ, de schelde s.21, dehavilland, denver, dhc-6 twin otter, dme, dogfight, dornier, dornier/dassault-breget, dreamliner, dubai airshow, dusseldorf international, e-190, e-2c hawkeye, e-jet, egbp, egss, embraer, embraer-120, embraer-190, eurofighter, expedition e350, f-104, f-111f, f-15, f-16, f-22, f-35, f-84f, f-86, f-ck-1, f/a-18, falcon, finnair, flamand, florida, fokker dr.1, fouga, frecce tricolori, french airforce, g.222, gen h-4, google earth, gulfstream, h-6, hawk t1, hercules, hermes450, hokum-a, hsiang sheng, iaf, icon a5, imds, italian airforce, j-10, jas.39 gripen, jet expo 2008, jet expo 2009, jet team, jetexpo, jfk, ju-52, ju-88, junkers, kc-135r, kc-390, kissimmee, klm, l-29, l-39, l-410, le bourget, lightning, lufthansa, mb-339, mcdonnell douglas, mcdonnell douglas 80, md-902, md.450, mfs 2004, mirage-2000, mojave airport, mq-1b, mq-9, mrj, nimrod, oh-58d kiowa, oshkosh, paris, paris air show, patrouille de france, pby-5, pc-24, pilottv, piper, pitts, quepos – la managua (xqp / mrqp), rafale, rafale-c, rc-135w, red arrows, red bull flugtag, republic, riat, robinson, ru_aviation, ruzyne, rw06, s7, saab, sikorsky, sikorsky uh-60 blackhawk, sky express, sky hunters, skydiving, skyexpress, skyteam, solar impulse, sportstar max, spotting, spring airlines, srilankan, ssj, ssj-100, stansted, sukhoi, sullenberger, superjet-100, svx/usss, tas, tiger, transaero, turkish airlines, ua, uav, uh60, uk, ur_nta, usa, uzbekistan airways, uzbekistan airways technics, v-22, v-280 valor, vc-25a, vero beach, vickers vanguard, vip, vog, vp-blx, vp-bly, vq-bbe, wittman tailwind, ww2, xb-70, yf-22, yf-23, zlin-142, А-50, АГВП, АГВП “Русские Витязи”, АНТК, АОН, АОН СЛА, АП, Авиазаправка, Авиакомпании, Авиамузей, Авиапарад, Авиапроисшествие, Авиасалон, Авиаторы, Австрия, Адмирал Кузнецов, Алматы,

ru-aviation.livejournal.com

Авиабомбы РККА. Часть1

А.Б. Широкорад


1 2


МАЛЫЕ ОСКОЛОЧНЫЕ АВИАБОМБЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Осколочная бомба: 1-взрыватель; 2-головка; 3-дополнительный детонатор; 4-гильза; 5-заряд; 6-корпус; 7- стабилизатор.

В ходе Великой Отечественной войны советская авиация использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 кг, 5, 10, 15 и 20 кг.

Любопытно, что часть авиабомб АО-2,5 представляла собой 45-мм осколочный снаряд О-240 от противотанковой пушки, к которому был приварен штампованный железный корпус с 4-перым стабилизатором. Длина такой авиабомбы 370 мм, диаметр корпуса 45 мм, размах стабилизатора 61 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Наряду с такими бомбами были и АО-2,5 специального изготовления с литыми корпусами из сталистого чугуна. Длина этой бомбы 378 мм, диаметр корпуса 52 мм, размах 4-перого стабилизатора 60 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Бомбы АО-8М4 и АО-8М6 выпускались в двух вариантах каждая. Один вариант имел 4-перый стабилизатор, а другой – коробчатый. Длина бомбы типа АО-8М от 480 до 606 мм, диаметр корпуса около 76 мм, размах стабилизатора 100 мм. Взрыватели АРМ-1, АВ-4 и АМ-А. Бомба АО-8М представляла собой 76-мм осколочный снаряд с приваренным стабилизатором.

Осколочная бомба АОХ-10 с насыпными осколками имела длину 612 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватель АГМ-1, АВ-4, АМ-А.

Осколочная бомба АО-10 из сталистого чугуна имела длину 480 мм, диаметр корпуса 90 мм и коробчатый стабилизатор с размахом 110 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АОХ-15 имела длину 610 мм, диаметр корпуса 107 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АО-20М имела длину 1030 мм, диаметр корпуса 106 мм, размах 4-перого стабилизатора 130 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Бомба АО-20М представляла собой 107-мм осколочно-фугасный снаряд с приваренным стабилизатором.

ФУГАСНЫЕ АВИАБОМБ

Фугасная бомба; 1 – взрыватель; 2 – переходная втулка; 3 – детонаторная шашка; 4 – корпус; 5 – бугель; 6 – взрывчатое вещество; 7 – дно; 8- стабилизатор

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67* в начале 1930-х гг. В 1931-1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942-1943 гг. в ГСКБ-47.

Фугасная бомба; 1 – взрыватель; 2 – переходная втулка; 3 – детонаторная шашка; 4 – корпус; 5 – бугель; 6 – взрывчатое вещество; 7- бугель дополнительный; 8 – соединительное кольцо; 9 – конус; 10 – детонатор дополнительный; 11 – взрыватель; 12- стабилизатор

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м³. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10 м и 15 мм – в 15 м от места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60 : 40 : 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно прост (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50-70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

Тип бомбы БРАБ-220 БРАБ-500 БРАБ-1000
Вес бомбы, кг 238 502 965
Вес ВВ, кг 38 106 207,4
Длина бомбы, мм 1680 2385 3075
Диаметр корпуса, мм 278 400 480
Размах стабилизатора, мм 370 400 480

* НИО-67 – научно-исследовательский отдел завода № 76, создан в 1930 г.

1 2

www.airpages.ru

Читать онлайн “Авиация и космонавтика 2002 08” – RuLit

Для поражения пехоты, огневых точек, позиций артиллерийских и минометных батарей, а также транспортных средств и легкобронированной техники на поле боя использовались осколочные авиабомбы калибра 1,5-50 кг различного способа боевого применения (из кассет и с индивидуальной подвески).

Основным поражающим фактором осколочных авиабомб являются осколки, образующиеся при дроблении корпуса. Способность осколочной авиабомбы наносить поражение цели характеризуется количеством, массой, формой и начальной скоростью образующихся при ее взрыве осколков. Эти показатели тесно связаны между собой и зависят от конструкции бомбы, материала ее корпуса и рецептуры боевого снаряжения.

При оценке поражающего действия осколков по ТНЦ выделяют три основных вида поражающего действия осколков: пробивное, зажигательное и инициирующее.

Пробивное действие является наиболее типичным и самым многообразным видом поражающего действия и включает в себя такие действия, например, как пробитие брони танка и нанесение поражения личному составу танков, приборам и агрегатам внутри танка или нанесение поражения живой силе в укрытии или на поле боя и т.д.

Эффективность осколочных авиабомб по живой силе оценивается по количеству убойных осколков и радиусу сплошного поражения.

Так, при подрыве советской авиабомбы АО-2,5 число убойных осколков (в зависимости от модификации) составляло 70-150, а радиус зоны сплошного поражения – 8-15 м. Авиабомбы типа АО-10сч обеспечивали 378 убойных осколков при радиусе зоны сплошного поражения 17,6 м, а АО-25м13 (переделка из опытных ракетных снарядов РОФС140) – 810 убойных осколков при радиусе зоны сплошного поражения 30 м. При увеличении калибра вдвое результат был более значительным. Число убойных осколков авиабомбы типа АО- 50-100сч достигало 3250, а радиус зоны сплошного поражения – 56,7 м.

Бронепробивные свойства осколочных авиабомб были скромнее. Например, осколочные авиабомбы типа АО-25с и АО- 25м обеспечивали поражение осколками танковой брони толщиной 15-20 мм при разрыве в непосредственной близости (0.5-1 м) или же при прямом попадании. В то же время осколки АО-25м13 пробивали броню толщиной 18 мм на расстоянии 10 м от точки подрыва, а броню толщиной 7 мм – на расстоянии 25 м.

Более крупные осколочные авиабомбы имели и большие возможности по поражению бронетехники. Осколки АО- 50-100сл пробивали 30-мм танковую броню на расстоянии до 5 м от точки подрыва, а осколки осколочно-фугасной авиабомбы типа ОФАБ-100 при подрыве на расстоянии до 10 м от танка.

Так как скорость осколка, его масса и форма, а также его ориентация в момент удара о преграду являются величинами случайными, то будут случайными и такие показатели, как толщина преграды, пробиваемой осколком на определенной дальности от точки подрыва авиабомбы, и площадь пробоины, оставляемая осколком в преграде. Остаточная энергетика осколка после пробития преграды будет определять характер и степень повреждений элементов цели за преградой.

Для борьбы с танками получили широкое практическое применение кумулятивные боеприпасы, действие которых основывается на эффекте концентрации энергии взрыва в определенном направлении. задаваемом специальной выемкой в заряде.

Кумулятивная струя обладает тремя видами поражающего действия: пробивным, зажигательным и инициирующим.

Фактически единственным подобным оружием, получившим широкое применение на фронтах, стала советская противотанковая авиационная бомба весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении авиабомбы калибра 2,5 кг – ПТАБ- 2,5-1.5.

Действие ПТАБ сводилось к следующему. При ударе о броню танка срабатывал взрыватель, который через тетриловую детонаторную шашку вызывал детонацию заряда взрывчатого вещества. При детонации заряда, благодаря наличию кумулятивной воронки и металлического конуса в ней,создавалась кумулятивная струя, которая пробивала немецкую танковую броню толщиной до 60 мм при углах встречи от 90 до 30° с последующим разрушающим действием за броней: поражение экипажа танка, инициирование детонации боеприпасов, а также воспламенение горючего или его паров. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом брони вокруг выходного отверстия. Так, во время полигонных испытаний при попадании ПТАБ в немецкую самоходку StuG III выломало угол брони размерами 200×300 мм и пробило отверстие 55×110 мм.

Минимальная высота, обеспечивающая выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка и безотказность ее действия, равнялась 70 м.

Применяя ПТАБ, советские летчики довольно эффективно поражали немецкие танки, включая и тяжелые, а также наносили большой урон открыто расположенным складам боеприпасов и горючего. автомобильному и железнодорожному транспорту противника.

В люфтваффе подобный боеприпас хотя и существовал, но поскольку количество кумулятивных бомб, размещаемых на немецких штурмовиках, не превышало 48, то вероятность попадания такой бомбы в танк была чрезвычайно низкой. В этой связи немцы от их использования полностью отказались.

Несмотря на исключительные бронепробивные свойства ПТАБ-2,5-1,5, детальный анализ поражающего действия авиабомбы показывает, что уничтожить танк было все же довольно сложно: для этого было необходимо попасть ПТАБ в район боеукладки или бензобака. Во всех остальных случаях можно говорить лишь о выведении танка из строя. Мощного акустического удара, способного вывести из строя экипаж хотя бы на непродолжительное время, также быть не могло, так как танки того времени не герметизировали. Поражение одного или двух танкистов проблему уничтожения танка все же не решало. Основную часть площади танка составляли механизмы и агрегаты силовой установки и трансмиссии. Вывод их из строя лишь на время мог обездвижить танк, который вскоре снова вступал в бой.

Тем не менее, поскольку кассеты мелких бомб КМБ-2 (универсальные бомбоотсеки) Ил-2 брал до 280 ПТАБ (по 72 бомбы в центральные и по 68 в крайние отсеки), за счет чего обеспечивалась вполне приличная вероятность поражения танков и другой техники противника на поле боя.

Помимо несомненных достоинств, у ПТАБ имелся довольно существенный недостаток, значительно снижавший ее эксплуатационные и боевые возможности. Дело в том, что бомба снаряжалась довольно чувствительным взрывателем АД-А, который срабатывал от тряски, при небрежном обращении с бомбой и даже при попадании на ветки деревьев, практически не нанося в этом случае урона технике противника.

В штурмовой авиации ВВС Красной Армии на протяжении всей войны довольно широко применялись зажигательные ампулы АЖ-2 в жестяных корпусах, снаряженные самовоспламеняющейся горючей смесью КС.

Попадая в цель, ампулы разрушались, их содержимое расплескивалось и самовоспламенялось, вследствие чего создавалась зона сплошного огня и плотная дымовая завеса. Зажигательная смесь горела ярким пламенем с большим количеством белого дыма в течение 1,5-3 мин, развивая температуру до 1000 С.

При попадании на бронетехнику, жидкость КС прилипала к броне, залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж и выжигала все внутри. Попав на броню, огнесмесь вызывала пожар такой силы, что потушить его было невозможно. Легковоспламеняющиеся предметы под воздействием огнесмеси КС загорались мгновенно. Попадая на тело, капля горящей жидкости вызывала сильные ожоги.

Отметим, что эффективное возгорание смеси КС находилось в большой зависимости от метеорологических условий и от наличия легковоспламеняющихся материалов в районе целей. В условиях, благоприятных для применения смеси КС, результаты ударов штурмовиков по танкам и другим целям были весьма высокими.

Для поражения танка или автомашины было необходимо только прямое попадание ампулой АЖ-2, при этом одного попадания было вполне достаточно для поражения танка. Однако их большое количество на борту штурмовика Ил-2 (до 150 штук) обеспечивало вполне высокую эффективность боевого применения.

Несмотря на хорошие результаты, которые давали ампулы АЖ-2 при попадании в немецкие танки любого типа, широкого распространения в ВВС КА они не получили, в основном, из-за специфичности условий, необходимых для их успешного применения, а также вследствие опасности, которую ампулы представляли для экипажей самолетов, применявших их в бою, и технического состава, обеспечивающего их хранение, снаряжение и т.д. – при разрушении оболочки (тряска, пулевые или осколочные попадания и т.д.) происходило самовоспламенение ампул со всеми вытекающими последствиями.

www.rulit.me

Модернизация самолетов Су-25М1 ВС Украины — Военный информатор

Фото: Guk Aleksandr

29 ноября авиаторы бригады тактической авиации Воздушного Командования “Юг” Воздушных Сил ВС Украине в Николаеве получили партию из двух модернизированных самолетов Су-25 М1.

Капитальный ремонт и модернизация крылатых машин проходили на Государственном предприятии “Запорожский государственный авиаремонтный завод “Мигремонт”. На прошлой неделе самолеты прошли последние заводские испытания, а 29 ноября были доставлены на аэродром части. Перегон самолетов осуществляли опытные пилоты бригады — командир эскадрильи подполковник Юрий Погорелый и старший штурман бригады майор Александр Дьяков.

Проведенная модернизация самолетов Су-25М1 прошла с привлечением исключительно украинских предприятий. Оптимальность выполненных работ по параметрам «цена — эффективность» подтверждена многочисленными заказами других стран на проведение аналогичной модернизации их штурмовиков этого типа.

По словам главного инженера «МиГремонта» Сергея Фурдило, в ходе ремонта на самолетах было установлено все модернизированное оборудование отечественных производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. «Все это оборудование придается самолету абсолютно новое лицо. Кроме того, благодаря ему на самолете сможет летать и летчик среднего уровня подготовки, применяя при этом высокоточное мощное вооружение по наземным целям. Очень приятно, что Министерство обороны Украины серьезно относится к развитию отечественной авиации. И мы — заводчане — это ощущаем», — сказал он.

В свою очередь летчик — испытатель, подполковник запаса Григорий Грищенко, который вместе со своим коллегой — летчиком — испытателем Юрием Яковуником, выполнил контрольные полеты, рассказал, что техника пилотирования модернизированного самолета ничем не отличается от серийной машины, но ее боевые возможности стали значительно шире. «Особенности модернизированного самолета лежат с улучшении точности навигации при полетах по маршруту на любых высотах. Что же касается боевого применения, то на порядок улучшена точность бомбометания и стрельбы ракетным и артиллерийским вооружением по наземным целям», — сказал Григорий Грищенко.

Следует указать, что в прошлом году 299 штурмовая авиационная бригада Воздушных Сил ВС Украины, дислоцированная в Николаевской области, получила от «МиГремонта» два Су-25М1 и учебно-тренировочную «спарку» Су -25УБМ1. Передача еще двух модернизированных штурмовиков Су-25М1 военным летчикам состоится в ближайшие дни.

Сама модернизация самолетов Су-25М1 состояла, во-первых, в замене аналогового прицела серийного Су-25 на цифровой прицел. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Во-вторых, за счет установки спутниковой системы навигации самолет способен поражать цели даже тогда, когда пилот их визуально не видит, но ему известны их координаты. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения.

А это, в свою очередь, позволяет избегнуть возможность поражения самолета ПЗРК и зенитной артиллерией. Существенно уменьшено время пребывания самолета над целями.

Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП.

Все новые системы увязаны между собой. Кроме того, система навигации объединена в единый комплекс со штатным навигационным оборудование самолета. Это дало возможность вывести сигналы от новых систем на имеющиеся приборы. Таким образом, для летчика отображение новой информации практически не изменилось. Более того, все это позволяет «работать» даже тогда, когда нет сигналов от наземных радиотехнических систем навигации и оборудование не принимает сигнал со спутника. То есть, определенной время самолет способен лететь в полностью автономном режиме. Модуль воздушных параметров значительно точнее штатного прибора системы СВС.

Все установленное оборудование объединено в комплекс, что позволяет получить куда более высокий результат боевого применения штурмовика. Проведенные испытания показали, что даже средний летчик со стандартными навыками пилотирования при применении комплекса оборудования, установленного на модернизированном самолете, сможет выполнить боевое задание с точностью, намного превышающую существующие сегодня нормативы «на отлично».

Положительный результат проведенной работы стал возможным благодаря тому, что между предприятиями — участниками проекта была налажена полная кооперация. Кроме КП СПБ «Арсенал», на котором создавали новый цифровой прицел, к модернизации штурмовика Су-25 привлекались и другие предприятия. Это — Государственное предприятие «Орион — Навигация» из города Смела Черкасской области и ОАО «Авиаконтроль». Также полноправными участниками работ стали Государственный научно-исследовательский институт авиации и Государственный авиационный научно-испытательный центр.

 

Источники:

1. В Запорожье прошли контрольные полеты очередной партии модернизированных самолетов Су-25М1 — Крылья — авиация в Украине 

 

Похожие новости:

military-informant.com

ИВ-Д-ПФ-2М.4-01 | АО “Вибро-прибор”

 

Описание

Аппаратура  контроля вибраций ИВ-Д-ПФ-2М.4-01 (далее – аппаратура) имеет  cвидетельство об утверждении типа средств измерений RU.C.28.001.A № 38953  и сертификат соответствия ТР ТС 012/2011 “О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах”

 

Аппаратура имеет три канала измерения виброскорости  (каналы СТ, ПО, ЗО) двигателя.

В состав аппаратуры входят пьезоэлектрические вибропреобразователи МВ-43-5Б и МВ-44-2Ж, а также блок электронный БЭ-38-2М.4-01.

Конструктивное исполнение блока электронного БЭ-38-2М.4-01 предусматривает его установку  на монтажной стенке.

 

Блок электронный БЭ-38-2М.4-01 с вибропреобразователями

 

Вибропреобразователь МВ-43-5Б

Вибропреобразователь МВ-44-2Ж

Аппаратура обеспечивает:

– световую индикацию о срабатывании сигнализаций ВИБРАЦИЯ ПОВЫШЕННАЯ и ВИБРАЦИЯ ОПАСНАЯ по каждому каналу измерения виброскорости;

– выдачу сигналов на замыкание нормально-разомкнутых (“сухих”) контактов реле при появлении сигналов “вибрация повышенная” и “вибрация опасная”;

– выдачу по каждому каналу неотфильтрованного напряжения переменного тока (Выход УЗ),  пропорционального виброускорению, с коэффициентом преобразования:

   5,0 мВ/м/с2 – в канале ПО, ЗО;

   2,0 мВ/м/с2 – в канале СТ;

– выдачу отфильтрованного  напряжения  переменного тока (амплитудного значения) (Выход МУ)  , пропорционального измеряемой виброскорости, с коэффициентом преобразования 50 мВ/мм/с;

– проверку работоспособности каналов измерения аппаратуры с помощью встроенной системы контроля (ВСК) нажатием кнопки КОНТРОЛЬ на лицевой панели блока или подачей стимулирующего сигнала от внешнего источника.

– работу в диапазоне напряжений сети питания  от 18 до 36 В постоянного тока;

 

ОСНОВНЫЕ  ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование параметра

Значение

Количество каналов измерения амплитудного значения виброскорости

3

Диапазон измерения виброскорости

5 – 100 мм/с

Диапазон частот измеряемой виброскорости

30 – 150 Гц

Относительное затухание частотной характеристики вне диапазона измеряемых частот

не менее 20 дБ/окт

Диапазон выходного постоянного тока, пропорционального виброскорости, на нагрузку не более 500 Ом

4 – 20 мА

Пределы основной относительной погрешности измерения виброскорости , %

± 10

Номинальное значение виброскорости при срабатывании сигнализации:

– ВИБРАЦИЯ ПОВЫШЕННАЯ

40 мм/c

– ВИБРАЦИЯ ОПАСНАЯ

60 мм/c

Значение выходного постоянного тока при включении ВСК

17,6 + 1,0 мА

Время готовности, мин, не более

1

Масса, кг, не более:

– МВ-43-5Б (без жгута)

0,15

– МВ-44-2Ж (без жгута)

0,15

– БЭ-38-2М.4-01

3,20

Габаритные размеры, мм:

– МВ-43-5Б (без жгута)

60 х 37 х 40

– МВ-44-2Ж (без жгута)

58 х 45 х 40

– БЭ-38-2М.4-01 

128 х 252х 246

Напряжение питания постоянного тока, В

18,0 – 36,0

Потребляемая мощность, не более

15 Вт

Условия эксплуатации:

– температура окружающей среды:

для БЭ-38-12МТ.1

от – 40 °С до 60 °С

для МВ-43-5Б

от – 60°С до 250 °С

для МВ-44-2Ж

от – 60°С до 400 °С

– относительная влажность:

для БЭ-38-2М.4-01 

98 % при 25 °С

для МВ-43-5Б(МВ-44-2Ж)

98 % при 35 °С

 

Состав аппаратуры контроля вибраций ИВ-Д-ПФ-2М.4-01

Наименование изделия

Кол-во

Примечание

Вибропреобразователь МВ-43-5Б/0,35

2

*

Вибропреобразователь МВ-44-2Ж/1,0/2,0

1

*

Блок электронный БЭ-38-2М.4-01

1

 

Жгут “Ж-К-Р1-В3-25,0-007” , L = 25 м

2

**

Жгут “Ж-К-Р1-В3-25,0-009” , L = 25 м

1 **

Комплект документации

1

 

Принадлежности:

 

***

– Вилка 2РМ27КПН24Ш1В1  

1

 

– Розетка 2РМ14КПН4Г1В1

1

 

 

*  Вибропреобразователи МВ могут поставляться с различной длиной жгута

** Допускается поставка жгутов различной длины

*** Допускается тропическое исполнение соединителей 2РМТ…В1В, 2РМТ…А1В

 

 Руководство по эксплуатации аппаратуры ИВ-Д-ПФ-2М.4-01

 

vpribor.spb.ru