74135 мзкт – Автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 (Беларусь) » Военное обозрение

Автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 (Беларусь) » Военное обозрение

Чтобы гусеничная боевая бронированная машина не расходовала ресурс и не портила дорожное покрытие, к месту работы ее следует перевозить при помощи специальных транспортных средств. Переброска бронетехники по автомобильным дорогам осуществляется с использованием специальных автопоездов-танковозов с полуприцепами особой конструкции. Пожалуй, одним из самых интересных образцов такого рода является автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721 белорусской разработки. Этот комплекс способен одновременно перевозить два танка или три бронемашины меньшей массы.

История проекта МЗКТ-74135+99942+83721 началась в середине девяностых годов, когда Минский завод колесных тягачей решил найти покупателей в новом для себя регионе. Конструкторы предприятия приступили к проработке облика перспективных тягачей и иной спецтехники, приспособленной для работы в сложных условиях Ближнего Востока. По результатам исследовательских работ были вынесены некоторые любопытные предложения, касавшиеся тех или иных особенностей техники.



Первый вариант тягача МЗКТ-74135 с французским полуприцепом

Так, для работы в жарком климате силовая установка должна была комплектоваться средствами охлаждения соответствующей мощности. Было установлено, что такие агрегаты не удастся использовать на машине бескапотной компоновки, традиционной для МЗКТ. По этой причине впервые в истории предприятия было решено строить автомобиль с выраженным капотом, вмещающим все необходимые устройства. Позже, с учетом пожеланий заказчика, были определены и иные черты облика.

Проект МЗКТ-74135+99942+83721 в современном его виде стартовал в 1998 году, когда министерство обороны Объединенных Арабских Эмиратов объявило тендер на закупку автопоездов-танковозов. Армия желала получить комплекс в составе тягача и прицепов, способный перевозить основной боевой танк AMX-56 Leclerc. Альтернативной полезной нагрузкой должны были стать две боевые машины пехоты БМП-3. Кроме того, требовалось обеспечить возможность перевозки экипажей техники. Все это предъявляло особые требования к автопоезду, но сразу несколько ведущих предприятий автомобильной отрасли подали заявки на участие в программе.

Вскоре после запуска конкурса на полигонах ближневосточной страны начались испытания предоставленных машин нескольких типов. Вместе с белорусским предприятием МЗКТ в конкурсе участвовали немецкие, американские, чешские и т.д. компании. Для проведения сравнительных испытаний силами заказчика в ОАЭ отправился опытный тягач МЗКТ-74135. Минский завод не успел к этому времени разработать требуемые прицепы, из-за чего тягач испытывался вместе с полуприцепом французской компании LOHR.

Первые испытания завершились успешно. Тягач МЗКТ-74135 хорошо показал себя и, в целом, устроил потенциального заказчика. В то же время, военные ОАЭ раскритиковали габариты и характеристики представленного французского полуприцепа. К счастью, к этому времени уже была запущена разработка собственных изделий с требуемыми характеристиками. По задумке конструкторов Минского завода, вместе с новым тягачом МЗКТ-74135 следовало использовать полуприцеп МЗКТ-99942 и прицеп МЗКТ-83721. Применение сразу двух таких устройств позволяло не просто выполнить требования заказчика по количеству и массе перевозимой бронетехники, но и превзойти их.

В 2000 году несколько лучших танковозов прошли новые испытания в ОАЭ. На этот раз минский автопоезд испытывался в полной комплектации и включал пару новых прицепов. С точки зрения технических и эксплуатационных характеристик белорусская разработка, как минимум, не уступала конкурентам. При этом она имела особое преимущество в виде возможности перевозки сразу двух танков или трех менее тяжелых бронемашин. Кроме того, в крупной кабине тягача имелись места для экипажей перевозимой техники.

По результатам испытаний 2000 года армия Объединенных Арабских Эмиратов приняла решение о закупке автопоездов МЗКТ-74135+99942+83721. Договор на их поставку должен был появиться в самое ближайшее время, однако переговоры затянулись. Документ был подписан только в 2002 году. В соответствии с ним, в ближайшее время Минский завод колесных тягачей должен был построить еще один опытный образец, измененный в соответствии с пожеланиями заказчика. После его испытаний можно было запускать полномасштабное серийное производство. С учетом второго опытного образца заказ предусматривал строительство 40 автопоездов.


Обновленный автопоезд МЗКТ-74135+99942

Обновленный и переработанный тягач со старым названием МЗКТ-74135 был построен и проверен в 2004 году. Фактически была осуществлена глубокая модернизация с полной переделкой силового агрегата, изменением кабины и т.д. Основные технические характеристики остались на прежнем уровне, но ряд параметров был существенно улучшен.

В обеих версиях тягач МЗКТ-74135 представляет собой четырехосную полноприводную машину капотной компоновки, оснащенную седельно-сцепным устройством для взаимодействия со штатным полуприцепом. При этом присутствовали заметные внешние и внутренние отличия. В частности, изменились обводы и пропорции кузова. Кабина была разработана заново, что лишило тягач небольшого сходства с предыдущими машинами марки МЗКТ.


Тягач МЗКТ-74135 построен по капотной компоновке и отличается большими размерами моторного отсека. Все агрегаты крепятся на прямоугольной раме, собранной из Z-образных профилей. В современной версии проекта двигатель прикрывается капотом со скругленными обводами. Передняя стенка кожуха двигателя имеет крупную решетку для радиатора. Позади моторного отсека располагается кабина экипажа с двухрядным расположением сидений. За кабиной, на открытой площадке, предусматривается установка лебедки и средств перевозки запасного колеса. Задняя часть шасси служит основой для седельно-сцепного устройства.

В первом варианте проекта тягач комплектовался дизельным двигателем Deutz MWM TBD 234 немецкого производства, развивавшим мощность 788 л.с. Использовалась гидромеханическая коробка передач Alison M6600AR. В рамках модернизации машину оснастили дизелем Daimler Chrysler OM 444LA мощностью 796 л.с. С новым двигателем соединяется улучшенная автоматическая коробка передач Alison M6610AR с шестью передачами переднего хода и двумя заднего. От коробки передач крутящий момент передается на раздаточные коробки, обеспечивающие привод центральных редукторов с межколесными дифференциалами на каждом мосту.

Пара передних осей тягача комплектуется независимой двухрычажной торсионной подвеской. Задние мосты имеют независимую двухрычажную подвеску с рессорами. Применяются колеса с широкопрофильными шинами Michelin 23,5R25XLB TL 188E. Передние две оси выполнены управляемыми; в рулевой системе присутствует гидравлический усилитель. Оси устанавливаются на раме с разными промежутками. Расстояние между первой и второй осью определено в 2,2 м, второй промежуток – 2,75 м. Между третьим и четвертым мостами, принимающими на себя основную нагрузку, всего 1,7 м.

Седельно-сцепное устройство тягача располагается на высоте 2,05 м и способно принимать нагрузку до 26 т. «Седло» установлено непосредственно над третьей осью шасси, что позволяет получить оптимальное распределение нагрузки на грунт.

Для работы с различными грузами тягач МЗКТ-74135 оснащен собственной лебедкой. Изделие ITAG WPH-250-2 оснащено гидравлическим приводом с двумя скоростями. Выдача тросов длиной 100 м осуществляется с двух барабанов. Тяговое усилие по 200 кН на каждый барабан позволяет затягивать на полуприцеп любую технику.

Тягач комплектуется стеклопластиковой кабиной экипажа с увеличенным числом пассажирских мест. Первоначально кабина имела характерное лобовое остекление с обратным наклоном, заимствованное у существующей спецтехники, но затем его заменили парой крупных стекол. В бортах располагается по две двери, открывающиеся в разные стороны. Доступ в кабину облегчается высокими лесенками, помещенными в первом межколесном промежутке.

Большие размеры кабины позволили установить не только места для собственного экипажа, но и сиденья для пассажиров – экипажей перевозимой техники. Сидячие места при необходимости трансформируются в спальные. Тягач изначально оснащался кондиционером, однако испытания 1998-2000 годов показали его недостаточную мощность. Модернизированная машина получила более мощную климатическую систему. При температурах атмосферного воздуха до +55°C в кабине поддерживается не более +20°C.

Тягач имеет длину 10,51 м при ширине 3,18 м и высоте 3,95 м. Снаряженная масса достигает 29,9 т. Полная масса с учетом нагрузки на сцепное устройство – 54,9 т. При этом на две передние оси приходится по 12450 т нагрузки, на две задние – по 15 т.

Вторым элементом уникального автопоезда является полуприцеп МЗКТ-99942. Это изделие построено на основе рамы из коробчатых лонжеронов, связанной с несущим настилом. Также платформа оснащена боковыми кожухами, прикрывающими дополнительное оборудование. Передняя часть платформы полуприцепа выполнена изогнутой, что позволило увеличить полезную площадь настила и получить место для дополнительного груза, сохранив полную совместимость с седельно-сцепным устройством тягача. Под основной платформой располагается шесть осей с парой колес на каждой. В корме предусмотрены откидные трапы с гидравлическим приводом.

Для повышения автономности полуприцеп оснащается собственным двигателем, соединенным с гидравлическими и пневматическим насосами. Гидравлика отвечает за перемещение передних опор полуприцепа и трапов. Пневматическая система управляет давлением в шинах. Контроль за работой гидравлической и пневматической систем осуществляется с пульта в кабине тягача или с выносного устройства.

Общая длина полуприцепа МЗКТ-99942 превышает 18,5 м, ширина – 3,65 м. Погрузочная высота – 1,5 м. Задняя ровная часть грузовой платформы имеет длину 9,5 м, передняя наклонная – 5 м. Снаряженное изделие весит 21 т. Масса перевозимого груза – 70 т, что соответствует перевозке одного танка «Леклерк» или двух машин БМП-3. При этом основная часть нагрузки приходится на собственные колеса полуприцепа, тогда как на тягач передается лишь 26 т.

Последним элементом танковоза стал прицеп МЗКТ-83721. Это изделие представляет собой четырехосную тележку высокой грузоподъемности, перевозимую за МЗКТ-99942 при помощи буксировочной штанги. Этот прицеп имеет грузовую платформу длиной чуть более 8 м и пару откидных трапов в корме. С его помощью автопоезд может взять на борт дополнительный танк или боевую машину.

Общая длина прицепа МЗКТ-83721, без учета буксировочного устройства, составляет 9,26 м, ширина – 3,65 м. Погрузочная высота уменьшена до 1485 мм. Снаряженная масса прицепа определена в 18 т, масса груза – 63 т. Общая масса, соответственно, достигает 81 т.

Трехкомпонентный автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 отличается самыми примечательными размерами и массой, а также обладает уникальными характеристиками. Тягач, полуприцеп и прицеп в сборе имеют длину 38,6 м. Снаряженная масса такого комплекса – чуть менее 50 т. Полезная нагрузка – 133 т. Полная масса – порядка 203 т.

Двигаясь по шоссе, танковоз с полуприцепом и нагрузкой на нем может развивать скорость не более 82 км/ч. Максимальная скорость в полной конфигурации ограничена 50 км/ч. Особая конструкция ходовой части и отдельные ее элементы повышают проходимость автопоезда. Как было показано на испытаниях прошлых лет, такая техника способна двигаться не только по шоссе, но и по грунтовой дороге. Возможно и преодоление отдельных участков бездорожья.

Первый опытный образец тягача МЗКТ-74135, позже укомплектованный полуприцепом МЗКТ-9942 еще в начале прошлого десятилетия смог показать самые высокие характеристики и заинтересовать потенциального заказчика в лице армии Объединенных Арабских Эмиратов. По результатам тех испытаний – пусть даже и с заметным опозданием – было подписано соглашение о модернизации имеющейся техники с последующим ее серийным производством. В соответствии с первым заказом, Минский завод колесных тягачей выпустил 40 комплексов для сухопутных войск.

В 2007 году появился новый контракт на танковозы МЗКТ-74135+99942+83721. На этот раз ОАЭ запросили поставку двух сотен машин-тягачей с полуприцепами и прицепами. За несколько лет такой заказ был полностью выполнен. Поставки значительного числа специальной техники белорусского производства известным образом сказались на мобильности сухопутных войск ОАЭ. Увеличенная грузоподъемность новых автопоездов позволяет быстрее и проще перебрасывать военную технику, что оказывает положительное влияние и на боеспособность войск.

В 2016 году в зарубежных изданиях появились упоминания о новом заказе министерства обороны ОАЭ, в соответствии с которым армия получит некоторое количество специальной техники. Утверждалось, что в этот раз Республика Беларусь получит контракт без конкурса и сравнительных испытаний. По некоторым данным, речь вновь шла об автопоездах на основе МЗКТ-74135.

Характерной чертой автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 и, в первую очередь, его базового тягача являются развитые средства охлаждения, обеспечивающие эксплуатацию техники в сложных условиях Ближнего Востока. В связи с этим Минский завод колесных тягачей продолжает продвижение своей разработки на международном рынке. Впрочем, насколько известно, пока такой техникой интересовались только Объединенные Арабские Эмираты. Другие государства региона все еще не желают приобретать интереснейшие образцы техники с уникальными характеристиками.

Трехзвенный автопоезд с возможностью перевозки двух или трех боевых машин мог бы представлять интерес и для других стран, но и они пока не спешат заключать контракты. Возможно, их отпугивает приспособленность готовых образцов к эксплуатации в жарком климате, избыточная для их условий. Однако нельзя исключать, что белорусские инженеры смогут переработать свой автопоезд в соответствии с требованиями нового заказчика.

На данный момент автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 является одной из лучших машин своего класса в мире. Он показывает уникальные технические и эксплуатационные характеристики, оказывая серьезное влияние на боеспособность войск. В то же время, этот образец специальной техники не отличается особой популярностью. За прошедшие годы его заказала только одна одна страна. Такие обстоятельства переносят белорусский автопоезд в категорию примечательных, но не особо успешных разработок. Сможет ли он стать предметом новых заказов и избавиться от такого неприятного статуса – покажет время.

По материалам сайтов:
http://volatdefence.com/
http://vpk.gov.by/
http://autotruck-press.ru/
http://gruzovikpress.ru/
https://russianemirates.com/
https://mpark.pro/

topwar.ru

Сообщества › Автомобили Специального Назначения › Блог › МЗКТ-74135 «Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…»

Полный размер

Владимир Чехута. AUTOTRUCK № 4-2006

СУПЕРТАНКОВОЗ.

Минский завод колесных тягачей, который в советские времена был военным спецпроизводством МАЗа, хотя и выпускает сейчас большей частью гражданские автомобили под маркой ВОЛАТ, но умения делать уникальные армейские тяжеловозы за годы переходного периода все же не утратил. Специфика производства МЗКТ такова, что предприятие работает, выполняя заказы по разработке и выпуску тяжелых машин с заданными характеристиками для решения конкретных задач. Как правило, в единичных экземплярах. Поскольку серийных изделий в программе завода немного, то каждая новая машина, попавшая в эту категорию, думаю, заслуживает отдельного подробного обзора. Таким новым «серийным» автомобилем недавно стал капотный полноприводной тягач МЗКТ-74135.

Начну с того, что идея этого автомобиля родилась в середине девяностых из желания минчан продвигать свою технику в Аравийском регионе. В 1997 г. к тендеру в Объединенных Арабских Эмиратах был изготовлен опытный образец «пустынного» седельного тягача МЗКТ-74135 колесной формулы 8x8. Этот тяжеловоз имел совершенно новую, нарушающую заводские традиции капотную компоновку, ведь до этого на предприятии «капотников» вообще не выпускали. А дело в том, что в условиях жаркого климата Аравийской пустыни большую часть подкапотного пространства машины заняли очень мощные объединенные системы охлаждения двигателя и трансмиссии. Сделать тягач «традиционным» конструкторам просто не представлялось возможным. Также перед тендером заказчики намекнули, что в регионе уже работает немало американских капотных грузовых автомобилей и тяжеловоз именно такой компоновки будет иметь преимущество.
Касаясь технической стороны, скажу, что автомобиль был укомплектован узлами и агрегатами собственного производства: надежная прочная рама; мосты, хорошо зарекомендовавшие себя на четырехосных тягачах семейства «Волат», и удлиненная кабина, разработанная для военного шасси МЗКТ-7930. Кроме проверенных собственных компонентов в оснащение машины добавили импортные комплектующие. В качестве силовой установки смонтировали дизель Deutz MWM TBD 234 V12 мощностью 788 л.с. Машина также получила гидромеханическую коробку передач Alison M6600 AR (6 передач вперед и 2 назад), широкопрофильные шины для пустынной эксплуатации Michelin 23.5R25 XLB TL 188E, кондиционер Konvekta KL-3AT/4 и две лебедки ITAG WPH-250-2.
Автопоезд в составе тягача МЗКТ- 74135 и полуприцепа мог перевозить по песку танк массой до 70 т или два БМП. Поскольку к началу тендера минчане не успели изготовить собственный трейлер, то испытания в песках провели с полуприцепом фирмы LOHR (Франция). Стоит отметить, что конкурентами в первых тестах были всемирно известные производители: Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. После первого опыта, по мнению организаторов, автопоезд ЗКТ по всем оценочным показателям был лучше конкурентов, но заказчика не удовлетворили размеры платформы полуприцепа LOHR.
Следующий конкурсный этап прошел в 2000 г., и на этот раз уже тестировался автопоезд в составе того же тягача МЗКТ-74135 с полуприцепом МЗКТ-99942 и прицепом МЗКТ-83721. Такой трехзвенный автопоезд мог перевезти уже два танка Leclerc с экипажами в семиместной кабине или три гусеничные боевые машины типа БМП-3. По окончании этих испытаний военные признали преимущества белорусского тяжеловоза перед другими участниками: Tatra, Titan и Libcher. Арабским военспецам понравилось единственное в своем роде трехзвенное решение автопоезда, когда один автомобиль может одновременно транспортировать два танка и их экипажи, к тому же испытания прошли без поломок, а по проходимости и мобильности белорусский тяжеловоз не уступил конкурентам.
Конечно, когда информация об этом автомобиле попала в журналы и каталоги, то многие испытали гордость, так как были поражены этим мощным танковозом МЗКТ-74135. Но шли годы, контракта не было, и как-то стало казаться, что о машине просто забыли. Но терпение и труд все продадут, и вот в 2002 г. договор все-таки заключили. Согласно ему заводу необходимо было изготовить еще один предсерийный модернизированный образец и после его положительных испытаний вступит в силу заказ еще на 39 таких тягачей.
Два года назад Минский завод колесных тягачей изготовил второй экземпляр танковоза с тем же индексом МЗКТ-74135.
Тягач предназначен для перевозки особотяжелых грузов в составе либо двухзвенного автопоезда: автомобиль МЗКТ-74135 и полуприцеп МЗКТ-99942, либо трехзвенного: та же сцепка работает с прицепом МЗКТ-83721 для транспортировки двух танков Leclerc или трех БМП-3.
Изменилась ли машина? Конечно. Прежде всего, это другая внешность, так как установлена новая кабина. Кроме того, у нее другой двигатель, обновленная трансмиссия и улучшенная установка кондиционирования воздуха для водителя и экипажа.
Итак, седельный тягач МЗКТ-74135 (2004 г.): колесная формула 8x8 с управляемыми колесами двух передних осей. Двигатель DaimlerChrysler. Замена мотора была вызвана тем, что за семь лет фирма Deutz поменяла свой модельный ряд и ранее использовавшийся минчанами дизель сняла с производства. Из-за этого машина (с учетом пожеланий заказчика) получила 12-цилиндровый турбодизель ОМ 444LA мощностью 585 кВт (796 л.с.) развиваемой при 2100 об/мин.
За прошедшие годы и американская Allison не теряла зря времени и внедрила новую систему управления своими трансмиссями. Коробка передач, установленная на МЗКТ-74135 «№2», — автоматическая M6610AR (шесть передач вперед и две назад).
Четырехдверная, стеклопластиковая, девятиместная кабина с кондиционером — также новая. Ее серийное производство началось только в 2001 г. Внешний вид автомобиля изменился полностью: тягач 1997 г. имел преимущественно рубленые формы, а контуры капота у образца 2004 г. скругленные, но у корпуса кабины -прямые. Не всем такой дизайн по вкусу. На мой субъективный взгляд — типичная дисгармония. Надо отметить удобный доступ к переднему и заднему рядам сидений. Он достигается благодаря тому, что двери кабины раскрываются в противоположные стороны. Такая схема открывания дверей на грузовиках мне вообще не встречалась. В салоне девять мест, в нем смогут разместиться экипажи двух транспортируемых танков, к тому же 5 мест для сидения могут быть трансформированы в одно спальное.
Заказчики особо отметили слабость кондиционера кабины у первого образца МЗКТ-74135, поэтому на второй машине конструкторы установили более мощную климатическую установку. Новой системе надлежало поддерживать температуру в салоне не более +20°С даже тогда, когда вокруг воздух прогревается до +55°С.
МЗКТ-74135 имеет снаряженную массу 29 900 кг. Минимальный радиус поворота машины -16м. Тягач оборудован седельно-сцепным устрой¬ством JOST(JSK38G-1), которое расположено на высоте 2050 мм. Максимальная нагрузка на седло 26 т. Шины широкопрофильные, MICHELIN 23.5R25XLB TL 188E. Колеса тягача оснащены специальными устройствами «Бедлок». Они предотвращают разбортирование колес тягача при движении автомобиля по песку, когда необходимо снизить давление воздуха в шинах.
Полная масса трехзвенного автопоезда 205,4 т. Объем топливных баков автомобиля 1210 л. Максимальная дальность с одной заправки составляет 750 км. Максимальная скорость двухзвенного автопоезда (тягач + полуприцеп) 82 км/ч, а трехзвенного (тягач+полуприцеп+прицеп) 50 км/ч. Дополнительным оборудованием тягача является лебедка ITAG WPH-250-2 (длина троса 100 м) двухскоростная, двухбарабанная с гидроприводом и тяговым усилием каждого барабана 200 кН. Она предназначена для затаскивания на полуприцеп и стаскивания с него тяжелой гусеничной техники. Габариты автомобиля: длина 10 510 мм, ширина 3180 мм, высота 3950 мм. Длина тягача с полуприцепом 26 300 мм. Длина трехзвенного автопоезда 38 700 мм.
Тягачи МЗКТ-74135 рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 30° С до плюс 50° С, при относительной влажности воздуха до 98%, его запыленности до 1 г/м3 и скорости ветра до 25 м/с, в районах, расположенных на высоте до 2500 м над уровнем моря, и способны преодолевать перевалы высотой до 3000 м.
Высокие технические параметры автомобилей обеспечивают двигатель DaimlerChrysler и трансмиссия Allison с электронным управлением. Системы охлаждения двигателя и трансмиссии машин объединенные. Проведенные испытания показали удовлетворительную работоспособность системы охлаждения даже при температуре окружающего воздуха +50° С.
Высокую проходимость танковозов обеспечивают традиционные для МЗКТ системы и узлы, модернизированные с учетом региона эксплуатации:
— мощная рама с лонжеронами Z-образного профиля, связанными трубчатыми поперечинами с усиленными литыми кронштейнами. При значительной прочности рамы на изгиб она позволяет шасси лучше при спосабливаться к неровностям дороги;
-передняя независимая двухрычажная торсионная подвеска, а задняя — тоже независимая двухрычажная, но рессорно-балансирная. Они обеспечивают совместно с рамой оптимальное приложение тягового усилия через каждое колесо при любых неровностях дороги.
Крутящий момент от моторно-силовой установки к колесам передается узлами трансмиссии собственного производства МЗКТ:
— раздаточной коробкой, представляющей собой двухскоростной трехвальный редуктор с блокируемым дифференциалом и механизмом отбора мощности для привода дополнительного оборудования;
— всеми ведущими мостами в составе центральных редукторов с межколесными дифференциалами на всех осях и межосевыми блокируемыми принудительно, полуосевых карданных передач, колесных планетарных редукторов.
Достаточную маневренность автомобилям обеспечивает рулевое управление колес двух передних осей.
Рулевой привод гидравлический с основным и дублирующим усилителями руля. Тормозные свойства автотехники соответствуют международным стандартам по эффективности. Тягачи МЗКТ-74135 оборудованы эффективным вспомогательным тормозом, обеспечивающим равномерное движение на затяжных спусках.
Несколько слов о полуприцепе МЗКТ-99942, входящего в состав автопоезда. Его снаряженная масса составляет 26,4 т, а грузоподъемность — 70 т, иначе говоря, на него грузятся один танк Leclerc или два БМП-3. Сварная рама полуприцепа имеет коробчатые лонжероны, она изготовлена из низколегированной стали. В конструктивную прочность рамы включены настилы платформы с боковой обвязкой. Выглядит полуприцеп как-то необычно. Но «нестандартная» ломаная рама, состоящая из двух плоскостей, позволила оптимально перераспределить нагрузки и уменьшить габаритную длину трайлера и всего автопоезда.
На полуприцепе установлен автономный двигатель Kubota (Япония), обеспечивающий работу компрессора и гидронасоса. Управление всеми перечисленными устройствами осуществляется из кабины водителя или с выносного пульта. Гидрооборудование полуприцепа поднимает и опускает трапы, а компрессор связан с электропневмосистемой централизованной накачки шин, управлять которой также можно, как из кабины, так и с выносного пульта. На каждой оси прицепа установлены четыре колеса с шинами Michelin, суммарно их получается двенадцать.
Последнее и неслабое звено автопоезда — прицеп МЗКТ-83721, его грузоподъемность — 60 т.
Испытания автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 (2004г. выпуска) закончились положительно, и заказ на изготовление остальной части контракта был получен. Сегодня «серийный» статус машины полностью подтвержден, работы по изготовлению оставшейся части тягачей идут в Минске полным ходом.
Пустынный танковоз едва ли мы увидим на наших дорогах, ведь он изначально проектировался для заказчиков с Ближнего Востока. Но минчане не пр

www.drive2.ru

Тягач Волат 74135: описание

Могучая сцепка, предназначенная для перевозки особо тяжелых грузов, состоит из полно-приводного капотного седельного тягача МЗКТ-74135, полуприцепа МЗКТ-99942 и прицепа МЗКТ-83721. Такой автопоезд в состоянии транспортировать два танка Leclerc или три БМП-3. Автомобиль МЗКТ-74135 (с колесной формулой 8х8) оборудован двенадцати цилиндровым турбодизельным двигателем OM-444LA мощностью 585 кВт. (796 лошадиных сил) при 2100 оборотов в минуту, и автоматической трансмиссий ALLISON M6610AR (шесть передач вперед и две назад), а также широко-профильными шинами MICHELIN 23,5R25XLB TL 188E.

В оснащение тягача также входит четырехдверная стеклопластиковая девяти местная кабина с кондиционером, который поддержит внутреннею температуру в салоне на уровне + 20oС даже тогда, когда окружающий пустынный воздух раскаляется до температуры + 55oС. Дополнительным оборудованием автомобиля является двухскоростная двух-барабанная лебедка ITAG WPH-250-2 (длина троса – 100 метров), предназначенная для затаскивания на полуприцеп неподвижных грузов. Каждый барабан лебедки развивает тяговое усилие 200 кН..

Снаряженная масса тягача МЗКТ-74135 составляет 29900 килограмм. Габаритные размеры автомобиля: длина – 10510 миллиметров, ширина – 3180 миллиметров, высота – 3950 миллиметров. Минимальный радиус поворота тяжеловоза – 16 метров. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство – 26 тонн. Длина тягача с полуприцепом – 26300 миллиметров, а у трехзвенного автопоезда она достигает 38700 миллиметров! Полная масса трехзвенного автопоезда – 205,4 тонн. Максимальная скорость двухзвенного автопоезда (тягач + полуприцеп) не превышает 82 километра в час , а трехзвенного (тягач + полуприцеп + прицеп) – 50 километров в час.

Снаряженная масса полуприцепа МЗКТ-99942 составляет 26400 килограмм, а грузоподъемность – 70 тонн. На полуприцепе установлен автономный двигатель KUBOTA (Япония), присоединенный к воздушному компрессору и гидронасосу. Управление всеми этими устройствами осуществляется из кабины водителя или с вынесенного пульта. Гидрооборудование полуприцепа осуществляет подъем и опускание трапов, а пневмокомпрессор связан с системой центральной накачки шин, управление которой осуществляется из кабины водителя. Грузоподъемность прицепа МЗКТ-83721 составляет 60 тонн.

Пустынный танковоз мы вряд ли увидим на наших дорогах, так как он специально проектировался и изготавливался для заказчиков с Ближнего Востока, но его модель в масштабе 1/50 уже доступна для коллекционеров.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Танковозы для шейховТрехзвенный автопоезд из полноприводного тягача МЗКТ-74135 (8х8), полуприцепа МЗКТ-99942 и прицепа МЗКТ-83721

Владимир Чехута, фото автора и МЗКТ

Минский завод колесных тягачей закончил выполнение престижного контракта по изготовлению 40 трехзвенных автопоездов для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов.

Могучая сцепка для перевозки особо тяжелых грузов состоит из полноприводного тягача МЗКТ-74135 (8х8), полуприцепа МЗКТ-99942 и прицепа МЗКТ-83721. Автопоезд в состоянии транспортировать два танка Leclerc или три БМП-3.

Первый экземпляр с таким индексом был выпущен в 1997 году, но это был опытный образец, и уже тогда было заявлено, что следующие будут выглядеть иначе. Новые модели действительно отличались капотом и совершенно другой кабиной, унифицированной с обновленным семейством «Волатов». Главной внешней отличительной чертой стало V-образное двухсегментное ветровое стекло. Четырехдверная стеклопластиковая кабина рассчитана на 9 мест. В ней установлен кондиционер, поддерживающий температуру в салоне +20 °С даже тогда, когда пустынный воздух раскаляется до температуры +55 °С.

Автомобиль МЗКТ-74135 (8х8) оборудован 12-цилиндровым турбодизельным двигателем OM 444 LA мощностью 585 кВт (796 л.с.) при 2100 мин–1 и автоматической трансмиссией Allison M6610AR (6 передач вперед и 2 назад). На дисках применены широкопрофильные шины Michelin 23,5 R25 XLB TL 188E. Дополнительным оборудованием служит двухскоростная двухбарабанная лебедка ITAG WPH-250-2 с длиной троса 100 м. Она предназначена для затаскивания на полуприцеп неподвижных грузов. Каждый барабан лебедки развивает тяговое усилие 200 кН.

Снаряженная масса тягача МЗКТ-74135 составляет 29,9 т. Габаритные размеры автомобиля: длина – 10 510 мм, ширина – 3180 мм, высота – 3950 мм. Минимальный радиус поворота тяжеловоза – 16 м. Максимальная нагрузка на седельносцепное устройство – 26 т. Длина тягача с полуприцепом – 26 300 мм, а у трехзвенного автопоезда она достигает 38 700 мм! Полная масса трехзвенного автопоезда – 205,4 т. Максимальная скорость двухзвенного автопоезда с полуприцепом не превышает 82 км/ч, а трехзвенного (тягач+полуприцеп+прицеп) – 50 км/ч.

Снаряженная масса полуприцепа МЗК-Т99942 составляет 26,4 т, а грузоподъемность – 70 т (один танк Leclerc или два БМП-3). На полуприцепе установлен автономный японский двигатель Kubota, который приводит воздушный компрессор и гидронасос. Управление всех этих устройств осуществляется из кабины водителя или с выносного пульта. Гидравлическое оборудование полуприцепа осуществляет подъем и опускание трапов, а пневмокомпрессор связан с системой централизованной накачки шин, управлять которой можно непосредственно из кабины водителя.

Грузоподъемность прицепа МЗКТ-83721 составляет 60 т.

Пустынный танковоз мы вряд ли увидим на наших дорогах, так как он спроектирован и изготовлен специально для Ближнего Востока. Но модель этого автопоезда в масштабе 1:50 вскоре будет доступна для коллекционеров. Ее сделают на родине «Волатов», в Минске.

www.gruzovikpress.ru

МЗКТ в арабском мире. Антология присутствия

Общеизвестно, что Волат, торговая марка белорусских специальных колесных тягачей, на русский переводится как «Богатырь». С образом богатыря с детства ассоциируется лес, поляна, поле, но белорусские «богатыри» довольно неплохо освоились не только в лесах, но и в жаркой пустыне.

«Жарко-пустынная местность» — говорят, под таким «конспиративным кодом» когда-то фигурировали страны Ближнего и Среднего Востока в диалогах сотрудников «соответствующих организаций», занимавшихся поставками продукции советского ВПК в дальнее зарубежье. Среди этой продукции были и «изделия», смонтированные на шасси производства ПСКТ МАЗ. Началась эта история много лет назад.

«Сначала китайцы, а теперь вот и арабы бомбу просят. А голова в конечном итоге у нас будет болеть. Сотрудничать — сотрудничайте, но бомбы не давать!» Так незабвенный Никита Сергеевич прореагировал на сообщение о подготовке межправительственного соглашения, предусматривавшего оказание технической помощи в строительстве исследовательского ядерного реактора в пустыне Тхувайтха в 15 км к югу от Багдада. Соглашение между СССР и Ираком всё-таки было подписано, 17 августа 1959 года. Реактор построили, а 7 июня 1981 года четырнадцать истребителей ВВС Израиля нанесли удар по атомным объектам вблизи Багдада…

01. Сей акт агрессии сильно не понравился Советскому Союзу, и Москва сняла ограничения на поставки Багдаду наступательного оружия, в частности, ракет системы Р-17, больше известных под НАТОвским обозначением Scud-B.

02. Базой 9П117М (пусковой установки этих ракет) служило четырёхосное шасси МАЗ-543. Так минские тягачи с ракетами 8К14 в составе ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» попали в «жарко-пустынную местность».

03. Со временем поставки оперативно-тактической ракетной системы Scud B (также известной как SS-1c) в том регионе были осуществлены также в Сирию, Египет, Йемен и Ливию.

04. Система Scud B и сейчас состоит на вооружении Сирии, Египта, Ирана, Ливии, Йемена. Есть она и у ОАЭ. Соответственно, базовым шасси этих «Скадов» нужна модернизация. И ее делали. Здесь показана модификация 543Д c дизелем Deutz, заказанная одной из этих стран в 2004 году.

05. А с новыми моделями рынок арабских стран МЗКТ начал разрабатывать в середине лихих 1990-х. «Первой ласточкой» стал МЗКТ-79098 — бортовой автомобиль с установленной сзади краноманипуляторной установкой HIAB 090, построенный в 1995 году для участия в тендере Министерства обороны ОАЭ.

06. Помимо песочной окраски, характерной особенностью был мощный кондиционер на крыше кабины.

07. Интересный индивидуальный заказ для ОАЭ минчане выполнили в 1997 году. Длиннобазные шасси МЗКТ-79097-30 послужили основой для монтажа гигантских мотор-хоумов. Называли эти машины «гаремовозками». Известны они и под более ласковым именем «Принцесса».

08. Для улучшения обзора зеркала заднего обзора «мотор-хоумов» МЗКТ-79097-30 монтировали на специальных кронштейнах, установленных на переднем бампере. В пустыне обзорность сзади — надобность весьма относительная, но до нее ведь еще надо добраться.

09. В том же 1997 году министерство обороны ОАЭ объявило тендер на специальные тяжелые танковые тягачи. Минчане выставили на конкурс специально сконструированный тягач МЗКТ-74135. Первый экземпляр этой модели совершенно новой на тот момент для Минского завода колёсных тягачей капотной концепции представлял собой достаточно удачную компиляцию из хорошо освоенных в производстве узлов и агрегатов.

10. В основу легли надежная проверенная рама; мосты, унифицированные с мостами четырёхосных тягачей семейства 7429. Удлинённая кабина от военных спецшасси семейства 7930 встала, «как тут и была». В качестве силового агрегата использовали 788-сильный дизель Deutz TBD 234 V12.

11. К началу тендера МЗКТ не успевал создать собственный полуприцеп нужной конфигурации, поэтому обкатку в песках начали с «телегой» французской фирмы Lohr. На первом этапе испытаний капотному Волату пришлось «бодаться» с такими маститыми конкурентами, как Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. Тягач МЗКТ прошел их с честью, но заказчика не удовлетворили характеристики трейлера Lohr.

12. Второй этап тендера проходил в 2000 году, где МЗКТ-74135 «бегал» уже с полуприцепом белорусской конструкции. Конкурентов на сей раз был значительно меньше — Tatra, Titan и Liebherr.

В обоих этапах испытаний МЗКТ по всем оценочным показателям опережал конкурентов. Однако «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Семь лет первый экземпляр МЗКТ-74135 находится в ОАЭ и вот, наконец, в 2004 году, после неоднократных демонстраций возможностей машины на выставках IDEX, история с арабским танковозом получила логическое продолжение. Был изготовлен второй экземпляр тягача с индексом 74135.

13. Машину за это время серьезно переработали. Установили уже не Deutz, а 22-литровый двигатель Mercedes-Benz OM 444LA, так как Deutz к тому моменту перестал выпускать моторы нужной мощности. Появился новейший «автомат» Allison M6610AR, который тоже применили на этом тягаче.

14. Полностью изменилась и внешность машины. Если первый образец имел подчёркнуто рубленые формы, то контуры кабины и капота тягача образца 2004 года имели куда более плавные обводы. Кабину поставили совершенно новую, двухрядную. А за «щекастость» машину прозвали «Бегемотиком». А ведь и правда похож!

15. Но уникальным был не только тягач, а, прежде всего, вся сцепка — трехзвенная. К тягачу прилагались два трейлера. Полный индекс звучал так: МЗКТ-74135+99942+83721. Общая длина автопоезда превышала 38 м, а полная масса — 205 тонн.

16. Задача автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 состояла в том, чтобы перевозить два танка AMX-56 Leclerc, либо три БМП-3 армии ОАЭ, либо две БМП и один танк.

17. Интересный конструктивный нюанс — на полуприцепе МЗКТ-99942 в транспортном положении аппарели имеют наклон назад с той единственной целью, чтобы полезная площадь платформы полуприцепа могла вместить две БМП-3 армии ОАЭ, «потолстевших» из-за установки мощных кондиционеров на «корме».

18. В общем, и машина, и контракт получились крайне удачными. МЗКТ поставил в ОАЭ две сотни таких автопоездов.

19. Одновременно с супертанковозом была построена еще одна интересная спецмашина для армии ОАЭ — тяжелый эвакуатор на шасси МЗКТ-790986. «Дуэтом» по созданию тяжелого эвакуатора для армии Объединенных Арабских Эмиратов выступили МЗКТ и австрийская фирма EMPL Fahrzeugwerk GmbH.

20. Эвакуаторное оборудование позволяло буксировать все типы колесных транспортных средств полной массой до 47 т, состоящие на вооружении армии ОАЭ. Австрийскому эвакуатору на белорусском шасси было присвоено обозначение EH/TC 53000.

21. Все тот же 2004-й год стал крайне «урожайным» на пустынные Волаты. Именно тогда был построен первый экземпляр шестиосного транспортера МЗКТ-79086, предназначенного для перевозки тяжелого гусеничного бульдозера Caterpillar D9R.

22. Полная масса транспортера МЗКТ-79086 составляла 95 т. Двигатель использовался Deutz BF TCD 2015V8 мощностью 720 л.с. Три передних и два задних моста были управляемыми.

23. Второй экземпляр шестиосного транспортера МЗКТ-79086 был построен в начале 2009 года.

24. А это первое серийное двухосное шасси марки Волат — модель МЗКТ-8022. Предназначено оно для монтажа «изделия УНК-2М» — кабины управления зенитно-ракетного комплекса Печора-2Т, который представляет собой модернизацию знаменитой советской системы С-125.

Комплекс Печора-2Т состоит на вооружении армии Египта, а вместе с ним - и три варианта оригинальных спецшасси Волат:

25. Собственно «первый двухосник» МЗКТ-8022 с колесной формулой 4х4.

а также два трехосника:

26. Высококабинный МЗКТ-80211 под антенный пост УНВ-2М

27. И низкокабинный МЗКТ-8021 под пусковую установку 5П73-2М.

28. Ну, а это — самые свежие пустынные Волаты, известные нашим читателям МЗКТ-600100 с колесной формулой 6х6 и абсолютно новый МЗКТ-600201 с колесной формулой 8х8, о которых мы подробно рассказывали.

Нефтяные шейхи, которые могут позволить себе любую технику за любые деньги, покупают для своих армий МЗКТ. Согласитесь, — это факт, говорящий о многом.

mpark.pro

Автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 : zampolit_ru — LiveJournal

Чтобы гусеничная боевая бронированная машина не расходовала ресурс и не портила дорожное покрытие, к месту работы ее следует перевозить при помощи специальных транспортных средств. Переброска бронетехники по автомобильным дорогам осуществляется с использованием специальных автопоездов-танковозов с полуприцепами особой конструкции. Пожалуй, одним из самых интересных образцов такого рода является автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721 белорусской разработки. Этот комплекс способен одновременно перевозить два танка или три бронемашины меньшей массы.

История проекта МЗКТ-74135+99942+83721 началась в середине девяностых годов, когда Минский завод колесных тягачей решил найти покупателей в новом для себя регионе. Конструкторы предприятия приступили к проработке облика перспективных тягачей и иной спецтехники, приспособленной для работы в сложных условиях Ближнего Востока. По результатам исследовательских работ были вынесены некоторые любопытные предложения, касавшиеся тех или иных особенностей техники.

Первый вариант тягача МЗКТ-74135 с французским полуприцепом

Так, для работы в жарком климате силовая установка должна была комплектоваться средствами охлаждения соответствующей мощности. Было установлено, что такие агрегаты не удастся использовать на машине бескапотной компоновки, традиционной для МЗКТ. По этой причине впервые в истории предприятия было решено строить автомобиль с выраженным капотом, вмещающим все необходимые устройства. Позже, с учетом пожеланий заказчика, были определены и иные черты облика.
Проект МЗКТ-74135+99942+83721 в современном его виде стартовал в 1998 году, когда министерство обороны Объединенных Арабских Эмиратов объявило тендер на закупку автопоездов-танковозов. Армия желала получить комплекс в составе тягача и прицепов, способный перевозить основной боевой танк AMX-56 Leclerc. Альтернативной полезной нагрузкой должны были стать две боевые машины пехоты БМП-3. Кроме того, требовалось обеспечить возможность перевозки экипажей техники. Все это предъявляло особые требования к автопоезду, но сразу несколько ведущих предприятий автомобильной отрасли подали заявки на участие в программе.
Вскоре после запуска конкурса на полигонах ближневосточной страны начались испытания предоставленных машин нескольких типов. Вместе с белорусским предприятием МЗКТ в конкурсе участвовали немецкие, американские, чешские и т.д. компании. Для проведения сравнительных испытаний силами заказчика в ОАЭ отправился опытный тягач МЗКТ-74135. Минский завод не успел к этому времени разработать требуемые прицепы, из-за чего тягач испытывался вместе с полуприцепом французской компании LOHR.

Первые испытания завершились успешно. Тягач МЗКТ-74135 хорошо показал себя и, в целом, устроил потенциального заказчика. В то же время, военные ОАЭ раскритиковали габариты и характеристики представленного французского полуприцепа. К счастью, к этому времени уже была запущена разработка собственных изделий с требуемыми характеристиками. По задумке конструкторов Минского завода, вместе с новым тягачом МЗКТ-74135 следовало использовать полуприцеп МЗКТ-99942 и прицеп МЗКТ-83721. Применение сразу двух таких устройств позволяло не просто выполнить требования заказчика по количеству и массе перевозимой бронетехники, но и превзойти их.
В 2000 году несколько лучших танковозов прошли новые испытания в ОАЭ. На этот раз минский автопоезд испытывался в полной комплектации и включал пару новых прицепов. С точки зрения технических и эксплуатационных характеристик белорусская разработка, как минимум, не уступала конкурентам. При этом она имела особое преимущество в виде возможности перевозки сразу двух танков или трех менее тяжелых бронемашин. Кроме того, в крупной кабине тягача имелись места для экипажей перевозимой техники.
По результатам испытаний 2000 года армия Объединенных Арабских Эмиратов приняла решение о закупке автопоездов МЗКТ-74135+99942+83721. Договор на их поставку должен был появиться в самое ближайшее время, однако переговоры затянулись. Документ был подписан только в 2002 году. В соответствии с ним, в ближайшее время Минский завод колесных тягачей должен был построить еще один опытный образец, измененный в соответствии с пожеланиями заказчика. После его испытаний можно было запускать полномасштабное серийное производство. С учетом второго опытного образца заказ предусматривал строительство 40 автопоездов.

Обновленный автопоезд МЗКТ-74135+99942

Обновленный и переработанный тягач со старым названием МЗКТ-74135 был построен и проверен в 2004 году. Фактически была осуществлена глубокая модернизация с полной переделкой силового агрегата, изменением кабины и т.д. Основные технические характеристики остались на прежнем уровне, но ряд параметров был существенно улучшен.
В обеих версиях тягач МЗКТ-74135 представляет собой четырехосную полноприводную машину капотной компоновки, оснащенную седельно-сцепным устройством для взаимодействия со штатным полуприцепом. При этом присутствовали заметные внешние и внутренние отличия. В частности, изменились обводы и пропорции кузова. Кабина была разработана заново, что лишило тягач небольшого сходства с предыдущими машинами марки МЗКТ.
Тягач МЗКТ-74135 построен по капотной компоновке и отличается большими размерами моторного отсека. Все агрегаты крепятся на прямоугольной раме, собранной из Z-образных профилей. В современной версии проекта двигатель прикрывается капотом со скругленными обводами. Передняя стенка кожуха двигателя имеет крупную решетку для радиатора. Позади моторного отсека располагается кабина экипажа с двухрядным расположением сидений. За кабиной, на открытой площадке, предусматривается установка лебедки и средств перевозки запасного колеса. Задняя часть шасси служит основой для седельно-сцепного устройства.

В первом варианте проекта тягач комплектовался дизельным двигателем Deutz MWM TBD 234 немецкого производства, развивавшим мощность 788 л.с. Использовалась гидромеханическая коробка передач Alison M6600AR. В рамках модернизации машину оснастили дизелем Daimler Chrysler OM 444LA мощностью 796 л.с. С новым двигателем соединяется улучшенная автоматическая коробка передач Alison M6610AR с шестью передачами переднего хода и двумя заднего. От коробки передач крутящий момент передается на раздаточные коробки, обеспечивающие привод центральных редукторов с межколесными дифференциалами на каждом мосту.
Пара передних осей тягача комплектуется независимой двухрычажной торсионной подвеской. Задние мосты имеют независимую двухрычажную подвеску с рессорами. Применяются колеса с широкопрофильными шинами Michelin 23,5R25XLB TL 188E. Передние две оси выполнены управляемыми; в рулевой системе присутствует гидравлический усилитель. Оси устанавливаются на раме с разными промежутками. Расстояние между первой и второй осью определено в 2,2 м, второй промежуток – 2,75 м. Между третьим и четвертым мостами, принимающими на себя основную нагрузку, всего 1,7 м.
Седельно-сцепное устройство тягача располагается на высоте 2,05 м и способно принимать нагрузку до 26 т. «Седло» установлено непосредственно над третьей осью шасси, что позволяет получить оптимальное распределение нагрузки на грунт.

Для работы с различными грузами тягач МЗКТ-74135 оснащен собственной лебедкой. Изделие ITAG WPH-250-2 оснащено гидравлическим приводом с двумя скоростями. Выдача тросов длиной 100 м осуществляется с двух барабанов. Тяговое усилие по 200 кН на каждый барабан позволяет затягивать на полуприцеп любую технику.
Тягач комплектуется стеклопластиковой кабиной экипажа с увеличенным числом пассажирских мест. Первоначально кабина имела характерное лобовое остекление с обратным наклоном, заимствованное у существующей спецтехники, но затем его заменили парой крупных стекол. В бортах располагается по две двери, открывающиеся в разные стороны. Доступ в кабину облегчается высокими лесенками, помещенными в первом межколесном промежутке.
Большие размеры кабины позволили установить не только места для собственного экипажа, но и сиденья для пассажиров – экипажей перевозимой техники. Сидячие места при необходимости трансформируются в спальные. Тягач изначально оснащался кондиционером, однако испытания 1998-2000 годов показали его недостаточную мощность. Модернизированная машина получила более мощную климатическую систему. При температурах атмосферного воздуха до +55°C в кабине поддерживается не более +20°C.
Тягач имеет длину 10,51 м при ширине 3,18 м и высоте 3,95 м. Снаряженная масса достигает 29,9 т. Полная масса с учетом нагрузки на сцепное устройство – 54,9 т. При этом на две передние оси приходится по 12450 т нагрузки, на две задние – по 15 т.

Вторым элементом уникального автопоезда является полуприцеп МЗКТ-99942. Это изделие построено на основе рамы из коробчатых лонжеронов, связанной с несущим настилом. Также платформа оснащена боковыми кожухами, прикрывающими дополнительное оборудование. Передняя часть платформы полуприцепа выполнена изогнутой, что позволило увеличить полезную площадь настила и получить место для дополнительного груза, сохранив полную совместимость с седельно-сцепным устройством тягача. Под основной платформой располагается шесть осей с парой колес на каждой. В корме предусмотрены откидные трапы с гидравлическим приводом.
Для повышения автономности полуприцеп оснащается собственным двигателем, соединенным с гидравлическими и пневматическим насосами. Гидравлика отвечает за перемещение передних опор полуприцепа и трапов. Пневматическая система управляет давлением в шинах. Контроль за работой гидравлической и пневматической систем осуществляется с пульта в кабине тягача или с выносного устройства.
Общая длина полуприцепа МЗКТ-99942 превышает 18,5 м, ширина – 3,65 м. Погрузочная высота – 1,5 м. Задняя ровная часть грузовой платформы имеет длину 9,5 м, передняя наклонная – 5 м. Снаряженное изделие весит 21 т. Масса перевозимого груза – 70 т, что соответствует перевозке одного танка «Леклерк» или двух машин БМП-3. При этом основная часть нагрузки приходится на собственные колеса полуприцепа, тогда как на тягач передается лишь 26 т.

Последним элементом танковоза стал прицеп МЗКТ-83721. Это изделие представляет собой четырехосную тележку высокой грузоподъемности, перевозимую за МЗКТ-99942 при помощи буксировочной штанги. Этот прицеп имеет грузовую платформу длиной чуть более 8 м и пару откидных трапов в корме. С его помощью автопоезд может взять на борт дополнительный танк или боевую машину.
Общая длина прицепа МЗКТ-83721, без учета буксировочного устройства, составляет 9,26 м, ширина – 3,65 м. Погрузочная высота уменьшена до 1485 мм. Снаряженная масса прицепа определена в 18 т, масса груза – 63 т. Общая масса, соответственно, достигает 81 т.
Трехкомпонентный автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 отличается самыми примечательными размерами и массой, а также обладает уникальными характеристиками. Тягач, полуприцеп и прицеп в сборе имеют длину 38,6 м. Снаряженная масса такого комплекса – чуть менее 50 т. Полезная нагрузка – 133 т. Полная масса – порядка 203 т.
Двигаясь по шоссе, танковоз с полуприцепом и нагрузкой на нем может развивать скорость не более 82 км/ч. Максимальная скорость в полной конфигурации ограничена 50 км/ч. Особая конструкция ходовой части и отдельные ее элементы повышают проходимость автопоезда. Как было показано на испытаниях прошлых лет, такая техника способна двигаться не только по шоссе, но и по грунтовой дороге. Возможно и преодоление отдельных участков бездорожья.

Первый опытный образец тягача МЗКТ-74135, позже укомплектованный полуприцепом МЗКТ-9942 еще в начале прошлого десятилетия смог показать самые высокие характеристики и заинтересовать потенциального заказчика в лице армии Объединенных Арабских Эмиратов. По результатам тех испытаний – пусть даже и с заметным опозданием – было подписано соглашение о модернизации имеющейся техники с последующим ее серийным производством. В соответствии с первым заказом, Минский завод колесных тягачей выпустил 40 комплексов для сухопутных войск.
В 2007 году появился новый контракт на танковозы МЗКТ-74135+99942+83721. На этот раз ОАЭ запросили поставку двух сотен машин-тягачей с полуприцепами и прицепами. За несколько лет такой заказ был полностью выполнен. Поставки значительного числа специальной техники белорусского производства известным образом сказались на мобильности сухопутных войск ОАЭ. Увеличенная грузоподъемность новых автопоездов позволяет быстрее и проще перебрасывать военную технику, что оказывает положительное влияние и на боеспособность войск.
В 2016 году в зарубежных изданиях появились упоминания о новом заказе министерства обороны ОАЭ, в соответствии с которым армия получит некоторое количество специальной техники. Утверждалось, что в этот раз Республика Беларусь получит контракт без конкурса и сравнительных испытаний. По некоторым данным, речь вновь шла об автопоездах на основе МЗКТ-74135.

Характерной чертой автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 и, в первую очередь, его базового тягача являются развитые средства охлаждения, обеспечивающие эксплуатацию техники в сложных условиях Ближнего Востока. В связи с этим Минский завод колесных тягачей продолжает продвижение своей разработки на международном рынке. Впрочем, насколько известно, пока такой техникой интересовались только Объединенные Арабские Эмираты. Другие государства региона все еще не желают приобретать интереснейшие образцы техники с уникальными характеристиками.
Трехзвенный автопоезд с возможностью перевозки двух или трех боевых машин мог бы представлять интерес и для других стран, но и они пока не спешат заключать контракты. Возможно, их отпугивает приспособленность готовых образцов к эксплуатации в жарком климате, избыточная для их условий. Однако нельзя исключать, что белорусские инженеры смогут переработать свой автопоезд в соответствии с требованиями нового заказчика.
На данный момент автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 является одной из лучших машин своего класса в мире. Он показывает уникальные технические и эксплуатационные характеристики, оказывая серьезное влияние на боеспособность войск. В то же время, этот образец специальной техники не отличается особой популярностью. За прошедшие годы его заказала только одна одна страна. Такие обстоятельства переносят белорусский автопоезд в категорию примечательных, но не особо успешных разработок. Сможет ли он стать предметом новых заказов и избавиться от такого неприятного статуса – покажет время.
По материалам сайтов:
http://volatdefence.com/
http://vpk.gov.by/
http://autotruck-press.ru/
http://gruzovikpress.ru/
https://russianemirates.com/
https://mpark.pro/
Автор: Рябов Кирилл

zampolit-ru.livejournal.com

Белорусский автопоезд для танков и бронированных машин МЗКТ-74135+99942+83721

Чтобы гусеничная боевая бронированная машина не расходовала ресурс и не портила дорожное покрытие, к месту работы ее следует перевозить при помощи специальных транспортных средств. Переброска бронетехники по автомобильным дорогам осуществляется с использованием специальных автопоездов – танковозов с полуприцепами особой конструкции. Пожалуй, одним из самых интересных образцов такого рода является автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721 белорусской разработки. Этот комплекс способен одновременно перевозить два танка или три бронемашины меньшей массы. История проекта МЗКТ-74135+99942+83721 началась в середине девяностых годов, когда Минский завод колесных тягачей решил найти покупателей в новом для себя регионе.

Воспользуйтесь нашими услугами

Конструкторы предприятия приступили к проработке облика перспективных тягачей и иной спецтехники, приспособленной для работы в сложных условиях Ближнего Востока. По результатам исследовательских работ были вынесены некоторые любопытные предложения, касавшиеся тех или иных особенностей техники.

Так, для работы в жарком климате силовая установка должна была комплектоваться средствами охлаждения соответствующей мощности. Было установлено, что такие агрегаты не удастся использовать на машине бескапотной компоновки, традиционной для МЗКТ. По этой причине впервые в истории предприятия было решено строить автомобиль с выраженным капотом, вмещающим все необходимые устройства. Позже, с учетом пожеланий заказчика, были определены и иные черты облика.

Проект МЗКТ-74135+99942+83721 в современном его виде стартовал в 1998 году, когда министерство обороны Объединенных Арабских Эмиратов объявило тендер на закупку автопоездов-танковозов. Армия желала получить комплекс в составе тягача и прицепов, способный перевозить основной боевой танк AMX-56 Leclerc. Альтернативной полезной нагрузкой должны были стать две боевые машины пехоты БМП-3. Кроме того, требовалось обеспечить возможность перевозки экипажей техники. Все это предъявляло особые требования к автопоезду, но сразу несколько ведущих предприятий автомобильной отрасли подали заявки на участие в программе.

Вскоре после запуска конкурса на полигонах ближневосточной страны начались испытания предоставленных машин нескольких типов. Вместе с белорусским предприятием МЗКТ в конкурсе участвовали немецкие, американские, чешские и т.д. компании. Для проведения сравнительных испытаний силами заказчика в ОАЭ отправился опытный тягач МЗКТ-74135. Минский завод не успел к этому времени разработать требуемые прицепы, из-за чего тягач испытывался вместе с полуприцепом французской компании LOHR.

Первые испытания завершились успешно. Тягач МЗКТ-74135 хорошо показал себя и, в целом, устроил потенциального заказчика. В то же время, военные ОАЭ раскритиковали габариты и характеристики представленного французского полуприцепа. К счастью, к этому времени уже была запущена разработка собственных изделий с требуемыми характеристиками. По задумке конструкторов Минского завода, вместе с новым тягачом МЗКТ-74135 следовало использовать полуприцеп МЗКТ-99942 и прицеп МЗКТ-83721. Применение сразу двух таких устройств позволяло не просто выполнить требования заказчика по количеству и массе перевозимой бронетехники, но и превзойти их.

В 2000 году несколько лучших танковозов прошли новые испытания в ОАЭ. На этот раз минский автопоезд испытывался в полной комплектации и включал пару новых прицепов. С точки зрения технических и эксплуатационных характеристик белорусская разработка, как минимум, не уступала конкурентам. При этом она имела особое преимущество в виде возможности перевозки сразу двух танков или трех менее тяжелых бронемашин. Кроме того, в крупной кабине тягача имелись места для экипажей перевозимой техники.

По результатам испытаний 2000 года армия Объединенных Арабских Эмиратов приняла решение о закупке автопоездов МЗКТ-74135+99942+83721. Договор на их поставку должен был появиться в самое ближайшее время, однако переговоры затянулись. Документ был подписан только в 2002 году. В соответствии с ним, в ближайшее время Минский завод колесных тягачей должен был построить еще один опытный образец, измененный в соответствии с пожеланиями заказчика. После его испытаний можно было запускать полномасштабное серийное производство. С учетом второго опытного образца заказ предусматривал строительство 40 автопоездов.


Обновленный автопоезд МЗКТ-74135+99942

Обновленный и переработанный тягач со старым названием МЗКТ-74135 был построен и проверен в 2004 году. Фактически была осуществлена глубокая модернизация с полной переделкой силового агрегата, изменением кабины и т.д. Основные технические характеристики остались на прежнем уровне, но ряд параметров был существенно улучшен.

В обеих версиях тягач МЗКТ-74135 представляет собой четырехосную полноприводную машину капотной компоновки, оснащенную седельно-сцепным устройством для взаимодействия со штатным полуприцепом. При этом присутствовали заметные внешние и внутренние отличия. В частности, изменились обводы и пропорции кузова. Кабина была разработана заново, что лишило тягач небольшого сходства с предыдущими машинами марки МЗКТ.

Тягач МЗКТ-74135 построен по капотной компоновке и отличается большими размерами моторного отсека. Все агрегаты крепятся на прямоугольной раме, собранной из Z-образных профилей. В современной версии проекта двигатель прикрывается капотом со скругленными обводами. Передняя стенка кожуха двигателя имеет крупную решетку для радиатора. Позади моторного отсека располагается кабина экипажа с двухрядным расположением сидений. За кабиной, на открытой площадке, предусматривается установка лебедки и средств перевозки запасного колеса. Задняя часть шасси служит основой для седельно-сцепного устройства.

В первом варианте проекта тягач комплектовался дизельным двигателем Deutz MWM TBD 234 немецкого производства, развивавшим мощность 788 л.с. Использовалась гидромеханическая коробка передач Alison M6600AR. В рамках модернизации машину оснастили дизелем Daimler Chrysler OM 444LA мощностью 796 л.с. С новым двигателем соединяется улучшенная автоматическая коробка передач Alison M6610AR с шестью передачами переднего хода и двумя заднего. От коробки передач крутящий момент передается на раздаточные коробки, обеспечивающие привод центральных редукторов с межколесными дифференциалами на каждом мосту.

Пара передних осей тягача комплектуется независимой двухрычажной торсионной подвеской. Задние мосты имеют независимую двухрычажную подвеску с рессорами. Применяются колеса с широкопрофильными шинами Michelin 23,5R25XLB TL 188E. Передние две оси выполнены управляемыми; в рулевой системе присутствует гидравлический усилитель. Оси устанавливаются на раме с разными промежутками. Расстояние между первой и второй осью определено в 2,2 м, второй промежуток – 2,75 м. Между третьим и четвертым мостами, принимающими на себя основную нагрузку, всего 1,7 м.

Седельно-сцепное устройство тягача располагается на высоте 2,05 м и способно принимать нагрузку до 26 т. «Седло» установлено непосредственно над третьей осью шасси, что позволяет получить оптимальное распределение нагрузки на грунт.

Для работы с различными грузами тягач МЗКТ-74135 оснащен собственной лебедкой. Изделие ITAG WPH-250-2 оснащено гидравлическим приводом с двумя скоростями. Выдача тросов длиной 100 м осуществляется с двух барабанов. Тяговое усилие по 200 кН на каждый барабан позволяет затягивать на полуприцеп любую технику.

Тягач комплектуется стеклопластиковой кабиной экипажа с увеличенным числом пассажирских мест. Первоначально кабина имела характерное лобовое остекление с обратным наклоном, заимствованное у существующей спецтехники, но затем его заменили парой крупных стекол. В бортах располагается по две двери, открывающиеся в разные стороны. Доступ в кабину облегчается высокими лесенками, помещенными в первом межколесном промежутке.

Большие размеры кабины позволили установить не только места для собственного экипажа, но и сиденья для пассажиров – экипажей перевозимой техники. Сидячие места при необходимости трансформируются в спальные. Тягач изначально оснащался кондиционером, однако испытания 1998-2000 годов показали его недостаточную мощность. Модернизированная машина получила более мощную климатическую систему. При температурах атмосферного воздуха до +55°C в кабине поддерживается не более +20°C.

Тягач имеет длину 10,51 м при ширине 3,18 м и высоте 3,95 м. Снаряженная масса достигает 29,9 т. Полная масса с учетом нагрузки на сцепное устройство – 54,9 т. При этом на две передние оси приходится по 12450 т нагрузки, на две задние – по 15 т.

Вторым элементом уникального автопоезда является полуприцеп МЗКТ-99942. Это изделие построено на основе рамы из коробчатых лонжеронов, связанной с несущим настилом. Также платформа оснащена боковыми кожухами, прикрывающими дополнительное оборудование. Передняя часть платформы полуприцепа выполнена изогнутой, что позволило увеличить полезную площадь настила и получить место для дополнительного груза, сохранив полную совместимость с седельно-сцепным устройством тягача. Под основной платформой располагается шесть осей с парой колес на каждой. В корме предусмотрены откидные трапы с гидравлическим приводом.

Для повышения автономности полуприцеп оснащается собственным двигателем, соединенным с гидравлическими и пневматическим насосами. Гидравлика отвечает за перемещение передних опор полуприцепа и трапов. Пневматическая система управляет давлением в шинах. Контроль за работой гидравлической и пневматической систем осуществляется с пульта в кабине тягача или с выносного устройства.

Общая длина полуприцепа МЗКТ-99942 превышает 18,5 м, ширина – 3,65 м. Погрузочная высота – 1,5 м. Задняя ровная часть грузовой платформы имеет длину 9,5 м, передняя наклонная – 5 м. Снаряженное изделие весит 21 т. Масса перевозимого груза – 70 т, что соответствует перевозке одного танка «Леклерк» или двух машин БМП-3. При этом основная часть нагрузки приходится на собственные колеса полуприцепа, тогда как на тягач передается лишь 26 т.

Последним элементом танковоза стал прицеп МЗКТ-83721. Это изделие представляет собой четырехосную тележку высокой грузоподъемности, перевозимую за МЗКТ-99942 при помощи буксировочной штанги. Этот прицеп имеет грузовую платформу длиной чуть более 8 м и пару откидных трапов в корме. С его помощью автопоезд может взять на борт дополнительный танк или боевую машину.

Общая длина прицепа МЗКТ-83721, без учета буксировочного устройства, составляет 9,26 м, ширина – 3,65 м. Погрузочная высота уменьшена до 1485 мм. Снаряженная масса прицепа определена в 18 т, масса груза – 63 т. Общая масса, соответственно, достигает 81 т.

Трехкомпонентный автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 отличается самыми примечательными размерами и массой, а также обладает уникальными характеристиками. Тягач, полуприцеп и прицеп в сборе имеют длину 38,6 м. Снаряженная масса такого комплекса – чуть менее 50 т. Полезная нагрузка – 133 т. Полная масса – порядка 203 т.

Двигаясь по шоссе, танковоз с полуприцепом и нагрузкой на нем может развивать скорость не более 82 км/ч. Максимальная скорость в полной конфигурации ограничена 50 км/ч. Особая конструкция ходовой части и отдельные ее элементы повышают проходимость автопоезда. Как было показано на испытаниях прошлых лет, такая техника способна двигаться не только по шоссе, но и по грунтовой дороге. Возможно и преодоление отдельных участков бездорожья.

Первый опытный образец тягача МЗКТ-74135, позже укомплектованный полуприцепом МЗКТ-9942 еще в начале прошлого десятилетия смог показать самые высокие характеристики и заинтересовать потенциального заказчика в лице армии Объединенных Арабских Эмиратов. По результатам тех испытаний – пусть даже и с заметным опозданием – было подписано соглашение о модернизации имеющейся техники с последующим ее серийным производством. В соответствии с первым заказом, Минский завод колесных тягачей выпустил 40 комплексов для сухопутных войск.

В 2007 году появился новый контракт на танковозы МЗКТ-74135+99942+83721. На этот раз ОАЭ запросили поставку двух сотен машин-тягачей с полуприцепами и прицепами. За несколько лет такой заказ был полностью выполнен. Поставки значительного числа специальной техники белорусского производства известным образом сказались на мобильности сухопутных войск ОАЭ. Увеличенная грузоподъемность новых автопоездов позволяет быстрее и проще перебрасывать военную технику, что оказывает положительное влияние и на боеспособность войск.

В 2016 году в зарубежных изданиях появились упоминания о новом заказе министерства обороны ОАЭ, в соответствии с которым армия получит некоторое количество специальной техники. Утверждалось, что в этот раз Республика Беларусь получит контракт без конкурса и сравнительных испытаний. По некоторым данным, речь вновь шла об автопоездах на основе МЗКТ-74135.

Характерной чертой автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 и, в первую очередь, его базового тягача являются развитые средства охлаждения, обеспечивающие эксплуатацию техники в сложных условиях Ближнего Востока. В связи с этим Минский завод колесных тягачей продолжает продвижение своей разработки на международном рынке. Впрочем, насколько известно, пока такой техникой интересовались только Объединенные Арабские Эмираты. Другие государства региона все еще не желают приобретать интереснейшие образцы техники с уникальными характеристиками.

Трехзвенный автопоезд с возможностью перевозки двух или трех боевых машин мог бы представлять интерес и для других стран, но и они пока не спешат заключать контракты. Возможно, их отпугивает приспособленность готовых образцов к эксплуатации в жарком климате, избыточная для их условий. Однако нельзя исключать, что белорусские инженеры смогут переработать свой автопоезд в соответствии с требованиями нового заказчика.

На данный момент автопоезд-танковоз МЗКТ-74135+99942+83721 является одной из лучших машин своего класса в мире. Он показывает уникальные технические и эксплуатационные характеристики, оказывая серьезное влияние на боеспособность войск. В то же время, этот образец специальной техники не отличается особой популярностью. За прошедшие годы его заказала только одна одна страна. Такие обстоятельства переносят белорусский автопоезд в категорию примечательных, но не особо успешных разработок. Сможет ли он стать предметом новых заказов и избавиться от такого неприятного статуса – покажет время.

Источник: https://topwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

integral-russia.ru