1 категории грунт: Как определить как правильно выбрать категорию грунта в смете?

Элементы земляного полотна железной дороги

Земляное полотно

Земляное полотно железной дороги – комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно воспринимает нагрузку от рельсо-шпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя ее на ниже лежащий естественный грунт. К основным сооружениям земляного полотна относятся насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки и нулевые места.

Основные элементы земляного полотна

Основными элементами земляного полотна являются: основная площадка и откосы. Так же устройства, непосредственно связанные с ним: у насыпей – бермы, продольные канавы или резервы (из резервов берется грунт для возведения насыпи), у выемок – кюветы, банкеты и забанкетные канавы (для отвода воды с обреза выемки), кавальеры, нагоные канавы.
Высота насыпи или глубина выемки обычно от 1-2 до 25-30 метров. При необходимости иметь большие рабочие отметки продольного профиля пути насыпи заменяют виадуками, а вместо выемок устраивают тоннели. Полунасыпи, полувыемки и полунасыпи-полувыемки применяют в основном в горных районах. У полунасыпи основная площадка располагается полностью на насыпном грунте, а в полувыемке – на естественном грунте.
В связи с тем что у данных видов насыпи неодинаковые условия прочности зем. полотно под обеими рельсовыми нитями, трудно обеспечить устойчивость откосов насыпной части. Поэтому, такой тип земляного полотна не рекомендуется. При подтоплении земляного полотна, сооружении насыпей вдоль рек и водоемов (на прижимах – узких участках, примыкающих к крутому склону), на крутых косогорах, в районах скально-обвальных явлений, осыпей, возможного схода снежных лавин земляное полотно имеет защитные сооружения и укрепительные устройства.

Земляное полотно сооружается по типовым или индивидуальным проектам. Типовые проектные решения принимаются для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, где возможно устройство земляного полотна со стандартными основными размерами для типовых конструкций. Индивидуальные проекты разрабатываются для устройства земляного полотна в сложных природных условиях, их параметры определяются по инженерными расчетами.
Материалами для строительства земляного полотна служат грунты в виде скальных или осадочных массивов (для выемок) и крупнообломочные, песчаные и глинистые грунты нарушенной структуры (для насыпей). Для обеспечения достаточной плотности грунтов насыпей при сооружении земляного полотна грунты подвергают обязательному послойному уплотнению. При неблагоприятном сочетании прочности, устойчивости и воздействующих факторов появляются деформации земляного полотна и его дефекты.

Типовые профили земляного полотна
1 Насыпь

Насыпь это линейное сооружение, выполненное из грунта. Возводится на трассе железнодорожного пути, обычно в понижениях рельефа, на подходах к мостам и путепроводам и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданных проектных отметках над поверхностью земли.

В насыпи выделяют характерные элементы, такие как:
– Ядро (центральная несущая часть)
– Основная площадка (предназначенная для укладки ВСП)
– Откосные части
– Основание
– Укрепительные и защитные сооружения и устройства

Насыпи обычно возводят из однородного местного материала или привозного грунта (скального, песчаного, глинистого и др. ), как правило, получают при разработке выемок, из путевых резервов или карьеров. Пригодность грунта для насыпи зависит от ее естественного состояния, способов производства строительных работ, высоты насыпи, устойчивости ее основания, длительности подтоплений и т.п. Конструктивные особенности насыпи, а так же степень уплотнения грунта зависят от плана и профиля линии, категории дороги, местных природных условий, свойств используемых материалов.

Как правило, высоту насыпи устраивают не более 12м. Ширина насыпи по верху зависит от числа путей, ширины междупутий, радиуса кривых на участке железнодорожного пути, Скоростей движения поездов. Крутизна откосов насыпи в нормальных условиях принимается 1:1,5. Для уменьшения площади основания и объема всего сооружения, повышения устойчивости или несущей способности насыпь возводят из более прочных привозных материалов. Так же для усиления несущей способности применяют армирование в теле насыпи, синтетические материалы, увеличивающие несущую способность. Откосы укрепляют посевом трав. Вдоль насыпи с нагорной стороны устраивают водоотводную канаву для защиты основания и откоса от переувлажнения и размыва.

2 Выемка

Выемка это заглубленное линейное сооружение, построенное на трассе железной дороги посредством изъятия грунта на заданную отметку и обеспечивающее размещение ВСП на проектных отметках ниже поверхности земли.

Характерные элементы выемки это:
– Основная площадка земляного полотна
– Кюветы
– Закюветные полки (если есть такая необходимость)
– Откосы
– Банкеты (или соответствующие планировки грунтовой поверхности (с нагорной стороны)
– Забанкетная или нагорная канава

Ширина основной площадки в выемке зависит от принятых проектных решений, так же от категории железнодорожной линии. При наличии слабых грунтов производят замену грунта в слое под проектным очертанием для предупреждения пучинистых процессов.

Поверхностный водоотвод осуществляют обычно по кюветам, банкетам, канавам. Как и при насыпи, откосы после формирования их, укрепляют посевом трав. Для обеспечения стабилизации земляного полотна в выемках при размещении их в скальных породах, на неустойчивых косогорах, при наличии грунтовых вод, на подходах к тоннелям и в других сложных условиях может потребоваться сложный комплекс дорогостоящих защитных и укрепительных сооружений (подпорных стенок, дренажей и т.п.)

3 Полунасыпь
4 Полувыемка
5 Полунасыпь-полувыемка
6 Нулевое место

Земляные работы выполняются при сооружении земляного полотна. Грунт перевозится обычно автомобильным транспортом. При благоприятных условиях пользуются безтранспортными способами, например укладывают грунт непосредственно в насыпи. С помощью бульдозеров возводят невысокие насыпи, нарезают неглубокие выемки, полки на косогорах, разравнивают грунтовые поверхности, производят засыпки и т.

п.
Грунт из выемок целесообразно перемещать в близлежащие насыпи. Однако объем земляных работ на выемках в целом меньше, чем на насыпях. Поэтому широко практикуется добыча грунта в карьерах. Грунт укладывают в насыпи послойно, разравнивают бульдозерами и уплотняют катками, трамбовочными машинами. При строительстве вторых путей на общем земляном полотне откос действующей насыпи нарезают с отсыпанного слоя уступами. Верхняя часть присыпаемой насыпи обычно устраивают из дренирующих грунтов, которые завозят по действующему пути в думпкарах.

Элементы земляного полотна железной дороги

1 Кюветы
2 Бровка земляного полотна
3 Обочина
4 Сливная призма
5 Основная площадка
6 Банкет
7 Забанкетная канава

8 Кавальер
9 Нагорная канава
10 Резерв
11 Контр-банкет
12 Берма
13 Водоотводная продольная канава
14 Нулевое место
15 Откос
16 Основание насыпи

Категории грунтов по трудности разработки

Коректне визначення обсягів землерийних робіт, їх вартості, провадиться на базі СНиП IV-2-82. Збірник 1 нормативного документа вказує механізми розробки грунту: ручний або з використанням спецтехніки. Додатково, звід містить рекомендації за типом використовуваних землерийних машин, відповідно наявної класифікації. Це дозволяє визначитися з типом використовуваної будівельної техніки, комплектом навісного обладнання.

Вигідно придбати екскаватори, бульдозери, інші імпортні землерийні машини, портал пропонує ТОВ «БФ-Логістик». Купівля б/в спецтехніки сприяє суттєвому зниженню вартості обладнання без шкоди експлуатаційної надійності. Безкоштовна кваліфікована консультація фахівців компанії оптимізує вибір під цільові застосування.

Класифікація грунтів по труднощі розробки

Вибір методу землерийних робіт проводиться на базі щільності природного залягання конкретної породи, ґрунту. Додаткові критерії: вологість, розпушеність, зчеплення, кут природного скосу і складність розкриття. Щодо останнього показника, класифікація грунтів по труднощі розробки передбачає кілька категорій. Вони визначаються відповідно до типу і щільності (вказана в кг/куб. м) породи:

  • I (600 – 1600) – пісок, торф, рослинний шар, супісок;
  • II (1600 – 1900) – дрібний гравій, легкий суглинок, лес, розпушений породи з будівельним сміттям;
  • III (600 – 1600) – крупний гравій, жирна глина, кореневий шар грунту, важкий суглинок, що включає присутність щебеню і гальки;
  • IV (1750 – 1900) – різноманітні типи глини – важка, сланцева, жирна з щебенем;
  • V – VII (1200 – 2800) – дресва, вапняк черепашкового походження, крейдяні і сланцеві структури, туф, отверділий лес;
  • VIII – XI (2200 – 3000) – базальти, гранітні породи і конгломерати, що містять гальку.

Остання категорія виключає розроблення ґрунту екскаватором, інший спецтехнікою. Використовується вибухова технологія. Під інші випадки застосовуються всі види роботи: ручні, вибух або з допомогою самохідних машин.

Області застосування

Важливість обліку трудомісткості розробки грунтів не обмежується лише будівництвом. Сфера потенційних застосувань землерийних машин доповнюється наступними видами робіт:

  • видобуток корисних копалин кар’єрним способом;
  • дорожнє будівництво;
  • прокладка трубопроводів.

Знати рівень складності розробки грунтів, важливо при виборі навісного обладнання для екскаваторів навантажувачів, іншої техніки. Зокрема, матеріал виконання ковша відрізняється для робіт на піску і твердих породах.

Механізована розробка грунту

Здійснюється спеціалізованою або універсальною технікою. В якості багатофункціонального пристрою популярний екскаватор навантажувач фронтальний.

Машина успішно поєднує буріння, дроблення, землерийні роботи і виробляє відвантаження грунту. Інші механізми розробки грунту включають спеціалізоване обладнання:

  • екскаватори – одне і багатоковшові, а також роторні моделі (застосовуються при прокладанні магістральних трубопроводів);
  • бульдозери;
  • бурильні кранові машини;
  • скрепери;
  • грейдери.

Додатково, при роботі з грунтом використовуються катки. Цей вид техніки необхідний для ущільнення розпушеного грунту або маси, вивантаженої у відвал. На піщаних грунтах каток замінює активний пролив водою.

Розробка грунту екскаватором

Найбільш затребуваними залишаються одноківшові машини. Розробка грунту з їх допомогою ведеться проходками. Кількість вибоїв, їх параметри – частина проектної документації по конкретному об’єкту. На вітчизняному ринку екскаватори представлені європейськими, японськими та американськими виробниками: Case, Hitachi, Caterpillar і JCB. Вибрати обладнання під конкретні цілі допоможуть консультанти ТОВ «БФ-Логістик».

  • Як працює гідравлічний екскаватор

    Гідравлічна схема екскаватора побудована на базі закону Паскаля, про незмінність енергії, переданої рідкої середовищем. Впровадження гідравліки дозволило значно зменшити габарити, знизити масу, принесло ряд інших важливих достоїнств.

    Як працює гідравлічний екскаватор

типов почв | Экологическая безопасность

Почва представляет собой смесь песка, гравия, ила, глины, воды и воздуха. Количество этих ингредиенты, которые определяют его «связность» или то, насколько хорошо почва будет держаться вместе. Связной грунт не крошится. Он легко формуется во влажном состоянии и трудно разрушается в сухом состоянии. Глина представляет собой очень мелкозернистую почву и очень связна. Песок и гравий конечно зернистые почвы, обладающие малой связностью и часто называемые гранулированный . Вообще говоря, чем больше глины в выкапываемом грунте, тем лучше. стены траншеи выдержат.

Другим фактором связности почвы является вода. Почва, наполненная водой, называется насыщенный . Насыщенный грунт плохо сцепляется и особенно опасен при земляных работах. работай. Однако обратное также может быть правдой. Почва, в которой мало или совсем нет воды это или сухая в печи , может легко раскрошиться и не склеится при выкапывании.

Почва тяжелая. Кубический фут может весить до 114 фунтов, а кубический ярд может весит более 3000 фунтов — столько же, сколько пикап! Большинство работников не осознают сила, которая поразит их, когда произойдет обвал. Человек, погребенный всего в нескольких футах почвы может испытывать достаточное давление в области грудной клетки, чтобы предотвратить повреждение легких. расширение. Удушение может произойти всего за три минуты. Тяжелые почвы может раздавить и исказить тело за считанные секунды. Неудивительно, что окопные аварии связаны с таким количеством смертей и навсегда инвалидизирующих травм.

OSHA классифицирует грунты по четырем категориям: Solid Rock, тип A, тип B и тип C. Solid Rock является наиболее устойчивым, а тип C наименее устойчивым. Почвы типизированы не только по тому, насколько они сплочены, но и по условиям, в которых они находятся. Устойчивая порода практически недостижима при рытье траншеи. Это потому что выемка горных пород обычно требует буровзрывных работ, которые разрушают рок, что делает его менее стабильным.

Почва типа А может быть глинистой, илистой глиной или песчаной глиной.

Почва не может считаться типом А, если она трещиноватая (трещины) или существуют другие условия, которые могут отрицательно влияют на него, например:

    com/XSL/Variables”>
  • подвержен вибрации от интенсивного движения, забивки свай или подобных воздействий

  • ранее потревоженные/раскопанные

  • , где он является частью слоистой системы, где менее устойчивый грунт находится у дна раскопки, с более устойчивыми грунтами сверху.

  • с учетом других факторов, которые могут сделать его нестабильным, например, наличие заземления. воды или условий замерзания и оттаивания.

Многие сотрудники Управления по охране труда и промышленной гигиене США считают, что строительное оборудование на объекте создает достаточно вибраций, чтобы любой грунт не мог быть отнесен к типу «А».

Если вибрации могут быть чувствуется, стоя рядом с раскопом, компетентное лицо должно рассмотреть возможность понижения Тип грунта A в тип B или C.

Грунты типа B включают как связные, так и несвязанные грунты. К ним относятся илы, супеси, средние глины и неустойчивые породы. Почвы, которые могут быть классифицированы как А, но имеют трещины или подвержены вибрации, также могут быть классифицированы как почвы категории «В».

Почвы типа C являются наиболее неустойчивыми (и, следовательно, наиболее опасными) из четырех почв. типы. Их легко узнать по постоянному отслаиванию боков стенок земляные работы. Если почва затоплена или вода просачивается из стен котлована, это, вероятно, почва “С”. Почва может быть отнесена к типу C, если в ней выкопан котлован.

«слоистые» почвы, где разные типы почв лежат друг над другом. Когда нестабильный тип грунта находится под стабильным типом грунта в выемке, «самое слабое звено» будет скоро уступить.

Во многих строительных проектах извлекаемый грунт был ранее нарушен . Это означает, что почва была вскопана или перемещена в прошлом. Это еще один фактор компетентное лицо должно учитывать при типировании грунтов. Ранее нарушенные почвы редко такие же прочные, как ненарушенные почвы, и обычно относятся к категории почв «С». Ранее беспокоил почва обычно находится над существующими коммуникациями, такими как вода, канализация, электричество и газовые магистрали. Это делает работу с этими утилитами более опасной из-за нестабильной работы. характер почвы. Большая часть работ, выполняемых при раскопках, ведется вдоль полос отчуждения, где почва почти всегда относится к типу C. Из-за того, где мы копаем, важно понимать, что однажды выкопанная земля уже никогда не будет возвращена в том виде, в каком он образовался естественным путем.

Согласно подразделу P 1926 года, Приложение A (c)(2), компетентное лицо должно типировать почвы, используя как минимум один визуальный тест и один ручной тест . Визуальный тест может включать в себя осмотр почвы во время ее удаления и осмотр. отвал грунта, а также цвет и состав стен котлована. Ручной тест означает работа с почвой либо руками, либо инструментом, предназначенным для измерения прочность почвы. Например, если вы можете скатать землю в руках в длинный «червяк» или лента, почва является связной и может быть классифицирована как A или B, в зависимости от других условия. Одним из полезных инструментов для измерения прочности грунта является пенетрометр . Когда вы вдавливаете этот прибор в образец грунта, он измеряет его безграничное сжатие прочность в тоннах на квадратный фут (тсф).

Независимо от используемых методов типирование почв должно производиться компетентным человек до того, как кто-либо войдет в раскопки . Чем слабее грунт, тем больше потребность в защитных системах.

Примечание. Если вы не уверены в типе почвы, ВСЕГДА принимайте ее за тип C.

Классификация природных почв

Классификация почв сгруппирована по категориям жесткости почвы (SC) на основе типичной жесткости почвы при уплотнении. Жесткость грунта — это свойство грунта, обычно представленное численно модулем деформации, который указывает относительную величину деформации, которая произойдет при заданной нагрузке. Категория-1 указывает на грунт, который обычно обеспечивает самую высокую жесткость грунта при любом заданном проценте максимальной плотности по Проктору, и грунт, который обеспечивает заданную жесткость грунта при наименьшем усилии уплотнения. Каждая категория жесткости грунта с более высоким номером обеспечивает последовательно меньшую жесткость грунта при данном проценте плотности r и требует большего усилия уплотнения для обеспечения заданного уровня жесткости грунта. Максимальная стандартная плотность по Проктору — это максимальный сухой удельный вес уплотненного грунта при оптимальном содержании влаги (содержание влаги, при котором достигается максимальная плотность).

Категория жесткости почвы 1 (SC1) Щебень и гравий с <15% песка и ≤ 5% мелких частиц.
Материалы SC1 обеспечивают максимальную стабильность и опору трубы при заданной плотности благодаря низкому содержанию песка и мелких частиц. С минимальными усилиями эти материалы можно укладывать при относительно высокой жесткости грунта в широком диапазоне влажности. Кроме того, высокая проницаемость материалов SC1 может помочь в контроле воды, и эти материалы часто желательны для заделки в горных выемках, где часто встречается вода.

Категория жесткости грунта 2 (SC2) GW, GP, SW, SP и грунты с двойным символом, начинающиеся с одного из этих символов, например, GW-GC, SP-SM и т. д., содержащие <12% мелких частиц.
Материалы SC2 при уплотнении обеспечивают относительно высокий уровень поддержки трубы; тем не менее, открытые градуированные группы могут допускать миграцию, и размеры должны быть проверены на совместимость с соседним материалом.

Категория жесткости грунта 3 (SC3) GM, GC, SM, SC с содержанием мелких частиц более 12%; и ML, CL или пограничные загрязнения, начинающиеся с одного из этих обозначений, например, ML/CL, с 30% или более, оставшимися на сите № 200.
Материалы SC3 обеспечивают меньшую поддержку заданной плотности, чем материалы SC1 и SC2. Требуются более высокие уровни усилий по уплотнению и необходимо контролировать содержание влаги. Эти материалы обеспечивают приемлемый уровень поддержки трубы после достижения надлежащей плотности.

Категория жесткости почвы 4 (SC4) ML, CL или пограничная почва, начинающаяся с одного из этих обозначений, например ML/MH, при этом на сите № 200 остается менее 30%.
Материалы SC4 требуют геотехнической оценки перед использованием. Содержание влаги должно быть близко к оптимальному, чтобы свести к минимуму усилия по уплотнению и достичь требуемой плотности. При правильном размещении и уплотнении этот материал может обеспечить достаточный уровень поддержки трубы; тем не менее, эти материалы могут быть непригодны при высоких нагрузках, поверхностных колесных нагрузках или вибрационных уплотнителях и трамбовках с высоким уровнем энергии. Не используйте там, где водные условия в траншее могут помешать правильной укладке и уплотнению.

CH, MH, OL, OH, PT или пограничные грунты, начинающиеся с одного из этих обозначений, например CH/MH, и любые мерзлые материалы.

Добавить комментарий