Опасная зона работы экскаватора – Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов
Проектирование организации строительства и производства работ с учетом вопросов охраны труда
Одним из наиболее важных вопросов для обеспечения безопасности строительства является правильная организационно-техническая подготовка к строительству. Эта подготовка проводится в два этапа: организационный и технический. На стадии организационной подготовки разрабатывается проект организации строительства (ПОС), а на технической стадии — проект производства работ (ППР).   Проекты организации строительства предусматривают только общие мероприятия по технике безопасности, такие, как возведение временных зданий и сооружений для обслуживания строительства, в том числе объектов санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работающих, основные устройства по технике безопасности для производства строительно-монтажных работ, размещение установок и устройств, создающих вредные производственные факторы (склады горюче-смазочных материалов, пылящих материалов, источники повышенного шума и др.). Более глубокие и детальные проработки по вопросам безопасности труда даются в ППР.
   К технологическим вопросам охраны труда относятся: расчет лесов, креплений и разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность этих работ; разработка монтажной технологичности конструкций, строповки конструкций, временных монтажных опор; выбор канатов, строп, траверс, якорей и других грузозахватных устройств; обеспечение электробезопасности на строительной площадке; обеспечение безвредности работ при наличии токсических веществ; меры по обеспечению безопасности работ в зимних условиях; безопасность труда при работах в условиях действующих предприятий.
   К общеплощадочным вопросам, относятся: указание мест размещения санитарно-гигиенического обслуживания работающих; выбор системы освещения; выбор методов ограждения опасных зон; размещение противопожарного водопровода, противопожарных устройств, складских площадок, временных дорог, обеспечивающих безопасное движение автотранспорта.
   Все перечисленные вопросы должны быть обоснованы инженерными расчетами, нормами и правилами.
   Вопросы безопасности труда включаются в технологические карты на монтажные работы, в календарный график производства работ и в стройгенплан. Технологические карты особенно необходимы на сложные и опасные работы, а также на работы, выполняемые новыми методами. В технологических картах должны быть отражены все вопросы обеспечения безопасности труда.
   В генеральном плане строительной площадки должны быть решены все рбщеплощадочные вопросы техники безопасности и производственной санитарии. На строй-генплане осуществляют привязку монтажных кранов и других строительных механизмов. Если строительство ведется в несколько этапов различными строительными организациями, то стройгенпланы следует составлять для разных периодов строительства: при строительстве жилых зданий — на период монтажа подземной и отдельно наземной частей здания, при строительстве промышленного объекта — на период выполнения работ нулевого цикла, возведения наземной части и монтажа технологического оборудования.
1 — положение конструкции при подъеме; 2 — то же, при обрыве одного стропа; 3 — то же, при падении конструкции
   Для исключения переноса кранами грузов над рабочими местами на стройгенплане указывают: направление поворота стрелы крана с грузом в увязке с направлением движения монтажа здания, ограничение углов поворота и вылета стрелы крана, что достигается установкой специальных ограничителей. На стройгенплане или на отдельной схеме указывают места установки электротехнических устройств, строительных машин, силовых и осветительных электролиний.
   Опасные зоны могут быть постоянными и временными. К постоянным относятся опасные зоны при монтаже зданий, линии электропередачи, зоны действия грузоподъемных машин и др. Опасная зона при работе башенного или стрелового крана возникает из-за возможности обрыва строп и отлета груза в сторону при его падении (рис. 1). Наибольший отлет конструкции при обрыве
   где r — максимальный вылет стрелы, м; s — возможный отлет груза, м; h — высота возможного падения, м; l — длина ветви стропа, м; α — угол между вертикалью и ветвью стропа; а — расстояние от наружного края груза до его центра тяжести, м.
   Опасной зоной при работе башенного крана является площадь, ограниченная параллельными линиями и двумя полуокружностями. Зона обслуживания 1 определяется наибольшим вылетом крюка и максимальным рабочим участком кранового пути. Зона 2 представляет собой границу нахождения груза на крюке крана и отстоит от зоны 3 на 0,6 длины наибольшего поднимаемого краном элемента. Рис. 2. Опасные зоны при работе башенного крана:
1, 4 — опасные зоны; 2 — зона нахождения груза; 3 — зона-обслуживания; 5 — контрольный груз; 6 — площадка складироваиия; 7 — место разгрузки; 8 — стоянка башенного крана; 9 — шкаф электропитания; 10 — флажки; 11 — хранение грузозахватных приспособлений; 12 — стенд со схемами строповки грузов; 13 — прием раствора
Высота возможного падения | l | d |
До 20 | 7 | 5 |
20…70 | 10 | 7 |
70…120 | 15 | 10 |
120…200 | 20 | 15 |
200…300 | 25 | 20 |
300…450 | 30 | 25 |
   Стреловые самоходные краны, снабженные устройством, удерживающим стрелу от падения, имеют опасную зону, показанную на рис. 3. Опасная зона при работе экскаватора (рис. 4) с прямой лопатой в котловане
   где Rк — наибольший радиус копания, м; b — расстояние по верху забоя до линии угла естественного откоса грунта плюс 1 м.Рис. 3. Опасная зона стрелового самоходного крана:
1 — ось вращения крана; 2 — зона возможного падения груза: 3 — опасная зона; 4 — зона обслуживания крана; 5 — угол ограничения (по паспорту крана) Рис. 4. Опасная зона при работе экскаватора:
1 — самосвал; 2 — экскаватор
   При работах, выполняемых на высоте, опасной зоной считается открытый участок, расположенный под зоной производства работ (рис. 5), границы которого определяют по горизонтальной проекции площади работ А, увеличенной на безопасное расстояние Р=0,3H, где Р — расстояние от границы горизонтальной проекции, м; Н — высота, на которой производятся работы, м.
   Опасную зону работ, выполняемых на высоте, необходимо ограждать. Ограждения могут выполняться из канатов, закрепленных на специальных стройках или на колоннах каркаса, из трубчатых вертикальных и горизонтальных элементов. Примером такого ограждения может служить конструкция, показанная на рис. 7. Особенность ее заключается в том, что роль стоек для крепления канатов играют вентиляционные шахты, к которым с помощью хомутов крепится уголковая сталь. Рис. 5. Опасная зона работ, выполняемых на высоте:
1 — зона производства работ на высоте H; 2 — горизонтальная проекция Рис. 6. Установка предохранительной сетки при производстве кровельных работ:
1 – монтируемая кровля; 2 — защитная сетка
   Натяжение каната осуществляют с помощью ручных лебедок.
   Опасная зона имеется около линий электропередачи (ЛЭП). Выполнять строительные работы, складировать материалы, размещать временные здания и сооружения в пределах охранных зон ЛЭП без согласия организации, эксплуатирующей эту линию, не разрешается.
   При взрывных работах наибольший радиус опасной зоны определяется действием воздушной волны:
   где Rb — наибольший радиус опасной зоны, м; m — масса заряда взрывчатого вещества, кг. Рис. 7. Ограждение, применяемое при устройстве кровли:
1 — парапетная плита; 2 — уголок; 3 — вентиляционная шахта; 4 — канат
Полезная информация:
ohrana-bgd.narod.ru
8.2. Анализ опасных и вредных факторов и причин травматизма при выполнении экскаваторных работ
При проведении реконструкции мелиоративной системы в «Славгородском ПМК-96 Водстрой» Славгородском районе Могилевской области проектом предусмотрено выполнение экскаваторных работ для строительства открытой сети. Для выполнения запланированных мероприятий принят экскаватор ЭО-3223.
Условия работ при разработке грунта экскаватором определяются совокупностью опасных и вредных производственных факторов. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» физические опасные и вредные производственные факторы при выполнении экскаваторных работ подразделяются на:
движущиеся машины и механизмы; К движущимся машинам и механизмам при строительстве открытой сети относятся экскаватор при перемещении по объекту, маневрировании в пределах строительной площадки. Опасная зона движущегося экскаватора определяется его габаритными размерами и зоной маневрирования. В пределах опасной зоны возможен наезд на людей, столкновение с другими передвигающимися машинами, стационарным оборудованием. Воздействие движущихся машин может привести к тяжелым травмам или гибели работников.
подвижные части производственного оборудования; К подвижным частям работающего экскаватора относится рабочее оборудование обратная лопата. Перемещение экскаватора в пределах зоны планирования может привести к травмированию людей, столкновению с другими механизмами.
При перемещении наполненного грунтом ковша возможно наличие отлетающих частей грунта, камней и др. предметов. Опасная зона травмирования в этом случае представляет собой круг, радиус которого 5 метров.
Травмоопасным участком является зона вблизи незащищенных вращающихся элементов – валов, деталей двигателя и ходовой части. Вращение деталей может привести к захвату свисающих частей спецодежды и травмированию работников. Большинство таких несчастных случаев заканчиваются смертельными травмами.
разрушающиеся конструкции; При движении экскаватора на уклонах, в зоне слабосвязанных грунтов, вблизи выемок грунта возможно опрокидывание машины и травмирование находящегося в кабине машиниста, а также работников находящихся вблизи места производства работ. Разрушение кабины экскаватора при опрокидывании представляет значительную угрозу для жизни экскаваторщика.
обрушивающиеся горные породы; Разработка грунта экскаватора связана с опасностью обрушения грунта. Устойчивость откосов определяется физико-механическими свойствами грунта, уровнем грунтовых вод, статическими и динамическими нагрузками. Угрозу представляет обрушение массивов пород находящихся ниже зоны движения экскаватора. Обрушение может наблюдаться при образовании козырьков, при наличии в зоне работы слабосвязанных грунтов, при превышении в процессе разработки предельного угла откоса для данного вида грунта. Обрушение грунта может привести к опрокидыванию машины и травмированию экскаваторщика.
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; Превышение концентрации вредных веществ в воздухе ПДК наблюдается при разработке грунта в засушливый период года. К основным вредным веществам в воздухе при работе экскаватора относится пыль минерального и органического происхождения, отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания. Воздействию вредных веществ способствует отсутствие остекления кабин, недостаточная вентиляция и отсутствие кондиционирования воздуха. Частицы пыли размером 5…10 мкм проникают в дыхательные пути машиниста, оседают там и могут привести к пылевым бронхитам и пневмокониозам. Попадание пыли на поверхность кожи и слизистые оболочки приводит к нарушению санитарно-гигиенических условий работы. При неисправной системе отвода выхлопных газов, они проникают в организм через щели в кабине, воздействуют на органы дыхания и вызывают токсические отравления.
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования; Повышенная температура поверхности наблюдается на элементах работающего оборудования, особенно система вывода отработавших газов двигателя, на металлических элементах, элементы гидросистемы при дросселировании гидравлической жидкости. Нагретые до высокой температуры части машин могут вызвать ожоги различной степени при случайном прикосновении, приводят к повышению температуры в кабине, воздействию инфракрасной радиации. Пониженная температура поверхности наблюдается при ремонте и техническом обслуживании машин в холодный период года. При низкой температуре поверхности металла могут наблюдаться обморожения, а также повреждение поверхности кожи в случае мгновенного примерзания незакрытых участков при касании металлических частей.
повышенный уровень шума на рабочем месте; С физиологической точки зрения шумом является любой звук, неприятный для восприятия, мешающий разговорной речи и неблагоприятно влияющий на здоровье человека. Орган слуха человека реагирует на изменение частоты, интенсивности и направленности звука. Объективно действие шума проявляется в виде повышенного кровяного давления, учащенного пульса и дыхания, снижения остроты слуха, ослабление внимания, некоторого нарушения координации движения и снижения работоспособности.
повышенный уровень вибрации; Вредным фактором оказывающим на человека отрицательное действие является вибрация. Она возникает при работе экскаватора, а так же может вызываться сбоем в работе отдельных элементов. Вибрации вызывают в организме человека многочисленные реакции, которые являются причиной функциональных расстройств различных органов.
Под действием вибрации происходят изменения в периферической и центральной нервных системах, сердечно-сосудистой системе, опорно-двигательном аппарате. Вредное действие вибрации выражается в виде повышенного утомления, головной боли, боли в суставах пальцев рук, повышенной раздражительности, нарушении координации движений.
К психофизиологическим опасным фактором является то, что экскаваторные работы являются цикличными и монотонными, что может привести к дизориентированию машиниста экскаватора, из-за постоянно повторяющихся операций, что может послужить причиной травматизма или несчастного случая как машиниста из-за ошибки при управлении, так и окружающих.
studfiles.net
Работа машин в сложных условиях
Если мелиоративные машины должны работать вблизи линии электропередачи, то, прежде чем пускать механизм в эксплуатацию, необходимо определить охранную зону воздушной линии электропередачи. Охранные зоны определяют двумя параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов линии на расстояние:
Напряжение в линии, кВ ………………………….Расстояние,м
От 1 до 20 ………. ………………………………….. 10
До 35 …………………………………………….. 15
» 110 …………………………………………….. 20
» 220 ……………………………………………. 25
» 500 ………………………………………………. 30
» 750 …………………………………………….. 40
Производителю работ, мастеру и механизатору следует помнить, что вести мелиоративные работы, складировать материалы и устраивать стоянки техники в охранной зоне без согласования с организацией, эксплуатирующей линию, запрещается.
Категорически запрещается работа экскаваторов, стреловых кранов, буровых установок, погрузчиков и других машин и механизмов непосредственно под проводами действующей линии электропередачи любого напряжения.
При работе и передвижении указанных машин вблизи линий электропередачи должны соблюдаться следующие требования:
а) работа с применением машин вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, допускается в том случае, если расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины, а также от поднимаемого груза в любом их положении, в том числе и при наибольшем подъеме или вылете, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее:
Напряжение в линии, к В……….Расстояние ,м
До 1 …………………………………… 1,5
1-20 ………………………………….. 2
35 -110 ……………………………………. 4
150 – 220. …………………………………… 5
До 330 …………………………………… 6
» 500 …………………………………….. 9
» 800 постоянного тока ………………… 9
б) работа машин вблизи (в охранной зоне) линии электропередачи, находящейся под напряжением, разрешается при условии предварительной выдачи машинисту (крановщику) на срок выполнения данной работы наряда-допуска, определяющего безопасные условия этих работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером или главным энергетиком строительно-монтажной организации при наличии письменного разрешения на производство этих работ организации (предприятия), эксплуатирующей линию электропередачи.
Для обеспечения безопасного производства работ должно быть назначено ответственное лицо из числа инженерно-технических работников строительно-монтажной организации, фамилия которого указывается в наряде-допуске.
Работа и перемещение машины вблизи линии электропередачи должны производиться под непосредственным руководством этого лица.
При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие органы машин должны находиться в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под проводами линии электропередачи, находящейся под напряжением, следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).
Осмотр, чистку и ремонт машин с электроприводом можно выполнять только после принятия мер, препятствующих подаче напряжения на электродвигатели. На пусковых устройствах (кнопка магнитных пускателей, рубильники и др.) вывешиваются плакаты: «Не включать – работают люди!». При этом плавкие вставки предохранителей в цепи электродвигателей удаляются.
В случае исчезновения напряжения электродвигатели должны быть выключены.
При эксплуатации машин и механизмов на строительной площадке очень важно в целях безопасности определить их рабочие места. Рабочим местом машины называется пространство, в пределах которого находятся и перемещаются рабочие, машины, оборудование, приспособления, инструменты и необходимые материалы. Исходя из рабочего места, определяют опасные зоны.
Опасная зона экскаватора (драглайна) при работе в забое равна кругу, описанному наибольшим радиусом копания при наименьшем угле наклона стрелы, увеличенном на 5 м. Опасная зона экскаватора при работе с прямой лопатой будет равна кругу, описанному наибольшим радиусом копания, плюс расстояние до пересечения поверхности с направлением угла естественного откоса разрабатываемого грунта.
Опасная зона работы бульдозера, скрепера, грейдера соответствует участку, отведенному для их работы и маневрирования.
В инструкциях для машиниста любой машины опасные зоны рабочего места должны быть конкретизированы.
При случайном появлении людей в опасных зонах машинист обязан остановить машину и подать звуковой или зрительный сигнал. При загрузке с помощью экскаватора транспортных средств автомобиль попадает в опасную зону. В этом случае шоферу следует выйти из кабины, а экскаваторщик не имеет права начинать работы, если в кабине находятся люди. Самосвал под погрузку к экскаватору должен становиться так, чтобы ковш экскаватора грузил грунт только с задней или боковых сторон кузова. При этом между автомашиной и экскаватором не должны находиться люди. Ковш опускают как можно ниже, чтобы не повредить кузова, но не ближе 0,5 м от борта автомашины. Перегружать и неравномерно распределять грунт по кузову автомобиля не разрешается.
При комплексной механизации работ (разработке и транспортировке грунта несколькими взаимодействующими машинами) каждый водитель должен знать правила безопасной работы на всех других машинах.
Рис. 7. Схема установки экскаватора при разработке котлована
или траншеи.
Машинисты и водители машин обязаны строго соблюдать интервалы между движущимися машинами. При любых условиях расстояние между двумя одновременно работающими машинами устанавливается не менее 2 м, интервалы между работающими одна за другой землеройно-транспортными машинами – не менее 15-20 м.
Опасную зону ограждают хорошо видимыми предупредительными знаками и в некоторых случаях границу опасной зоны оборудуют звуковой сигнализацией.
При производстве работ на участке может возникнуть потребность в дополнительных ограждениях или в изменении размеров опасных зон. Ответственность за определение размеров опасных зон и установку ограждений лежит на руководителях участка, эксплуатирующих строительные машины и распоряжающихся выполнением работ.
Строительно-монтажные машины должны эксплуатироваться на площадках и путях, обладающих необходимой несущей способностью и имеющих уклоны, предусмотренные в паспорте данной машины.
Стационарные машины устанавливают и закрепляют на основании, исключающем наклоны и сдвиги выше указанных проектом.
Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током строительные машины, механизмы с электроприводом, электрифицированный инструмент, а также рельсовые пути башенных самоходных кранов заземляют. Работу на строительных машинах с электроприводом и около питающего электрокабеля во время грозы во избежание поражения электрическим разрядом прекращают.
При выполнении на строительных машинах демонтажно-монтажных работ соединения, скрепляемые большим числом болтов, затягивают последовательно от середины к краям или крест-накрест. Этим обеспечивается равномерное и надежное уплотнение прокладок и прилегание одной детали к другой. Болты в особо ответственных многоболтовых соединениях затягивают согласно специальным инструкциям.
Перед эксплуатацией экскаватор устанавливают на спланированной площадке. Экскаватор, снабженный драглайном или обратной лопатой, следует устанавливать так, чтобы исключалась возможность сползания или опрокидывания его в разрабатываемый котлован или траншею (рис. 7).
Расстояние от подошвы откоса котлована до экскаватора устанавливают согласно данным таблицы 2.
Таблица 2. Допустимое расстояние по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших опор экскаватора, м
Грунт (ненасыпной) |
Глубина выемки, м |
||||
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Песчаный и гравийный Супесчаный Суглинистый |
1,5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высота забоя не должна превышать максимальной высоты (глубины) резания, которая определяется расстоянием от уровня стоянки экскаватора до режущих кромок зубьев ковша (табл. 3).
Таблица 3. Высота |
забоя от уровня стоянки экскаватора, м |
||
Вместимость ковша экскаватора, м3 |
Прямая лопата |
Обратная лопата |
Драглайн |
0,15 |
2,7 |
2,2 |
7,6 |
При прокладывании осушительных каналов на слабых грунтах под гусеницы или колеса экскаватора укладывают щиты (слани). Для гусеничных экскаваторов с ковшом вместимостью 0,35 м3 длина щитов должна быть 4,5 м, а диаметр бревен – 16-18 см, при вместимости ковша до 0,8 м3 длина щитов – не менее 6,5 м, а диаметр бревен – 20-24 см. С применением щитов можно снизить давление на грунт до 10-15 кПа.
Щиты укладывают поперек оси прохода экскаватора вплотную друг к другу или с интервалами в зависимости от условий и массы экскаватора.
Призмы обрушения (козырьки) убирают до начала работы. При разработке высокого забоя ломами и клиньями снимают крупные камни, находящиеся наверху забоя.
Стены забоя во избежание обвала должны иметь наклон в сторону от экскаватора, соответствующий углу естественного откоса грунта.
Экскаватор обслуживают машинист и не менее одного помощника. Машинист следит за состоянием забоя и при опасности обрушения грунта немедленно отводит экскаватор в безопасное место, сообщив об этом руководителю работ. Во время работы экскаватора категорически запрещается менять вылет стрелы при наполненном ковше (за исключением безнапорных прямых лопат), подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный вне радиуса ее действия, а также регулировать тормоз при подъеме ковша.
Рис. 8. Положение стрелы и ковша экскаватора в нерабочем положении.
В перерывы независимо от их продолжительности стрелу экскаватора отводят в сторону от забоя, а ковш опускают на грунт (рис. S).
Перемещать своим ходом разрешается только исправный экскаватор, для чего устанавливают стрелу строго по направлению хода, а ковш поднимают над землей на 0,5-0,7 м. Помощник машиниста или другое сопровождающее экскаватор лицо должны находиться впереди экскаватора в поле зрения машиниста и указывать безопасный путь.
Для обеспечения безопасного движения на спусках, подъемах, особенно в гололед, на гусеницы необходимо устанавливать шпоры.
Кроме того, у экскаваторов на гусеничном ходу проверяют состояние натяжения гусеничных лент и ходовых цепей. При неравномерном натяжении лент во время движения по наклонной площадке гусеницы могут развернуть и опрокинуть экскаватор.
На экскаваторе необходимо соблюдать чистоту. Весь инструмент и инвентарь следует хранить в специально отведенных для этого местах. На поворотной платформе не должно находиться никаких посторонних предметов.
Постоянно следят за техническим состоянием стрелы экскаватора. Если на стреле имеются трещины или деформации, повреждения сварочных швов, ослаблены заклепочные соединения, то такая стрела считается неисправной. Стрелы со сквозными трещинами бракуют.
Надежность болтовых и заклепочных соединений, повреждения сварочных швов проверяют обстукиванием молотком. При исправных соединениях слышен чистый без дребезжания звук.
Для уменьшения износа канаты смазывают специальными канатными мазями. Во избежание травмирования канаты заменяют только в рукавицах.
При работе на землеройной машине с тросовым управлением необходимо не реже одного раза в 10 дней тщательно осматривать канаты и при необходимости выбраковывать. Сращивать стальные канаты узлами и скрутками запрещается.
При запасовке, переноске и укладке канатов в ручьи барабанов лебедок и блоков рабочие должны обязательно надевать брезентовые рукавицы, а при обрубке стальных канатов – также защитные очки.
У бульдозеров, кусторезов, тракторов систематически очищают гусеницы от грязи, проверяют исправность и износ траков, натяжение гусеничной ленты и цепи привода ведущего колеса.
Натяжение гусеничной ленты проверяют по высоте свободного подъема верхней ветви ленты ломиком над одним из поддерживающих катков. Провес верхней ветви гусеницы между поддерживающими катками при натянутой нижней ветви не должен превышать 40-80 мм. Недостаточное натяжение создает рывки в момент хода, и лента может соскочить с опорных катков.
Через 4 ч работы машину следует останавливать и проводить контрольные осмотры. При этом проверяют уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и масла в гидросистеме и масляных ваннах трансмиссии, нагрев подшипников (на ощупь), смазку в часто смазываемых сочленениях, осматривают ходовую часть, тормоза, муфты, рабочий орган, крепление основных агрегатов и механизмов.
Оставлять машину во время работы или остановки с работающим двигателем запрещается.
В нерабочее время, а также во время чистки и ремонта землеройные машины должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами, поэтому пусковые приспособления следует выключать и запирать. Во время работы машин допуск к ним посторонних лиц запрещается. Не разрешается давать задний ход во время работы с прицепными землеройными машинами, особенно когда рабочие органы заглублены.
Категорически запрещается переезжать через мелиоративные каналы, если это не предусмотрено технологией работ, а также через траншеи в местах сопряжения дрен с коллекторами.
При преодолении землеройными машинами крутых спусков и подъемов запрещается выключать ходовой механизм (машинисту должен быть выдан наряд на опасные работы). Перемещение машин по уклонам с крутизной более допустимой запрещается, а движение через искусственные сооружения (мосты, трубы, лотки и др.) может быть допущено только после проверки прочности сооружений и в случаях необходимости дополнительного их усиления.
Переезд землеройных машин через железнодорожные пути допускается только при наличии разрешения дорожных органов. Для предотвращения порчи железнодорожного пути и гусениц машин устраивают настилы из досок и шпал. Не следует производить разворот гусениц и остановку машины на переездах и искусственных сооружениях.
Перемещать землеройные машины через русла рек и ручьи вброд при глубине более высоты гусеничного хода (с учетом просадки гусениц) запрещается. Переезжать вброд и по ледовым переправам разрешается только в присутствии руководителя работ (мастера, механика, прораба). Во избежание травмирования при движении землеройных машин входить на машины и сходить с них не разрешается.
При Эксплуатации комплексного корчевательного агрегата К-15 или МП-8 следует помнить, что безопасность труда во многом зависит от правильной подготовки их к работе,
Подготовка агрегатов к работе заключается в выполнении всех операций, указанных в инструкциях по эксплуатации и уходу трактором Т-100МЗ и Т-130М, соответствующих корчевателей и сменного рабочею оборудования. Следует проверить правильность фиксации навесных орудий – гидравлического навесного корчевателя или навесных кустарниковых грабель – на механизм навески. Пальцы, соединяющие навесное орудие с механизмом навески, должны быть застопорены. До опускания или поднятия орудия надо убедиться, что возле него никого нет.
Поворачивают агрегат медленно. Не разрешается кому-либо находиться на расстоянии 30 м от агрегата во время поворота.
Корчевание гидравлическим навесным корчевателем К-1 производится при положении ручки управления гидроцилиндров механизма навески «нейтральное».
Категорически запрещается делать резкие повороты при заглубленных зубьях корчевателя, а также проходить агрегату в незаравненных местах поперек крупных канав старой осушительной сети. Замену зубьев корчевателя разрешается производить только тогда, когда задний механизм навески зафиксирован фиксирующим устройством или когда навесное орудие опущено на землю.
Другое сменное оборудование – навесные кустарниковые грабли – навешивают на механизм навески вместо гидравлического корчевателя при сгребании выкорчеванного кустарника и мелколесья.
Сгребание производится при положении ручек управления гидроцилиндров механизма навески «нейтральное». Запрещается работать с граблями при положении ручек управления гидроцилиндров механизма навески «плавающее», делать резкие повороты но время сгребания или работу производить толчками.
Для работы в темное время суток агрегат снабжается передними и задними фарами. Фары устанавливают так, чтобы обеспечить освещение на расстоянии не менее 10 м. Передние фары оснащаются защитными ограждениями.
При подталкивании древесины в костер рабочим органом корчевателя он не должен касаться открытого огня. С новым объемом древесины разрешается подталкивать просохшую древесину, находящуюся в непосредственной близости от огня.
Если произойдет воспламенение горючего, то пламя следует засыпать песком, прикрыть войлоком или брезентом, заливка водой не допускается.
hydrotechnics.ru
УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭКСКАВАТОРЕ ЕК-12
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 ..
2. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭКСКАВАТОРЕ ЕК-12
Эксплуатация должна производиться в соответствии с настоящим руководством, а также нормативными актами, регламентирующими правила дорожного движения, меры безопасности в строительстве и др., действующими в стране, где используется экскаватор.
2.1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭКСКАВАТОРЕ ЕК-12
2.1.1. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен обладать необходимой квалификацией и иметь документ, дающий право на управление и обслуживание этой машины.
2.1.2. Все работы по смазке необходимо произвести перед началом эксплуатации экскаватора.
2.1.3. Работать можно только на полностью исправном экскаваторе, заправленном топливом, рабочей жидкостью, охлаждающей жидкостью двигателя и смазкой в соответствии с Указаниями по смазке.
2.1.4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на экскаваторе при установившейся температуре рабочей жидкости, превышающей значение, указанное для данной марки масла. Контролировать температуру рабочей жидкости необходимо по табло на электронной панели приборов.
2.1.5. ВНИМАНИЕ! При подъеме или опускании левого пульта управления в кабине КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ держаться за рукоятку блока управления. Откидывание пульта осуществляется при помощи ручки (поз. 28, рис. 3).
2.1.6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ установка сменных видов рабочего оборудования и рабочих органов, не предусмотренных заводом-изготовителем для данной модели экскаватора.
2.1.7. Перевозка пассажиров ЗАПРЕЩЕНА.
2.1.8. Не производите земляные работы в зоне подземных коммуникаций без разрешения их владельца. В случае обнаружения при копании неизвестных коммуникаций работа должна быть приостановлена до получения необходимых сведений.
2.1.9. Убедитесь в отсутствии людей в рабочей зоне. Прежде, чем начать движение машины, подайте звуковой сигнал. Нахождение людей ближе 15 м от работающего экскаватора не допускается.
2.1.10. Следите за состоянием откосов котлованов и траншей! При появлении трещин срочно примите меры против внезапного обрушения грунта, заблаговременно удалив людей и машины из опасных мест.
Крутизна откосов выемок не должна превышать предельные значения параметров безопасной работы экскаватора (см. п. 4.9.2.).
2.1.11. Поворот платформы экскаватора с наполненным ковшом во избежание повреждения рабочего оборудования производите только после вывода ковша из грунта. ЗАПРЕЩАЕТСЯ разравнивать грунт ковшом путём поворота платформы.
2.1.12. Безопасная дистанция от вращающейся поворотной платформы до
неподвижных конструкций и других предметов составляет не менее 1,0 м.
2.1.13. Проезд рядом или под линиями электропередач разрешается, если
при этом гарантированно выдерживается минимальное расстояние между
экскаватором и проводами хотя бы по одному из направлений, указанных в
таблице:
Напряжение линии электропередач, кВ, не более | 1 | 20 | 110 | 220 | 500 | ? |
Расстояние, м: | ||||||
– по горизонтали | 1,5 | 2 | 4 | 6 | 9 | 9 |
– по вертикали | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 6 |
ЗАПРЕЩАЕТСЯ остановка экскаватора под проводами любого напряжения.
2.1.14. Если при копании произошло неожиданное соприкосновение с
токопроводными частями, необходимо сохранять спокойствие. Экскаваторщик
должен ОСТА-
ВАТЬСЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ и отвести рабочее оборудование в сторону, затем выехать из опасной зоны либо передать информацию о необходимости отключения тока.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ людям, находящимся вне экскаватора, приближаться к машине и касаться ее.
2.1.15. При погрузке грунта в автомашины не проносите ковш над кабиной водителя. Если над кабиной нет защитного устройства, водитель при погрузке должен покинуть автомобиль.
2.1.16. При движении над кузовом автомобиля ковш экскаватора не должен задевать ни кузова, ни находящегося в нем грунта. Для удобства разгрузки и уменьшения просыпания ковш следует подавать на разгрузку с боковой стороны кузова.
Для равномерного распределения грунта в кузове расстояние от плоскости борта до режущей кромки ковша должно составлять 1/3 ширины кузова.
2.1.17. Загрузку транспортных средств производите равномерно, чтобы избежать перегрузки заднего моста.
2.1.18. В случае аварии немедленно остановите дизель, повернув ключ включателя стартера против часовой стрелки до упора, и отключите «массу» аккумуляторов.
2.1.19 При парковке включите стояночный тормоз, расположите рабочее оборудование вдоль продольной оси экскаватора и опустите на землю, исключив самопроизвольное перемещение его при стоянке под действием собственного веса. Втяните штоки внутрь цилиндров, чтобы уменьшить коррозию. Не оставляйте без присмотра экскаватор с работающим двигателем или поднятым рабочим оборудованием!
2.1.20. ЗАПРЕЩАЕТСЯ передвижение экскаватора своим ходом при снижении давления воздуха в пневмосистеме ниже 0,5 МПа (5кгс/см2), что может привести к снижению эффективности торможения, и при давлении в системе гидроуправления ниже 2,0 МПа (20кгс/см2).
2.1.21. При переезде ковш должен быть расположен таким образом, чтобы обеспечить максимальный обзор и устойчивость. ЗАПРЕЩАЕТСЯ передвигаться с заполненным ковшом, производить рабочие операции и передвижение экскаватора поперёк крутых (свыше 5°) склонов, разгонять экскаватор при движении под уклон, а также двигаться на второй передаче под уклон свыше 7°.
2.1.22. Торможение экскаватора следует производить путем нажатия на педаль тормоза и снятием с педали управления ходом управляющего усилия. ЗАПРЕЩАЕТСЯ торможение реверсом. В экстренных случаях для остановки экскаватора можно тормозить рабочим оборудованием путем опускания его на землю.
2.1.23. Экскаватор снабжен аварийной системой рулевого управления, обеспечивающей управление движущейся своим ходом машиной при внезапной остановке двигателя. При этом поворот управляемых колес на заданный угол происходит при вращении рулевого колеса с возросшим усилием на ободе и при большем количестве оборотов. Управление не зависит от времени и количества ходов.
Проверка функционирования аварийного режима рулевого управления проводится на твердой горизонтальной площадке при неработающем двигателе. При вращении рулевого колеса должен осуществляться поворот колес.
2.1.24. Во время погрузки на трейлер и разгрузки с него экскаватор и транспортная платформа должны располагаться на ровной площадке. Застопорите транспортную платформу так, чтобы она не могла двигаться. Очистите платформу и шины от грязи, масла и других скользких материалов.
Надежно зафиксируйте экскаватор на платформе во избежание непреднамеренных движений во время транспортирования. Подложите под колеса упоры и закрепите экскаватор на платформе растяжками.
Необходимо использовать транспортные платформы достаточной прочности и должной высоты, с малым углом наклона.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 ..
zinref.ru
Основные правила техники безопасности при земляных работах — Земляные работы
При приближении к линиям действующих подземных коммуникаций — электрокабелей, напорных трубопроводов, газопроводов и др.— пользование ударными инструментами (ломами, кирками, клиньями
и т. п.) запрещается. Разработка грунта вблизи электрокабелей находящихся под напряжением, допускается только при помощи землекопных лопат и без резких ударов.
При выбрасывании грунта из котлованов и траншей с перекидкой по уступам ширина (глубина) последних должна составлять не менее 0,7 м, а высота не более 1,5 м.
Работы в котлованах и траншеях, разрабатываемых с откосами (без креплений), подвергнувшихся увлажнению после полной или частичной отрывки грунта, допускаются только после принятия следующих мер предосторожности против его обрушения:
— тщательного осмотра перед началом каждой смены состояния грунта и искусственного обрушения грунта в местах нависей и трещин у бровок и на откосах;
— временного прекращения работ в выемке до осушения грунта при явной опасности обвалов;
— местного уменьшения крутизны откосов на участках, где работы в выемке являются неотложными;
— запрещения движения транспортных средств и механизмов вблизи от верхних бровок выемки.
При земляных работах на землеройных машинах необходимо соблюдать следующие основные правила техники безопасности.
При работе экскаваторов:
— экскаватор во время работы устанавливают на спланированной площадке, гусеницы подклиниваются;
— при использовании экскаваторов на автоходу под колеса ставят башмаки.
— Во время работы экскаватора запрещается: выравнивать площадки для его передвижения; изменять угол наклона
— стрелы с наполненным ковшом; регулировать тормоза при поднятом ковше; выполнять какие-либо подсобные работы со стороны забоя; находиться на призме обрушения забоя и в зоне разворота стрелы экскаватора, а также между снарядом и транспортными средствами; оставлять несрезанными козырьки в забоях;
— допускать людей под транспортер канавокопателя, выбрасывающего грунт;
— поворачивать драглайн при наборе грунта.
Путь для экскаватора должен быть спланирован, а на слабых грунтах усилен сплошным дощатым или брусчатым настилом.
При подготовке пути нижней бригадой экскаватора ковш отводят в сторону и опускают на землю. Передвижка экскаватора с наполненным ковшом запрещается.
Во время перемещения экскаватора стрелу следует устанавливать строго по оси хода и ковш должен находиться на высоте 0,5 м от земли.
При переходе через пути и искусственные сооружения (мосты, трубы и т. д.) в первом случае должны быть устроены сплошные настилы из брусьев или шпал, а во втором необходимо проверить прочность основных элементов сооружения (прогоны, настил и т. п.).
Погрузку грунта на автомашины производят только через задний борт или сбоку.
При работе драглайна автомашину устанавливают так, чтобы кабина самосвала была вне радиуса разгрузки ковша.
Во время перемещения экскаватора стрелу следует устанавливать по направлению этого перемещения.
При прохождении экскаватора под электрическими проводами с напряжением в электролинии до 600 в расстояние от проводов до любой части экскаватора должно быть не меньше 1,5 м, а при более высоком напряжении — не менее 2 м
Чистку ковша экскаватора следует производить с разрешения машиниста и лишь во время остановки экскаватора. При работе скреперов:
— запрещается работа скреперами на уклоне выше 10°; интервалы между скреперными поездами должны быть не менее 20 м;
— при переездах ковш скрепера поднимают на высоту 0,35 .и; направление трактора при подъеме и спуске по откосу груженых скреперов должно быть нормально откосу;
— сцепка большегрузного скрепера с трактором должна быть жесткой.
При работе бульдозерами запрещается:
— подъем бульдозера при уклоне более 25°, а спуск с грузом по уклону более 35°;
— работа на косогорах с поперечным уклоном более 30°;
— оставлять бульдозер с поднятым отвалом при случайной остановке; выдвигать нож за бровку откоса при сбросе грунта под откос.
arxipedia.ru
Добавить комментарий